МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР СОГЛАСОВАНО на заседании Педагогического совета МКУ ДО «РЦДО» Протокол от 21.06.2023г. №5 ва Т.А 23г.№ 14 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «КЛУБ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Адресат: от 5 до 8 лет Срок реализации: 1 год, 72 часа Форма обучения: очная Автор – составитель: Уришева Зурида Замировна, педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже, 2023г. l. Комплекс основных характеристик программы. Пояснительная записка Направленность: социально-педагогическая Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированная Общеразвивающая программа дополнительного образования детей по английскому языку «Клуб английского языка» разработана на основе следующих нормативных документов: Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность дополнительного образования 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Национальный проект «Образование». 3. Конвенция ООН о правах ребенка. 4. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». 6. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 7. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом необходимой помощи». 9. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 10. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 11. Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам». 12. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 13. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»). 15. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). 16. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»). 17. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). 18. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 19. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 20. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». 21. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании». 22. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике». 23. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». 24. Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР». 25. Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896 «Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные)». 26. Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324 «Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ». 27. Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района. Направленность программы: Дополнительная общеразвивающая программа кружка “Клуб английского языка” по содержательной, тематической направленности является; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – групповой. Построение дошкольного образования по программе нацелено на достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно полное эмоциональное благополучие, и счастливую жизнь каждого ребенка. Актуальность. В современной жизни возросла значимость изучения иностранного языка. Сейчас изучение иностранного языка в школе начинается уже со второго класса. Столь раннее начало обучения пугает родителей и даже учителей. Новые учебники предъявляют высокие требования к 5-8 летним малышам. Новизна. Программа нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение детей к культуре, традициям англичан, расширяет представления у детей о стране изучаемого языка, знакомит с английскими стихами и песнями, играми, в которые играют их зарубежные сверстники. Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Выполнение программы определяет целый комплекс воспитательных, развивающих, обучающих целей. Основой для достижения этих целей является практическое овладение иностранным языком. Педагогическая целесообразность состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для максимального раскрытия индивидуального и творческого потенциала детей, выявление и развитие их лингвистических и специальных способностей с целью их дальнейшего самоопределения в образовательно-познавательном пространстве систем дополнительного образования. Адресат – дети от 5 до 8 лет. Детский возраст 5 – 8 лет выделяется как наиболее подходящий (как в физиологическом, так и в психологическом плане) для начала любой деятельности. В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд. Начальный этап обучения опирается на особенности развития детей 5-8 лет. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение детей к культуре, традициям англичан, расширяет представления у детей о стране изучаемого языка, знакомит с английскими стихами и песнями, играми, в которые играют их зарубежные сверстники. Срок реализации –1 год, 72 часа. Режим занятий: продолжительность учебного часа – 25-30 минут, перерыв 10 минут. Наполняемость группы: 10 – 12 детей. Численный состав групп может варьироваться в зависимости от спроса и желания учащихся в освоении данной программы предполагаемый состав группы – разновозрастное, независимо от наличия способностей и имеющие определенную степень сформированности интересов и мотивации к изучению английского языка. Для обучения принимаются все желающие от 5 до 8 лет не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Набор детей в объединение проходит на основании заявления. Форма обучения: очная Форма занятий: При проведении занятий используются следующие формы работы: игра; общение с взрослыми и сверстниками; экспериментирование; познавательно – исследовательская деятельность; изобразительная деятельность; художественно – театральная деятельность. Цель и задачи программы Целью обучения иностранному языку в детском саду я ставлю реализацию творческого потенциала детей к овладению иноязычной речью. Это предполагает не только и не столько усвоение слов, умение говорить на языке, сколько восприятие иноязычной речи в целом. Задачи: предметные: • познакомить с буквами английского алфавита; • познакомить с некоторыми названиями животных, еды, мебели на английском языке; • сформировать исходную базу для развития речевых способностей; • дать знания о иноязычных праздниках, традициях, иностранных словах, вошедшими в русский язык и др.; • научить произнесению звуков на английском языке, фразам приветствия и прощания, некоторым словосочетаниям; • научить счету до10 на английском языке; метапредметные: • Способствовать расширению с помощью английского языка представлений учащихся об окружающем его мире и о языке как средстве познания и общения. • Развить память и внимание, необходимые для изучения иностранного языка; • Развить фантазию, изобретательность инаходчивость в процессе игр и диалогов; • Развить интерес к английскому языку и культур и других стран. личностные: • Воспитать у учащихся устойчивый интерес к изучению нового языка; • Воспитать у учащихся желание и умение войти в мир иной культуры; • Воспитать нравственные качества, необходимые для умения работать в коллективе (доброжелательность друг к другу, терпимость, вежливость и др.); • Воспитать внимательность, умение концентрироваться на задании педагога. Учебно-тематический план. № п/п 1. 2. Название раздела, темы 4. Вводноезанятие Произнесениезвуков Фразы приветствия прощания Животные 5. 3. и Количество часов Формы контроля/ всего теория практика промежуточной аттестации 1 0,5 0,5 Игры на звукоподражание 5 0,5 4,5 2 0,5 Игра «Паровозик» 1,5 6 2 4 Цвета 6 2 4 6. 7. Буквыалфавита Счетдо10 8 4 1 3 8. Прилагательные 3 1 2 9. 6 1 5 4 1 3 Игралото «Накопитель» 4 1 3 Игра«Моякомната» 12. 13. Еда Словосочетание «Have yougot…» Словосочетание«Where is…» Семья. Видымебеливкомнате Опрос Раскраски «Цветоваяпалитра» Тест Аудирование Раскраски «Цветоваяпалитра» Игра«Семья» 6 6 1 2 4 4 14. Спортивныеигры 7 1 6 15. Контрольноезанятие 2 0 2 10. 11. Итого: 72 1,5 18 6,5 Тестировние Ритмическая разминка в командах Спектакль 54 - СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ 1. Вводноезанятие.-1ч Теория: Задачи учебного года. Инструктаж по охране труда. Практика: Игра «Давайте познакомимся». Игра «Путешествие на пароходе в Англию». 2. Произнесениезвуков.-5ч Теория: Фонетическая сказка о приключениях язычка. Понятие алфавит. Произнесение звуков[t], [d], [l], [n],[s],[z] и др. Практика: Изучение песенки «Алфавит». 3. Фразыприветствияипрощания.-2ч Теория:Знакомство.Фразы:Здравствуйте,досвидания,доброеутро,добрыйвечер.ЗнакомствоWh atisyourname? Mynameis…. Практика:Разучиваниепесенки«Goodbye»«Whoareyou?».I’mMikeI’mJane?Рифма «Goodbye!».Разыгрываниемини-диалогов. 4. Животные.- 6ч Теория: Зоопарк. Названия животных. Структура Whatisthis?It’sa…Мои любимые животные: acat, abear, afox, abat, adog, afrog. Практика: Лото «Животные». Объединение рифмующихся слов(adog, аfrog)(abat a cat).Игра «Isitafrog? »Yes, it is /Noit isn’t 5. Цвета.- 6ч Теория: Цвета и краски. Новый лексический материал:white,black,brown,green, red, blue. Практика: Разучивание песенки процвета,рисуемрадугу.Игра«Let’sdraw»Описание картинок. 6.Буквы алфавита.- 8ч Теория: Буквы и звуки. Песенка. The Song “ABC” Практика: Закрепление и повторение лексического материала. Разучивание новогодних и рождественских песен и стихов. Песенка. The Song “ABC”. 6. Счетдо10. – 4ч Теория: Числа от 1до10(one, two, three, four, five и т.д.) Практика: Изучение стихотворения о цифрах. Найди и сосчитай животных, напиши цифру. 7. Прилагательные. - 3ч Теория: Прилагательные:good, bad, little, big, nice и т.д. Практика: Словосочетания с прилагательными. Разучивание рифмовки «Little Kate» 8. Еда.- 6ч Теория. Словосочетание «Что ты любишь?»-«Do you like…» Практика: Повторение за педагогом простых предложений с «Do you like…». Игра «Мое кафе». 9. Словосочетание «Have you got…».- 4ч Теория Структура произношения «Have you got…» Практика Составление вопросов и ответов. 10. Словосочетание «Whereis…». – 4ч Теория: Словосочетание «Whereis…» Практика: Повторение за педагогом словосочетаний. 11. Семья.- 8ч Теория: Моя семья. Family. Большая и маленькая. Практика: Члены семьи: mother, father, sister, brother, grandmother, grandfather, aunt, uncle, girl, boy, son, daughter, live, love. Составление мини-диалогов на тему «Семья» 13Мебель.- 6ч Теория: Виды мебели в комнате (achair,atable,abed) Практика: Игра–лото «Названия мебели». Закрепление материала большой и маленький, цвет предмета. Закрепление словосочетания What isthis? It’s a table. 14. Спортивные игры. – 7ч Теория: Структура «Let`splay…..». Глаголы движения. Команды.Standup! Sitdown! Let’ssing! Практика: Игра «Веселый мячик»(вопрос-ответ).Учимся делать зарядку на английском языке. 15. Контрольное занятие. Практика: Аудирование, тестирование, инсценировка сказки на английском языке. 16. Итоговое занятие. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, получаемые учащимися в результате освоения программы первого года обучения Предметные: знание: алфавита, букв и звуков изучаемого языка; названия некоторых животных, еды, мебели на английском языке; особенностей интонации основных типов предложений; названий страны/стран изучаемого языка, их столиц; имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны/стран изучаемого языка; умения: аудирование: понимать на слух речь педагога, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность; говорение: участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие); расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто?что?где?когда?)и отвечать на вопросы собеседника; кратко рассказыват о себе, своей семье, друге. Метапредметные: использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для устного общения с носителями английского языка в доступных пределах; Личностные: дружелюбного отношения к представителям других стран; уметь преодолевать психологический барьер в использовании английского языка как средства общения. Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Год обучения Дата начала Дата окончания Всего обучения по обучения по учебных программе программе недель Количество Режим занятий учебных часов 1-ый 01.09.2023 72 31.05.2024 36 1 раз в неделю по 2 часа Условия реализации программы Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета, с учетом соблюдения правил безопасности и СанПин. Кадровое обеспечение. Занятия может вести педагог, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику организации дополнительного образования, имеющий среднеспециальное или высшее педагогическое образование и практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей. Материально-техническое обеспечение: Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется на базе МКОУ «СОШ с.п. Совхозное». Кабинет для занятий. Парта – 7-8 Стулья 14-16 Перечень оборудования, инструментов и материалов: • компьютер (ноутбук); диски с песенками и мультипликационными фильмами на английском языке; • тематические картинки, таблицы, карточки, плакаты. Метод работы. Главной целью обучения английскому языку в дошкольном образовательном учреждений является создание естественной положительной мотивации к изучению языка. Дети играют в английский язык: прыгают, бегают, танцуют, поют и смеются. Это очень важно, т. к. эмоциональное настроение дошкольника тесно связано с познавательными процессами. Занятия проводятся во внеурочное время 1раз в неделю во второй половине дня. На каждом занятии используются разнообразные приемы обучения и задания, что позволяет поэтапно формировать речевые умения и навыки. Имитативный путь усвоения является основным способом обучения ребенка произношению звуков английского языка. В обучении произношению можно выделить 3 этапа: • слушание звука; • узнавание звука; • воспроизведение звука; Алгоритм работы над звуковой культурой речи: • Аудирование звука (слова, словосочетания, предложения): • Наблюдение за движением и позицией губ, языка учителя; • Хоровое повторение 2-3 раза; • Индивидуальное повторение после учителя; • Самостоятельное индивидуальное произношение; • Хоровое воспроизведение ударения, ритма, интонации (при работе над предложением); • Индивидуальное воспроизведение ударения, ритма, интонации; Примерная схема работы над активизацией лексики: • Учитель показывает картинку или игрушку, а дети хором повторяют. Затем ребенок называет слово. Работа идет по цепочке от ребенка к ребенку. Учитель внимательно следит за произношением. Заканчивается упражнение хоровой работой; • Дети здороваются с игрушками-животными; • Дети достают игрушки из «чудесного мешочка» и называют их; • Детям предлагается назвать ряд картинок. Каждый правильный ответ-фишка; • Игра «What ismissing?» Учитель убирает одну из картинок - дети отгадывают; • Дети дают команды животным – игрушкам; • Дети запоминают слова, угадывая, какие звуки издают животные; Алгоритм разучивания стихов, рифмовок, песенок: • Аудирование с опорой на наглядность; • Поиск детьми знакомых слов; • Отработка новых слов и фраз; • Ответы на вопросы; • Повторение текста вместе с детьми; • Самостоятельное хоровое исполнение детьми песни; • Индивидуальное исполнение каждым ребенком. Таким образом, отрабатывая лексику песенок, рифмовок происходит введение ее в диалоги. Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, поддерживая диалог. Дети учатся вести монолог, рассказывая о семье, игрушках, животных. Для этого используются игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, пальчиковые и др. Дети разучивают сценки из сказок, показывают сказки с помощью драматизации, рисуют картинки к прочитанным сказкам. Этотакиесказкикак «Little house in the wood», «Puff ball and his friends”», «Goldilocks and the three bears”,” A little mermaid”. Дети получают возможность практической реализации своих знаний языка, повышается интерес к изучению языка. Учебно-методическое и информационное обеспечение • аудиоматериалы • видеоматериалы • интернет источники • разнообразный информационный материал по темам, предусмотренным программой для наилучшего усвоения учебного материала и формирования положительной мотивации к изучению английского языка. • разработки игр; • тестовый материал. • Н.В.Чанчикова. Английский для малышей. Изд-во «Стайл». Санкт-Петербург, 2009 – 160 с. • Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 2009. • З. Голубкова Г.Б. Учимся вместе. Пособие по английскому языку для детей до 10 лет и их родителей. Санкт-Петербург, 2010 • Л.С.Кочетова. Изучаем английский. Изд-во «Стайл». Санкт-Петербург, 2011- 144 с. • Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 2009 • И.А.Шишкова, М.Е. Вербовская под ред. Н.А.Бонк. Английский для малышей. Изд-во РОСМЭН-ПРЕСС,2008. • http://www.english.language.ru/ - английский язык • http://www.homeenglish.ru/ - английский язык • http://www.native-english.ru/ - английский онлайн • http://www.native-english.ru/topics • http://www.alleng.ru/english/engl.htm • http://ciospbappo.narod.ru/predm/predmet/English/CIO.htm Формы контроля Игры на звукоподражание, Игра «Паровозик», Опрос, Раскраски«Цветовая палитра», Тест, Аудирование, Раскраски«Цветовая палитра», Игра «Семья», Игра лото «Накопитель», Игра «Моя комната», Тестирование, Спектакль Контроль обучения. Контроль уровня обученности, знаний, умений и навыков дошкольников по английскому языку не имеет ярко выраженной формы. Контроль может быть текущим, промежуточным и итоговым. Весь контроль рекомендуется проводить в игровой форме. Текущий контроль осуществляется учителем на каждом занятий. Предлагаются следующие критерии оценивания знаний ребенка: • высокая мотивация, • активность, • правильность произношения, • внимательность, лексика - грамматическая правильность высказывания. Текущий контроль осуществляется с целью коррекции. Оценочные материалы - Карточки - Опросник - Тест Критерии оценки Диагностическое исследование уровня воспитанности № п.п. Показатели воспитанности Признаки проявления Ярко проявляются Проявляют Слабо проявляются Непроявляю тся (4 баллов) 1 Отношение занятиям к 2 Отношение заданиям (поручения м) 3 Дисциплина Прилежно занимается охотно помогает детям к и Выполняет добросовестно и добровольно, переживает за коллектив Соблюдает дисциплину и правила поведения, призывает к этому других детей в коллективе ся (3 баллов) Занимается прилежно, но помогает только тогда, когда Попросят или поручат Выполняет , но о коллективе не заботится Сам соблюдает, но детей к этому не призывает (2 баллов) (1 баллов) Проявляет прилежание под Контролем педагога или родителей Непроявляет прилежания Выполняет тогда, когда ждет похвалу и линаграду. Успехи и неудачи Коллектив а не волнуют Соблюдает под контролем педагога или родителей Относится недобросове стно, часто подводит коллектив Не дисциплинир ован Диагностическая карта уровня воспитанности учащихся в Педагог __________за_________период № п.п. 1. 2. 3. 4. 5. Ф.И. учащегося Отношение к занятиям группа Отношение к заданиям (поручениям) Дисциплина Список литературы: 1. Н.В.Чанчикова. Английский для малышей. Изд-во «Стайл». Санкт-Петербург, 2009 – 160 с. 2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 2009. З. Голубкова Г.Б. Учимся вместе. Пособие по английскому языку для детей до 10 лет и их родителей. Санкт-Петербург, 2010 4. Л.С.Кочетова. Изучаем английский. Изд-во «Стайл». Санкт-Петербург, 2011- 144 с. 5. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 2009 6. И.А.Шишкова, М.Е. Вербовская под ред. Н.А.Бонк. Английский для малышей . Изд-во РОСМЭН-ПРЕСС,2008. Электронные ресурсы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. http://www.english.language.ru/ - английский язык http://www.homeenglish.ru/ - английский язык http://www.native-english.ru/ - английский онлайн http://www.native-english.ru/topics http://www.alleng.ru/english/engl.htm http://ciospbappo.narod.ru/predm/predmet/English/CIO.htm