МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МКУ ДО «РЦДО» Протокол от «25» июня 2024 г. №4 Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Космос: далекий и близкий » Уровень программы: базовый Вид программы: модифицированный Адресат: 9-11 лет Срок реализации: 1 год,72 часа Форма обучения: очная Автор: Кодзокова Алла Ахмедовна - педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже 2024г. Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Направленность: естественнонаучная Уровень программы: базовый Вид программы: модифицированный Нормативную правовую основу настоящей дополнительной общеразвивающей программы «Космос далекий и близкий» составляют следующие документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). 2. Национальный проект «Образование». 3. Конвенция ООН о правах ребенка. 4. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. №11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». 7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями). 9. Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». 10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 11. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 12. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 14. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 16. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 2 17. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»). 18. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 19. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). 20. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). 21. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». 22. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». 23. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об образовании». 24. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике». 25. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». 26. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике». 27. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеразвивающих программ»). 28. Постановление от 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей в муниципальном Зольском районе». 29.Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района; Актуальность программы. Программа реализуется в рамках национального проекта «Образование» и входящих в него федеральных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка». Актуальностью и целесообразностью данной программы выступает ее способность стимулировать высокую активность самих обучающихся, мотивировать их сознательную деятельность исходя из принципа осознанной перспективы , позволяющего задействовать личностно-смысловую (рефлексивную) позицию обучающегося путем включения механизмов познания (самоанализ, самопроектирование и самоуправление). Необходимость создания дополнительной общеразвивающей программы «Космос: далекий и 3 близкий» обусловлена потребностью формирования и укрепления осознанного отношения учащихся к объектам на звездном небе . Новизна программы заключается в том, что в обучении используются новейшие мультимедийные компьютерные технологии с целью создания максимально возможной наглядности (наглядность – важнейший принцип дидактики). Программа курса призвана выработать у школьников: - стремления к приобретению новых знаний; - творческого отношения к делу; - умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, телескопом, лабораторным оборудованием, - умения наблюдать и делать выводы, - умения анализировать материалы наблюдений. Отличительной особенностью данной программы от ранее существующих ,является ее способность по новому организовывать образовательный процесс с использованием современного цифрового оборудования .Возможность создания опытно-исследовательской среды позволяет сформировать научный тип мышления, естественнонаучную картину мира обучающихся на основе инноваций в области современных технологий и достижений в сфере естественных наук. Образовательная программа «Космос: далекий - близкий» предназначена для более глубокого изучения факторов влияющих на процессы жизнедеятельности планеты Земля в условиях современной жизни. Педагогическая целесообразность программы определена тем, что обучающийся приобретает опыт коллективной или индивидуальной работы над проектом, учится проявлять терпение и самостоятельность при решении практических задач, а так же творчески относиться к проектной деятельности. Кроме того, это формирование личностных универсальных учебных действий Адресат: учащиеся в возрасте 9-11 лет, проявляющие интерес к таким наукам как астрономия и физика. Срок реализации: 1 год , 72 ч. Режим занятий : 2 часа в неделю Наполняемость группы: 15 человек Форма обучения: очная Формы занятий: -групповая ; -организация парной работы; -фронтальная (обучающиеся синхронно работают под управлением педагога) -индивидуальная; -опрос ,собеседование ,тестирование ,метод прогнозирования, - работа в парах ,в малых группах, творческие работы, -вовлечение обучающихся в работу в роли консультантов; Цель программы: Изучение основ астрономии для формирования общей культуры обучающихся и развития космического сознания. Задачи программы : Личностные: - мотивировать познавательную активность; - развивать творческие способности; - расширение сознания ребѐнка до космического, развитие чувства своей сопричастности к Космосу. - формирование научного типа мышления; - формирование навыков жить в гармонии с самим собой и окружающим миром; Предметные: - формирование базового минимума астрономических знаний и умений; - обучение основным навыкам наблюдений небесных объектов; - формирование основ естественнонаучного мировоззрения, целостного представления о строении Вселенной и месте в ней человека; - приобщить навыки самообразования; - приобщить к культурным ценностям человечества через предмет астрономии. 4 Метапредметные: - воспитывать качества, необходимые в научно-исследовательской работе: наблюдательность, аккуратность, сосредоточенность, усидчивость; - формировать эмоционально-эстетические чувства при изучении Космоса. -сформировать мировоззрение ,соответствующее современному уровню развития науки; - сформирование системных знаний астрономии, навыков работы с приборами ( телескопами ) ,подвижной картой звездного неба . - совершенствовать умения самостоятельно проводить наблюдения, измерения , зарисовки ,моделирование и грамотно оформлять полученные результаты 5 Учебный план № Название раздела 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Введение .Техника безопасности на занятиях Основные навыки наблюдения Вечернее наблюдение Луны Вечернее наблюдение планет Вечернее наблюдение звезд и созвездий Наблюдение Солнца Осенние наблюдения на базе планетария Зимние наблюдения на базе планетария Весенние наблюдения на базе планетария всего 2 Количество часов теория практика 2 2 3 4 1 2 2 - 2 Практическая работа 2- - 2 Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 2 2 - 2 2 Практическая работа Практическая работа 2 - 2 Практическая работа 2 - 2 Практическая работа на базе планетария 3 о Вселенной (8 часов) Развитие 2 2 представлений о Земле. Простейшие 2 2 астрономические инструменты Галилео-Галилей и 2 2 его открытия Современные 2 2 представления о Вселенной Раздел 3. Планета Земля ( 6 часов) Уникальность Земли 2 2 Происхождение жизни на Земле Виртуальная экскурсия в Государственный музей имени В.И. Вернадского Индивидуальный опрос Раздел 1.Основы астрономических наблюдений ( 16 часов) 2 2 Входная викторина Раздел 2. Развитие представлений 1 Формы контроля 2 - 2 2 - 2 Лекция, контрольные вопросы Практическая работа Практическая работа - лекция , контрольные вопросы Лекция, контрольные вопросы Лекция, контрольные вопросы Практическая работа 6 1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 1 Строение Солнечной системы Планеты земной группы Планеты гиганты 2 Малые тела Солнечной системы Путешествие по Солнечной системе 2 2 2 2 Раздел 4 Солнечная система (10 часов) 2 контрольные вопросы 2 Лекция, контрольные вопросы 2 Лекция, контрольные вопросы 2 Лекция, контрольные вопросы 2 Игра –семинар Раздел 5. Луна - спутник Земли (4 часов) Общие сведения о 2 2 Лекция, контрольные Луне вопросы Движение Луны по 2 2 семинар небу Раздел 6. Солнце - наша звезда (14часов) Общие сведения о 2 2 Лекция,контрольные Солнце вопросы Движение Солнца 2 2 контрольные по небу вопросы Поклонение Солнцу 2 2 контрольные в древности вопросы Звезды –далекие 2 2 контрольные солнца вопросы Галактика –звездный 2 2 контрольные город вопросы Что такое созвездия 2 1 1 Лекция ,практическая работа Самые известные 2 1 1 практическая работа созвездия Раздел 7 . Космическая эра человечества ( 8 часов) Они были первыми 2 2 лекция контрольные вопросы Исследование 2 2 лекция контрольные солнечной системы с вопросы помощью автоматических межпланетных станций Есть ли жизнь на 2 2 Практическая работа других планетах Виртуальная 2 2 Практическая работа экскурсия в Музей Космонавтики Раздел 8 .Итоговый раздел ( 4 часа) Викторина по 2 2 Практическая работа пройденным темам 7 2 Итоговое занятие Итого: 2 72 2 34 38 семинар Содержание учебного плана Вводный раздел. Характеристика содержания и задач образовательной программы. Перспективы занятий по программе и требования к занятиям (необходимая литература, тетради для занятий и наблюдений, канцелярские принадлежности). Что изучает астрономия, основные разделы астрономии, методы изучения. Обзор тем для выступлений обучающихся с докладами на занятиях в течение всего учебного года. Инструктаж по технике безопасности. Раздел 1. Основы астрономических наблюдений (16 ч) Тема 1.1. Основные навыки наблюдателя. Что можно увидеть на ночном небе невооружённым глазом: звёзды и созвездия, Луна и планеты. В телескоп – детали на поверхности Юпитера, спутники Юпитера, кольца Сатурна, рассеянные и шаровые звёздные скопления, туманности, галактики. На дневном небе в телескоп – солнечные пятна. Необыкновенные небесные явления: метеорные потоки, кометы, солнечные и лунные затмения, появление сверхновой звезды, полярные сияния, серебристые облака. Что необходимо знать, чтобы проводить наблюдения. Где лучше наблюдать. Когда проводить наблюдения. Предосторожности при наблюдении Солнца. Оборудование: бинокль, подзорная труба, телескоп. Основные части телескопа. Снаряжение для юных наблюдателей: тёплая одежда, фонарь с красной лампочкой, карта звёздного неба, компас, тетрадь и карандаш. Каким должен быть «Журнал наблюдений». Знакомство с телескопом. Тема 1.2. Вечернее наблюдение Луны. Практическое занятие. Наблюдение в телескоп полной фазы Луны и зарисовка в «Журнал наблюдений» крупных деталей лунной поверхности. Оформление «Журнала наблюдений». Сравнение своих наблюдений с картой Луны. Тема 1.3. Вечернее наблюдение планет. Практическое занятие. Наблюдение в телескоп и зарисовка в «Журнал наблюдений» планет: Венера (вечерняя видимость), Юпитер, Сатурн. Наблюдение и зарисовка подробностей планет: фазы Венеры, полосы и спутники Юпитера, кольца Сатурна. Оформление «Журнала наблюдений». (Данные наблюдения проводятся в зависимости от условий видимости планет. Может быть проведена только часть данных наблюдений). Тема 1.4. Вечернее наблюдение созвездий. Практическое занятие. Нахождение на небе созвездий Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея. Нахождение звёзд – Полярной и Мицара. Ориентирование по Полярной звезде. Проверка правильности ориентирования с помощью компаса. Зарисовка результатов наблюдений (общий вид созвездий, Мицара с Алькором) в «Журнал наблюдений». Оформление «Журнала наблюдений». Тема 1.5. Наблюдение Солнца. Практическое занятие. Меры предосторожности при наблюдениях Солнца. Наблюдение Солнца в телескоп и зарисовка солнечных пятен. Наблюдение Солнца на экране. Оформление «Журнала наблюдений». Тема 1.6. Осенние наблюдения на базе электронного астропланетария. Практическое занятие. Наблюдения околополярных созвездий (Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, их расположение относительно горизонта), созвездий осеннего неба (Андромеда, Персей, Пегас), интересных объектов в этих созвездиях (Двойная звезда Мицар, галактики М81 и М82, галактика М31, двойное рассеянное звёздное скопление h и х Персея, нахождение на небе Полярной звезды), планет в зависимости от их видимости на небе. Наблюдение, определение и зарисовка видимой фазы Луны. Оформление «Журнала наблюдений». (Данные наблюдения проводятся во время осенних школьных каникул). 8 Тема 1.7. Зимние наблюдения на базе электронного астропланетария. Практическое занятие. Наблюдения околополярных созвездий (Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, их расположение относительно горизонта), созвездий зимнего неба (Орион, Большой Пёс, Телец, Близнецы, Возничий), интересных объектов в этих созвездиях (Двойная звезда Мицар, галактики М81 и М82, Большая Туманность Ориона М42, Плеяды, Гиады, рассеянное звёздное скопление М3, галактика М51, нахождение на небе Полярной звезды), планет в зависимости от их видимости на небе. Наблюдение, определение и зарисовка видимой фазы Луны. Оформление «Журнала наблюдений». (Данные наблюдения проводятся во время зимних школьных каникул). Тема 1.8. Весенние наблюдения на базе электронного астропланетария. Практическое занятие. Наблюдения околополярных созвездий (Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, их расположение относительно горизонта), созвездий весеннего неба (Лев, Дева, Волопас), интересных объектов в этих созвездиях (Двойная звезда Мицар, галактики М81 и М82, нахождение на небе Полярной звезды), планет в зависимости от их видимости на небе. Наблюдение, определение и зарисовка видимой фазы Луны. Оформление «Журнала наблюдений». (Данные наблюдения проводятся во время весенних школьных каникул). Раздел 2. Развитие представлений о Вселенной. ( 8 ч) Тема 2.1. Развитие представлений о Земле. Представление древних народов о плоской Земле. Древнегреческие представления о шарообразной Земле (Пифагор, Аристотель). Земля – центр Мироздания. Система Мира Аристотеля и Птолемея. Гелиоцентрическая система Мира Коперника и её развитие. Идеи Джордано Бруно о бесконечности Космоса. Открытия Галилео Галилея. Тема 2.2. Простейшие астрономические инструменты. Практическое занятие. Изготовление простейшего старинного астрономического прибора угломера. Тема 2.3. Галилео Галилей и его открытия. Практическое занятие. Работа с литературой. Тема 2.4. Современные представления о Вселенной. Представление о структуре, размерах и возрасте Вселенной. Кратко о происхождении Вселенной. Место человека во Вселенной. Антропный принцип. Раздел 3. Планета Земля. ( 6 ч) Тема 3.1. Уникальность Земли. Оптимальное расстояние от Солнца. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, кора. Тема 3.2. Происхождение жизни на Земле. Тема 3.3. Виртуальная экскурсия в Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН Практическое занятие. Виртуальная экскурсия по музею. После окончания экскурсии пишется сочинение по теме проведённой экскурсии, которое предоставляется на следующем занятии. Раздел 4. Солнечная система. ( 10ч) Тема 4.1. Строение Солнечной системы. Общие сведения о Солнечной системе. Состав: Солнце, восемь планет, астероиды, кометы, карликовые планеты. Сравнительные размеры Солнца и планет. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Различная природа Солнца и планет. Измерение расстояний в Солнечной системе. Астрономическая единица. Вращение и обращение планет. Орбитальные скорости планет. Краткая теория образования Солнечной системы. Тема 4.2. Планеты земной группы. Общая характеристики планет земной группы: размеры, строение, плотность, атмосферы, спутники. Подробная характеристика каждой из планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Мифология планет. Тема 4.3. Планеты-гиганты. 9 Общая характеристики планет-гигантов: размеры, строение, плотность, атмосферы, спутники, кольца. Подробная характеристика каждой из планет: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Мифология планет. Тема 4.4. Малые тела Солнечной системы. Астероиды: орбиты, форма, размеры, названия, происхождение. Кометы: орбиты, состав, строение, примеры известных комет, отношение к кометам в прошлом. Космическая пыль и метеорные вспышки. Камни, упавшие на Землю (метеориты). Тема 4.5. Путешествие по Солнечной системе. Практическое занятие. Настольная игра «Солнечная система». Раздел 5. Луна – спутник Земли. ( 4 ч) Тема 5.1. Общие сведения о Луне. Лунная мифология. Расстояние до Луны, размер, масса, состав пород, внутреннее строение. Рельеф Луны: низменности и равнины, кратеры. Карта Луны. Тема 5.2. Движение Луны по небу. Почему меняется вид Луны. Понятие лунных фаз. Синодический и сидерический лунный месяц. Солнечные и лунные затмения. Условия для наступления затмений. Повторяемость затмений, Сарос. Отношение к затмениям в прошлом. Схема солнечного затмения. Виды солнечных затмений: частное, полное, кольцеобразное. Длительность полной фазы солнечного затмения. Схема лунного затмения. Частное и полное лунное затмение. Длительность полной фазы. Раздел 6. Солнце – наша звезда. ( 14 ч) Тема 6.1. Общие сведения о Солнце. Форма, размеры, масса. Вращение Солнца. Температура. Фотосфера и наблюдаемые на ней явления: гранулы, пятна, факелы. Солнечная активность. Верхняя атмосфера: хромосфера, спикулы, протуберанцы. Солнечная корона. Недра Солнца. Источники энергии Солнца. Использование солнечной энергии. Солнечно-земные связи. А.Л. Чижевский. Тема 6.2. Движение Солнца по небу. Суточный путь Солнца по небу. Восход, кульминация, заход. Годичный путь Солнца по небу. Эклиптика. Солнце на фоне зодиакальных созвездий. Точки равноденствий, солнцестояний. Высота Солнца над горизонтом в различные сезоны года. Древняя астрономическая обсерватория Стоунхендж. Тема 6.3. Поклонение Солнцу в древности. Поклонение Солнцу в древности. Праздники и народные обычаи, связанные с Солнцем. Масленица. Раздел 7. Космическая эра человечества.( 8 ч) Тема 7.1. Они были первыми. Первый искусственный спутник Земли (ИСЗ), первые животные в космосе, первый космонавт Земли, первая женщина-космонавт, первый выход человека в открытый Космос, первые люди на Луне. Тема 7.2. Исследование Солнечной системы с помощью автоматических межпланетных станций. Исследование планет с помощью космических кораблей «Пионер-10» и «Пионер-11», траектория полета. Исследование планет-гигантов с помощью космических кораблей «Вояджер-1» и «Вояджер-2», траектория полета. Значение миссии «Пионеров» и «Вояджеров». Тема 7.3. Есть ли жизнь на других планетах? Практическое занятие. Дискуссия о возможностях для жизни на планетах Солнечной системы, их спутниках, кометах и астероидах. Результаты исследования планет с помощью космических аппаратов. Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты». Тема 7.4. Виртуальная экскурсия в Музей Космонавтики. После окончания экскурсии пишется сочинение по теме проведённой экскурсии, которое предоставляется на следующем занятии. Раздел 8. Итоговый раздел.( 4 ч) 10 Тема 8.1. Викторина по пройденным темам. Викторина по пройденным темам как этап окончательной аттестации обучающихся первого года занятий. В викторину включены вопросы по всем девяти разделам программы. Тема 8.2. Итоговое занятие. Подведение итогов года, выступления обучающихся с лучшими рефератами, обсуждение планов на следующий год и на лето, вручение свидетельств о пройденном этапе обучения. Планируемые результаты. Личностные. У обучающихся будет : -развита устойчивая познавательная активность; - будет сформирована устойчивая потребность в развитии своих творческих способностей; - сформировано чувство своей сопричастности к Космосу; - сформируется научный тип мышления; - стремление жить в гармонии с самим собой и окружающим миром; - приобщатся к культурным ценностям человечества через предмет астрономии. Метапредметные. У учащихся будут развиты навыки : - необходимые в научно-исследовательской работе: наблюдательность, аккуратность, сосредоточенность, усидчивость; - сформированы системные знания по астрономии; - развиты навыки работы с приборами ( телескопами ) ,подвижной картой звездного неба - совершенствуются умения самостоятельно проводить наблюдения, измерения , зарисовки ,моделирование и грамотно оформлять полученные результаты. - сформируют основы естественнонаучного мировоззрения, целостного представления о строении Вселенной и месте в ней человека; Предметные. Обучающиеся научатся: - основным навыкам наблюдений небесных объектов; - будут иметь базовый минимум астрономических знаний и умений; -работать согласно методики исследования; - научаться обращаться с астрономическими приборами инструментами; -обрабатывать и рассчитывать полученные результаты исследования; -оформлять и представлять исследовательский проект согласно требованиям. 11 Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий Календарный учебный график Год обучения Первый год обучения ( базовый) Дата занятий начала Дата окончания занятий 01.09.2024 31.05.2025 Количество учебных недель 36 Количество учебных часов 72 Режим занятий 2 часа в неделю Условия реализации программы Кадровое обеспечение. Реализация осуществляется педагогическими кадрами имеющими высшее или среднее профессиональное образование в области естественных наук, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности. Материально- техническое обеспечение. Реализация дополнительной общеразвивающей программы осуществляется на базе кабинета астрономии МКУ ДО «РЦДО».с.п. Залукокоаже. Перечень оборудования ,инструментов и материалов ,необходимых для реализации программы ( в расчете на количество обучающихся) оборудование: 1. Авторская компьютерная презентация. 2. Реальное звёздное небо. 3. Звёздное небо планетария. 4. Рабочая тетрадь и журнал для наблюдений. 5. Видеофильмы: - Астрономия – 1, 2 (комплект, 2 шт); - Вселенная и Земля; -Этюды о русских учёных; - Москва-Кассиопея (художественный фильм); - Отроки во Вселенной (художественный фильм). 6. Фильмы на СD-дисках: - Открытая астрономия 2,5 CD; - Увлекательный мир астрономии 2,5 CD; - Энциклопедия по астрономии Redshift 4 CD; - Космос BBС CD; - Большое космическое путешествие (художественный фильм); - Мифы Древней Греции (художественный фильм). 7. Глобусы: - глобус Земли; - глобус Луны; - глобус Марса; - глобус Звёздного неба; - теллурий (Модель Солнце-Земля-Луна). 12 8. Демонстрационные карты и таблицы: - карта звёздного неба; - таблицы Земля и Солнце – 4 шт.; - таблицы «От Большого Взрыва до наших дней» – 10 шт 9. Раздаточные карты и таблицы: - таблица раздаточная «Астрономия - -таблица раздаточная «Астрономия о Солнце»; - движение Солнца Методическое и дидактическое обеспечение Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся. Метод обучения является главным инструментом педагогической деятельности - Беседа с использованием компьютерной презентации. - Астрономические наблюдения. - Работа с книгой. - Учебная дискуссия. - Познавательные игры. Методы воспитания: -мотивация -поощрение -стимулирование -убеждение. Реализация программы основываясь на личностно ориентированном подходе к естественнонаучному образованию ,предусматривает применение разнообразных технологий и методик в образовательном процессе. В учреждениях дополнительного образования образовательный процесс по своей специфики имеет развивающий характер, то есть направлен на развитие природных задатков учащихся, реализацию их интересов и способностей. В связи с чем особое внимание при освоении данной программы уделяется технологиям развивающего обучения .При этом подростку отводится роль самостоятельного субъекта , взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности , каждый из которых вносит свой вклад в развитие личности. Важным является мотивационный этап, по способу организации которого выделяют технологии развивающего обучения, опирающиеся на: познавательный интерес, индивидуальный опыт личности ,творческие потребности, потребности самосовершенствования. Использование технологии развития критического мышления на занятиях объединения будет способствовать формированию у учащихся умений и навыков самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений ,критериев оценки полученных результатов, тем самым развивая у них способность к саморегуляции и самообразованию. Возможность освоения новых способов практической и исследовательской деятельности учащимися в рамках данной программы предоставляет технология проектной деятельности ,которая ориентирована не на интеграцию фактических знаний ,а на их применение и приобретение новых. Метод проектов позволяет организовать работу с различными группами учащихся ,что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ребенка от низкого к более 13 высокому уровню, от репродуктивного к творческому. Наиболее эффективным средством развития познавательного интереса подростка в практике дополнительного образования является исследовательская деятельность. Применение в образовательном процессе технологии исследовательской деятельности способствует раскрытию у учащихся способностей к ведению научных исследований ,формированию значимых для них способов самостоятельного мышления: анализ, обобщения, сравнения ,овладения методами самообразования. В работе используется: -учебно-методическая и справочная литература -обучающие программы по астрономии, физики Космоса -Слайд -фильмы по темам занятий. Формы контроля Входной контроль проводится с целью определения уровня знаний учащегося (входная викторина). Текущий контроль - с целью определения степени усвоения учебного материала (по окончании изучения темы). Проверочные работы. Полученные знания и навыки проверяются системой контрольных вопросов. Важную роль здесь играет и система семинарских занятий. -Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей (портфолио учащихся). Оценочные материалы. 1) Проверочная работа(контрольные работв): 3 балла - правильное выполнение от 87 до 100% работы, (максимум 3 балла)2 балла -правильное выполнение от 67 до 86% работы, 1 балл - правильное выполнение от 45 до 66% работы. 2) Участие в накопительной олимпиаде по астрономии (максимум 3 балла): 3 балла –призовое место в рейтинге участников, 2 балла – с 4 по 6 место в рейтинге, 1 балл–остальные места в рейтинге участников. 3). Участие в проектной, исследовательской деятельности – 5 (+3) баллов ( 4). Участие в олимпиадах, конкурсах по астрономии – 5 (+3) баллов (участие в очных олимпиадах, заочных олимпиадах различного уровня – 3 балла; участие в очных олимпиадах регионального (или выше) уровня – 4 - 5 баллов. 14 Литература для педагога 1. Андрианов Н.К., Марленский А.Д. Астрономические наблюдения в школе. – М.: Просвещение, 1987 2. Гришин Ю.А. Внеклассная и учебная работа по астрономии. - М.: Просвещение, 1990 3. Засов А.Э., Кононович Э.В., «Астрономия. 11 класс», М.: «Просвещение», «Московский учебник», 2001 г. 4.Левитан Е.П. Астрономия. 11 класс. - М.: Просвещение, 1994 5.Преподавание астрономии в школе. Сборник статей под ред. Воронцова-Вельяминова Б.А. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 1959 6. Пшеничнер Б.Г., Войнов С.С. Внеурочная работа по астрономии. - М.: Просвещение, 1989 7. Сурдин В.Г. Астрономические олимпиады: Задачи с решениями. - М.: Учебно-научный центр довузовского образования МГУ им. М. В. Ломоносова, 1995 8. Современная астрономия и методика ее преподавания. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. РГПУ им. А.И. Герцена. Под ред. Л.В. Жукова. – СПб, 2004 Литература для учащихся 1. Гаврилов М.Г. Звездный мир: Сборник задач по астрономии и космической физике. Олимпиады ННЦ. - Черноголовка, 1998. - 100с. 3. Засов А.В., Кононович Э.В. Астрономия: учеб. для 11 кл шк. и классов с углуб. изуч. физики и астрономии. - М.: Просвещение, 210 - 160с. 4. Звездное небо/Вед. ред. Е. Ананьева, отв. ред С. Миронова. - М.: Аванта +, 2004. - 96с. (Иллюстрированный атлас школьника) 5. Климишин И.А. Элементарная астрономия. - М.: Наука. Гл. ред. физ.мат. лит., 1991. - 464с. 6. Субботин Г.П. Сборник задач по астрономии: задания, упражнения, тесты. М.: Аквариум, 1997. - 224с. 7. Сурдин В.Г. Астрономические олимпиады. Задачи с решениями. М., 1995,320с 8. Сурдин В.Г. Астрономические задачи с решениями: Учебное пособие. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 240с. 9. Школьный астрономический календарь на ... учебный год. Учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. /авт.-сост. М.Ю. Шевченко, О.С. Угольников. - М.: Дрофа, 20... г. (разные годы выпуска) Интернет-ресурсы «Астрономия — это здорово! Форма доступа http://menobr.ru/files/astronom2.pptx «Знаешь ли ты астрономию? Форма доступа http://menobr.ru/files/astronom1.pptx Новости космоса, астрономии и космонавтики. Форма доступа: http://www.astronews.ru/ Общероссийский астрономический портал. Астрономия Р Форма доступа: http://xn-80aqldeblhj0l.xn--p1ai/ Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс Форма доступа: http://www.astronet.ru Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». Форма доступа: http://www.krugosvet.ru 15 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР Рабочая программа на 2024-2025 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе «Космос: далекий и близкий » Уровень программы: базовый Адресат : 9-11 лет Год обучения: 1 год Автор -Кодзокова Алла Ахмедовна - педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже 2024 год 16 Цель программы: Изучение основ астрономии для формирования общей культуры обучающихся и космического сознания. развития Задачи программы : Личностные: - мотивировать познавательную активность; - развивать творческие способности; - расширение сознания ребѐнка до космического, развитие чувства своей сопричастности к Космосу. - формирование научного типа мышления; - формирование навыков жить в гармонии с самим собой и окружающим миром; Предметные: - формирование базового минимума астрономических знаний и умений; - обучение основным навыкам наблюдений небесных объектов; - формирование основ естественнонаучного мировоззрения, целостного представления о строении Вселенной и месте в ней человека; - приобщить навыки самообразования; - приобщить к культурным ценностям человечества через предмет астрономии. Метапредметные: - воспитывать качества, необходимые в научно-исследовательской работе: наблюдательность, аккуратность, сосредоточенность, усидчивость; - формировать эмоционально-эстетические чувства при изучении Космоса. -сформировать мировоззрение ,соответствующее современному уровню развития науки; - сформирование системных знаний астрономии, навыков работы с приборами ( телескопами ) ,подвижной картой звездного неба . - совершенствовать умения самостоятельно проводить наблюдения, измерения , зарисовки ,моделирование и грамотно оформлять полученные результаты Планируемые результаты. Личностные. У обучающихся будет : -развита устойчивая познавательная активность; - будет сформирована устойчивая потребность в развитии своих творческих способностей; - сформировано чувство своей сопричастности к Космосу; - сформируется научный тип мышления; - стремление жить в гармонии с самим собой и окружающим миром; - приобщатся к культурным ценностям человечества через предмет астрономии. Метапредметные. У учащихся будут развиты навыки : - необходимые в научно-исследовательской работе: наблюдательность, аккуратность, сосредоточенность, усидчивость; - сформированы системные знания по астрономии; - развиты навыки работы с приборами ( телескопами ) ,подвижной картой звездного неба - совершенствуются умения самостоятельно проводить наблюдения, измерения , зарисовки ,моделирование и грамотно оформлять полученные результаты. - сформируют основы естественнонаучного мировоззрения, целостного представления о строении Вселенной и месте в ней человека; Предметные. Обучающиеся научатся: 17 - основным навыкам наблюдений небесных объектов; - будут иметь базовый минимум астрономических знаний и умений; -работать согласно методики исследования; - научаться обращаться с астрономическими приборами инструментами; -обрабатывать и рассчитывать полученные результаты исследования; -оформлять и представлять исследовательский проект согласно требованиям. 18 № Дата занятия по плану 1. по факту Календарно-тематическое планирование Наименование раздела Количество часов Содержание деятельности Теоретическая часть занятия Практическая часть занятия Введение. Техника безопасности на занятиях. 2 Форма аттестации Установочная лекция 2 Индивидуальный опрос -собеседование, тестирование 2. Раздел 1.Основы астрономических наблюдений 16 2 2 Основные навыки наблюдателя 2 2 2 14 Вечернее наблюдение Луны Вечернее наблюдение планет Вечернее наблюдение звезд и созвездий 2 Наблюдение Солнца 2 Осенние наблюдения на базе планетария Зимние наблюдения на базе планетария Весенние наблюдения на базе планетария 2 2 Проблемная лекция с применением техники обратной связи Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа, Практическая работа Практическая работа Практическая работа 19 3. Раздел 2. Развитие представлений о Вселенной 8 4 2 Развитие представлений о Земле Простейшие астрономические инструменты Галилео Галилей и его открытия 2 2 2 Раздел 3. Планета Земля Раздел 4. Солнечная система. Проблемная лекция с применением техники обратной связи Практическая работа Практическая работа Проблемная лекция с применением техники обратной связи Современные представления о Вселенной 6 Уникальность Земли 2 4 4 2 Происхождение жизни на Земле 2 Виртуальная экскурсия в Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН Проблемная лекция с применением техники обратной связи Практическая работа Проблемная лекция с применением техники обратной связи Практическая работа Практическая работа 10 2 Строение Солнечной системы 2 Планеты земной группы Проблемная лекция с применением техники обратной связи Проблемная лекция с 20 2 Планеты-гиганты 2 Малые тела Солнечной системы Путешествие по Солнечной системе (игра) 2 применением техники обратной связи Проблемная лекция с применением техники обратной связи Проблемная лекция с применением техники обратной связи Индивидуальная самостоятельная работа 4 Раздел 5. Луна - спутник Земли 2 Раздел 6. Солнце - наша звезда Общие сведения о Луне Движение Луны по небу 2 14 2 Общие сведения о Солнце 1+1 Движение Солнца по небу 2 2 Поклонение Солнцу в древности Звезды –далекие солнца 2 Галактика –звездный город 2 Что такое созвездия 1+1 Самые известные созвездия Движение Солнца по небу Самые известные Проблемная лекция с применением техники обратной связи семинар Проблемная лекция с применением техники обратной связи Проблемная лекция, лабораторная работа. Проблемная лекция, Проблемная лекция с применением техники обратной связи Проблемная лекция с применением техники обратной связи Проблемная лекция с применением техники обратной связи Практическая работа 21 созвездия Раздел 7 . Космическая человечества эра 8 2 2 Они были первыми Исследование Солнечной системы с помощью автоматических межпланетных станций Есть ли жизнь на других планетах? Виртуальная экскурсия в Музей Космонавтики 2 2 Раздел 8 .Итоговый раздел Итого Проблемная лекция с применением техники обратной связи 4 2 2 72 Викторина по пройденным темам Итоговое занятие 34 семинар Проблемная лекция с применением техники обратной связи Практическая работа Практическая работа Тестовые задания Подведение итогов 38 22 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «Космос: далекий и близкий » Адресат: 9-11 лет Срок реализации: 1 год,72 часа Автор: Кодзокова Алла Ахмедовна - педагог дополнительного образования г.п.Залукокоаже 2024год. 1 Деятельность объединения «Космос далекий и близкий» имеет естественнонаучную направленность. Количество обучающихся объединения составляет __ человек. Из них мальчиков – ___, девочек – ___ Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 9до 11 лет. Формы работы: индивидуальные и групповые. Направления работы • • • • • • • • Гражданско-патриотическое воспитание. Идеологическое воспитание. Духовно-нравственное воспитание. Работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизма Эстетическое воспитание. Воспитание культуры здорового образа жизни. Трудовое и профессиональное воспитание. Экологическое воспитание. Цель воспитательной работы: Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе. Воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой духовно-нравственной личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Задачи воспитательной работы: Использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях. Направленность: естественнонаучная Формы работы: очная, дистанционная (общение в родительских чатах). Планируемые результаты Приоритетные направления в организации воспитательной работы Гражданско-патриотическое формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа. Духовно – нравственное Духовно-нравственное воспитание формирует ценностные представления о морали, об основных понятиях этики, о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Спортивно-оздоровительное 2 Физическое воспитание содействует здоровому образу жизни. Трудовое Трудовое и профориентационное воспитание формирует знания, выявляет творческие способности и профессиональные направления обучающихся. Воспитание познавательных интересов Воспитание познавательных интересов формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности. 3 Календарно-тематический план воспитательной работы творческого объединения «Космос далекий и близкий» на 2024-2025 учебный год № Направление воспитательной работы Наименование мероприятия Срок выполнени я ответственны й Планируемый результат 1 Гражданскопатриотическое воспитание 1. «Моя КабардиноБалкария» - ко Дню государственност и КБР и Дню знаний. сентябрь Кодзокова А.А Воспитание сознательной любви к Родине, к истории становления КабардиноБалкарии. Экскурсия в музей 2. Ко Дню адыгов «Адыги. История и современность». Сформировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. 3. День солидарности в борьбе с терроризмом 2 3. 4. Духовнонравственное Литературный монтаж «Учителям посвящается». Экологическое 1.«Чистый мир» акция. 2. Акция «Покорми птиц зимой!» Международный День синиц. Духовнонравственное октябрь ноябрь Кодзокова А.А Воспитание уважения к личности учителя и понимания значимости этой профессии. Кодзокова А.А Развитие чувства ответственности за природосбережени е Кодзокова А.А Воспитание уважения к старшему поколению. ноябрьапрель 1.«Славим возраст декабрь золотой» -подарки своими руками. 2.«Мамочка любимая моя!»акция. Ко Дню матери 4 5. Духовнонравственное «Мы вместе!» чтения, ко Дню людей ограниченными возможностями. «Письмо Деду Морозу» - акция декабрь Кодзокова А.А Воспитание сострадания и ответственности. 6. Эстетическое декабрь Кодзокова А.А Воспитание добропорядочных чувств детей. 7. Здоровьесберега ющие программы Турнир эрудитов «Будь здоров!». январь Кодзокова А.А Понимание здорового образа жизни. 8. Гражданскопатриотическое воспитание. февраль Кодзокова А.А Воспитание патриотизма, Значимость праздника. 9. Эстетическое «Подвигом славны твои земляки». Беседа ко Дню защитников Отечества. «Весенний букет» - праздничная выставка к 8 марта. март Кодзокова А.А Воспитание уважения к женщинам. 10 Исследовательск ое «Звездный час» ко Дню Космонавтики апрель Кодзокова А.А 11 Гражданскопатриотическое воспитание «Их подвиг бессмертен!» - ко Дню Победы. май Кодзокова А.А 12 Экологическое «День Солнца» акция май Кодзокова А.А Воспитание чувства гордости за успехи страны и науки. Воспитание патриотизма, Значимость праздника. Воспитание нравственности и понимания красоты. Программа Каникулы. Здоровье и красота. 13. Здоровьесберега ющие програмы «Лето, солнце, сто май-июнь фантазий». игровая программа. Кодзокова А.А Работа с родителями Приоритетными направлениями в работе с родителями учащихся творческого объединения стали следующие: -формирование у учащихся интереса к жизни, культуре, человеку как сложному, уникальному, неповторимому созданию; -поддержка физического здоровья учащихся; -познавательная сфера жизни учащихся;-семейное воспитание; -психолого-педагогическое просвещение; -повышение психолого-педагогических знаний родителей; 5 -вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; -укрепление связей между педагогическим коллективом и семьей; -привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. Календарно-тематический план работы с родителями творческого объединения «Космос далекий и близкий» на 2024-2025 учебный год № 1 2. 3. Направление воспитательной работы Гражданскопатриотическое воспитание. Наименование мероприятия Организация совместной деятельности. Помощь при организации и проведении мероприятий. В течении учебного года. Консультации для родителей. «Педагог – ребёнок родители». Беседа. Май Установочное родительское собрание совместно со школой. Срок выполнени я Сентябрь ответственны й Планируемый результат Кодзокова А.А Понимание необходимости совместного воспитание у детей сознательной любви к Родине, к истории. Кодзокова А.А Кодзокова А.А Родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательнообразовательного процесса. Подведение итогов и ознакомление родителей с итогами обучения по программе. 6 7