ДОП Занимательная экология.Дзамихова З.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета
МКУ ДО «РЦДО»
Протокол от
«25» июня 2024 г. №4

Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1год, 72 часа
Адресат программы: 11-13 лет
Форма обучения: очная
Автор: Дзамихова Зарета Хажмухамедовна педагог дополнительного образования

г.п. Залукокоаже 2024г.

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка.
Направленность программы: естественнонаучная
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Нормативную правовую основу настоящей дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Занимательная экология» составляют следующие
документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2.
Национальный проект «Образование».
3.
Конвенция ООН о правах ребенка.
4.
Приоритетный проект от 30.11.2016 г. №11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
5.
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
6.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей» (с изменениями и дополнениями).
8.
Федеральный
закон
от
13.07.2020г.
№189-ФЗ
«О
государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в
социальной сфере».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
10. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
11. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г.
№761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования».
13. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре».
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
15. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».

16. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
17. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями, по
независимой оценке, качества образования образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»).
19. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
20. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной
организации».
21. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
14.08.2020г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
формату предоставления информации».
22. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об
образовании».
23. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении Региональных
требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
24. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении
Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в
КБР».
25. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
26. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и
реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и
модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских
дополнительных общеразвивающих программ»).
27. Постановление от 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о
персонифицированном дополнительном образовании детей в Зольском муниципальном
районе».
28. Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района
Актуальность программы.
В современных условиях серьёзность и сложность общественного развития ставит
перед человеком важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В
связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности и экологической культуры
нынешнего и будущего поколений. Экологическое воспитание учащихся сегодня является
одной из важнейших задач общества, а значит, и образования. Актуальность программы в том,
что она ставит перед собой задачу воспитания экологической культуры у обучающихся. Под

экологическим воспитанием можно понимать многостороннее взаимодействие обучающихся
как активных субъектов с окружающей природно-социальной средой, в процессе которого они
созревают как личности.
Новизна. Программой предусмотрена проектно-исследовательская деятельность учащихся в
виде разработки и защиты проектов и учебных исследовательских работ, что позволяет не
только развить исследовательский интерес, но и творческий потенциал обучающихся.
Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности данной программы в следующем: образовательный процесс по
программе имеет развивающий характер, направленный на реализацию интересов И
способностей обучающихся, на создании ситуации успеха и обеспечение комфортности
обучения. Занятия носят характер живого общения, заинтересованного поиска решения
проблем с помощью разумного сочетания самостоятельной деятельности, дозированной
помощи и работы под руководством педагога.
Педагогическая целесообразность – формирует определённую этическую позицию,
ответственность за свою жизнь, осмысленное отношение ко всему живому, развивает
творческую деятельность и креативное мышление у обучающихся.
Адресат: учащиеся в возрасте 11-13 лет, имеющие базовые знания по курсу школьной
программы.
Срок реализации: 1 год , 72ч.
Режим занятий: 2 часа в неделю ( 1 раз по 2 часа).
Наполняемость группы:19-23 человек.
Форма обучения: очная
Форма занятий: комбинированная. Занятия состоят из теоретической части ( лекции,
дискуссии, презентации) и практической части ( наблюдение, опыты , исследования и
эксперименты).
Цель: формирование экологического мышления обучающихся средством проектной и
природоохранной деятельности.
Задачи.
Личностные:
- формировать общественную активность бережного отношения к окружающему миру, его
охране;
- выработать способность определять свое место в деле сохранения окружающей среды.
Метапредметные:
- развивать потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности;
- формировать навыки прогнозировать и оценивать последствия деятельности человека для
здоровья природной среды и человека.
Предметные:
- ознакомить с основными способами проведения и оформления исследовательских и
проектных работ;
- вовлечь обучающихся в практическую природоохранную деятельность;
- обучить правилам поведения в природе;

Учебный план
№

Название раздела, темы

Количество часов

и/или аттестации

,п/п
всего
1.
11

Формы контроля

теория

практика

Раздел 1. Вводное занятие (2ч)
Техника безопасности,

2

1

1

техника пожарной

анкетирование
экскурсия

безопасности и правил
дорожного движения.
Раздел 2.Введение в экологию(10ч)
21

Что такое экология

2

1

1

опрос
выставка

2 2

Окружающая среда и

2

1

1

окружающая природа
2 3

опрос
тестовые задания

Живое- неживое

2

1

1

опрос
самостоятельная
работа

2 4

Человек и природа

4

2

2

опрос
самостоятельная
работа

Раздел 3. Экология сообществ (24ч)
3 1

Разделы экологии

4

2

2

опрос
практическая
работа

3 2

Погода и климат.
Работа над проектом
«История
создания
Земли».

4

2

2

опрос,
проекта

защита

3 3

Экологические связи

4

2

2

опрос
самостоятельная
работ

Животные
3 4

и

4

2

2

растения.

опрос,

защита

проекта

Работа над проектом
«Аптека
на
подоконнике»
3 5

Сезонные изменения
в природе

Природные
3 6

опрос

творческая

4

2

2

работ

4

2

2

творческая работа

сообщества

защита проекта

Проект «Лес»
Раздел 4. Охрана природы (16ч)
4 1

Охрана

4

2

2

растительного мира

опрос,
самостоятельная
работа

4 2

Экология жилища

4

2

2

самостоятельная

Работа над проектом
«Мой питомец»
4 3

Охрана

животного

работа
4

2

2

мира
4 4

защита проекта,

опрос
тестовые задания

Красная книга

4

2

2

опрос
творческая работа

Раздел 5. Основы экологической этики(20ч)
Животные
5 1

уголка

живой природы.

6

4

2

опрос.
самостоятельная
работа

5 2

Будь здоров

4

2

2

опрос,
практическая
работа

5 3

Профессия- эколог

4

2

2

опрос. экскурсия

5 4

В гости к другу

4

2

2

творческая работа,
выставка

2
5 5

День

1

1

защита проекта
конференция

защиты

проектов
Итого часов:

72

37

35

Содержание учебного план
Раздел 1. Вводное занятие (2ч)
Теория: Содержание работы на предстоящий год обучения. Техника безопасности, техника
пожарной безопасности и правил дорожного движения.
Практика: Викторина «Мир вокруг нас».
Форма контроля: анкета «Твои увлечения». Экскурсия в живой уголок.
Раздел 2. Введение в экологию.(10ч)
Тема 2.1.Что такое экология.
Теория: Понятие – экология, как наука, основатель Эрнст Геккель. Экология – наука о доме.
Наш дом родной. Тайна происхождения жизни. Живое и неживое в природе. Природаисточник красоты и гармонии. .
Практика: Конкурс рисунков на тему «Осень»; Проведение викторины «Осенний марафон»
(ребята своими руками мастерят поделки из природного материала).
Форма контроля: опрос, выставка
Тема 2.2. Окружающая среда и окружающая природа.
Теория: Организм и окружающая среда.. Явления природы: снегопад, дождь, листопад,
северное сияние, затмение луны и солнца. Неистовые вихри: циклоны, торнадо, смерчи,
ураганы. Электричество в воздухе: молнии. Полярное сияние - одно из чудес природы.
Семицветная арка. Восход и закат солнца. Лавины. Зависимость живого от природных явлений.
Практика: Презентация «Природа и мы»
Форма контроля: опрос, тестовые задания
Тема 2.3. Живое – неживое.
Теория: Многообразие живой и неживой природы. Предметы и явления. Солнце неживое, но
милое, родное. Без почвы и воды не случилось бы беды. Загрязнение окружающей среды.
Камни, песок, воздух, вода. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор.

Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и
многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий
кварц. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в
быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Озёра это голубые глаза Земли. Чистая
вода Байкала. Хранилища воды на суше. Как снег становится льдом. Во власти вечной
мерзлоты.
Практика: Опытническая работа: «Влияние солнечного света на рост и развитие растения».
Форма контроля: опрос, самостоятельная работа
Тема 2.4.Человек и природа.
Теория: Место человека в природе. Человек – дитя природы, а не хозяин. Природоохранная
деятельность человека.От динозавров до человека. Как возникли и почему вымерли динозавры.
Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров и других животных.
Деятельность человека.
Практика:Участие в викторинах, конкурсах.
Форма контроля: опрос, самостоятельная работа
Раздел 3 . Экология сообществ (24ч)
Тема 3.1.Невидимые нити.
Теория: Взаимосвязи в природе. Разрушение взаимосвязей и последствия. Экологические
катастрофы. Пищевые цепочки и пирамиды. Экология сообществ.Среда обитания живых
организмов.Среда обитания – дом. Среда обитания – улица. Из истории улиц города. Лес –
природное сообщество. Леса планеты. Ярусы смешанного леса. Растительное сообщество леса.
Животное сообщество леса. Группы животных по способу питания. Пищевые связи.
Луг – природное сообщество. Заливные луга рек. Водоем. Поле – природное сообщество.
Способы защиты урожая.
Практика: Игры, опыты, наблюдения в живом уголке.
Форма контроля: опрос, самостоятельная работа
Тема 3.2. Погода и климат.
Теория: Что такое погода? Что такое климат? Кто ими управляет?
Голубая планета Земля. Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему
бывают день и ночь. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли.
Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и
холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.
Практика: Работа над проектом «История создания Земли».
Форма контроля: защита проекта
Тема 3.3. Экологические связи.
Теория: Экологические связи живой и неживой природы. Цепи питания.
Тайны животных (массовые миграции, самоубийства китов). Рыбы, особенности строения. Как
дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Знакомство с обитателями
аквариума. Птицы их красота и разнообразие. Как птицы находят путь домой? Почему сову
называют мудрой? Какая из летающих птиц самая большая? А какая самая маленькая? Почему
поют птицы? Животные. Взаимосвязи, цепи питания.
Практика: Конкурс на самую длинную цепь питания. Наблюдения в живом уголке.
Форма контроля: опрос, самостоятельная работа
Тема 3.4. Животные и растения.
Теория: Взаимосвязи животных и растений. Многообразие растений на Земле, их
предназначение. Растения в разные сезоны года. Водные растения, лекарственные и ядовитые
растения. Растения паразиты и растения хищники. Удивительное в жизни растений. Грибы
съедобные и ядовитые. Грибы-паразиты. Многообразие животного мира. Кто из животных
самый быстрый? Какое животное живёт дольше всех? Почему льва называют царём зверей?

Когда были одомашнены собаки? Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание,
превращения и брачные ритуалы).
Практика:работа над проектом «Аптека на подоконнике»
Форма контроля: опрос, защита проекта
Тема 3.5.Сезонные изменения.
Теория: Что такое сезонные изменения? Жизнь в лесу. Типы лесов. Растения, формирующие
лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса.
Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые,
лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов.
Практика: экскурсия в парк, наблюдения.
Форма контроля: опрос, тестовые задания.
Тема 3.6. Природные сообщества.
Теория:Сообщество луга. Сообщество водоема. Сообщество леса.
Лес, луг, водоем, как планетарное явление. Пространственное распределение лесов, лугов,
водоемов. Животный мир лесов, лугов, водоемов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли.
Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.
Практика: работа над проектом «Лес»
Форма контроля: защита проекта, творческая работа
Раздел 4. Охрана природы (16ч)
Тема 4.1.Охрана растительного мира.
Теория: Нарушение равновесия в природе. Истребление растений и животных. Роль разума в
дальнейшем отчуждении человека от природы. Опасность глобальной экологической
катастрофы и необходимость природоохранной деятельности.
Практика: создание экологических знаков и памяток.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Тема 4.2. Экология жилища.
Теория:Правила соблюдения чистоты в жилище. Комнатные растения – вред и польза. Правила
содержания домашних животных.
Практика: работа над проектом «Мой питомец» , самостоятельная деятельность в живом
уголке.
Форма контроля: защита проекта, самостоятельная деятельность в живом уголке.
Тема 4.3. Охрана животного мира.
Теория: История вмешательства человека в природу. Вредное воздействие человека и его
последствия. Сохранение разнообразного мира природы. Эволюция. Заповедники.
Практика:Создание «Зелёного патруля». Изготовление табличек «Берегите природу», «Лес наше богатство».
Форма контроля: творческая работа, самостоятельная работа.
Тема 4.4. Красная книга.
Теория: Знакомство с Красной книгой Урала. История создания Красной книги. Черная книга.
Практика: составление своей Красной книги природы..
Форма контроля: творческая работа.
Раздел 5.Основы экологической этики(20ч).
Тема 5.1.Уход за животными в живом уголке.
Теория: Все о домашних животных. Содержание, Уход,
Практика: Помощь педагогу в уходе за животными. Наблюдения в живом уголке. Помощь
педагогу в уходе за животными в живом уголке. Кормление питомцев.
Форма контроля: опрос, самостоятельная работа

Тема 5.2.Будь здоров.
Теория:Что такое здоровье. Зачем его беречь. Вредные привычки. Что такое здоровый образ
жизни?. Человеческий организм. Как мы растём? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем?
Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Что
вызывает сны? Как циркулирует кровь? Как определить группу крови? Что такое переливание
крови? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Почему у
нас есть родинки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое
человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга? Из
чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы
запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль?
Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки
Практика: оказание помощи пострадавшему (измерение температуры тела, перебинтовывание
кистей и пальцев рук, головы, полоскание горла минеральной водой, просмотр презентации
«Лучше не пробуй» (о вреде никотина и алкоголя).
Форма контроля: практическая работа, опрос
Тема 5.3. Профессия – эколог.
Теория: Профессии, связанные с экологией. Кто работает экологом? Где живет лесник?
Знакомство с обязанностями лесника, эколога на заводе и т д.
Практика: экскурсия в городской отдел по озеленению.
Форма контроля: экскурсия, опрос
Тема5.4. В гости к другу
Теория: История приручения лошади. Лошадь-друг человека. Уход. Содержание. Все о
лошади.
Практика: конкурс рисунков «Лошадь в жизни человека»
Форма контроля: творческая работа, выставка
Тема 5.5. День защиты проектов
Теория: Подведение итогов работы за год.
Практика: Защита проектов, сделанных за год
Форма контроля: защита проекта

Планируемые результаты
Личностные результаты.
-будут сформированы основы экологической культуры;
-будет сформирована готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
-будет сформирован интерес к познанию мира природы;
Предметныерезультаты.
Обучающиеся будут знать:
- основные способы изучения природы (наблюдения, опыты, измерения)
- способы проведения и оформления исследовательских и проектных работ);
- основные нормы экологического поведения, поведения в коллективе и в обществе;
Обучающиеся будут уметь:
- проводить наблюдения в природе, проводить опыты и фиксировать результаты наблюдений;
- самостоятельно работать с литературой;
- защищать свои исследовательские и проектные работы на конференции;
Метапредметные результаты.
-будет сформировано умение с помощью педагога находить ответы на вопросы, используя
различные источники информации, свой жизненный опыт;
-будет сформировано умение корректного ведение диалога и участия в дискуссии; участия в
работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий.
Календарный учебный график.

Год обучения

Дата начала
учебного года

Дата
окончания
учебного года

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
часов в год

Режим
занятий

первый год
обучения

01.09

31.05

36

72

2 часа в
неделю ( 1
раз по 2
часа).

(стартовый)

Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение.
Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами , имеющими высшее или
среднее профессиональное образование в области естественных наук, а также прошедших
курсы повышения квалификации по профилю деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Реализация
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
«Занимательная экология» осуществляется на базе МКОУ «СОШ» с.п Залукодес.

программы

Оснащение учебного процесса по данной программе предусматривает проведение занятий в
учебных кабинете , и соответствует нормам СанПина.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:


натуральные живые пособия – комнатные растения; гербарии;



изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи;

Курс общеобразовательной программы «Занимательная экология» предусматривает проведение
значительного числа практических работ, моделирующих явления природного мира.
Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности образовательного процесса при
изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном
порядке должны быть представлены приборы, инструменты для проведения практических
работ, а также разнообразный раздаточный материал.
Раздаточный материалдля практических работ включает: гербарии, семена и плоды растений,
и т. д. Кроме этого используются наборы детских энциклопедий, позволяющий организовать
поиск интересующей обучающимися информации.
Формы аттестации.
Входной контроль. В начале обучения по программе проводится анкетирование обучающихся.
Текущий контроль. Осуществляется после изучения основных разделов программы и
проводится в виде теста и устного опроса. Промежуточная аттестация проводится как оценка
результатов обучения за полугодие в виде отчетов по практическим работам.
Итоговый контроль. По окончании обучения проводится в виде защиты исследовательской или
проектной работы. Умения и навыки учащихся могут быть отслежены в системе практической

деятельности учащихся по результатам выполнения исследовательских и проектных работ,
отчётов по результатам практических работ. Выполнение намеченных образовательных
результатов фиксируется по полноте и правильности выполнения заданий в представленных
работах, выходу на более высокий уровень социальной активности и познавательной
самостоятельности при их выполнении, по становлению экологической культуры
обучающихся.
Оценочные материалы.
Анкеты, тестовые задания.,опросники, игры, задания для практических и лабораторных работ.
Критерии оценки отчетов по практическим работам :
1.Формулировка цели и задач практической работы (0-1 балл)
2.Описание методики исследования. (0-1 балл)
3.Наличие анализа данных, полученных в ходе практической работы. (0-1 балл)
4.Выводы и их обоснование. (0-1 балл)
5.Качество оформления отчета. (0-1 балл)
ИТОГО: 5 баллов
Критерии оценки экологического проекта и исследовательской работы:
1. Обоснование актуальности – 1 балл
2. Постановка цели и задач– 1 балл
3. Глубина проработанности– 1 балл
4. Практическая значимость– 1 балл
5. Обоснованность выводов– 1 балл
6. Качество оформления– 1 балл
7. Структура доклада при защите проекта или исследовательской работы – 1 балл
8. Убедительность рассуждений– 1 балл
9. Ответы на вопросы– 1 балл
10. Использование наглядных материалов– 1 балл
ИТОГО – 10 баллов
ИТОГО – 10 баллов
Уровни оценивания: От 12 до 15 баллов – высокий уровень освоения программы
От 8 до 12 баллов – средний уровень освоения программы
До 8 баллов – низкий уровень освоения программ
Методическое и дидактическое обеспечение
- методы обучения:
словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный;
частично-поисковый, исследовательский; проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и
др.; активные и интерактивные методы обучения; социоигровые методы;
- методы воспитания:
убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация;
- педагогические технологии:
здоровьесберегающие технологии; индивидуального обучения, группового обучения,
коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, разноуровнего обучения,
проблемного обучения, ТРИЗ, игровой деятельности, коллективной творческой деятельности,
технология критического мышления.
- формы организации учебного занятия:
беседа, встреча с интересными людьми, диспут, защита проектов, игра, конференция, круглый
стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада,

открытое занятие, практическое занятие, презентация, семинар, тренинг, турнир, экскурсия,
экспедиция, эксперимент.

Список литературы для педагога
1. Аксенова П. В заповедном лесу : экологическое воспитание школьников // Школьный
вестник. - 2009. - N 7. - С. 62-65.
2.Абрамова М. Как наше слово отзовется // Воспитание школьников. – 2005. - N 1. - С. 55-58.
3.Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. – 2010. - N 6. - С.
79-82.
4.Ермаков Д.С., Зверев и. Д., Суравегина И. Т. Учимся решать экологические проблемы.
Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2012.-112 с.-(Библиотека журнала
«Биология в школе», вып. 10.)
5. Тавстуха О.Г. Становление экологической культуры учащихся в учреждениях
дополнительного образования: теория и практика: монография /О.Г. Тавстуха. – Оренбург:
Пресса, 2001. – 260с.
Список литературы для обучающихся
1.Биологический энциклопедический словарь (гл. ред. М.С. Гиляров; редкол.: А.А. Баев, Г.Г.
Винберг, Г.А. Заварин и др). – М.: Современная энциклопедия, 2012 – 831с.
2.Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Земноводные и пресмыкающиеся. – М.: Олимп, ООО
Издательство АСТ, 2010- 304с.
3.Жизнь животных. - М.: Просвещение, 2001. Т.1-7.
4.Жизнь растений. – М.: Просвещение, 2001. Т.1-6.
5.Краткий словарь биологических терминов. Кн. Для учителя (Н.Ф. Реймерс – 2-е изд). – М.:
Просвещение, 20009 – 368с.
6.Красная книга Оренбургской области. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство,
2003. –176 с.
7.Млекопитающие. - М.: Олимп; ООО изд-во АСТ, 2012- 400с.
8.Популярная энциклопедия животных. Сост.: Ю.И. Смирнов. Оформление обложки А.С.
Андреев – СПб: Миле - Экспресс, 2011 – 352с.
9.Птицы. – М.: Олимп; ООО изд-во АСТ, 1997 – 416с.
10.Сабунаев С.В. Я познаю мир. Энциклопедия «Удивительные животные».- М.: Аст «Апрель»,
2013-503с.
Интернет-ресурсы:
http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому
образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого
развития).
http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представлены дистанционные
уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей. "Копилка" опыта педагогов в сфере
экологического образования и воспитания).
http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования
и концепции "устойчивого развития" в России).

http://www.biodat.ru/ 9BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение
биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).
httpHYPERLINK"http://www.ecoanalysis.orc.ru/"://HYPERLINK
"http://www.ecoanalysis.orc.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/".HYPERLINK
"http://www.ecoanalysis.orc.ru/"ecoanalysisHYPERLINK
"http://www.ecoanalysis.orc.ru/".HYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/"orcHYPERLINK
"http://www.ecoanalysis.orc.ru/".HYPERLINK "http://www.ecoanalysis.orc.ru/"ru (Сборник
ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

Уровень программы: стартовый
Адресат: обучающиеся от 11 до 13 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор-составитель: Дзамихова Зарета Хажмухамедовна педагог дополнительного образования

г.п.Залукокоаже, 2024

Цель программы: формирование экологического мышления обучающихся
проектной и природоохранной деятельности.

средством

Задачи.
Личностные:
- формировать общественную активность бережного отношения к окружающему миру, его
охране;
- выработать способность определять свое место в деле сохранения окружающей среды.
Метапредметные:
- развивать потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности;
- формировать навыки прогнозировать и оценивать последствия деятельности человека для
здоровья природной среды и человека.
Предметные:
- ознакомить с основными способами проведения и оформления исследовательских и
проектных работ;
- вовлечь обучающихся в практическую природоохранную деятельность;
- обучить правилам поведения в природе;

Календарно-тематический план.
№

Дата занятия

Наименование тем

по плану по
факту
1

Вводноезанятие

2

Что такое экология

3

Понятие – экология,
как наука,
основатель Эрнст
Геккель

4

Окружающая среда и
окружающая
природа.

5

Живое – неживое

Колво
часо
в
1

Содержание деятельности
теоретическая часть занятия

. Вводное занятие

практическая часть занятия

Анкетирование.

Техника безопасности, техника
пожарной безопасности и правил
дорожного движения.
2 Расширять словарный запас детей за Викторина «Мир вокруг
счет введения
нас».Тестирование
слов - экономических терминов.
2
Экология – наука о доме. Наш дом Игра-занятиеКонкурс рисунков
родной. Тайна происхождения на тему «Осень»; Проведение
жизни. Живое и неживое в природе. викторины
«Осенний
Природа- источник красоты и марафон» (ребята своими
гармонии.
.

Формы аттестации /
контроля

Наблюдение

Опрос

Опрос, выставка

руками мастерят поделки из
природного материала).

Организм и окружающая среда.. .Презентация
«Природа и
Явления природы: снегопад, дождь, мы»
листопад, северное сияние, затмение
луны и солнца. Неистовые вихри:
циклоны, торнадо, смерчи, ураганы.
Электричество в воздухе: молнии.
Полярное сияние - одно из чудес
природы. Семицветная арка. Восход и
закат солнца. Лавины. Зависимость
живого от природных явлений.
6
Опытническая работа:
Многообразие живой и неживой
«Влияние солнечного света
природы. Предметы и явления.
на рост и развитие растения».
Солнце неживое, но милое, родное.
2

Опрос,тестовые
задания

Опрос/наблюдение

5.1

Человек и природа.

2

5.2

Экология сообществ
Невидимые нити.

2

Без почвы и воды не случилось бы
беды. Загрязнение окружающей
среды. Камни, песок, воздух, вода.
Пассаты-ветры дующие всегда.
Красота и гармония гор. Минералы.
Сказочная красота камней (яшма,
изумруды, малахит). Мир пещер их
красота и многоликость. Карстовые
пещеры. Соль Земли. Песок и глина.
Вездесущий и многоликий кварц.
Обычная вода, но это интересно!
Беседа о твёрдой, жидкой и
газообразной воде. Вода в быту.
Экономия воды. Вода источник
жизни на Земле. Озёра это голубые
глаза Земли. Чистая вода Байкала.
Хранилища воды на суше. Как снег
становится льдом. Во власти вечной
мерзлоты.
Место человека в природе. Человек
– дитя природы, а не хозяин.
Природоохранная
деятельность
человека.От
динозавров
до
человека. Как возникли и почему
вымерли динозавры. Экологическая
катастрофа,
приведшая
к
исчезновению динозавров и других
животных. Деятельность человека.
Взаимосвязи в природе. Разрушение
взаимосвязей
и
последствия.
Экологические катастрофы. Пищевые

Участие
в
конкурсах.

викторинах,

Опрос

Игра-занятие
Игры, опыты, наблюдения в
живом уголке.

Опрос

цепочки и пирамиды. Экология
сообществ. Среда обитания живых
организмов.Среда обитания – дом.
Среда обитания – улица. Из истории
улиц города. Лес – природное
сообщество. Леса планеты. Ярусы
смешанного
леса.
Растительное
сообщество
леса.
Животное
сообщество леса. Группы животных по
способу питания. Пищевые связи.
Луг
–
природное
сообщество.
Заливные луга рек. Водоем. Поле –
природное
сообщество.
Способы
защиты урожая.
5.3

Погода и климат.

2

6

Экологические
связи.

4

Что такое погода? Что такое Работа над проектом
климат? Кто ими управляет? «История создания Земли».
Голубая планета Земля. Размеры
Земли. Земля и Солнце. Почему
бывают день и ночь. Часовые пояса.
Земля магнит. Жидкое ядро Земли.
Шесть материков земного шара.
Полюсы
тепла
и
холода. Самые большие высоты и
глубины.
Причины
великих
оледенений.
Конкурс на самую длинную
Экологические связи живой и
цепь питания. Наблюдения в
неживой природы. Цепи питания.
живом уголке.
Тайны животных (массовые
миграции, самоубийства китов).
Рыбы, особенности строения. Как
дышат рыбы? Электрические рыбы.
Могут ли рыбы жить без воды?
Знакомство с обитателями
аквариума. Птицы их красота и

Опрос/наблюдение
Защита проекта

6.1

Животные и растения.

2

6.2

Сезонные изменения.

2

разнообразие. Как птицы находят
путь домой? Почему сову называют
мудрой? Какая из летающих птиц
самая большая? А какая самая
маленькая? Почему поют птицы?
Животные. Взаимосвязи, цепи
питания.
Взаимосвязи животных и растений.
Многообразие растений на Земле,
их предназначение. Растения в
разные сезоны года. Водные
растения,
лекарственные
и
ядовитые
растения.
Растения
паразиты и растения хищники.
Удивительное в жизни растений.
Грибы съедобные и ядовитые.
Грибы-паразиты.
Многообразие
животного мира. Кто из животных
самый быстрый? Какое животное
живёт дольше всех? Почему льва
называют царём зверей? Когда
были
одомашнены
собаки?
Удивительное в животной среде
(притворство
и
отпугивание,
превращения и брачные ритуалы).
Что такое сезонные изменения?
Жизнь в лесу. Типы лесов.
Растения,
формирующие
лес.
Структура леса. Леса умеренных

работа над проектом «Аптека
на подоконнике»

Опрос/наблюдение

экскурсия
наблюдения.

Опрос/наблюдение

в

парк,

7

7.1

Природные
сообщества.

Охрана природы
Охрана
растительного мира.

9

2

широт. Лиственные и хвойные леса.
Пойменные леса. Тропические леса.
Субэкваториальные леса. Горные
леса. Сосновые, еловые, кедровые,
лиственные
леса.
Лес
как
планетарное
явление.
Пространственное распределение
лесов.
работа над проектом «Лес»
Сообщество луга. Сообщество
водоема. Сообщество леса. Лес, луг,
водоем, как планетарное явление.
Пространственное распределение
лесов, лугов, водоемов. Животный
мир лесов, лугов, водоемов, его
разнообразие. Леса-лёгкие Земли.
Приспособляемость различных видов
животных к условиям обитания.
экологических
Нарушение равновесия в природе. создание
Истребление растений и животных. знаков и памяток.
Роль
разума
в
дальнейшем
отчуждении человека от природы.
Опасность
глобальной
экологической
катастрофы
и
необходимость природоохранной
деятельности.

Опрос/тестирование

7.2

7.3

7.4

7.5

8

Экология жилища..

Охрана животного
мира.

Красная книга.
Основы
экологической
этики. Уход за
животными в живом
уголке.

Будь здоров

2

Правила соблюдения чистоты в жилище. Викторина, выполнение
Опрос/тестирование
Комнатные растения – вред и польза.
интерактивного задания.
Правила содержания домашних
Просмотр
видеоурока,
животных.
работа над проектом «Мой

История вмешательства человека в
природу.
Вредное
воздействие
человека
и
его
последствия.
Сохранение разнообразного мира
природы. Эволюция. Заповедники.
Знакомство с Красной книгой
Урала. История создания Красной
книги. Черная книга.
1 Все о домашних животных.
Содержание, Уход,
2

9

Что такое здоровье. Зачем его беречь.
Вредные привычки. Что такое
здоровый образ жизни?.
Человеческий организм. Как мы
растём? Как мы усваиваем пищу?
Почему мы потеем? Почему мы
испытываем жажду? Почему мы
устаём?

питомец» , самостоятельная
деятельность
в
живом
уголке.
Создание
«Зелёного
патруля».
Изготовление
табличек
«Берегите
природу», «Лес - наше
богатство».

творческая работа,
самостоятельная
работа.
Опрос/тестирование

составление
своей
Красной книги природы..

Опрос/наблюдение/
тестирование

Помощь педагогу в уходе
за
животными.
Наблюдения
в
живом
уголке. Помощь педагогу в
уходе за животными в
живом уголке. Кормление
питомцев.

наблюдение

оказание помощи
пострадавшему (измерение
температуры тела,
перебинтовывание кистей и
пальцев рук, головы,
полоскание горла
минеральной водой,
просмотр презентации
«Лучше не пробуй» (о вреде

практическая
работа, опрос

никотина и алкоголя).
8.1

Профессия – эколог.

2

Профессии, связанные с экологией.
Кто работает экологом? Где живет
лесник?
Знакомство
с
обязанностями
лесника, эколога на заводе и т д.

8.2

2

8.3
8.4

2
2

Кто работает Экологом?

8.5

1

История
приручения
лошади.
Лошадь-друг
человека.
Уход.
Содержание. Все о лошади.

9
9.1

11
2

9.2

Часовые пояса

Многообразие
животного мира

9.3

9.4
9.5

2

2

Человек и его мир
Что такое здоровье

2
1

В гости к другу

6

Земля магнит. Жидкое ядро Земли.
Шесть материков земного шара.
Полюсы
тепла
и
холода. Самые большие высоты и
глубины
Многообразие животного мира. Кто
из животных самый быстрый? Какое
животное живёт дольше всех?
Почему льва называют царём зверей?
Когда были одомашнены собаки
Тайны
животных
(массовые
миграции, самоубийства китов).
Рыбы, особенности строения. Как
дышат рыбы? Электрические рыбы.
Могут ли рыбы жить без воды
Что такое кожа? Почему кожа у
людей разного цвета?
Что такое веснушки? Почему у нас

экскурсия в городской
отдел по озеленению.
экскурсия

Опрос, экскурсия

опрос

видеоролик
Просмотр презентации, игра
со всеми.

тест/опрос
тест

конкурс рисунков «Лошадь
в жизни человека»

опрос

5
Работа
над
проектом
«История создания Земли».

Защита проекта.

Видеоролик ,презентация

тест

Презентация »Подводное
царство»

опрос

видеоролик

Опрос/наблюдение

видеоролик

опрос

9.6

2

10

9

10.1
11

10

11.1
11.2

Проекты

2
8

12

День защиты проектов

5

есть родинки?
Из чего состоит глаз? Как мы
различаем цвета?
Седеют ли волосы от испуга? Из чего
сделаны ногти? Есть ли одинаковые
отпечатки пальцев?
Как мы разговариваем? Как мы
запоминаем?
Что вызывает икоту? Что такое боль?
Что такое простуда? От чего бывает
жар? Вредные привычки

Викторины
Проект-презентация
Подведение итогов работы за год.

презентация

Опрос/наблюдение
тестирование

Викторина-игра
оказание помощи
пострадавшему (измерение
температуры тела,
перебинтовывание кистей и
пальцев рук, головы,
полоскание горла
минеральной водой,
просмотр презентации
«Лучше не пробуй»
9
онлайн игры
Защита проектов, сделанных
за год
Показательные выступления
наиболее
успешных
учащихся.
Презентация
успеховюных экологов с
приглашением
родителей
учащихся.
Открытые
конкурсы,организованные
ребятами
для
других
коллективов,
друзей,

наблюдение

13

Итоговоезанятие

2

Подведениеитоговгода

Всего:

72

37

родителей:которые,какправил
о,посвящаютсяразличнымпра
здничнымдатам(«Новыйгод»,
« «Деньзащитникаотечества»
«9 мая» и др.).
Наш мир в наших
руках.Защита проектов.
35

Тестирование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
НА 2024-2025УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

Адресат: обучающиеся от 11 до 13 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор-составитель: Дзамихова Зарета Хажмухамедовна педагог дополнительного образования

г.п.Залукокоаже, 2024

Деятельность объединения «Занимательная экология » имеет естественнонаучную
направленность.
Количество обучающихся объединения составляет___ человек.
Из них мальчиков___, девочек___.
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 11 до 13 лет.
Формы работы: индивидуальные, групповые, работы в малых группах.
Направления работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное,
нравственно-эстетическое воспитание, экологическое, работа по профилактике терроризма,
экстремизма и этносепаратизма,физическое и трудовое.
Цель воспитания–создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор
жизненной позиции, а так же к духовному и физическому самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме.
Задачи воспитания:
способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе,
способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его
субъективной позиции.
Развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной
социальной деятельности;
Способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе
жизнедеятельности;
Сформировать стремление к здоровому образу жизни.
Важным обстоятельством является коллективное планирование,разработка,проведение
мероприятийи совместный анализ достижений и результатов. В связи с этим одним из
направлений воспитательной работы в объединении является создание системы коллективных
дел,обеспечивающих включённость в них большинство детей коллектива и их родителей.
Путидостиженияпоставленнойцели:этотепроблемыорганизацииконкретныхвидовиформд
еятельности,которыенеобходиморешитьдлядостиженияцеливоспитания.

•
•
•
•

Формы работы: встречи, праздники, игровые программы и иные мероприятия.
Методы воспитания:
Метод убеждении выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности
социальных и духовных отношении,норм и правил поведения;
Метод организации деятельности формирования опытаповедения– приучение,педагогическое
требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающиеситуации;
Метод поощрения выражается в стимулировании деятельностиобучающихся. Поощрение
вызывает положительные эмоции, способствующие возникновению чувства уверенности
ребёнка в своих силах;
Метод упражнения предполагает такую организацию деятельности, которая позволяет
обучающимся накапливать привычки и опыт правильного поведения,связывать слово с
делом, убеждение с поведением;

•

Метод контроля заключается в наблюдении за деятельностью и поведением
обучающихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил,
так же к выполнению определенных заданий.

Планируемые результаты:
Развитая личность обучающегося с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать
и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции.
Система отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной
деятельности;
Умение самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях
самосовершенствования и самореализации и в процессе жизнедеятельности;
Укрепление стремления к здоровому образу жизни.

Календарно-тематический план по воспитательной работе
Направлениевоспитательнойработы Наименованиемероприятия
Срокреализации
№
1.

2.

Культурологическое направление

Мероприятие
к
90
дополнительного образования

Духовно-

Социальная акция по вовлечению в
деятельность
общественных
объединений, «Твори добро»

нравственное,

Организатор
/ответственный

Сентябрь,по плану.

Дзамихова З.Х.

Созданиеедин
Появлениерез
Знакомствоси

Октябрь

Дзамихова З.Х.

Воспитание об
ик

летию

Проявлению д

социальное

поведения в лю

направление
3.

Духовно-

Планируемы

Праздник приуроченный ко Дню матери

ноябрь

Дзамихова З.Х.
Родители

Формировани
отношения к
здоровому об

Мероприятие «Мыроссияне!», посвященный
Дню Конституции

декабрь

Дзамихова З.Х.

Воспитание лю

нравственное,
социальное
направление
Гражданско4.

патриотическое
направление

Отечества, шко

обязанностям ч

5.

Дзамихова З.Х.

Викторины, Конкурсы, Соревнования

Сентябрь —
Май

Гражданско-патриотическое

Встречи с лучшими активистами района
и республики

В
течениеучебногогода

Дзамихова З.Х.

Гражданско-

Международный день
памяти жертв Холокоста

январь

Дзамихова З.Х.

Культурологическое направление

6.

7.

патриотическое

Культурологическое направление

Воспитание об
ик

проявлению со

направление

8.

Формировани
умениеинтегр
взаимодейств
Появлениерез
Конструктивн
партнерами
Знакомство с
Знакомство сп
Проявлениере

Деньнауки

февраль

Дзамихова З.Х.

Воспитание чу
достиженияот

9.

Гражданско-патриотическое

Разговоры о важном

Сентябрь-май

Дзамихова З.Х.

Формировани

10.

Трудовое,
социальное направление

Субботник натерритории.

Сентябрь-май

Дзамихова З.Х

Уважениектр

11.

Гражданско-патриотическое

12

Работа с родителями

Мероприятия ,посвященные
Дню Победы.
Профилактикаправонарушений,детског
о травматизма
иудовлетворениедосуговыхпотребностей
детей в летний период.

Май

май

Дзамихова З.Х

Дзамихова З.Х

Воспитание у
качеств как
уважения к тр
Формирован
ипредставлен
период,спосо
досугов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».