МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МКУ ДО «РЦДО» Протокол от «25» июня 2024 г. №4 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ИНФОЗНАЙКА " Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированная Адресат:11-15 лет Срок реализации:1 год, 72 часов Форма обучения: очная Автор – составитель: Тхабисимова Мария Муштафаровна, Должность: педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже. 2024 г. l. Комплекс основных характеристик программы. Пояснительная записка Направленность программы: техническая Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированная Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Национальный проект «Образование». 3. Конвенция ООН о правах ребенка. 4. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». 6. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 7. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом необходимой помощи». 9. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». 10. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 11. Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам». 12. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 13. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»). 15. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями, по независимой оценке, качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). 16. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»). 17. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). 2 18. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 19. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 20. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». 21. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании». 22. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике». 23. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». 24. Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР». 25. Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896 «Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные)». 26. Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324 «Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ». 27. Постановление 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей в муниципальном Зольском районе». 28. Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района; 29. Иные локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность дополнительного образования детей. Актуальность программы: общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи), в последние годы все интенсивнее используются площадки для новых информационных технологий во внеурочное время. В связи с этим, фундаментальной проблемой современной системы образования является создание оптимального образовательного пространства, в котором все учащиеся достигли бы наивысшего уровня в развитии своих способностей. Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности учебных планов и программ ограничивает возможность познавательного выбора и выбора практической деятельности, а также не может уделять достаточного внимания созданию необходимой среды общения и развития обучающегося в условиях информатизации общества. Новые возможности для творческого развития ребенка, его самоопределения и самореализации; условия для формирования информационной культуры школьников могут иметь занятия в рамках элективных курсов, что может повысить эффективность обучения, определить инновационные подходы к формам взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности, обучающего и обучаемого. Новизна программы заключается в том, что современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоёмкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают 3 лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «ИНФОЗНАЙКА» является то, что данная программа состоит из 5 разделов, каждый из которых является логическим продолжением предыдущего, что позволяет детям безболезненно вливаться в состав объединения: - «Первый шаг к ПК» - «Первый шаг в компьютерную графику» - «Первый шаг в текстовый редактор» - «Первый шаг в мир презентации» Курс обучения направлен на развитие логического мышления и творческих способностей детей. Знания о мире современных компьютеров школьники получают в интересной игровой форме. Программа включает в себя достаточно большой объем практических и творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах: Демонстрационная - работу выполняет педагог, а дети наблюдают. Фронтальная - синхронная работа детей и педагога по освоению или закреплению материала. Самостоятельная - выполнение самостоятельной работы, педагог контролирует работу детей. Творческий проект – выполнение работы в микрогруппах на протяжении нескольких занятий. Педагогическая целесообразность. Учащиеся испытывают к компьютеру большой интерес и психологически готовы к активной встрече с ним. Пропедевтическими элементам компьютерной грамотности являются умение работать с прикладными программами. Программа курса состоит из четырех разделов - «шагов», которые продолжают друг друга, но каждый из которых можно считать самостоятельной частью информатики. После завершения курса обучения дети, осваивают работу в основных прикладных программах. Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что содержащиеся в работе теоретические положения и практические материалы, могут быть использованы в деятельности педагогов образовательных учреждений различных типов, а разработанные занятия дополнительного образования по информатике могут быть реализованы в современной образовательной практик Адресат: учащиеся в возрасте 11-15 лет. Запись на обучение производится по желанию родителей и детей. Срок реализации: 1 год, 72ч. Режим занятий: 2 часа в неделю (1 раз по 2 часа). Наполняемость группы: 18-20 человек. Форма обучения: очная Форма занятий: фронтальная (обучающиеся синхронно работают под управлением педагога); - индивидуальная; - занятие – консультация, -занятие – ролевая игра, -занятие – презентация, -занятие проверки и коррекции знаний и умений, комбинированное занятие, выставки, конкурсы, практикумы. Цель программы: формирование компьютерной грамотности и навыков работы с готовыми программными средствами; Задачи программы: 4 Предметные: -обучение практическим навыкам и умению работать на ПК; -обучение использованию информационных технологий, умению -работать с готовыми программными средствами: редакторами текстов и графическими редакторами, ИПС, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ; Личностные: -совершенствование компьютерной грамотности ребенка; -обучение выполнять различные задачи в основных приложениях -развитие творческой активности, творческого потенциала ребенка; -развитие необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, художественного вкуса и т. д. Метапредметные: -воспитание творческой личности; -профессиональная ориентация и самоопределение ребенка; -формирование доброго отношения друг к другу. 5 Учебный план № 1 2 3 4 5 2.4 Наименование раздела, темы Компьютер программное обеспечение Количество часов всего теория и 10 Текстовая числовая информация Технология обработки графической информации Хранение, поиск сортировка информации Кодирование обработка графической мультимедийной информации Итого и 12 практика Форма аттестации Наблюдение, опрос, практические занятие. 20 и 20 и 10 и 72 18 54 Тестирование, практические занятие Содержание учебного плана 1.Компьютер и программное обеспечение (10 ч). Теория: Файлы и файловая система. Практика: Устройство компьютера, архитектура. Интерфейс MicrosoftOffice. 2. Текстовая и числовая информация (12 ч). Теория: текстовая информация и текстовые редакторы. Числовая информация. Клавиатурные тренажеры. Программы Калькулятор и NumLockCalculator. Текстовый редактор Word. Практика: ввод и редактирование документа. Форматирование документа. Сохранение и печать документа. Создание и редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Проверка правописания. Запись и выделение изменений. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа. 3.Технология обработки графической информации (20 ч). Теория: растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы. Практика: редактирование изображений в растровом редакторе Paint. Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word. Палитра цветов. Редактирование рисунка. 6 4. Хранение, поиск и сортировка информации (20 ч). Теория: базы данных и системы управления базами данных. Практика: создание базы данных в MicrosoftExcel. Списки и базы данных. Сводные таблицы. Диаграммы и графики функций. 5. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (10 ч). Теория: Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Практика: переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок. Кодирование звуковой информации. MicrosoftPublisher – программа для подготовки различных публикаций. Планируемые результаты. Предметные: По окончании обучения, учащиеся приобретут знания: - об основных узлах ПЭВМ; - о технологиях обработки изображений и создания Web-сайтов; - будут работать в операционной системе Windows с базовым программным обеспечением; -научаться создавать и редактировать документы и тексты в редакторах, обрабатывать данные средствами табличных процессоров и систем управления базами данных; создавать и представлять компьютерные презентации; - овладеют основами работы в компьютерной сети Интернет, методикой архивации файлов и методами защиты от компьютерного вируса; навыки работы с ПК; Метапредметные результаты: У обучающихся будут / будет: - сформирован интерес учащихся к изучению информатики; - созданы предпосылки к развитию способностей ребенка к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде. Личностные результаты: У обучающихся будут / будет: - сформирован интерес к современным информационным технологиям; - сформирована внутренняя позиция, чувство долга, милосердия и ответственности, товарищества и патриотизма; - сформирована культура поведения, общения, труда, экологического сознания; - сформирована потребность и умение работать в коллективе; - сформировано стремление к самоутверждению через освоение компьютерных технологий обработки информации и творческую деятельность; 7 Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий. Календарный учебный график. Год обучения Первый обучения Дата начала Дата учебного года окончания учебного года год 01.09 31.05 Количество учебных недель 36 Количество учебных часов в год 72 Режим занятий 2 часа в неделю - 1 раз по 2 часа. Условия реализации программы. Занятия проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. No 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Кадровое обеспечение. Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами, имеющими высшее или среднее профессиональное образование в области компьютерных технологий, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности. Материально-техническое обеспечение. Доступ к фондам учебных пособий, библиотечным фондам с периодическими изданиями по соответствующим темам, наличие компьютеров, подключенных к сети «Интернет» и оснащенных средствами медиапрезентаций (медиакоммуникаций). Практические и лабораторные занятия проводятся в аудитории, оснащенной интерактивной и обычной доской. При проведении занятий практических занятий используются лицензионное программное обеспечение: операционная система Windows; пакет MicrosoftOffice; программа для очистки реестра от мусора RegCleaner; программы архивирования (WinRar, WinZip); антивирусные программы; программа для распознавания текстов FineReader; программа-переводчик Prompt; мультимедийные программы; программы для работы с растровой графикой (AdobePhotoshopCS); программа для работы с векторной графикой CorelDraw,MacromediaFLASH; программа для закачки файлов изИнтернетFlashGet; программа автоматического дозвона MDialer; HTML-редакторы (FrontPageExpress, DreamWeaver); редактор видеороликов AdobePremierePro (или его аналог); системы программирования TurboBasic (QBasic),TurboPascal и Delphi. Продукты Microsoft (Desktop EducationALNG LicSaPk OLVS Academic Edition Enterprise) подписка (Open Value Subscription); антивирусное программное обеспечение Kaspersky Endpoint Security Стандартный Russian Edition; Altlinux (Альт Образование 8); Методы работы. -Информационно – рецептивный метод (предъявление педагогом информации и организация восприятия, осознания и запоминание обучающимися данной информации). -Репродуктивный метод (составление и предъявление педагогом заданий на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности, руководство и контроль за выполнением; воспроизведение воспитанниками знаний и способов действий по образцам, произвольное и непроизвольное запоминание). -Метод проблемного изложения (постановка педагогом проблемы и раскрытие доказательно пути его решения; восприятие и осознание обучающимися знаний, мысленное прогнозирование, запоминание). 8 -Эвристический метод (постановка педагогом проблемы, планирование и руководство деятельности учащихся; самостоятельное решение обучающимися части задания, непроизвольное запоминание и воспроизведение). -Исследовательский метод (составление и предъявление педагогом проблемных задач и контроль за ходом решения; самостоятельное планирование обучающимися этапов, способ исследования, самоконтроль, непроизвольное запоминание). организации учебной познавательной деятельности педагог использует также словесные, наглядные и практические методы. -Словесные методы. Словесные методы педагог применяет тогда, когда главным источником усвоения знаний обучающимися является слово (без опоры на наглядные способы и практическую работу). К ним относятся: рассказ, беседа, объяснение и т.д. -Наглядные методы. К ним относится методы обучения с использованием наглядных пособий, в том числе презентаций. -Практические методы. Методы, связанные с процессом формирования и совершенствования умений и навыков обучающихся. Основным методом является практическое занятие. -Программа носит сугубо практический характер, поэтому центральное место занимают практические умения и навыки работы на компьютере. -Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий. Учебно-методическое и информационное обеспечение. 1.Реализация программы «Инфознайка», основываясь на личностноориентированном подходе к компьютерному образованию, предусматривает применение разнообразных технологий и методик в образовательном процессе. В учреждениях дополнительного образования образовательный процесс по своей специфики имеет развивающий характер, то есть направлен на развитие природных задатков учащихся, реализацию их интересов и способностей. В связи с чем особое внимание при освоении данной программы уделяется технологиям развивающего обучения. При этом подростку отводится роль самостоятельного субъекта. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой вклад в развитие личности. Важным является мотивационный этап, по способу организации которого выделяют технологии развивающего обучения, опирающиеся на: познавательный интерес, индивидуальный опыт личности, творческие потребности, потребности самосовершенствования. Использование технологии развития критического мышления на занятиях объединения будет способствовать формированию у учащихся умений и навыков самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов, тем самым развивая у них способность к саморегуляции и самообразованию. Возможность освоения новых способов практической и исследовательской деятельности учащимся в рамках программы «Инфознайка» предоставляет технология проектной деятельности, которая ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. В основе создания творческого объединения лежит идея социально-педагогического взаимодействия: «Родитель – воспитанник - педагог». Для наибольшей результативности обучения к работе с детьми активно привлекаются родители и учителя - предметники. Они оказывают как моральную, материальную, так и психологическую поддержку обучающихся. Проводится совместное обучение, совместное осваивание программного обеспечения, программ по предметам. - учебно-методическая и справочная литература - свободно распространяемые программы: WinZip для Windows – программ для сжатия и распаковки файлов; AdobeReader для Windows – программа для чтения PDF файлов; Far Manager – консольный файловый менеджер для операционных систем семейства MicrosoftWindows. 9 Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/r «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/ Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/ Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru Сетевые компьютерные практикумы по курсу Информатика компании «Кирилл и Мефодий» http://webpractice.cm.ru/ Образовательный мультимедиа-курс компании «Кирилл и Мефодий» - «Мир информатики» 1-4 год обучения Учебно-методический комплекс по информатике для (5–9) классов Л.Л.Босовой Компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm Формы контроля. Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля: 1. текущий контроль (в течение всего учебного года); 2. промежуточный контроль (декабрь); 3. итоговый контроль (май). Текущий контроль знаний проводится в виде устного или письменного опроса, собеседования, тестирования. Практические навыки учащихся проверяются в ходе выполнения диагностических заданий и задач поискового характера. По каждому разделу учебной программы применяются такие формы контроля, как зачет, выполнение контрольного задания или творческой работы, письменное или компьютерное тестирование Промежуточный и итоговый контроль проводится в форме тестирования и выполнения контрольных и творческих заданий. Результаты мониторинга фиксируются в зачетных ведомостях Оценочные материалы. Опросники, тесты, контрольные вопросы и задания. На всех ступенях обучения воспитанники занимаются проектной деятельностью, под руководством педагога выполняют творческие работы с применением изученной в течение года компьютерной технологии – это презентации, компьютерные рисунки, фотоколлажи, вебсайты, компьютерные программы, видеоролики, flash-анимации и т.п. По окончании базового курса и на всех спецкурсах проводится годовой контроль в форме защиты творческих проектов. Лучшие творческие работы проходят конкурсный отбор для участия в итоговой выставке Центра, соревнованиях, конкурсах и научнопрактических конференциях по компьютерным технологиям муниципального, регионального, федерального уровней. Достижения и успехи детей отражаются в электронных портфолио учащихся. Критерии оценивания практической работы 10-9 баллов: Задание выполнено полностью. Воспитанник демонстрирует знание пройденного материала. Задание выполнено грамотно, наглядно, аккуратно оформлено по плану с учетом техники безопасности. 8-7 баллов: а) при выполнении заданий допущена незначительная ошибка; б) задание выполнено верно, но оформление задания не отражает полностью суть задачи. 10 6-5 баллов: При выполнении задачи допущены существенные ошибки, однако воспитанник демонстрирует основополагающие знания по пройденному материалу. 4 и менее баллов: При выполнении задания допущено большое количество существенных ошибок, воспитанник не демонстрирует знание пройденного материала. Критерии оценивания устного ответа Факторы, влияющие на оценку: • Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения; • Погрешность – отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого явления; • Недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания, определенные программой обучения; • Мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п. 10-9 баллов: Оценивается ответ, если учащийся имеет системные полные знания и умения по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, раскрывает последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, не допускает терминологических ошибок и фактических неточностей. Возможно наличие 1-2 мелких погрешностей. 8-7 баллов: Оценивается ответ, в котором отсутствуют незначительные элементы содержания или присутствуют все необходимые элементы содержания, но допущены некоторые ошибки, иногда нарушалась последовательность изложения. 6-5 баллов: Оценивается неполный ответ, в котором отсутствуют значительные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены существенные ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса. Имеется 1-2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей. 4 и менее баллов при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя. Критерии оценивания тестовой работы При оценке ответов учитывается: • аккуратность работы • работа выполнена самостоятельно или с помощью педагога или учащихся. 10-9 баллов: ставится за работу, выполненную полностью без ошибок. (95-100%) 8-7 баллов: ставится, если выполнено 80-95% всей работы. 6-5 баллов: ставится, если выполнено 50-79% всей работы. 4 и менее баллов: ставится, если выполнено менее 50% всей работы. Методы воспитания • Убеждения - предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Слушая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. Оценивая полученную информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, они формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения. Как приемы убеждения педагог может использовать: рассказ, беседу, объяснение, диспут. • Упражнения - обеспечивает вовлечение обучающихся в систематическую, специально организованную общественно полезную деятельность, способствующую выработке навыков, привычек, культурного поведения, общения в коллективе, качеств прилежания, усидчивости в учебе и труде. • Поощрения - возбуждает положительные эмоции, тем самым вселяет уверенность, повышает ответственность, порождает оптимистические настроения и здоровый социально11 психологический климат, развивает внутренние творческие силы обучающихся, их позитивную жизненную позицию. Формы организации образовательного процесса: групповая. Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся. Групповая форма работы наиболее целесообразна при проведении практических и проектных работ по программе. Формы организации учебного занятия: беседа, диспут, ситуативные упражнения, игра, конкурс, конференция, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие, спектакль. Педагогические технологии • Технология группового обучения – учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности; • Технология коллективной творческой деятельности - существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. • Технология игровой деятельности – дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве средства игры, в учебную деятельность включается элемент соревнования, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. • Технология творческого проектного обучения. Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся: -самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщения); -развивают системное мышление. На занятиях используется следующий дидактический раздаточный материал: • раздаточные материалы • упражнения • задания. 12 Список литературы для педагога. 1. Босова Л.М. «Разноуровневые дидактические материалы по информатике» 2.Вельц О.В. Информатика [Электронный ресурс]: лабораторный практикум / О.В. Вельц, И.П. Хвостова. — Электрон.текстовые данные. — Ставрополь: СевероКавказский федеральный университет, 2017. — 197 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69384.htm. 3.Газета «Информатика. Приложение к газете «Первое сентября»» «Информатика» учебник для 10-11 классов (под ред. Н.В.Макаровой; СПб., Питер,2002г.) 4. Журнал «Информатика и образование» 5.Журнал «Мой компьютер» 6. «Информатика. Практикум по информационным технологиям. 7-9 класс» (под ред. Н.В.Макаровой; СПб., Питер,2002г.) 7.«Информатика. Задачник по моделированию. 7-9 класс» 8. Казиев В.М. Введение в информатику http://www.intuit.ru 9.Симонович С.Н «Компьютер в вашей школе» (М., АСТпресс, 2002г.) 10.Симонович С.Н, Евсеев Г и др. «Общая информатика» (М., АСТпресс, 2002г.) 11.Симонович С.Н, Евсеев Г и др. «Специальная информатика» (М., АСТпресс, 2002г.) 12.СимоновичС.Н, Евсеев Г и др. «Практическая информатика» (М., АСТпресс, 2002г.) 13.Угринович. Н.Д. «Информатика и информационные технологии» учебник для 10-11 классов (М., Бином, 2005 г.) 14. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. Базовый курс» учебники для 8, 9 классов (М., Бином, 2005 г.) Список литературы для обучающихся. 1.С.Симонович «Компьютер в вашей школе» (М., АСТпресс, 2002г.) 2.С.Симонович, Г.Евсеев и др. «Общая информатика» (М., АСТпресс, 2002г.) 3. С.Симонович, Г.Евсеев и др. «Специальная информатика» (М., АСТпресс, 2002г.) 4.С.Симонович, Г.Евсеев и др. «Практическая информатика» (М., АСТпресс, 2002г.). Периодические издания: 1.Журнал «Информатика и образование» 2.Журнал «Компьютерное обозрение» 3.Журнал «Современные информационные технологии» 4.Журнал «Информатика» Интернет-ресурсы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. https://fepo.i-exam.ru/ https://urok.1sept.ru/ http://fcior.edu.ru/ http://www.yandex.ru/ http://www.rambler.ru/ http://www.taurion.ru/ 13 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2024 – 2025 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ "ИНФОЗНАЙКА " Адресат:11-15 лет Срок реализации:1 год, 72 часов Форма обучения: очная Автор – составитель: Тхабисимова Мария Муштафаровна , педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже. 2024 г. 14 Цель программы: формирование компьютерной грамотности и навыков работы с готовыми программными средствами; Задачи программы: Предметные: -обучение практическим навыкам и умению работать на ПК; -обучение использованию информационных технологий, умению -работать с готовыми программными средствами: редакторами текстов и графическими редакторами, ИПС, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ; Личностные: -совершенствование компьютерной грамотности ребенка; -обучение выполнять различные задачи в основных приложениях -развитие творческой активности, творческого потенциала ребенка; -развитие необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, художественного вкуса и т. д. Метапредметные: -воспитание творческой личности; -профессиональная ориентация и самоопределение ребенка; -формирование доброго отношения друг к другу. 15 Календарно-тематическое планирование № Дата занятия факт Теоретические знания Кол-во часов Практические знания план Кол-во Общее часов кол-во часов 1. Компьютер и программное обеспечение. 10 1. Архитектура Microsoft Office 1 Назначение и состав Microsoft 1 Office. Документы и установка Microsoft Office. 2 2. Интерфейс Microsoft Office 1 3 3. Общие средства 1 Microsoft Office Обзор общих элементов и 2 приемы работ Microsoft Office Панель Microsoft Officce. 4 Помощник по Office. Управление файлами. 5 2. Текстовая и числовая информация. 12 Клавиатурный 1 тренажер Baby Type Тренировка ввода текстовой и 3 числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. Microsoft Word - 2 Ввод и форматирование 6 универсальный текстов. Стиль абзацев и текстовой символов. Поиск и замена. процессор Автоформат, автозамена, автотекст. Списки, таблицы, шаблоны, закладки, поля, формулы. Печать документов. 3.Технология обработки графической информации 4 6. Растровый графический редактор Paint. 1 5 7. Векторный редактор StarOffice Draw. Система компьютерного черчения КОМПАС 1 Панель инструментов. 4 Создание и редактирование рисунка. Оформление композиции, создание орнамента. Рисование трехмерных 6 объектов Графика, рисование 6 простейших планиметрических и стереометрических фигур. Графики функций. 4. Хранение, поиск и сортировка информации 8 4. 5. 8. 9. 2 Microsoft Excel - 4 универсальная система обработки данных. Рабочие книги и листы. 16 Именование ячеек и текстов. Ввод данных и текстов. Форматирование ячеек и рабочих листов. Списки и базы данных. Сводные таблицы. Диаграммы и графики функций. 8 20 7 20 20 16 5. Кодирование и обработка мультимедийной информации. графической и 10 10. Microsoft Power Point универсальная система подготовки презентаций. 2 Слайды. Таблицы. Представление презентаций. Форматирование и образцы. Вставка объектов. Анимация и звук. Мастер упаковки. 4 6 11. Microsoft Publisher – программа для подготовки различных публикаций 2 Набор газет, объявлений, календарей и публикаций. 2 4 12. ИТОГО 18 буклетов, открыток, других 54 72 17 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ "ИНФОЗНАЙКА " Срок реализации:1 год, 72 часов Форма обучения: очная Автор – составитель: Тхабисимова Мария Муштафаровна педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже. 2024 г. 18 Характеристика кружка «Инфознайка» Деятельность кружка «Инфознайка» имеет техническую направленность. Количество обучающихся составляет _____ человек. Из них мальчиков – ____девочек – ____ Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 11 до 15 лет. Формы работы: индивидуальные и групповые. Приоритетные направления в организации воспитательной работы: 1. Гражданско-патриотическое воспитание. 2. Духовно-нравственное воспитание. 3. Художественно-эстетическое воспитание. 4. Спортивно-оздоровительное воспитание. 5. Экологическое воспитание. 6. Воспитание познавательных интересов. Цель воспитания – формирование социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме. Задачи воспитания: способствовать развитию личности обучающегося, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции; развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности; способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности; формирование и пропаганда здорового образа жизни. Планируемый результат воспитания: развитие личности обучающегося, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции; развитие системы отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности; умение самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности; привитие здорового образа жизни. Работа с коллективом обучающихся: формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования; обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других; развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности; содействие формированию активной гражданской позиции; воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу. Работа с родителями: организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, лектории, индивидуальные консультации); содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность 19 творческого объединения (организация и проведение открытых занятий и мероприятий для родителей в течение года); оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей. 20 Календарный план воспитательной работы № 1. 2. Наименова ние воспитател ьной работы Гражданскопатриотичес кое воспитание Наименован ие мероприятия Срок выпол нения Ответстве нный Мероприятия месячников безопасности и гражданской защиты детей сентяб рь Педагоги дополните льного образовани я Месячник гражданского воспитания ноябрь ДуховноДень учителя нравственно е воспитание Час памяти «Блокада Ленинграда» октябр ь День космонавтики январь апрель День Победы май Планируемый результат Примечани е формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях культурноисторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа. Педагоги формирование дополните ценностных льного представлений о образовани морали, об я основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора, 21 3. Художестве День знаний нноэстетическое «Золотая воспитание осень»: конкурс рисунков. Праздник Осени. Конкурс поделок из природного и бросового материала. сентяб рь октябр ь достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России. Педагоги формирование дополните характера и льного нравственных образовани качеств, а также я развитие хорошего вкуса и в поведении. День матери Новый год ноябрь 23 февраля декабр ь 8 марта феврал ь 4. Спортивнооздоровител ьное воспитание Осенний День Здоровья Месячник «Мы – ЗОЖ» за Соревнование март сентяб рь ноябрь Педагоги дополните льного образовани я формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; 22 по шахматам Весёлые старты Весенний День Здоровья ноябрь феврал ь май 5. Экологическ ое воспитание Субботник мартапрель 6. Воспитание познаватель ных интересов День науки март Мастер-класс: «Привитие интереса учащихся к предмету» Участие в апрель май расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре; формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях досуга и отдыха. Педагоги формирование дополните экологической льного культуры образовани личности, я определяется универсальным значением природы для человека и общества и включает в себя знания о компонентах и их взаимосвязях в системе «человек– общество– природа», а также нравственное и эстетическое отношение к природе. Педагоги формирование дополните потребности в льного приобретении образовани новых знаний, я интерес к творческой деятельности. Развитие 23 выставке «Чудеса своими руками» (изготовление поздравитель ных открыток для родителей, родственнико в, друзей, ветеранам и пожилым людям.) Групповой выпуск стенгазеты «История создания Интернета». Изготовление грамот, дипломов, объявлений для школьного Министерства печати Регулярный выпуск (один раз в месяц) школьной газеты «Планета детства». Создание презентации на выпускной вечер фантазии, творческого потенциала детей. Воспитание сочувствия, вежливости. внимания доброты. и Воспитание коммуникативны х качеств. Развитие творчества. Воспитание доброжелательно сти и сотрудничества. Развитие детского самоуправления. Воспитание художественного и эстетического вкуса. Воспитание коллективизма и взаимопомощи. Развитие детского самоуправления. Воспитание художественного и эстетического вкуса, фантазии, творчества. Воспитание художественного и эстетического вкуса, фантазии, 24 Исследовател ьская работа по предметам (групповое создание исследователь ских проектов, моделей, макетов по различным школьным предметам). творчества. Воспитание коллективизма, сотрудничества, самостоятельност и. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Формирование навыков самостоятельной работы с информацией. Развитие познавательного интереса. Формирование навыков работы в команде. 25