ДОП Баскетбол. Озроков А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета
МКУ ДО «РЦДО»
Протокол от «25» июня 2024 г. №4

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«БАСКЕТБОЛ»

Уровень программы: стартовая
Вид программы: модифицированный
Адресат:11-14 лет
Срок реализации:1год, 72 часа
Форма обучения: очная
Автор:Озроков Анзор Сарабиевичпедагог дополнительного образования

г.п. Залукокоаже,
2024г.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка
Направленность: физкультурно-спортивная
Уровень программы: стартовая
Вид программы: модифицированная
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа
1.
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2.
Национальный проект «Образование».
3.
Конвенция ООН о правах ребенка.
4.
Приоритетный проект от 30.11.2016 г. №11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
5.
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
6.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей» (с изменениями и дополнениями).
8.
Федеральный
закон
от
13.07.2020г.
№189-ФЗ
«О
государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в
социальной сфере».
9.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
10. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
11. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г.
№761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования».
13. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре».
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
15. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
16. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих

социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
17. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями, по
независимой оценке, качества образования образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»).
19. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
20. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной
организации».
21. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
14.08.2020г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
формату предоставления информации».
22. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об
образовании».
23. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении Региональных
требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
24. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении
Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в
КБР».
25. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
26. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и
реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и
модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских
дополнительных общеразвивающих программ»).
27. Постановление от 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о
персонифицированном дополнительном образовании детей в Зольском муниципальном
районе».
28. Устав МКУ ДО РЦДО
Актуальность.
Актуальность программы заключается в приобщении обучающихся к здоровому образу жизни,
в профилактике асоциального поведения, в создании условий для творческой самореализации
личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей.
Новизна: программа учитывает специфику дополнительного образования и охватывает
значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные
требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем
детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к
вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию
гармоничного человека.
Отличительные особенности.

Естественность движений. В основе баскетбола лежат естественные движения - бег, прыжки,
броски, передачи. Коллективность действий. Эта особенность имеет большое значение для
воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.
Соревновательный характер. Стремление превзойти соперника в быстроте действий,
направленных на достижение победы, при участии обучающихся мобилизовать свои
возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности,
возникающие в процессе спортивной борьбы.
Педагогическая целесообразность основана на характеристике подросткового возраста как
важнейшего этапа в гармоничном физическом развитии обучающихся. Обучение игре в
баскетбол является хорошей основой для физической культуры и проводятся с целью
укрепления здоровья и достижения всестороннего физического развития занимающихся,
овладения элементами игры баскетбол и выполнения на этой основе контрольных нормативов
по физической подготовке; приобретения инструкторских навыков и умений самостоятельно
заниматься физической культурой.
Адресат программы. Программа предназначена для детей от 11 до 14 лет. В спортивную
секцию принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Срок реализации– 1 год.Объём учебных часов в год – 72 часа в год (2 часа в неделю).
Режим занятий –занятия проводятся по утверждённому расписанию один раз в неделю по 2
часа с 10 минутным перерывом
Наполняемость группы. 12-15 детей.
Форма обучения: очная
Форма занятий: групповая.
Формы организации обучения: командная (групповая), малыми группами, индивидуальная.
Формы проведения занятий: тренировочные занятия, беседы, спортивные конкурсы.
Цель программы - развитие физических и личностных качеств обучающихся посредством
обучения командным играм и повышение уровня мотивации детей и подростков к здоровому
образу жизни.
.
Задачи программы:
Личностные:
• формировать стремление к здоровому образу жизни;
• формировать практические навыки и умения поведения в экстремальных ситуациях;
• формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной
безопасности;
• воспитать в детях коммуникабельность, чувство коллективизма, сотрудничества,
взаимовыручки;
• приобщать учащихся к нормам и ценностям общества, адаптировать к условиям среды;
• формировать патриотизм, гражданственность, чувство ответственности за свою судьбу и
судьбу своего поколения.
Предметные:
• создать условия для реализации потребности детей в двигательной активности.
• развивать двигательные способности детей и физические качества(быстрота, сила,
выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость).
• формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.
Метапредметные:
• прививать учащимся навыки самостоятельности, самоорганизации, потребности в
непрерывном самообразовании и самосовершенствовании;
• развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся;
• содействовать профессиональной ориентации учащихся;
• создать условия для подготовки детей к действиям в различных экстремальных ситуациях;
• прививать умения и навыки, позволяющие в условиях экстремальной ситуации не только
осуществить грамотные действия по само спасению, но и оказать помощь попавшим в беду
людям.

Учебный план
№
п/п

Название раздела

1.

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

Введение. ТБ.

2

2

-

устный опрос

2

Общая физическая подготовка:

10

1

9

3.

Специальная физическая подготовка

4

1

3

4.

Техническая подготовка:

32

4

28

Практическое
задание.
наблюдение
Практическое
задание.
наблюдение
Практическое
задание,
тестирование.

5.

Тактическая подготовка:

20

2

18

Практическое
задание,
тестирование,
решение задач.

6.

Контрольные игры и соревнования.

2

-

2

7.

Итоговое тестирование.

2

-

2

наблюдение, анализ
деятельности
Тестирование.

8.

Итого часов:

72

10

62

Содержание учебного плана
Тема 1. Введение. ТБ.. (2 ч.)
Теория (2 ч.): История возникновения баскетбола, его место и значение в системе
физического воспитания. Техника безопасности на занятиях баскетболом.
Формы контроля: устный опрос.
Тема 2. Общая физическая подготовка (10 ч.)
Теория (1ч.): Правила выполнения строевых упражнений; упражнений для рук, ног, шеи,
туловища; упражнений для развития силы, координации, гибкости, ловкости, быстроты,
выносливости.
Практика. (9 ч.): Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения.
Сомкнутый и разомкнутый строй. Построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты
на месте. Переход на ходьбу, на бег. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений – сгибания
и разгибания рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими
руками разновременно, тоже во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах;
приседания, отведения, приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях;
выпады, подскоки из различных исходных положений ног; сгибание и разгибание ног в
смешанных висах и упорах, прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы, наклоны
туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и
согнутых ног в положении лежа на спине, из положения лежа на спине переход в положение
сидя, смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз, угол из исходного положения лежа,
сидя в положении виса; различные сочетания этих движений.

Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой,
гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со
штангой (для юношей).
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса.
Преодоление веса и сопротивление партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазание по
канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со
старта и с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером.
Выполнение общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с высокой
амплитудой движений. Упражнения с помощью партнера. Упражнения с гимнастической
палкой. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке, акробатические
упражнения.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки
вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад.
Стойки на голове, руках, лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного
мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии. Жонглирование двумя-тремя
теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после
кувырков, поворотов.
Упражнения для развития координации. Удержание равновесия на одной ноге, в
полуприседе, с закрытыми глазами, с прыжком. Удержание несколько секунд сложной позы.
Отведение в сторону прямой или согнутой ноги на несколько секунд. Вращательные
упражнения: вращательные движения на четыре счета по часовой и против часовой стрелки. В
локтевых суставах и плечевых суставах по той же схеме. Вращения в разные стороны
одновременно. Вращение кистями, в локтевых суставах и в плечевых как в одну сторону, так и
одновременно в разные стороны. Маховые движения ногами без опоры, в стойке на одной ноге
движения руками и неопорной ногой в одной плоскости. Прыжковые упражнения: прыжки на
одной и на двух ногах на месте и продвижением, прыжки с поворотом на 90 и 360 градусов.
Жонглирование мячами. Прыжки на месте с набиванием мяча о пол.
Упражнения
типа
«полоса
препятствий». С
перелезанием,
пролезанием,
перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких
предметов одновременно, ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис малый
(настольный), в волейбол.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через
препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах.
Перепрыгивание предметов. Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по
мелководью, по снегу, по песку. Эстафеты. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра.
Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500,
800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег
по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч. Ходьба на лыжах. Марш-бросок. Туристические
походы.
Формы контроля: Практическое задание. Наблюдение
Тема 3. Специальная физическая подготовка (4 ч.)
Теория (1ч.): Правила выполнения упражнений для развития игровой ловкости,
специальной выносливости.
Практика (3): Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения,
рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений. Бег, с максимальной частотой шагов
на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам. Бег за лидером. Бег на
короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Многократные прыжки с
ноги на ногу. Прыжки на одной ноге на месте и в движении. Прыжки в сторону. Бег и прыжки с
отягощениями.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и
разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от

стены ладонями и пальцами. Передвижение в упоре на раках по кругу. Передвижение на руках
в упоре лежа. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, теннисными мячами.
Метание мячей различного веса и объема на точность, дальность, быстроту. Удары по
летящему мячу. Бросок мяча в прыжке с разбега.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе,
беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель.
Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в
стену и последующей ловлей. Ведение мяча с ударами о скамейку, о пол. Ведение мяча с
одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные упражнения в
беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной
продолжительностью работы и отдыха. Эстафеты с мячом. Круговая тренировка.
Формы контроля: Практическое задание. наблюдение
Тема 4. Техническая подготовка. (32 ч.)
Теория (2 ч.): Основные правила игры: состав команд и функции игроков, игровое время,
начало игры и спорный бросок, перерывы в игре и замены игроков, игра мячом и вбрасывания,
нарушения в игре, показ слайдовых презентаций в разнообразии игровых материалов игры
баскетбол.
Практика (28 ч.): Прыжок толчком двух ног, прыжок толчком одной ноги, остановка
прыжком, остановка двумя шагами. Повороты вперед, повороты назад. Ловля мяча двумя
руками на месте и в движении, в прыжке, при встречном движении, при поступательном
движении, при движении сбоку, ловля рукой на месте. Ловля мяча одной рукой в движении.
Передача мяча двумя руками сверху, от плеча, от груди. Передача двумя руками снизу, с места.
Передача мяча двумя руками в прыжке. Встречные передачи мяча. Передача мяча одной рукой
сверху, от плеча, от груди. Ведение мяча с высоким отскоком, с низким отскоком. Ведение мяча
без зрительного контроля. Ведение мяча со зрительным контролем. Ведение мяча на месте,
ведение мяча по прямой, ведение мяча по дугам, ведение мяча по кругам. Ведение мяча
зигзагом. Броски в корзину двумя руками сверху. Броски в корзину двумя руками от груди.
Броски в корзину двумя руками снизу. Броски в корзину двумя руками с отскоком от щита.
Броски в корзину двумя руками с места. И в движении. Броски в корзину двумя руками
(ближние). Броски в корзину одной рукой от плеча. Броски в корзину одной рукой с отскоком
от щита. Броски в корзину одной рукой в прыжке. Броски в корзину одной рукой прямо перед
щитом. Броски в корзину одной рукой параллельно щиту.
Формы контроля: практические задания, тестирование.
Тема 5. Тактическая подготовка (20 ч.)
Теория (2 ч.): разновидности тактических действий игры в баскетбол, просмотр
основных схем нападений и защиты во время игры. Просмотр видеоматериалов.
Практика (18 ч.): Тактика нападения. Выход для получения мяча. Выход для отвлечения
мяча. Розыгрыш мяча. Атака корзины. «Передай мяч и выходи». Наведение, пересечение.
Тактика защиты. Противодействие получению мяча. Противодействие выходу на
свободное место. Противодействие розыгрышу мяча. Противодействие атаки корзины.
Подстраховка. Система личной защиты.
Формы контроля: практические задания, тестирование, решение задач.
Тема 6. Контрольные игры и соревнования. (2 ч.)
Практика (2 ч.): Соревнования между командами.
Формы контроля: наблюдение, анализ деятельности.
Тема 7. Итоговое тестирование (2ч.)
Практика (2ч.) Аттестация учащихся по дисциплинам:
- общая физическая и специальная физическая подготовка;
- техническая подготовка.
Формы контроля: тестирование.
Планируемые результаты.

Личностные.
У учащихся будут:
• сформировано стремление к здоровому образу жизни;
• выработаны практические навыки и умения поведения в экстремальных ситуациях;
• сформировано сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и
общественной безопасности;
• воспитаны коммуникабельность, чувство коллективизма, сотрудничества, взаимовыручки;
• приобщены к нормам и ценностям общества, адаптировать к условиям среды;
• сформировано чуство патриотизм, гражданственность, чувство ответственности за свою
судьбу и судьбу своего поколения.
Предметные.
У учащихся будут:
• созданы условия для реализации потребности детей в двигательной активности.
• развиты двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила,
выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость).
• сформированы умения и навыки правильного выполнения движений.
Метапредметные.
Учащимся будут:
• привиты навыки самостоятельности, самоорганизации, потребности в непрерывном
самообразовании и самосовершенствовании;
• развиты творческие и интеллектуальные способности учащихся;
• созданы условия для подготовки детей к действиям в различных экстремальных ситуациях;
• привиты умения и навыки, позволяющие в условиях экстремальной ситуации не только
осуществить грамотные действия по само спасению, но и оказать помощь попавшим в беду
людям.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Календарный учебный график
Год
обучения

Дата начала Дата
окончания Всего
обучения по обучения
по учебных
программе
программе
недель

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

1-ый

01.09

72

по 2 часа в
неделю

31.05

36

Условия реализации программы
Программа реализуется на базе МКОУ «СОШ» с.п. Батех. Спортивный зал отвечает
требованиям СаНПиН.
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: среднее
профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности.
Материально – техническое обеспечение:
Для успешной работы программы имеются :
•
в наличии спортивный зал;
•
спортивные площадки;
•
наличие раздевалок и санузла
•
наличие медицинского кабинета, оборудованного в соответствии с требованием
лицензирования медицинской деятельности;
•
осуществляется медицинское обеспечения лиц:
•
оборудование и спортивный инвентарь;
•
спортивная экипировка.
Формы аттестации.
Наблюдение, анкетирование, тестирование, соревнование, контрольные упражнения.
Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение
за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся
и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства. Используются методы
анкетирования, опроса, тестирования, анализа полученных данных.
1. Участие в соревнованиях различного уровня
2. Внутригрупповые соревнования оценивается
-Контроль техники защиты.
- Учебно-тренировочная игра.
- Демонстрация техники бросков .
- Соблюдения правил игры.
-Совершенствование техники в игре
Оценочные материалы.
•
Лист наблюдений, анкеты, тесты, таблица результатов соревнований, нормативы
выполнения контрольных упражнений.
•
Основной показатель работы секции по настольному теннису - выполнение в конце года
программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в

количественно-качественных
показателях
технической,
тактической,
физической,
интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
•
Диагностика результатов проводится в виде контрольных упражнений. Педагог
использует контрольные упражнения в течение всего учебно-тренировочного годового цикла
(не менее 1 раза).
•
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень
учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к
соревнованиям.
№

Параметры
результативности
освоения модуля

1
2
3
4

Теоретические знания(5)
Техника бросков(5)
Выполнение защиты (5)
Техника комбинаций (5)
Общая сумма баллов

Оценка результативности освоения модуля
5
-8
балл 8 -12 балла 12-15
балла
(низкий
(средний
(высокий
уровень)
уровень)
уровень)

Уровни оценивания:
• От 15 до 20 баллов – высокий уровень освоения программы
• От 10до 15 баллов – средний уровень освоения программы
• До 10 баллов – низкий уровень освоения программ
Методическое и дидактическое обеспечение
Важным условием в организации образовательного процесса является реализация
педагогических технологий:
•
Технология «ситуации успеха»;
•
Технология развивающего обучения;
•
Игровые технологии;
•
Информационные технологии;
•
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной
деятельности детей и педагога. Содержание занятий построено таким образом, чтобы учащиеся
сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия
по технической, тактической, общей и специальной физической подготовке проводятся в
режиме тренировочных занятий по 1 часу в неделю.
Теоретическая подготовка проходит в процессе тренировочных занятий, где подробно
разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по баскетболу и более успешного решения
образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные
формы и методы проведения этих занятий.
- Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом
движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
- Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных
пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления
об изучаемых действиях.
В ходе тренировочных занятий широко используются различные практические методы: методы
расчлененного и целостного выполнения упражнений, метод строго регламентированного
упражнения, игровой и соревновательный методы, и метод круговой тренировки.
- методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация;

Список литературы.
Для педагогов:
1. Барчуков И.С. Физическая культура. - Москва: Academia, 2017. - 304 c.
2. Гомельский В. А. Как играть в баскетбол. ILoveThisGame (комплектиз 2 книг). - Москва:
Эксмо, 2015. -432 c.
3. Зайдов А. Секреты здорового образа жизни. - Москва: DrugoeReshenie, 2014. -216 c.
4. Кикотия В.Я., Барчукова И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. Москва: Юнити, 2017. - 288 c.
Для обучающихся и родителей:
1. Баскетбол. Правила соревнования. - Москва: Физкультура и спорт, 2018. - 327 c.
2. Белых В. Правила здорового образа жизни. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. - 8 с., ил. (0+).
Перечень интернет ресурсов:
Министерство спорта РФ:
www.minsport.gov.ru
Министерство образования и науки РФ: http://минобрнауки.рф/
Российская федерация баскетбола: www.basket.ru
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://ru.sport-wiki.org/igrovye-vidy-sporta/
https://yandex.ru/turbo/s/muscleoriginal.com/vidy-sportivnyx-igr/
https://vilovit.ru/ozdorovlenie/zdorovij-obraz-zhizni-zozh/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Баскетбол»

Уровень программы: стартовый
Срок реализации: 1год, 72 часа
Адресат программы: 11-14 лет
Форма обучения: очная
Автор: Озроков Анзор Сарабиевичпедагог дополнительного образования

Цель программы - развитие физических и личностных качеств обучающихся посредством
обучения командным играм и повышение уровня мотивации детей и подростков к здоровому
образу жизни.
Задачи программы:
Личностные:
• формировать стремление к здоровому образу жизни;
• формировать практические навыки и умения поведения в экстремальных ситуациях;
• формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной
безопасности;
• воспитать в детях коммуникабельность, чувство коллективизма, сотрудничества,
взаимовыручки;
• приобщать учащихся к нормам и ценностям общества, адаптировать к условиям среды;
• формировать патриотизм, гражданственность, чувство ответственности за свою судьбу и
судьбу своего поколения.
Предметные:
• создать условия для реализации потребности детей в двигательной активности.
• развивать двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила,
выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость).
• формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.
Метапредметные:
• прививать учащимся навыки самостоятельности, самоорганизации, потребности в
непрерывном самообразовании и самосовершенствовании;
• развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся;
• содействовать профессиональной ориентации учащихся;
• создать условия для подготовки детей к действиям в различных экстремальных ситуациях;
• прививать умения и навыки, позволяющие в условиях экстремальной ситуации не только
осуществить грамотные действия по само спасению, но и оказать помощь попавшим в беду
людям.
Планируемые результаты.
Личностные.
У учащихся будут:
• сформировано стремление к здоровому образу жизни;
• выработаны практические навыки и умения поведения в экстремальных ситуациях;
• сформировано сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной
безопасности;
• воспитаны коммуникабельность, чувство коллективизма, сотрудничества, взаимовыручки;
• приобщены к нормам и ценностям общества, адаптировать к условиям среды;
• сформировано чувство патриотизм, гражданственность, чувство ответственности за свою
судьбу и судьбу своего поколения.
Предметные.
У учащихся будут:
• созданы условия для реализации потребности детей в двигательной активности.
• развиты двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила,
выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость).
• сформированы умения и навыки правильного выполнения движений.
Метапредметные.
Учащимся будут:
• привиты навыки самостоятельности, самоорганизации, потребности в непрерывном
самообразовании и самосовершенствовании;
• развиты творческие и интеллектуальные способности учащихся;
• созданы условия для подготовки детей к действиям в различных экстремальных ситуациях;
• привиты умения и навыки, позволяющие в условиях экстремальной ситуации не только
осуществить грамотные действия по само спасению, но и оказать помощь попавшим в беду

людям.

Календарно-тематическое планирование
№

Дата занятия
по
плану

1

2

по
факту

Наименование раздела,
темы
История возникновения
баскетбола, его место и
значение в системе
физического воспитания.
Инструктаж по ТБ.
Упражнения для развития
гибкости

Кол-во
часов

Содержание деятельности
теоретическая часть занятия

практическая часть занятия

2

История возникновения баскетбола,
его место и значение в системе
физического воспитания.
Инструктаж по ТБ.

Познакомятся с техникой
безопасности в спортивном зале и
игровой площадке

2

Упражнения для развития гибкости

Узнают значение игры баскетбол.
Освоят упражнения на гибкость
Научатся азам самоконтроля

Форма
аттестации /
контроля

устный опрос
Наблюдение
устный опрос
Наблюдение
Наблюдение,
анализ
деятельности
Практические
задания,
наблюдение
Наблюдение,
анализ
деятельности
Тестирование

3

Упражнения для скоростносиловых качеств

2

Упражнения для скоростно-силовых
качеств

4

Упражнения на развитие
координации.

2

Упражнения на развитие
координации.

Познакомятся со способами развития
координации движений.

2

Упражнения на выносливость

Познакомятся со способами развития
выносливости

Прием контрольных нормативов по
ОФП.
Основные характеристики бросков.

Самостоятельно выполнять
поставленные задачи
Познакомятся с основными
характеристиками бросков

2

Техника выполнения точностных
бросков в движении.

Познакомятся с различными
техниками бросков

2

Передвижение правым – левым
боком. Передвижение в стойке
баскетболиста.
Остановка прыжком после
ускорения. Остановка в один шаг
после ускорения. Остановка в два

Самостоятельно выполнят
упражнения

Наблюдение,
фронтальный
опрос
Наблюдение,
фронтальный
опрос
Игровая
практика

Самостоятельно выполнят
упражнения

Игровая
практика

5
Упражнения на выносливость
6

Прием контрольных
нормативов по ОФП.

2

7

Основные характеристики
бросков.

2

8

9

10

Техника выполнения
точностных бросков в
движении.
Передвижение правым –
левым боком. Передвижение в
стойке баскетболиста.

2

11

Остановка прыжком после
ускорения. Остановка в один
шаг после ускорения.
Остановка в два шага после
ускорения.

2

12

Повороты на месте.

2

13

Повороты в движении.

2

14

Имитация защитных действий
против игрока нападения.
Имитация действий атаки
против игрока защиты.

2

шага после ускорения.
Повороты на месте.
Повороты в движении.

Самостоятельно выполнят
упражнения

Игровая
практика

Научатся действовать в нападении

Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика

17

Ловля мяча. Ловля мяча после
полу отскока.

2

Имитация защитных действий
против игрока нападения.
Имитация действий атаки против
игрока защиты.
Передача одной и двумя руками от
груди.
Ловля мяча. Ловля мяча после полу
отскока.
Ловля высоко летящего мяча.
Ловля катящегося мяча, стоя на
месте. Ловля катящегося мяча в
движении.
Ловля и передача мяча в движении.

18

Ловля высоко летящего мяча.

2

Передача с отскоком от пола.

Освоят усложненные передачи

19

Ловля катящегося мяча, стоя
на месте. Ловля катящегося
мяча в движении.

2

Передача одной рукой снизу от
пола.

Освоят усложненные передачи

2

Освоят приемы ведения мяча

Игровая
практика

Научатся выполнять повороты с
мячом
Выполнят упражнения в движении
Освоят технику бросков

Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая

15
16

2
2

Передача одной и двумя
руками от груди.

21

Передача с отскоком от пола.

2

22

Передача одной рукой снизу
от пола.
Приемы ведения мяча

2

Приемы ведения мяча
Правой и левой рукой поочередно
на месте.
Правой и левой рукой поочередно в
движении.
Перевод мяча с правой руки на
левую и обратно, стоя на месте.
Повороты при ведении мяча,
ведение мяча с поворотом.
Изменение направления движения.

2

Техника выполнения точностных

20
Ловля и передача мяча в
движении.

23

Научатся выполнять командные
действия
Научатся выполнению передач
Самостоятельно выполнят
упражнения в группах, парах
Самостоятельно выполнят
упражнения в группах, парах
Освоят передачу мяча в движении

Игровая
практика
Игровая
практика
Игровая
практика

24

2
Правой и левой рукой
поочередно на месте.

25

27

Перевод мяча с правой руки
на левую и обратно, стоя на
месте.
Повороты при ведении мяча,
ведение мяча с поворотом.

28

Познакомятся с переходом от защиты
к контратаке

Решение задач

Взаимодействие двух и трех
нападающих.
Взаимодействие трех нападающих:
взаимодействие двух игроков
задней линии и крайнего
нападающего.
Взаимодействие двух игроков
задней линии и центрового.

Освоят действие в нападении

Игровая
практика
Игровая
практика

Практически ознакомятся с игрой на
задней линии

Игровая
практика

2

Взаимодействие двух нападающих:
передача и рывок к корзине;
передача и рывок к корзине с
изменением направления движения;
рывок за спиной защитника.

Познакомятся с особенностями
передачи мяча

Игровая
практика

2

Групповые взаимодействия
защитников: действие в численном
меньшинстве.

Освоят работу в группе

Игровая
практика

2

Противодействие заслонам.

Познакомятся со способами
индивидуальной защиты

Игровая
практика

2

2
2

30

31

33

Техника выполнения
точностных бросков в
движении.
Бросок с легким подскоком
или в невысоком прыжке на
один счет с подниманием
локтя на одну четверть или
чуть выше. Дистанция 4-5,5
м.
Ситуационная техника (в этом
отличие предлагаемого
материала от традиционного,
не встречавшегося до сих пор
в учебниках и учебных
пособиях).
Создание ситуации
оправданного риска при

практика
Игровая
практика

Решение задач

Изменение направления
движения.
29

Самостоятельно выполнят точные
броски

Узнают о техниках и тактиках,
применяемых в игре баскетбол

2
Правой и левой рукой
поочередно в движении.

26

бросков в движении.
Бросок с легким подскоком или в
невысоком прыжке на один счет с
подниманием локтя на одну
четверть или чуть выше. Дистанция
4-5,5 м.
Ситуационная техника (в этом
отличие предлагаемого материала
от традиционного, не
встречавшегося до сих пор в
учебниках и учебных пособиях).
Создание ситуации оправданного
риска при попытке перехватить мяч.

2

Освоят пошаговые действия

попытке перехватить мяч.
34

Освоят приемы индивидуальной и
командной защиты

Тестирование

2

Индивидуальные защитные
действия: держание нападающего с
мячом в позиции игрока задней
линии; держание игрока с мячом на
линии штрафного броска, держание
игрока с мячом на боковой линии в
области штрафного броска.
Контрольные игры и соревнования

Продемонстрируют работу в команде

Практические
задания, анализ
деятельности

2

Контрольное тестирование

Продемонстрируют полученные
навыки

Тестирование

2
Взаимодействие двух и трех
нападающих.

35

36

Взаимодействие трех
нападающих: взаимодействие
двух игроков задней линии и
крайнего нападающего.
Взаимодействие двух игроков
задней линии и центрового.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«БАСКЕТБОЛ»

Уровень программы: стартовый
Срок реализации: 1год, 72 часа
Адресат программы: 11-14 лет
Форма обучения: очная
Автор: Озроков Анзор Сарабиевичпедагог дополнительного образования

г.п. Залукокоаже, 2024г

Деятельность объединения «Баскетбол» имеет спортивную направленность.
Количество обучающихся объединения составляет __ человек.
Из них мальчиков – ___, девочек – ___
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 11до 14 лет.
Формы работы: групповая.
Направления работы
•
•
•
•
•
•
•
•

Гражданско-патриотическое воспитание.
Идеологическое воспитание.
Духовно-нравственное воспитание.
Работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизма
Эстетическое воспитание.
Воспитание культуры здорового образа жизни.
Трудовое и профессиональное воспитание.
Экологическое воспитание.
Цель–формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим
кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков, посредством
информационно- коммуникативных технологий.
Задачи:
− создать условия, способствующие воспитанию физически здоровой, духовно
богатой, нравственной личности.
− воспитать патриотизм, уважение к правам и свободам человека.
− Повысить мотивацию к импровизации;
− сформировать настойчивость в достижении цели,
− стремление обучающихся к получению качественногозаконченного результата;
− научить работать в команде

-

-

Направленность:
гражданско-патриотическое воспитание;
нравственное и духовное воспитание;
воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
интеллектуальное воспитание;
здоровьесберегающее воспитание;
правовое воспитание и культура безопасности;
воспитание семейных ценностей;
формирование коммуникативной культуры;
экологическое воспитание.

Используемые формы воспитательной работы: викторина, экскурсия, игровые программы,
диспуты, общественные акции, семейные гостиные.
Методы: информационно-развивающий, проблемно-поисковый, мини- викторина наблюдения,
столкновения взглядов и позиций, проектный, дискуссионный.
Планируемый результат
У обучающихся будут/будет:
−
созданы условия, способствующие воспитанию физически здоровой,
духовно богатой, нравственной личности.
−
воспитаны патриотизм, уважение к правам и свободам человека.
−
повышение мотивации к импровизации;
−
стремление к получению качественного законченного результата;
−
умение работать в команде

План воспитательной работы

Название мероприятия,
№ п/п
события

Направления
воспитательной
работы

Форма
проведения

Сроки
проведения

1.

Инструктаж по технике
безопасности при занятиях
физической культурой в
спортзале, наулице, правила
поведения назанятиях

Безопасность
и
здоровый образ жизни

2.

Игры на знакомство и
командообразование

Нравственное воспитание Врамкахзанятий Сентябрь-Май

3.

Беседа о сохранении
материальных ценностей,
бережном отношении к
инвентарю

ГражданскоВ рамках
патриотическое
занятий
воспитание, нравственное,
воспитание

Сентябрь-Май

4.

Спортивный

Здоровьесберегающее
воспитание; воспитание
положительного
отношения к труду и
творчеству

Сентябрь

праздник

«День здоровья»

Врамкахзанятий Сентябрь
Ноябрь
Январь
Апрель

Врамкахзанятий

Тестирование физической
способностей
Участие в соревнованиях
различного уровня

Нравственное воспитание, Врамках
занятий
трудовое воспитание
Воспитание
интеллектуальноВрамкахзанятий
познавательных
интересов

8.

Беседа о празднике «День
матери в России»

Духовно-нравственное
воспитание

Врамкахзанятий Ноябрь

9.

Беседа о празднике «День
защитника Отечества»

Гражданскопатриотическое,
нравственное и
духовное воспитание;
воспитание семейных
ценностей

В рамках
занятий

Февраль

10.

Эстафеты

Здоровьесберегающее
воспитание; воспитание
положительного
отношения к труду и
творчеству

В рамках
занятий

Октябрь,
Декабрь,
Март, Май

5.
6.

ОктябрьМай
ОктябрьМай

11.

Беседа о празднике «8 марта» Гражданскопатриотическое,
нравственное
и
духовное
воспитание;воспитани
е семейных ценностей

12.

Легкоатлетический кросс в
честь Дня Победы

Здоровьесберегающее
воспитание;воспитание
положительного
отношения к труду и
творчеству;

В рамках
занятий

Март

В
рамках
занятий

Май

Гражданскопатриотическое,
нравственное и духовное
воспитание

Работа с родителями
1.
2.
3.

Индивидуальные консультации
Родительское собрание
Индивидуальные беседы с родителями
воспитанников

сентябрь
октябрь, май
в течение года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».