МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МКУ ДО «РЦДО» Протокол от «25» июня 2024 г. №4 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В МИРЕ МАТЕМАТИКИ» Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Срок реализации: 1год, 72 часа Адресат программы: 9-11 лет Форма обучения: очная Автор: Коцева Марьяна Мелевна педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже 2024г l. Комплекс основных характеристик программы. Пояснительная записка Направленность программы: естественнонаучная Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Нормативную правовую основу настоящей дополнительной общеразвивающей программы «В мире математики» составляют следующие документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). 2. Национальный проект «Образование». 3. Конвенция ООН о правах ребенка. 4. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. №11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями). 8. Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 10. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 11. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 13. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 15. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 2 16. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»). 17. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). 19. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). 20. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». 21. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». 22. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об образовании». 23. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике». 24. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». 25. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике». 26. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеразвивающих программ»). 27. Постановление от 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей в муниципальном Зольском районе». 28. Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района; Ведущее место математики в образовании человека обусловлено практической значимостью математики, а также возможностями в развитий способностей человека. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект и мышление математика находится на первом месте. Математика вносит немалый вклад в формирование и развитие представлений о научных методах познания действительности. Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной задачи изучение математики предусматривает формирование у 3 учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Первоначальные математические познания входят с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надежны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в легкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью. В кружке занимаются дети младшего и среднего возраста, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике. Актуальность программы определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность. Отличительной особенностью программы является ее обогащение большим количеством задач, что способствует всестороннему развитию мышления обучающихся. Педагогическая целесообразность программы содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.). Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения. Адресат: Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся 9-11 лет, интересующиеся математикой. Для начала усвоения программного материала к обучающимся не предъявляется определенных требований. При этом, если ребёнок ранее не посещал объединение, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Срок реализации: 1год, 72 ч. Режим занятий: 2 часа в неделю (1 раз по 2 часа). Наполняемость группы: 13-15 человек. Форма обучения- очная. Формы занятий: коллективные (учебное занятие, практическая работа), групповые ( деловые игры, викторина, интеллектуальные турниры, конкурсы, проекты, математические КВН), индивидуальные. 4 Цель программы: способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений. Задачи программы. Личностные задачи: − развить любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; − развить способность к организации собственной деятельности; − развить навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками; − сформировать уважительное отношение к иному мнению; Метапредметные задачи: − научится делать анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных; − развить способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; − уметь находить наиболее эффективный способ решения задач; − научится конструированию последовательности «шагов» (алгоритма) решения задачи; − формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; − овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Предметные задачи: Научиться: − складывать и вычитать многозначные числа, умножать однозначные, двузначные числа и соответствующие случаи деления; − правильно выполнять арифметические действия; − уметь рассуждать логически грамотно; − знать числа от 1 до 1000, числа-великаны (миллион и др.), их последовательности; − анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); − выделять существенные признаки предметов; − сравнивать между собой предметы, явления; − определять последовательности событий; − выявлять закономерности. - использовать различные приемы при решении логических задач; - решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки; - решать математические ребусы; - выполнять проектные работы. 5 Учебный план № Наименование разделов /темы Количество часов Всего Теория Форма аттестации Практика Раздел 1. Вводное занятие 6 ч. 1 4 1. Программа и режим на новый учебный год 2. Как возникло слово «Математика» 3. Как люди научились считать 2 Раздел 2. Занимательная арифметика 3 1. Запись цифр и чисел у других народов 2. Римские цифры 3. Числа-великаны и числамалютки 4. Приемы быстрого счета 5. Знакомьтесь: Архимед! 6. Знакомьтесь: Пифагор! Раздел 3. Занимательные задачи 2 2 Беседа, опрос 2 Конкурс на лучшую презентацию 2 12 ч. 7 5 2 1 1 2 2 2 Беседа, загадки, самостоятельная работа, математический диктант, викторина 2 12 ч. 2 1. Задачи-шутки 2. Решение шуточных задач в форме загадок 3. Математические ребусы 10 2 2 2 4. Решение логических задач 2 5. Решение текстовых задач арифметическим способом 6. Решение нестандартных задач Раздел 4. Логические задачи 2 Головоломки, тестирование, конкурс на лучший математический ребус, самостоятельная работа 2 12 ч. 4 Входящая диагностика (тест). Игра. 1. Задачи, решаемые с конца 2. Круги Эйлера! Решение задач с использованием кругов Эйлера 3. Математические кроссворды 2 10 1 1 1 1 2 6 Беседа,опрос, головоломки, практическая работа, разгадывания 4. Задачи на переливание 5. Задачи на движения 6. Головоломки со спичками Раздел 5. Разные задачи 14 ч. 5 6 2 2 2 1. Задачи-шутки 2. Старинные задачи 3. Решение задач с конца 4. Расшифровка ребусов 5. Математические загадки 6. Решение занимательных задач 7. Задачи на смекалку Раздел 6. Геометрические задачи 2 6 ч. 1. Задачи со спичками 2. Задачи на разрезание 3. Геометрические головоломки Раздел 7. Логика и смекалка 1 2 4 1 1 2 1 1 8 ч. 7 Итоговое занятие Проверочный тест, загадки, составление математических ребусов, конкурс на лучшую загадку-смекалку Тестирование, игра, загадки 8 1. Решение ребусов и логических задач 2. Математические ребусы и загадки 3. Веселые вопросы 4. Устная олимпиада 8 12 2 1 2 1 2 2 2 1 математического кроссворда, викторина 2 2 2 2 2 ч. 2 Итого 72 19 7 53 Игра, ребусы, загадки, контрольный тест Содержание учебного плана Раздел 1. Вводное занятие (6ч.) Теория (4 ч.) Программа и режим работы кружка на новый учебный год. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. Знакомство с материалом из истории развития математики. Общие правила техники безопасности труда. Практика (2 ч.) Решение занимательных задач, связанные со счётом предметов. Презентация «Как люди научились считать» Раздел 2. Занимательная арифметика (12 ч.) Теория (7 ч.) Запись цифр и чисел у других народов. Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация. Мы живем в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа-малютки. Приемы быстрого счета. Некоторые приемы быстрого счета. Биографии Архимеда и Пифагора. Исторические сведения, вклад в науку. Практика (5 ч.) Решение задач с большими и малыми числами. Организация рабочего места. Умножение двухзначных чисел на 11,22,33,…99. Составление математических ребусов и решение загадок. Раздел 3. Занимательные задачи (12 ч.) Теория (2 ч.) Задачи-шутки. Решение шуточных задач в форме загадок. Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определенным количеством одинаковых цифр. Математические ребусы. Решение логических задач. Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение нестандартных задач. Практика (10 ч.) Решение заданий на восстановление записей вычислений. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. Расшифровка ребусов. Раздел 4. Логические задачи (12 ч.) Теория (2 ч.) Задачи, решаемые с конца. Круги Эйлера. Задачи на переливания, движение. Старинные задачи. Практика (10 ч.) Решение сюжетных, текстовых задач методом «с конца». Решение задач с использованием кругов Эйлера. Решение текстовых задач на переливание, движение. Решение занимательных старинных задач. Головоломки со спичками. Раздел 5. Разные задачи (14 ч.) Теория (2 ч.) Шуточные задачи и загадки. Решение задач с конца. Расшифровка ребусов. Задачи на смекалку. Математические загадки. Решение занимательных задач. Практика (12 ч.) Решение текстовых задач методом «с конца». Решение задач на смекалку. Составление шуточных задач. Организация рабочего места. Раздел 6. Геометрические задачи (6 ч.) Теория (2 ч.) Задачи на разрезание. Геометрия вокруг нас. Задачи со спичками. Занимательные задачи. Геометрические головоломки. Практика (4 ч.) Решение занимательных задач со спичками. Составление фигур с помощью спичек, используя свойства изученных фигур. Решение задач на разрезание. Умение разрезать данную фигуру на 2-3 других, используя свойства изученных фигур. Раздел 7. Логика и смекалка (8 ч.) 8 Решение ребусов и логических задач. Головоломки со спичками. Логические задачи. Математические ребусы и загадки. Веселые вопрос. Устная олимпиада. Практика (8 ч.) Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. Составление и разгадывание кроссвордов и ребусов. Раздел 8. Итоговое занятие (2 ч.) Планируемые результаты. Личностные. В процессе обучения у учащихся будут сформированы: − любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; − способность к организации собственной деятельности; − доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; − навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; − умения уважительного отношения к иному мнению; − этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные. Будут сформированы навыки: − анализа предложенных вариантов решения задачи, выбора из них верных; − способности осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; − выбора наиболее эффективного способа решения задачи; − конструирования последовательности «шагов» (алгоритма) решения задачи; − освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; − понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; − осуществления поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные); − овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Предметные. Будут сформированы навыки: − складывания и вычитания многозначных чисел, умножение однозначных, двузначных чисел и соответствующие случаи деления; − правильного выполнения арифметических действий; − умения рассуждать логически и грамотно; − знания чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательности; − умения анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); − выделения существенных признаков предметов; − сравнения между собой предметов, явлений; − определения последовательности событий; − выявления закономерностей и проведение аналогий. - решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки; - решать математические ребусы; 9 Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий. Календарный учебный график Год обучения Дата начала учебного года Дата окончания учебного года Количество учебных недель Количество учебных часов Режим занятий 1 год обучения (стартовый) 01.09 31.05 36 72 1 раз в неделю, по 2 часа Условия реализации программы Реализация дополнительной общеразвивающей программы осуществляется на базе МКОУ «СОШ№2» с.п. Сармаково. Кабинет соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям прописанным в постановлении Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. за №2. Кадровое обеспечение программы Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами , имеющими высшее или среднее профессиональное образование в области естественных наук, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности. Материально-техническое обеспечение Для реализации данной программы необходима иметь: -помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности; - столы, стулья для учащихся; - стол тумба; - шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, материалов; - дидактические материал: иллюстраций, фотографии, книги, видео презентации по темам; - оборудование к игровым занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросники; - оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор Формы аттестации / контроля: - беседа; - тестирование; - опрос; - викторина; - контрольные задания; - конкурсы; - самостоятельные работы. Входной контроль. В начале обучения по программе проводится игра-викторина обучающихся. Текущий контроль. В течение всего учебного года; творческие работы, тесты, решение практических задач, математические викторины. Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за полугодие в виде тестирования или контрольных заданий. 10 Итоговый контроль. По окончании обучения проводится в виде защиты проектной работы или тестирование. Умения и навыки учащихся могут быть отслежены в системе практической деятельности учащихся по результатам выполнения тестовых и практических работ. Оценочные материалы. - тесты; - карточки с заданиями; - опросники; - критерии оценок. Самооценка и самоконтроль: определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов детей предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Полученные результаты заносят в таблицу: № п/ п Ф.И. обучающих ся Критерии, отслеживаемые по программе вычислительные навыки вводный теку щий итого вый умение решать задачи вводный теку щий итого вый развитие логического мышления вводный текущ итоговы ий й - высокий уровень (8-10 баллов) – (В)- учащийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания; - средний уровень (5-8 баллов) – (С)- объем усвоенных умений и навыков составляет 50-80%; работает с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца. - низкий уровень (1-4 балла) – (Н)- учащийся овладел менее чем на 50% умений и навыков, предусмотренных программой; испытывает серьезные затруднения при работе, в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога. Методическое обеспечение и дидактическое обеспечение Методическое обеспечение программы включает в себя дидактические принципы и методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего это принцип наглядности, так как психофизическое развитие обучающихся, на которое рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно 11 овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями. Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, решение конкретных задач. Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога. Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения учащимися навыков, умений и обогащения знаний. Реализовать на занятии деятельностный подход помогает применение информационных технологий. Использую фронтально и индивидуально цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет: презентации, видеоролики, программы. С целью развития интеллектуальных способностей младших школьников, созданию условий максимально раскрывающих творческие способности учащихся применяются игровые технологии. Они основаны на использовании индивидуальной (тесты), парной (дидактические игры) и групповой (занятие-путешествие, деловые игры) форм работы и эффективны на любом этапе занятия. Проблемно-поисковые технологии требуют реализации педагогической модели «обучение через открытие». Ведущим методом является проблемное обучение, метод проектов. Обучающиеся, сначала под руководством педагога, а потом и самостоятельно, создают и презентуют проекты. Методы работы. Обучения: - словесный; - наглядный; - объяснительно-иллюстративный; - частично-поисковый; Воспитания : -мотивация; -поощрение; -убеждение; -стимулирование. Форма организаций учебного процесса: - беседа; - викторина; - игра; - защита проектов; - презентация. 12 Список литературы для педагога. 1. Агаркова Н.В. Нескучная математика,1-4 классы. Занимательная математика. Волгоград «Учитель», 2008. 2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 9-11 лет. С.-Пб., 2010. 3. Белякова О.И. Занятия математического кружка. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2013. 4. Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2012. 5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособия для учителя. – М.: Просвещение, 2010. 6. Дорофеева В.А. Страницы историй на уроках математики, М., Просвещение, 2014. 7. Керова В.Г. Нестандартные задачи по математике 1-4 классы. М. «ВАКО» 2016. 8. Максимова Т.Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. – М.: «ВАКО», 2011. 9. Фридман Л.М., Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. М., Школьная пресса, 2011. 10. Харт-Дэвис А.М. Удивительные математические головоломки: 85 занимательных задач для взрослых и детей. Астрель, 2008. Список литературы для обучающихся. 1. Занимательные задачи по математике, Баврин И.И., Фрибус Е.А., М., Владос, 2008. 2. Перельман Я.И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки. М., Триадалитера, 2011. 3. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи, М., Просвещение, 2013. 4. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. М., Просвещение, 2009г. 5. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс/ – М.: Экзамен, 2012. 6. Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/ – М.: Экзамен, 2012. Интернет-ресурсы 1.Российская страница международного математического конкурса «Кенгуру»: [Электронный ресурс]. URL: http://konkurs-kenguru.ru. 2. Клуб учителей начальной школы «4 ступени»: [Электронный ресурс]. URL: http://4stupeni.ru/stady. 3. Головоломка: головоломки, загадки, задачки, фокусы, ребусы: [Электронный ресурс]. URL: http://puzzle-ru.blogspot.com. 13 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР Рабочая программа на 2024-2025 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «В мире математики» Уровень программы: стартовый Адресат : 9-11лет Год обучения: 1 год Автор: Коцева Марьяна Мелевна педагог дополнительного образования г. п. Залукокоаже 2024 год Цель программы: способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений. Задачи программы. Личностные задачи: − развить любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; − развить способность к организации собственной деятельности; − доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; − развить навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками; − сформировать уважительное отношение к иному мнению; Метапредметные задачи: − научится делать анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных; − развить способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; − уметь находить наиболее эффективный способ решения задач; − научится конструированию последовательности «шагов» (алгоритма) решения задачи; − формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; − овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Предметные задачи: Научиться: − складывать и вычитать многозначные числа, умножать однозначные, двузначные числа и соответствующие случаи деления; − правильно выполнять арифметические действия; − уметь рассуждать логически грамотно; − знать числа от 1 до 1000, числа-великаны (миллион и др.), их последовательности; − анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); − выделять существенные признаки предметов; − сравнивать между собой предметы, явления; − определять последовательности событий; − выявлять закономерности. - использовать различные приемы при решении логических задач; - решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки; - решать математические ребусы; - выполнять проектные работы. Планируемые результаты. Личностные. В процессе обучения у учащихся будут сформированы: − любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; − способность к организации собственной деятельности; − доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; − навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; − умения уважительного отношения к иному мнению; 2 − этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные. Будут сформированы навыки: − анализа предложенных вариантов решения задачи, выбора из них верных; − способности осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; − выбора наиболее эффективного способа решения задачи; − конструирования последовательности «шагов» (алгоритма) решения задачи; − освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; − формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; − осуществления поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные); − овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Предметные. Будут сформированы навыки: − складывание и вычитание многозначных чисел, умножение однозначных, двузначных чисел и соответствующие случаи деления; − правильное выполнение арифметических действий; − умения рассуждать логически грамотно; − знания чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательности; − умения анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); − выделения существенных признаков предметов; − сравнения между собой предметов, явлений; − определения последовательности событий; − выявления закономерностей и проведение аналогий. - решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки; - решать математические ребусы; - выполнять проектные работы. 3 Календарно-тематический план № Дата занятия По факту 1. По плану Наименование раздела Количество часов Раздел 1. Вводная занятие. 6 Содержание деятельности Теоретическая часть 2 Программа и режим работы кружка на новый учебный год. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. 2 Знакомство с материалом из истории развития математики. Практическая часть Тестовые работы Решение занимательных задач, связанные со счётом предметов. Презентация «Как люди научились считать» 2 4 Форма аттестации Конкурс на лучшую презентацию 2. Раздел 2. Занимательная арифметика 12 2 Запись цифр и чисел у других народов. Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Самостоятельная работа 2 Римские цифры. Римская нумерация Составление примеров с римскими цифрами 2 Мы живем в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числамалютки. Решение задач с большими и малыми числами. 2 Приемы быстрого счета. Некоторые приемы быстрого счета. Математический диктант 2 Биография Архимеда. Исторические сведения, вклад в науку 2 Биография Пифагора. Исторические сведения, 5 Создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации вклад в науку. 3. Раздел 3. Занимательные задачи 12 2 4. Раздел 4. Логические задачи Викторина Задачи-шутки Тестирование 2 Решение шуточных задач в форме загадок. Решение заданий на восстановление записей вычислений. 2 Математические ребусы. Конкурс на лучший математический ребус 2 Решение логических Головоломки, задач. шутки 2 Решение текстовых Самостоятельная работа задач арифметическим способом. 2 Решение нестандартных задач. 12 6 Тестирование загадки Задачи, решаемые с конца. 2 2 5. Раздел 5. Разные задачи Круги Эйлера. Биография Леонарда Эйлера Решение сюжетных, текстовых задач методом «с конца». Опрос, решение задач с использованием кругов Эйлера. 2 Решение математических кроссвордов Разгадывание кроссвордов 2 Решение текстовых задач на переливание. Математический диктант 2 Решение текстовых задач на движение. Познавательная викторина 2 Головоломки со спичками Загадки, головоломки Шуточные задачи и загадки. Разгадывание загадок игра- 14 2 2 Старинные задачи, примеры и методы их решения Проверочный тест Решение задач с 2 7 Математический диктант конца. 6. Раздел 6. Геометрические задачи 2 Расшифровка ребусов. Составление ребусов 2 Математические загадки. Загадки, ребусы 2 Решение занимательных задач. Самостоятельная работа 2 Задачи на смекалку. Конкурс на лучшую загадку-смекалку 6 2 Задачи со спичками. Как они решаются. Практическая работа со спичками 2 Задачи на разрезание. Геометрия вокруг нас. Тестовые задания 2 7. Раздел 7. Логика и смекалка Решение геометрических головоломок. Игры, загадки Решение ребусов и логических задач. Разгадывание загадок и ребусов. 8 2 8 8. Итоговое занятие 2 Математические ребусы и загадки. Составление ребусов 2 Веселые вопросы Игра-викторина 2 Устная олимпиада. Вопросы 2 Подведение итогов работы Контрольный тест, защита проектных работ 9 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР Рабочая программа воспитания обучающихся на 2024-2025 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе «В мире математики» Адресат : 9-11 лет Год обучения: 1 год Автор: Коцева Марьяна Мелевна педагог дополнительного образования г. п. Залукокоаже, 2024 год Деятельность объединения «В мире математики » имеет естественнонаучную направленность. Количество обучающихся объединения «В мире математики» составляет___ человек. Из них мальчиков___, девочек___. Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 9 до 11 лет. Формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные. Направления работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, нравственно-эстетическое воспитание, экологическое, работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизма, физическое и трудовое. Цель воспитательной деятельности в творческом объединении: - совершенствование условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях решения общих задач. Воспитание патриотизма и гражданской ответственности, высоких нравственных ценностей учащихся, развитие их интеллектуальных способностей в условиях здоровье сберегающей среды в рамках взаимодействия с семьей и социумом. Задачи: - Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы. - Формировать у обучающихся понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. - Создавать условия для позитивного общения обучающихся в объединении и за его пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях. - Формировать навыки здорового образа жизни, культуру общения и поведения в обществе. - Воспитать любовь к природе, животным. - Воспитать отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; - Создавать систему целенаправленной воспитательной работы с родителями для активного и полезного взаимодействия педагога и семьи. Планируемые результаты: • У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества; • Система воспитательной работы стала более прозрачной, логичной благодаря организации через погружение в «тематические периоды»; такая система ориентирована на реализацию каждого направления воспитательной работы; • Организация занятий в объединениях дополнительного образования направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству; • Повышено профессиональное мастерство педагогов дополнительного образования и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась эффективность воспитательной работы в кружках. • Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытию творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей. 2 Основными формами работы с учащимися являются игры, конкурсы, беседы, интеллектуальные игры, ребусы и кроссворды, презентации. Системообразующие виды деятельности: коллективная творческая (организация КВН, математических боев, бесед, встреч с интересными людьми); -учебно-просветительская (организация экскурсий, лекций, бесед на экологическом материале для учащихся школы); -информационная (оформление информационного стенда). Главными деталями механизма являются формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагога и учащихся. От их правильного выбора во многом зависит успешность педагогического влияния на процесс социального становления учащихся. Работа с родительским составом. Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в учреждении построены на основе свободы выбора. И, как правило, большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Задачи сотрудничества с родителями: 1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося. 2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания. 3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки. 4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. 3 Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год № Направление воспитательной работы Наименование мероприятия 1 Общекультурное направление: Праздничное мероприятие, посвященное Дню государственности КБР и Дню знаний (нравственно патриотическое воспитание). (гражданскопатриотическое воспитание, приобще ние детей к культурному наследию) Срок Ответственный выполнения Планируем ый результат Сентябрь Изучение учащимися истории родного края. Сформиров ать у учащихся такие качества, как долг, ответственн ость, честь, достоинств о, личность. Мероприятия, посвященное Дню адыгов Сентябрь День Конституции. Единый урок «Мы – Россияне!», посвященный Дню Конституции РФ. Декабрь «День защитника отечества». Февраль Коцева М.М. Конкурс поделок и рисунков к 23 февраля. Праздник, посвященный Дню Победы Май Районный конкурс рисунков «Правнуки ветеранов рисуют Победу». Акция «Георгиевская ленточка» Международный день защиты детей 4 Июнь Воспитыват ь любовь и уважение к традициям Отечества. Создание условий для развития у учащихся творческих способносте й. 2 Духовнонравственное направление: Праздник для бабушек и дедушек «День пожилого человека» (нравственноэстетическое воспитание, семейное Единый урок информационной воспитание) безопасности. Всероссийский урок безопасности в сети Интернет. Формирова ние ценностног о отношения к пожилым людям, здоровью и здоровому образу жизни. Октябрь Беседа, посвященная Дню толерантности Ноябрь Принять участие в благотворительной акции «Дари добро!» ко Дню инвалида Декабрь Праздник мам, бабушек «Встреча поколений». Выставка подарков «Дорогим любимым». 3 Октябрь Здоровьесберегающее Месячник здоровья: направление: БДД (физическое 1) Вручение Памяток воспитание и водителям формирование культуры здоровья, «Правилам движения в безопасность жизнедеятельности) Ваших руках» 2) Просмотр видеоматериалов. Пожарная безопасность 1) Обзор стенда «Правила поведения при пожаре». Антитеррористическая безопасность 1) 5 Уважения к правам, свободам и обязанностя м человека. Март Сентябрь Коцева М.М. Формирова ние ценностног о отношения к, здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание ценностног о отношения к безопасност и здоровья и жизни человека. Профилактическая беседа «Терроризм – зло против человечества» Ноябр Декабрь Викторина «Здоровья» Профилактическая беседа с детьми «Пиротехника и последствия шалости с пиротехникой». Январь Познавательная игра «Мы за здоровый образ жизни» 4 Экологическое воспитание Акция «Покормите птиц зимой!» Ноябрьмарт Месячник охраны окружающей среды Апрель Викторина «Знатоки природы» 6 Коцева М.М. Формирова ть правильное отношение к окружающе й среде.