МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета МКУ ДО «РЦДО» Протокол от «25» июня 2024 г. №4 Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Адресат: 6-10 лет Срок реализации:1 год, 72 часа Форма обучения: очная Автор – составитель: Пономарева Татьяна Ивановна - педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже 2024 год Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Направленность программы: естественно-научная Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Макро-экологическая программа естественно-научного направления для младшего школьного возраста (6-10 лет) Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). 2. Национальный проект «Образование». 3. Конвенция ООН о правах ребенка. 4. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. №11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями). 8. Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 10. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 11. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 13. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 2 15. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 16. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»). 17. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями, по независимой оценке, качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). 19. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). 20. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». 21. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». 22. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об образовании». 23. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике». 24. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». 25. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике». 26. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеразвивающих программ»). 27. Постановление от 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей в муниципальном Зольском районе». 28. Устав ОУ. 3 Актуальность: Актуальность этой программы состоит в том, что она позволяет каждому ребенку познакомиться с миром окружающей его природы, её красотой и неповторимостью. Природа дает возможность понять многообразие ценностей природы, экологических взаимодействий между животными, растениями и человеком. Важнейшей функцией образовательной деятельности является формирования интереса к явлениям природы, экологическим взаимодействиям в природе, отношению человека к природе, к необходимости сохранять и умножать природные богатства -родного края в том числе. Через знакомство и приобщение детей к миру природы открывается простор для последующего совершенствования знаний о взаимодействиях в окружающем мире. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Дополнительные к школьной учебной программе знания по экологии, практические экологические первичные исследования, экскурсии дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах, выставках и природоохранных акциях. Новизна: заключается в самом содержании, методических формах работы, стремление изучать проблему углубленно, расширенно, в пределах занятия в экосистемном подходе к изложению учебного материала, широком использовании интерактивных методов обучения и разнообразных форм освоения учебного материала. Кроме того, программа предусматривает осознанное участие обучаемых в практических природоохранных акциях. Использование регионального компонента. Отличительные особенности: Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа способствуют развитию нестандартного мышления, что даёт подготовку к участию в предметно-олимпиадном движении. Программа предусматривает получение навыков в научно-исследовательском проектировании, а это возможность проявить самореализации и возможности профессионального ориентирования. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность обучающимся познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам к активной деятельности по охране окружающей среды. Педагогическая целесообразность: Указанные инновационные и креативные методы и подходы обучения, используемые в программе «Увлекательная экология», направлены на повышение эффективности образовательного процесса в соответствии с основными положениями концепции образования в стране. Происходит приобретение углубленных знаний макроэкологического содержания, прививается любовь к окружающему миру. Компетенции, усвоенные учащимися в ходе изучения материалов программы, пригодятся в их дальнейшей жизни и получении новых знаний. Кроме этого, программа направлена на социальное и патриотическое воспитание. Адресат: программа рассчитана на возрастную категорию детей от 6 до 10 лет. Срок реализации: 1 год,72часа. Режим занятий:1 раз в неделю по 2 часа Наполняемость группы: 15-18 чел. Форма обучения: очная. 4 Формы занятий: - групповая, организация парной работы; -фронтальная (обучающиеся синхронно работают под управлением педагога); - индивидуальная. Цель программы: Формирование экологического мышления обучающихся посредством учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности. Задачи: Личностные: - воспитать положительные качеств личности учащегося (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, общаться с товарищами, с педагогом); - воспитать ценностное отношение к здоровью; - воспитать ответственности к себе и окружающим; -воспитать умение и желание доводить начатое дело до конца. Предметные: - познакомить учащихся с разнообразием флоры и фауны родного края; - познакомить с основами знаний в области экологии; - сформировать чувство бережного отношения к природе и культуре родного края; - познакомить с основными видами декоративно-прикладного творчества; - расширить и углубить знания о различных видах деятельности человека; - научить решать нестандартные ситуационные задачи по теме, уметь работать с различными информационными источниками. -приобщить к начальным формам исследовательской деятельности; Метапредметные: - развить мелкую моторику рук; - развить у учащихся эстетические чувства и умение любоваться красотой природы через знакомство с художественной литературой, в ходе экскурсий, просмотров презентаций, изготовление поделок; -развить способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению, -научить самостоятельно находить в книгах и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа, - выявить одаренных детей с последующим их привлечением к выполнению индивидуальных исследовательских работ. 5 Учебный план № п/п 1 Наименование раздела, темы Всё в природе взаимосвязано. Человек – часть природы. 1. Взаимодействие организмов между собой и с неживой природой; влияние человека на живую и неживую природу. Знакомство с понятием экология, что это? Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности. 2.Проблемы нашего дома: планеты, места, где мы живем. «Вторая жизнь вещам». Количество часов Формы аттестации и контроля всего теория практика 12 4 8 Входное тестирование с помощью беседы и опроса. 2 Беседа. Опрос. Результаты исследовательских проектов, докладов. Викторины. Тесты 2 1.«Лес – сообщество животных, растений и людей» Что такое лес? Взаимосвязи и видовое разнообразие. «Лес наш друг. Писатели о лесе. Картины художников» 1.Конкурс рисунков и фотографий: «Природа и мы». 2 2 2. «Наблюдение за объектами живой и неживой природы». Определение видовой принадлежности деревьев и кустарников. Экскурсия к пойме р.Золка и озера. Эко-патруль. 2.«Установка лесоохранных знаков». Изготовление природоохранных знаков. Сбор материалов для поделок из природного материала. 2 Прогулки по родному краю. «Моя малая родина – КБР». 1.Знакомство с картами России и КБР. Моя малая родина КБР. Выставка поделок и исследовательских проектных работ. По результатам участия. Визуальный контроль. Визуальный контроль. 2 Педагогичекий контроль 2 Педагогичекий контроль. Визуальный контроль 22 8 2 14 Промежуточное тестирование Беседа. 6 Географическое положение, история возникновения, климатические условия, температурный режим и т.д. Тестирование(Викт орины). 1.«Предки и быт народов Кавказа». Практическая работа: Краеведческие изыскания «История моего поселка». 1. Экскурсия в музей Зольского района. 2.Значимые места поселка. Курган. Памятники. 2. Экологические проблемы КБР: загрязнение атмосферы, водных объектов и т.д. Пути их решения. Видео. 2.Проект по сбору мусора 2 2 2 Беседа. 2 2 3.Экопатруль. «Чистый мир» Опрос. По результатам представленных материалов. Педагогический контроль. Беседа. Опрос. 2 3.Практическая работа. «Экологические тропы и паспорт» Составление экологического паспорта. Визуальный контроль. По результатам участия По итогам работы. 2 Рисунки. Проекты. 3 4. В гости к водоему и полю. Почвы сельской местности. Обзорная история сельского хозяйства в КБР от старины до наших дней. Видео. 3. Животный мир природных зон. Животный мир КБР Растительный мир природных зон. Богатство растительного мира КБР. Заповедные места. 4. Водные ресурсы КБР и Кавказских Минеральных вод. -«Путешествие с Кап Капычем» эко-проект Удивительный мир природы: близкое и далекое. 1. «Экзотические растения». Арахис, кунжут и другие. Кофе, шоколад. Кондитерские изделия. Кондитерское производство. Цитрусовые – места произрастания, виды, использование. Всё о чаепитии. Чай и его производство. Проектная деятельность. Миниконференция. 2. Экзотика на нашем столе (валеология). Панно. Лепка. Рисунки. Игры. Беседаопрос. 2 Загадки. Викторины. 2 Педагогический контроль 2 8 4 4 По результатам участия в обсуждении и выставке 2 2 2 Визуальный осмотр По результатам мини-конференции. Выставка творческих работ. 7 4. 5 1. 7 чудес света –виртуальные экскурсии. Необычные растения и животные мира. Викторины.Тесты. Домашние питомцы. 1. «Разнообразие пород собак и кошек». 2ч. История. Повадки. Уход. Викторина. «Зоопарки мира». Значение. Викторина. 2. «В ответе за тех, кого приручили». Видовой обзор. Пословицы и поговорки. Проект «Мой домашний зоопарк». Лепка. Рисунки. Фото. Рассказ. Растения в нашем доме. Лекарственные растения на территории РФ и Северного Кавказа. Народная медицина КБР. 1. Комнатные растения и их роль в жизни человека. Многообразие комнатных растений. Легенды и предания о цветах. Цветы и живопись. 1. Экскурсия в библиотеку. Ознакомление и работа с литературными источниками о комнатном цветоводстве. Поиск информации, составление викторины и презентации «История комнатных растений». 1.Видео-фото выставка лекарственных растений «Наш зеленый доктор». 2. «Осторожно, опасность!»-ядовитые представители флоры и фауны. 2.Работа с определителем. Растения нашего региона; поселка. 3. Народная медицина КБР. История. Использование злаковых в лечении. 2. Экскурсия в цветочный магазин и фито-аптеку. Видео. 3. Экскурсия к пойме реки и парковую зону. «Первоцветы». 3. Альбом «Зеленая аптека». Фото, рисунки, гербарий. Описание. Тесты. «Национальная кухня народов Северного Кавказа и КБР» -старые и новые блюда. Польза. Особенности приготовления. 2 Турнир знатоков. 8 4 4 Обсуждение темы. 2 2 Викторина 2 Визуальный контроль 22 8 2 14 Беседа Беседа 2 Педагогический контроль активности. 2 Визуальный осмотр 2 2 2 Педагогический контроль Беседа 2 2 2 2 2 Итоговое тестирование По результатам деятельности 8 Итоговое занятие: «Жемчужина Зольского района» - тематическая экскурсия; видео-экскурсия. Всего: 2 72 28 Беседа. 44 Содержание учебного плана Раздел 1: Всё в природе взаимосвязано. Человек – часть природы. 12- часов. Теория: 4 1. Взаимодействие организмов между собой и с неживой природой; влияние человека на живую и неживую природу. Знакомство с понятием экология, что это? Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности. -2 ч 2. Проблемы нашего дома: планеты, места, где мы живем. «Вторая жизнь вещам». -2 ч. Практика:4 1.Конкурс рисунков и фотографий: «Природа и мы». -2 ч 2.«Установка лесоохранных знаков». -2 ч Изготовление природоохранных знаков. Поделки из природного материала. Экскурсии:4 1.«Лес – сообщество животных, растений и людей» - 2 ч Что такое лес? Взаимосвязи и видовое разнообразие. «Лес наш друг. Писатели о лесе. Картины художников» 2. «Наблюдение за объектами живой и неживой природы»-2 ч. Определение видовой принадлежности деревьев и кустарников. Экскурсия к пойме реки Золка и озера. Эко-патруль. Раздел 2: Прогулки по родному краю. «Моя малая родина – КБР». 22 часа Теория: 8 часов. 1.Знакомство с картами России и КБР. Моя малая родина КБР. Географическое положение, история возникновения, климатические условия, температурный режим и т.д. – 2ч. 2. Экологические проблемы КБР: загрязнение атмосферы, водных объектов и т.д. -2ч. Пути их решения. Видео. 3.Животный мир природных зон. Животный мир КБР Растительный мир природных зон. Растительный мир КБР Растительный мир КБР очень богат. Здесь растет около половины видов растений, произрастающих на всем Кавказе. 4. Водные ресурсы КБР и Кавказских Минеральных вод. -2ч. Практика: 6 1.«Предки и быт народов Кавказа». Практическая работа: Краеведческие изыскания «История моего поселка». -2 ч. 2. Проект по сбору мусора. -2ч. 9 3. Практическая работа. «Экологические тропы и паспорт» Составление экологического паспорта. Экскурсии: 8ч. 1. Экскурсия в музей Зольского района. -2ч. 2.Значимые места поселка. Черный Курган. Памятники. -2ч. 3.Экопатруль «Чистый мир». -2 ч. 4.. «Экологические тропы и паспорт». -2ч. В гости к водоему и полю. Обзорная история сельского хозяйства в КБР от старины до наших дней. Видео. Раздел 3. Удивительный мир природы: близкое и далекое. 8 ч Теория:4ч 1. «Экзотические растения». Арахис, кунжут и другие. Кофе, шоколад. Кондитерские изделия. Кондитерское производство. Цитрусовые – места произрастания, виды, использование. Всё о чаепитии. Чай и его производство. 2. Экзотика на нашем столе (валеология). Практика:2ч 1.Проектная деятельность. Мини-конференция. Экскурсии:2ч 1. 7 чудес света –виртуальные экскурсии. Необычные растения и животные мира. Раздел 4. Домашние питомцы. 8ч Теория:4ч 1. «Разнообразие пород собак и кошек». 2ч. История. Повадки. Уход. Викторина. 2. «В ответе за тех, кого приручили». 2ч. Видовой обзор. Пословицы и поговорки. Практика: 2 ч Проект «Мой домашний зоопарк». Лепка. Рисунки. Фото. Рассказ. Экскурсии: 2ч. «Зоопарки мира». Значение. Викторина. Раздел 5. Растения в нашем доме. Лекарственные растения на территории РФ и Северного Кавказа. Народная медицина КБР. 22 ч Теория:8ч 1. Комнатные растения и их роль в жизни человека. Многообразие комнатных растений. Легенды и предания о цветах. Цветы и живопись. 2. «Осторожно, опасность!»-ядовитые представители флоры и фауны. 3. Народная медицина КБР. История. Использование злаковых в лечении. 4. «Национальная кухня народов Северного Кавказа и КБР» -старые и новые блюда. Польза. Особенности приготовления. 10 Практика: 6ч 1.Видео-фото выставка лекарственных растений «Наш зеленый доктор». Игра – викторина «Зеленый доктор на подоконнике» 2.Работа с определителем. Растения нашего региона; поселка. 3. Альбом «Зеленая аптека». Фото, рисунки, гербарий. Описание. Экскурсии:8ч 1. Экскурсия в библиотеку. Ознакомление и работа с литературными источниками о комнатном цветоводстве. Поиск информации, составление викторины и презентации «История комнатных растений». 2. Экскурсия в цветочный магазин и фито-аптеку. Видео. 3. Экскурсия к пойме реки и парковую зону. «Первоцветы» 4. «Жемчужина Зольского района» - тематическая видео-экскурсия Планируемые результаты По окончании курса у учащихся Личностные - будут воспитаны положительные качеств личности (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, общаться с товарищами, с педагогом); - будут развиты навыки ценностного отношения к здоровью; - будет воспитано чувство ответственности к себе и окружающим; - будет развито умение и желание доводить начатое дело до конца. Предметные: - будут ознакомлены с разнообразием флоры и фауны родного края; - будут ознакомлены с основами знаний в области экологии; - будет сформировано чувство бережного отношения к природе и культуре родного края; - будут ознакомлены с основными видами декоративно-прикладного творчества; - будут расширены и углублены знания о различных видах деятельности человека; - будут обучены решать нестандартные ситуационные задачи по теме, уметь работать с различными информационными источниками. - будут приобщены к начальным формам исследовательской деятельности; Метапредметные: - будет развита мелкая моторика рук - будут развиты у учащихся эстетические чувства и умение любоваться красотой природы через знакомство с художественной литературой, в ходе экскурсий, просмотров презентаций, изготовление поделок; -будет развита способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению, -будут обучены самостоятельно находить в книгах и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа, - будут выявлены одаренные дети с последующим их привлечением к выполнению индивидуальных исследовательских работ. 11 Раздел II: Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Год обучения 1-й год обучения(стартовый) Дата начала учебного года 01.09. Дата окончания учебного года 31.05. Количество учебных недель Количество учебных часов в год Режим занятий 36 72 часа 2 часа 1 раз в неделю Условия реализации Кадровое обеспечение Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами, имеющими высшее или среднее профессиональное образование в области естественных наук, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности. Материально-техническое обеспечение Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется на базе МКОУ «СОШ№1» г.п.Залукокоаже и МКОУ «СОШ» с.Белокаменское. Имеется отдельное помещение (класс с посадочными местами и столами) и соответствует нормам СанПиНа. 1.Наглядные пособия: изобразительные наглядные пособия – «Растения», «Звери», «Птицы», «Насекомые», «Рыбы», муляжи, набор карточек «Домашние животные». Литература по тематике. 2.Экранно-звуковые пособия: Презентации, аудиозаписи, видеофильмы, видеоролики. 3.Учебно-практические пособия: альбом, цветной картон, ножницы, цветная бумага, цветные карандаши, краски, гуашь, стаканчики, пластилин, палитра. 4.Технические средства обучения: классная доска, мультимедийный проектор, компьютер, принтер. Формы аттестации / контроля • Входное тестирование с помощью беседы и опроса. Игры. Загадки. Викторины. • Выставка творческих и исследовательских проектных работ. По результатам участия. Визуальный контроль. • Промежуточное и итоговое тестирование. • Педагогический контроль активности. Формы отслеживания результатов: Оценочный материал: тест • Входное тестирование с помощью беседы и опроса определяет: - уровень базовых знаний по предмету, общее развитие; - умеет ли ученик передавать эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; -определяет осознанность стремления к освоению новых знаний и умений, 12 к достижению более высоких и оригинальных творческих и познавательных результатов. • Выставка творческих и исследовательских проектных работ. По результатам участия. Визуальный контроль. -соответствие заданной теме; -качество выполнения практического задания; - степень самостоятельности. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или грамота. • Промежуточное и итоговое тестирование. Промежуточная аттестация I полугодия показывает насколько хорошо ученик усвоил пройденное и готов ли изучать новые темы, предусмотренные дополнительной общеразвивающей программой. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Оценка промежуточной и итоговой аттестаций идет в процентном соотношении правильных ответов к заданному количеству вопросов: Низкий результат: до 30% Средний результат: 40%- 60% Высокий результат:70% -100% Педагогический контроль активности: -развитость практических навыков работы с программными материалами; - осмысленность и свобода использования специальной терминологии; - активность во время занятий; - участие в мероприятиях и проектных работах объединения; - достижения в конкурсах, фестивалях, олимпиадах разного уровня-районных, республиканских и других. Итоговая оценка достижений учащихся – вручение грамот. Критерии оценки: •Опрос. Викторина. Загадки. Турнир знатоков. -полнота и правильность ответа; -степень осознанности, понимания изученного; -языковое оформление ответа. • Критерии оценки. Выставка творческих и исследовательских проектных работ. -На первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания. -Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем? Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: -вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам; -текущий - проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме; 13 -рубежный - проводится после завершения изучения каждого раздела и необходим для закрепления знаний и умений; -итоговый - проводится после завершения всей учебной программы. Результативность: Результативность полученных знаний определяется при выполнении практических и исследовательских работ определенного уровня сложности по темам программы. Учебные результаты: Текущие результаты обучения отслеживаются по следующим направлениям: -Усвоение теоретической части программы; -Наработка практических навыков и умений; -Эколого-просветительская деятельность; -Исследовательская работа. Отслеживание ведется формами: собеседование, тестирование, наблюдение, индивидуальная и групповая работа. Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам: -приобретение практических навыков поведения в природе; -активная жизненная позиция детей; -экологическая грамотность, ответственность за свои действия; -разумное отношение к своему здоровью; -сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями; -способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию; -направленность личности в профессиональном выборе; -сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе; -выбор личных, жизненных приоритетов. Методическое и дидактическое обеспечение Методы работы Обучения: -словесный; -объяснительно-иллюстративный; -частично-поисковый; -исследовательско-проблемный; - использование мультимедийных средств и ИКТ; - ролевая игра; - экскурсия; - зачет по темам; - защита проектов и т.д. Воспитания: -мотивация; -поощрение; -убеждение; -стимулирование. Педагогические технологии: 14 Креативные методы обучения: По современным представлениям, развитие креативных способностей у детей - одна из принципиальных целей образования. -Метод «Если бы.». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится. -Метод образной картины воссоздаёт такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта бы сливаются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. Предлагая такое задание 2-3 раза в год, можно оценить изменения в картинах мира учащихся, внести необходимые коррективы в процесс обучения. -«Мозговой штурм» (А.Ф.Осборн). Основная задача метода - сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. -Метод разнонаучного видения. Изучение объекта с позиций разных наук и социальных практик позволяет найти новые грани проблемы и способы ее решения. Например, организуется одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта, для этого применяются методы разных наук – естественнонаучные, Инновационных методы обучения: Медико-ориентированные инновационные методы обучения: -использование в образовательном процессе информационных технологий; -применение педагогом принципов интеграции содержания образования; -развивающая направленность обучения; -дифференциация обучения; -внедрение в процесс обучения методов: -проектирования, программирования, проблемного и модульного обучения. - учебно-методическая и справочная литература - обучающие программы по экологии и биологии - Слайд-фильмы по темам занятий Оценочные материалы. Таблица. (Приложение) Форма организации учебного занятия. • соревнования и игры: КВН, викторина, турнир; • напоминающие по форме публичные выступления: конференция, дискуссия, диспут. • в форме мероприятий: выставки, акции, экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры. Дидактический и технологический материал: -раздаточный материал: карточки, тесты; технологические карты; -наглядный материал: презентации, видео- уроки, обучающие игры, рисунки, книжные альбомы с иллюстрациями: - цветная и белая бумага, клей карандаш, ножницы, набор цветных карандашей и фломастеров, линейка, картон, шаблоны. 15 Список литературы для педагогов 1. Александрова Ю. Н. Юный эколог. – Волгоград: Учитель, 2010. 2. Бианки, В.В. Рассказы и сказки / В.В. Бианки. – М.: Самовар, 2009. 3. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников. Начальная школа. - 2010 - № 5 4. Дагбаева Н. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета Воспитание школьников. - 2011 - № 1 5. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического Творчества. Начальная школа. - 2009 - № 12 6. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990. 7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / С.Н. Николаева. - М.: «Академия», 2012 8. Плешаков А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. – Москва: Просвещение, 2009. 9. Пришвин, М. Кладовая солнца 10. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. / Сост. Г.А.Фадеева. Волгоград: Учитель, 2011 Список литературы для обучающихся Литература, рекомендованная для совместного чтения родителей и детей: 1. Адамсон Дж. «Рожденная свободной» 2. Акимушкин И. «Причуды природы» 3. Андерсен Г.-Х. «Дюймовочка» 4. Бажов П. «Уральские сказы» 5. Бианки В. «Сказки из леса» 6. Бианки В. «Лесная газета» 7. Верзилин Н. «По следам Робинзона» 8. Даррелл Дж. «Рози, моя родственница» 9. Корецкая Т. «Окно в мир» 10. Плешаков А. «Зеленые страницы» 11. Пришвин М. «Кладовая солнца» 12. Сеттон-Томпсон «Рассказы о животных» 13. «Удивительный мир живой природы» (5 томов) 14. Хэрриот Дж. «И всех их создал Бог» 15. Хэрриот Дж. «Среди Йоркширских холмов» 16. Хэрриот Дж. «Собачьи истории» 17. «Что такое. Кто такой», т.1-3, М., издания разных лет; 18. Экзюпери А. «Маленький принц» (в сб. «Сказки зарубежных писателей») Интернет-ресурсы https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/08/31/v-pomoshch-roditelyaminternet-sayty-po-ekologii "В помощь родителям: интернет - сайты по экологии для детей". https://zooclub.ru/ Зооклуб https://www.apus.ru Портал о живой природе. http://www.zooclub.ru/ Энциклопедия о животных. Содержит информацию о животных по разделам. Сайтом ребёнок может пользоваться самостоятельно. http://unnaturalist.ru/ Юный натуралист. 16 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД к дополнительной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Адресат: 6-10 лет Срок реализации:1 год, 72 часа Форма обучения: очная Автор – составитель: Пономарева Т.И. - педагог дополнительного образования г. п. Залукокоаже 2024г. Цель программы: Формирование экологического мышления обучающихся посредством учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности. Задачи: Личностные: - воспитать положительные качеств личности учащегося (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, общаться с товарищами, с педагогом); - воспитать ценностное отношение к здоровью; - воспитать ответственности к себе и окружающим; -воспитать умение и желание доводить начатое дело до конца. Предметные: - познакомить учащихся с разнообразием флоры и фауны родного края; - познакомить с основами знаний в области экологии; - сформировать чувство бережного отношения к природе и культуре родного края; - познакомить с основными видами декоративно-прикладного творчества; - расширить и углубить знания о различных видах деятельности человека; - научить решать нестандартные ситуационные задачи по теме, уметь работать с различными информационными источниками. -приобщить к начальным формам исследовательской деятельности; Метапредметные: - развить мелкую моторику рук; - развить у учащихся эстетические чувства и умение любоваться красотой природы через знакомство с художественной литературой, в ходе экскурсий, просмотров презентаций, изготовление поделок; -развить способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению, -научить самостоятельно находить в книгах и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа, - выявить одаренных детей с последующим их привлечением к выполнению индивидуальных исследовательских работ. Планируемые результаты По окончании курса учащиеся Личностные - будут воспитаны положительные качеств личности учащегося (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, общаться с товарищами, с педагогом); - будут воспитаны ценностного отношения к здоровью; - будут воспитаны ответственности к себе и окружающим; - будут воспитаны умение и желание доводить начатое дело до конца. Предметные: - будут ознакомлены с разнообразием флоры и фауны родного края; - будут ознакомлены с основами знаний в области экологии; - будет сформировано чувство бережного отношения к природе и культуре родного края; - будут ознакомлены с основными видами декоративно-прикладного творчества; - будут расширены и углублены знания о различных видах деятельности человека; - будут обучены решать нестандартные ситуационные задачи по теме, уметь работать с различными информационными источниками. - будут приобщены к начальным формам исследовательской деятельности; 18 Метапредметные: - будет развито восприятия, мелкой моторики рук, мыслительных процессов; - будет развито у учащихся эстетические чувства и умение любоваться красотой природы через знакомство с художественной литературой, в ходе экскурсий, просмотров презентаций, изготовление поделок; -будет развита способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению, -будут обучены самостоятельно находить в книгах и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа, - будут выявлены одаренные дети с последующим их привлечением к выполнению индивидуальных исследовательских работ. 19 Календарно-тематический план № Дата занятия По По пл факту ан у 1 Наименован ие Раздела, темы К-во часов Всё в природе взаимосвяза но. Человек – часть природы. Содержание деятельности теория практика 12 4 8 2 1. Взаимодейс твие организмов между собой и с неживой природой; влияние человека на живую и неживую природу. . 2.Проблемы нашего дома: планеты, места, где мы живем. «Вторая жизнь вещам». 2 2 Форма аттестации Входное тестирование с помощью беседы и опроса. Беседа. Опрос. Результаты исследовательских проектов. Викторины. Тесты 1.«Лес – сообщество животных, растений и людей» Что такое лес? Писатели о лесе. Картины Выставка поделок и исследовательских проектных работ. 20 2 2 2 2 Прогулки по родному краю. «Моя малая родина – КБР». 22 8 2 1.Знакомств о с картами России и КБР. Моя малая родина КБР. 2 2 2 По результатам участия. Визуальный контроль. Визуальный контроль. Педагогичекий контроль Педагогичекий контроль. Визуальный контроль Промежуточное тестирование Беседа. Тестирование(Виктор ины). «Предки и быт народов Кавказа». «История моего поселка». Экскурсия в музей Значимые места поселка. Курган. Памятники. 2 2 1.Конкурс рисунков фотографий: «Природа и мы». 2. «Наблюдени е за объектами живой и неживой природы». 2.«Установк а лесоохранны х знаков». Изготовлени е 14 2.Экологиче ские проблемы КБР: Пути решения. Опрос. По результатам представленных материалов. Педагогический контроль. Беседа. Опрос. Беседа. Проект по сбору Визуальный контроль. 21 мусора Экопатруль. «Чистый мир» «Экотропы паспорт» Составление . В гости к водоему и полю. Обзорная история сельского хозяйства в КБР от старины до наших дней. Видео. 2 2 2 2 2 3 Удивительн ый мир природы: близкое и далекое. 8 2 Богатство животного и растительно го мира КБР. Заповедные места. Водные ресурсы КБР и Кавказских Минеральн ых вод. 4 4 «Экзотичес кие растения». Кондитерск ое производств о. Цитрусовые – Чай 2 Экзотика на результатам По итогам работы. Игры. Беседа-опрос. Загадки. Викторины. Педагогический контроль Визуальный осмотр По результатам участия в обсуждении и выставке Проектная деятельност ь. 2 По участия По результатам миниконференции. Выставка творческих 22 нашем столе (валеология ). Панно. Лепка. Рисунки. 2 4 Домашние питомцы. 8 4 2 «Разнообраз ие пород собак и кошек». Викторина. 2 2 Растения в нашем доме. Лекарственн ые растения РФ Народная медицина КБР. 22 7 чудес света – виртуальные Турнир знатоков. экскурсии. .Викторины. Тесты 4 Обсуждение темы. «Зоопарки мира». Значение. Викторина. Викторина Проект «Мой домашний зоопарк». Лепка. Рисунки. Фото. Рассказ. 14 Визуальный контроль «В ответе за тех, кого приручили» . Видовой обзор. Пословицы и поговорки. 2 5 работ. 8 Беседа 2 Комнатные растения и их роль в Беседа 23 2 жизни человека. Экскурсия в библиотеку. Цветы в живописи Видео-фото выставка «Наш зеленый доктор». 2 Педагогический контроль активности. Визуальный осмотр 2 «Осторожно , опасность!» -ядовитые представите ли флоры и фауны. .Работа с определител ем. Растения нашего региона; поселка. 2 2 2 2 2 Народная медицина КБР. История. Использова ние злаковых в лечении. Педагогический контроль Экскурсия в Беседа цветочный магазин и фито-аптеку. Видео. Экскурсия к Беседа пойме реки и парковую Викторина.Загадки. зону. Первоцветы Альбом «Зеленая аптека». Фото, рисунки, гербарий. 24 ОписаниеТе сты 2 «Националь ная кухня народов Северного Кавказа и КБР» 2 Всего: 72 часа 28часов Итоговое тестирование Итоговое занятие: «Жемчужин а Зольского района» 44 часов По результатам деятельности 25 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД к дополнительной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Адресат: 6-10 лет Срок реализации:1 год, 72 часа Форма обучения: очная Автор – составитель: Пономарева Т.И. - педагог дополнительного образования г.п.Залукокоаже 2024год 26 Цель воспитательной работы: Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе. Воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой духовно-нравственной личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Задачи воспитательной работы: Использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях. Направленность: естественно-научная Формы работы: очная, дистанционная (общение в родительских чатах). Планируемые результаты Приоритетные направления в организации воспитательной работы Гражданско-патриотическое формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа. Духовно – нравственное Духовно-нравственное воспитание формирует ценностные представления о морали, об основных понятиях этики, о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Спортивно-оздоровительное Физическое воспитание содействует здоровому образу жизни. Трудовое Трудовое и профориентационное воспитание формирует знания, выявляет творческие способности и профессиональные направления обучающихся. Воспитание познавательных интересов Воспитание познавательных интересов формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности. 27 Календарно-тематический план воспитательной работы творческого объединения «Увлекательная экология» на 2024-2025 учебный год № Направление воспитательной работы Наименование мероприятия Срок выполнени я ответственны й Планируемый результат 1 Гражданскопатриотическое воспитание 1. «Моя КабардиноБалкария» - ко Дню государственност и КБР и Дню знаний. сентябрь Пономарева Т.И. Воспитание сознательной любви к Родине, к истории становления КабардиноБалкарии. Пономарева Т.И. Экскурсия в музей Пономарева Т.И. Сформировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. Пономарева Т.И. Воспитание уважения к личности учителя и понимания значимости этой профессии. Пономарева Т.И. Развитие чувства ответственности за природосбережени е Пономарева Т.И. Воспитание уважения к старшему поколению. 2. Ко Дню адыгов «Адыги. История и современность». 3. День солидарности в борьбе с терроризмом 2 3. 4. Духовнонравственное Литературный монтаж «Учителям посвящается». Экологическое 1.«Чистый мир» акция. 2. Акция «Покорми птиц зимой!» Международный День синиц. Духовнонравственное октябрь ноябрь ноябрьапрель 1.«Славим возраст декабрь золотой» -подарки своими руками. 2.«Мамочка любимая моя!»акция. Ко Дню 28 5. Духовнонравственное 6. Эстетическое 7. Здоровьесберега ющие программы 8. Гражданскопатриотическое воспитание. 9. Эстетическое 10 матери «Мы вместе!» чтения, ко Дню людей ограниченными возможностями. «Письмо Деду Морозу» - акция декабрь Пономарева Т.И. Воспитание сострадания и ответственности. декабрь Пономарева Т.И. Воспитание добропорядочных чувств детей. Турнир эрудитов «Будь здоров!». январь Пономарева Т.И. Понимание здорового образа жизни. «Подвигом славны твои земляки». Беседа ко Дню защитников Отечества. «Весенний букет» - праздничная выставка к 8 марта. февраль Пономарева Т.И. Воспитание патриотизма, Значимость праздника. март Пономарева Т.И. Воспитание уважения к женщинам. Исследовательск ое «Звездный час» ко Дню Космонавтики апрель Пономарева Т.И. 11 Гражданскопатриотическое воспитание «Их подвиг бессмертен!» - ко Дню Победы. май Пономарева Т.И. 12 Экологическое «День Солнца» акция май Пономарева Т.И. Мероприятия совместно со структурами МВД и ПЧ-9. «Лето, солнце, сто фантазий». игровая программа. Мероприятия по планам вышестоящих структур в образовании. В течении года. Пономарева Т.И. Воспитание чувства гордости за успехи страны и науки. Воспитание патриотизма, Значимость праздника. Воспитание нравственности и понимания красоты. Основы жизненной безопасности. Закон и порядок. май-июнь Пономарева Т.И. Программа Каникулы. Здоровье и красота. В течении года. Пономарева Т.И. Создание ситуации успеха, творческая реализация. 13. Программа «Содействие» 14. Здоровьесберега ющие програмы 15. Экологическое, исследовательско е 29 Работа с родителями Приоритетными направлениями в работе с родителями учащихся творческого объединения стали следующие: -формирование у учащихся интереса к жизни, культуре, человеку как сложному, уникальному, неповторимому созданию; -поддержка физического здоровья учащихся; -познавательная сфера жизни учащихся; -семейное воспитание; -психолого-педагогическое просвещение; -повышение психолого-педагогических знаний родителей; -вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; -укрепление связей между педагогическим коллективом и семьей; -привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. 30 Календарно-тематический план работы с родителями творческого объединения «Увлекательная экология» на 2024-2025 учебный год № Направление воспитательной работы Гражданскопатриотическое воспитание. Наименование мероприятия 2. Организация совместной деятельности. 3. Консультации для родителей. 1 Срок выполнени я Сентябрь ответственны й Планируемый результат Пономарева Т.И. Классные руководители. Понимание необходимости совместного воспитание у детей сознательной любви к Родине, к истории. Помощь при организации и проведении мероприятий. В течении учебного года. Пономарева Т.И. Родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательнообразовательного процесса. «Педагог – ребёнок родители». Беседа. Май Пономарева Т.И. Подведение итогов и ознакомление родителей с итогами обучения по программе. Установочное родительское собрание совместно со школой. ПРИЛОЖЕНИЯ Оценочные материалы: № п/п Фамилия, имя учащегося Промежуточная(или итоговая) аттестация Форма аттестации Оценка уровня выполнения 31 Тесты (образец). Примерные вопросы к тесту «Почему мы часто слышим слово Экология» 7-9 лет А1. Отметь, чему нас учит экология. 1) выращивать цветы 2) заботиться о домашних животных 3) бережно относиться к природе 4) бережно относиться к людям А2. Вспомни дату Дня Земли. 1) 22 марта 2) 22 мая 3) 22 апреля 4) 22 июня А3. Выбери действие человека, которое не наносит вред природе. 1) прогулки по лесу 2) осушение водоёмов 3) вырубка деревьев 4) разведение костров В1. Подумай, какие животные страдают больше других от загрязнения водоёмов. 1) рыбы 2) звери 3) птицы 4) насекомые С1. Выбери действия по охране природы, которые могут совершать младшие школьники. 1) очищать воду в реках 2) собирать мусор в парках 3) подкармливать птиц зимой 4) строить скворечники для птиц Ответы на тест «Почему мы часто слышим слово Экология» А1-3 А2-3 А3-1 В1-1 С1-234 32