ДОП ЭкоЮннаты. Махова М.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

ПРИНЯТА
на заседании Педагогического совета
МКУ ДО «РЦДО»
Протокол от «25» июня 2024 г. №4

Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности

«Эко Юннаты»

Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 12-17 лет
Срок реализации: 1 год, 72часов
Форма обучения: очная
Автор: Махова Мадина Гумаровна - педагог дополнительного образования

г.п. Залукокоаже
2024г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность-естественнонаучная
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2. Национальный проект «Образование».
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. №11 «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года».
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования
детей» (с изменениями и дополнениями).
8. Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
10. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
11. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. №761н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования».
13. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности рабочего
времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре».
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
15. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
16. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными

возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных
потребностей»).
17. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических
рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке
качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»).
19. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей»).
20. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной
организации».
21. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020г. №831
«Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления
информации».
22. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об образовании».
23. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении Региональных
требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
24. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении Концепции
внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
25. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
26. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и
реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и
модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских
дополнительных общеразвивающих программ»).
27. Постановление 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о
персонифицированном дополнительном образовании детей в муниципальном Зольском
районе».
28.
Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района;
Актуальность программы «Эко Юннаты» обусловлена важностью внешкольной
природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родную
природу, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с
окружающей средой.
Реализация программного материала способствует ознакомлению
обучающихся с организацией коллективного и индивидуального исследования, побуждает к
наблюдениям и экспериментированию, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную
деятельность.
Организация внешкольной работы с учащимися позволяет удовлетворить естественный
интерес детей к природе, помогает школе в решении задач экологического воспитания и
способствует лучшему усвоению программного материала. В процессе занятий большое
внимание уделяется выращиванию растений, проведению исследований, наблюдений и опытов.
Программа предусматривает активное и посильное участие кружковцев в охране природы.
Новизна программы заключается в исследовательской деятельности, что является средством

освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения
работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это
актуально для обучающихся 12-17 лет поскольку в этом возрасте происходит развитие главных
познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности
является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно
новых для обучающихся знаний и способов деятельности.
определения экологической ситуация на территории села, категории экологических проблем:
влияния выхлопных газов на здоровье людей, на развитие растений; защита территории школы
от их воздействия и т.д.
В настоящее время не многие школы сохранили свои пришкольные участки-огороды. В
полном объёме они функционируют, в сельских школах, в том числе и в нашей. Мы считаем,
что роль пришкольного участка-огорода очень велика в экологическом воспитании
подрастающего поколения. Пришкольный участок - это для учащихся своего рода «азбука»
земли. Большая часть практических работ проводится непосредственно на учебно-опытном
участке, прививая кружковцам навыки исследования растений и бережного отношения к
природе. Эта тема проходит красной нитью на всех занятиях, связанных с изучением природы.
В работе объединения предусматривается проведение массовых мероприятий: выставки цветов,
выставки плодов и овощей, и т.д. Кружковцы в школе активные помощники учителям,
инициаторы общественно-полезной работы по охране природы среди учащихся.
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью программы является то, что программа «Эко Юннат»
направлена, прежде всего, на формирование исследовательских умений и навыков
воспитанников на основе растениеводства, краеведения, формирование элементарных
профессиональных умений и навыков. Данная программа интегрирует дисциплины: экологию
растений, экологию животных, геоэкологию, медицину, краеведение и географию КабардиноБалкарии.
Педагогическая целесообразность программы «Эко Юннаты» в «том, что занятия в
творческом объединении содействуют направленному трудовому воспитанию, развитию любви
к земле, родному краю, интерес к сельскохозяйственным профессиям, формированию у детей
стремления овладеть этими профессиями. С малых лет у школьников формируется
представление о растительности как об основном источнике жизни на земле и воспитывается
бережное отношение к растениям и животным; для учащихся предоставляется возможность
применить на практике теоретические знания, полученные на занятиях. Летнюю практику
учащиеся 5-10 х классов проходят с большим желанием. Особое внимание уделяется
оформлению цветников. Растения подбираются с таким расчетом, чтобы цветение
продолжалось в течение всего лета до снега. Мы считаем, что пришкольная территория должна
быть украшением поселка, вызывать чувство гордости у учащихся за участие в создании такой
красоты. В настоящее время большое внимание придается благоустройству городов, сел,
территорий, прилегающих к образовательным учреждениям. В школе все должно быть
пронизано стремлением к красоте. Они принимают активное участие в Акциях по защите
животных и птиц. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное,
творить красоту. Многие выпускники школы станут работниками сельского хозяйства, поэтому
очень важно, чтобы они имели определённый уровень экологической грамотности.
Адресат: Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы: 12-17лет, имеющие склонности к естественным наукам и изъявившим желание
работать по программе.
Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения ,72 ч
Режим занятий: 1 раз в неделю (по 2 часа)
Наполняемость группы: 12-17 человек.
Форма обучения: очная;

Форма занятий:
- групповая, индивидуальная, организация парной работы;
-фронтальная (обучающиеся синхронно работают под управлением педагога);
-комбинированная.
Занятия состоят из теоретической части объяснение, дискуссии, презентации) и практической
части.
Основные формы и методы работы с детьми по программе подчиняются следующим
методическим подходам: теоретическому и практическому.
Теоретический подход обеспечивается такими формами и методами обучения, как рассказ,
дискуссия, экологическая беседа. Доклады, семинары, обобщающие занятия (в форме КВН),
занятия-путешествия, например,- «Река Малка - естественное природное сообщество живых
организмов» и др.
Практические навыки и умения, учащиеся получают непосредственно на рабочем месте, это
пришкольный участок. Своевременное, аккуратное и тщательное выполнение порученной
работы, содержание в порядке оборудования, инвентаря и инструментов, соблюдение всех
правил техники безопасности при работе с острыми инструментами и сельскохозяйственным
инвентарём входят в учебно-воспитательные задачи кружка. В конце каждого занятия
подводятся итоги коллективного труда. Организован взаимоконтроль, заслушиваются
сообщения о результатах своих исследований и наблюдений. Участок школы является
неотъемлемой частью кабинета биологии, "зеленой лабораторией" под открытым небом, где
учащиеся выполняют большую часть практических работ, предусмотренных учебной
программой.
Целью данной программы является:
формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и
исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала
обучающегося
Задачи программы:
Личностные задачи:
- сформировать положительную мотивацию и интерес к проектной деятельности с помощью
экологических исследований; - воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность;
- воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающей среде;
Метапредметные задачи:
- стимулировать стремление обучающихся к самостоятельной деятельности;
- развивать наблюдательность, умение строить предположения на основе полученных знаний;
- развивать умение анализировать полученные результаты, выделять главное;
- развивать умение организовывать свой труд, научить пользоваться различными источниками
для получения дополнительной информации, оценивать полученную информацию;
- развивать умение работать в группе, участвовать в групповых дискуссиях.
Предметные задачи:
- сформировать навыки планирования исследовательской деятельности;
- сформировать навыки работы согласно методике исследования;
- сформировать умение обращения с химическими веществами, с биологическими препаратами,
приборами и оборудованием, соблюдая технику безопасности;

Учебный план

№
п/п
1.1

1.2

2.1
2.1

2.2
2.3

3.1

3.2

3.3
3.4

3.5
3.6

4.1

Наименование
раздела и темы

Количество часов
Теория Практика Всего

Форма аттестации
контроля

1.Введение
Вводное занятие. Кто
такие «Юннаты» и «Эко
Юннаты»
Правила техники
безопасности и
пожарной
безопасности»
Любите ли вы природу?
О естественных науках:
биология, экология
2.Дикие и домашние
животные
Животные рядом
Укусы насекомых и
змей и меры защиты от
них.
Домашние животные.
Занимательная зоология

2
1

-

2
1

1

-

1

8

6

14

2
2

2
2

4
4

Опрос, собеседование
Опрос, собеседование.

4

2

6

Опрос, собеседование.
Кроссворд

3.Растения рядом с
человеком
Всё ли мы знаем о
жизни растений

6

12

18

1

2

3

Опрос, анкетирование.

Светолюбивые растения
и тенелюбивые и
правильный уход за
ними
Комнатные и садовые
растения
Декоративные растения
их выбор и правильный
уход
Флористика и фитодизайн
Занимательная
ботаника
4.Охрана природы
Что нужно охранять?
Основные вопросы
экологического
мониторинга

1

2

3

Опрос, собеседование.

1

2

3

Опрос, собеседование.

1

2

3

Опрос, собеседование.

1

2

3

Презентация.

1

2

3

Анкетирование.

8
2

6
2

14
4

Опрос. Анкетирование.
Входная диагностика

Опрос, собеседование.

Собеседование и
анкетирование
Мониторинг

4.2

Красная книга

2

-

2

Проектноисследовательская работа,

4.3

Редкие и охраняемые
животные и растения

2

2

4

Опрос, взаимопроверка.

Кабардино- Балкария.
Экологические
проблемы
5.Человек: друг или
враг?
О профессиях: врач,
эколог, биолог и др.
Влияние окружающей
среды на организм
человека
О здоровом образе
жизни

2

2

4

8

6

14

2

2

4

Опрос, взаимопроверка

2

2

4

Проектная работа

2

2

4

Проектная работа;

Занимательная
анатомия
6.Полевой практикум
Экскурсия на водоём.
Экскурсия в лес
Экскурсия в поле.
Самостоятельные
полевые исследования
7.Праздничные
мероприятия
Торжественная линейка
«Войди в природу
другом»
Праздник «Посвящение
в юннаты»
День здоровья
Отчётное итоговое
собрание
Всего:

2

-

2

Презентация;

2
1

2
1

4
2

1

1

2

6

-

6

4.4

5.1
5.2

5.3
5.4.

6.1
6.2

7.1

7.2
7.3
7.4

Проектная работа

1

опрос. Проектная работа

Практическая работа;
Исследовательская работа
Практическая работа;
Исследовательская работа

1

Выставки, конкурсы

2

-

2

Выставки, конкурсы

1
2

-

1
2

Выставки, конкурсы
Выставки, конкурсы

38час

34час

72час

Содержание учебного плана
1.Вводные занятия. Теория (2ч) (Опрос, собеседование. Входная диагностика)
Организационный сбор. План и задачи кружка. Правила поведения на занятиях. Оборудование
и организация рабочего места. Беседа по соблюдению правил безопасности при проведении
практических работ.
«Давайте познакомимся» -круглый стол. Знакомство с планом работы на год. Кто такие
«Юннаты». Из истории юннатского движения. Любите ли вы природу? О естественных науках:
биология и экология.
2. Дикие и домашние животные.14ч.(8/6)

8 ч (собеседование, опрос, лекция)
Теория (2ч): Ознакомление с дикими животными.
Теория (2ч): Укусы насекомых и змей и защита от них, меры предосторожности и первая
помощь
Теория (2ч): Домашние животные и их роль в жизни человека;
Теория (2ч): Роль одомашнивания и селекции животных в изменении и сохранении ценных
качеств вида;
Практические занятия. 6ч
Практика (2 ч.): Животные рядом. Укусы насекомых и змей и защита от них;
Практика (2 ч.): О ценности и необходимости животных.
Практика (2 ч.): Занимательная зоология.
3.Растения рядом с человеком.18 ч. (6/12)
6ч-теор. (Лекция, опрос, собеседование)
Теория (1ч): Знакомство с царством растений. Все ли мы знаем о жизни растений. Теория (1ч):
Покрытосеменные или цветковые растения;
Теория (1ч): Голосеменные растения и их отличие от покрытосеменных;
Теория (1ч): Папоротниковидные; Плауновидные;(собеседование, опрос)
Теория (1ч): Моховидные. Лишайники. Грибы.
Теория (1ч): Флористика –что она изучает? Фито-дизайн. Занимательная ботаника
Практические занятия. (12ч):
Практика (2 ч.): Комнатные и садовые растения. Как ухаживать за ними. (работа на
пришкольном участке)
Практика (2 ч.): Правильная посадка растений; (работа на пришкольном участке)
Практика (2 ч.): Правильная поливка растений; (работа на пришкольном участке)
Практика (2 ч.): Правильная обрезка растений; (работа на пришкольном участке)
Практика (2 ч.): Правильная пересадка растений; (работа на пришкольном участке)
Практика (2 ч.): Правильная прищипка растений; (работа на пришкольном участке)
4.Охрана природы. 14ч(8/6)
8ч-теор. (Лекция, собеседование, опрос)
Теория (2ч): Что нужно охранять? Основные вопросы экологического мониторинга.
Теория (2ч): Красная книга. Проектно- исследовательская работа.
Теория (2ч): Редкие и охраняемые животные и растения. Кабардино-Балкария.
Теория (2ч): Экологические проблемы. Удивительная природа Кабардино-Балкарии и её
экологические проблемы.
Практические занятия. (6ч)

Практика (2 ч.): Какие животные и растения Кабардино-Балкарии занесены в красную книгу?
(мониторинг)
Что мы должны сделать, чтобы их сохранить и преумножить? (Анкетирование)
Практика (2 ч.): Красная книга (Проектная работа)
Практика (2 ч.): Редкие и охраняемые животные и растения (Проектная работа)
5.Человек друг или враг?14ч(8/6) 8ч.
8ч-теор. (Презентация; опрос, взаимопроверка, проектная работа. проблемная лекция)
Теория (2ч): О профессиях врач, эколог, биолог и др.
Теория (2ч): Влияние окружающей среды на организм человека.
Теория (2ч): О здоровом образе жизни.
Теория (2ч): Занимательная анатомия.
Практические занятия. 6ч (Проектная работа; Презентация;)
Практика (2 ч.): О здоровом образе жизни (проектная работа.)
Практика (2 ч.): Влияние окружающей среды на организм человека (проектная работа.)
Практика (2 ч.): Занимательная анатомия. (проектная работа; Презентация;)
6.Полевой практикум. 4ч Экскурсия на водоем; Экскурсия в лес; Экскурсия в поле.
Самостоятельные полевые исследования. Развитие самостоятельности, наблюдательности при
ведении учебно-познавательной деятельности, (проектная работа, самостоятельные полевые
исследования)
7. Праздничные мероприятия. 6ч. (Выставки; конкурсы; итоговый вечер)
Теория (1ч) Торжественная линейка «Войди в природу другом». Праздники:
Теория (2ч) Посвящение в юннаты»;
Теория (1ч) «День здоровья»
Теория (2ч) «Отчетное итоговое занятие».

Планируемые результаты:
Личностные.
У обучающихся будет сформировано:
- положительное отношение к проектной и исследовательской деятельности;
- основа личностных и нравственных качеств: трудолюбие, терпение, добросовестное
отношение к делу;
- бережное отношение к окружающей среде.

Метапредметные.
У обучающихся будут развиты навыки:
- работать самостоятельно;
- наблюдательность, умение строить предположения на основе полученных знаний;
- развивать умение анализировать полученные результаты, выделять главное, делать выводы;
- умение организовывать свой труд, научить пользоваться различными источниками для
получения дополнительной информации, оценивать полученную информацию;
-умение работать в группе, участвовать в групповых дискуссиях.
Предметные.:
- У обучающихся будут сформированы навыки планирования исследовательской деятельности,
работе согласно методики исследования;
- сформированы умения обращения с химическими веществами, с биологическими
препаратами, приборами и оборудованием, соблюдая технику безопасности;
- У обучающихся будут сформированы навыки обрабатывать и рассчитывать полученные
результаты исследования;
- У обучающихся будут сформированы навыки оформлять и представлять исследовательский
проект согласно основным требованиям

Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий
Календарный учебный график.

Год
обучения

Дата начала
учебного
года

Дата
окончания
учебного
года

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
часов

1 год

01.09

31.05

36

72

Режим
занятий

2 часа в
неделю
(1раза по 2
часа).

Условия реализации программы.
-Кадровое обеспечение.
К работе по данной программе допускается педагог с высшим педагогическим
образованием, владеющий базовыми знаниями в области естественнонаучной направленности.
Программа «Эко Юннаты» реализуется на базе МКОУ «СОШ№3» с.п.Сармаково. Помещение,
в котором занимаются учащиеся хорошо освещено. Кабинет оборудован партами, стульями в
соответствии с государственными стандартами. При организации занятий соблюдаются
гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной
деятельности. В кабинете 15 посадочных мест.
На занятиях используются следующие методы обучения:
• словесные (рассказ, объяснение, беседа, собеседование, лекция);
• наглядные (наглядные пособия, схемы, рисунки, просмотр видеоматериалов, показ
иллюстраций, картин, наблюдение, и. т. д.);
• практические (выполнение практических работ);
• объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
• активные методы обучения;
• репродуктивный метод обучения используется на стадии освоения правил работы, новых
приемов и техник рисования.
• исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся);
• метод проблемного обучения: с целью активизации мыслительной деятельности учащихся на
занятиях активно используется проблемное изложение материала, частично-поисковые
(эвристические);
• игровые методы.
Наиболее эффективными в образовательной деятельности являются следующие
педагогические технологии:
• личностно-ориентированного обучения;
• развивающего обучения;
• дифференцированного обучения;
• самостоятельного поиска решений.
Использование технологии развития критического мышления на занятиях объединения будет
способствовать формированию у учащихся умений и навыков анализировать явления и события

природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и
возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений
Учебно-методическое и информационное обеспечение.
Для достижения хороших результатов при реализации программы предусматривается
применение следующих дидактических форм и методов:
1.Аудиторно-лабораторные:
• тематические лекции, рассказы, эвристические беседы
• консультации преподавателя
• работа учащихся с определителем, научно-популярной литературой
• биологическая графика учащихся
• выступления и доклады учащихся
• цифровая фотосьёмка
• викторины и конкурсы
• обучающие игры
• посещение биологических музеев, выставок
• совместные занятия с другими учебными группами
2.Полевые:
• экскурсии в природу
• полевые исследования
• взятие образцов биологических объектов для дальнейшего изучения
3.Комплексные:
• индивидуальные и групповые полевые исследовательские работы учащихся
(наблюдения, опыты)
Формы подведения итогов:
• викторины по разделам
• проверочный тест
• написание исследовательской работы и её защита на итоговых занятиях
Формы аттестации /контроля.
Входной контроль. В начале обучения по программе проводится анкетирование обучающихся.
Текущий контроль.
Осуществляется после изучения основных разделов программы и
проводится в виде теста и устного опроса. Промежуточная аттестация проводится как оценка
результатов обучения за полугодие в виде отчетов по практическим работам.
Итоговый контроль. По окончании обучения проводится в виде защиты исследовательской или
проектной работы. Умения и навыки учащихся могут быть отслежены в системе практической
деятельности учащихся по результатам выполнения исследовательских и проектных работ,
отчётов по результатам практических работ. Выполнение намеченных образовательных
результатов фиксируется по полноте и правильности выполнения заданий в представленных
работах, выходу на более высокий уровень социальной активности и познавательной
самостоятельности при их выполнении, по становлению экологической культуры
обучающихся.

Оценочные материалы
Система оценивания и контроля
При условии построения курса «Эко Юннаты» как преимущественно практического, наиболее
целесообразной формой оценки и контроля усвоения материала является защита
исследовательских и реферативных работ.
При оценке ученической работы не только проверяется формальное соответствие требованиям
к оформлению исследовательских работ, но также оценивается оригинальность замысла и
построения эксперимента, степень самостоятельности, уровень сложности работы и т.д. На
основании этих данных составляется рецензия на ученическую работу.
Формой защиты работ можно считать: - Анкетирование, тестирование, выступление учеников с
докладами об основных результатах работы в ходе тематических семинаров, выступление на
конференциях различного уровня, защита работы как олимпиадной по биологии и экологии и
т.д.
Исследование, представленное для защиты, должно сопровождаться отзывом (краткой
характеристикой) руководителя об учащемся-авторе и рецензией.
Для текущего контроля знаний можно использовать вопросы и тестовые задания, предлагаемые
в учебном пособии в конце каждого параграфа теоретического раздела. Тестовые задания –
наиболее простые, репродуктивного уровня. Вопросы для контроля являются продуктивными и
дифференцированными по уровню сложности.
Критерии оценки исследовательских работ и публичной защиты

Исследовательская
работа

Защита работы

Критерии

Максимальный
балл

1. Оформление (титульный лист, сноски и т.д.)

1 балл

2. Структура работы (введение, основная часть,
заключение, список используемой литературы)

1 балл

3. Актуальность темы

1 балл

4. Формулировка темы (соответствие
содержанию работы, содержание проблемы)

2 балла

5. Постановка цели и задач (наличие, четкость,
соответствие содержанию и выводам)

3 балла

6. Стилевое единство работы. Обоснованность
терминологии. Научная лексика.

1 балл

7. Полнота раскрытия темы

1 балл

8. Исследовательский характер работы

10 баллов

•

глубокое знание исследуемой темы

•

свободное владение материалом

•

четкость, логичность изложения
материала

7 баллов

•

умение:

•

анализировать, обобщать факты, делать
выводы;

•

аргументировано отстаивать свою точку
зрения;

•

изложить материал в определенное время
(7-10 мин);

•

наличие, качество, грамотное
использование наглядного материала

Итоговая аттестация обучавшегося по программе проводится на основе анализа
аттестационных показателей за учебный год.
Далее пример аттестационного листа по итогам обучения (оформляется каждый учебный год)
Аттестационный лист
учебной группы
«Юный натуралист»
за _ (20 ..- 20.. уч. год

Полевой
практику
м
Участие в
мероприят
иях

Человек:
друг или
враг?

Охрана
природы

Растения
рядом с
человеком

Аттестационный блок (максимально 5 баллов)

д/животн
ые

Фамилия, имя

введение

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7

Диагностика результатов деятельности объединения
Как качественные критерии оценки результатов деятельности кружка будут использоваться:
- Изменения уровня сформированности понятий курса - умений, навыков (с помощью педагога)
- Изменение уровня сформированности экологической культуры школьников
(заинтересованность проблемами сбережения природных ресурсов, изменение отношения к
растительным объектам), активизация жизненной позиции;
- Способность применять полученные знания в повседневной жизни, в школьной
жизнедеятельности, дома.
-Мотивация посещения занятий.

Методы: анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение.
Количественные критерии:
- Количество усвоенных новых понятий (тестирование).
- Объем усвоенной информации за единицу времени (тестирование, собеседование).
- Сохранность контингента учащихся (статистический отчет).
- Популярность кружка (кроме записавшихся школьников есть еще желающие заниматься в
течение года).
- Вовлечение школьников в научно-исследовательскую деятельность.
Методы: тестирование, собеседование, анкетирование, наблюдение.
Так же в течение учебного года, после изучения каждого модуля проводятся опросники,
тестирование, анкетирование обучающихся, наблюдение во время самостоятельной работы,
викторины, разгадывание кроссвордов. Такой внеплановый контроль позволяет выявить как
обучающиеся усвоили материал и при необходимости, что - то повторить

Литература для учителя.
1. -Буланный Ю.И «Педагогический опыт. Экология» Саратов «Педобщество» 2004г.
2. -Буланный Ю.И «Экологическое образование в Саратовской области» Саратов
«Педобщество» 2004г.
3. -Величковский Б.Т. «Здоровье человека и окружающая среда» Москва
«Новая школа» 1997г.
4. -Колесов Д.В. «Основы гигиены и санитарии» Москва «Просвещение» 1989г.
5. -Колбовский Е.Ю. «Экология для любознательных» Ярославль «Академия холдинг» 2003г.
6. - Кудрявец Д.Б. «Как вырастить цветы» «Как вырастить цветы» Москва «Просвещение»
1993г.
7. - Лебедева Л.А. «Увлекательные страницы зоологии» Региональное Приволжское
издательство «Детская книга» 2000г.
8. - Мартынов С.М. «Овощи+фрукты+ягоды=здоровье» Москва «Просвещение» 1993г.
9. - Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. «Экология» Москва «Устойчивый мир» 2000г
10. - Пономарёва И.Н. «Экология» Москва «Вентана-Граф» 2000г.
11. - Пожарицкая Н.Н. «Путешествие к домашним животным» Москва «Детская литература»
1998г.
12. - Попова Т.А. «Экологический мониторинг природной среды» Москва «Творческий центр»
2005г.
13. - Тамбиев А. В. «Живые пути планеты» Москва «Детская литература» 1994г.
14. - Библиотечка журнала «Биология в школе» Москва 2006г-2016г.
15. - Теремов А, Рохлов В. «Занимательная ботаника» Москва «АСТ-пресс» 1999г.
16. - Теремов А..Рохлов В. «Занимательная зоология» Москва «АСТ-пресс» 1999г.
17. - Фисюнов А.В. «Сорные растения» Москва «Колос» 1984г.

Список литературы для детей.
1. - Алексеев С.В. «Практикум по экологии» Москва «Устойчивый мир» 2000г.
2. - Афегдулов К.П. «Удобрения под планируемый урожай» Москва «Новая школа» 1998г
3. - Банников Н. Н. «Охрана природы» Москва «Детская литература» 1997г.
4. - Белик В.Ф. «Методика полевого опыта в овощеводстве» Ярославль «Академия холдинг»
1989г.
5. - Блукер Н.А. «Ботаника с основами физиологии растений» Москва «Просвещение» 2003г.
6. - Верзилин Н.М. «Путешествие с домашними растениями» Саратов «Педобщество» 2004г.
7. - Денисова Л.В. «Удивительный мир растений» Саратов «Педобщество» 2003г.
8. - Доспехов Б.А. «Методика опытной работы в школе» РПИ «Детская книга» 2000г.
9. - Дудкина О.П. «Внеклассная работа в школе» Москва «Творческий центр» 2005г.
10. - Лебедева Л.А. «Увлекательные страницы зоологии» Приволжское издательство «Детская
книга» 2000г.
11. - Пономарева И.Н. «Экологический отдел пришкольного опытного участка» Москва «АСТпресс» 1999г.
12. - Теремов А. Рохлов В, «Занимательная ботаника» Москва «АСТ-пресс» 1999г.
Информационное обеспечение Интернет-ресурсы
1. Ассоциация «зеленых» вузов России. – URL: http://зеленыевузы.рф

2. Зеленая планета: сайт Общероссийского общественного детского экологического движения.
– URL: http://www.greenplaneta.ru
3. Лесной форум Гринпис России. – URL: http://forestforum.ru
4. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. – URL:
http://www.mnr.gov.ru
5. Определитель птиц онлайн. – URL: https://ptici.info/opredelitel-ptic.html
6. Особо охраняемые природные территории России. – URL: http://www.zapoved.ru
7. РИА-Новости: Экология. – URL: http://eco.rian.ru
8. Россия в окружающем мире: Международный независимый эколого-политологический
университет. – URL: http://www.rus-stat.ru
9. Федеральное агентство водных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии
Российской Федерации. – URL: http://voda.mnr.gov.ru
10«Чистый белый край» – компания по выкупу и переработке вторичного сырья в Белгороде. –
URL: http://kray31.ru
11.ЭКОКЛАСС – просветительский портал. – URL: https://экокласс.рф
12.Ecowiki – портал об экологии. – URL: https://ecowiki.ru
13.National Geographic Россия: научно-популярный географический журнал. – URL: https://natgeo.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ»МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

Рабочая программа на 2024-2025 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе
«Эко Юннаты»

Срок реализации; 1год
Адресат программы; 12-17 лет
Форма обучения; очная
Автор; Махова Мадина Гумаровна педагог дополнительного образования

г. п. Залукокоаже

2024 год

Целью данной программы является:
формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и
исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала
обучающегося.
Задачи программы:
Личностные задачи:
- сформировать положительную мотивацию и интерес к проектной деятельности с помощью
экологических исследований; - воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность;
- воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающей среде;
Метапредметные задачи:
- стимулировать стремление обучающихся к самостоятельной деятельности;
- развивать наблюдательность, умение строить предположения на основе полученных знаний;
- развивать умение анализировать полученные результаты, выделять главное;
- развивать умение организовывать свой труд, научить пользоваться различными источниками
для получения дополнительной информации, оценивать полученную информацию;
- развивать умение работать в группе, участвовать в групповых дискуссиях.
Предметные задачи:
- сформировать навыки планирования исследовательской деятельности;
- сформировать навыки работы согласно методике исследования;
- сформировать умение обращения с химическими веществами, с биологическими препаратами,
приборами и оборудованием, соблюдая технику безопасности;

Календарно-тематический план.

№

Дата занятия
По
плану

1.

По факту

Наименование
раздела

-Вводное
занятие

Количество
часов

2 (1/1)

. -Кто такие
«Юннаты»

Любите ли вы
природу?

1+1

О естественных
науках:
биология,
экология
2.

Содержание деятельности

Форма
аттестации/контроля

Теоретическая часть

Практическая часть

Установочная
ознакомительная
лекция.

- «Онлайн –экскурсия»

Опрос

Ознакомление с движением
естественнонаучной
направленности, возникшей
в 20 веке. Из истории
«Юннатского» движения

Беседа

письменная проверка знаний

Опрос

Что изучает биология,
для чего нам нужна
экология

Педагогическое
наблюдение

(Анкетирование)
Педагогическое
наблюдение

Дикие
животные.
2

Все обо всем.
Обеспечение
безопасности при
встрече с дикими
животными в
природных условиях.

Определение присутствия
животных по следам,
звукам, звериным тропам.
Особенности поведения при
встрече с дикими
животными. Дикие
животные нашей области.

Собеседование
Опрос

2.1

Укусы
насекомых и
змей и защита от
них.

1+1

Первая помощь
при укусах
насекомых и
змей.
2.2

Занимательная
зоология

6(2/4)

Признаки укуса
насекомых. Признаки
укуса клещом.
Клещевой энцефалит.
Признаки укуса змеи.
(Презентация;))

Что мы знаем о фауне
и что изучает
зоология, какую роль
они играют для
человека и как им
помочь и что нам
делать, чтобы
сохранить их
популяции для
будущего

Оказание первой помощи
при укусах насекомых.
Оказание первой помощи
при укусе клещами. Как
уберечься от энцефалита.
Оказание первой помощи
пострадавшему,
укушенному змеей.
Оказание первой помощи
при обнаружении клещей.
Кроссворд
практическое занятие.

Растения рядом
с человеком

6

12

18

3.1

Всё ли мы знаем
о жизни растений

6 (2/4)

Ознакомление с
флорой. Беседа, о том,
что дают нам
растения, их роль в
жизни человечества и
как им не навредить, а
наоборот, как им
помочь

Знакомство с царством
растений. Все ли мы знаем о
жизни растений
Письменный опрос,

Комнатные и
садовые растения

6(2/4)

Многообразие сортов
комнатных и садовых
растений. Что между

Опрос
Педагогическое
наблюдение

Опрос

3

3.2

Беседа.

(работа на пришкольном
участке)

Практические занятия.
Комнатные и садовые
растения. Как ухаживать за

Педагогическое
наблюдение

Беседа
Опрос
Анкетирование
Педагогическое
наблюдение
Опрос,
Собеседование

3.3

Занимательная
ботаника

6(2/4)

ними общего и чем
они отличаются.
Эстетическое
оформление клумб и
цветников во дворе
школы, в саду,
огороде.

ними. Правильная поливка,
посадка, пересадка,
прищипка, обрезка и. т. д.
Занимательная ботаника.
(работа на пришкольном
участке)

Проверка рефератов

1.Покрытосеменные
или цветковые;

Практические занятия.

Опрос

1.Покрытосеменные или
цветковые;

Собеседование.

2.Голосеменные;
3.Папоротниковидные;
4.Плауновидные;
5.Моховидные;
6.Лишайники;
7.Грибы.
Занимательная
ботаника и о чем не
узнаешь на уроке
(Презентация)
4

4.1

Охрана
природы
Что нужно
охранять?
Основные
вопросы
экологического
мониторинга

2.Голосеменные;
3.Папоротниковидные;
4.Плауновидные;
5.Моховидные;
6.Лишайники;

по темам

Тестирование
Педагогическое
наблюдение

7.Грибы

14( 8/6)
8
Что нужно охранять?
Основные вопросы
экологического
мониторинга. Красная
книга. Редкие и
охраняемые животные
и растения.
Кабардино-Балкария.
Экологические
проблемы.
Удивительная природа

6
Практические занятия.
Основные вопросы
экологического
мониторинга.
Какие животные и растения
Кабардино-Балкарии
занесены в красную книгу?
Что мы должны сделать,
чтобы их сохранить и

Беседа
Опрос
Собеседование
Анкетирование
Педагогическое
наблюдение

Кабардино-Балкарии и
её экологические
проблемы.
4.2

Красная книга
4 2/2

Редкие исчезающие и
особо о охраняемые
животные и растения.
Кабардино-Балкарии.
Что такое «Красная
книга» и когда её
придумали, с какой
целью?

Практические занятия.

Собеседование

Какие животные и растения
Кабардино-Балкарии
занесены в красную книгу?
Что мы должны сделать,
чтобы их сохранить и
преумножить?

Тестирование

Практические занятия.

Опрос

Сделать самим красную
книгу.

Собеседование

Педагогическое
наблюдение

Красная книга КБР;
Красная книга России.
4.3

Редкие и
охраняемые
животные и
растения

4 2/2

Презентация «эволюция –
необратимый
процесс», нельзя
восстановить то что
уже исчезло с лица
Земли. Узнать
побольше о тех видах
животных и растений,
которые на грани
исчезновения

Что мы должны сделать,
чтобы их сохранить и
преумножить?

Тестирование
Педагогическое
наблюдение

4.4

5.

КабардиноБалкария.
Экологические
проблемы

Человек: друг
или враг?

4 2/2

Проблемная лекция о
наболевших
повседневных
экологических
проблемах нашего
региона и нашего села
(Чистота питьевой
воды, борьба с
мусорными свалками,
выхлопными газами
спирт завода и
грузовых автомобилей
и прочее)

14(8/6)

8

5.1

О профессиях:
врач, эколог,
биолог и др.

2

О профессиях врач,
эколог, биолог и др.

5.2

Влияние
окружающей
среды на
организм
человека

4

Влияние окружающей
среды на организм
человека. О здоровом
образе жизни.
Занимательная
анатомия.8ч.

О здоровом
образе жизни

2/4

5.3

Презентация;

Практические занятия.
Работа над проектом

Проблемная лекция.
Опрос,
Стандартизированный
контроль
Педагогическое
наблюдение

6
Подготовка проекта, доклада Опрос
или реферата
Беседа
Практические занятия.

Опрос

взаимопроверка,
Проектная работа

Практические занятия. О
здоровом образе жизни.
«О вреде курения, Занимательная анатомия.
алкоголизма
и (проектная работа;
наркомании.»

Опрос

5.4.

6

Занимательная
анатомия

Полевой
практикум

6.1

2/2

4 2/2

7
7.1

7.2

Работа над проектом

Презентация по теме.

Практические занятия. О
ЗОЖ. Занимательная
анатомия. 6ч (проектная
работа;) Презентация;)

2

Экскурсия в
поле.
Самостоятельные
полевые
исследования

1+1

Праздничные
мероприятия

6

Торжественная
линейка «Войди
в природу
другом»

1

Праздник
«Посвящение в
юннаты»

2

Опрос
Беседа

2
Практическая работа;

Беседа

Исследовательская
работа по теме,
фиксация данных в
полевой дневник.

Самостоятельные полевые
исследования

Опрос

Исследовательская
работа по теме,
фиксация данных в
полевой дневник.

Практическая работа;

Беседа

Полевые исследования

Опрос

1+1
Экскурсия на
водоём.
Экскурсия в лес

6.2

Конкурс рисунков

«Клятва юных эколят,
молодых защитников
природы

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение

----

Беседа
Опрос
Педагогическое
наблюдение

Основные законы
юных натуралистов.!
«Эко Юннаты»

Беседа
Педагогическое

наблюдение
День здоровья

1

Праздничный
марафон.

Отчётное
итоговое
собрание

2

Подведение итогов

7.3
7.4

Всего:

72час

38

----

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

34

Планируемые результаты:
Личностные.
У обучающихся будет сформировано:
- положительное отношение к проектной и исследовательской деятельности;
- основа личностных и нравственных качеств: трудолюбие, терпение, добросовестное
отношение к делу;
- бережное отношение к окружающей среде.
Метапредметные.
У обучающихся будут развиты навыки: - работать самостоятельно;
- наблюдательность, умение строить предположения на основе полученных знаний;
- развивать умение анализировать полученные результаты, выделять главное, делать выводы;
- умение организовывать свой труд, научить пользоваться различными источниками для
получения дополнительной информации, оценивать полученную информацию;
-умение работать в группе, участвовать в групповых дискуссиях.
Предметные.
- У обучающихся будут развиты навыки:навыки планирования исследовательской деятельности
работать согласно методики исследования;
- сформированы умение обращения с химическими веществами, с биологическими
препаратами, приборами и оборудованием, соблюдая технику безопасности;
- обрабатывать и рассчитывать полученные результаты исследования;
- оформлять и представлять исследовательский проект согласно основным требованиям

Приложение №2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

Программа воспитания обучающихся
на 2024-2025 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе
«Эко Юннаты»

Уровень программы: стартовый
Адресат:12-17 лет
Год обучения: 1 год
Автор: Махова Мадина Гумаровнапедагог дополнительного образования

г. п. Залукокоаже,
2024 год

Характеристика объединения «Эrо Юннаты»

•
•
•
•
•
•
•
•

Деятельность объединения «Эко Юннаты»
имеет туристско-краеведческую, эколого-биологическую направленность.
Количество обучающихся объединения «Эко Юннаты»
составляет __ человек.
Из них мальчиков – ___, девочек – ___
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от12 до 17 лет.
Формы работы: индивидуальные и групповые.
Направления работы
Гражданско-патриотическое воспитание.
Идеологическое воспитание.
Духовно-нравственное воспитание.
Работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизма
Эстетическое воспитание.
Воспитание культуры здорового образа жизни.
Трудовое и профессиональное воспитание.
Экологическое воспитание.
Цель воспитания: Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных,
творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе
принципов самоуправления.
Задачи воспитания:
- формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
- организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования;
- приобщение детей к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям
образовательного учреждения;
- формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
- воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного
отношения к природной и социокультурной среде обитания;
-развитие воспитательного потенциала семьи;
- создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в
среде сверстников социально адекватным способом;
- достижение оптимального уровня воспитанности учащихся;
- выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика.
Планируемый результат воспитания
- у учащихся будут сформированы мировоззрения и система базовых ценностей личности;
будет организована инновационная работа в области воспитания и дополнительного
образования;
- учащиеся будут приобщены к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и
традициям образовательного учреждения;
- у учащихся будут сформированы личностные качества, необходимые для жизни;
- у учащихся воспитаны внутренние потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственное отношение к природной и социокультурной среде обитания;
-у учащихся развит воспитательный потенциал семьи;
- будет создана «ситуация успеха» для каждого учащихся, чтобы научить самоутверждаться в
среде сверстников социально адекватным способом;
- будет достигнут оптимальный уровень воспитанности учащихся;
- будут выявлены и раскрыты природные способности каждого ученика.

•
•
•
•
•

Работа с коллективом обучающихся.
формирование практических умений по организации органов самоуправления, этике и
психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формирование
ответственности за себя и других;
развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в
совместной общественно – полезной деятельности;
содействие формированию активной гражданской позиции;
воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему
краю.

•
•
•
•
•
•
•
•

Работа с родителями учащихся объединения «Эко Юннаты»
Цель – вовлечение родителей в совместную деятельность по изучению истории, культуры,
природы родного края.
Задачи:
педагогическое просвещение родителей;
обучение родителей основам туристской и экскурсионной работы;
формирование умений и навыков в области создания образовательных проектов;
развитие навыков сотрудничества и взаимодействия в процессе творческой работы.
Система работы с семьями учащихся предполагает следующие виды деятельности:
Помощь в получении знаний.
Оценка результатов совместной деятельности.
Консультации
Родительские собрания.
Выставки работ.
Презентации.
Участие в походах.
Организация и проведение совместных акций, экскурсий и праздников.

❖
❖
❖
❖
❖

Тематика родительских собраний:
Как научить ребёнка любить родной край.
Почему нам надо посещать памятные места и памятники родного края.
Роль семьи в формировании бережного отношения к природе родного края.
Родословное древо семьи.
Как помочь ребёнку стать исследователем истории родного края.

✓
✓
✓
✓

Календарный план воспитательной работы
№
Направление
Наименование
Срок
Ответствен
воспитательной
мероприятия
выполнения
ный
работы
Махова М.Г.
1. Гражданско1.Тренировочное
сентябрь
патриотическое занятие «Действия
воспитание
учащихся при
угрозе и
возникновении
пожара»
2. День
солидарности в
борьбе с
терроризмом

Планируемый
результат
Сформировать у
учащихся такие
качества, как долг,
ответственность,
честь,
достоинство,
личность.

1.Акция ко Дню
пожилого
человека
2.Всемирный день
животных

октябрь

Махова М.Г.

Формирование
ценностного
отношения к
пожилым людям,
здоровью и
здоровому образу
жизни. Воспитание
ценностного
отношения к
животным.
Стимулировать
интерес у
учащихся
к исследовательско
й деятельности,
научной работе

1.Всемирный день
приветствий
2.День домашних
животных
3.Акция «С
2.Работа по
праздником вас,
профилактике
мамы!» День
терроризма,
матери
экстремизма и
4. Мероприятия в
этносепаратизма рамках
международного
Дня
толерантности
1.Нравственно- 1. «Всемирный
эстетическое
день борьбы
воспитание
против СПИДА»
2 Экологическое 2.Международный
воспитание
день инвалидов
3. Операция
«Кормушка»
1.Экологическое 1. «День
воспитание
заповедников и
2. Граждансконациональных
патриотическое парков»
воспитание
2.Международный
день памяти
жертв Холокоста

ноябрь

Махова М.Г.

Формирование
ценностного
отношения к
семье, здоровью и
здоровому образу
жизни.
Уважения к
правам, свободам
и обязанностям
человека.

декабрь

Махова М.Г.

Воспитание
нравственных
чувств, убеждений
и этического
сознания.

январь

Махова М.Г.

Формировать
правильное
отношение к
окружающей
среде. Воспитание
нравственных
чувств

февраль

Махова М.Г.

Воспитание
гражданственност
и, патриотизма,
социальной
ответственности и
компетентности, у
важения к правам,

2.

1.Гражданскопатриотическое
воспитание
2.Проектная
деятельность

3.

1.Нравственноэстетическое
воспитание

4.

5.

6.

1.Гражданскопатриотическое
воспитание
2. Нравственноэстетическое
воспитание

1.День защитника
Отечества
Всероссийский
тематический
урок,
посвященный 350летию Петра 1

Махова М.Г.

7.

«То академик, то
герой, то
мореплаватель, то
плотник»
2.День
Российской науки
3. Всемирный
день борьбы
против рака
1.Экологическое 2.Участие в
воспитание
конкурсе
2. Работа по
«Природа и
профилактике
традиционная
терроризма,
культура»
экстремизма и
2. Всемирный
этносепаратизма день Земли
2.
Международный
день борьбы с
наркоманией и
наркобизнесом

свободам и
обязанностям
человека.

март

Махова М.Г.

Махова М.Г.

8.

1. Нравственноэстетическое
воспитание

1.Всемирный день
Земли.
2.Всемирный день
здоровья.
3.Фестиваль «Мы
- выбираем
жизнь!"

апрель

9.

1. Нравственноэстетическое
воспитание
2.Гражданскопатриотическое
воспитание

1.Всемирный день
без табака.
2. Акция
«Георгиевская
ленточка»

май

10. 1.Гражданскопатриотическое
воспитание
2. Нравственноэстетическое
воспитание

1.Международный
день защиты
детей
2.День здорового
питания

июнь

Изучение
учащимися
природы и истории
родного края.
Формировать
правильное
отношение к
окружающей
среде. Воспитание
гражданственност
и, патриотизма,
социальной
ответственности

Формировать у
учащихся культуру
сохранения и
совершенствовани
я собственного
здоровья.
Популяризация
занятий
физической
культурой и
спортом.
Пропаганда
здорового образа
жизни
Махова М.Г. Воспитывать
любовь и уважение
к традициям
Отечества.
Пропаганда
здорового образа
жизни
Махова М.Г. Создание условий
для развития у
учащихся
творческих
способностей.
Пропаганда
здорового образа
жизни.

Система воспитательной работы. Организация мероприятий с обучающимися и
родителями вне учебного плана
Мероприятия,
Массовые мероприятия Конкурсные
организованные
для различного уровня, в мероприятия
обучающихся и их родителей которых обучающиеся
могут принять участие
-Тематическая
беседа, - Всероссийский день - внутри школьная
посвященная
Дню бега «Кросс нации»;
выставка Эко Юннат»;
солидарности в борьбе с
муниципальный
сентябрь терроризмом;
конкурс
Беседа
«Безопасный
экологического
маршрут в учреждение»;
творчества «Наш дом природа»;
Тематические
беседы, Мероприятия, -Республиканский
посвященные Дню Памяти посвященные
Дню конкурс
жертв
политических пожилых людей;
экологического
октябрь
репрессий
- КВН;
творчества «Наш дом природа»;

ноябрь

декабрь

январь

Тематические
беседы,
посвященные Дню народного
единства и согласия;
-Игровая программа «Под
маминым крылом»;

Праздничная
программа
с
подведением
итогов
конкурса
сочинений
«Семейное счастье»;
Всероссийский
географический диктант;
Беседы
по
правилам -Новогодние
поведения в зимний период и представления;
профилактике травматизма;
Беседы, посвященные дню
памяти неизвестного солдата;

-Конкурсные
и
игровые
программы, проводимые в
каникулярное время

Мероприятие, посвященное
«Дню Защитника Отечества»
февраль

муниципальный
конкурс «Моя малая
родина:
природа,
культура, этнос»

-Региональный
заочный
юниорский
лесной
конкурс
Подрост»;
Республиканский
конкурс «Моя малая
родина:
природа,
культура, этнос»
Республиканский
экологический форум
«Зеленая планета»;
-Областной
заочный
юниорский
лесной
конкурс Подрост»;
Республиканский
экологический форум
«Зеленая планета»;
заочная акция
«Летопись
добрых
дел»; - муниципальный
конкурс, посвященный
международному Дню

птиц;

Мероприятие «Для милых
дам»

март

апрель

май

- Мероприятие, беседы по
информационной
безопасности;
- Беседы, посвященные Дню
памяти погибших в
радиационных авариях и
катастрофах;
-Беседы по правилам
поведения в летний период;
- Детский оздоровительный
лагерь с дневным
пребыванием

июнь

- Массовые
мероприятия,
посвященные
празднованию прихода
весны;
- Всемирная акция «Час
Земли»;

- муниципальный
экологический форум
«Зеленая планета»;
- муниципальный
конкурс рисунков
«Чистая вода»;

-Областная
профилактическая акция
«Областная зарядка»,
приуроченная к
Всемирному Дню
здоровья;
- Всемирная акция по
проверке грамотности
«Тотальный диктант»;
Акция «Георгиевская
ленточка»;

- Международный
экологический
фестиваль «Сохраним
нашу Землю;

- Мероприятия,
посвященные Дню
защиты детей;
мероприятия,
посвященные
празднованию Дня
России (12 июня)

- муниципальный
конкурс социальных
плакатов, листовок и
рисунков по
пропаганде здорового
образа жизни «Быть
здоровым – это
модно!»;

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета №1.
На определение уровня экологической культуры
1. Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?
2. Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чем это выражается?
3. Назовите ведущие экологические проблемы мира, России, Томской области
4. Что такое природа?
5. Что такое экология?
6. Что такое охрана природы?
7. Каковы правила поведения человека в природе?
8. Какую ценность имеет природа для человека, Вас лично?
9. Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?
10. Какие экологические, природоохранные дела проводились в Вашей школе?
11. Что Вы сделали и что смогли бы еще сделать полезного по защите природы?
12. Чем привлекает Вас природоохранная деятельность?
13. Какой поступок Ваших товарищей Вы считаете самым хорошим (плохим) по защите
природы?
14. Что, по Вашему мнению, люди могли бы сделать наиболее полезного по охране
природы?
15. Какими принципами должен руководствоваться человек, строя свои отношения с
природой?
16. Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?
имею низкий уровень
имею средний уровень
имею высокий уровень
затрудняюсь определить.

Анкета № 2.
Охранная грамота природы
(анкета на выявление интереса к экологическим проблемам,
уровня экологических знаний)

1.
2.
1.
1.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
1.

Что такое природа?
Что значит охранять природу?
Для кого человек должен охранять природу?
От кого человек должен охранять природу?
Что такое Международная Красная книга?
Что означает красный цвет Красной книги?
Какого цвета страницы имеет Международная Красная книга?
Какие животные, обитающие на территории России, занесены в Международную
Красную книгу?
Какие Вы знаете формы охраняемых природных территорий?
Какие заповедники расположены на территории России и Томской области?
Какие заповедники расположены на территории России и Томской области?
Назовите экологические проблемы мира? России и Томской области?
Что называют легкими планеты? Почему?
Правильно ли делить растения и животных, на полезных и вредных?
Что лично ты можешь сделать для охраны природы?

Я и природа
(самооценка отношения к природе)

Плохо то, что мы до сих пор не сумели осознать, что являемся частицей большого и
неделимого целого. Слишком долго мы придерживались примитивного представления, будто
наша «богом данная» роль состоит в том, чтобы «быть хозяином» рыб в море, птиц в небе,
всего живого, что населяет Землю. Мы не сумели понять, что не Земля принадлежит нам, а
мы принадлежим Земле.
Р. Эдберг

Знакомство с проблемой. Ещё сто лет назад выдающийся философ и психолог Уильям
Джеймс утверждал, что «Я» человека состоит не только из его физических и душевных качеств,
но включает и одежду, и дом, и семью, и друзей, и результаты его труда - в общем, все то, к
чему человек неравнодушен и за что он чувствует себя ответственным.
Чем больше вокруг таких вещей, к которым человек чувствует себя причастным и
привязанным, чем больше в окружающем мире происходит событий, за которые он считает
себя ответственным и которые вызывают в нем глубокие переживания, тем более богата его
духовная жизнь.
Одним из очень важных проявлений личности, по которым можно судить о том, насколько
значителен и интересен человек, является его отношение к окружающей природе. Тяга к

природе заложена в человеке изначально. Хотя большинство из нас живет в больших городах,
где природу теснят кирпич, стекло и бетон, отдохнуть мы стараемся за городом, в лесу, у
водоема. Мы чувствуем свое единство с природой, хотя не всегда понимаем ее роль в нашей
духовной жизни.
Нельзя спокойно читать фантастические произведения о будущем, в которых описывается
жизнь человека после экологических катастроф. Кто из вас согласился бы жить в замкнутом
пространстве, в бункере под землей, без свежего воздуха, без чистой воды, без солнца и звезд,
без восходов и закатов, без дождя и снега? Недаром в такой обстановке человек, по предвидению фантастов, становится жестоким, агрессивным, эгоистичным и жадным, теряет свои
человеческие качества. Значит, изменения, происходящие в окружающем мире, влияют на
личность. Разрушая природу или равнодушно не замечая, как ее разрушают другие, мы тем
самым незаметно разрушаем и самих себя.
В вашем возрасте очень важными становятся отношения с друзьями, нередко возникают
конфликты, трудные проблемы, которые кажутся порой безысходными, неразрешимыми и заслоняют все остальное. В этих случаях хорошо побыть в лесу или в парке, посмотреть на
деревья, на то, как несет свои воды река. Стоит ощутить, что ты являешься частицей природы,
попробовать взглянуть на свои проблемы со стороны - и трудности покажутся временными и
вполне преодолимыми.
А как относитесь к природе вы? Замечаете ли, в какие цвета окрашено все вокруг? Какой
палитрой красок и бесконечной гаммой звуков владеет природа?
Задумываетесь ли вы над тем, сколько миллионов лет прошло, прежде чем этот фантастически
богатый ландшафт сформировался, и как легко можно уничтожить все вокруг, всего за
несколько десятилетий, если не остановить гибельный процесс разрушения?
Свое отношение к природе вы можете оценить с помощью приведенных ниже вопросов. Это
отношение во многом зависит от того, насколько вы его осознаете. Конечно, предлагаемые
вопросы охватывают не все стороны отношения к природе, и потому оценка будет неполной.
Но полученные вами результаты, как и отдельные вопросы, помогут вам задуматься о природе
и о своих связях с нею.
Порядок работы. Прочтите вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите один из
трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные
баллы в конце работы сложите.
Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. Сравните результат с приведенными ниже оценками
и прочитайте советы.
Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни
знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания
об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по
отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство
оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет
знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на
жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже.
От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте
природе больше внимания.
Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими
в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства,
отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас
людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным.

От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы
понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей.
Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями
искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой,
работами художников-анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более
глубоким и действенным.
Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша
эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки.
Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим
действиям.
Мое отношение к природе (тестирование)
Ответы и баллы
№ п/п

Вопросы

1

2

«Да»

«Нет»

По - разному

3

4

5

1.

Задумываетесь ли вы о своем отношении к
природе?

2

0

1

2.

Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные
(«некрасивые»)?

0

2

1

3.

Всегда ли вы бережно относитесь к природе?

2

0

1

4.

Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд,
окружающая природа и происходящие в ней
явления?

2

0

1

5.

Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу?

2

0

1

6.

Все ли в окружающей природе вас интересует?

2

0

1

7.

Проявляется ли этот интерес в ваших поступках?

2

0

1

8.

Цените ли вы разнообразие в природе?

1

2

0

9.

Влияет ли природа на ваше настроение?

2

0

1

Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те
10. или иные объекты природы или природные
явления?

1

0

2

Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите,
11. что кто-то наносит природе ущерб своими
действиями?

2

0

1

12. Любите ли вы читать описания природы в книгах?

2

0

1

13. Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?

2

0

1

14. Влияет ли природа на ваше поведение?

2

0

1

15. Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том

1

2

0

числе в городских скверах, парках и т. п.)?
16.

Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то
вредить природе?

0

2

1

17.

Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите
делать среди природы?

2

0

1

18. Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?

0

2

1

2

0

1

20. Или в более старшем возрасте?

0

2

1

Любите ли вы рассматривать пейзажи или
21. изображения животных и растений на картинах
(фотографиях)?

2

0

1

2

0

1

Приходилось ли вам сочинять стихи о природе,
23. рисовать природу, работать с природным
материалом?

2

0

1

Всегда ли вы добросовестно относитесь к
24. выполнению какой-либо работы по уходу за
окружающей средой?

2

0

1

Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки
25. и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по
каким именно предметам

2

0

1

19.

22.

Вы начали принимать посильное участие в охране
природы в I-V классах?

Знакомы ли вам музыкальные произведения,
связанные с природой?

Анкета для родителей по экологическому воспитанию:
1. Что для вас экологическая культура?
1.Система экологических знаний.
2.Ответственное и бережное отношение к природе.
3. Чувство сопереживания, забота о судьбе планеты.
4.Затрудняюсь ответить.
5. Другое.
2. Считаете ли вы необходимым осуществлять экологическое воспитание ребенка в
семье?
1.Да, считаю необходимым.
2.Экологическое воспитание должно осуществляться только в школе.
3. Затрудняюсь ответить.
3. Каким образом вы осуществляете экологическое воспитание вашего ребенка?
1.Провожу беседы на экологическую тему.
2.Подаю личный пример — совместно с ребенком принимаем участие в субботниках, днях
чистоты.
3.Совместно с ребенком осуществляем высадку растений во дворе дома, в теплицах.
4.Совместно с ребенком осуществляем уход за комнатными растениями.
5.Не осуществляю экологического воспитания своего ребенка.

4. Знаете ли вы о глобальных экологических проблемах?
1.Знаю о многих.
2.Знаю о некоторых.
3.Затрудняюсь ответить.
5. Обсуждаете вы экологические проблемы в семье?
1.Провожу беседы на экологические темы.
2.Затрудняюсь ответить.
3.Да, считаю необходимым.
Анкета для учащихся по экологическому воспитанию:
Что такое экология?
1.Наука о поведении человека в природе.
2.Наука о природе..
3.Не знаю.
2.Что вы думаете о состоянии окружающей среды?
1.Знаю очень мало.
2.Природа в опасности.
3.Затрудняюсь ответить.
3.Каким образом человек разрушает природу?
1.Убивает животных.
2.Загрязняет воду, воздух.
3.Вырубает леса.
4.Не знаю.
4. Знаете ли вы, какие растения и животные занесены в Красную книгу?
1.Не знаю.
2.Знаю немного.
3.Не знаю ни одного.
5.Что вы можете сделать для сохранения природы?
1.Сажать цветы, деревья.
2.Не бросать мусор.
3.Затрудняюсь ответить.
4.Не знаю, чем помочь.
6. Хотели бы вы узнать больше об экологии?
1.Да.
2.Нет.
3.Не знаю.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».