ДОП Хочу все знать. Коцева М.М.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета
МКУ ДО «РЦДО»
Протокол от «25» июня 2024 г. №4

Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Хочу все знать»

Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1год, 72 часа
Адресат программы: 8-10 лет
Форма обучения: очная
Автор: Коцева Марьяна Мелевна педагог дополнительного образования

г.п. Залукокоаже
2024г

l. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Нормативную правовую основу настоящей дополнительной
программы «Хочу все знать» составляют следующие документы:

общеразвивающей

1.
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Национальный проект «Образование».
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. №11 «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года».
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования
детей» (с изменениями и дополнениями).
8. Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
10. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
11. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. №761н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования».
13. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности рабочего
времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре».
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
15. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
16. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
2

возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных
потребностей»).
17. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических
рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке
качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»).
19. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей»).
20. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной
организации».
21. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020г. №831
«Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления
информации».
22. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об образовании».
23. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении Региональных
требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
24. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении Концепции
внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
25. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
26. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и
реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и
модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских
дополнительных общеразвивающих программ»).
27. Постановление 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о
персонифицированном дополнительном образовании детей в муниципальном Зольском
районе».
28.
Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района
Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Уточнение
озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы,
природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост
народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей,
часто случающиеся аварии – это проблемы, которые касаются каждого государства. В
совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека.
Многообразие болезней, постигшие людей в последнем столетии, - вот итог отсутствия
правильного взаимодействия человека с природой. Даже если остановить все производства (что
нереально), загрязнение окружающей природной среды будет еще многие годы отражаться на
жизни и здоровье людей. Поэтому необходимо принимать все возможные меры для улучшения
состояния окружающей природной среды. Закон «Об экологическом образовании», принятый
во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного
3

всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки
эффективных средств экологического образования населения.
Актуальность программы. В современном мире остро стоит вопрос охраны окружающей
среды. Подрастающее поколение не придает значения сохранению природы. Поэтому важно
формировать интерес и любознательность в области естественнонаучных представлений с
малого возраста, затрагивать вопросы экологии.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:
формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы – в раннем детстве;
способствовать пониманию целостной картины мира – в школе; экологическое мировоззрение,
воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию
необходимости личного участия в экологической деятельности – в периоды взросления и
зрелости.
Новизна программы позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи
живой и неживой природы. Программа направлена на совершенствование интеллекта,
расширение кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков детей.
Отличительная особенность программы «Хочу все знать» является ее форма реализации:
программа имеет естественнонаучную направленность, является учебно-познавательной с
практической ориентацией.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- практической направленности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что экологические знания,
умения и навыки полученные обучающимися после прохождения данной программы, могут
использоваться ими в последующем в освоении школьных предметов естественнонаучного
направления и в их повседневной жизни.
Под экологическим воспитанием детей принято понимать прежде всего, воспитание
человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут
рядом. Экологическое воспитание способствует формированию у учащихся умение понимать и
себя, и все, что происходит вокруг. Ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с
внешней средой, о приспособленности к определенным элементам среды обитания.
Адресат: в группу принимаются все дети, у которых есть интерес к изучению окружающего
мира. Данная программа разработана для детей 8-10 лет.
Сроки реализации: 1 год, 72ч.
Режим занятий: 2 часа в неделю (1 раз по 2 часа).
Наполняемость группы: 13-15 человек.
Форма обучения – очная.
Формы занятий: коллективные (знакомство с новым материалом), групповые (викторины,
создание творческих работ), индивидуальные (самостоятельная работа).
Цель программы: формирование у учащихся системы ценностных отношений к природе и
окружающему миру.
4

Задачи программы.
Личностные задачи:
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать желание сохранять мир природы;
Метапредметные задачи:
- развить познавательные интересы, наблюдательность, нравственно - эстетических чувства к
родной природе;
- развить умение воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и
познавательного интереса; овладение нормами и правилами поведения в окружающей
природной среде;
Предметные задачи:
- расширять и углублять представления о предметах и явлениях природы, растительном и
животном мире, о живой и не живой природе;
- формировать у детей представления о правилах экологической культуры, поведения в
природе;
- научить делиться своими познаниями об окружающем мире;
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- бережно относиться к природе, не вредить ей.
Учебный план
№

1

Наименование разделов /темы

Раздел 1. Вводная занятие.

Теория

Практика

6 ч.

4

2

2

2. Что такое экология.

2

Раздел
жизни

2

.

в

историю

Вода-источник 8 ч.

1. Вода в моем доме и в
природе.

Форма аттестации

Всего

1. Программа и режим на
новый учебный год.

3. Путешествие
создание Земли.

2

Количество часов

Беседа,
анкетирование,тестовые
задания
2

3

5

1

1
2

2. Стихи, рассказы о воде.

Рассказ
с
показом
презентации
«Как
создавалось Земля»

Викторина,
игра,
чтение рассказов и
стихов, тестирование

5

3. Игра-исследования «что мы
знаем о воде».

2

4. Вода и здоровье человека.
Личная гигиена.
3

2

Раздел 3. Неживое в природе
12 ч.
1. Солнце-источник тепла и
света.
2. Вода, её признаки и
свойства.
3. Почва-святыня наша. Состав
и свойства почвы.

4
1

2
1

4. Погода. Климат.

1

6.
Экологический
проект
«Человек и его деятельностьпричина
загрязнения
водоемов»

5

1

1

5. Реки и озера.

4

8
1

Раздел 4. Живое в природе

1

1

2

8 ч.

4

4

1.
Экологические
связи
неживой и живой природы.
2. Разнообразие растений.
3. Солнце, растения и мы с
вами.

2

1

2
1

4.
Комнатные
Размножения
растений.

1

1

8

10

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

растения.
комнатных

Раздел 5. Дикие животные
1. Заяц-«Длинное ухо».
2.
Лисица.
«Лиса
Патрикеевна».
3. Серый хищник - волк.
4. Хозяин леса - медведь.

Практические задания,
презентация, тестовые
задания,
защита
проекта

18 ч.

Викторина, беседа с
показом презентации,
практическая работа

Рассказ, разгадывание
ребусов,
загадок,
викторина, игра
6

5. Лесной красавец – лось.
6. Кабан – дикий родственник
домашней свиньи.
7. Рысь – родственник кошки.
8. Тигр – самая большая кошка
на Земле.
9. Животные – все такие
разные, все такие важные.
6

7

8

Раздел 6. Природа и человек

1

1

1
1

1
1

2
6 ч.

3

3

1.Экология и мы.
2. Место человека в мире
природы.
3.
Экологическая
игра
«Природа матушка»

2
1

1

Раздел 7. Пернатые жители
12 ч.
1.
Воробей
–
самая
распространенная птица на
Земле.
2. Ворона – красивая, умная
птица.
3. Сорока – белобока «лесная
сплетница».
4. Любимая птица – снегирь.
5. «Лесной доктор» - дятел.
6. Обобщающее занятие о
птицах.

5
1

7
1

1

1

1

1

1
1

1
1
2

2

8. Итоговое занятие

2 ч.

Итого

72

2
31

Опрос,
конкурс
на
лучший
рисунок,
загадки, кроссворды

Опрос, беседа, ребусы,
загадки,
конкурс
«Назови всех птиц на
картинке

Тестирование

41

Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие (6ч.)
Теория (4 ч.)
Программа и режим работы кружка на новый учебный год. Первоначальное знакомство с
изучаемым материалом, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем,
что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и
животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация
экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы;
связи между природой и человеком. Общие правила техники безопасности труда.
Практика (2 ч.): Презентация «Как создавалось Земля»
Раздел 2. Вода-источник жизни (8ч.)
Теория (3 ч.)
7

Вода в моем доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда
удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Стихи, рассказы о
воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана. Игра-исследование «что мы
знаем о воде». Вода и здоровье человека. Личная гигиена. Зачем человеку нужна вода? Как
поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные
процедуры, закаливание водой.
Практика (5 ч.)
Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Тестирование. Игра-викторина «Поле чудес».
Раздел 3. Неживое в природе(12ч.)
Теория (4 ч.)
Неживая природа. Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Солнце
– источник тепла и света. Влияние солнца на жизнь на Земле. Вода, ее признаки и свойства.
Источники загрязнения. Почва – святыня наша. Почва необходимая среда для растений. Состав
и свойства почвы. Погода. Климат. Общее понятие погоды и климата. Реки и озера. Жизнь у рек
и озер. Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов».
Практика (8 ч.)
Выявления признаков (цвет, запах, форма воды) и свойств воды (вода - растворитель, текучесть,
прозрачность). Сообщения учащихся об охране и значении воды. Викторина «Берегите воду».
Опыты по составу почвы (вода, воздух, песок, глина). Практическая работа «Наблюдение за
погодой».
Раздел 4. Живое в природе (8ч.)
Теория (4 ч.)
Экологические связи неживой и живой природы. Расширить представление учащихся об
экологических связях неживой и живой природы. Разнообразие растений. Солнце, растения и
мы с вами. Комнатные растения. Комнатные растения разных экологических групп.
Размножение комнатных растений. Различные способы размножения комнатных растений.
Практика (4 ч.)
Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Практическая работа по
изучению растений пришкольного участка. Игра - викторина «Угадай растения по описанию».
Объяснение учащимся как правильно ухаживать за комнатными растениями (протирание
листьев от пыли, взрыхление почвы, полив).
Раздел 5. Дикие животные (18ч.)
Теория (8 ч.)
Заяц – «Длинное ухо». Чтение рассказа В. Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию
рассказа. Лисица. «Лиса Патрикеевна». Познакомить с особенностями поведения лисы. Серый
хищник – волк. Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке. Хозяин леса –
медведь. Чтение рассказа В. Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с
народными приметами и пословицами. Лесной красавец – лось. Кабан – дикий родственник
домашней свиньи. Знакомство с диким кабаном. .Рысь – родственник кошки. «Где живут
8

рыси?». Сравнение домашней кошки с рысью. Тигр – самая большая кошка на Земле.
Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Животные – все такие разные, все такие
важные. Обобщающие занятие о диких животных.
Практика (10 ч.)
Игра «Угадай по описанию». Викторина «Эти забавные животные». Разгадывание загадок,
ребусов, отгадывание кроссвордов, картинок с изображением животных, материал из
энциклопедии.
Раздел 6. Природа и человек (6ч.)
Теория (3 ч.)
Экология и мы. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и
природа без человека. Место человека в мире природы. Положительное и отрицательное
влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во
взаимосвязи с природой.
Практика (3 ч.)
Экологическая игра «Природа – матушка». Конкурс на лучший рисунок.
Раздел 7. Пернатые жители (12ч.)
Теория (5 ч.)
Воробей – самая распространенная птица на Земле. Знакомство с маленькой птичкой нашей
страны – воробьём. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей». Ворона – красивая,
умная птица. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворона». Сорока-белобока – «лесная
сплетница». Любимая птица – снегирь. Беседа о маленькой и красивой птице – снегире.
«Лесной доктор» - дятел. Обобщающее занятие о птицах.
Практика (7 ч.)
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьем. Загадки, пословицы. Картинки с
изображением птиц, ребусы. Разгадывание кроссвордов и загадок. Рисование ярких птиц. Игра
- соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Акции «кормушка
для птиц».
Раздел 8. Итоговое занятия (2 ч.)

Планируемые результаты
Личностные:
- научатся ответственно относится к окружающей среде;
- научатся сохранять мир природы;
- научатся правилам здорового образа жизни;
Метапредметные:
- научатся наблюдательности, нравственно – эстетическим чувствам к родной природе;
- смогут воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного
интереса;
9

- овладеют нормами и правилами поведения в окружающей природной среде;
Предметные:
- расширят и углублят представления о предметах и явлениях природы, растительном и
животном мире, о живой и не живой природе;
- сформируют представления о правилах экологической культуры, поведения в природе;
- смогут делиться своими познаниями об окружающем мире;
- будут узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- будут бережно относиться к природе, не вредить ей.

10

Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий.
Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала
учебного года

Первый
год 01.09
обучения
(стартовый)

Дата
окончания
учебного года

Количество
учебных
недель

31.05

36

Количество
учебных
часов
72

Режим занятий

2 часа в неделю
(1 раз по 2
часа).

Условия реализации программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы осуществляется на базе
МКОУ «СОШ №2» с.п. Сармаково. Кабинет соответствует санитарно-эпидемиологическим
требованиям прописанным в постановлении Главного государственного санитарного врача от
28.01.2021г. за №2.
Кадровое обеспечение.
Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами, имеющими высшее или
среднее профессиональное образование в области естественных наук, а также прошедших
курсы повышения квалификации по профилю деятельности.
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации данной программы необходима иметь:
-помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности;
- столы, стулья для учащихся;
- стол тумба;
- шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, материалов;
- дидактические материал: иллюстраций, фотографии, книги, видео презентации по темам;
- оборудование к игровым занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросники;
- оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.
Форма организаций учебного процесса:
- беседа;
- викторина;
- игра;
- акций;
- экскурсий
- презентация.
Форма аттестации / контроля.
- беседа;
- тестирование;
- опрос;
- викторина;
- экологический проект «Человек и его деятельность-причина загрязнения водоемов»
- акция «Помоги птицам зимой»

11

Результативность по программе «Хочу все знать» выявляется с помощью комплекса
диагностических методик: в конце учебного года проводятся тестирование и анкетирование
учащихся, в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдения и анализ
творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализаций программы
выступает ежегодные Недели экологий, традиционные экологические праздники: «День птиц»,
«День Земли» и др.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Входной контроль. В начале обучения по программе проводится анкетирование, тестирование
обучающихся.
Текущий контроль.
Осуществляется после изучения основных разделов программы и
проводится в виде теста и устного опроса. Промежуточная аттестация проводится как оценка
результатов обучения за полугодие в виде отчетов по практическим работам, тестирование.
Итоговый контроль. По окончании обучения проводится в виде защиты проектной работы или
тестирование. Умения и навыки учащихся могут быть отслежены в системе практической
деятельности учащихся по результатам выполнения тестирования и проектных работ, отчётов
по результатам практических работ. Выполнение намеченных образовательных результатов
фиксируется по полноте и правильности выполнения заданий в представленных работах,
выходу на более высокий уровень социальной активности и познавательной самостоятельности
при их выполнении, по становлению экологической культуры обучающихся.
Оценочные материалы.
- тесты;
- опросники;
- карточки с заданиями;
Мониторинг отслеживания и фиксации результатов освоения программы.
Высокий уровень (В) – имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет
определенными понятиями (природа живая и неживая, окружающая среда, экология и др.),
использует дополнительную литературу.
Средний уровень (С) – имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными
терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий уровень (Н) – недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные
определения.
Ф
орма фиксации результатов
Ф.И.О.
Входной
Промежуточный
Итоговый
ребенка

Итого

Кол-во
детей

%

Кол-во
детей

%

Кол-во
детей

%

высокий
средний
низкий

12

Методическое обеспечение и дидактическое обеспечение.
Обучения:
- словесный;
- наглядный;
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
Воспитания:
-мотивация;
-поощрение;
-убеждение;
-стимулирование
При обучении по данной программе используются следующие методы:
- словесный (лекция, рассказ, беседа)
- наглядный (предметная наглядность)
- исследовательский;
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный.
Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с различными
источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути
реализации этих проблем.
Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с
литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него учащиеся
воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения учащимися
навыков, умений и обогащения знаний.
Реализовать на занятии деятельностный подход помогает применение информационных
технологий. Использую фронтально и индивидуально цифровые образовательные ресурсы и
ресурсы сети Интернет: презентации, видеоролики, программы.
С целью развития интеллектуальных способностей младших школьников, созданию условий
максимально раскрывающих творческие способности учащихся применяются игровые
технологии. Они основаны на использовании индивидуальной (тесты), парной (дидактические
игры) и групповой (занятие-путешествие, деловые игры) форм работы и эффективны на любом
этапе занятия.

Список литературы для педагога.
1. Андреева Т.Н. Человек и природа: дискуссии, ролевые игры. Волгоград: Учитель, 2014.-134
с.
2.Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 2017.231 с.
3.Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. – М.: Эгмонт,
Россия Лтд, 2015.
4. Белавина И.Г. Планета - наш дом. Мир вокруг нас. М., 2008.
13

5.Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М.: Просвещение, 2013.-189 с.
6.Грехова Л.И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. –
М, Илекса; Ставрополь, 2015.
7.Дыбина О.В Неизведанное рядом / О.В. Дыбина Н.П. Рахманова В.В. Щетинина. – М, Сфера,
2010.
8.Чернявский А.В., Ковальчук Д.А. Универсальный энциклопедический справочник. Харьков,
Белгород, 2010.
Список литературы для обучающихся.
1.Бен Денн. Моря и океаны. Энциклопедии для любознательных. Харьков, Белгород, 2009.
2.Вагнер Б.Б. Сто Великих чудес природы. Энциклопедии для любознательных. М., 2010.
3.Вологдина Е.В., Малофеева Н.Н., Травина И.В. Живая природа. Энциклопедии для
любознательных. М., 2008.
4.Игнатова Т.В. Времена года. М., Просвещение, 2006.
5.Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2010. – 240.-132 с.
Интернет-ресурсы .
http://animal.geoman.ru/ - животные.
http://bird.geoman.ru/ - птицы.
http://filin.km.ru -энциклопедия животных.
http://nature.ok.ru.- редкие и исчезающие животные России
http://viki.rdf.ru/list-all-presentations - детские электронные презентации и клипы о животных.
http://www.ecosystema.ru - сайт экологического учебного центра «Экосистема».
http://www.naturekeepers.ru - сайт образовательной экологической сети «Хранители природы».

14

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

Рабочая программа на 2024-2025 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе
«Хочу все знать»

Уровень программы: стартовый
Адресат : 8-10 лет
Год обучения: 1 год
Автор: Коцева Марьяна Мелевна педагог дополнительного образования

г. п. Залукокоаже,
2024 год

Цель программы: формирование у учащихся системы ценностных отношений к природе и
окружающему миру.
Задачи программы.
Личностные задачи:
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать желание сохранять мир природы;
Метапредметные задачи:
- развить познавательные интересы, наблюдательность, нравственно - эстетические чувства к
родной природе;
- развить умение воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и
познавательного интереса; овладение нормами и правилами поведения в окружающей
природной среде;
Предметные задачи:
- расширять и углублять представления о предметах и явлениях природы, растительном и
животном мире, о живой и не живой природе;
- формировать у детей представления о правилах экологической культуры, поведения в
природе;
- научить делиться своими познаниями об окружающем мире;
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- бережно относиться к природе, не вредить ей.
Планируемые результаты.
Личностные:
- научатся ответственно относится к окружающей среде;
- научатся сохранять мир природы;
- научатся правилам здорового образа жизни;
Метапредметные:
- научатся наблюдательности, нравственно – эстетическим чувствам к родной природе;
- смогут воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного
интереса;
- овладеют нормами и правилами поведения в окружающей природной среде;
Предметные:
- расширят и углублят представления о предметах и явлениях природы, растительном и
животном мире, о живой и не живой природе;
- сформируют представления о правилах экологической культуры, поведения в природе;
- смогут делиться своими познаниями об окружающем мире;
- будут узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
- будут бережно относиться к природе, не вредить ей.

2

Календарно-тематический план

№

Дата занятия
По факту

1.

По плану

Наименование
раздела

Количество
часов

Раздел 1. Вводная
занятие.

6

Содержание деятельности
Теоретическая часть

2

Программа и режим работы
кружка на новый учебный
год. Первоначальное
знакомство с изучаемым
материалом, правилами
поведения при проведении
практических работ.

2

Выясняем, что такое
экология. Экология – наука,
изучающая собственный
дом человека, дом растений
и животных в природе,
жизнь нашего общего дома
– планеты Земля.
Простейшая классификация
экологических связей:
связи между неживой и
живой природой; связи
внутри живой природы;
связи между природой и
человеком.

Форма аттестации

Практическая часть

Тестовые задания

3

Презентация
«Как Конкурс на лучшую
создавалось Земля»
презентацию

2

2.

Раздел 2 . Водаисточник жизни

8

2

Откуда поступает вода в
дом, на какие нужды
расходуется, куда
удаляется? Вода, которую
мы пьем. Вода сырая,
кипяченая, загрязненная.

Тестовые задания

2

Чтение рассказов,
стихов о воде в
природе. Чтение
рассказов о
загрязнении Мирового
океана.

Конкурс на чтение
рассказов и стихов о
воде.

2

Игра-исследования
«Что мы знаем о воде»

Исследовательская
работа

2

Зачем
человеку нужна
вода? Как поступает вода в
организм человека, куда
расходуется,
как
выделяется из организма?
Водные
процедуры,

Изготовление из
пластилина на дощечке
модель круговорота воды
в природе.

4

закаливание водой.

3.

Раздел 3.Неживое
в природе

12

Неживая природа.
Формирование
представлений о неживой
природе, ее многообразии.

2

Солнце – источник тепла и
света для живых существ.
Влияние солнца на жизнь
на Земле.

Тестовые задания

2

Выявления признаков
(цвет, запах, форма
воды) и свойств воды
(вода - растворитель,
текучесть,
прозрачность).

Практическая работа,
опыты по выявлению
свойств воды.

2

Опыты по составу
почвы (вода, воздух,
песок, глина).
Просмотр коллекций
«Виды почвы».

Практическая работа,
тестовые задания.

2

Погода. Климат. Общее
понятие погоды и климата.
Дискуссия на тему
«Хорошо ли, что климат
теплеет?». Кто определяет
прогноз погоды и для чего
это необходимо?

Практическая работа
«Наблюдение за
погодой», тестовые
задания.

5

2

Реки и озера. Жизнь у рек
и озер. Пресная вода.
Осадки.

Экологический проект Защита проекта
«Человек и его
деятельность- причина
загрязнения водоемов»
Кислотные дожди,
нитраты. Сброс
отходов, плохая
очистка сточных водпричина загрязнения
водоемов.

2

4.

Раздел 4. Живое в
природе

Тестовые задания

8

2

2

Экологические связи
неживой и живой природы.
Расширить представление
учащихся об экологических
связях неживой и живой
природы.

Соревнование на
создание самой
интересной и длинной
цепи питания.

Рассматривание
предметных картинок
«Культурные растения
и дикорастущие
растения»

Практическая работа по
изучению растений
пришкольного участка.
Игра - викторина «Угадай
растения по описанию».
6

5.

Раздел 5. Дикие
животные

2

Солнце, растения и мы с
вами. Влияние солнца на
растения и человека.

Тестовые задания

2

Комнатные растения.
Комнатные растения
разных экологических
групп. Размножение
комнатных растений.
Различные способы
размножения комнатных
растений.

Практическая работа

2

Заяц – «Длинное ухо».
Чтение рассказа В. Зотова
«Заяц – беляк», беседа по
содержанию рассказа.

Разгадывание загадок

2

Лисица. «Лиса
Патрикеевна».
Познакомить с
особенностями поведения
лисы.

Отгадывание
кроссвордов, картинок с
изображением животных

2

Серый хищник – волк.
Разгадывание ребусов,

Разгадывание ребусов,
Практическая работа в

18

7

материал из энциклопедии
о волке.

группах – «Раскрась»

2

Хозяин леса – медведь.
Чтение рассказа В. Зотова
«Медведь», беседа по
содержанию рассказа,
знакомство с народными
приметами и пословицами.

Составление портрета
«Бурый медведь»

2

Лесной красавец – лось.
Рассказ учителя (материал
из энциклопедии) чтение
рассказа В. Зотова «Лось»
работа по содержанию
рассказа.

Отгадывание кроссворда.
Работа в группах «Собери
мозаику»

2

Кабан – дикий родственник
домашней свиньи.
Знакомство с диким
кабаном.

Конкурс «Кто?, Где?,
Когда?»

2

.Рысь – родственник кошки.
«Где живут рыси?».
Сравнение домашней
кошки с рысью.

Разгадывание загадок,
рисование домашней
кошки или рыси.

2

Тигр – самая большая
кошка на Земле.
Знакомство с самой
большой кошкой – тигром.

Разгадывание ребусов,
загадок. Составление
портрета.

2

Беседа, чтение стихов
о животных. Игра

Викторина «Эти забавные
животные»
8

«Угадай по описанию»
6.

Раздел 6.
Природа и
человек

6

2

Экология и мы. Как
человек связан с природой?
Может ли человек
существовать вне природы
и природа без человека.

Тестовые задания

2

Место человека в мире
природы. Положительное и
отрицательное
влияние
человека
на
природу.
Ничего не меняется без
человека,
а
человек
существует
только
во
взаимосвязи с природой.

Защита проекта

Игра-путешествие по
станциям.

2
7.

Раздел 7.
Пернатые жители

Экологическая игра
«Природа – матушка».

12

2

Воробей – самая

Загадки, пословицы,
9

распространенная птица на
Земле. Знакомство с
маленькой птичкой нашей
страны – воробьём.

народные приметы.
Чтение и анализ
стихотворения «Где
обедал воробей».

2

Ворона – красивая, умная
птица. Чтение и анализ
рассказа В. Зотова
«Ворона».

Конкурс рисунков

2

Сорока-белобока – «лесная
сплетница». Чтение и
анализ рассказа В. Зотова
«Сорока».

2

Любимая птица – снегирь.
Беседа о маленькой и
красивой птице – снегире.

Рисование ярких птиц,
разгадывание загадок.

2

«Лесной доктор» - дятел.
Вводная беседа: Кто же это
«Лесной доктор»? Чтение
и анализ рассказа В. Зотова
«Дятел»

Конкурс «Назови всех
птиц на картинке»

Рассказ-беседа «О чём
поют птицы».
Разгадывание загадок
и ребусов.

2

8.

Итоговое
занятие

2

Слайды с
изображением сороки,
загадки, пословицы,
поговорки.

Подведение итогов работы

Чтение стихотворения
«Сорока - Трещётка»

Игра - соревнование
«Знатоки птиц».

Защита проектных работ,
тестирование

10

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

Рабочая программа воспитания обучающихся
на 2024-2025 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе
«Хочу все знать»

Адресат : 8-10 лет
Год обучения: 1 год
Автор: Коцева Марьяна Мелевна педагог дополнительного образования

г. п. Залукокоаже,
2024 год

Деятельность объединения «Хочу все зать » имеет естественнонаучную
направленность.
Количество обучающихся объединения «Хочу все знать» составляет___ человек.
Из них мальчиков___, девочек___.
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 8 до 10 лет.
Формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные.
Направления работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное,
нравственно-эстетическое воспитание, экологическое, работа по профилактике
терроризма, экстремизма и этносепаратизма, физическое и трудовое.
Цель воспитательной деятельности в творческом объединении:
- совершенствование условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного
становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу
взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях решения общих задач.
Воспитание патриотизма и гражданской ответственности, высоких нравственных
ценностей учащихся, развитие их интеллектуальных способностей в условиях здоровье
сберегающей среды в рамках взаимодействия с семьей и социумом.
Задачи:
- создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных
возможностей учащихся средствами воспитательной работы.
- формировать у обучающихся понимания значимости здоровья для собственного
самоутверждения.
- создавать условия для позитивного общения обучающихся в объединении и за его
пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности,
искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
- формировать навыки здорового образа жизни, культуру общения и поведения в
обществе.
- воспитать любовь к природе, животным.
- создавать систему целенаправленной воспитательной работы с родителями для
активного и полезного взаимодействия педагога и семьи.
Планируемые результаты:
• У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях
российского общества;
• Система воспитательной работы стала более прозрачной, логичной благодаря
организации через погружение в «тематические периоды»; такая система
ориентирована на реализацию каждого направления воспитательной работы;
• Организация занятий в объединениях дополнительного образования направлена на
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
• Повышено профессиональное мастерство педагогов дополнительного образования
и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась эффективность
воспитательной работы в кружках.
• Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует
раскрытию творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного
воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании
детей.
Основными формами работы с учащимися являются игры, конкурсы, беседы,
интеллектуальные игры, ребусы и кроссворды, презентации.
2

Системообразующие виды деятельности:
коллективная творческая (организация КВН, математических боев, бесед, встреч с
интересными людьми);
-учебно-просветительская (организация экскурсий, лекций, бесед на экологическом
материале для учащихся школы);
-информационная (оформление информационного стенда).
Главными деталями механизма являются формы, методы и приемы воспитательного
взаимодействия педагога и учащихся. От их правильного выбора во многом зависит
успешность педагогического влияния на процесс социального становления учащихся.
Работа с родительским составом.
Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы
имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в
учреждении построены на основе свободы выбора. И, как правило, большинство
родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически
общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного
взаимодействия с семьей ребенка. В тоже время успешное решение задач воспитания
возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье,
развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной
деятельности.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

3

Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год

№

1

Направление
воспитательной
работы
Общекультурное
направление:
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщен
ие детей к
культурному
наследию)

Наименование
мероприятия

Праздничное
Сентябрь
мероприятие,
посвященное Дню
государственности
КБР и Дню знаний
(нравственно патриотическое
воспитание).

Духовнонравственное
направление:

Коцева М.М.

Мероприятия,
посвященное Дню
адыгов

Сентябрь

Коцева М.М.

День
Конституции.
Единый урок «Мы
– Россияне!»,
посвященный
Дню Конституции
РФ.

Декабрь

Коцева М.М.

Февраль

Коцева М.М.

«День защитника
отечества».
Конкурс поделок
и рисунков к 23
февраля.

2

Срок
Ответственный
выполнения

Праздник,
посвященный
Май
Дню Победы
Районный конкурс
рисунков
«Правнуки
ветеранов рисуют
Победу».
Акция
«Георгиевская
ленточка»
Международный
Июнь
день защиты детей
Праздник для
Октябрь
бабушек и
дедушек «День
пожилого

Коцева М.М.

Коцева М.М.
Коцева М.М.

Планируемый
результат
Изучение
учащимися
истории родного
края.
Сформировать у
учащихся такие
качества, как
долг,
ответственность,
честь,
достоинство,
личность.

Воспитывать
любовь и уважение
к традициям
Отечества.

Создание условий
для развития у
учащихся
творческих
способностей.

Формирование
ценностного
отношения к
4

(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)

человека»
Единый урок
информационной
безопасности.
Всероссийский
урок безопасности
в сети Интернет.
Беседа,
посвященная Дню
толерантности
Принять участие в
благотворительно
й акции «Дари
добро!» ко Дню
инвалида

3

Здоровьесберегающее
направление:
(физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)

Октябрь

Коцева М.М.

Ноябрь

Коцева М.М.

Декабрь

Коцева М.М.

Март
Праздник мам,
бабушек «Встреча
поколений».
Выставка
подарков
«Дорогим
любимым».
Месячник
здоровья:
БДД
1) Вручение
Памяток
водителям
«Правилам
Сентябрь
движения в
Ваших руках»
2) Просмотр
видеоматериалов.
Пожарная
безопасность
1) Обзор стенда
«Правила
поведения при
пожаре».
Антитеррористи
ческая
безопасность 1)
Профилактическая
беседа
«Терроризм – зло
против
человечества»

пожилым людям,
здоровью и
здоровому образу
жизни.

Уважения к правам,
свободам и
обязанностям
человека.

Коцева М.М.

Коцева М.М.

Формирование
ценностного
отношения к,
здоровью и
здоровому образу
жизни. Воспитание
ценностного
отношения к
безопасности
здоровья и жизни
человека.

5

Викторина
«Здоровья»

Ноябрь

Профилактическая
беседа с детьми
«Пиротехника и
Декабрь
последствия
шалости с
пиротехникой».

4

Экологическое
воспитание

Коцева М.М.

Коцева М.М.

Познавательная
игра «Мы за
здоровый образ
жизни»

Январь

Коцева М.М.

Акция
«Покормите птиц
зимой!»

Ноябрьмарт

Коцева М.М.

Месячник охраны
окружающей
среды

Апрель

Коцева М.М.

Формировать
правильное
отношение к
окружающей среде.

Викторина
«Знатоки
природы»

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».