МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МКУ ДО «РЦДО» Протокол от «25» июня 2024 г. №4 Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерицы» Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Срок реализации: 1год, 72 часа Адресат программы: 8-12 лет Форма обучения: очная Автор: Кумышева Назират Назировна педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже 2024 l. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Направленность программы:художественная Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Нормативную правовую основу настоящей дополнительной общеразвивающей программы составляют следующие документы: • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» • Национальный проект «Образование». • Конвенция ООН о правах ребенка. • Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». • Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». • Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». • Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом необходимой помощи». • Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». • Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». • Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам». • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». • Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»). • Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). • Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными 2 возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»). • Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). • Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». • Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании». • Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике». • Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». • Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР». • Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896 «Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные)». • Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324 «Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ». • Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района; Актуальность программы «Мастерицы» обуславливается социальным заказом детей и родителей на программы, направленные на раскрытие истоков народного творчества, формирование представлений о народном мастере, как творческой личности, выявление и развитие художественно-творческой активности детей в процессе изучения разных направлений декоративно-прикладного искусства. Успехи в декоративно-прикладном искусстве рождают у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества во всем. Новизна программы состоит в том, что данная программа создает для обучающих перспективу их творческого роста, личностного развития. Расширение и углубление содержания по основам декоративно-прикладного искусства, а также широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности. 3 Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. - опора на личностно-ориентированный подход в образовании и игровые технологии; - концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка; - личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника; - учёт особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она пробуждает интерес к декоративно-прикладному искусству, способствует овладению теоретическим знаниям и практическим навыкам работы с различными материалами в различных техниках рукоделия и направлена на воспитание художественно-эстетического вкуса, развивает творческую активную деятельность, содействует формированию всестороннего развития личности. Для реализации программы используются различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, практические упражнения. В обучении используются разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождается учебной демонстрацией, а целью практических упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому, эстетическому воспитанию, творческой активности, развивает художественный вкус и формирует интерес к декоративно- прикладному творчеству. Занятия декоративно-прикладным искусством позволяют более активно использовать возможность создавать своими руками уникальные произведения, которые подчеркнут индивидуальность и помогут с пользой реализовать свой творческий потенциал.В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи: - формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, и одежде Адресат: программа рассчитана на разновозрастной состав. В объединении могут заниматься дети с 8 до 12 лет, желающие научиться декоративно-прикладному мастерству. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Срок реализации: 1 год, 72ч. Режим занятий: 2 часа в неделю (1 раз по 2 часа). Наполняемость группы: 13-15 человек. Форма обучения: очная Организационная форма деятельности обучающихся: занятия кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии декоративно-прикладного искусства, цикл познавательных бесед о творчестве, мастеров рукоделия, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации воспитанников. 4 Практическая часть работы направлена на получение навыков декоративно-прикладного мастерства. Цель программы: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Задачи программы: Личностные задачи: - создать условия для самореализации в самостоятельной творческой деятельности; - активизировать познавательный интерес; - воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; - воспитывать в ребенке готовность к творчеству. - дать возможность полноценно реализовать свои способности и самовыразится в своих творческих работах; - формировать эстетический вкус. Предметные задачи: - познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества; - формировать положительную мотивацию к декоративно-прикладному искусству; - раскрыть истоки народного творчества; - развить воображение; - способствовать овладению навыков ручного труда; - развить мелкую моторику рук; - планировать свои действия на отдельных этапах работы над изделием; - формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощь эскиза, объемных форм; - формировать и закреплять интерес к декоративно-прикладному искусству, используя различные виды декоративно прикладного творчества. познакомить с различными техниками декоративно- прикладного искусства; - развить художественно- творческую активность; -совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности. Метапредметные задачи: - научить понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом; - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; - закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации; - научить понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - приобретение навыков учебно- исследовательской работы; - научить работать в группе, учитывая мнение окружающих; - научить обращаться за помощью и формулировать свои затруднения; - научить осуществлять взаимный контроль; - научить адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - предлагать помощь и сотрудничество; - научить включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность. 5 Учебный план Количество часов № п/п Названия раздела, темы Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика 1 Вводное занятие. Т.Б. на занятиях 2 2 2 Оригами 6 2 4 3 Мозаика 6 1 5 3.1 Материалы и инструменты. Техника выполнения 2 1 1 беседа, презентации, творческие задания 3.2 Контурная мозаика с использованием бумаги 4 4 демонстрация моделей, готовое изделие 4 Аппликация 18 1 17 4.1. Материалы и инструменты 2 1 1 беседа, презентации, творческие задания 4.2 Вырезание и аппликация 4 4 творческая работа 4.3. Симметричное вырезание 2 2 творческая работа 4.4 Аппликация из бумаги 6 6 демонстрация моделей, готовое изделие 4.5. Аппликация из ткани 4 4 демонстрация моделей, готовое изделие 5 Моделирование и конструирование 14 1 13 5.1 Материалы и инструменты. Техника выполнения 2 1 1 беседа, презентации, творческие задания 5.2 Выполнение поделки из коробки 6 6 творческая работа 5.3 Коллективное конструирование 6 6 творческая работа, демонстрация моделей 6 Лепка 14 3 11 6.1. Материалы и инструменты. Техника выполнения 2 1 1 6 беседа творческие задания, демонстрация моделей, опрос, готовое изделие беседа, презентации, творческие задания 6.2. Пластилин. «Рисуем» жгутиками и спиралью. Техника выполнения 6 1 5 творческая работа, демонстрация моделей 6.3. Пластилиновые фигурки. Техника выполнения 6 1 5 творческая работа, демонстрация моделей 7 Художественное конструирование из природного материала 10 2 8 7.1 Материалы и инструменты. Заготовка природного материала 2 2 7.2 Мозайка из семян 4 4 творческая работа 7.3 Поделки из природного материала 4 4 творческая работа, демонстрация моделей 8 Итоговое занятие 2 2 Выставка работ «Моё творчество» Всего 72 12 беседа, презентации, творческие задания 60 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Раздел 1. Вводное занятие (2ч) Теория: Организационная работа, введение в программу, предмет и содержание курса. Вводный инструктаж по технике безопасности (ТБ). Раздел 2. Оригами( 6 ч) Теория: Изготовление фигурок из бумаги. Сложение листов бумаги вдвое, вчетверо. Базовые формы сложения и условные обозначения. Практика: Работа с бумагой, сложить фигурки «Лодочка», «Уточка», «Самолет» и другие схемы. Раздел 3. Мозаика( 6ч) 3.1 Теория: Что такое мозаика. Материалы и инструменты. Правила работы ТБ. Техника выполнения. Рассматривание картин выполненных мозаикой. 3.2 Контурная мозаика Практика: Практическая работа. Выбор рисунка для мозаики. Подбор материала по цвету, размеру, форме. Техника выполнения мозаики. Поэтапное выполнение работы. Оформление. Раздел 4. Аппликация (18ч) 4.1 Материалы и инструменты. Теория: Знакомство с новым материалом. Один из древнейших декоративно- прикладных способов изображения путем соединения отдельных деталей с фоном. 4.2 Вырезание и аппликация. Практика: Закрепление навыков работ с основными и вспомогательными материалами, инструментами и материалами. Практическая работа. 4.3 Симметричное вырезание. Теория: Как правильно разметить и сложить бумагу для симметричного вырезания. 7 Практика: Практическая работа: Закрепление навыков работ. Обведи детали по шаблону и вырежи. Сложи лист бумаги по намеченным линиям. Нарисуй или переведи по шаблону половинку фигуры. Вырезание из бумаги сложенной «гармошкой». 4.4 Аппликация из бумаги. Теория: Этапы выполнения аппликации. Практика: Закрепления навыков. Практическая работа. Аппликация «Морские рыбки», «Цветы». Возможны другие варианты. 4.5 Аппликация из ткани. Теория: Сведения о тканях. Ткани для работы. Инструменты и материалы для работы. Какой может быть аппликация: предметной-состоящая из отдельных изображений (лист, дом …); сюжетной-отражающей действие, событие (восход солнца, полет птицы, …); декоративнойвключающей орнамент, узоры, которыми можно украсить различные предметы. Техника выполнения. Цветовая гамма. Практика. Практическая работа. Закрепление навыков работ. Аппликация «Веселая птичка», «Жираф», «На лесной полянке», «Цветочные фантазии» Самостоятельный выбор сюжета вида аппликации. 5. Моделирование и конструирование (14ч) 5.1 Материалы и инструменты. Теория: Основные материалы и инструменты. Т.Б. при работе. Обыкновенные коробочки разных размеров, клей, цветная бумага, кисточки, краски, фломастеры и ножницы. Техника выполнения. Практика: показ- посмотри, как правильно можно обклеить коробку бумагой. Закрепления навыков работ. 5.2 Выполни поделку из коробки. Практика. Практическая работа по изготовлению поделки из коробки: серия «Домашние животные», «Домик», «Машина». Возможны другие варианты поделок. 5.3 Коллективное конструирование. Коллективная работа. Изготовление «Веселый паровоз». Продолжение изготовления коллективной работы. Практика: Практическая работа по изготовлению поделки из коробки: серия «Домашние животные», «Домик», «Машина». Возможны другие варианты поделок.Раздел 6. Лепка (14ч) 6.1 Материалы и инструменты. Теория: Пластические материалы. Какие инструменты используем при работе. Техника выполнения. 6.2 Пластилин «Рисуем жгутиками и спиралью». Практика: Как разделить материал на части? Научись раскатывать разные жгутики. Отрабатываем навыки работы. Выполни рисунок жгутиками на плотной основе. Подбор эскиза: «Пчела», «Бабочка», «Цветы» и другие. Лепка. 6.3 Пластилиновые фигурки. Теория: Техника выполнения изделий. Практика: Последовательность выполнения фигурки. Закрепления навыков работы с пластилином. Лепка фигурок. Самостоятельная работа лепка фигурки на свой выбор. Раздел 7.Художественное конструирование из природного материала (10ч) 7.1 Материалы и инструменты. Теория: Природный материал. Сборка и заготовка природного материала. Обработка и сушка природного материала. 7.2 Мозайка из семян. Теория: Какие материалы и инструменты нам нужны для работы. Что такое мозаика. Правила работы ТБ. Техника выполнения. Рассматривание картин выполненных мозаикой. 8 Практика: Практическая работа. Выбор рисунка для мозаики. Подбор материала по цвету, размеру, форме. (семена: различных растений).Техника выполнения мозаики. Изготовление основы для будущего изделия. Поэтапное выполнение работы. Оформление. Раздел 8. Итоговое занятие.(2ч) Выставка работ «Моё творчество». Планируемые результаты Личностные: - созданы условия для самореализации воспитанников в самостоятельной творческой деятельности; - активизирован познавательный интерес; - воспитаны доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; - развито умение употребить свои способности и самовыразится в своих творческих работах; - сформирован эстетический вкус. Предметные: - ознакомлены с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества; - сформирована положительная мотивация к декоративно-прикладному искусству; - раскрыты истоки народного творчества; - развито воображение; - умение навыкам ручного труда; - развита мелкая моторика рук; - сформировано образное, пространственное мышление и умение выражать свою мысль с помощь эскиза, объемных форм; - сформирован и закреплен интерес к декоративно-прикладному искусству, используя различные виды декоративно-прикладного творчества. - ознакомленыс различными техниками декоративно- прикладного искусства; - развита художественно- творческая активность; -умение совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности. Метапредметные: - понимать и разбирать учебные задачи, сформулированные педагогом; - понимание и умение применять полученную информацию при выполнении заданий; - приобретут навыки учебно- исследовательской работы; - уметь работать в группе, учитывая мнение окружающих; - уметь обращаться за помощью и формулировать свои затруднения; - уметь осуществлять взаимный контроль; - уметь включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность. 9 Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий Календарный учебный график Год обучения Дата начала Дата учебного окончания года учебного года Первый год 01.09. 31.05. обучения(стартовый) Количество учебных недель Количество учебных часов в год Режим занятий 36 72 2 часа неделю раз по часа). в (1 2 Условия реализации программы Программа реализуется на базе МКОУ «СОШ» № 1 с.п. Каменомостское. Кабинет, соответствуюет требованиям СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, мебель, соответствующая возрастным особенностям детей); Кадровое обеспечение Педагоги, организующие образовательный процесс по дополнительной общеразвивающей программе «Мастерицы» должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Требования к квалификации и стажу работы не предъявляются. Материально-техническое обеспечение Перечень материалов, необходимых для реализации программы: бумага (белая и цветная), бумага различных видов (гофрированная и т.д.), бумажные салфетки, картон, пряжа (разных видов), нитки (разных видов), ткань (разных видов), вискозные салфетки, атласные ленты, пуговки, бисер, бусинки, стеклярус (разных размеров), пайетки, природный материал, проволока, вата, синтепон, краски, карандаши, дополнительный материал. Инструменты и приспособления, необходимых для работы: ножницы, крючки (№: 1, 2, 3, 4, 5…..), иглы, булавки портновские, линейка, сантиметровая лента, простые карандаши, мел, деревянные палочки, кусачки, шило. Учебно-методическое и дидактическое обеспечение Пути и методы изучения дополнительной общеразвивающей программы «Мастерицы» разнообразны. Комплекс используемых педагогом и учащимися приёмов и методов зависит, естественно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы. Методы работы по видам деятельности: - объяснительно-иллюстративный - применяется устное слово, а также наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия, направлен на получение новых знаний; 10 - репродуктивный - применяется на практической части занятия - педагог показывает, обучающийся старается повторить, направлен на развитие практических навыков; - методпроблемногоизложенияприменяетсяпривыполнениимини-творческих проектов; По источникам информации: - словесный - объяснение, инструкция, беседа; - демонстрационный – применяются рисунки, простые схемы, рисунки, иллюстрации, демонстрация дидактических и наглядных пособий, фотографии с описанием выполнения работы того или иного вида прикладного творчества, образцы сувениров; - практический - основан на практической деятельности учащихся, формирует практические умения и навыки. Техническое оснащение занятий, дидактический материал: - инструкционные карты и схемы технологических приемов лепки; - образцы изделий; - альбом фоторабот; - шаблоны; - репродукции; - карточки; - открытки; - книжные иллюстрации; - диски с музыкой; - наглядное пособие - «Фотографии работ» - схемы, иллюстрации книг, фотографии и др. Интернет ресурсы: - http://stranamasterov.ru - www.dop-obrazowanie.narod.ru Методические разработки: - игровые методики; - методики педагогической диагностики детского коллектива. Компьютерные презентации: - презентация «Творческие работы». Формы аттестации/контроля Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной общеразвивающей программе «Мастерицы» применяются разные виды контроля: Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности. Итоговый контроль – проводится в конце учебного года (май) в виде итоговой выставки. Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является выставка. Оценочные материалы представлены в виде: иллюстративный и демонстрационный материал: - иллюстративный материал к теме «Аппликация»; - иллюстрации, репродукции к темам по истории декоративно-прикладного искусства; - таблицы, различные схемы, шаблоны, эскизы, схемы «Оригами», «Лепка», «Конструирование». 11 раздаточный материал: - карточки с упражнениями по теме «Оригами» и др.; - вспомогательные таблицы; - схемы для вязания, вышивания, бисероплетения и др.; Формы контроля для проверки освоения программы:творческие задания, кроссворды, викторины, конкурс, зачет, демонстрация моделей, опрос, готовое изделие, выставка и др. Критерии оценки теоретической и практической подготовки обучающегося Формой отчётности по педагогической диагностике является диагностическая карта. На протяжении процесса обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность детей самостоятельно выполнить практические задания. Работы воспитанников оцениваются педагогом по соответственно поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения Показателем результативности освоения программы выступает динамика продвижения ребенка в личностном развитии, овладении ЗУН и творческом самовыражении, которые фиксируются педагогом: - взаимоконтроль, самоконтроль; - наблюдение; - тестирование; - выставка творческих работ. Мониторинг образовательных результатов Для изучения результативности реализации программы предлагается систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка. Показатели критериев определяются тремя уровнями: − высокий (В) - 3 балла; − средний (С) - 2 балла; − низкий (Н) - 1 балл. 1. Сформированность умений и навыков Высокий (3 балла): владеет техническими умениями и навыками, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик). Средний (2 балла): выполняет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты. Низкий (1 балл): слабо сформированы технические умения, при использовании инструментов испытывает затруднения. 2. Глубина и широта знаний по содержанию программы Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название, определения…), свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом. Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу. Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения. 3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности. Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы. 12 Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога. 4. Разнообразие творческих достижений Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города. Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения. Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка. 5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики. Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание. Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание. Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное. 13 Список литературы для педагога: 1. Бабкова О.В. Энциклопедия вязания / Под. ред. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 576 с.: ил. 2. Балашова М. Я., Семенова Ю. П., Тарелко В. Н. Узоры вязания крючком // Каталог. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с. 3. Дубовицкая Е.Г. Увлекательные поделки из спичек// Изд. 6-ое.-Ростов н/Д, «Феникс», 2011.121ст. 4. Зайцева А.А./ Искусство квилинга/- М.: Эксмо, 2013.- 64 с.: ил – (Азбука рукоделия) 5. Зайцева А.А./Объемный квилинг/- М.: Эксмо, 2013.- 62 с. 6. Крехова И.А. /Вязаные игрушки/- М.: Астрель: Полиграф. издат; СПб.: Сова, 2011.- 32 с. 7. Кромптон Клэр. / Деревенская коллекция /пер. с англ. Нелепина Д.А. - М.: ЗАО «Мир книги», 2012.- 96 с.: ил. (Серия «Вышивка крестом»). Список литературы для обучающихся: 1.Зайцева А., Т. Посник. /Оригинальные сумочки и другие аксессуары, связанные крючком /М.: Эксмо, 2012.- 72 с.:- (Азбука рукоделия). 2. Зайцев В.Б. / Мозаика /- М.: РИПОЛ классик, 2012. – 16 с.: ил. – (Детское творчество) 3. Зайцев В.Б. / Гербарий /- М.: РИПОЛ классик, 2011. – 16 с.: ил. – (Детское творчество) 4. Зайцев В.Б. / Мягкая игрушка /- М.: РИПОЛ классик, 2012. – 16 с.: ил. – (Детское творчество) 5. Пластилиновые фигурки животных./-М.: Эксмо; Донецк: СКИФ,2011.-64.: ил. (Азбука рукоделия). Интернет-ресурсы: http://www.liveinternet.ru http://www.paper-art.ru/pages/kvilling/texnika.php http://moikompas.ru/compas/quilling http://www.kvilling.ru/index.php/kvilling/osnovy-tekhniki http://mastera-rukodeliya.ru/kvilling/1135-osnovy-kvillinga.html http://stranamasterov.ru 14 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МКУ ДО «РЦДО» Протокол от «25» июня 2024 г. №4 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «Мастерицы» Уровень программы: стартовый Срок реализации: 1год, 72 часа Адресат программы: 8-12 лет Форма обучения: очная Автор: Кумышева Назират Назировна педагог дополнительного образования г.п.Залукокоаже 2024г. 15 Цель программы: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Задачи программы: Личностные задачи: - создать условия для самореализации в самостоятельной творческой деятельности; - активизировать познавательный интерес; - воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; - воспитывать в ребенке готовность к творчеству. - дать возможность полноценно реализовать свои способности и самовыразится в своих творческих работах; - формировать эстетический вкус. Предметные задачи: - познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества; - формировать положительную мотивацию к декоративно-прикладному искусству; - раскрыть истоки народного творчества; - развить воображение; - способствовать овладению навыков ручного труда; - развить мелкую моторику рук; - планировать свои действия на отдельных этапах работы над изделием; - формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощь эскиза, объемных форм; - формировать и закреплять интерес к декоративно-прикладному искусству, используя различные виды декоративно прикладного творчества. познакомить с различными техниками декоративно- прикладного искусства; - развить художественно- творческую активность; -совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности. Метапредметные задачи: - научить понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом; - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; - закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации; - научить понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - приобретение навыков учебно- исследовательской работы; - научить работать в группе, учитывая мнение окружающих; - научить обращаться за помощью и формулировать свои затруднения; - научить осуществлять взаимный контроль; - научить адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - предлагать помощь и сотрудничество; - научить включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность. Планируемые результаты Личностные: - созданы условия для самореализации воспитанников в самостоятельной творческой деятельности; - активизирован познавательный интерес; - воспитаны доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; - развито умение употребить свои способности и самовыразится в своих творческих работах; 16 - сформирован эстетический вкус. Предметные: - ознакомлены с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества; - сформирована положительная мотивация к декоративно-прикладному искусству; - раскрыты истоки народного творчества; - развито воображение; - умение навыкам ручного труда; - развита мелкая моторика рук; - сформировано образное, пространственное мышление и умение выражать свою мысль с помощь эскиза, объемных форм; - сформирован и закреплен интерес к декоративно-прикладному искусству, используя различные виды декоративно-прикладного творчества. - ознакомленыс различными техниками декоративно- прикладного искусства; - развита художественно- творческая активность; -умение совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности. Метапредметные: - понимать и разбирать учебные задачи, сформулированные педагогом; - понимание и умение применять полученную информацию при выполнении заданий; - приобретут навыки учебно- исследовательской работы; - уметь работать в группе, учитывая мнение окружающих; - уметь обращаться за помощью и формулировать свои затруднения; - уметь осуществлять взаимный контроль; - уметь включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность. 17 Календарно-тематическое планирование Дата занятия № п/п Названия раздела, темы по плану по факту Кол-во часов Всего Содержание деятельности Теория Формы аттестации Практика 1 Вводное занятие. Т.Б. на занятиях 2 Организационная работа, введение в программу, предмет и содержание курса. Вводный инструктаж по технике безопасности (ТБ). 2 Оригами 6 Изготовление фигурок из бумаги. Сложение листов бумаги вдвое, вчетверо. Базовые формы сложения и условные обозначения. 3 Мозаика 6 3.1 Материалы и инструменты. Техника выполнения 2 3.2 Контурная мозаика с использованием бумаги 4 1 беседа Работа с бумагой, сложить фигурки «Лодочка», «Уточка», «Самолет» и другие схемы. творческие задания, демонстрация моделей, опрос, готовое изделие 5 Что такое мозаика. Материалы Практическая работа. и инструменты. Правила работы Выбор рисунка для ТБ. Техника выполнения. мозаики. Рассматривание картин выполненных мозаикой. Подбор материала по цвету, размеру, форме. Техника выполнения мозаики. Поэтапное выполнение работы. Оформление. 1 беседа, презентации, творческие задания демонстрация моделей, готовое изделие 4 Аппликация 18 1 17 4.1. Материалы и инструменты 2 Основные материалы и инструменты. Т.Б. при работе. Обыкновенные коробочки разных размеров, клей, цветная бумага, кисточки, краски, фломастеры и ножницы. Техника выполнения. Закрепление навыков работ с основными и вспомогательными материалами, инструментами и материалами. Практическая работа. 4.2 Вырезание и аппликация 4 Закрепление навыков работ творческая с основными и работа вспомогательными материалами, инструментами и материалами. Практическая работа. 4.3. Симметричное вырезание 2 Закрепления Практическая Аппликация рыбки», Возможны варианты. 4.4 Аппликация из бумаги 6 Сведения о тканях. Ткани для работы. Инструменты и материалы для работы. Какой может быть аппликация: предметнойсостоящая из отдельных 2 беседа, презентации, творческие задания навыков. творческая работа. работа «Морские «Цветы». другие демонстрация моделей, готовое изделие изображений (лист, дом …); сюжетной-отражающей действие, событие (восход солнца, полет птицы, …); декоративнойвключающей орнамент, узоры, которыми можно украсить различные предметы. Техника выполнения. Цветовая гамма. 4.5. Аппликация из ткани 4 Практическая работа. Закрепление навыков работ. Аппликация «Веселая птичка», «Жираф», «На лесной полянке», «Цветочные фантазии» Самостоятельный выбор сюжета вида аппликации. 5 Моделирование и конструирование 14 1 13 5.1 Материалы и инструменты. Техника выполнения 2 Основные материалы и инструменты. Т.Б. при работе. Обыкновенные коробочки разных размеров, клей, цветная бумага, кисточки, краски, фломастеры и ножницы. Техника выполнения. Показпосмотри, как правильно можно обклеить коробку бумагой. Закрепления навыков работ. 3 демонстрация моделей, готовое изделие беседа, презентации, творческие задания 5.2 Выполнение поделки из коробки 6 Практическая работа творческая по изготовлению поделки работа из коробки: серия «Домашние животные», «Домик», «Машина». Возможны другие варианты поделок. 5.3 Коллективное конструирование 6 Практическая работа по изготовлению поделки из коробки: серия «Домашние животные», «Домик», «Машина». Возможны другие варианты поделок. 6 Лепка 14 6.1. Материалы и инструменты. Техника выполнения 2 6.2. Пластилин. «Рисуем» жгутиками и спиралью. Техника выполнения 6 3 творческая работа, демонстрация моделей 11 Как разделить материал на беседа, части?. презентации, творческие задания Пластические материалы. Какие инструменты используем при работе. Техника выполнения. 4 Научись раскатывать разные жгутики. Отрабатываем навыки работы. Выполни рисунок жгутиками на плотной основе. Подбор эскиза: «Пчела», «Бабочка», творческая работа, демонстрация моделей «Цветы» и другие. Лепка 6.3. Пластилиновые фигурки. Техника выполнения 6 Техника выполнения изделий. Последовательность выполнения фигурки. Закрепления навыков работы с пластилином. Лепка фигурок. Самостоятельная работа лепка фигурки на свой выбор. 7 Художественное конструирование из природного материала 10 2 8 7.1 Материалы и инструменты. Заготовка природного материала 2 Природный материал. Сборка и заготовка природного материала. Обработка и сушка природного материала. Какие материалы и инструменты нам нужны для работы. Что такое мозаика. Правила работы ТБ. Техника выполнения. Рассматривание картин выполненных мозаикой. 2 7.2 Мозайка из семян 4 5 творческая работа, демонстрация моделей Техника выполнения мозаики. Изготовление основы для будущего изделия. Поэтапное выполнение работы. Оформление беседа, презентации, творческие задания Техника выполнения мозаики. Изготовление основы для будущего изделия. Поэтапное выполнение работы. творческая работа Оформление 7.3 Поделки из природного материала 4 8 Итоговое занятие 2 Всего Техника выполнения мозаики. Изготовление основы для будущего изделия. Поэтапное выполнение работы. Оформление Выставка работ творчество». 72 12 6 60 творческая работа, демонстрация моделей «Моё Выставка работ «Моё творчество» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МКУ ДО «РЦДО» Протокол от «25» июня 2024 г. №4 ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «Мастерицы» Уровень программы: стартовый Адресат: 8-12 лет Год обучения:1 год обучения,72 час Автор-составитель: Кумышева Н.Н.- педагог дополнительного образования г.п.Залукококаже 2024 год 1 Деятельность объединения «Рукодельница» имеет художественную направленность. Количество обучающихся объединения составляет __ человек. Из них мальчиков – ___, девочек – ___ Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 8 до 12 лет. Формы работы: индивидуальные и групповые. Направления работы • Гражданско-патриотическое воспитание. • Идеологическое воспитание. • Духовно-нравственное воспитание. • Работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизма • Эстетическое воспитание. • Воспитание культуры здорового образа жизни. • Трудовое и профессиональное воспитание. • Экологическое воспитание. Цель воспитательной работы: Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе. Воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой духовно-нравственной личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Задачи воспитательной работы: Использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях. Направленность: естественно-научная Формы работы: очная, дистанционная (общение в родительских чатах). Планируемые результаты Приоритетные направления в организации воспитательной работы Гражданско-патриотическое формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа. Духовно – нравственное Духовно-нравственное воспитание формирует ценностные представления о морали, об основных понятиях этики, о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Спортивно-оздоровительное Физическое воспитание содействует здоровому образу жизни. Трудовое Трудовое и профориентационное воспитание формирует знания, выявляет творческие способности и профессиональные направления обучающихся. Воспитание познавательных интересов Воспитание познавательных интересов формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности 2 Календарно-тематический план воспитательной работы творческого объединения «Мастерицы» на 2024-2025 учебный год № Направление воспитательной работы Гражданскопатриотическое воспитание Наименование мероприятия Срок выполнения Ответственный Планируемый результат 1. «Моя КабардиноБалкария» - ко Дню государственности КБР и Дню знаний. 2. Ко Дню адыгов «Адыги. История и современность». 3. День солидарности в борьбе с терроризмом сентябрь Кумышева Н.Н 2 Духовнонравственное Литературный монтаж «Учителям октябрь посвящается». Воспитание сознательной любви к Родине, к истории становления КабардиноБалкарии. Экскурсия в музей Сформировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. Воспитание уважения к личности учителя и понимания значимости этой профессии. 3. Экологическое 1.«Чистый мир» ноябрь Кумышева Н.Н акция. 2. Акция «Покорми ноябрь-апрель птиц зимой!» Международный День синиц. Развитие чувства ответственности за природосбережени е 4. Духовнонравственное 1.«Славим возраст золотой» -подарки своими руками. 1 5. Духовнонравственное 6. Эстетическое 2.«Мамочка любимая моя!»-акция. Ко Дню матери «Мы вместе!» чтения, ко Дню людей ограниченными возможностями. «Письмо Деду Кумышева Н.Н декабрь Кумышева Н.Н Воспитание уважения к старшему поколению. декабрь Кумышева Н.Н Воспитание сострадания и ответственности. декабрь Кумышева Н.Н Воспитание 3 Морозу» - акция добропорядочных чувств детей. 7. Здоровьесберега ющие программы Турнир эрудитов «Будь здоров!». январь Кумышева Н.Н Понимание здорового образа жизни. 8. Гражданскопатриотическое воспитание. февраль Кумышева Н.Н 9. Эстетическое «Подвигом славны твои земляки». Беседа ко Дню защитников Отечества. «Весенний букет» праздничная выставка к 8 марта. март Кумышева Н.Н Воспитание патриотизма, Значимость праздника. Воспитание уважения к женщинам. 10 Исследовательск ое «Звездный час» -ко Дню Космонавтики апрель Кумышева Н.Н 11 Гражданскопатриотическое воспитание «Их подвиг май бессмертен!» - ко Дню Победы. .Кумышева Н.Н 12 Экологическое «День Солнца» акция май .Кумышева Н.Н 13. Здоровьесберега ющие програмы «Лето, солнце, сто фантазий». - игровая программа. май-июнь Кумышева Н.Н Воспитание чувства гордости за успехи страны и науки. Воспитание патриотизма, Значимость праздника. Воспитание нравственности и понимания красоты. Программа Каникулы. Здоровье и красота. Работа с родителями Приоритетными направлениями в работе с родителями учащихся творческого объединения стали следующие: -формирование у учащихся интереса к жизни, культуре, человеку как сложному, уникальному, неповторимому созданию; -поддержка физического здоровья учащихся; -познавательная сфера жизни учащихся; -семейное воспитание; -психолого-педагогическое просвещение; -повышение психолого-педагогических знаний родителей; -вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; -укрепление связей между педагогическим коллективом и семьей; -привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. 4 Календарно-тематический план работы с родителями творческого объединения «Мастерицы» на 2024-2025 учебный год № Направление воспитательной работы Гражданскопатриотическое воспитание. Наименование мероприятия 2. Организация совместной деятельности. 3. Консультации для родителей. 1 Срок выполнени я Сентябрь ответственны й Планируемый результат Кумышева Н.Н Понимание необходимости совместного воспитание у детей сознательной любви к Родине, к истории. Помощь при организации и проведении мероприятий. В течении учебного года. Кумышева Н.Н Родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательнообразовательного процесса. «Педагог – ребёнок родители». Беседа. Май Установочное родительское собрание совместно со школой. Кумышева Н.Н 5 Подведение итогов и ознакомление родителей с итогами обучения по программе.