МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МКУ ДО «РЦДО» Протокол от «25» июня 2024 г. №4 Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Чистый мир» Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированная Адресат: 14-16 лет Срок реализации: 1 год, 72 часа Форма обучения: очная Автор – составитель: Кармова Арина Хусеновна, педагог дополнительного образования п. Залукокоаже 2024г. Раздел l. Комплекс основных характеристик программы. Пояснительная записка Направленность программы: естественнонаучная Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Нормативную правовую основу настоящей дополнительной программы «Чистый мир» составляют следующие документы: общеразвивающей - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Национальный проект «Образование»; - Конвенция ООН о правах ребенка; - Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»; - Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте Российской Федерации; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019 г. № 170 «Об утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»; - Федеральный закон от 13.07.2020г. № 189-ФЗ «О государственном и(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении информации» от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от26.08.2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел « Квалификационные характеристики должностей работников образования»; - Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» - Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -Постановление Главного государственного санитарного врача от28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил инорм СП 1.2.3685-21 « Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»; -Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее приказ № 629); - Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций; - Приказ Минпросвещения РФ от 05.08.2020г. №552/391 « Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; - Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 03.04.2015 г. № АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО»; - Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций»; - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании»; - Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике»; - Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2020 г. № 242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР»; - Приказ Минпросвещения Кабардино-Балкарской Республики от 18.09.2023г. № 22/1061 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР». - Постановление от 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей в Зольском муниципальном районе». -Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района. Актуальность программы «Чистый мир» заключается в том, что она направлена на формирование у учащихся стойкой мотивации для изучения окружающего мира, расширение знаний, формирование осознанного отношения к миру живой природы, развитие интереса к наукам, повышение образовательного уровня. Программа дает возможность учащимся выбрать свой путь, активно включаться в поиск новых знаний. В этом возрасте подростки осознано участвуют в исследовательской деятельности, создают и осуществляют свои проекты. Выступление на конкурсах, участие в олимпиадах разного уровня, является проверкой не только полученных теоретических знаний, но и их практического осмысления. Новизна программы заключается в интеграции естественно- научных и некоторых социально-гуманитарных знаний которые могут быть успешно (в полном соответствии с возрастными особенностями) решаться задачи биоэкологического образования и воспитания, формирования системы позитивных ценностей, идеалов взаимного уважения. Таким образом, создаѐтся прочный фундамент для дальнейшего развития личности. Программа обладает широкими возможностями для формирования у детей фундамента экологической и биологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить исследование в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Отличительная особенность данной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она является практико – ориентированной, знакомит с топографией, с основами ориентирования на местности , с основами почвоведения ,учащиеся учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Все образовательные разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практических навыков. Практические занятия предусматривают проведение в лабораторных и в полевых условиях. Теоретические занятия учат слушать, размышлять, анализировать услышанное и увиденное. Практические занятия – работать с простейшими приборами, реактивами, ставить определенные цели и планировать свою деятельность. Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие природных способностей учащихся, на применение полученных навыков в практической деятельности. Это имеет большое воспитательное значение, непосредственно воздействуя на чувства учащегося, формирует его личностные качества, активизирует умственные способности. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Адресат программы: учащиеся в возрасте от 14 до 16 лет. Срок реализации: 1 год, 72ч. Режим занятий: 2 часа в неделю (1 раз по 2 часа). Академический час –40 минут. Наполняемость группы:17-19 человек. Форма обучения: очная. Форма занятий: комбинированная. Занятия состоят из теоретической части (дискуссии, презентации) и практической части (наблюдение, исследования, лабораторные и практические работы). Цель программы: формирование у обучающихся научного мировоззрения и знаний в области экологии, практических навыков исследования окружающей среды и развитие интереса к изучению окружающего мира. Задачи Личностные: - Сформировать навыки жить в гармонии с самим собой и окружающиммиром; - обучить приемам конструктивного общения и поведения в социуме; - выработать понимание о необходимости бережного и уважительного отношения к своему родному краю. - развить умение работать в группе, участвовать в групповых дискуссиях. Метапредметные: - стимулировать стремление обучающихся к самостоятельной деятельности; - развить наблюдательность, умение строить предположения на основеполученных знаний; - развить умение анализировать полученные результаты, выделять главное; -развить умение организовывать свой труд, научить пользоваться различными источниками для получения дополнительной информации,оценивать полученную информацию; - сформировать положительную мотивацию и интерес к проектной деятельности. Предметные: -обучить различным методам проведения биологических исследований; -сформировать навыки планирования проектной деятельности; - сформировать навыки работы с библиотечным фондом; - расширить знания детей в образовательных областях биологии, геологии, топографии и экологии. Учебный план № Название раздела Количество часов Всего 1. Введение программу 2. теория практика Формы аттестации контроля в2 2 Иерархическая лестница растительного мира Лаборатория Роберта Гука 4 3 1 Тестирование, опрос. 12 4 8 Лабораторнаяработа. Практическаяработа. Тестирование.Опрос. 4. Основы развития живых организмов 14 4 10 Лабораторнаяработа. Тестирование 5. Почвоведение 14 6 8 Лабораторнаяработа. Практическаяработа. 6. Основы топографии 10 4 6 Тест Лабораторная работа. 7. Полевая практика 10 10 Тест. Лабораторная работа. Практическаяработа. 8. Конкурсы конференции 4 Презентация, практическая работа. Подведение итогов 3. Итого: и 6 Анкетирование,анализ. 2 72 25 47 . Содержание учебного плана 1. Теория - инструктаж по охране труда и технике безопасности. Биологические дисциплины .Определение биосферы, границы биосферы, особенности антропогенного влияния на развитие биосферы. Современное её состояние. Взаимное влияние организмов, создание и изменение среды обитания. Определение и классификация среда обитания. Особенности приспособленияорганизмов к среде обитания. 2. Иерархическая лестница растительного мира ( 4 часа) Теория. Основные принципы современной систематики растений. Признаки отдельных систематических группировок. Определение таксонов низших и высших растений- 3 часа. Практика. Тестирование по теме занятия -1 час. 3. Лаборатория Роберта Гука (12 часов) Теория. Наука цитология, как раздел биологии. История возникновения, основные методы научного познания. Увеличительные приборы. Микроскоп как прибор для изучения строения клеток растений, животных, бактерий и грибов. Клетка как пример живого организма- 4 часа. Практика. Лабораторная работа: «Строение клеток растений, грибов и животных». Приготовление и рассматривание растительных препаратов. Лабораторная работа: «Отличия клеток растений от клеток других организмов», тестовые задания - 8 часов. 4. Основы развития живых организмов (14 часов) Теория. Жизненные формы живых организмов. Разнообразие бактерий. Клубеньковые бактерии и их значение для плодородия почвы. Лишайники – пример симбиотических организмов-4 часа Практика. Лабораторная работа «Типы внешнего строения организмов как приспособление к экологическим условиям обитания». Практическая работа «Выращивание бактерии сенной палочки». Исследовательский проект «Изучение микрофлоры денежных знаков». Лабораторная работа «Плесневые грибы». Приготовление микропрепарата дрожжевых грибов. Значение бактерий и грибов в природе и жизни человека. Лишайники – пример симбиотических организмов. Практическая работа «Определение чистоты воздуха при помощи лишайников»- 10 часов. 5. Почвоведение ( 14 часов). Теория. Внутреннее строение Земли. Геологические процессы. Процесс образования почв, выветривание, эрозия почв. Охрана почв. Описание почв КБР. Общая характеристика типов почв КБР: горной, предгорной и равнинной части республики – 6 часов. Практика. Практическая работа: «Определение почвенной зоны»; лабораторная работа «Проведение почвенной вытяжки ( солевой и водной) ; лабораторная работа «Описание почвенного разреза» - 8 часов. 6. Основы топографии ( 10 часов). Теория. Определение топографической карты. Основные свойства топографической карты. Содержание топографической карты. Устройство компаса, работа с компасом – 4 часа. Практика. Практическая работа «Распознавание условных топографических знаков на карте»; решение задач на определение азимута – 6 часов. 7. Полевая практика ( 10 часов) Практика. Практические работы: «Глазомерная съёмка». «Маршрутная съёмка». «Глазомерная съемка предложенного участка местности». «Маршрутная съемка предложенного участка пути». «Обработка составленных планов местности». Работа с определителем по определению насекомых и растений. Решение топографических тестовых задач, решение карточек с заданиями по топографии, систематики и почвоведения- 10 часов 8. .Конкурсы и конференции (6 ч). Теория (2 ч): Экологические конкурсы в интернет пространстве. Работа с электронными сайтами, размещение информации о деятельности объединения. Создание папки по экологической безопасности. Практика (4ч): Подготовка к слёту юных экологов Планируемые результаты Личностные У обучающихся будут/ будет: -сформированы навыки жить в гармонии с самим собой и окружающиммиром; -сформированы навыки конструктивного общения и поведения в социуме; -сформировано понимание о необходимости бережного и уважительного отношения к своему родному краю. -развиты умения работать в группе, участвовать в групповых дискуссиях. Метапредметные У обучающихся будет развито/развита: -стремление к самостоятельной деятельности; -наблюдательность, умение строить предположения на основе полученныхзнаний; -умение анализировать полученные результаты, выделять главное; -умение организовывать свой труд, научиться пользоваться различными источниками для получения дополнительной информации, оценивать полученную информацию; -мотивация и интерес к проектной деятельности. Предметные Обучающиеся научатся: -различным методам проведения биологических исследований; -планировать проектную деятельность; -работать с библиотечным и музейным фондом; -использовать знания в таких областях как биология, геология, топография иэкология. Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условийреализации программы Календарный учебный график. Год обучения 1год (стартовый уровень) Дата начала учебного года 01.09 Дата окончания учебного года 31.05 Количество учебных Количество недель учебных часов в год 36 72 Режим занятий 1раз в неделю по 2 часа Условия реализации программы. Программа реализуется на базе МКОУ СОШ №2 с.п. Каменномостское. Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета, соответствующего санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности. Кадровое обеспечение. Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами, имеющими высшее или среднее профессиональное образование, а также прошедшими курсы повышения квалификации по профилю деятельности. Материально-техническое обеспечение. Для реализации данной программы необходимо иметь: - Компьютер – 1 шт. - Столы для учащихся; - Стулья; - Стол – тумба; - Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования,материалов; - Оборудование к игровым занятиям. - Мультимедийный проектор. - .Лупы, микроскопы. Формы аттестации/контроля. Входной контроль. В начале обучения по программе проводится анкетирование обучающихся. Текущий контроль. Осуществляется после изучения основных разделов программы и проводится в виде теста и устного опроса. Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за полугодие в виде отчетов по практическим работам. Итоговый контроль. По окончании обучения проводится в виде защиты исследовательской или проектной работы. Умения и навыки учащихся могут быть отслежены в системе практической деятельности учащихся по результатам выполнения исследовательских и проектных работ, отчётов по результатам практических работ. Выполнение намеченных образовательных результатов фиксируется по полноте и правильности выполнения заданий в представленных работах, выходу на более высокий уровень социальной активности и познавательной самостоятельности при их выполнении, по становлению экологической культуры обучающихся. В ходе работы используются следующие методы, приемы, средства и формы организации и контроля: № Формы организации Методы и приемы Возможный дидактический материал Формы контроля 1. Беседа - эвристический метод; Презентация, -метод устного изложения, плакат, позволяющий в доступной карточки, видео форме донести до обучающихся сложный материал Фронтальный и индивидуальный устный опрос 2 Игра - практический метод; - игровые методы; Правила игры Карточки с описанием ролей или заданий, Атрибутика игры Рефлексивный самоанализ; контроль и самооценка обучающихся 3 Лабораторная (практическая работа) - репродуктивный; - частично-поисковый Видео, презентация, плакаты, карточки с описанием хода работы, схемы сборки Взаимооценка обучающимися работ друг друга 4 Проект - исследовательский метод; - частично-поисковый (в зависимости от уровня подготовки детей) Презентация, видео, памятка работы над проектом Защита проекта, участие в научной выставке 5 Исследование -исследовательский метод Презентация, видео, описание хода исследования Конференция Критерии оценки отчетов по практическим работам: 1.Формулировка цели и задач практической работы (0-1 балл) 2.Описание методики исследования. (0-1 балл) 3.Наличие анализа данных, полученных в ходе практической работы. (0-1 балл) 4.Выводы и их обоснование. (0-1 балл) 5.Качество оформления отчета. (0-1 балл) ИТОГО: 5 баллов Критерии оценки экологического проекта и исследовательской работы: 1. Обоснование актуальности – 1 балл 2. Постановка цели и задач– 1 балл 3. Глубина проработанности– 1 балл 4. Практическая значимость– 1 балл 5. Обоснованность выводов– 1 балл 6. Качество оформления– 1 балл 7. Структура доклада при защите проекта или исследовательской работы – 1 балл 8. Убедительность рассуждений– 1 балл 9. Ответы на вопросы– 1 балл 10. Использование наглядных материалов– 1 балл ИТОГО – 10 баллов Уровни оценивания: От 12 до 15 баллов – высокий уровень освоения программы От 8 до 12 баллов – средний уровень освоения программы До 8 баллов – низкий уровень освоения программ Информационная карта освоения учащимися модуля. Название модуля, кол-во часов____________________________________________ Ф.И.О. учащегося______________________________________________________ Информационная карта № Параметры результативности освоения материала 1 2 Теоретические знания Практические умения и навыки Самостоятельность в познавательной деятельности Потребность в самообразовании и саморазвитии Применение знаний и умений в социальнозначимой деятельности Общая сумма баллов 3 4 5 Оценка результативности освоения раздела 5 -8 балл 8 -12 балла 12-15 балла (низкий (средний (высокий уровень) уровень) уровень) Информационная карта освоения раздела заполняется на основе результатов педагогического наблюдения, бесед, выполнения учащимися заданий на занятиях. Применение данной методики в долгосрочном периоде позволяет определить динамику личностного развития каждого подростка. Оценочные материалы Тесты, контрольные вопросы, презентации, маршрутные листы для проведения практических работ, технологические карты, анкеты, листы наблюдения для экспериментов. Виды учебной деятельности Все виды учебной и практической деятельности в программе направлены на освоение различных комбинаций технологий работы с информацией, компьютером, лабораторным оборудованием, программным обеспечением, сопутствующей документацией и методическими материалами: - решение поставленных задач; - просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов; - объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений; - анализ проблемных учебных ситуаций; - построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных; - проведение исследовательского эксперимента; - поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе; - выполнение лабораторных, исследовательских и практических работ; - подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации. Построение учебного занятия осуществляется с учетом создания и поддержания высокого уровня познавательного интереса и активности обучающихся, целесообразного расходования времени занятия; применения разнообразных педагогических средств обучения; личностно- ориентированного взаимодействия педагога с ребенком; практической значимости полученных знаний и умений. Для обучающихся по данной программе используется: лабораторное оборудование и инструментарий, демонстрационный материал (презентации), электронные образовательные ресурсы, а также раздаточный материал, наглядные пособия. Методическое и дидактическое обеспечение - методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый, исследовательский; проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.; активные и интерактивные методы обучения; социоигровые методы; - методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация; - педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии; индивидуального обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, разноуровнего обучения, проблемного обучения, ТРИЗ, игровой деятельности, коллективной творческой деятельности, технология критического мышления. - формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными людьми, диспут, защита проектов, игра, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, практическое занятие, презентация, семинар, тренинг, турнир, экскурсия, экспедиция, эксперимент. Список литературы для педагога. 1. Бауэр Э.С. Теоретическая биология / Э.С. Бауэр; Сост. и прим. Ю.П. Голикова; Вступ. ст. М.Э. Бауэр. — СПБ.: Росток, 2017. — 352 c. 2. Жегунов Г.Ф., Леонтьев Д.В., Щербак Е.В. Биология клетки. Физико- химические, структурно-функциональные и информационные основы. — М.: Ленанд, 2018. — 544 c. 3. Захваткин Ю. А. Биология насекомых. — М.: Либроком, 2021. — 392 c. 4.Камышева К.С. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие / К.С. Камышева. — Рн/Д: Феникс, 2018. — 281 c. 5. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности / Е.И. Тупикин. — М.: Academia, 2017. — 16 c. 6. Шустанова Т. А. Биология в схемах, таблицах и рисунках. Учебное пособие. — М.: Феникс, 2020. — 142 c. Список литературы для обучающихся: 1. Бухар М.И. Популярно о биологии. – М.: Альпина нон-фикшн, 2012. – 214с. 2. Жданов В. М. Занимательная биология. - М.: Медиа, 2017. – 194 с. 3.Кривинский А.С., Смородинцев А.А. Мир микробов. – М.: Медиа, 2018. –162 с. 4.Многообразие живой природы. Животные /сост. В.И. Сивоглазов. – М.:Дрофа, 2018. – 528 с. 4.Многообразие живой природы. Растения /сост. В.И. Сивоглазов. -2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 316 с. Интернет-ресурсы. 1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm—биологическое разнообразиеРоссии 2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF). Genetiku.ru: Библиотека о генетике. 3. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России 4. PaleontologyLib.ru: Палеонтология. 5. AnFiz.ru: Анатомия и физиология человека. МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР Рабочая программа на 2024-2025 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе «Чистый мир» Уровень программы: стартовый Адресат: 14-16 лет Год обучения: 1 год Автор: Кармова Арина Хусеновна, педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже,2024 год Цель программы: формирование у обучающихся научного мировоззрения и знаний в области экологии, практических навыков исследования окружающей среды и развитие интереса к изучению окружающего мира. Задачи Личностные: - сформировать навыки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром; - обучить приемам конструктивного общения и поведения в социуме; - выработать понимание о необходимости бережного и уважительного отношения к своему родному краю. - развить умение работать в группе, участвовать в групповых дискуссиях. Метапредметные: - стимулировать стремление обучающихся к самостоятельной деятельности; - развить наблюдательность, умение строить предположения на основе полученных знаний; - развить умение анализировать полученные результаты, выделять главное; - развить умение организовывать свой труд, научить пользоваться различными источниками для получения дополнительной информации, оценивать полученную информацию; - сформировать положительную мотивацию и интерес к проектной деятельности. Предметные: -обучить различным методам проведения биологических исследований; - сформировать навыки планирования проектной деятельности; - сформировать навыки работы с библиотечным фондом; - расширить знания детей в образовательных областях биологии, геологии, топографии и экологии. Планируемые результаты: Личностные У обучающихся будут/ будет: -сформированы навыки жить в гармонии с самим собой и окружающиммиром; -сформированы навыки конструктивного общения и поведения в социуме; -сформировано понимание о необходимости бережного и уважительного отношения к своему родному краю. -развиты умения работать в группе, участвовать в групповых дискуссиях. Метапредметные У обучающихся будет развито/развита: -стремление к самостоятельной деятельности; -наблюдательность, умение строить предположения на основе полученныхзнаний; -умение анализировать полученные результаты, выделять главное; -умение организовывать свой труд, научиться пользоваться различными источниками для получения дополнительной информации, оценивать полученную информацию; -мотивация и интерес к проектной деятельности. Предметные Обучающиеся научатся: -различным методам проведения биологических исследований; -планировать проектную деятельность; -работать с библиотечным и музейным фондом; -использовать знания в таких областях как биология, геология, топография иэкология. Календарно-тематический план № Дата занятия Наименование раздела Колич ество часов Содержание деятельности Теоретическая часть Практическая часть Форма аттестации 1 Раздел 1. Входная диагностика. 2 Теория - инструктаж по охране труда и технике безопасности. Биологические дисциплины. Определение биосферы, границы биосферы, особенности антропогенного влияния на развитие биосферы. Современное её состояние. Взаимное влияние организмов, создание и изменение среды обитания. Определение и классификация среда обитания. Особенности приспособления организмов к среде обитания. Установочная лекция. Анкетирование, анализ. 2 Раздел 2 2 Основные принципы современной систематики растений. Признаки отдельных систематических группировок. Тестирование, опрос. 1+1 Определение таксонов Тестирование по теме занятия низших и высших растений Практическая работа По факту По план у Иерархич еская лестница раститель ного мира (4ч) 3 Раздел 3 2 Наука цитология, как раздел биологии. История возникновения, основные методы научного познания. Презентация. Проблемная лекция.Опрос 2 «Строение клеток растений, грибов и животных». Презентация. Проблемная лекция.Опрос Практическая работа Основы развития живых организмо в (12ч) «Строение клеток растений, грибов и животных».. Приготовление и рассматривание растительных препаратов. «Отличия клеток растений от клеток других организмов» Строение клетки 2 2 2 4 Раздел 4 2 2 Лаборатория Роберта Гука(14 часов) 2 2 2 2 Жизненные формы живых организмов. Разнообразие бактерий. Клубеньковые бактерии и их значение для плодородия почвы. Лишайники – пример симбиотических организмов Лабораторная работа Лабораторная работа Тестовые задания Презентация. Проблемная лекция.Опрос Презентация. Проблемная лекция Лабораторная работа «Типы внешнего строения организмов как приспособление к экологическим условиям обитания». Практическая работа «Выращивание бактерии сенной палочки». Исследовательский проект «Изучение микрофлоры денежных знаков». Лабораторная работа «Плесневые грибы». Приготовление Практическая работа Практическая работа Практическая работа 2 2 5 Раздел 5 Почвоведение .(14 часов) 2 2 2 Внутреннее строение Земли. Геологические процессы. Процесс образования почв, выветривание, эрозия почв Охрана почв. Описание почв КБР. Общая характеристика типов почв КБР: горной, предгорной и равнинной части республики Практическая работа: «Определение почвенной зоны» Лабораторная работа «Проведение почвенной вытяжки ( солевой и водной) Лабораторная работа «Описание почвенного разреза» 2 2 2 2 6 Раздел 6 2 Основы топографии(1 0 часов) 2 2 микропрепарата дрожжевых грибов. Значение бактерий и грибов в природе и Практическая работа жизни человека. Лишайники – пример симбиотических организмов. Практическая работа «Определение Практическая работа чистоты воздуха при помощи лишайников» Презентация, лекция с применением обратной связи Презентация, лекция с применением обратной связи Презентация, лекция Определение топографической карты. Основные свойства топографической карты. Содержание топографической карты. Устройство компаса, работа с компасом Презентация, лекция Практическая работа, наблюдение Практическая работа, наблюдение Практическая работа, наблюдение Практическая работа, наблюдение.Тест. Лекция с применением обратной связи.Тест. Практическая работа «Распознавание условных топографических знаков на карте» Практическая работа, наблюдение. 7 Раздел 7 Полевая практика(10 часов) 2 Решение задач на определение азимута 2 Решение задач на определение азимута 2 Практические работы: «Глазомерная съемка». «Маршрутная съемка». « Практическая работа, наблюдение. Практическая работа, наблюдение. Практическая работа, наблюдение. 2 «Глазомерная съемка предложенного участка местности». Практическая работа, наблюдение. «Маршрутная съемка предложенного участка пути». «Обработка составленных планов местности». Работа с определителем по определению насекомых и растений. Решение топографических тестовых задач, решение карточек с заданиями по топографии, систематики и почвоведения 2 2 2 8 Раздел 8 Экологические конкурсы в интернет пространстве. Работа с электронными сайтами, размещение информации о деятельности объединения. Создание папки по экологической безопасности. 2 конкурсы и конференции (6 ч). Итого: Практическая работа, наблюдение. Практическая работа, наблюдение. Практическая работа, наблюдение. Презентация 2 Подготовка к слёту юных экологов. Практическая работа 2 Подготовка к слёту юных экологов. Подведение итогов 72 25 47 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР Программа воспитания обучающихся на 2024-2025 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе «Чистый мир» Уровень программы: стартовый Адресат: 14-16 лет Год обучения: 1 год Автор: Кармова Арина Хусеновна, педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже, 2024 год 20 Характеристика объединения «Чистый мир» Деятельность объединения «Чистый мир» имеет естественно-научную направленность. Количество обучающихся объединения «Чистый мир» составляет __ человек. Из них мальчиков – ___, девочек – ___ Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 14 до 16 лет. Формы работы: индивидуальные и групповые. Направления работы • Гражданско-патриотическое воспитание. • Идеологическое воспитание. • Духовно-нравственное воспитание. • Работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизма • Эстетическое воспитание. • Воспитание культуры здорового образа жизни. • Трудовое и профессиональное воспитание. • Экологическое воспитание. Цель воспитания: Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления. Задачи воспитания: - формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности; - организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования; - приобщение детей к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения; - формирование личностных качеств, необходимых для жизни; - воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания; -развитие воспитательного потенциала семьи; - создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом; - достижение оптимального уровня воспитанности учащихся; - выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика. Планируемый результат воспитания - у учащихся будут сформированы мировоззрения и система базовых ценностей личности; - будет организована инновационная работа в области воспитания и дополнительного образования; - учащиеся будут приобщены к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения; - у учащихся будут сформированы личностные качества, необходимые для жизни; - у учащихся воспитаны внутренние потребности личности в здоровом образе жизни, ответственное отношение к природной и социокультурной среде обитания; -у учащихся развит воспитательный потенциал семьи; - будет создана «ситуация успеха» для каждого учащихся, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом; - будет достигнут оптимальный уровень воспитанности учащихся; - будут выявлены и раскрыты природные способности каждого ученика. 21 Работа с коллективом обучающихся. формирование практических умений по организации органов самоуправления, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования; • обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формирование ответственности за себя и других; • развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности; • содействие формированию активной гражданской позиции; • воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему краю. • Работа с родителями учащихся объединения «Чистый мир» Цель – вовлечение родителей в совместную деятельность по изучению истории, культуры, природы родного края. Задачи: ✓ педагогическое просвещение родителей; ✓ формирование умений и навыков в области создания образовательных проектов; ✓ развитие навыков сотрудничества и взаимодействия в процессе творческой работы. Система работы с семьями учащихся предполагает следующие виды деятельности: • Помощь в получении знаний. • Оценка результатов совместной деятельности. • Консультации • Родительские собрания. • Выставки работ. • Презентации. • Участие в походах. • Организация и проведение совместных акций, экскурсий и праздников. Тематика родительских собраний: ❖ Как научить ребёнка любить родной край. ❖ Почему нам надо посещать памятные места и памятники родного края. ❖ Роль семьи в формировании бережного отношения к природе родного края. ❖ Родословное древо семьи. Как помочь ребёнку стать исследователем истории родного края. 22 Календарный план воспитательной работы № Направление воспитательной работы Наименование мероприятия 1. Гражданскопатриотическое воспитание 1.Тренировочное занятие «Действия учащихся при угрозе и возникновении пожара» Срок Ответственный выполнения сентябрь Кармова А.Х. 2. День солидарности в борьбе с терроризмом 2. 1.Гражданскопатриотическое воспитание 1.Акция ко Дню пожилого человека 2.Проектная деятельность 2.Всемирный день животных октябрь Кармова А.Х. Планируемый результат Сформировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. Формирование ценностного отношения к пожилым людям, здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание ценностного отношения к животным. Стимулировать интерес у учащихся к исследовательско й деятельности, научной работе 3. 1.Нравственноэстетическое воспитание 1.Всемирный день приветствий 2.День домашних животных 3.Акция «С праздником вас, мамы!» День матери 2.Работа по профилактике 4. Мероприятия в терроризма, рамках экстремизма и международного этносепаратизма Дня толерантности ноябрь Кармова А.Х. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 23 4. 1.Нравственноэстетическое воспитание 1. «Всемирный день борьбы против СПИДА» 2.Международный 2 Экологическое день инвалидов воспитание 3. Операция «Кормушка» декабрь Кармова А.Х. Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания. 5. 1.Экологическое 1. «День воспитание заповедников и национальных 2. Гражданскопарков» патриотическое воспитание 2.Международный день памяти жертв Холокоста январь Кармова А.Х. Формировать правильное отношение к окружающей среде. Воспитание нравственных чувств 6. 1.Гражданскопатриотическое воспитание февраль Кармова А.Х. Воспитание гражданственност и, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, у важения к правам, свободам и обязанностям человека. март Кармова А.Х. Изучение учащимися природы и истории родного края. 2. Нравственноэстетическое воспитание 1.День защитника Отечества Всероссийский тематический урок, посвященный 350летию Петра 1 «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» 2.День Российской науки 3. Всемирный день борьбы против рака 7. 1.Экологическое 2.Участие в воспитание конкурсе «Природа и 2. Работа по традиционная профилактике культура» терроризма, экстремизма и 2. Всемирный этносепаратизма день Земли Формировать правильное отношение к окружающей среде. Воспитание гражданственност и, патриотизма, социальной ответственности 2. Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом 8. 1. Нравственноэстетическое 1.Всемирный день Земли. 2.Всемирный день апрель Кармова А.Х. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствовани 24 воспитание здоровья. я собственного здоровья. 3.Фестиваль «Мы - выбираем жизнь!" Популяризация занятий физической культурой и спортом. Пропаганда здорового образа жизни 9. 1. Нравственноэстетическое 1.Всемирный день без табака. воспитание 2. Акция «Георгиевская ленточка» 2.Гражданскопатриотическое воспитание 10. 1.Гражданскопатриотическое воспитание 2. Нравственноэстетическое воспитание 1.Международный день защиты детей 2.День здорового питания май Кармова А.Х. Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества. Пропаганда здорового образа жизни июнь Кармова А.Х. Создание условий для развития у учащихся творческих способностей. Пропаганда здорового образа жизни. 25