МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МКУ ДО «РЦДО» Протокол от «25» июня 2024 г. №4 Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Решай, отгадывай, считай» Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Адресат: 7-10 лет Срок реализации: 1 год Форма обучения: очная Автор – составитель: Шериева Марианна Муштафаевна -педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже 2024г Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Направленность программы: естественнонаучная. Вид программы: модифицированный. Уровень программы: стартовый. Нормативную правовую основу настоящей дополнительной общеразвивающей программы «Решай. Отгадывай. Считай.» составляют следующие документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). 2. Национальный проект «Образование». 3. Конвенция ООН о правах ребенка. 4. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. №11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями). 8. Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 10. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 11. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 13. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 15. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 16. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально2 психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»). 17. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). 19. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). 20. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». 21. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». 22. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об образовании». 23. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике». 24. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». 25. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике». 26. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеразвивающих программ»). 27. Постановление 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей в муниципальном Зольском районе». 28. Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района; Актуальность программы. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Данная программа позволит обучающимся расширить, углубить и систематизировать свои знания в области математики. Материал ориентирован на деятельностный подход в обучении, на организацию разнообразной развивающей деятельности, отвечающей современным психолого-педагогическим воззрениям, на использование современных образовательных технологий. В ходе освоения материала обучающиеся получат возможность развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки 3 выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру. При изучении математики основное внимание уделяется формированию широкого круга практических навыков вычислений (прочные навыки выполнения действий над сравнительно небольшими числами, приёмы прикидки и оценки результатов действий, проверка результата на правдоподобие и др.). Важное место на занятиях по программе занимает решение математических ребусов, логических задач, кроссвордов, загадок, что обеспечивает устойчивое внимание к изучаемому материалу. Отличительной особенностью программы является ее обогащение большим количеством задач, что способствует всестороннему развитию мышления обучающихся, с целью контроля за динамикой сформированности знаний и умений обучающихся введены диагностические занятия (в сентябре, декабре и мае). Не менее важным фактором реализации данной программы является ее практическая значимость во всех предметных областях образовательного процесса, с помощью арифметических способов решения текстовых задач развивается умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учётом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами (с учётом типа задачи), истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи, проверять правильность решения с помощью обратной задачи. Ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, требующая активно думать и искать различные способы действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Поэтому в программу включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился Новизна программы обусловлена тем, что в программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включенных в программу, способствуют развитию речи обучающихся. Программа разработана с учетом современных тенденций в образовании. В образовательном процессе используется современные технологии и методики, предлагающие системно-деятельный подход к формированию предметных, метапредметных и личностных качеств учащихся. Программа даёт возможность расширить, обобщить и систематизировать знания по математике. Адресат программы: 7-10 лет. Срок реализации: 1 год, 72 часа. Режим занятий: занятия проводятся 2 часа в неделю (1 раз по 2 часа), согласно утвержденному расписанию. Длительность одного занятия 40 минут, перерыв на отдых 10 минут. Наполняемость группы: 13-15 человек. Форма обучения: очная. Формы занятий: комбинированная. Занятия состоят из теоретической части (лекции, дискуссии, презентации) и практической части (наблюдение, опыты, исследования и эксперименты Цель: формирование логического мышления обучающихся посредством освоения системы математических знаний и умений. 4 Задачи программы: Личностные: - Формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни. - вовлечение в игровую, коммуникативную, практическую деятельность. Предметные: • привить обучающимся интерес к математике; • способствовать расширению и углублению математических знаний; • выработать у ребят необходимые практические навыки по предмету; • показать роль и влияние практики на развитие математики; • сформировать у обучающихся логическую цепочку знаний об истории развития математики; • обучить созданию математической модели ситуации, проведение анализа и преобразования, интерпретации полученных результатов; • развить математический кругозор, логическое и пространственное мышление; • познакомить с биографиями и достижениями выдающихся математиков. Метапредметные: • сформировать представления о математике как части общечеловеческой культуры; • сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; • способность структурировать данные (ситуацию); • научить прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений. • развить творческие способности обучающихся; 5 Учебный план № п Название темы Количество часов Формы аттестации/контроля Всего Теор-кие Прак-кие Организационное 1 занятие. 2 1 1 тестирование Из . истории математики. Биографические миниатюры. 9 3 6 самостоятельная работа 4 8 зачет 22 Коллективная работа 2 5 Игра-испытание Геометрические 6 фигуры и 10 величины. Свойства геометрических фигур. Решение геометрических задач. 1 9 Контрольное занятие 7 Решение логических задач. 6 Виды нестандартных задач. 2 4 самостоятельная работа Математические 9 4 соревнования, игры. Игры, тесты (играя, проверяем, что умеем и знаем). 4 мозговой штурм 8 /п 1 2. 3 Числа 3 и операции над ним. 12 Приемы устного счета. Числовые множества 4 Занимательные 4 задачи. 22 Решение задач на смекалку. Прикладная математика. 5 6 Текстовые 5 задачи. Виды нестандартных задач. Итого: 7 72 13 59 Содержание программы: Тема № 1 Организационное занятие. Теория. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учебном объединении и программой обучения. Знакомство с детьми. Техника безопасности. Тема №2. Из истории математики. Биографические миниатюры. Теория. Учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков и их задачами, с историей развития математики. Практика. Игра “Необыкновенное путешествие во времени”. Тема №3 Числа и операции над ним. Приемы устного счета. Числовые множества. Теория. Включает в себя: Систематизацию сведений о натуральных числах, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). Практика. Решение нестандартных задач на свойства чисел Тема №4 Занимательные задачи Решение задач на смекалку. Прикладная математика. Теория. В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические софизмы. Практика. Решение задач. Расшифровка и составление числовых ребусов. Решение кроссвордов. Тема №5 Текстовые задачи. Виды нестандартных задач Теория: Содержит: Задачи на доказательство от противного, задачи на движение, на проценты, задачи, решаемые с конца. Введение понятия текстовой задачи, сюжетной задачи. Практика. Решение задач: логического характера, комбинированных , задач на составление уравнения. Тема №6 Геометрические фигуры и величины. Свойства геометрических фигур. Решение геометрических задач. Теория. Содержит: Повторение знаний о геометрических фигурах. Геометрические задачи с практическим содержанием Практика. Решение практических задач на разрезание фигур, на нахождение основных элементов треугольника. Конструирование фигур. Тема №7Решение логических задач. Виды нестандартных задач. Теория Логические задачи и методы их решения: использование графов, табличный метод. Задачи на лабиринты. Задачи на разрезание, перекладывание, перекраивания, переливания, взвешивания .Практика. Решение задач: логического характера, комбинированных , задач на составление уравнения, старинных задач. Тема №8 Математические соревнования, игры. Игры, тесты (играя, проверяем, что умеем и знаем). Практика. Игра "Что? Где? Когда?" , игра по теме "Арифметика - царица математики". Игра-соревнование: "Математика и шифры". Планируемые результаты Личностные: У обучающихся будут / будет: • формированы общественная активность личности, гражданской позиции, культура общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни. • будут вовлечены в игровую, коммуникативную, практическую деятельность. Предметные: У обучающихся будут / будет: • привит интерес к математике; • развиты творческие способности; • расширены и углублены математические знания; • выработаны необходимые практические навыки по предмету; • сформированы знания роли и влияния практики на развитие математики; • сформирована логическая цепочка знаний об истории развития математики; • сформирована способность создания математической модели ситуации, проведение анализа и преобразования, интерпретации полученных результатов; • развит математический кругозор, логическое и пространственное мышление; • расширены знания о биографии и достижениях выдающихся математиков. Метапредметные: У обучающихся будут / будет: • сформированы представления о математике как части общечеловеческой культуры; • сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; • развита способность структурировать данные (ситуацию); • развиты способности прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений. Календарный учебный график Год обучения Дата начала учебного года Перый год 01.09 обучения(стартовый) Дата окончания учебного года 31.05 Количество учебных недель Количество учебных часов в год Режим занятий 36 72 1 раза неделю 2 часа в Условия реализации программы Программа реализуется на базе МКОУ «СОШ» с.п. Хабаз. . Кабинет соответствует санитарноэпидемиологическим требованиям прописанным в постановлении Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. за №2. Кадровое обеспечение Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами, имеющими высшее или среднее профессиональное образование в области естественных наук, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности. 8 Материально-техническое обеспечение. Оформление кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями; - компьютер, ксерокс, сканер шкафы и стеллажи, для хранения учебной литературы, наглядных пособий; - ученические столы и стулья; - рабочий стол педагога; - компьютер, с установленным програмным обеспечением; - доска; - приборы учета времени (таймер, песочные часы); В наличии имеются: учебно-методическая и справочная литература - обучающие программы по алгебре и геометрии. методические разработки и планы-конспекты занятий, методические рекомендации к практическим занятиям, инструкционные и технологические карты; - развивающие и диагностические процедуры: тесты, анкеты, дидактические и психологические игры, кроссворды, викторины. - дидактические материалы; -зрительный ряд: фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты, книги; - Слайд-фильмы по темам занятий. Формы аттестации Входной контроль - оценка начального уровня образовательных возможностей учащихся при поступлении в объединение, ранее не занимавшихся по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, в форме собеседования. Промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения/учебного года (при сроке реализации программы более одного года). Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению учебного года или всего периода обучения по программе. Формы контроля могут быть следующие: опрос, тестирование, анкетирование, контрольные задания, наблюдение, практическая работа, выполнение практических заданий, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий, анализ практических работ, организация самостоятельного выбора, индивидуальная беседа. Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование. Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки. Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: защита и презентация мини – проекта Оценочные материалы: • тесты; • опросники; • Задания для математического диктанта; • карточки с заданиями. Критерии оценки результатов освоения программы Параметры Теоретические знания Низкий 0%-30% Средний 31%-60% Уровень теоретических знаний Обучающийся знает Обучающийся знает изученный материал. изученный материал, Изложение материала но для полного сбивчивое, требующее раскрытия темы корректировки требуется наводящими вопросами дополнительные вопросы Высокий 61%-100% Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом Уровень практических навыков и умений Практические знания Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неумение анализировать свое исполнение, слабая техника и математический счет. Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в математическом), владение хорошей исполнительскной техникой. Технически качественное и математически осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Учащийся владеет теоретическими и практическими знаниями в области математики, предусмотренных данной программой. Работы выполняет точно, в соответствии с заданным темпом. Учебно-методическое и дидактическое обеспечение. Реализация программы «Решай, отгадывай, считай.», основываясь на личностно ориентированном подходе к естественнонаучному образованию, предусматривает применение разнообразных технологий и методик в образовательном процессе. В учреждениях дополнительного образования образовательный процесс по своей специфики имеет развивающий характер, то есть направлен на развитие природных задатков учащихся, реализацию их интересов и способностей. В связи с чем особое внимание при освоении данной программы уделяется технологиям развивающего обучения. При этом подростку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой вклад в развитие личности. Важным является мотивационный этап, по способу организации которого выделяют технологии развивающего обучения, опирающиеся на: познавательный интерес, индивидуальный опыт личности, творческие потребности, потребности самосовершенствования. Использование технологии развития критического мышления на занятиях объединения будет способствовать формированию у учащихся умений и навыков самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов, тем самым развивая у них способность к саморегуляции и самообразованию. Метод проектов позволяет организовать работу с различными группами учащихся, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ребенка от низкого к более высокому уровню, от репродуктивного к творческому. Наиболее эффективным средством развития познавательного интереса подростка в практике дополнительного образования является исследовательская деятельность. Применение в образовательном процессе технологии исследовательской деятельности способствует раскрытию у учащихся способностей к ведению научных исследований, формированию значимых для них способов самостоятельного мышления: анализа, обобщения, сравнения, овладению методами самообразовании. Методы работы: Обучения: -словесный; -объяснительно-иллюстративный; -частично-поисковый; -исследовательско - проблемный; Воспитания: -мотивация -поощрение; -убеждение; -стимулирование. Педагогические технологии: -индивидуальное обучение; - коллективное взаимообучение; -игровая деятельность, Формы организации учебного занятия: - встреча с интересными людьми; - игра; - конкурс; - мозговой штурм; -олимпиада Список литературы для обучающихся: Абельмас Н. В., Занимательные игры и задания на развитие логического мышления. Математика. - Феникс, Кредо, 2007г. 2. Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. М., АРКТИ, 2006г. 3. Бураков Н. Б., Интеллектуальный тренинг. Пресс, 2011г. 4. Бураков Н. Б., Экспресс-курсы по развитию познавательных процессов. Пресс, 2011г. 5. Дружинин Б. Л., Развивающие задачи для детей 7-12 лет. Илекса, 2011г. 6. Зак А. З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. М., 1994г. 7. Костромина С. Н., Учиться на пятерки по математике. Как?, М., 2012г. 8. Майерс Б.М., Развиваем мышление. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010г. 1. Список литературы для педагога: Брэгдон А., Феллоуз Л., Игры для ума. Упражнения для развития математических, визуальных и логических способностей, М., ЭКСМО, 2005г. 2. Быльцов С.Ф., Занимательная математика для всех, С-Пб, Питер, 2005г. 3. Васильев Н.Б., Гутенмахер В.Л., Заочные математические олимпиады, М., Наука, 2001г. 4. Зубарева И.И., Математика. Контрольные работы, Издательство «Мнемозина», М., 2013г. 5. Зубарева И.И., Математика. Самостоятельные работы, Издательство «Экзамен», М., 2007г. 6. Гамбарин В.Г., И.И. Зубарева. Сборники задач и упражнений по математике, Издательство «Экзамен», М., 2013г. 7. Голубев В.И., Решение сложных и нестандартных задач по математике, М., ИЛЕКСА, 2007г. 8. Канель-Белов А. Я., Ковальджи А. К., Как решают нестандартные задачи / Под ред. Бугаенко В.О., М., МЦНМО, 2008г. 9. Тульчинская Е.Е. Тесты 5-6 классы - Издательство «Экзамен», М., 2014г. 1. Интернет-ресурсы: рекомендуемых для использования педагога и учащихся: • http://www.uic.ssu.samara.ru Путеводитель "В мире науки" для школьников • http://mat-game.narod.ru Математическая гимнастика • http://www.zaba.ru Математические олимпиады и олимпиадные задачи • http://www.mccme.ru Московский центр непрерывного математического образования • ttp://www.exponenta.ru Математический сайт • http://zadachi.mccme.ru Информационно-поисковая система "Задачи" • http://alglib.sources.ru Библиотека алгоритмов Подборка ссылок на математические ресурсы Интернета. • http://www.vspu.ac.ru/de/ Телекоммуникационные викторины для школьников • http://dondublon.chat.ru/math.htm Популярная математика • http://mat.1september.ru - газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября» • http://www.math.ru - Math.ru: Математика и образование • http://www.mccme.ru - Московский центр непрерывного математического образования • http://www.allmath.ru - Allmath.ru - вся математика в одном месте • http://eqworld.ipmnet.ru - EqWorld: Мир математических уравнений • http://www.exponenta.ru - Exponenta.ru: образовательный математический сайт • http://www.bymath.net - Вся элементарная математика: Средняя мат. интернет-школа • http://www.neive.by.ru/index.html - Геометрический портал • http://graphfunk.narod.ru - Графики функций • http://rain.ifmo.ru/cat/ - Дискретная математика: алгоритмы • http://tasks.ceemat.ru - Задачник для подготовки к олимпиадам по математике • http://www.math-on-line.com - Занимательная математика - школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике) • http://www.problems.ru - Интернет-проект «Задачи» • http://www.etudes.ru - Математические этюды • http://www.zaba.ru - Математические олимпиады и олимпиадные задачи • http://www.kenguru.sp.ru - Международный математический конкурс «Кенгуру» • http://www.turgor.ru/ - Турнир городов - Международная математическая олимпиада для школьников • http://www.math.ru/ - Интернет-поддержка учителей математики. Содержит электронные книги, видеолекции, материалы для уроков. • http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей. Содержит: библиотеку готовых учебных проектов с применением ИКТ; библиотеку методик проведения уроков с использованием разнообразных электронных ресурсов; руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе • www.festival.1september.ru • http://www.uchportal.ru • https://www.mathedu.ru МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР Рабочая программа на 2024-2025 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе «Решай. Отгадывай. Считай.» Уровень программы: базовый Адресат: обучающиеся от 7 до 10 лет; Год обучения: 1-ый год обучения; Автор-составитель: Шериева Марианна Муштафаевна педагог дополнительного образования. г.п. Залукокоаже 2024г 4 Цель: формирование логического мышления обучающихся посредством освоения системы математических знаний и умений. Задачи программы: Личностные: • развить коммуникативные навыки; • развить способность взаимодействовать с группой сверстников. Предметные: • привить обучающимся интерес к математике; • способствовать расширению и углублению математических знаний; • выработать у ребят необходимые практические навыки по предмету; • показать роль и влияние практики на развитие математики; • сформировать у обучающихся логическую цепочку знаний об истории развития математики; • обучить созданию математической модели ситуации, проведение анализа и преобразования, интерпретации полученных результатов; • развить математический кругозор, логическое и пространственное мышление; • познакомить с биографиями и достижениями выдающихся математиков. Метапредметные: • сформировать представления о математике как части общечеловеческой культуры; • сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; • способность структурировать данные (ситуацию); • научить прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений. • развить творческие способности обучающихся; Планируемые результаты Личностные: У обучающихся будут / будет: • развиты коммуникативные навыки; • развита способность взаимодействия с группой сверстников. Предметные: У обучающихся будут / будет: • привит интерес к математике; • развиты творческие способности; • расширены и углублены математические знания; • выработаны необходимые практические навыки по предмету; • сформированы знания роли и влияния практики на развитие математики; • сформирована логическая цепочка знаний об истории развития математики; • сформирована способность создания математической модели ситуации, проведение анализа и преобразования, интерпретации полученных результатов; • развит математический кругозор, логическое и пространственное мышление; • расширены знания о биографии и достижениях выдающихся математиков. Метапредметные: У обучающихся будут / будет: • сформированы представления о математике как части общечеловеческой культуры; • сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; • • развита способность структурировать данные (ситуацию); развиты способности прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений. Календарно-тематический план № Дата занятий Наименование темы раздела, Содержание деятельности всего 2 Форма аттестаци и/контрол я теория практика Организационное 2 занятие. -техника безопасности; -знакомство с программой на текущий год 1 1 тестирова ние Из истории математики. Биографические миниатюры. 9 3 6 тестирован ие История развития 3 математики. Знакомство с жизнью и деятельностью великих математиков. 1 2 самостояте льная работа “Как люди научились 3 считать”. Исторические сведения. Игра “Необыкновенное путешествие во времени”. 1 2 зачет Из истории чисел. 3 Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина. 1 2 Коллектив ная работа Числа и операции над 12 ними. Приемы устного счета. Числовые множества 4 8 Натуральные числа, 3 обозначение. Игра “Живое домино”. Игра “Построим дом”. Загадки. Математическая викторина. Игра “Считай по сигналу”. Решение задач. Придумать сказку о любом натуральном числе. 1 2 Контрольн ое занятие “Числа-гиганты”. Рассказ о 3 числах гигантах. Легенда о шахматной доске. Игра “Необыкновенное путешествие в царство 1 2 самостояте льная работа гигантов”. 4. Логические задания с 3 числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности, поиски закономерностей). Разные задачи с числами. 1 2 мозговой штурм Приемы устного счета. 3 Приемы устного умножения на 9, 11, 15, 99, 999 (включая самостоятельные исследования). 1 2 тестирован ие Занимательные задачи. 22 Решение задач на смекалку. Прикладная математика. 22 Текстовые задачи смекалку сообразительность. на 2 и 2 зачет Задачи на перекладывание 2 спичек. 2 Коллектив ная работа Задачи на переливания. 2 2 Играиспытание Задачи на взвешивания. 2 2 Контрольн ое занятие Математические софизмы. 2 2 самостояте льная работа Знакомство с числовыми 2 ребусами. Расшифровка и составление числовых ребусов. Личная олимпиада «Ребусомания» 2 мозговой штурм Числовые головоломки. 2 2 тестирован ие Решение 2 2 самостояте льная работа Кроссворды. кроссвордов. Расшифровка текстов. 2 2 зачет Математическая викторина. 2 2 Коллектив ная работа Подготовка и проведение 2 конкурса буклетов 2 Играиспытание «Интересная задача». 5. Текстовые задачи. 7 Виды нестандартных задач. 2 Введение понятия 2 текстовой задачи, сюжетной задачи. 2 Задачи на уравнения. составление 1 мозговой штурм 1 1 тестирован ие совместную 1 1 самостояте льная работа Задачи на периметр и 2 площадь Задачи на объём и площадь поверхности . 2 зачет Задачи работу. 7. на Геометрические фигуры 10 и величины. Свойства геометрических фигур. Решение геометрических задач. 1 9 Геометрические фигуры. 4 Свойства геометрических фигур . 1 3 Играиспытание Практические задачи на 3 разрезание фигур, на нахождение основных элементов треугольника. 3 Контрольн ое занятие Геометрические задачи с 3 практическим содержанием. 3 самостояте льная работа Решение логических 6 задач. Виды нестандартных задач. 2 4 Математическая регата 2 (решение задач на логику). 1 1 Решение ситуационных 2 задач-загадок. Логические задачи методы их решения 8. самостояте льная работа 1 Задачи на движение 6. 5 Математические соревнования, Игры, тесты и 2 4 игры. (играя, 1 2 тестирован ие 1 самостояте льная работа 4 проверяем, что умеем и знаем). Игра "Что? Где? Когда?" 1 по теме "Арифметика царица математики". 1 Коллектив ная работа Игра-соревнование "Математика и шифры" 1 1 Играиспытание Игра - смотр проектов "Для 1 чего нужна геометрия" 1 Контрольн ое занятие Итоговое занятие 1 1 самостояте льная работа Итого: 72 13 59 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР Рабочая программа воспитания обучающихся на 2024-2025 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе «Решай. Отгадывай. Считай.» . Адресат: 7-10лет Год обучения: 1 год обучения Автор-составитель: Шериева Марианна Муштафаевна педагог дополнительного образования. г.п.Залукокоаже 2024г Деятельность объединения «Решай, отгадывай,считай.» имеет естественнонаучную направленность. Количество обучающихся объединения «Решай,отгадывай,считай.» составляет___ человек. Из них мальчиков___, девочек___. Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 7 до 10 лет. Формы работы: индивидуальные, групповые, работы в малых группах. Направления работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, нравственно-эстетическое воспитание, экологическое, работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизма, физическое и трудовое. Цель воспитательной работы: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося. Основные задачи: • Развитие общей культуры учащихся через традиционные мероприятия объединения, выявление и работа с одаренными детьми. • Формирование у детей гражданско-патриотического сознания. • Выявление и развитие творческих способностей, обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, секций; совместной творческой деятельности педагогов, учащихся и родителей. • Создание условий, направленных на формирование нравственной культуры, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала. • Пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, социально-опасных явлений. • Создание условий для активного и полезного взаимодействия МКУ ДО «РЦДО» и семьи по вопросам воспитания учащихся. • Вести работу, направленную на профилактику правонарушений, социально-опасных явлений на основе развития сотрудничества с социальными партнерами; • Воспитывать у детей уважение к труду; содействовать профессиональному самоопределению учащихся; Планируемые результаты: • У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества; • Система воспитательной работы стала более прозрачной, логичной благодаря организации через погружение в «тематические периоды»; такая система ориентирована на реализацию каждого направления воспитательной работы; • Организация занятий в объединениях дополнительного образования направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству; • Повышено профессиональное мастерство педагогов дополнительного образования и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась эффективность воспитательной работы в кружках. • Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытию творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей. Основными формами работы с учащимися являются игры, конкурсы, беседы, интеллектуальные игры, ребусы и кроссворды, презентации. Системообразующие виды деятельности: коллективная творческая (организация КВН, математических боев, бесед, встреч с интересными людьми); - учебно-просветительская (организация экскурсий, лекций, бесед на экологическом материале для учащихся школы); -информационная (оформление информационного стенда). Главными деталями механизма являются формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагога и учащихся. От их правильного выбора во многом зависит успешность педагогического влияния на процесс социального становления учащихся. Работа с родительским составом. Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в учреждении построены на основе свободы выбора. И, как правило, большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Задачи сотрудничества с родителями: 1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося. 2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания. 3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки. 4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год Направление Наименование Срок Ответственные Планируемый результат воспитательной мероприятия работы выполнени я Общекультурное Праздничное Сентябрь Изучение учащимися направление: мероприятие, истории родного края. посвященное Дню (гражданскоФормировать правильное государственности КБР и патриотическое отношение к воспитание, приобщен Дню знаний (нравственно окружающей среде. патриотическое ие детей к Воспитание культурному наследию) воспитание). гражданственности, День Конституции. Декабрь патриотизма, социальной Единый урок «Мы – ответственности Россияне!», посвященный Дню Конституции РФ. Февраль «День защитника отечества». Конкурс поделок и рисунков к 23 февраля. «Этот день Победы»участие в общешкольном Май праздничном концерте. Участие в районном митинге посвященном Май Дню Победы. Районный конкурс март рисунков «Правнуки ветеранов рисуют Победу». Мероприятия, посвященные Дню возрождения балкарского народа. Духовно-нравственное Формирование Примечание. направление: «Мы любим бабушек и дедушек!» -концерт ко (нравственноДню пожилого человека. эстетическое воспитание, семейное «Добро отзывчиво, как воспитание) эхо» – акция к Международному дню инвалидов. Участие в общешкольном празднике для детей с ограниченными возможностями здоровья. Профилактическая беседа с детьми «Пиротехника и последствия шалости с пиротехникой». «Мама-главное слово в каждой судьбе» – праздничная концертная программа ко Дню матери Праздник мам, бабушек «Встреча поколений». Выставка подарков «Дорогим любимым». Здоровьесберегающее Месячник здоровья: направление: БДД (физическое 1) Вручение Памяток воспитание и водителям формирование «Правилам движения в культуры здоровья, Ваших руках» безопасность 2) Просмотр жизнедеятельности) видеоматериалов. Пожарная безопасность 1) Обзор стенда «Правила поведения при пожаре». Антитеррористическая Октябрь ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Декабрь Ноябрь март Сентябрь Март декабрь Формирование ценностного отношения к, здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание ценностного отношения к безопасности здоровья и жизни человека. Экологическое воспитание безопасность 1) Профилактическая беседа «Терроризм – зло против человечества» Акция «Покормите птиц Ноябрьзимой!» март «Дай лапу друг!» – благотворительная акция (выставка, ярмарка, апрель игровая программа). Акция мы за здоровый образ жизни (1 марта Международный день борьбы с наркоманией). март Месячник охраны окружающей среды Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. Популяризация занятий физической культурой и спортом. Пропаганда здорового образа жизни