МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР
ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета
МКУ ДО «РЦДО»
Протокол от «25» июня 2024 г. №4
Дополнительная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Мир танца»
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1год - 72 часа,
Адресат программы: 5-10 лет
Форма обучения: очная
Автор: Гатажоков Константин Константинович педагог дополнительного образования
г.п. Залукокоаже
2024 год
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы:
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Нормативную правовую основу настоящей дополнительной
программы «Мир танца» составляют следующие документы:
общеразвивающей
-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Национальный проект «Образование»;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Распоряжение Правительства РФот 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года» ;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в РоссийскойФедерации до 2025 года»;
- Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте Российской
Федерации;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019 г. № 170 «Об
утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля детей
в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования
детей»;
- Федеральный закон от 13.07.2020г. № 189-ФЗ «О государственном и(муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении
информации» от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
-Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от26.08.2010г. №761н « Об
утверждении
Единого
квалификационного
справочника
должностей
руководителей,специалистов и служащих, раздел « Квалификационные характеристики
должностей работников образования»;
- Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 « О продолжительности рабочего
времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»
- Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача от28.01.2021г. №2 « Об
утверждении санитарных правил инорм СП 1.2.3685-21 « Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды
обитания»;
-Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам ( далее
приказ № 629);
- Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. № ВК-641/09 « О направлении методических
рекомендаций;
- Приказ Минпросвещения РФ от 05.08.2020г. №552/391 « Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 03.04.2015 г. № АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО»;
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций»;
- Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании»;
- Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2015 г. № 778 «Об
утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных
образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской
Республике»;
- Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2020 г. № 242-рп
«Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного
образования детей в КБР»;
- Приказ Минпросвещения Кабардино-Балкарской Республики от 18.09.2023г. № 22/1061 «Об
утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в КБР».
-Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района;
Актуальность программы:
хореография, как искусство коллективное, способствует развитию с ранних лет чувства
коллективизма, стойкости, мужества, требовательности друг к другу, доброты,
принципиальности, что оказывает большое влияние на исполнительскую деятельность
обучающихся, ведь в танцах проявляются характер и духовные качества личности.
Хореографическое искусство народов Северного Кавказа имеет многовековую историю. Во все
исторические периоды танец занимал конкретное место и играл определенную роль в
общественной жизни кавказских горцев.
Хореография народов Северного Кавказа отличается от хореографии других регионов
нашей страны. Яркое национальное своеобразие, формы и одновременно, интернациональность
содержания отличают ее. Движение – естественная потребность человека с момента его
развития. Дети не скрывают своих эмоций, для них народный танец – естественное состояние
души и тела. Он помогает обучающимся раскрепостить внутренние силы, позволяет
почувствовать свою национальную принадлежность.
Новизна. Данная программа опирается на этнопедагогику, краеведение, этикет. Особое
внимание уделено изучению нартского эпоса адыгов и балкарцев.
В программу включено изучению основ хореографии, народного танца, кабардинских и
балкарских игр.
Реализация здоровьеформирующих, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных
технологий в учебном процессе:
• обстановка и гигиенические условия в помещении соответствует норме: температура и
свежесть воздуха, рациональность освещения аудитории, отсутствие монотонных,
неприятных звуковых раздражителей и т. д.;
• на занятии формируются отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
вырабатываются понимания сущности здорового образа жизни; формируются потребности в
здоровом образе жизни;
• вырабатывается индивидуальный способ безопасного поведения, сообщение обучающимся
знаний о возможных последствиях выбора поведения;
• психологический климат на занятии; наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток,
улыбок, афоризмов с комментариями.
Также в основе организации и проведения занятий по программе заложены принципы
обучения по личностно-ориентированным технологиям. Задача педагога - обеспечение
комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности обучающегося,
реализации её природных потенциалов.
В ходе реализации программы проводятся групповые и индивидуальные консультации.
Отличительные особенности программы: Данная дополнительная общеразвивающая
программа является модифицированной, построена на опыте работы первого педагога
ансамбля «Нальчанка» - заслуженного артиста РФ и КБР Х.Х.Дашуева, с использованием его
книги «Кабардинские народные танцы». На занятиях используются видеопоказы танцев
ансамбля «Кабардинка», «Нальчанка».
Педагогическая целесообразность:
Изучение хореографии народов Кавказа играют все
возрастающую роль в идейно-нравственном и этническом воспитании, всестороннем и
гармоничном развитии обучающихся.
Народная хореография учит красоте и выразительности движений, формирует фигуру,
развивает физическую силу и выносливость.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей 5 – 10 лет и предусматривает
дифференцированный подход к возрасту и способностям обучающихся, уровню их подготовки.
В ансамбль принимаются все желающие без конкурсного отбора. Перевод обучающихся с
одного этапа на другой происходит в конце учебного года по итогам отчетных занятий или в
течение года, если обучающийся опережает темпы усвоения программы; также возможно
повторное прохождение программы одного и того же года, если в этом есть необходимость.
Добор обучающихся возможен как на первом году обучения, так и на последующих, но с
учетом возможностей обучающихся.
Срок реализации : 1 год обучения – 72 часа;
Режим занятий: 3 часа в неделю ( 2 раза по 1,5 часа )
Наполняемость группы: 18-20 человек:
Форма обучения: очная.
Формы занятий:
Групповые и индивидуальные занятия включают в себя:
-учебное занятие;
- задания в малых группах, парно и индивидуально;
- беседы индивидуальные и групповые;
- национальные игры;
- тренинги, упражнения, этюды, импровизации;
- открытые занятия;
- экскурсии, поездки, посещение выставок и музеев, концертов;
- просмотр и обсуждение видеозаписей концертных выступлений государственных ансамблей
«Кабардинка», «Балкария», «Вайнах», «Алания», «Нальмэс», «Сухишвили», «Эрисиони»,
«Лезгинка», ансамблем терских казаков и др., аудиозаписей.
Цель программы:
Приобщение к искусству хореографии, развитие у обучающихся художественного вкуса,
потребностей и интересов, помощь в профессиональной ориентации и подготовка к
творческому самосохранению в реалиях современной жизни.
Задачи программы:
Личностные:
- обучить правилам поведения в учреждении;
- научить культуре общения и поведения в социуме;
- оказать влияние на формирование навыков здорового образа жизни.
Предметные:
- формировать навыки классической и народной хореографии;
- ознакомить с истоками хореографии кабардинцев и балкарцев;
- научить танцевальным движениям из репертуара программы 1-го года обучения;
Метапредметные:
- развить музыкальный слух;
- развить чувство ритма и такта;
- ознакомить с основными движениями и положениями танцев народов Северного Кавказа.
Учебный план
№
пп
Название раздела
1
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Введение в программу.
2
1
1
2
Музыкальноритмическая
деятельность
10
4
6
3
Основы актерского
мастерства
10
2
8
4
Истоки хореографии
кабардинцев и
балкарцев.
4
1
3
5
34
4
30
6
7
Основные движения и
положения танцев
народов Северного
Кавказа
Посещение концертов
Техника танцев
2
8
-
2
8
8
Итоговое занятие.
2
-
2
12
60
Итого: 72
Формы аттестации
по разделу
Беседа,
тестирование,
выполнение
упражнений и
заданий
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
Наблюдение.
Взаимообсуждение,
взаимооценка
выступлений
коллектива.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел I. Введение в программу ( 2 часа)
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория: Организация учебного процесса: цели и задачи обучения, этапы обучения, организация
обучения (форма репетиционной одежды, знакомство с расписанием занятий). Инструктаж по
ТБ, правила поведения в помещении и на занятиях. Входящая диагностика.
Практика. Знакомство с группой и педагогом. Цикл диагностических упражнений и заданий:
уровень развития физических данных, степень свободы и импровизационности в публичных
условиях, уровень внимания и функций памяти.
Формы контроля: Беседа, тестирование, выполнение упражнений и заданий
Раздел II. Музыкально-ритмическая деятельность (10 часов)
Тема 2.1. Организация правильного дыхания в движении танцев.
Теория: Понятие «дыхание в живот» - развитие межреберного диафрагматического дыхания.
Практика. Упражнения короткий/длинный; теплый/холодный выдох. Дыхание при активном
физическом действии. Цикл упражнений на длинный выдох со счетом.
Классический/национальный тренаж.
Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий.
Тема 2.2. Национальная музыка. Инструменты.
Теория: Знакомство с популярными и распространенными в народе инструментами: гармоника
(пщыне), доул, шикапшин, камыль, пхацич. О богатстве и разнообразии танцевальной музыки
народов Северного Кавказа.
Практика: Классический/национальный тренаж.
Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий.
Тема 2.3. Ритмические упражнения под музыку. Знакомство с музыкальной грамотой.
Теория: Ритмика. Построение музыкальной фразы. Характер счета 4/4, ¾, 2/4. Эмоциональная
передача танцевального образа. Соблюдение принципа «музыка - движение».
Практика: Классический/национальный тренаж. Цикл упражнений на изучение основных
музыкальных темпов. Навыки выразительного движения. Упражнения для развития ритмики и
пластики, умения переходить от умеренного к быстрому или медленному танцу; умения
обучающихся двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий.
Тема 2.4. Основные элементы классического экзерсиса.
Теория: Классический танец как основа хореографии. Пластика, гибкость и координации.
Практика: Классический/национальный тренаж.
«Упражнение у станка» (экзерсис): исходное положение; полуприседания и глубокие
приседания по 1-11 позиций ног. Упражнения: переступание с носка на носок;
− переступанием с двойным ударом;
− выставление ноги на носок;
− выставление ноги на носок с переступанием;
− заставка ноги накрест позади;
− заставка ноги позади с переступанием;
− «Захлестка»;
− «Вертушка»;
− «Выкидка»;
− мелкие переступания с высокими коленями;
− «Простые ножницы»;
− «Ножницы» с прыжком;
− «Ковырялка» с подскоком;
− скользящие упражнения на носок;
− скользящие упражнения на каблук;
− скользящие упражнения с «захлесткой»;
− скользящие упражнения с высокими коленями;
− выставление ноги на каблук, с последующим ударом носка;
− заброска с переступанием;
− выброс ноги с последующим скольжением;
− втаптывающее упражнение с поворотом бедра – «винт»;
− опускание на колено с поворотом бедра и с выходом на каблук;
− боковой скользящий ход;
− боковой ход накрест;
− закладка с поворотом.
Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий.
Тема 2.5. Одежда и ее роль в хореографии.
Теория: Влияние костюма на оформление танца. Знакомство с национальными костюмами
народов Северного Кавказа.
Практика: Классический/национальный тренаж.
Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий.
Тема 2.6. Посещение репетиций государственных ансамблей.
Практика: Знакомство с академическим ансамблем «Кабардинка», фольклорноэтнографическим ансамблем «Балкария».
Формы контроля: Беседа, обратная связь.
Раздел III. Основы актерского мастерства ( 10 часов).
Тема 3.1. Актерский тренинг.
Теория: Тренинг многоплоскостного внимания (переключение внимания). Внимание к
партнеру и групповым действиям. Развитие зрительной, образной, эмоциональной памяти.
Практика: Классический/национальный тренаж. Упражнение на концентрацию внимания, на
организованность действий. Цикл упражнений, направленных на приручение органов чувств
(сенсорной системы) работать в условиях публичного творчества: акустический слух, слуховое
внимание и слуховые ощущения, память физических действий и ощущений; на артистическую
смелость, «нахалин» и характерность.
Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий.
Тема 3.2. Ансамблевый тренинг.
Теория: Тренинг психотехники в групповой работе.
Практика: Классический/национальный тренаж. Упражнения на принятие группой совместного
решения и действия в парах, малых группах, общегрупповые. Групповые упражнения на
композиционное мышление, импровизационное самочувствие; на взаимодействие в
импровизации.
Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий.
Тема 3.3. Пластические этюды.
Теория: Знакомство обучающихся с музыкой, ритмическая основа которой соответствует
характеру плавных и «текучих» движений тела, тем самым помогая сильнее и глубже
переживать создаваемые ими пластические образы.
Практика: Классический/национальный тренаж. Работа над созданием образа (прослушивания
музыки, рассказ обучающихся об эмоциональном состоянии). Выбор соответствующей позы.
Задание на выражение всеми возможными средствами заданного образа, который гармонично
существует внутри музыкального произведения. Парные и групповые задания. Слияние
слышимого (музыкального образа) и видимого (танцевального образа).
Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий.
Тема 3.4. Основы макияжа и сценического грима.
Теория: Сценический грим. Скульптурно-объемные приемы грима. Волосяные изделия.
Практика: Классический/национальный тренаж. Техника нанесения сценического грима.
Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий.
Раздел IV. Истоки хореографии кабардинцев и балкарцев (4часа).
Тема 4.1. Нартский эпос кабардинцев и балкарцев. Литература о танцах народов Северного
Кавказа.
Теория. Знакомство с книгой Ш.Шу «Народные танцы адыгов», А.Г.Нагайцевой «Адыгские
народные танцы» и М.Кудаева «Древние танцы балкарцев и карачаевцев». Информация о Х.Х.
Дашуеве – первом педагоге ансамбля «Нальчанка» и его книге «Кабардинские народные
танцы».
Знакомство с героями эпоса. Показ диска с танцевальными композициями ансамбля
«Нальчанка», «Сказание о земле нартской».
Практика: Классический/национальный тренаж.
Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий.
Тема 4.2. Национальные игры.
Теория: История танцев – игр. Народные игры; видеопоказ танцевальных композиций
«Народные игры» ансамбля «Кабардинка».
Практика. Классический/национальный тренаж. Игрища и игры, связанные с рождением
ребенка, свадьбой. Танцы игры как неотъемлемая часть занятий народной хореографии:
«Кафа», «Исламей», «Абзех», «Голлу», «Тёгерек-Тепсеу» и т.д.
Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий.
Раздел V. Основные движения и положения танцев народов Северного Кавказа ( 34часа).
Тема 5.1. Положение корпуса. Положение и позиции рук и ног.
Теория: Положение корпуса у юношей и девушек. Связь плеч и корпуса. Горделивость осанки.
Прогибы, наклоны, смена ракурса плеч. Положение головы у юношей и девушек. Позиции и
положения рук. 11 позиций рук у девушек и 13 позиций у юношей. Позиции ног.
Практика: 11 позиций рук у девушек и 13 позиций у юношей. Использование общепринятых
позиций ног для технического освоения народных танцев Северного Кавказа:
- использование II позиции во время простых или двойных поворотов в движениях танца
«Лъепечас»;
- использование III позиции – при выполнении «малых ножниц»;
- IV– при всех мужских «выпадах»;
- V –при выполнении основного движения «ножницы» с выходом на пальцы ног;
- использование VI позиции в исходных положениях, в разнообразных позах.
Классический/национальный тренаж.
Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий.
Тема 5.2. Упражнения на середине зала.
Теория: ко (кlо) – ходы вперед по прямой линии или по кругу. Икот (зачак- икlуэт - зэкlакlу) –
ходы назад по прямой линии или по кругу. Екоч (екlокl – екlуек1) – боковые ходы в ту или
иную сторону по прямой линии или по кругу. Щыт (шит) – ходы на месте.
Практика: Классический/национальный тренаж.
Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий.
Тема 5.3. Движения танцев народов Северного Кавказа.
Теория. Видеофрагменты танцев народов Северного Кавказа. Краткая характеристика каждого
танца.
Практика: Классический/национальный тренаж.
Выполнение упражнений: ко (кlо), икот (зачак- икlуэт - зэкlакlу); екоч (екlокl – екlуек1); щыт
(шит).
«Симд» - осетинский народный свадебный танец;
- «Дагестанская сюита» - объединяет танцы Лакского, Даргинского, Акушинского народов и
построена на движениях, присущие танцам этих народов;
- «Абхазский крестьянский танец» - раскрывает тему выращивания и уборки винограда,
изготовление вина;
- «Танец моздокских кабардинцев» - построен на основе хода «Исламей».
Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий.
Раздел VI. Посещение концертов( 2 часа).
Практика: Концертов известных хореографических коллективов республики и России. Формы
контроля: Беседа, обратная связь.
Раздел VII. Техника танцев (8 часов).
Тема 7.1. Повышение уровня хореографического образования и профессиональной ориентации
обучающихся.
Практика: Три направления работы: актерское мастерство, техника танца (дается на базе
классической и народной хореографии), постановочная работа. Синтез выразительных средств,
музыки, пластики (оформление номера сливается с уровнем исполнительского мастерства).
Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий.
Раздел VIII. Итоговое занятие ( 2 часа).
Тема 8.1. Движения танцев народов Северного Кавказа.
Практика. Классический/национальный тренаж. Показ движений танцев народов Северного
Кавказа. Исходящая диагностика.
Формы контроля: Наблюдение. Взаимообсуждение, взаимооценка выступлений коллектива.
Планируемые результаты обучения :
Личностные:
учащиеся будут
- обучены правилам поведения в учреждении;
- приобщены к культуре общения и поведения в социуме;
- сформированы навыки здорового образа жизни.
Предметные:
- сформированы навыки классической и народной хореографии;
- ознакомлены с истоками хореографии кабардинцев и балкарцев;
- научены танцевальным движениям из репертуара программы 1-го года обучения;
Метапредметные:
- будет развит музыкальный слух;
- развито чувство ритма и такта;
- ознакомлены с основными движениями и положениями танцев народов Северного Кавказа.
2. Комплекс организационно - педагогических условий.
Календарный учебный график.
Год обучения
Дата начала
учебного года
Первый год
обучения
01.09
Дата
окончания
учебного года
31.05
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных
часов в год
72
Режим
занятий
3 раза в
неделю по 1.5
часа
Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогическими кадрами,
имеющими высшее или средне-специальное образование в области искусства и прошедших
курсы повышения квалификации по данному направлению.
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся на базе МКОУ «СОШ» с.п. Шордаково:
• в оборудованном в кабинете и хореографическом классе;
перечень оборудования учебного кабинета:
• столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических
пособий и учебных материалов;
в хореографическом классе:
• зеркала, декорации, костюмы и т.п.;
в наличии подсобные помещения:
• костюмерные, раздевалки;
перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:
• специальные приспособления, микрофоны и т.п.;
перечень технических средств обучения:
• компьютер, мультимедиа-проекторы, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон,
DVD-проигрыватель и т.п.;
перечень музыкальных инструментов:
гармоника, доул, пхачич (пхъэцlыч);
требования к специальной одежде учащихся:
• одежда для занятий хореографией.
•
площадь класса, освещение и количество занимающихся должно соответствовать санитарноэпидеологическим нормам;
Методы работы:
• метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды;
• метод повторения;
• метод объяснения;
• метод заучивания;
• метод многократного повторения движений;
• метод расклада, обусловливающийся следующими задачами:
- проработка и закрепление пройденного материала;
- раскрытие индивидуальности обучающихся, через творческое самовыражение;
- воспитание художественного вкуса;
- выявление и развитие способностей обучающихся.
Программа построена на основе следующих принципов:
• доступность
(соответствие
возрастным,
индивидуальным,
умственным
физиологическим, особенностям детей возраста 7 – 11лет);
• наглядность (наличие дидактических материалов);
• последовательность;
• учет индивидуальных способностей обучающихся;
• возможность внесения изменений в программу;
• системность.
и
Учебно- методическое и информационное обеспечение.
Программа обеспечена методическими видами продукции:
Тематическая папка:
• сборник материалов для бесед и лекций по программе;
• дидактический и теоретический материалы.
Методическое сопровождение учебной работы педагога:
•
методики проведения занятия по конкретной теме;
• методика контроля усвоения обучающимися учебного материала;
Методическое сопровождение массовых работ согласно планам :
• методика организации и проведения массового мероприятия (праздника, концерта);
• план проведения мероприятия.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
• обучение в сотрудничестве;
• метод обратной связи между педагогом и обучающимся;
• личностно ориентированный подход к обучению;
• организация комфортной творческой атмосферы.
На занятиях преимущественно используются групповые методы работы, но некоторые
упражнения выполняются индивидуально. Выполнение упражнения проходит под контролем
педагога, обеспечивается максимальное использование полученного опыта в ходе выполнения
упражнения.
Формы аттестации.
Формы аттестации по программе: творческая работа, конкурс, фестиваль, отчетные концерты,
открытые занятия, и т.д.: разрабатываются индивидуально для определения результативности
усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы.
Формы аттестации по теме — анализ выполненных контрольных заданий.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка,
аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, готовая работа, дневник наблюдений,
журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, портфолио,
перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзывы обучающихся и родителей,
свидетельство (сертификат), статья и др.;
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал
по итогам проведения диагностики, аналитическая справка, диагностическая карта, защита
творческих работ, конкурс, концерт, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио,
поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю,
праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.
Виды контроля:
• педагогическое наблюдение,
• анализ и изучение результатов продуктивной деятельности,
• опрос (индивидуальный опрос, взаимоопрос, фронтальный, выборочный)
•
конкурсы
• контрольные зада
• Самопроверка и самооценка знаний (педагог должен сообщить уровневые критерии
оценки, обучающийся сам должен объяснить, почему сделал такие выводы).
• Тестирование
Оценочные материалы: тесты, комплекс упражнений, анкеты.
В системе оценивания используется критериальная база оценки достижений обучающихся.
Критерии отслеживания результатов:
(при поступлении в объединение)
1. Концентрация внимания на объяснениях и действиях педагога, на начале/прекращении
аккомпанемента под который выполняются движения. ( 5 баллов)
2. Двигательные навыки, координация. ( 5 баллов)
3.Профессиональные физические данные:
3.1. осанка, ( 5 баллов)
3.2. выворотность ног, ( 5 баллов)
3.3. гибкость тела, ( 5 баллов)
3.4. прыжок, ( 5 баллов)
3.5. устойчивость, ( 5 баллов)
3.6. артистичность и эмоциональность. ( 5 баллов)
4. Выполнение простых танцевальных шагов и фигур. ( 5 баллов)
5. Коммуникативность. ( 5 баллов)
Список литературы для педагога
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Базарова П., Мэй В. Азбука классического танца. Переиз.-5-е, М., 2003.
Барышникова Т.К. Азбука хореографии – сборник, 2009.
Бекина С.И. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 5-7 лет. М., 2008.
Богданов К. Хореографическое образование. М., 2001.
Дошуев Х. Кабардинские народные танцы – Нальчик, 1983.
Кудаев М. Древние танцы балкарцев и карачаевцев – Нальчик, 2003.
Нагайцева А. Народные танцы адыгов – Нальчик, 2000.
Руднева С., Фиш Э. Ритмика, музыкальное движение. Издан. 3-е, М., 2002.
Список литературы для обучающихся.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Базарова П., Мэй В. Азбука классического танца. Переиз.-5-е, М., 2003.
Барышникова Т.К. Азбука хореографии – сборник, 2009.
Бекина С.И. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 5-7 лет. М., 2008.
Дошуев Х. Кабардинские народные танцы – Нальчик, 1983.
Кудаев М. Древние танцы балкарцев и карачаевцев – Нальчик, 2003.
Нагайцева А. Народные танцы адыгов – Нальчик, 2000.
Руднева С., Фиш Э. Ритмика, музыкальное движение. Издан. 3-е, М., 2002.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР
Рабочая программа на 2024-2025 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе
«Мир танца»
Уровень программы:стартовый
Адресат: 5-10 лет
Год обучения: 1 год
Автор: Гатажоков Константин Константинович
педагог дополнительного образования
г.п. Залукокоаже
2024 год
Цель программы:
Приобщение к искусству хореографии, развитие у обучающихся художественного вкуса,
потребностей и интересов, помощь в профессиональной ориентации и подготовка к
творческому самосохранению в реалиях современной жизни.
Задачи программы:
Личностные:
- обучить правилам поведения в учреждении;
- научить культуре общения и поведения в социуме;
- оказать влияние на формирование навыков здорового образа жизни.
Предметные:
- формировать навыки классической и народной хореографии;
- ознакомить с истоками хореографии кабардинцев и балкарцев;
- научить танцевальным движениям из репертуара программы 1-го года обучения;
Метапредметные:
- развить музыкальный слух;
- развить чувство ритма и такта;
- ознакомить с основными движениями и положениями танцев народов Северного Кавказа.
Планируемые результаты обучения :
Личностные:
учащиеся будут
- обучены правилам поведения в учреждении;
- приобщены к культуре общения и поведения в социуме;
- сформированы навыки здорового образа жизни.
Предметные:
- сформированы навыки классической и народной хореографии;
- ознакомлены с истоками хореографии кабардинцев и балкарцев;
- научены танцевальным движениям из репертуара программы 1-го года обучения;
Метапредметные:
- будет развит музыкальный слух;
- развито чувство ритма и такта;
- ознакомлены с основными движениями и положениями танцев народов Северного Кавказа.
Календарно-тематический план
№ Дата занятия
По
факту
1
Наименование
раздела
Количес
тво
часов
Содержание деятельности
Теоретическая часть
Раздел 1.
2
Вводное занятие.
Практическая часть
По
плану
Техника безопасности
2
3
Форма
аттестации
Раздел 2
Музыкальноритмическая
деятельность
(10 часов)
Установочная
лекция.
Анкетирование,
анализ.
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
2
Понятие «дыхание в живот» - развитие Упражнения
короткий/длинный;
межреберного
диафрагматического теплый/холодный выдох. Дыхание
дыхания.
при
активном
физическом
действии. Цикл упражнений на
длинный выдох со счетом.
Классический/национальный
тренаж.
2
Знакомство
с
популярными
и Классический/национальный
распространенными
в
народе тренаж
инструментами: гармоника (пщыне),
доул, шикапшин, камыль, пхацич. О
богатстве
и
разнообразии
танцевальной
музыки
народов
Северного Кавказа.
.
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
2
Ритмика.
Анализ
Построение
музыкальной Классический/национальный
фразы. Характер счета 4/4, ¾, 2/4.
Эмоциональная
передача
танцевального образа. Соблюдение
принципа «музыка - движение».
Упражнение у станка» (экзерсис):
исходное
положение;
полуприседания
и
глубокие
приседания по 1-11 позиций ног.
Упражнения: переступание с носка
на носок;
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
Влияние костюма на оформление
танца. Знакомство с национальными
костюмами
народов
Северного
Кавказа.
Знакомство
с
академическим
ансамблем
«Кабардинка»,
фольклорно-этнографическим
ансамблем «Балкария».
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
Тренинг многоплоскостного внимания
(переключение внимания). Внимание к
партнеру и групповым действиям.
Развитие
зрительной,
образной,
эмоциональной памяти.
Классический/национальный
тренаж.
Упражнение
на
концентрацию
внимания,
на
организованность действий. Цикл
упражнений,
направленных
на
приручение
органов
чувств
(сенсорной системы) работать в
условиях публичного творчества:
акустический
слух,
слуховое
внимание и слуховые ощущения,
память физических действий и
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
2
2
Раздел 3. Основы 1+1
актерского
мастерства
( 10 часов).
тренаж. Цикл упражнений на выполненных
изучение основных музыкальных контрольных
темпов. Навыки выразительного заданий.
движения.
Упражнения
для
развития ритмики и пластики,
умения переходить от умеренного к
быстрому или медленному танцу;
умения обучающихся двигаться в
соответствии с разнообразным
характером музыки.
ощущений;
на
артистическую
смелость,
«нахалин»
и
характерность.
Классический/национальный
тренаж. Упражнения на принятие
группой совместного решения и
действия в парах, малых группах,
общегрупповые. Групповые
упражнения на композиционное
мышление, импровизационное
самочувствие; на взаимодействие в
импровизации.
Классический/национальный
тренаж. Работа над созданием
образа (прослушивания музыки,
рассказ
обучающихся
об
эмоциональном состоянии). Выбор
соответствующей позы. Задание на
выражение всеми возможными
средствами
заданного
образа,
который гармонично существует
внутри музыкального произведения.
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
2
Парные и групповые задания.
Слияние слышимого (музыкального
образа) и видимого (танцевального
образа).
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
2
Классический/национальный
Анализ
тренаж.
Техника
нанесения выполненных
сценического грима.
контрольных
заданий.
2
2
Раздел 4.Истоки
1
Знакомство обучающихся с музыкой,
ритмическая
основа
которой
соответствует характеру плавных и
«текучих» движений тела, тем самым
помогая сильнее и глубже переживать
создаваемые
ими
пластические
образы.
Знакомство
с
книгой
Ш.Шу
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
хореографии
кабардинцев и
балкарцев
(4часа).
«Народные
танцы
адыгов»,
А.Г.Нагайцевой «Адыгские народные
танцы» и М.Кудаева «Древние танцы
балкарцев
и
карачаевцев».
Информация о Х.Х. Дашуеве – первом
педагоге ансамбля «Нальчанка» и его
книге
«Кабардинские
народные
танцы».
Знакомство с героями эпоса. Показ
диска с танцевальными композициями
ансамбля «Нальчанка», «Сказание о
земле нартской».
3
Раздел 5.
2+2
Основные
движения
и
положения
танцев народов
Северного
Кавказа
(
34часа).
Положение корпуса у юношей и
девушек. Связь плеч и корпуса.
Горделивость
осанки.
Прогибы,
наклоны,
смена
ракурса
плеч.
Положение головы у юношей и
девушек. Позиции и положения рук.
11 позиций рук у девушек и 13
позиций у юношей. Позиции ног.
Классический/национальный
тренаж. Игрища и игры, связанные
с рождением ребенка, свадьбой.
Танцы игры как неотъемлемая часть
занятий народной хореографии:
«Кафа», «Исламей», «Абзех»,
«Голлу», «Тёгерек-Тепсеу» и т.д.
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
11 позиций рук у девушек и 13
позиций у юношей. Использование
общепринятых позиций ног для
технического освоения народных
танцев Северного Кавказа:
- использование II позиции во время
простых или двойных поворотов в
движениях танца «Лъепечас»;
- использование III позиции – при
выполнении «малых ножниц»;
- IV– при всех мужских «выпадах»;
- V –при выполнении основного
движения «ножницы» с выходом на
пальцы ног;
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
- использование VI позиции в
исходных
положениях,
в
разнообразных позах.
Классический/национальный
тренаж.
2+2
ко (кlо) – ходы вперед по прямой Классический/национальный
линии или по кругу. Икот (зачак- тренаж.
икlуэт - зэкlакlу) – ходы назад по
прямой линии или по кругу. Екоч
(екlокl – екlуек1) – боковые ходы в ту
или иную сторону по прямой линии
или по кругу. Щыт (шит) – ходы на
месте.
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
6
«Симд» - осетинский народный
свадебный танец;
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
6
«Дагестанская сюита» - объединяет
танцы Лакского, Даргинского,
Акушинского народов и построена
на движениях, присущие танцам
этих народов;
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
6
«Абхазский крестьянский танец» раскрывает тему выращивания и
уборки винограда, изготовление
вина;
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
6
«Танец моздокских кабардинцев» построен на основе хода
Анализ
выполненных
2
Раздел 6 .
Посещение
концертов( 2
часа).
2
Раздел 7.Техника 4
танцев (8 часов).
4
Раздел
8.Итоговое
занятие ( 2 часа).
72
2
12
«Исламей».
контрольных
заданий.
Классический/национальный
тренаж.
Выполнение упражнений: ко (кlо),
икот (зачак- икlуэт - зэкlакlу); екоч
(екlокl – екlуек1); щыт (шит)
Концертов известных
хореографических коллективов
республики и России.
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
Три направления работы: актерское
мастерство, техника танца (дается
на базе классической и народной
хореографии), постановочная
работа.
Синтез выразительных средств,
музыки, пластики (оформление
номера сливается с уровнем
исполнительского мастерства).
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
Классический/национальный
тренаж. Показ движений танцев
народов Северного Кавказа.
Исходящая диагностика.
Наблюдение.
Взаимообсужден
ие, взаимооценка
выступлений
коллектива.
60
Анализ
выполненных
контрольных
заданий.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР
Рабочая программа воспитания обучающихся
на 2024-2025 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе
«Мир танца»
Уровень программы: стартовый
Адресат: 5-10 лет
Год обучения: 1 год
Автор: Гатажоков К.К
педагог дополнительного образования
г.п. Залукокоаже,
2024 год
Деятельность объединения «Мир танца » имеет художественную направленность.
Количество обучающихся объединения составляет___ человек.
Из них мальчиков___, девочек___.
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 5 до 10 лет.
Формы работы: индивидуальные, групповые, работы в малых группах.
Направления работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное,
нравственно-эстетическое воспитание, экологическое, работа по профилактике терроризма, экстремизма
и этносепаратизма,физическое и трудовое.
Цель:
Создание
условий,
способствующих
развитию
интеллектуальных,
творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на
основе принципов самоуправления.
Задачи воспитательной работы:
- формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
- организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного
образования;
- Организационно-правовые меры по развитию воспитания и дополнительного
образования детей и обучающейся молодежи;
- приобщение детей к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и
традициям образовательного учреждения;
- обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки,
формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
- воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
жизни,
-развитие воспитательного потенциала семьи;
- поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
- создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы
самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
научить
- достижение оптимального уровня воспитанности учащихся;
- гармоническое развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и
интересов;
- выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика;
Планируемый результат:
- формируется система базовых ценностей личности;
- приобщаются к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и
традициям образовательного учреждения;
- формируются личностные качества, необходимые для жизни;
- воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
жизни,
- поддерживаются социальные инициативы и достижения у обучающихся;
- создается «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы
самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
научить
- продолжается гармоническое развитие личности учащегося с учетом его возраста,
интеллекта и интересов;
- выявляются и раскрываются природные способности каждого ученика;
Основными формами работы с учащимися являются игры, конкурсы, беседы,
интеллектуальные игры, ребусы и кроссворды, презентации.
Системообразующие виды деятельности:
коллективная творческая (организация КВН, , бесед, встреч с интересными людьми);
-учебно-просветительская (организация экскурсий, лекций, бесед на экологическом материале
для учащихся школы);
-информационная (оформление информационного стенда).
Главными деталями механизма являются формы, методы и приемы воспитательного
взаимодействия педагога и учащихся. От их правильного выбора во многом зависит
успешность педагогического влияния на процесс социального становления учащихся.
Работа с родительским составом.
Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет
свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в учреждении
построены на основе свободы выбора. И, как правило, большинство родителей не чувствуют
необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами,
вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. В
тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий
семьи и других социальных институтов. Педагогов дополнительного образования и родителей
объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного
успеха в совместной деятельности.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Календарный план воспитательной работы
№ Направление
воспитательно
й работы
1 Гражданскопатриотическо
е воспитание
Наименование
мероприятия
Срок
Ответствен
выполне ный
ния
сентябрь Гатажоков
К.К
Планируемый
результат
октябрь
Гатажоков
К.К
Формирование
ценностного
отношения к
пожилым людям,
здоровью и
здоровому образу
жизни. Воспитание
ценностного
отношения к
животным.
Стимулировать
интерес у учащихся
к исследовательской
деятельности,
научной работе
1.Всемирный
ноябрь
день
приветствий
2.День
домашних
Работа по
животных
профилакти
3.Акция « С
ке терроризма, праздником
экстремизма и вас, мамы!»
этносепаратиз День матери
ма
4.
Мероприятия в
рамках
международног
о Дня
толерантности
Нравствено1.«Всемирный декабрь
эстетическое
день борьбы
Гатажоков
К.К
Формирование
ценностного
отношения к семье,
здоровью и
здоровому образу
жизни.
Уважения к правам,
свободам и
обязанностям
человека.
Гатажоков
К.К
Воспитание
нравственных чувств,
1.Тренировочн
ое занятие
«Действия
учащихся при
угрозе и
возникновении
пожара»
2. День
солидарности в
борьбе с
терроризмом
2
Гражданско1.Акция ко
патриотическо Дню пожилого
е воспитание
человека
2.Всемирный
день животных
3
Нравственноэстетическое
воспитание
4.
Сформировать у
учащихся такие
качества, как
долг,
ответственность,
честь,
достоинство,
личность.
Примеча
ние
воспитание
Экологическо
е воспитание
5
6
7.
8.
против
СПИДА»
2.Международ
ный день
инвалидов
Экологическо
е воспитание
Гражданскопатриотическо
е воспитание
убеждений и
этического сознания.
1.«День
заповедников и
национальных
парков»
2.Международ
ный день
памяти жертв
Холокоста
Гражданско1.День
патриотическо защитника
е воспитание
Отечества
Нравственно- Всероссийский
эстетическое
тематический
воспитание
урок,
посвященный
350-летию
Петра 1 «То
академик, то
герой, то
мореплаватель,
то плотник»
2.День
Российской
науки
3. Всемирный
день борьбы
против рака
Экологическо 2.Участие в
е воспитание
конкурсе
Работа по
«Природа и
профилактике традиционная
терроризма,
культура»
экстремизма и 2. Всемирный
этносепаратиз день Земли
ма
2.
Международн
ый день
борьбы с
наркоманией и
наркобизнесом
январь
Гатажоков
К.К
Формировать
правильное
отношение
к
окружающей среде.
Воспитание
нравственных чувств
февраль
Гатажоков
К.К
Воспитание
гражданственности,
патриотизма,
социальной
ответственности и
компетентности, ува
жения к правам,
свободам и
обязанностям
человека.
март
Гатажоков
К.К
Изучение учащимися
природы и истории
родного края.
Нравственноэстетическое
Воспитание
Физическое
воспитание
апрель
1.День
космонавтики
2.Всемирный
день здоровья.
3.Фестиваль
Формировать
правильное
отношение
к
окружающей среде.
Воспитание
гражданственности,
патриотизма,
социальной
ответственности
Гатажоков
К.К
Формировать у
учащихся культуру
сохранения и
совершенствования
собственного
«Мы выбираем
жизнь!"
здоровья.
Популяризация
занятий физической
культурой и спортом.
Нравственноэстетическое
воспитание
Гражданскопатриотическо
е воспитание
1.Всемирный
день без
табака.
2. Акция
«Георгиевская
ленточка»
май
Гатажоков
К.К
10 Гражданско.
патриотическо
е воспитание
Нравственноэстетическое
воспитание
1.Международ
ный день
защиты детей
2.День
здорового
питания
июнь
Гатажоков
К.К
9
Пропаганда
здорового образа
жизни
Воспитывать любовь
и уважение к
традициям
Отечества.
Пропаганда
здорового образа
жизни
Создание условий
для развития у
учащихся творческих
способностей.
Пропаганда
здорового образа
жизни