МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МКУ ДО «РЦДО» Протокол от «25» июня 2024 г. №4 Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «РУКОДЕЛЬНИЦА» Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Срок реализации: 1год, 72 часа Адресат программы: 13-17 лет Форма обучения: очная Автор: Кумышева Назират Назировна педагог дополнительного образования г.п.Залукокоаже 2024г. 0 l. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Направленность программы: художественная Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа: • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). • Национальный проект «Образование». • Конвенция ООН о правах ребенка. • Приоритетный проект от 30.11.2016 г. №11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. • Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями). • Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). • Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». • Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». • Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». • Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». • Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»). 1 • Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». • Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями, по независимой оценке, качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). • Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). • Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». • Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об образовании». • Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике». • Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». • Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике». • Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеразвивающих программ»). • Постановление от 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей в Зольском муниципальном районе». • 28. Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района; Актуальность. Программа «Рукодельница» обуславливается социальным заказом детей и родителей на программы, направленные на раскрытие истоков народного творчества, формирование представлений о народном мастере, как творческой личности, выявление и развитие художественно-творческой активности детей в процессе изучения разных направлений декоративно-прикладного искусства. Успехи в декоративно-прикладном искусстве рождают у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества во всем. Новизна программы состоит в том, что данная программа создает для обучающих перспективу их творческого роста, личностного развития. Расширение и углубление содержания по основам декоративно-прикладного искусства, а также широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности. 2 Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Отличительной особенностью программы является комплексное и гармоничноравноправное изучение, понимание и применение в современной жизни четырех основных видов рукоделия: бисероплетения, вышивки, шитья, вязания – дошедших до нас из глубины веков. Приобщение к различным видам народного творчества формирует у обучающихся основу целостного эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей и позволяет овладению практическим приемам и навыкам ручного труда. Данная программа дает полное представление о декоративно – прикладном творчестве как об искусстве, его роли в жизни человека; расширяет вариативность применения различных техник в декорировании предметов быта, аксессуарах, дизайне интерьеров; углубляет знания о природе и искусстве; организует художественно - творческую деятельность обучающегося направленную на преображение окружающего мира. В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи: 1. Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, и одежде и т.п. 2. Опора на личностно-ориентированный подход в образовании и игровые технологии. 3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка. 4. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника. 5. Учёт особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она пробуждает интерес к декоративно-прикладному искусству, способствует овладению теоретическим знаниям и практическим навыкам работы с различными материалами в различных техниках рукоделия и направлена на воспитание художественно-эстетического вкуса, развивает творческую активную деятельность, содействует формированию всестороннего развития личности. Для реализации программы используются различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, практические упражнения. В обучении используются разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождается учебной демонстрацией, а целью практических упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому, эстетическому воспитанию, творческой активности, развивает художественный вкус и формирует интерес к декоративно- прикладному творчеству. Занятия декоративно-прикладным искусством позволяют более активно использовать возможность создавать своими руками уникальные произведения, которые подчеркнут индивидуальность и помогут с пользой реализовать свой творческий потенциал. Адресат:программа «Рукодельница» рассчитана на разновозрастной состав. В объединении могут заниматься дети с 13 до 17 лет, желающие научиться декоративноприкладному мастерству. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Срок реализации: 1 год, 72ч. Режим занятий:2 часа в неделю (1 раз по 2 часа). Наполняемость группы:13-15 человек. Форма обучения:очная Организационная форма деятельности обучающихся: занятия кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии декоративно3 прикладного искусства, цикл познавательных бесед о творчестве, мастеров рукоделия, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации воспитанников. Практическая часть работы направлена на получение навыков декоративно-прикладного мастерства. Темы по разделам:«Золотое шитьё», «Бисероплетение» «Вязание крючком», «ПоделкиСамоделки» даёт педагогу возможность вариативно выстраивать работу с детьми. Цель программы:формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство. Задачи программы: Личностные задачи: - приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; - побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности); - развить способности внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения; воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности; - воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию. - развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. Предметные задачи: - познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества; - научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; - обучать технологиям разных видов рукоделия; - развивать воображение; - развить образное, пространственное мышление, мелкую моторику рук, глазомер. - воспитать художественно - эстетический вкус, терпение, трудолюбие Метапредметные задачи: - научить понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом; - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; - научить понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - научить работать в группе, учитывая мнение окружающих; - научить обращаться за помощью и формулировать свои затруднения; - научить осуществлять взаимный контроль; - научить включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность. 4 Учебный план Формы аттестации/контрол я Практик а Количество часов № п/п Названия раздела, темы Всего Теория 1 Вводное занятие. Т.Б. на занятиях 2 2 - 2 Раздел 2 Учимся шить и вышивать. 34 5 29 2.1 Материалы и инструменты 2 2 - презентации, творческие задания 2.2 Виды тканей и швов и техника выполнения ручных швов 4 1 3 демонстрация моделей, готовое изделие 2.3 Пришивание пуговиц. Аппликация «Цветы» 4 - 4 демонстрация моделей, готовое изделие 2.4. Вышивание 6 - 6 практические занятия 2.5. История игрушки. Изготовление игрушки 2 2 - презентации, творческие задания 2.6. Изготовление набивных игрушек 10 - 10 творческая работа 2.7. Изготовление полумягкой игрушки 6 - 6 творческая работа 10 2 8 3 Раздел 3. Бисероплетение 3.1 История бисероплетения 2 2 - презентации, творческие задания 3.2 Техника параллельного плетения и плетение по схеме. 8 - 8 демонстрация моделей, готовое изделие Раздел 4 .Вязание крючком 12 3 9 4 4.1 Основные материалы и инструменты 2 1 1 презентации, творческие задания 4.2 Петли 4 1 3 творческая работа, демонстрация моделей 4.3 Вязание столбиком 6 1 5 практическая работа 5 Раздел 5. Поделки-самоделки 12 1 11 5.1 Поделки 6 - 6 5 презентации, творческие задания, демонстрация моделей 5.2 Конструирование 4 - 4 творческая работа, демонстрация моделей 5.3 Творческие проекты 2 1 1 творческая работа, демонстрация моделей 6 Итоговое занятие 2 - 2 Выставка работ «Моё творчество» 72 13 59 Всего СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Раздел 1. Вводное занятие Теория: Организационная работа, введение в программу, предмет и содержание курса. Вводный инструктаж по технике безопасности (ТБ). Раздел 2. Учимся шить и вышивать. 2.1. Материалы и инструменты. Теория: Знакомство с основными и вспомогательными материалами, инструментами: швейные ручные иглы, ножницы, наперсток, сантиметровая лента, линейка, булавки. Хранение инструментов. 2.2 Виды тканей и швов и техника выполнения ручных швов. Теория: Виды тканей и техника выполнения ручных швов «вперед иголку», «через край». Практика: Закрепление техники ручных швов «вперед иголку» и «вперед иголку в два приема». Отрабатываем технические навыки по выполнению различных швов. 2.3 Пришивание пуговиц. Теория: Какие пуговицы бывают. Как выполнить работу правильно. Практика: пришиваем пуговицы с двумя отверстиями. Техника выполнения работы. Отрабатываем навыки работ по пришиванию пуговиц. Выполни ремонт своей одежды самостоятельно. Аппликация «Цветы». Практика: Закрепление навыков работ. Поэтапное выполнение работ: вырежи цветы из различной ткани или из частей разноцветной ткани (лепестки). Составь цветок и пришей в середину пуговицу. Самостоятельное пришивание пуговиц. 2.4 Вышивание. Теория: Виды вышивания различные швы. Знакомство с новым материалом. Практика: Вышивание мини- салфетки цветными ручными швами. Вышивание и закрепление навыков работ с инструментами и материалами. 2.5 Изготовление игрушки. Теория: История игрушки. Историческая справка. Познакомить с историей возникновения игрушки. Техника изготовления мягкой игрушки. Практика:Вышивание на ткани простыми ручными швами и изготовление мини-игрушек. Изготовление мини-игрушки «Медвежонок» или «Зайчонок», заготовка деталей по шаблонам, сшивание. Изготовление полумягкой игрушки «Котенок», заготовка выкроек. Возможны другие варианты игрушек. 2.6. Изготовление набивных игрушек. 6 Практика: Изготовление набивных игрушек «Квакушек», заготовка выкроек по шаблону. Закрепляем навыки работ. Возможен другой вариант игрушки или на выбор. 2.7 Изготовление полумягкой игрушки. Практика: Изготовление полумягкой игрушки «Зайчик» или «Слоненок», заготовка выкроек. Сшивание и набивание игрушки. Возможен другой вариант игрушки или на выбор. Раздел 3. Бисероплетение. 3.1 История бисероплетения. Теория: Ведение. История бисероплетения. Знакомство с материалами и инструментами. Классификация бисера по размеру, бусины, проволока, нить. Инструменты: ножницы, пинцет, кусачки, иглы. Основные техники работы с бисером. Практика: Способы низания и плетение. Отрабатываем навыки плетения. 3.2 Техника параллельного плетения и плетение по схеме. Теория: Освоение техники параллельного и игольного плетения. Практика: Закрепление навыков плетения. Плетение по схеме. Изготовление плоских фигурок: «Солнечный жук», «Клубника», «Пчела», «Стрекоза». Возможны другие варианты несложных изделий. Раздел 4. Вязание крючком. 4.1 Основные материалы и инструменты. Теория: Основные материалы и инструменты, Т.Б. при работе с инструментами. Инструменты: крючок (№1, №2, №3, №4, №5, №2,5, №1,25), ножницы, пряжа. 4.2 Петли. Практика: Образование первой петли. Учимся вязать цепочку из воздушных петель. Освоение техники вязания. Плоское вязание. 4.3 Вязание столбиком. Теория: Условные обозначения элементов вязания и чтение схем. Как вязать по кругу, круговое вязания. Прибавка петель. Практика: Вязание столбиков без накида, с одним накидом. Освоение круговое вязания крючком, цветных кружочков. Отработка навыков и умений. Изготовление панно «Гусеница». Возможен другой вариант. Загадки о рукоделии. Раздел 5. Поделки-самоделки 5.1 Поделки Практика: изготовление поделки из различного материала. Закрепление навыков работ с материалами. 5.2 Конструирование Практика: Закрепление навыков работ по конструированию. Изготовление поделки. 5.3 Творческий проект «Поделка другу» Практика: Закрепление навыков работ. Изготовление поделки в подарок. Коллективный анализ творческих работ. Подготовка к выставке. Раздел 6. Итоговое занятие. Выставка работ «Моё творчество». Планируемые результаты. Личностные: учащиеся будут/будет - приобщены к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; - владеть основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности); 7 - развита внутренняя свобода ребенка, способность к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения; - развита усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию. - развита потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. Предметные задачи: - ознакомлены с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества; - владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; - обучены технологиям разных видов рукоделия; - развито воображение; - развито образное, пространственное мышление, мелкая моторика рук, глазомер. - воспитан художественно - эстетического вкус, терпение, трудолюбие. Метапредметные задачи: - уметь контролировать, корректировать и оценивать результаты своей деятельности; - применять полученную информацию при выполнении заданий; - приобретут навыки учебно- исследовательской работы; - работать в группе, учитывая мнение окружающих; -уметь осуществлять взаимный контроль; - включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность. Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий Календарный учебный график Год обучения Дата начала Дата учебного года окончания учебного года год 01.09 31.05 Количество учебных недель 36 Первый обучения (стартовый) Количество учебных часов в год 72 Режим занятий 2 часа в неделю (1 раз по 2 часа). Условия реализации программы Программа реализуется на базе МКОУ «СОШ» №1 с.п. Каменномостское. Кабинет, соответствуюет требованиям СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, мебель, соответствующая возрастным особенностям детей); Кадровое обеспечение Педагоги, организующие образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Рукодельница» должны иметь среднее профессиональное или высшее образование. Требования к квалификации и стажу работы не предъявляются. Материально-техническое обеспечение Перечень материалов, необходимых для реализации программы: бумага (белая и цветная), бумага различных видов (гофрированная и т.д.), бумажные салфетки, картон, пряжа (разных видов), 8 нитки (разных видов), ткань (разных видов), вискозные салфетки, атласные ленты, пуговки, бисер, бусинки, стеклярус (разных размеров), пайетки, природный материал, проволока, вата, синтепон, краски, карандаши, дополнительный материал. Инструменты и приспособления, необходимых для работы: ножницы, крючки (№: 1, 2, 3, 4, 5…..), иглы, булавки портновские, линейка, сантиметровая лента, простые карандаши, мел, деревянные палочки, кусачки, шило\ инструкционные карты и схемы технологических приемов лепки; - образцы изделий; - альбом фоторабот; - шаблоны; - репродукции; - карточки; - открытки; - книжные иллюстрации; - диски с музыкой; - наглядное пособие - «Фотографии работ» - схемы, иллюстрации книг, фотографии и др. Интернет ресурсы: - http://stranamasterov.ru - www.dop-obrazowanie.narod.ru Методические разработки: - игровые методики; - методики педагогической диагностики детского коллектива. Компьютерные презентации: - презентация «Творческие работы». Учебно-методическое и дидактическое обеспечение Методы работы Обучения: -словесный; -объяснительно-иллюстративный; -частично-поисковый; -- использование мультимедийных средств и ИКТ; - ролевая игра; - экскурсия; Воспитания: -мотивация; -поощрение; -убеждение; -стимулирование. По видам деятельности: - объяснительно-иллюстративный - применяется устное слово, а также наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия, направлен на получение новых знаний; - репродуктивный - применяется на практической части занятия - педагог показывает, обучающийся старается повторить, направлен на развитие практических навыков; - методпроблемногоизложенияприменяетсяпривыполнениимини-творческих проектов; По источникам информации: - словесный - объяснение, инструкция, беседа; 9 - демонстрационный – применяются рисунки, простые схемы, рисунки, иллюстрации, демонстрация дидактических и наглядных пособий, фотографии с описанием выполнения работы того или иного вида прикладного творчества, образцы сувениров; - практический - основан на практической деятельности учащихся, формирует практические умения и навыки. Пути и методы изучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Рукодельница» разнообразны. Комплекс используемых педагогом и учащимися приёмов и методов зависит, естественно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы. Формы аттестации/контроля Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной общеразвивающей программе «Рукодельница» применяются разные виды контроля: Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности. Итоговый контроль – проводится в конце учебного года (май) в виде итоговой выставки. Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является выставка. Оценочные материалы представлены в виде: иллюстративный и демонстрационный материал: - иллюстративный материал к теме «Аппликация»; - иллюстрации, репродукции к темам по истории декоративно-прикладного искусства; - таблицы, различные схемы, шаблоны, эскизы, схемы «Оригами», «Лепка», «Конструирование». раздаточный материал: - карточки с упражнениями по теме «Оригами» и др.; - вспомогательные таблицы; - схемы для вязания, вышивания, бисероплетения и др.; Формы контроля для проверки освоения программы:творческие задания, кроссворды, викторины, конкурс, зачет, демонстрация моделей, опрос, готовое изделие, выставка и др. Критерии оценки теоретической и практической подготовки обучающегося Формой отчётности по педагогической диагностике является диагностическая карта. На протяжении процесса обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность детей самостоятельно выполнить практические задания. Работы воспитанников оцениваются педагогом по соответственно поставленной задаче, технической и эстетической стороне выполнения Показателем результативности освоения программы выступает динамика продвижения ребенка в личностном развитии, овладении ЗУН и творческом самовыражении, которые фиксируются педагогом: - взаимоконтроль, самоконтроль; - наблюдение; - тестирование; - выставка творческих работ. Мониторинг образовательных результатов Для изучения результативности реализации программы предлагается систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка. Показатели критериев определяются тремя уровнями: − высокий (В) - 3 балла; 10 − средний (С) - 2 балла; − низкий (Н) - 1 балл. 1. Сформированность умений и навыков Высокий (3 балла): владеет техническими умениями и навыками, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик). Средний (2 балла): выполняет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты. Низкий (1 балл): слабо сформированы технические умения, при использовании инструментов испытывает затруднения. 2. Глубина и широта знаний по содержанию программы Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название, определения…), свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом. Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу. Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения. 3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности. Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы. Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога. 4. Разнообразие творческих достижений Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города. Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения. Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка. 5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики. Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание. Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание. Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное. Список литературы для педагога: 1. Бабкова О.В. Энциклопедия вязания / Под. ред. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 576 с.: ил. 2. Балашова М. Я., Семенова Ю. П., Тарелко В. Н. Узоры вязания крючком // Каталог. Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с. 3. Дубовицкая Е.Г. Увлекательные поделки из спичек// Изд. 6-ое.-Ростов н/Д, «Феникс», 2011.121ст. 4. Зайцева А.А./ Искусство квилинга/- М.: Эксмо, 2013.- 64 с.: ил – (Азбука рукоделия) 5. Зайцева А.А./Объемный квилинг/- М.: Эксмо, 2013.- 62 с. 6. Крехова И.А. /Вязаные игрушки/- М.: Астрель: Полиграф. издат; СПб.: Сова, 2011.- 32 с. 7. Кромптон Клэр. / Деревенская коллекция /пер. с англ. Нелепина Д.А. - М.: ЗАО «Мир книги», 2012.- 96 с.: ил. (Серия «Вышивка крестом»). Список литературы для обучающихся: 11 1.Зайцева А., Т. Посник. /Оригинальные сумочки и другие аксессуары, связанные крючком /-М.: Эксмо, 2012.- 72 с.:- (Азбука рукоделия). 2. Зайцев В.Б. / Мозаика /- М.: РИПОЛ классик, 2012. – 16 с.: ил. – (Детское творчество) 3. Зайцев В.Б. / Гербарий /- М.: РИПОЛ классик, 2011. – 16 с.: ил. – (Детское творчество) 4. Зайцев В.Б. / Мягкая игрушка /- М.: РИПОЛ классик, 2012. – 16 с.: ил. – (Детское творчество) 5. Пластилиновые фигурки животных./-М.: Эксмо; Донецк: СКИФ,2011.-64.: ил. (Азбука рукоделия). Интернет-ресурсы: http://www.liveinternet.ru http://www.paper-art.ru/pages/kvilling/texnika.php http://moikompas.ru/compas/quilling http://www.kvilling.ru/index.php/kvilling/osnovy-tekhniki http://mastera-rukodeliya.ru/kvilling/1135-osnovy-kvillinga.html http://stranamasterov.ru 12 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «Рукодельница» Уровень программы: стартовый Срок реализации: 1год, 72 часа Адресат программы: 13-17 лет Форма обучения: очная Автор: Кумышева Назират Назировна педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже 2024г 0 Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно -прикладное искусство. Задачи программы: Личностные задачи: - приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; - побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности); - развить способности внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения; воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности; - воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию. - развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. Предметные задачи: - познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества; - научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; - обучать технологиям разных видов рукоделия; - развивать воображение; - развить образное, пространственное мышление, мелкую моторику рук, глазомер. - воспитать художественно - эстетический вкус, терпение, трудолюбие Метапредметные задачи: - научить понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом; - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; - научить понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - научить работать в группе, учитывая мнение окружающих; - научить обращаться за помощью и формулировать свои затруднения; - научить осуществлять взаимный контроль; - научить включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность. Планируемые результаты. Личностные: учащиеся будут/будет - приобщены к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; - владеть основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности); - развита внутренняя свобода ребенка, способность к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения; - развита усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию. 1 - развита потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. Предметные задачи: - ознакомлены с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества; - владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; - обучены технологиям разных видов рукоделия; - развито воображение; - развито образное, пространственное мышление, мелкая моторика рук, глазомер. - воспитан художественно - эстетического вкус , терпение, трудолюбие. Метапредметные задачи: - уметь контролировать, корректировать и оценивать результаты своей деятельности; - применять полученную информацию при выполнении заданий; - приобретут навыки учебно- исследовательской работы; - работать в группе, учитывая мнение окружающих; -уметь осуществлять взаимный контроль; - включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность. 2 Календарно-тематический план № Дата занятия По По пл факту ан у 1 Наименование Раздела, темы К-во часов Содержание деятельности теория Раздел 1. Вводное занятие 2 Раздел 2 Учимся шить и вышивать. 34 1 Форма аттестации практика Организационная работа, введение в программу, предмет и содержание курса. Вводный инструктаж по технике безопасности 5 Входное тестирование с помощью беседы и опроса. 29 Знакомство с основными и вспомогательными материалами, инструментами: швейные ручные иглы, ножницы, наперсток, сантиметровая лента, линейка, булавки. Хранение инструментов. Педагогический контроль Педагогический контроль Визуальный контроль 2 Виды тканей и техника выполнения ручных швов «вперед иголку», «через край». Закрепление 2 1 техники Педагогический контроль ручных швов «вперед Визуальный контроль иголку» и «вперед иголку в два приема». Отрабатываем технические навыки по выполнению различных швов. 1+2 2 Пришивание пуговиц. Какие пуговицы бывают. Как выполнить работу правильно. Пришиваем пуговицы с двумя отверстиями. Техника выполнения работы. Визуальный контроль. Педагогичекий контроль 2 Отрабатываем навыки Педагогичекий контроль. работ по пришиванию пуговиц. Выполни ремонт своей одежды Визуальный контроль самостоятельно. Аппликация «Цветы». 2 Закрепление навыков работ. Поэтапное выполнение работ: вырежи цветы из различной ткани или из частей разноцветной ткани (лепестки). Составь цветок и пришей в середину пуговицу. Самостоятельное пришивание пуговиц. Закрепление навыков работ. Поэтапное 4 2 Педагогический контроль, демонстрация моделей, готовое изделие Педагогический контроль, демонстрация моделей, выполнение работ: готовое изделие вырежи цветы из различной ткани или из частей разноцветной ткани (лепестки). Составь цветок и пришей в середину пуговицу. Самостоятельное пришивание пуговиц. 1+3 . История игрушки. Историческая справка. Познакомить с историей возникновения игрушки. Техника изготовления мягкой игрушки. Вышивание мини- Визуальный контроль, салфетки цветными .демонстрация моделей, ручными швами. готовое изделие Вышивание и закрепление навыков работ с инструментами и материалами. Вышивание на ткани простыми ручными швами и изготовление мини-игрушек. Изготовление миниигрушки «Медвежонок» или «Зайчонок», заготовка деталей по шаблонам, сшивание. Изготовление полумягкой игрушки «Котенок», заготовка выкроек. Возможны другие варианты игрушек. 2 2 2 3 Педагогический контроль. демонстрация готовое изделие моделей, Визуальный контроль демонстрация моделей, готовое изделие Раздел3. Бисероплетение. 4 Изготовление набивных Визуальный контроль. игрушек «Квакушек», демонстрация моделей, заготовка выкроек по готовое изделие шаблону. Закрепляем навыки работ. Возможен другой вариант игрушки или на выбор. 4 демонстрация Изготовление готовое изделие полумягкой игрушки «Зайчик»или «Слоненок», заготовка выкроек. Сшивание и набивание игрушки. Возможен другой вариант игрушки или на выбор. 10 2 1 Ведение. История . бисероплетения. Знакомство с материалами и инструментами. Классификация бисера по размеру, бусины, проволока, нить. моделей, 8 4 Педагогический контроль .Практика: Способы 4 низания и плетение. Педагогический контроль Отрабатываем навыки Педагогический контроль плетения. 1 Освоение техники параллельного и игольного плетения. Закрепление навыков Педагогический контроль плетения. Плетение по демонстрация моделей, схеме. Изготовление готовое изделие плоских фигурок: «Солнечный жук», «Клубника», «Пчела», «Стрекоза». Возможны другие варианты несложных изделий. 4 3 Раздел 4. крючком. Вязание 12 2 3 9 Основные материалы и инструменты, Т.Б. при работе с инструментами. Инструменты: крючок (№1, №2, №3, №4, №5, №2,5, №1,25), ножницы, пряжа. Визуальный контроль Образование первой петли. Учимся вязать цепочку из воздушных петель. Освоение техники вязания. 3 5 демонстрация готового изделия 1+2 Плоское вязание. Условные обозначения Вязание столбиков без Визуальный контроль элементов вязания и накида, с одним накидом. чтение схем. Как вязать по кругу, круговое вязания. Прибавка петель. Освоение вязания цветных Отработка умений. панно Возможен вариант. рукоделии. 4 4 Раздел 5. Поделки- 12 самоделки 1+1 1 круговое крючком, демонстрация кружочков. готовое изделие навыков и Изготовление «Гусеница». другой Загадки о моделей, 11 Изготовление поделки из Закрепление навыков Визуальный контроль различного материала. работ с материалами. 2 Закрепление навыков демонстрация работ по готовое изделие конструированию. Изготовление поделки. моделей, 4 Творческий проект «Поделка другу» моделей, 6 демонстрация готовое изделие Изготовление поделки в демонстрация подарок. Коллективный готовое изделие анализ творческих работ. Подготовка к выставке. 4 Раздел 6. Итоговое занятие. 2 Всего: 72 часа Выставка работ творчество». 13 59 7 моделей, Выставка творческих работ, «Моё демонстрация моделей и готовых изделий. МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «РУКОДЕЛЬНИЦА» Уровень программы: стартовый Срок реализации: 1год, 72 часа Адресат программы: 13-17 лет Форма обучения: очная Автор: Кумышева Назират Назировна педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже 2024г Деятельность объединения «Рукодельница» имеет художественную направленность. Количество обучающихся объединения составляет __ человек. Из них мальчиков – ___, девочек – ___ Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 12 до 17 лет. Формы работы: индивидуальные и групповые. Направления работы • Гражданско-патриотическое воспитание. • Идеологическое воспитание. • Духовно-нравственное воспитание. • Работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизма • Эстетическое воспитание. • Воспитание культуры здорового образа жизни. • Трудовое и профессиональное воспитание. • Экологическое воспитание. Цель воспитательной работы: Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе. Воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой духовно-нравственной личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Задачи воспитательной работы: Использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях. Направленность: естественно-научная Формы работы: очная, дистанционная (общение в родительских чатах). Планируемые результаты Приоритетные направления в организации воспитательной работы Гражданско-патриотическое формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа. Духовно – нравственное Духовно-нравственное воспитание формирует ценностные представления о морали, об основных понятиях этики, о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Спортивно-оздоровительное Физическое воспитание содействует здоровому образу жизни. Трудовое Трудовое и профориентационное воспитание формирует знания, выявляет творческие способности и профессиональные направления обучающихся. Воспитание познавательных интересов Воспитание познавательных интересов формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности. 2 Календарно-тематический план воспитательной работы творческого объединения «Рукодельница» на 2024-2025 учебный год № Направление воспитательной работы Наименование мероприятия Срок выполнени я 1 Гражданскопатриотическое воспитание 1. «Моя сентябрь КабардиноБалкария» - ко Дню государственност и КБР и Дню знаний. ответственный Планируемый результат Кумышева Н.Н Воспитание сознательной любви к Родине, к истории становления КабардиноБалкарии. Экскурсия в музей 2. Ко Дню адыгов «Адыги. История и современность». Сформировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. 3. День солидарности в борьбе с терроризмом Духовнонравственное Литературный монтаж «Учителям посвящается». 3. Экологическое 4. Духовнонравственное 2 Кумышева Н.Н Воспитание уважения к личности учителя и понимания значимости этой профессии. 1.«Чистый мир» - ноябрь акция. 2. Акция «Покорми птиц ноябрьзимой!» Международный апрель День синиц. Кумышева Н.Н Развитие чувства ответственности за природосбережени е 1.«Славим возраст золотой» -подарки своими руками. Кумышева Н.Н Воспитание уважения к старшему поколению. октябрь декабрь 2.«Мамочка любимая моя!»3 5. Духовнонравственное 6. Эстетическое 7. Здоровьесберега ющие программы 8. Гражданскопатриотическое воспитание. 9. Эстетическое 10 акция. Ко Дню матери «Мы вместе!» чтения, ко Дню людей ограниченными возможностями. «Письмо Деду Морозу» - акция декабрь Кумышева Н.Н Воспитание сострадания и ответственности. декабрь Кумышева Н.Н Воспитание добропорядочных чувств детей. Турнир эрудитов «Будь здоров!». январь Кумышева Н.Н Понимание здорового образа жизни. «Подвигом славны твои земляки». Беседа ко Дню защитников Отечества. «Весенний букет» праздничная выставка к 8 марта. февраль Кумышева Н.Н Воспитание патриотизма, Значимость праздника. март Кумышева Н.Н Воспитание уважения к женщинам. Исследовательск ое «Звездный час» ко Дню Космонавтики апрель Кумышева Н.Н 11 Гражданскопатриотическое воспитание «Их подвиг бессмертен!» - ко Дню Победы. май .Кумышева Н.Н 12 Экологическое «День Солнца» акция май .Кумышева Н.Н «Лето, солнце, сто фантазий». игровая программа. май-июнь Кумышева Н.Н Воспитание чувства гордости за успехи страны и науки. Воспитание патриотизма, Значимость праздника. Воспитание нравственности и понимания красоты. Программа Каникулы. Здоровье и красота. 13. Здоровьесберега ющие програмы 4 Работа с родителями Приоритетными направлениями в работе с родителями учащихся творческого объединения стали следующие: -формирование у учащихся интереса к жизни, культуре, человеку как сложному, уникальному, неповторимому созданию; -поддержка физического здоровья учащихся; -познавательная сфера жизни учащихся; -семейное воспитание; -психолого-педагогическое просвещение; -повышение психолого-педагогических знаний родителей; -вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; -укрепление связей между педагогическим коллективом и семьей; -привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. Календарно-тематический план работы с родителями творческого объединения «Рукодельница» на 2024-2025 учебный год № Направление воспитательной работы Гражданскопатриотическое воспитание. Наименование мероприятия 2. Организация совместной деятельности. 3. Консультации для родителей. 1 Срок выполнени я Сентябрь ответственны й Планируемый результат Кумышева Н.Н Понимание необходимости совместного воспитание у детей сознательной любви к Родине, к истории. Помощь при организации и проведении мероприятий. В течении учебного года. Кумышева Н.Н Родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательнообразовательного процесса. «Педагог – ребёнок родители». Беседа. Май Установочное родительское собрание совместно со школой. Кумышева Н.Н 5 Подведение итогов и ознакомление родителей с итогами обучения по программе. 1