МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МКУ ДО «РЦДО» Протокол от «25» июня 2024 г. №4 Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Гимнастика» Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Адресат: 5-11 лет Срок реализации:1 год, 72 часа Форма обучения: очная Автор: Кушхова Оксана Хусеновна, педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже 2024г l. Комплекс основных характеристик программы. Пояснительная записка Направленность программы: физкультурно-спортивная. Уровень программы: стартовый. Вид программы: модифицированный Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа: • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» • Национальный проект «Образование». • Конвенция ООН о правах ребенка. • Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». • Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». • Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». • Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом необходимой помощи». • Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». • Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». • Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам». • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». • Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»). • Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). • Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»). • Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). • Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». • Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании». • Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике». • Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». • Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР». • Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896 «Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные)». • Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324 «Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ». • Постановление от 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей в Зольском муниципальном районе». • Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района; Актуальность программы обусловлена созданием условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, использованием эффективных здоровьесберегающих методов и приемов в образовательном процессе. Занятия гимнастикой строятся на знакомых образных упражнениях, сюжетных композициях, которые подбираются с учётом возраста детей и их физической подготовки. Гимнастика позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. Программа представляет собой последовательную систему тренировочных занятий (теоретических и практических), предназначенную для обучения и воспитания детей. Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы «Гимнастика» включают в себя «азбуку» гимнастических движений. Это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что отражает окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Гимнастика» заключается в том, что направленность и содержание программы носят практический характер и определяется задачами творческого и духовно-нравственного развития ребенка. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, что придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Адресат программы: обучающиеся от 5 до 11 лет. Срок реализации программы: 1 год, 72 часа. Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Наполняемость группы: 15-18 человек. Формы занятий: • индивидуальные; • групповые; • парные; • коллективные. Формы обучения: очная. Цель программы: приобщение к здоровому образу жизни, содействие всестороннему развитию личности обучающихся средствами гимнастических упражнений. Задачи программы: Личностные: • развить у детей способность работать в паре, группе; • развить познавательные способности (внимание, мышление, память, воображение). Предметные: • научить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой; • развить координацию, гибкость, выносливость и пластичность; • расширить музыкальный кругозор. Метапредметные: • воспитать интерес к занятиям гимнастикой путем создания положительного эмоционального настроя; • развить находчивость, инициативу, креативность; • пополнить и обогатить словарный запас новыми терминами; • развить навыки здорового образа жизни. Учебный план № 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 2.3 2.4 Наименование раздела, тем Общая физическая подготовка Общеразвивающие упражнения Упражнения для рук,ног и туловища Упражнения для развития быстроты Специальная физическая подготовка Техническая подготовка 3.1 базовые упражнения 3.2 специальные упражнения вспомогательные упражнения Сдача контрольных нормативов. итого 4 практика 8 3 3 2 30 Упражнения для развития амплитуды и гибкости Танцевальноритмическая гимнастика Упражнения для развития координации движений Игропластика 3 3.3 Количество часов всего теория 10 2 26 1 6 Контрольные упражнения (тесты) 7 Контрольные упражнения (тесты) 6 Контрольные упражнения (тесты) 7 Контрольные упражнения (тесты) 2 28 2 8 10 10 2 72 Контрольные упражнения (тесты) Контрольные упражнения (тесты) Контрольные упражнения (тесты) 4 1 30 Формы аттестации/контроля 2 8 64 Содержание программы 1.Общая физическая подготовка (10 часов). 1.1Теория. Правила техники безопасности на занятиях – 1 час. Практика. Общеразвивающие упражнения ( 9 часов) Контрольные упражнения (тесты) Контрольные упражнения (тесты) Контрольные упражнения (тесты) Прием нормативов Строевые упражнения: понятие «строй», «шеренга», «колонка», «направляющий», «замыкающий». Передвижение по залу: в обход, противоходом, змейкой, спиралью, по диагонали. Фигурные построения: ряды, колонны, круги. Движения строевым и походным шагом. Обозначение шага на месте и в движении. Движения бегом: переходы с бега на шаг, с шага на бег, повороты в движении. Перемена направления. Границы площадки, углы, середина, центр. Движение в обход, противоходом, по диагонали, змейкой. 1.2 Практика. Упражнения для рук,ног и туловища (3часа) Поднимание и опускание рук вперед, вверх, назад, движения прямыми и согнутыми руками в различном темпе, махи и круговые движения во всех суставах, упражнения с отягощениями (соответствующие возрасту занимающихся). Прокруты со скакалкой, сложенной в 4 раза, упражнения на растягивание (с задержкой в крайних положениях); наклоны и круговые движения головой в различных направлениях; маховые, пружинящие движения туловищем из различных исходных положений, упражнения на растягивание во всех направлениях; сгибание и разгибание стоп, и круговые движения стопой. Полуприседы и приседы в быстром и медленном темпе. 1.3 Упражнения для развития быстроты ( 3 часа) Ходьба и бег с внезапной сменой направления по сигналу; бег с ускорениями;эстафеты с бегом на отмеренном отрезке. 2.Специальная физическая подготовка (30 часов) Теория. Правила техники безопасности на занятиях – 2 часа 2.1Практика. Упражнения для развития амплитуды и гибкости ( 7 часов) Наклоны вперед, назад, в стороны с максимальным напряжением (из различных исходных положений – сидя, стоя, без опоры). Наклоном назад «мост» (лежа, стоя, с захватом ног). Шпагат, шпагат с различными наклонами вперед, назад, в сторону, со скамейки. Движением ногами (махи) в различных направлениях и с максимальной амплитудой, медленные движения ногами с фиксацией конечного положения в течение нескольких секунд. 2.2Практика Упражнения на формирование осанки совершенствование равновесия (7 часов) Различные виды ходьбы (с носка, с поворотом, острым, перекатным, пружинными шагами); выполнение упражнений с выключенным зрительным анализатором, прыжки толчком с поворотом на 1800-3600 (сериями 10 раз с открытыми глазами, 10 - с закрытыми). 2.3Практика Упражнения для развития координации движений ( 7 часов) Выполнение небольших комбинаций (без музыки и под музыку), включающих базовые шаги и элементы художественной гимнастики (с предметом и без него). Выполнение отдельных элементов в усложненных условиях (без зрительной ориентировки, на уменьшенной площади опоры). 2.4Практика Упражнения для развития скоростно-силовых качеств (7 часов) Различные прыжки со скакалкой с постепенным увеличением продолжительности и скорости (второй год обучения). Различные эстафеты и игры с бегом и прыжками, используя мячи, обручи и др. предметы. Прыжки на месте и с продвижением на одной, двух ногах (высоту прыжка постепенно увеличивать). Прыжки с предметами в руках и с грузами. 3.Техническая подготовка (30 часов). Теория. Правила техники безопасности на занятиях – 2 часа 3.1Практика. базовые упражнения( 8 часов), которые обеспечивают необходимый двигательный потенциал. Это элементарные позы, положения и движения отдельными частями тела, навыки правильной походки и осанки; 3.2 Практика. специальные упражнения( 10 часов), из которых составляются соревновательные упражнения и произвольные комбинации. В этот раздел включаются двигательные действия с заранее определенными характеристиками. В ходе обучения необходимо точно соблюдать последовательность отдельных элементов упражнений. Специальные упражнения должны выполняться выразительно. По мере накопления двигательного опыта детям предлагаются новые варианты специальных (соревновательных) упражнений в соответствии с индивидуальными возможностями; 3.3 Практика. вспомогательные упражнения( 10 часов), с помощью которых совершенствуется мастерство спортсменок независимо от их возраста. Благодаря вспомогательным упражнениям развиваются двигательные и психические качества, которые обеспечивают более полное появление индивидуального стиля. В этом разделе предлагается примерные комплексы из классического экзерсиса, музыкально-ритмического обучения; специальных упражнений для развития гибкости. 4.Сдача контрольных нормативов- итоговое занятие ( 2 часа) Планируемые результаты. Личностные. У обучающихся будет/будут: • развита способность работать в паре, группе; • развиты познавательные способности (внимание, мышление, память, воображение). Предметные. Обучающиеся: • научится ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой; • разовьют координацию, гибкость, выносливость и пластичность; • расширят музыкальный кругозор. Метапредметные. У обучающихся будет/будут: • воспитан интерес к занятиям танцевально-ритмической гимнастикой путем создания положительного эмоционального настроя; • развита находчивость, инициатива, креативность; • пополнится и обогатится словарный запас новыми терминами; • развиты навыки здорового образа жизни Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий Календарный учебный график. Год обучения 2024-2025 Дата начала учебного года Стартовый, первый год обучения. 01.09 Дата окончания учебного года 31.05 Количество учебных недель 36 Количество учебных часов в год 72 Режим занятий 2 часа в неделю ( 1 раз по 2 часа). Условия реализации программы. Кадровое обеспечение. Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, определенным Профессиональным стандартом «Тренер». Наличие среднего профессионального образования или высшего профессионального образования без предъявления требований к стажу работы по специальности. Материально-техническое обеспечение. Реализация программы осуществляется на базе МКОУ «СОШ №1» г.п.Залукокоаже. База располагает: - тренировочным спортивным залом; - хореографическим залом; - имеет в наличии раздевалки, душевые; - обеспечена оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для прохождения спортивной подготовки; - обеспечена спортивной экипировкой; Методы работы . Основной формой занятий остается обучающий тип, но появляются элементы и тренировочного типа урока. Этап специализированной подготовки характеризуется формированием навыков владения предметом на основе освоенных беспредметных движений. В это время основное внимание уделяется освоению базовых прыжков, поворотов равновесий, волн, взмахов. Постепенно возрастает доля индивидуального подхода в развитии двигательных способностей, составлении соревновательных программ, в формировании личностных особенностей спортсменок. Большее значение приобретает самостоятельная работа и домашние задания. Методическое и дидактическое обеспечение - методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный;; проблемный, игровой, дискуссионный,.; активные и интерактивные методы обучения; социоигровые методы. Сознательность и активность занимающихся могут быть достигнуты только в том случае, если они будут видеть перспективу своего спортивного совершенствования и понимать какими путями и средствами можно достигнуть поставленной цели.. Для повышения сознательности и активности занимающихся широко используются самостоятельные задания. - методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация; - педагогические технологии: Принцип доступности требует так вести обучение, чтобы изучаемый материал был доступен данному составу занимающихся. Доступными должны быть показ, объяснение, сложность техники, общая физическая нагрузка. В противном случае учебный материал не будет усвоен. Преподаватель должен учитывать опыт занимающихся, усвоение ранее приобретённых знаний и навыков, а также состояние их здоровья. Занимающиеся должны усваивать в начале менее, а затем более трудные упражнения. Перед учащимися не следует ставить задачу овладения одновременно многими трудными приемами и упражнениями. Принцип наглядности. Исходя из этого принципа, преподаватель должен добиться, чтобы в процессе обучения занимающийся мог получить правильное, яркое представление об изучаемых приемах и упражнениях. Преподаватель должен выбрать важную для показа стойку, свое положение по отношению к группе. Для лучшего восприятия и осмысливания изучаемого движения, очень важно установить правильные временные промежутки между отдельными элементами приема, показать его ритм. Показ должен сопровождаться объяснениями. Принцип прочности требует такого построения занятий, при которых изучаемый материал путем многократного повторения закрепляется и одновременно совершенствуется до такой степени, что его применение становится привычным и не требует больших усилий. Чем прочнее закреплены упражнения, тем выше техническое совершенство гимнаста. Повторение упражнений должно проводиться на соревнованиях (учебных, тренировочных и отборочных). Для того, чтобы добиться устойчивого навыка, упражнение должно совершенствоваться в различных условиях: незнакомое гимнастическое оборудование, другое освещение, непривычный костюм и т.п. Систематичность и последовательность - один из важнейших принципов планирования педагогического процесса. Он, прежде всего требует регулярности занятий и преемственности в их содержании. Это значит, что учебный материал должен быть расположен в такой последовательности, которая помогает усваивать и совершенствовать знания и умения на основе предыдущего опыта. При расположении материала надо исходить из правила: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Сначала следует обучить основам техники - простейшим упражнениям, затем систематически повторять изученные приемы. Освоив типовую структуру упражнений, нужно перейти к более сложным, к изучению гимнастических комбинаций. Кроме общей физической нагрузки, нужно учитывать психологическую нагрузку, то есть нагрузку, предъявляемую к центральной нервной системе. Психологическая нагрузка должна быть оптимальной. Это достигается соответствующим подбором упражнений. Формы аттестации и контроля. Развиваемое физическое качество Гибкость Контрольные (тесты) упражнения результат И.П. - сед, ноги вместе Наклон вперед Фиксация положения 5 счетов Гибкость И.П. - лежа на животе "Рыбка" - прогиб назад в упоре на руках со сгибанием ног Измеряется расстояние между лбом и стопами Гибкость И.П. - стойка ноги вместе, руки вверх, в замок. Отведение рук назад Координационные Равновесие на одной, другую способности согнуть вперед, стопа прижата к колену опорной ноги, руки в стороны Рисунок (не приводится) СкоростноПрыжки на скакалке силовые качества Гибкость, подвижность позвоночного столба Мост на коленях Гибкость Мост из положения стоя Гибкость подвижность тазобедренного сустава Шпагаты на полу 1 с правой ноги 2 с левой ноги 3 поперечный Пресс силовые Из И.п. лежа на спине способности 1. Сед до горизонтали 2. И.п. "5" - плотная складка, колени прямые "4" - при наклоне вперед кисти рук выходят за линию стоп, колени прямые "3" - при наклоне вперед кисти рук на линии стоп, колени прямые "5" - касание стопами лба "4" - до 5 см "3" - 6 - 10 см При выполнении движения колени обязательно вместе "5" - 45° "4" - 30° "3" - 20° "5" - удержание положения в течение 6 секунд "4" - 4 секунды "3" - 2 секунды Выполнять с обеих ног 5- 10 прыжков 4- 8 3-6 оцениваются прямые ноги и натянутые колени 5 - колени вместе, локти прямые 4 - недостаточная складка в наклоне, руки согнуты 3 -недостаточная складка, согнутые руки, колени врозь 2 - наклон назад, руками до пола 1 - наклон назад, руками до пола, колени врозь 5 - мост вплотную руками к пятке 4 - 2-5 см от рук до стоп 3 - 6-10 см от рук до стоп 2 - 11-15 см от рук до стоп 1 - 20 см и более 5 - плотное касание пола правым и левым бедром 4 -1-5 см от пола до бедра 3 - 6-10 см 2 - 15 см 1 - более 15 см 5 - 10 раз 4 - 9 раз 3 - 8 раз 2-7 1-6 Силовые Из И.п. лежа на животе руки за способности: сила голову, ноги закреплены мышц спины 1. Прогнуться назад 2. И.п. 5 - 10 раз до горизонтали 4-8 3-6 2 -5 1-4 Список литературы. Для педагога: 1. Боген А.А. Обучение двигательным действиям. – М.: ФиС, 1983. 2. Болобан В.Н. Обучение в спортивной акробатике. – Киев: Здоров’я 1986. 3. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. – М., Терра–спорт, 2002 4. Гимнастическое многоборье. Женские виды / Под ред. Ю. К. Гавердовского. – М.: ФиС, 1987. 5. Гимнастическое многоборье. Мужские виды / Под ред. Ю. К. Гавердовского. – М.: ФиС, 1986. 6. Менхин Ю В. Физическая подготовка в гимнастике. – М.: ФиС, 1970. 7. Смолевский В. М., Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика, - Киев: Олимпийская литература, 1999. 8. Спортивная гимнастика / Под ред.Ю.К. Гавердовского, В.М. Смолевского. – М.: ФиС, 1979. 9. Спортивная гимнастика (мужчины и женщины). Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства / Под ред. Ю. К. Гавердовского, Т.С. Лисицкой, Е.Ю. Розина, В. М. Смолевский. – М.: Советский спорт , 2005. Для обучающихся 1. Васильков Г.А. Гимнастика для детей младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1998. 2. Лисицкая Т. С. Ритм – пластика. – М.: 3. 1. Поляев Б. А., О. А. Лайшева, О. М. Калашникова. Правильная осанка. Памятка для родителей. – М.: Расмирти, 2003. Интернетресурсы: 1. https://youtu.be/hMPEqPFP4o4 2. https://youtu.be/EB-T_lRnWqo 3. https://infourok.ru/ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «ГИМНАСТИКА» Уровень программы: стартовый Адресат: обучающиеся от 5 до 11 лет Год обучения: 1-ый год обучения Автор-составитель: Кушхова Оксана Хусеновна -педагог дополнительного образования г.п.Залукокоаже 2024г. Направленность: физкультурно-спортивная Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Адресат: Программа предназначена для детей 5-11 лет. Принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. При подаче заявления о приеме предоставляется медицинская справка об отсутствии противопоказаний для занятий по дзюдо. Срок реализации: 1 год, 72 часа. Режим занятий: Программа рассчитана на 1 год обучения из расчета 2 часа в неделю. Всего: 72 часа в год. Наполняемость группы: 15-18 человек Форма обучения: очная Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: - групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; - участие в спортивных соревнованиях; - инструкторская и судейская практика; - учебно-тренировочные и спортивно-оздоровительные сборы; - выполнение индивидуальных домашних заданий; - медико-восстановительные мероприятия; - тестирование. - работа в малых группах. Цель программы: приобщение к здоровому образу жизни, содействие всестороннему развитию личности обучающихся средствами гимнастических упражнений. Задачи программы: Личностные: • развить у детей способность работать в паре, группе; • развить познавательные способности (внимание, мышление, память, воображение). Предметные • научить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой; • развить координацию, гибкость, выносливость и пластичность; • расширить музыкальный кругозор. Метапредметные: воспитать интерес к занятиям гимнастикой путем создания положительного эмоционального настроя; - развить находчивость, инициативу, креативность; - пополнить и обогатить словарный запас новыми терминами - развить навыки здорового образа жизни. Планируемые результаты. Личностные. У обучающихся будет/будут: • развита способность работать в паре, группе; • развиты познавательные способности (внимание, мышление, память, воображение). Предметные. Обучающиеся: • научится ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой; • разовьют координацию, гибкость, выносливость и пластичность; • расширят музыкальный кругозор. Метапредметные. У обучающихся будет/будут: • воспитан интерес к занятиям танцевально-ритмической гимнастикой путем создания положительного эмоционального настроя; • развита находчивость, инициатива, креативность; • пополнится и обогатится словарный запас новыми терминами; • развиты навыки здорового образа жизни Методы работы . Основной формой занятий остается обучающий тип, но появляются элементы и тренировочного типа урока. Этап специализированной подготовки характеризуется формированием навыков владения предметом на основе освоенных беспредметных движений. В это время основное внимание уделяется освоению базовых прыжков, поворотов равновесий, волн, взмахов. Постепенно возрастает доля индивидуального подхода в развитии двигательных способностей, составлении соревновательных программ, в формировании личностных особенностей спортсменок. Большее значение приобретает самостоятельная работа и домашние задания. Методическое и дидактическое обеспечение - методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный;; проблемный, игровой, дискуссионный,.; активные и интерактивные методы обучения; социоигровые методы. Сознательность и активность занимающихся могут быть достигнуты только в том случае, если они будут видеть перспективу своего спортивного совершенствования и понимать какими путями и средствами можно достигнуть поставленной цели.. Для повышения сознательности и активности занимающихся широко используются самостоятельные задания. - методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация; - педагогические технологии: Принцип доступности требует так вести обучение, чтобы изучаемый материал был доступен данному составу занимающихся. Доступными должны быть показ, объяснение, сложность техники, общая физическая нагрузка. В противном случае учебный материал не будет усвоен. Преподаватель должен учитывать опыт занимающихся, усвоение ранее приобретённых знаний и навыков, а также состояние их здоровья. Занимающиеся должны усваивать в начале менее, а затем более трудные упражнения. Перед учащимися не следует ставить задачу овладения одновременно многими трудными приемами и упражнениями. Принцип наглядности. Исходя из этого принципа, преподаватель должен добиться, чтобы в процессе обучения занимающийся мог получить правильное, яркое представление об изучаемых приемах и упражнениях. Преподаватель должен выбрать важную для показа стойку, свое положение по отношению к группе. Для лучшего восприятия и осмысливания изучаемого движения, очень важно установить правильные временные промежутки между отдельными элементами приема, показать его ритм. Показ должен сопровождаться объяснениями. Принцип прочности требует такого построения занятий, при которых изучаемый материал путем многократного повторения закрепляется и одновременно совершенствуется до такой степени, что его применение становится привычным и не требует больших усилий. Чем прочнее закреплены упражнения, тем выше техническое совершенство гимнаста. Повторение упражнений должно проводиться на соревнованиях (учебных, тренировочных и отборочных). Для того, чтобы добиться устойчивого навыка, упражнение должно совершенствоваться в различных условиях: незнакомое гимнастическое оборудование, другое освещение, непривычный костюм и т.п. Систематичность и последовательность - один из важнейших принципов планирования педагогического процесса. Он, прежде всего требует регулярности занятий и преемственности в их содержании. Это значит, что учебный материал должен быть расположен в такой последовательности, которая помогает усваивать и совершенствовать знания и умения на основе предыдущего опыта. При расположении материала надо исходить из правила: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Сначала следует обучить основам техники - простейшим упражнениям, затем систематически повторять изученные приемы. Освоив типовую структуру упражнений, нужно перейти к более сложным, к изучению гимнастических комбинаций. Кроме общей физической нагрузки, нужно учитывать психологическую нагрузку, то есть нагрузку, предъявляемую к центральной нервной системе. Психологическая нагрузка должна быть оптимальной. Это достигается соответствующим подбором упражнений. Календарно-тематический план. № п/п Дата занятия по плану 1 Название раздела, темы по факту Общая физическая Кол-во часов Всего 10 Содержание деятельности Теория 2 Практика Формы аттестации/ контроля 8 подготовка 1.1 Общая физическая подготовка 2 Введение в предметинструктаж, беседы , игровые упражнения 1.2 Общеразвивающие упражнения 8 8 3 Строевые упражнения: понятие «строй», «шеренга», «колонка», «направляющий», «замыкающий». Контрольные упражнения (тесты) 3 Упражнения для рук, ног и туловища. Контрольные упражнения (тесты) Упражнения для развития Контрольные быстроты упражнения (тесты) 2 2 2.1 Специальная физическая подготовка Опрос 30 4 2 Правила техники 26 Опрос безопасности на занятиях 2.2 Упражнения для развития амплитуды и гибкости 7 2 2 2 1 2.3 Упражнения на формирование осанки совершенствование равновесия 7 2 2 2 - Упражнения на укрепления мышц брюшного пресса. Лежа на спине, сидя на полу Упражнения на улучшение гибкости позвоночника. Лежа на спине. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника. Сидя на спине Восстановление физической активности организма 7 Контрольные упражнения (тесты) Упражнения на исправления осанки. Лежа на животе Упражнения на исправления осанки. Лежа на спине Упражнения на исправления осанки. Стоя на коленях Контрольные упражнения Контрольные упражнения (тесты) Контрольные упражнения (тесты) Контрольные упражнения (тесты) Контрольные упражнения Контрольные упражнения 1 2.4 Упражнения для развития координации движений 7 Закрепление пройденного материала - 2 Упражнения для развития скоростно-силовых качеств 7 2 2 2 Контрольные упражнения Контрольные упражнения Перескоки с ноги на ногу Контрольные на месте и в продвижении упражнения с положением стопы на щиколотке 2 2.5 7 Медленное поднимание рук - вверх, в сторону вверх с одновременным отведением ноги на носок назад и в сторону. Мелкий бег на полупальцах 2 1 Опрос Повторение пройденного материала - Наблюдение.Опрос 7 Развитие выносливости и силы ног за счет изменения характера движений Выбрасывание вытянутых ног вперед и назад на 45 градусов на месте Выбрасывание вытянутых ног вперед и назад на 45 градусов с продвижением вперед и назад Контрольные упражнения Контрольные упражнения Контрольные упражнения 1 3 Техническая подготовка 3.1 3.2 Базовые упражнения 30 2 2 Правила техники безопасности на занятиях 2 2 Специальные упражнения, из которых составляются соревновательные упражнения и произвольные комбинации. Контрольные упражнения Контрольные упражнения Опрос 8 2 3.3 Восстановление физической активности организма 28 10 2 2 - Упражнения на напряжения и расслабления мышц тела Вытягивание ног и пальцев, напряжения мышц тела, затем расслабления Упражнения на напряжения и расслабления мышц тела лежа, стоя 10 Контрольные упражнения Контрольные упражнения Контрольные упражнения Прыжки по первой прямой Контрольные позиции на месте и с упражнения продвижением впередназад, вправо-влево «Мостик» с помощником Контрольные упражнения 2 2 2 3.4 Вспомогательные упражнения с помощью которых совершенствуется мастерство спортсменок независимо от их возраста. 10 2 2 2 2 - Прыжки. По 4 и 8 прыжков с поджатыми ногами Упражнения для улучшения мышц плеча и предплечья стоя на коленях Упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава. Сидя на пятках 10 Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага. Шпагаты Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага. Сидя Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага. Стоя Музыкальные ритмические упражнения с обручом Контрольные упражнения Контрольные упражнения Контрольные упражнения Музыкальные ритмические упражнения с ленточкой Прием нормативов 2 4 Сдача контрольных нормативов ИТОГО 2 72 8 64 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2024-2025УЧЕБНЫЙ ГОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «ГИМНАСТИКА» Адресат: обучающиеся от 5 до 11 лет Год обучения: 1 год обучения Автор-составитель: Кушхова Оксана Хусеновна - педагог дополнительного образования г.п.Залукокоаже 2024г. Целью воспитания является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности и успешной социализации в обществе. Данная цель ориентирует педагога на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка и его социализации в обществе. В связи с этим важно сочетание работы педагога и усилий самого ребенка по саморазвитию и успешности выполнения поставленной цели — это сотрудничество и партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: - удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся в физическом развитии, также в занятиях физической культурой и спортом; - сформировать культуру здорового и безопасного образа жизни; - обеспечить духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, трудовое воспитание обучающихся; - создать и обеспечить необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся, в также лиц, проявляющих выдающиеся способности; - социализировать и адаптировать обучающихся в жизни общества; - сформировать общую культуру обучающихся; - поддержать деятельность детских инициатив направленных на социально значимый результат; - реализовать потенциал педагогов дополнительного образования в воспитании обучающихся, укрепить коллективные ценности в педагогическом сообществе; - организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное принятие решений по проблемам личностного развития обучающихся. Планируемые результаты: У обучающихся будет/будут: - удовлетворены индивидуальные потребности обучающихся в физическом развитии, также в занятиях физической культурой и спортом; - сформирована культура здорового и безопасного образа жизни; - обеспечено духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, трудовое воспитание обучающихся; - созданы и обеспечены необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся, в также лиц, проявляющих выдающиеся способности; - социализированы и адаптированы в жизни общества; - сформирована общая культура обучающихся; - оказана поддержка деятельности детских инициатив направленных на социально значимый результат; - реализован потенциал педагогов дополнительного образования в воспитании обучающихся, укреплены коллективные ценности в педагогическом сообществе; - организована работа с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленная на совместное принятие решений по проблемам личностного развития обучающихся. Календарно-тематический план по воспитательной работе № Направление воспитательн ой работы Наименование мероприятия Сроки проведения Ответственны е Планируемый результат 1 Физическое воспитание Тренировочный процесс В течение года Кушхова О.Х. Организация плановой физической подготовки Единый календарный план физкультурно-спортивных мероприятий, план работы учреждения на 2024-2025 учебный год В течение года Кушхова О.Х. Организация плановой физической подготовки Проведение бесед «Спортсмены Великой Отечественной Войны» февраль г. Кушхова О.Х. Воспитание учащихся на героических подвигах народов России 4 Участие в акции «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк» май г. Кушхова О.Х. Воспитание учащихся на героических подвигах народов России 5 Организация лекций, бесед на военнопатриотические темы В течение года Кушхова О.Х. Формирование гражданина-патриота 6 Проведение спортивных праздников, посвящённых памятным датам и праздничным датам России. В течение года Кушхова О.Х. Воспитание учащихся на спортивных традициях Обсуждение прочитанной спортивной литературы, и просмотренных фильмов В течение года Кушхова О.Х. Расширение познаний в области спорта 2 3 7 Гражданскопатриотическо е воспитание Расширение общего кругозора и эстетического воспитания Примеч ание 8 Художественн о-эстетическое воспитание Знакомство с архитектурными, историческими и культурными достопримечательностями городов, экскурсии. (в рамках участия в спортивных мероприятиях или специально организованных экскурсиях) 9 Связь с семьёй проведение родительских собраний сентябрь Кушхова О.Х. Знакомство с художественнотворческой жизнью страны и региона Кушхова О.Х. Разъяснение об ответственности родителей за воспитание своих детей. Помощь родителей в воспитании своих детей январь май 10 Спортивнооздоровительн ое воспитание Проведение физкулькурнооздоровительных и спортивных мероприятий совместно с родителями В течение года Кушхова О.Х. Привлечение родителей к проведению и участию в физкультурно-здоровительных и спортивных мероприятиях 11 Спортивнооздоровительн ое и духовнонравственное направление Проведение бесед о здоровом образе жизни В течение года Кушхова О.Х. Профилактика правонарушений и асоциального поведения Спортивнооздоровительн ое и духовнонравственное направление Беседы на разные темы. 12 Разъяснение негативных последствий правонарушений и приёма психоактивных веществ На Кушхова О.Х. Профилактические беседы о вреде систематической курения, наркомании, о соблюдении основе спортивного режима и др.