ДОП Азбука успеха. Дзамихова З.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета
МКУ ДО «РЦДО»
Протокол от
«25» июня 2024 г. №4

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«АЗБУКА УСПЕХА»

Уровень программы:стартовый
Вид программы: модифицированный
Адресат:5-10 лет
Срок реализации:1 год, 72 часа
Форма обучения: очная
Автор: Дзамихова Зарета Хажмухамедовна педагог дополнительного образования

г.п. Залукокоаже
2024г

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка.
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а
также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов,
обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области
финансов.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные
навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая
позволит им в будущем принимать грамотные решения.
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи,
игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ
экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает
главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к
деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет
наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.
С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность,
именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуальнопсихологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли,
которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина.
Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Нормативную правовую основу настоящей дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Азбука успеха» составляют следующие документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2.
Национальный проект «Образование».
3.
Конвенция ООН о правах ребенка.
4.
Приоритетный проект от 30.11.2016 г. №11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
5.
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
6.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей» (с изменениями и дополнениями).
8.
Федеральный
закон
от
13.07.2020г.
№189-ФЗ
«О
государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в
социальной сфере».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
10. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
11. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и

требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г.
№761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования».
13. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре».
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
15. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
16. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
17. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями, по
независимой оценке, качества образования образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»).
19. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
20. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной
организации».
21. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
14.08.2020г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
формату предоставления информации».
22. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об
образовании».
23. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении Региональных
требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
24. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении
Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в
КБР».
25. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
26. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и

реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и
модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских
дополнительных общеразвивающих программ»).
27. Постановление от 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о
персонифицированном дополнительном образовании детей в Зольском муниципальном
районе».
28. Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района;

Актуальность: программа разработана в целях финансового просвещения детей.
Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной
относительно данной возрастной группы.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание сравнительно новое направление
в педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости
внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают
первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их
приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение в формировании
развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы
личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это
является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Новизна: знакомство с деньгами раскрывает в сознании ребенка гармоничную,
многомерную (непротиворечивую) картину мира. Совершенно парадоксально, финансовое
воспитание становится эффективным способом, инструментом более тонкой настройки
восприятия абстрактных понятий системы базовых ценностей: любовь, благодарность,
отношения, трудолюбие, мастерство, достоинство и прочее. Денежные знаки (монеты и
купюры) при этом выполняют функцию маяков-напоминаний и устойчиво ассоциируются с
духовно-нравственными нормами, правилами сферы денежных отношений, способствуя
принятию их ребенком в качестве доминанты поведения.
Отличительной особенностью Программы является то, что на занятиях
рассматриваются разные жизненные ситуации. Это позволяет обучать школьника правильно
оценивать те или иные поступки для того, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для
применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам. В основе
обучения
лежит
индивидуально-групповая
форма
работы,
которая
позволяет
дифференцированно, с учетом возрастных и психологических особенностей, подойти к
каждому обучающемуся. Образовательный процесс построен на основе практикоориентированного подхода.
Педагогическая целесообразность Программы выражается во взаимосвязи процессов
обучения, развития и воспитания . Повышение уровня финансовой грамотности и культуры
разумного потребления, особенно в детской и молодежной среде, является одной из задач
целевой программы развития экономического образования. Обучение по Программе позволит
учащимся ознакомиться с основами финансовой грамотности, получить практические навыки.
Также необходимо прививать обучающимся важнейшие навыки финансового планирования.
При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся – это завтрашние активные участники
финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших школьников финансово
грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных
заемщиков, грамотных вкладчиков.
Адресат:
Программа реализуется в разновозрастных группах. Группы комплектуются из обучающихся 510 лет. Формы и методы организации деятельности ориентированы на индивидуальные и
возрастные особенности обучающихся.

Срок реализации:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 72
часа.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Наполняемость группы: количество обучающихся в группе 19-23человек.
Форма обучения: очная,
Формы занятий: групповая, парная, индивидуальная.
Цель программы: формирование основ финансовой грамотности детей младшего школьного
возраста и норм финансово-грамотного поведения.
Задачи программы:
Предметные:
- сформировать у учащихся умение характеризовать виды и функции денег;
- понимать и правильно использовать экономические термины;
- знать источники доходов и направлений расходов семьи;
- уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определять элементарные проблемы в области семейных финансов и пути их решения;
- проводить элементарные финансовые расчеты.
Личностные:
- воспитать в детях ответственность за экономические решения, уважение к труду;
- привить навыки общественно-полезного труда, уметь общаться и работать в коллективе;
- воспитать чувства взаимопомощи и сотрудничества;
- воспитать бережливость, экономность, аккуратность.
Метапредметные:
- развить у учащихся основные навыки экономического мышления,
-сформировать интерес к изучению основных особенностей современного состояния
экономики,
-развить познавательные и творческие способности учащихся.

Учебный план
№

Наименование
раздела, темы

Количество часов
всего

1

теория

Формы аттестации
контроля

/

практика

Введение.

1.1

Вводное занятие
Знакомство с феечкой
копеечкой. Деньги и
сказочные герои

2

1.2

Кто
миллионер?

2

1.3

Экскурсия
хранилище
Копеечки

в 2
феечки

1

1

Игра-занятие Виртуальная
экскурсия в хранилища
феечки Копеечки

1.4.

Откуда
у
людей 2
берутся деньги?

1

1

Тестирование «Деньги в
сказках». Дидактическая
игра
«Какие
бывают
доходы»

2.

Семейный бюджет

2.1

Что такое
семьи?

2.2

Зачем
реклама?

такой

1

Анкетирование.
Игразанятие, сказки, загадки,
ребусы.

1

1

1

Тестирование

бюджет

2

1

1

«Кто зарабатывает в
семье
деньги».
Сюжетно-ролевая игра
«Семья»

нужна

2

1

1

Сюжетно-ролевая игра
«Магазин».
Чтение
сказки
«как
старик
корову продавал».

2.3

Деловая
«Бизнес»

игра

2

1

1

Сюжетно-ролевая игра
«Фермер»,
«Рынок»;
Дидактическая
игра
«Бартер». Проблемная
ситуация
«Лежачий
товар не кормит».

2.4

Секрет
феечки
Копеечки «Как из
мусора
сделать
новый товар»

2

1

1

Рассказ, изобразительная
деятельность
дидактическая
игра
«Рассортируй
мусор»,
изготовление поделок из
бросового материала

3

Деньги, их история, виды, функции

3.1

Назад в прошлое.
Что было, когда не
было денег

2

1

1

Презентация:
«История
возникновения денег»,
Сюжетно-ролевая игра
«Обмен»
лампа
«Алладина», монеты

разного достоинства.
Металлическая
фольга.
3.2

Как продукт
товаром

стал

2

1

1

Дидактическая
игра
«Откуда к нам хлеб
пришел»,
«Как
появляется
книга»,
«Кому что требуется для
работы».

3.3

Осенняя
ярмарка.
Виды обмена

2

1

1

Чтение и разучивание за
кличек
на
ярмарку,
чтение
стихотворения
«Кот Федот на ярмарке»,
видео
презентация
«Осенняя
ярмарка»,
дидактическая игра «Что
нам осень припасла».

3.4

Что такое деньги и
зачем они нужны?

2

1

1

Игра «Для чего нам
нужны деньги?», игра
«Что нельзя купить?»

4

Понятие цены, стоимости товара, услуги. Финансовые задачи.

4.1

Что такое цена?

2

1

1

4.2

Чем выше качество,
тем дороже вещь

2

1

1

4.3

В гостях у Рублика и
Копейки

2

1

1

4.4

Деньги разных стран

2

1

1

решение
экономических
задач.
Сюжетно-ролевая
игра «Магазин»
Чтение
сказки
«Морозка»,
дидактическая игра
«Что нас окружает».
Рассматривание
российских
денег,
сравнение их по величине
и внешнему виду. Работа
над
пословицами
связанными с финансами;
стихотворение Ш. Галиева
«Три
копейки
на
покупку»,
виртуальная
экскурсия в мини - музей
«Копеечка».
Игра «Назови и
передай!»,
игра
«Соедини
стрелками валюту и
страну».

Профессий много в мире есть.

5
5.1

Сюжетно
ролевая 2
игра
«Кладоискатели»

1

1

подвижная
игра
на
прогулке «Поиск клада»,
Разгадывание ребусов.

5.2

Остров нужных и не 2
нужных расходов

5.3

Золотая
Почему
золото?

5.4

Как
правильно 2
копить деньги

6

Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

6.1

лихорадка.
ценится

Сюжетно-ролевая
игра «Банк»

платежом
Что такое

2

1

1

Расходы личные и общие.
дидактическая игра «Как
тратит деньги семья»,
«Конфетки и монетки»

1

1

Тест «Ценится то, что
редко встречается».

1

1

Сюжетно-ролевая
игра
«Аптека», «Супермаркет».

2

1

1

Просмотр
части
мультфильма
«уроки
Тётушки Совы» (что
такое банк)

2

1

1

Работа над пословицей
«Долг
платежом
красен». Сказка «Долг
платежом красен».

6.2

Долг
красен.
долг?

6.3

Если бы я был
папой. Доходы и
расходы

2

1

1

Тестирование:
о
семейном бюджете, его
планировании
и
расходовании.

6.4

Делаем копилку
своими руками

2

1

1

Разгадывание загадок на
тему денег. Мастер класс
по
изготовлению
копилки.

7

Не все продается и покупается

7.1

Что за деньги
купить нельзя

2

1

1

Дидактическая игра «Если
бы у меня было много
денег…», беседа на тему
без чего нам не обойтись в
жизни? Что нельзя купить
за деньги?

7.2

Карманные деньги

2

1

1

Притча «Заработанное
своим трудом», беседа
«Как можно заработать
деньги детям»

7.3

Правильное
вложение денег

2

1

1

Игра-занятие

7.4

Сюжетно-ролевая
игра «Обменный
пункт

2

1

1

Сюжетно-ролевая игра
«Обменный пункт.

7.5

Рекламы разные
нужны и для
продаж
очень
важны

2

1

1

Игра
о
назначении
рекламы;
составление
самостоятельно рекламу
любимой игрушки.

8

Финансовый продукт банка. Формы оплаты.

8.1

Наличные,
безналичные
и
электронные
деньги.
Волшебная карта

2

1

1

Сюжетно-ролевая игра
«Банкомат»,
«Банк».
Беседа на тему «Монета,
банкнота, пластиковая
карта».

8.2

Злая или добрая
волшебница
«Кредитная карта»

2

1

1

Тест
о
пользовании
кредитной
картой.
Дидактическая игра «Как
расплатиться кредитной
картой».

8.3

«Меценаты.
Благотворительная
деятельность»

2

1

1

Просмотр и обсуждение
мультфильма
«Просто
так» и «Кошкин дом»

9

Финансы - это интересно и увлекательно!

9.1

Интеллектуальная
игра «Кто хочет
стать миллионером»

2

2

Интеллектуальная игра
«Кто
хочет
стать
миллионером»

9.2

Квест
игра
«Финансовая
школа»

2

2

Коллективная игра

9.3

Викторина «Что мы
узнали о финансах»

2

2

Викторина «Что мы
узнали о финансах».

9.4

Экономическая игра
«Что? Где? Когда?»

2

2

Итоговое занятие. Игра
викторина

Всего

72

32

40

Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение
Тема 1.1.Вводное занятие: знакомство с программой обучение, инструктажи по ТБ, правила
поведения. Знакомство с феечкой копеечкой. Деньги и сказочные герои
Теория(1час):Познакомить с элементарными представлениями детей о реальных
экономических отношениях.
Практика(1час): Выполнение практических заданий, прохождение устного опроса.
Тема 1.2. Кто такой миллионер?
Теория(1час):Расширять словарный запас детей за счет введения
слов - экономических терминов.
Практика(1час):Беседа о назначении денег, способах их зарабатывания и возможностях
расходования.
Тема1.3.Экскурсия в хранилище феечки Копеечки .
Теория(1час): Расширить представления о способах хранения денег и других финансовых
ценностях.
Практика(1час):Виртуальная экскурсия в хранилища феечки Копеечки.
Тема1.4.Откуда у людей берутся деньги?
Теория(1час).Представление о денежной единице.

Практика(1час).Беседа «Деньги в сказках». Дидактическая игра «Какие бывают доходы»
Раздел 2. Семейный бюджет
Тема 2.1.Что такое бюджет семьи ?
Теория(1час):Представления о денежных сбережениях, о необходимости ведения учета денег.
рассказ о видах расходов и доходов.
Практика(1час):Беседа «Кто зарабатывает в семье деньги». Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Тема 2.2.Зачем нужна реклама?
Теория(1час):Знакомство детей с понятием «реклама товара»; для чего она нужна и как ее
лучше организовать; воспитание у детей творчество, интерес к экономике.
Практика(1час):Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Чтение сказки «как старик корову
продавал».
Тема 2.3Деловая игра «Бизнес»
Теория(1час).Развитие экономического мышления у детей, ввести в словарь детей новые
понятия «рыночные отношения», «бизнес».
Практика(1час):Сюжетно-ролевая игра «Фермер», «Рынок»; Дидактическая игра «Бартер».
Проблемная ситуация «Лежачий товар не кормит».
Тема 2.3.Секрет феечки Копеечки «Как из мусора сделать новый товар».
Теория(1час).Дать «вторую жизнь» бросовому материалу, сделав оригинальную, полезную
вещь. Учить организовывать рабочее место; разрабатывать виды изделий с использованием
бросового материала. Практика(1час).дидактическая игра «Рассортируй мусор», изготовление
поделок из бросового материала.
Раздел 3. Деньги, их история, виды, функции.
Тема3.1.Назад в прошлое. Что было, когда не было денег.
Теория(1час).Формирование представления о появлении денег; путь преображения денежной
единицы от денег товара до бумажных единиц.
Практика(1час).Презентация: «История возникновения денег», Сюжетно-ролевая игра
«Обмен»,лампа «Алладина», монеты разного достоинства. Металлическая фольга.
Тема3.2.Как продукт стал товаром.
Теория(1час).Понятие «продукт труда»; формирование представления о таких понятиях,
как«дороже», «дешевле», «цена», «товар», «заработная плата»;
Практика(1час).Дидактическая игра «Откуда к нам хлеб пришел», «Как появляется книга»,
«Кому что требуется для работы».
Тема3.3.Осенняя ярмарка. Виды обмена
Теория(1час).Развитие умения подбирать предметы и атрибуты для игры.
Практика(1час).Чтение и разучивание за кличек на ярмарку ,чтение стихотворения «Кот
Федот на ярмарке»,видео презентация «Осенняя ярмарка»,дидактическая игра «Что нам осень
припасла».
Тема 3.4.Что такое деньги и зачем они нужны?
Теория(1час).Развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания и
воображения.
Практика(1час).Беседа «Какие бывают деньги», игра «Для чего нам нужны деньги?», игра
«Что нельзя купить?»
Раздел 4. Понятие цены, стоимости товара, услуги. Финансовые задачи
Тема 4.1. Понятия цена, стоимость, сдача
Теория(1час): Знакомство с формулой расчета стоимости, цены, остатка от покупки – сдачи
,каждая вещь стоит денег.
Практика(1час):решение экономических задач. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Проведение сравнения цен и подготовки реферата о ценах в магазинах
Тема 4.2.Чем выше качество, тем дороже вещь.
Теория(1час):Разъяснение, что цена товара зависит от его качества; Закрепление
представления детей о разнообразии товаров, их значения, представление о разных видах цен.
Практика(1час):Викторина, выполнение интерактивного задания.

Тема 4.3.В гостях у Рублика и Копейки.
Теория(1час):Возникновение металлических денег.
Практика(1час):Рассматривание российских денег, сравнение их по величине и внешнему
виду. Работа над пословицами связанными с финансами; стихотворение Ш. Галиева «Три
копейки на покупку», виртуальная экскурсия в мини – музей«Копеечка».
Тема4.4.Деньги разных стран
Теория(1час).Познакомить с понятием «валюта» с денежными единицами различных
государств.
Практика(1час). Игра «Назови и передай!», игра «Соедини стрелками валюту и страну».
Раздел 5.Профессий много в мире есть.
Тема 5.1Сюжетно ролевая игра «Кладоискатели».
Теория(1час):Почему все взрослые работают? Для чего родители ходят на работу.
Практика(1час): Подвижная игра на прогулке «Поиск клада», Разгадывание ребусов.
Тема 5.2.Остров нужных и ненужных расходов
Теория(1час): Важные денежные расходы в семье, а на чем можно сэкономить.
Практика(1час):Расходы личные и общие. Дидактическая игра «Как тратит деньги семья»,
«Конфетки и монетки».
Тема 5.3. Золотая лихорадка. Почему ценится золото?
Теория(1час):Расширять знания о редком драгоценном металле Воспитывать уважение к труду
золотодобытчиков.
Практика(1час):Чтениефрагментасказки«ПриключенияБуратино»,просмотр
фрагмента
«Утиные истории». Беседа «Ценится то, что редко встречается»
Тема 5.4.Как правильно копить деньги. Участники экономических отношений.
Теория(1час):Воспитывать представления о сущности таких нравственных качеств, как
экономность, бережливость.
Практика(1час): Выполнение практического задания «Мотивы покупателей», игровой
практикум «Монополия».Сюжетно-ролевая игра «Аптека», «Супермаркет».
Раздел 6.Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Тема6.1.Банк.Сюжетно-ролевая игра «Банк»
Теория(1час):Ознакомление детей с «банком», как с учреждением,
где хранятся деньги.
Практика(1час):.Просмотр части мультфильма «уроки Тётушки Совы» (что такое банк).
Тема6.2. Долг платежом красен. Что такое долг?
Теория(1час): Доброжелательные отношения. Дать детям, понятие долга; учить анализировать
поведение персонажей. Развивать внимание к сверстникам.
Практика(1час):Работа над пословицей «Долг платежом красен».
Сказка «Долг платежом красен».
Тема6.3.Если бы я был папой. Доходы и расходы.
Теория(1час):Представление о потребностях семьи: учить понимать различие между словами
«хочу» и «надо»; учить определять первоочередные нужды семьи.
Практика(1час):Беседа о семейном бюджете, его планировании и расходовании.
Тема 6.4.Делаем копилку своими руками.
Теория(1час):Изготовление копилки своими руками, для накопления денег.
Практика(1час):Разгадывание загадок на тему денег. Мастер-класс по изготовлению копилки.
Раздел 7.Не все продается и покупается.
Тема7.1.Что за деньги купить нельзя.
Теория(1час):Представление о том, что деньги - это универсальное и удобное средство обмена.
Беседа на тему без чего нам не обойтись в жизни? Что нельзя купить за деньги?
Практика(1час):Дидактическая игра «Если бы у меня было много денег…»
Тема7.2.Карманные деньги.
Теория(1час):Ознакомление
детей с понятием «карманные деньги»,приучать детей к
трудолюбию.
Практика(1час):Притча «Заработанное своим трудом», беседа

«Как можно заработать деньги детям»
Тема7.3.Правильное вложение денег.
Теория(1час):Представление детей о необходимости
рационального использования (вложения) денег для получения прибыли.
Практика(1час):Занятие-игра, сказки, проблемные ситуации,
дидактическая игра.
Тема7.4.Сюжетно-ролевая игра «Обменный пункт
Теория(1час):Игра – беседа - учить детей практически осуществлять процесс обмена.
Практика(1час ):Сюжетно-ролевая игра «Обменный пункт».
Тема7.5.Рекламы разные нужны и для продаж очень важны.
Теория(1час):Процесс создания рекламы, реализовать знания о работе художника оформителя. Высказывания своих мыслей, познаний, учить выслушивать других точки зрения
Практика(1час):Беседа о назначении рекламы; составление
самостоятельно рекламу любимой игрушки.
Раздел 8.Финансовый продукт банка. Формы оплаты.
Тема8.1Наличные, безналичные и электронные деньги. Волшебная карта.
Теория(1час):Знакомство с банковскими картами. Понятие наличные и безналичные деньги.
Практика(1час):Сюжетно-ролевая игра «Банкомат», «Банк». Беседа на тему «Монета,
банкнота, пластиковая карта».
Тема8.2.Злая или добрая волшебница «Кредитная карта»
Теория(1час):Как не попасть в долговую яму пользуясь кредитной картой.
Практика(1час):Беседа о пользовании кредитной картой. Дидактическая игра «Как
расплатиться кредитной картой»
Тема8.3.«Меценаты. Благотворительная деятельность»
Теория(1час):Понятие «Меценатство и благотворительность».
Практика(1час): Занятие-игра, чтение худ. литературы, проблемные ситуации..
Раздел 9.Финансы - это интересно и увлекательно!(8часов)
Тема9.1.Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером»
Практика(2часа):Закрепление финансовых знаний детей, через
интеллектуальную игру.
Тема9.2.Квест - игра «Финансовая школа»
Практика(2часа):Коллективная игра
Тема9.3.Викторина «Что мы узнали о финансах»
Практика(2часа):Викторина « Что мы знаем о финансах»
Тема9.4.Экономическая игра «Что? Где? Когда?»
Практика(2часа):Итоговое занятие. Игра-викторина.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся :
-будут воспитаны ответственность за экономические решения, уважение к труду;
- будут привиты навыки общественно-полезного труда, умение общаться и работать в
коллективе;
-будут воспитаны чувства взаимопомощи и сотрудничества;
-будут привиты бережливость, экономность, аккуратность.
Предметные:
У обучающихся:
-будут сформированы умения характеризовать виды и функции денег;
-будут понятия правильно использовать экономические термины;
-будут знания источников доходов и направлений расходов семьи;
-будут умения рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- навыки проведения элементарных финансовых расчётов.

Метапредметные:
У обучающихся:
-будут развиты основные навыки экономического мышления;
-будут сформированы интересы к изучению основных особенностей современного состояния
экономики;
-будут развиты познавательные и творческие способности.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий».
Календарный учебный график
Год обучения

1год обучения
(стартовый)

Дата
начала
учебного
года
01.09.

Дата
Количество
окончания
учебных
учебного года недель

Количество
учебных
часов в год

Режим
занятий

31.05.

72

1
раз
в
неделю по 2
часа

36

Условия реализации
Кадровое обеспечение: Реализовывать программу может педагог, имеющий высшее
педагогическое и
средне - специальное
образование, обладающий достаточными
теоретическими знаниями и опытом практической деятельности в области экономического
образования и детской психологии.
Материально-техническое обеспечение программы
Программа реализуется на базе МКОУ «СОШ» с.п. Залукодес, в учебном кабинете с
возможностью зонирования пространства как для индивидуальной, так и для групповой работы.
Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СанПиН,
правилам техники безопасности и пожарной безопасности.
Требования к мебели :
количество стульев должно соответствовать количеству обучающихся; мобильные парты
должны обеспечивать возможность индивидуальной работы, работы в микрогруппах и
коллективной работы.
Перечень оборудования учебного кабинета:
классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения
дидактических пособий и учебных материалов; компьютер, проектор.
Формы аттестации.
Вид аттестации:
- начальная (проводится на первом занятии с целью диагностики возможностей и
способностей
учащихся);
текущая- проводится на каждом занятии, при выполнении самостоятельной работы, работы в
группах и парах, проверке домашнего задания. Направлена, на отслеживание успеваемости по
текущему материалу.
-устный опрос;
-викторины;
-устные зачеты по пройденной теме;
- опрос в Google Docs;
- онлайн – тренажер;
- сообщение;
промежуточная- проводится по итогам раздела Программы. Направлена на отслеживание
успеваемости
по
разделам
Программы.–устный
опрос
;
-самостоятельная работа;- обучающие финансовые игры. итоговая -проводится по окончанию
реализации Программы. Направлена на выявление уровня знаний умений, навыков в
соответствии с ожидаемыми результатам по итогам реализации Программы - творческая работа
по
одной
из
тем
на
выбор;

-устный
-игра-викторина.

опрос;

Формы контроля предусматривает использование комплексной диагностики с применением
следующих
аналитико-оценочных
методов:
наблюдение,
анкетирование
тестирование, собеседование.
Оценочные материалы:
-вопросы к практическому заданию;
-тест
-опросник;
- результаты соревнование;
-контрольные вопросы;
Методическое и дидактическое обеспечение
При реализации программы в учебном процессе используются методические пособия,
дидактические материалы, фото- и видеоматериалы, журналы и книги, материалы на
электронных носителях. Занятия проводятся с использованием элементов активных форм
познавательной деятельности в виде бесед, диспутов, вопросов и ответов.
Используются:
• словесные методы обучения – в виде лекций, объяснений, рассказов, бесед, диалогов,
консультаций;
• наглядные методы обучения – с использованием наглядных пособий, плакатов,
репродукций картин, видео и CD и т.д.;
• игровые методы обучения – создание специальных ситуаций, моделирующих реальную
ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;
• исследовательские методы обучения – выполнение обучающимися определенных
исследовательских заданий во время занятия. Усвоение материала контролируется при помощи
викторин, практических работ, тестирования. Заключительное занятие объединения проводится
в форме творческого отчета;
методы воспитания:
убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация;
педагогические технологии:
здоровьесберегающие технологии; индивидуального обучения, группового обучения,
коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, разноуровнего обучения,
проблемного обучения, ТРИЗ, игровой деятельности, коллективной творческой деятельности,
технология критического мышлении

Список литературы для педагога
1. Воробьёва, Л.В. Основы микро – и макроэкономики: Учебное пособие. / Л.В.Воробьёва,
Л.В.Лемишевская, М.И.Плотницкий. - М.: Книжный дом, 2015.
2. Горяев, А., Чумаченко, В. Финансовая грамота для школьников. - М.: Российская
экономическая школа, 2015.
3. Думная, Н.Н., Рябова, О.А., Карамова, О.В. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н.
Думная, - М.: Интеллект-Центр, 2015
.4. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват.
орг. / Ю. Н. Корлюгова. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
5. Корлюгова, Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4
классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. - М.: Вита-Пресс, 2014.
6. Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4
классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. - М.: Вита-Пресс, 2014.
Список литературы для учащихся
1. Гловели Г. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-4класс. – М.: 2015.
2. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. –М.: Вита-Пресс, 2014.
3. Липсиц И. В. Путеводитель по стране Экономика. –М.: ВитаПресс, 2014.
4. Райзберг Б. А. Экономика для детей. – М.: Экономика, 2015.
5. Симоненко В.Д. Семейная экономика. – М.: Вита-Пресс, 2015.
6. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. 2-4 классы
общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч 1. - М.: ВитаПресс, 2014.
7. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. 2-4 классы
общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч 2. - М.: ВитаПресс, 2014
Интернет – ресурсы
1.
Cайт
журнала
«Семейный
бюджет».
/http://www.7budget.ru.
2.
Журнал
«Работа
и
зарплата».
/http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabotaizarplata.
3. Сайт «Экономика для школьников». /https://iloveeconomics.ru/
4.Портал
«Игры
по
финансовой
грамотности».
/
http://neshkola.ru/wordpress/finansovaya-gramotnost-igri/8.Библиотека: Финансовая грамотность
для
школьников.
/http://www.liveinternet.ru/community/5610805/post395415497
5.Банк
методических
разработок
по
финансовой
грамотности.
/https://
fmc.hse.ru/methbank

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«АЗБУКА УСПЕХА»

Уровень программы: стартовый
Адресат: обучающиеся от 5 до 10 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор-составитель: Дзамихова З.Х.

г.п.Залукокоаже,
2024г

Цель программы:. формирование основ финансовой грамотности детей младшего школьного
возраста и норм финансово-грамотного поведения.
Задачи программы:
Предметные:
- сформировать у учащихся умение характеризовать виды и функции денег;
- понимать и правильно использовать экономические термины;
- знать источники доходов и направлений расходов семьи;
- уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определять элементарные проблемы в области семейных финансов и пути их решения;
- проводить элементарные финансовые расчеты.
Личностные:
- воспитать в детях ответственность за экономические решения, уважение к труду;
- привить навыки общественно-полезного труда, уметь общаться и работать в коллективе;
- воспитать чувства взаимопомощи и сотрудничества;
- воспитать бережливость, экономность, аккуратность.
Метапредметные:
- развить у учащихся основные навыки экономического мышления,
-сформировать интерес к изучению основных особенностей современного состояния
экономики,
-развить познавательные и творческие способности учащихся.
Планируемые результаты.
Личностные:
У обучающихся :
-будут воспитаны ответственность за экономические решения, уважение к труду;
- будут привиты навыки общественно-полезного труда, умение общаться и работать в
коллективе;
-будут воспитаны чувства взаимопомощи и сотрудничества;
-будут привиты бережливость, экономность, аккуратность.
Предметные:
У обучающихся:
-будут сформированы умения характеризовать виды и функции денег;
-будут понятия правильно использовать экономические термины;
-будут знания источников доходов и направлений расходов семьи;
-будут умения рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- навыки проведения элементарных финансовых расчётов.
Метапредметные:
У обучающихся:
-будут развиты основные навыки экономического мышления;
-будут сформированы интересы к изучению основных особенностей современного состояния
экономики;
-будут развиты познавательные и творческие способности.

Календарно-тематический план.
№

Дата занятия
по
плану

Наименование тем

по
факту

1

Вводноезанятие

2

Кто
миллионер?

3

Экскурсия
хранилище
Копеечки

Кол- Содержание деятельности
во
часо теоретическая часть занятия
в
1

такой 2
в 2
феечки

4

Откуда
у
людей 2
берутся деньги?

5

Что такое бюджет 6
семьи?

5.1

Зачем
реклама?

5.2

Деловая
«Бизнес»

5.3

Секрет

нужна 2
игра 2

феечки 2

практическая
занятия

Формы
аттестации
часть контроля

. Вводное занятие
Анкетирование.
ИграЗнакомство с феечкой копеечкой.
занятие, сказки, загадки,
Деньги и сказочные герои
ребусы.
Расширять словарный запас детей
Тестирование
за счет введения
слов - экономических терминов.
Познакомить с элементарными Игра-занятие
представлениями
детей
о
реальных
экономических
отношениях.
Беседа о назначении денег, Виртуальная экскурсия в
способах их
хранилища феечки Копеечки.
зарабатывания и возможностях
расходования.
Представления
о
денежных
«Кто зарабатывает в семье
сбережениях, о
деньги». Сюжетно-ролевая
необходимости ведения учета
игра «Семья»
денег. рассказ о видах расходов и
доходов.
3
Сюжетно-ролевая
игра
Сюжетно-ролевая игра
«Магазин». Чтение сказки «как
старик корову продавал».
Сюжетно-ролевая игра «Фермер»,
Игра-занятие
«Рынок»; Дидактическая игра
«Бартер». Проблемная ситуация
«Лежачий товар не кормит».
дидактическая
игра
Рассказ, изобразительная

Наблюдение
Опрос
Опрос

Опрос

Опрос/наблюдение

Опрос
Опрос

Опрос/наблюдение

/

6

Копеечки «Как из
мусора
сделать
новый товар».
Деньги, их история, 4
виды, функции

6.1

Назад в прошлое. Что 2
было, когда не было
денег

6.2

«Откуда к нам хлеб 2
пришел»,
«Как
появляется книга»,

7

Понятие
цены, 9
стоимости товара,
услуги.Финансовые
задачи.
Понятия
цена, 2
стоимость, сдача

7.1

7.2

Чем выше качество, 2
тем дороже вещь.
.

«Рассортируй
мусор»,
деятельность
изготовление
поделок
из
бросового материала
Презентация:
«История Сюжетно-ролевая
игра
возникновения денег»
«Обмен»,лампа «Алладина»,
2
монеты разного
достоинства. Металлическая
фольга.
2
Формирование представления о
Просмотр видеоролика
Опрос/наблюдение
появлении
денег;
путь
преображения денежной единицы
от денег товара до бумажных
единиц.
Понятие
«продукт
труда»;
Презентация
«Дороже- Опрос/наблюдение
формирование представления о
дешевле»
таких понятиях, как«дороже»,
«дешевле»,
«цена»,
«товар»,
«заработная плата»;
.
4
5

Знакомство с формулой расчета
стоимости, цены, остатка от
покупки – сдачи ,каждая вещь
стоит денег.

решение
экономических
задач.
Сюжетно-ролевая
игра «Магазин».
Проведение сравнения цен
и подготовки реферата о
ценах в магазинах
Разъяснение, что цена товара Викторина,
выполнение
зависит
от
его
качества; интерактивного задания.
Закрепление представления детей Просмотр видеоурока,игра.
о разнообразии товаров, их
значения, представление о разных

Опрос/тестировани
е

Опрос/тестировани
е

7.3

В гостях у Рублика и 2
Копейки.

7.4

Деньги разных стран

7.5

Слово- Валюта

8

8.1

8.2

8.3

1

Профессий много в 9
мире есть.
Сюжетно
ролевая 2
игра
«Кладоискатели».
Остров нужных и 2
ненужных расходов

Золотая
Почему
золото?

лихорадка. 2
ценится

видах цен.
Возникновение
денег..

металлических

Познакомить
с
понятием
«валюта» с денежными
единицами различных государств.
Игра «Назови и передай!», игра
«Соедини стрелками валюту и
страну».
5
Почему все взрослые работают?
Для чего родители ходят на
работу.
Важные денежные расходы в
семье,
а
на
чем
можно
сэкономить.

Рассматривание
российских
денег,
сравнение их по величине
и внешнему виду. Работа
над
пословицами
связанными с финансами;
стихотворение Ш. Галиева
«Три копейки на покупку»,
виртуальная экскурсия в
мини – музей«Копеечка».
закрепление на практике
изученного материала

Опрос/тестировани
е

Викторина, игра-загадка

наблюдение

Опрос/наблюдение/
тестирование

4

Подвижная
игра
на опрос
прогулке «Поиск клада»,
Разгадывание ребусов
Просмотр
опрос
презентации.Расходы
личные
и
общие.
Дидактическая игра «Как
тратит
деньги
семья»,
«Конфетки и монетки».
Расширять знания о редком Чтение фрагмента сказки тест/опрос
драгоценном металле.
«ПриключенияБуратино»,
Воспитывать уважение к труду просмотр фрагмента «Утиные
золотодобытчиков.
истории». Беседа «Ценится
то, что редко встречается»

Воспитывать представления о
сущности таких нравственных
качеств,
как
экономность,
бережливость.

Просмотр
презентации,
игра со всеми.

тест

Беседа «Ценится то, что редко
встречается»

Выполнение
практического
задания
«Мотивы
покупателей»,
игровой
практикум
«Монополия».Сюжетноролевая игра «Аптека»,
«Супермаркет».

опрос

Деньги
не 11
появляются сами
собой,
а
зарабатываются!
Банк.Сюжетно2
ролевая игра «Банк»

6

5

Ознакомление детей с «банком»,
как с учреждением,
где хранятся деньги.

опрос

9.2

Долг
красен.
долг?

9.3

Если бы я был 2
папой. Доходы и
расходы.

Беседа
о
бюджете,
планировании
расходовании..

опрос

9.4

Делаем
копилку 2
своими руками.

Доброжелательные
отношения.
Дать детям, понятие долга; учить
анализировать
поведение
персонажей. Развивать внимание
к сверстникам.
Представление о потребностях
семьи: учить понимать различие
между словами «хочу» и «надо»;
учить определять первоочередные
нужды семьи.
Изготовление копилки своими
руками, для накопления денег.

Просмотр
части
мультфильма
«уроки
Тётушки Совы» (что такое
банк).
Работа над пословицей
«Долг платежом красен».
Сказка «Долг платежом
красен».

8.4

8.5

9

9.1

Как
правильно 2
копить
деньги.
Участники
экономических
отношений.
Как правильно копить 1
деньги

платежом 2
Что такое

семейном
его
и

Разгадывание загадок на
тему денег. Мастер-класс
по изготовлению копилки.

тест

Опрос/наблюдение

9.5

Не все продается и 1
покупается.

9.6

Карманные деньги.

10

Наличные,
9
безналичные
и
электронные
деньги. Волшебная
карта
«Меценаты.
Благотворительная
деятельность»
Финансы
это 10
интересно
и
увлекательно!(

Сюжетно-ролевая
игра
«Банкомат», «Банк». Беседа на
тему
«Монета,
банкнота,
пластиковая карта».

«Что мы узнали о 2
финансах»
Экономическая
8
игра «Что? Где?
Когда?»Диспут
Социальныепракти 5
ки

Викторины

10.
1
11

11.
1
11.
2
12

2

Представление о том, что деньги это универсальное и удобное
средство обмена. Беседа на тему
без чего нам не обойтись в
жизни? Что нельзя купить за
деньги?
Ознакомление детей с понятием
«карманные
деньги»,приучать
детей к трудолюбию.

Понятие
«Меценатство
благотворительность».

и

Интеллектуальная игра «Кто
хочет стать миллионером»Квест игра «Финансовая школа»

Игры- игры- игры

Дидактическая игра «Если
бы у меня было много
денег…»

опрос

Притча
«Заработанное Опрос/наблюдение
своим трудом», беседа
«Как можно заработать
деньги детям»
Тест
о
пользовании тестирование
кредитной
картой.
Дидактическая игра «Как
расплатиться
кредитной
картой».
Занятие-игра, чтение худ. Викторина-игра
литературы, проблемные
ситуации
Закрепление финансовых
знаний детей, через
интеллектуальную игру.
9
онлайн игры
Брейн-ринг
Показательные
наблюдение
выступления
наиболее
успешных
учащихся.
Презентация успехов юных
финансистов
с
приглашением родителей
учащихся.
Открытые
конкурсы,организованные

13

Итоговоезанятие

2

Всего:

72

Подведениеитоговгода
32

ребятами
для
других
коллективов,
друзей,
родителей:которые,какпра
вило,посвящаютсяразличн
ымпраздничнымдатам(«Но
выйгод», « «День защитника
отечества» «9 мая» и др.).
Кто
хочет
стать
миллионером?
40

Тестирование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
« АЗБУКА УСПЕХА»

Адресат: обучающиеся от 5 до 10 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор-составитель: Дзамихова Зарета Хажмухамедовна
-педагог дополнительного образования

г.п.Залукокоаже,
2024г

Деятельность
объединения
«Азбука
Успеха
»
имеет
социально-гуманитарную
направленность.
Количество
обучающихся
объединения
составляет___
человек.
Из
них
мальчиков___,
девочек___.
Обучающиеся
имеют
возрастную
категорию
детей
от
5
до
10
лет.
Формы
работы:
индивидуальные,
групповые,
работы
в
малых
группах.
Направления
работы:
гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
нравственно-эстетическое воспитание, экологическое, работа по профилактике терроризма,
экстремизма и этносепаратизма,физическое и трудовое.
Адресат:
Программа реализуется в разновозрастных группах. Группы комплектуются из обучающихся 510 лет. Формы и методы организации деятельности ориентированы на индивидуальные и
возрастные особенности обучающихся.
Срок реализации:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общая продолжительность
обучения составляет 72 часа.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Наполняемость группы: количество обучающихся в группе 19-23человек.
Форма обучения: очная,
Формы занятий: групповая, парная, индивидуальная.
Цель воспитания–создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор
жизненной позиции, а так же к духовному и физическому самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме.
Задачи воспитания:
способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе,
способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его
субъективной позиции.
Развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной
социальной деятельности;
Способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе
жизнедеятельности;
Сформировать стремление к здоровому образу жизни.
Важным обстоятельством является коллективное планирование,разработка,проведение
мероприятийи совместный анализ достижений и результатов. В связи с этим одним из
направлений воспитательной работы в объединении является создание системы коллективных
дел,обеспечивающих включённость в них большинство детей коллектива и их родителей.
Путидостиженияпоставленнойцели:этотепроблемыорганизацииконкретныхвидовиформд
еятельности,которыенеобходиморешитьдлядостиженияцеливоспитания.

•
•
•
•

Формы работы: встречи, праздники, игровые программы и иные мероприятия.
Методы воспитания:
Метод убеждении выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности
социальных и духовных отношении,норм и правил поведения;
Метод организации деятельности формирования опытаповедения– приучение,педагогическое
требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающиеситуации;
Метод поощрения выражается в стимулировании деятельностиобучающихся. Поощрение
вызывает положительные эмоции, способствующие возникновению чувства уверенности
ребёнка в своих силах;
Метод упражнения предполагает такую организацию деятельности, которая позволяет
обучающимся накапливать привычки и опыт правильного поведения,связывать слово с
делом, убеждение с поведением;

•

Метод контроля заключается в наблюдении за деятельностью и поведением
обучающихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил,
так же к выполнению определенных заданий.

Календарно-тематический план по воспитательной работе

№

Направление
воспитательно
й работы

1.

Культурологичес
кое направление

Мероприятие к 90 летию
дополнительного
образования

Духовнонравственное,

Социальная акция по
вовлечению
в
деятельность
общественных
объединений,
«Твори
добро»
Мероприятие
приуроченное ко Дню
матери

Октябрь

Дзамихова З.Х.

ноябрь

Дзамихова З.Х.
Родители

Мероприятие «Мыроссияне!»,
посвященный
Дню Конституции

декабрь

Дзамихова З.Х.

2.

Социальное
направление
3.

Духовнонравственное,
Социальное
направление

4.

Гражданскопатриотическое
направление

Наименование
мероприятия

Срок
реализации

Организатор
/ответственный

Сентябрь,
по плану.

Дзамихова З.Х.

Планируемые результаты
Создание
единого
воспитательного
пространства
Появление
результативности
в
выбранном
профиле
деятельности
Знакомство
с
историей
праздников
Воспитание
обучающихся,
способных
к
принятию
ответственных решений и к
Проявлению добропорядочного
поведения в любых жизненных
ситуациях, обществе
Формирование ценностного
отношения к семье, здоровью
и
здоровому образу жизни.
Воспитание любви и уважения
к традициям
Отечества,
школы,
семьи.
Воспитание уважения к правам,
свободе и
обязанностям человека

Примечани
я

Культурологиче
ское
направление

Праздники мероприятия

6.

Гражданскопатриотическое

7.

Гражданско-

5.

патриотическое
направление

Сентябрь
—
Май

Дзамихова З.Х.

Встречи и мероприятия
в районе и республике

В
течениеуче
бногогода

Дзамихова З.Х.

Международный день
памяти жертв Холокоста

январь

Дзамихова З.Х.

Формирование
вербальных
и
невербальных способов
коммуникации;
Умение интегрироваться в
группу сверстников и строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество
со
сверстниками и взрослыми.
Появление
результативности
в
выбранном
профиле
деятельности
Конструктивное,
эффективное
взаимодействие
и
сотрудничество с разными
партнерами
Знакомство с историей,
традициями, КБР
Знакомство
с
представителями спорта.
Проявление
результативности
в
выбранном
профиле
деятельности
Воспитание
обучающихся,
способных
к
принятию
ответственных решений и к
проявлению сострадания

8.

Культурологичес
кое направление

День науки

февраль

Дзамихова З.Х.

9.

Гражданскопатриотическо
е

Разговоры о важном

Сентябрьмай

Дзамихова З.Х.

10.

Трудовое,
социальное
направление

Субботник
территории.

Сентябрьмай

Дзамихова З.Х.

11.

Гражданскопатриотическо
е

Праздник посвященный
Дню Победы.

Май

Дзамихова З.Х.

12

Работа
родителями

Профилактика
правонарушений,
детского травматизма и
удовлетворение
досуговых
потребностейдетей в
летний период.

май

с

на

Воспитание
чувства
патриотизма,
гражданственности, гордости
за
достижения
отечественных учёных.
Формирование
гражданскопатриотического
сознания
Уважение к труду и
творчеству старших и
сверстников.
Воспитание у обучающихся
таких
качеств как чувство долга,
ответственность,
честь,
достоинство, уважения к
традициям Отечества
Формирование
у
родителей
знаний
и
представлений
о
необходимости контроля
за детьми в летний период,
способах их развития и
удовлетворения досуговых
потребностей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».