МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МКУ ДО «РЦДО» Протокол от «25» июня 2024 г. №4 Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности « Керамика земли» Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Адресат:9-11 лет Срок реализации : 1год, 72 часа Форма обучения : очная Автор-составитель : Тасымова Мария Юрьевна г. п Залукокоаже 2024г. Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Направленность – художественная . Уровень программы : стартовый Вид программы :модифицированный Нормативно – правовая база, регламентирующая деятельность дополнительного образования: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). 2. Национальный проект «Образование». 3. Конвенция ООН о правах ребенка. 4. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. №11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями). 8. Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 10. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 11. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 13. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 15. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 16. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»). 17. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). 19. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). 20. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». 21. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». 22. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об образовании». 23. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике». 24. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». 25. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике». 26. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеразвивающих программ»). 27. Постановление 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей в муниципальном Зольском районе». 28. Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Актуальность программы Программа «Керамика земли» весьма актуальна, так как относится к образовательной области искусства и включает два ведущих компонента: способы деятельности и художественно-образное видение мира. Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими корнями, формирующая эстетический и этический вкус учащегося, а так же развивающая чувство прекрасного. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей. Новизна программы : Программа «Керамика земли», предусматривает более точное расположение заданий в необходимой последовательности и с учетом разделения процесса обучения на триместры. Основное время отводится для практических занятий, на теорию отводится около 25% учебного времени. Важной особенностью практических занятий является их общественнополезная направленность, создание самими учащимися нужных в быту, полезных предметов. Данная программа выстроена таким образом, что технологический процесс обучения сохранен в полном объеме и логически адаптирован к материальным условиям школы. Отличительные особенности: Программы «Керамика земли»: освоение учащимися технологии работы с глиной, способов и стилей, законов выразительности творческих работ на уровне практической работы с дальнейшим воплощением в других формах художественной деятельности. Основу программы составляет система занятий, позволяющая ребенку овладеть образным языком декоративно-прикладного искусства, развивать эстетическое восприятие, приобщаться к народной культуре, художественному творчеству. Педагогическая целесообразность : программы «Керамика земли» объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, что бы через труд и искусство приобщить учащихся к творчеству. Адресат: возраст учащихся:9-11 лет. Набор детей в группу «Керамика земли» осуществляется на свободной основе,( в данном возрастном диапазоне) при наличии у них первоначальных основ изобразительной грамоты. Срок реализации программы определён действующими типовыми учебными планами – 1 год,72 часа Режим занятий:2 раза в неделю по 1 часу. Наполняемость группы: 10-15 учащихся. Форма обучения :очная. Форма занятий: -групповая ,организация парной работы; -фронтальная(учащиеся синхронно работают под управлением педагога); -индивидуальная. Комбинированная: занятия состоят из теоретической части(беседы,дискуссии,презентации,мастер-классы)и практической части(наблюдение,выполнение эскизов,лепки плоских и обьемных форм,работа на гончарном круге,выставки , и творческие отчеты). Цель данной программы : дать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал, развить творческие способности. Достижению этой цели способствует решение следующих задач. Личностные задачи: - формировать представление об искусстве керамики и народной игрушке; - формировать навыки работы с глиной; - научить различать и лепить простые геометрические формы; - научить владеть способами лепки; - формировать понимание об образцах народной игрушки; - научить выполнять основные элементы росписи игрушек; - научить выполнять простое сувенирное изделие; - формировать знания о стилистических особенностях прикладного искусства родного края. - научить использовать стилистику родного края при изготовлении сувенира. - научить выполнять сюжетную композицию, знать и использовать этапы работы над композицией; - научить выполнять сувенирное изделие, с использованием ранее изученного материала; - формировать общее представление о фольклоре, сказках и преданиях родного края. Предметные задачи : - уметь решать композиционные задачи; - уметь соблюсти технологические особенности в работе; -формировать единство формы и декора; - уметь видеть завершенность и выразительность работы; - формировать самоконтроль в отношении ребенка к своей работе. Метапредметные задачи: - владеть основами самоконтроля , самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; уметь определять понятия ,создавать обобщения,устанавливать аналоги,классифицировать,устанавливать причинно – следственные связи ,строить логическое рассуждение и делать выводы. Учебный план № Названия разделов и тем. Общее кол-во часов всего теория практи ка 2ч. 1 1 1.2 Лепка простых геометрических тел. 3ч. Бусы – обереги. 1 2 1.3 Декоративные пластины. 3ч. 1 2 1.4 Лепка домашних животных. Пластический способ лепки. 4ч. 1 3 1.5 Лепка декоративного сосуда. Жгутиковый способ лепки. Декорирование сосуда рельефом. 5ч. 1 4 1.6 Лепка декоративной вазы в технике 4ч. пласта. Образ рыбы. 1 3 1.7 Подсвечник -сувенир. Конструктивный способ лепки. 1 4 1 3 1.Раздел История керамики разные техники лепки. 1.1 Беседа о керамике. История и разновидности керамики. Правила техники безопасности. Форма аттестации и 26 часов 5ч. Устный опрос. Контроль практических умений и навыков Контроль практических умений и навыков Контроль практических умений и навыков Контроль практических умений и навыков Контроль практических умений и навыков Контроль практических умений и навыков Контроль практических умений и навыков Раздел 2. Народное творчество в 30час керамике. ов 2.1 Дымковский промысел. Знакомство 4ч. с образами животного мира Контроль практических дымковской игрушки. 2.2 Филимоновский промысел. Знакомство с образами животного мира филимоновской игрушки. 4ч. 1 3 2.3 Каргопольский промысел. Знакомство с образами животного мира каргопольской игрушки. 4ч. 1 3 6ч. 1 5 2.5 Лепка декоративной 3ч. тарелки.Гжель.Декорирование.Росп ись. 1 2 2.6 Лепка барельефа. Изразец. Лепка рельефа «Цветы и птицы». 4ч. 1 3 2.7 Лепка контррельефа .Изразец. Лепка рельефа «Животный мир». 5ч. 1 4 3.1 Знакомство с работой на гончарном 2ч круге. 2 0 3.2 Работа за гончарным кругом ,основы техники ,лепка простой формы (чашка,тарелка,кружка) 6ч 1 5 3.3 Лепка композиции из трех предметов. Комбинированная техника. 8ч 2 6 Часов 18 Часов 54 2.4 Сувенир –игрушка «Сказочный персонаж». Комбинированный способ лепки. Раздел 3. Удивительный гончарного дела. ВСЕГО: умений и навыков Контроль практических умений и навыков Контроль практических умений и навыков Контроль практических умений и навыков Контроль практических умений и навыков Контроль практических умений и навыков Контроль практических умений и навыков мир 16 часов Часов 72 Контроль практических умений и навыков Контроль практических умений и навыков Контроль практических умений и навыков Содержание учебного плана: Раздел 1. История керамики и разные техники лепки.(26 часов) Тема 1.1 Беседа о керамике. История и разновидности керамики. Правила техники безопасности. (2 часа) Теория: Вводный инструктаж по ТБ и личной гигиены. Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка простых форм. Познакомить учащихся с предметом «Керамика», его историей, техникой безопасности и подготовкой своего рабочего места, материалами и инструментами Научить начальным навыкам работы с глиной. Технология замешивания глины и подготовка рабочего места к работе Иллюстративный материал, образцы работ. Инструменты для работы с глиной (ткань, губка, , глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, доска для лепки,гончарный круг, акриловые и гуашевые краски, кисти круглые и плоские, палитра и т.д.). Практика: Организация рабочего места. Тема 1.2 Лепка простых геометрических тел. Бусы – обереги. (3 часа) Теория:.Беседа, рассматривание репродукций и образцов. Познакомить учащихся с разнообразием, историей, значением бус-оберегов. Закрепить навык лепки простых геометрических форм. Научить выполнять декоративный оттиск на форме. Развивать навыки работы с глиной. «Разнообразие бус, формы древних и современных бус, символика и значения знаков орнамента (солярные знаки)». Оттиск, как элемент декорирования. Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры, декоративная нить.Первой задачей при лепке какого-либо предмета, является выбор размера и формы будущего изделия. Определение композиции изображения. Под композицией изображения понимается такое расположение элементов Рисунка на плоскости, которое позволяет автору с наибольшей выразительностью передать свой замысел. Практика: Составление композиции из геометрических фигур (бусин) разного размера. Лепка простых форм. Изготовление бус-оберегов . Тема 1.3 Декоративные пластины. (3 часа) Теория: Беседа, рассматривание репродукций и образцов. Познакомить учащихся с видами, историей керамических пластин. Научить учащихся новой форме лепки – раскатывание пластины, наложение рисунка и лепка способом наложения. «Декоративная пластина в керамике. Основы декоративной композиции». Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, скалка, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Анализ эскизов. Раскатывание пластины. Перенесение эскиза. Значение цвета в керамике. Особенности кистевой росписи Практика: Лепка пластины. Лепка кулона.Роспись готового изделия красками. Тема 1.4 Лепка домашних животных. Пластический способ лепки. (4 часа) Теория: Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. формы. Ознакомить учащихся с новым способом лепки – пластическим. Ознакомить с понятием стилизация формы. Развивать умение лепить форму по представлению. Закрепить навык работы с глиной. «Стилизация формы». Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Пластический способ лепки. Формообразование. Практика: Выполнение рисунка животных .Лепка животного. Роспись животного . Тема 1.5 Лепка декоративного сосуда. Жгутиковый способ лепки. Декорирование сосуда рельефом. (5 часов) Теория: Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка формы. Ознакомить учащихся с понятием – керамический сосуд. Ознакомить с одним из древних способов лепки сосудов – жгутиковым. Развивать культуру исполнения и аккуратность. Отработать навыки работы с материалом(глиной).Научить соединять детали при помощи насечек и воды. Научить заглаживать жгутики ,объединяя их в цельную форму. Использовать стеки и другие инструменты в работе. Гармоничность формы. Взаимосвязь формы сосуда и декора. развитие объемнопространственного мышления при анализе округлой формы предмета. Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Освоить жгутиковый способ лепки. Формообразование. Практика: Рисуем эскиз сосуда. Лепим сосуд в жгутиковой технике. . Тема 1.6 Лепка декоративной вазы в технике пласта. Образ рыбы. (4часа) Теория: Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. формы. Познакомить учащихся с новым способом лепки –в технике пласт. Ознакомить с понятием стилизация формы. Развивать умение лепить форму по представлению. Закрепить навык работы с глиной. «Стилизация формы». Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые или гуашевые краски, объемные контуры. Пластический способ лепки. Формообразование. Практика: Быстрая зарисовка эскиза. Лепка вазы. Тема 1.7 Подсвечник -сувенир. Конструктивный способ лепки. (5часов) Теория: Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Разработка эскиза .Лепка квадратной формы. Познакомить учащихся с понятием – игрушка-сувенир. Ознакомить с конструктивным способом лепки. Научить вести последовательный поиск формы с помощью эскиза или пробника. «Значение игрушки-сувенира в жизни человека». Конструктивный способ лепки. Формообразование. Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Практика: Создание эскиза. Лепка подсвечника. Раздел 2. Народное творчество в керамике.(30 часов) Тема 2.1 Дымковский промысел. Знакомство с образами животного мира дымковской игрушки. (4 часа) Теория: Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка формы. Познакомить с понятием – народная игрушка. Воспитывать любовь к истории родной страны, уважение к корням и культурному наследию. Ознакомить с комбинированным способом лепки. Познакомить с Дымковской игрушкой, ее характерными особенностями. Закрепить навык работы с глиной. «Образы животного мира в дымковской игрушке». Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски. Комбинированный способ лепки.Сюжетная композиция. Анализ выполненных работ. Составление в одну общую сюжетную композицию. Цвет и орнамент в дымковской игрушке. Передача стилистических особенностей промысла. Практика: Выполнение эскиза или пробника Лепка комбинированным способом. Завершение лепки. Подготовка работы к сушке Роспись игрушек. Тема 2.2 Филимоновский промысел. Знакомство с образами животного мира филимоновской игрушки. (4 часа) Теория: Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка формы. Познакомить с понятием – народная игрушка. Воспитывать любовь к истории родной страны, уважение к корням и культурному наследию. Познакомить с Филимоновской игрушкой, ее характерными особенностями. Закрепить навык работы с глиной и освоить характерную кистевую роспись игрушки. «Образы животного мира в Филимоновской игрушке». Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Особенности пластики Филимоновской игрушки. Сюжетная композиция. Анализ выполненных работ. Составление в одну общую сюжетную композицию. Цвет и орнамент в Филимоновской игрушке. Передача стилистических особенностей промысла. Анализ выполненных работ. Практика: Выполнение эскиза или пробника.Лепка комбинированным способом.Продолжение работы.Завершение лепки. Подготовка работы к сушке.Роспись игрушек.Завершение работы. Тема 2.3 Каргопольский промысел. Знакомство с образами животного мира каргопольской игрушки. (4 часа) Теория: Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка формы. Познакомить с понятием – народная игрушка. Воспитывать любовь к истории родной страны, уважение к корням и культурному наследию. Познакомить с Каргопольской игрушкой, ее характерными особенностями. Закрепить навык работы с глиной и освоить характерную кистевую роспись. «Образы животного мира в Каргопольской игрушке». Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Особенности пластики Каргопольской игрушки. Сюжетная композиция. Анализ выполненных работ. Составление в одну общую сюжетную композицию. Цвет и орнамент в Каргопольской игрушке. Передача стилистических особенностей промысла. Анализ выполненных работ. Практика: Выполнение эскиза или пробника. Лепка комбинированным способом. Продолжение работы. Завершение лепки. Подготовка работы к сушке. Роспись игрушек. Завершение работы. Тема 2.4 Сувенир –игрушка «Сказочный персонаж». Комбинированный способ лепки.(6часов) Теория: Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка формы. Познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством родного края. Воспитывать интерес и уважение к истории. Познакомить с характерными особенностями лепки и росписи игрушек .Обобщить знания учащихся о способах лепки и основах формообразования. Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры, дополнительная фурнитура (мех, кожа, шнур, бисер). Повторение материала и анализ выполненных работ. Единство формы и декора. Особенности декора и передача стилистических особенностей росписи народных сувениров. Анализ работ. Практика: Выполнения эскиза или пробника. Лепка комбинированным способом. Продолжение работы. Завершение лепки. Подготовка работы к сушке. Роспись и декорирование сувенира. Завершение работы. Тема 2.5 Лепка декоративной тарелки. Гжель. Декорирование .Роспись . (3 часа) Теория Беседа, рассматривание репродукций и образцов. Познакомить учащихся с видами и приемами росписи Гжель. Повторить форму лепки – раскатывание пластины, наложение рисунка и лепка способом наложения. «Декоративная пластина в керамике. Основы декоративной композиции». Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, скалка, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Анализ эскизов. Раскатывание пластины. Перенесение эскиза. Значение цвета в керамике. Особенности кистевой росписи Гжель. Практика: Создание эскиза. Лепка тарелки в технике пласт. Роспись синим цветом Гжель. Тема 2.6 Лепка барельефа. Изразец. Лепка рельефа «Цветы и птицы». (4часа) Теория: Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка пластины. Формирование знаний и представления об анималистическом жанре, развитие и воспитание любви к природе. Познакомить учащихся с видами, историей керамических изразцов . Повторить с учащимися форму лепки – раскатывание пластины, наложение рисунка и лепка способом наложения. Познакомить учащихся с техникой контррельефа – выборкой глины .Разработка композиции на тему Цветы и птицы. Декоративная пластина в керамике. Основы декоративной композиции. Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, скалка, кисть, емкость для воды и шликера , ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Анализ эскизов. Раскатывание пластины. Перенесение эскиза. Значение цвета в керамике. Особенности кистевой росписи. Практика: создание эскиза. Лепка изразца. Декорирование рельефом. Роспись готового изделия. Тема 2.7 Лепка контррельефа .Изразец. Лепка рельефа «Животный мир». (5 часов) Теория: Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка пластины. Познакомить учащихся с видами, историей керамических пластин. Научить учащихся новой форме лепки – раскатывание пластины, наложение рисунка и лепка способом наложения. «Декоративная пластина в керамике. Основы декоративной композиции». Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, скалка, кисть, емкость для воды и шликера , ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Анализ эскизов. Раскатывание пластины. Перенесение эскиза. Значение цвета в керамике. Особенности кистевой росписи. Практика: создание эскиза. Лепка изразца. Декорирование рельефом. Роспись готового изделия. Раздел 3. Удивительный мир гончарного дела.(16 часов) Тема 3.1 Знакомство с работой на гончарном круге. (2 часа) Теория: Рассматривание иллюстраций, репродукций кувшинов, инструментов и приемов для работы на гончарном круге. Урок-ознакомление. Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка простых форм. Познакомить учащихся с методом работы за гончарным кругом , его историей, техникой безопасности и подготовкой своего рабочего места, материалами и инструментами . Научить начальным навыкам работы с глиной на гончарном круге. Технология замешивания глины и подготовка рабочего места к работе Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера , ткань, доска для лепки. Практика: Организация рабочего места. Тема 3.2 Работа за гончарным кругом ,основы техники ,лепка простой формы (чашка,тарелка,кружка) (6 часов) Теория: Беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка формы. Ознакомить учащихся с понятием – керамический сосуд. Ознакомить с одним из способов лепки сосудов – на гончарном круге .Развивать культуру исполнения и аккуратность. Отработать навыки работы с материалом(глиной).Закрепить навык соединения деталей при помощи насечек и воды. Научить заглаживать поверхность рукой или губкой ,объединять объемы в цельную форму. Использовать стеки и другие инструменты в работе. Гармоничность формы. Взаимосвязь формы сосуда и декора. развитие объемнопространственного мышления при анализе округлой формы предмета. Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Освоить жгутиковый способ лепки. Формообразование. Практика: Лепка простой формы(чашка, тарелка, кружка).Роспись готового изделия. Тема 3.3 Лепка композиции из трех предметов. Комбинированная техника. (8 часов) Теория: Беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка геометрической или плоской формы. Закрепить навык работы с одним из способов лепки сосудов – на гончарном круге, способом жгута или способом пласта .Развивать культуру исполнения и аккуратность. Отработать навыки работы с материалом(глиной).Закрепить навык соединения деталей при помощи насечек и воды. Отработать навык заглаживания поверхности рукой или губкой ,объединять объемы в цельную форму. Использовать стеки и другие инструменты в работе. Гармоничность формы. Взаимосвязь формы сосуда и декора. развитие объемнопространственного мышления при анализе округлой формы предмета. Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Освоить жгутиковый способ лепки. Формообразование. Практика: Разработка эскиза. Выбор композиции и содержания будущей работы. Лепка любым изученным способом(пластина, жгут ,лепка за гончарным кругом)Декорирование изделий :барельефом, контррельефом. Роспись изделий акриловыми, гуашевыми или акварельными красками. Планируемые результаты Личностны: По окончании одного года обучения обучающиеся: - формировать представление об искусстве керамики и народной игрушке; - формировать навыки работы с глиной; - научить различать и лепить простые геометрические формы; - научить владеть способами лепки; - формировать понимание об образцах народной игрушки; - научить выполнять основные элементы росписи игрушек; - научить выполнять простое сувенирное изделие; - формировать знания о стилистических особенностях прикладного искусства родного края. - научить использовать стилистику родного края при изготовлении сувенира. - научить выполнять сюжетную композицию, знать и использовать этапы работы над композицией; - научить выполнять сувенирное изделие, с использованием ранее изученного материала; - формировать общее представление о фольклоре, сказках и преданиях родного края. Предметные задачи : По окончании одного года обучения обучающиеся: - уметь решать композиционные задачи; - уметь соблюсти технологические особенности в работе; -формировать единство формы и декора; - уметь видеть завершенность и выразительность работы; - формировать самоконтроль в отношении ребенка к своей работе. Метапредметные задачи: По окончании одного года обучения обучающиеся: - владеть основами самоконтроля , самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; уметь определять понятия ,создавать обобщения,устанавливать аналоги,классифицировать,устанавливать причинно – следственные связи ,строить логическое рассуждение и делать выводы. Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий. Календарный учебный график. Год обучения Дата начала учебного года Дата окончания учебного года Количество учебных недель Количество учебных часов 1 год (стартовый) 01.09 31.05 36 72 Режим занятий 2 часа в неделю (1раза по 2 часа). Кадровое обеспечение Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами ,имеющими среднее профессиональное или высшее образование. Материально- техническое обеспечение. Наглядно- плоскостные: Плакаты: 1. «Виды керамики» - 1шт. 2. «Народная игрушка» - 3 шт. 3. «Схема этапов лепки полых форм» - 2 шт. 4. «Сосуды выполненные на гончарном круге» - 3 шт. - Образцы работ мастеров народной игрушки. - Работы учащихся из фонда отделения. - Работы преподавателей отделения. Демонстрационные: - Модель геометрического тела – 5 шт. - Модель геометрического тела сложной формы – 5 шт. - Бытовой предмет простой формы – 15 шт. - Бытовой предмет сложной формы – 10 шт. - Бытовой предмет крупной формы – 3 шт. - Гипсовая модель розетки – 2 шт. - Гипсовые модели частей лица (Давид) – 2 шт. - Гипсовая маска (Венера, Меркурий) – 2 шт. - Муляжи овощей и фруктов – 4 набора. - Драпировки – 5 шт. Электронные образовательные ресурсы: Медийное обеспечение: 1. Интернет ресурсы ИЗО - http://www.zic–gcro.ru/ Различные художественные материалы: - пластилин; -карандаши ; -доска для лепки; -бумага формата а 4; -краски гуашевые, акриловые; - глина для лепки; -гипс. Оснащение кабинета 1. Стол учительский – 1 шт. 2. Парта школьная – 8 шт. 3. Ноутбук – 1 шт. 4. Доска маркерная магнитная – 1 шт. 5. Стеллаж книжный для хранения работ – 1 шт. 6. Стул ученический – 16 шт. 7. Планшет для лепки – 16шт. 8. Стеллаж для просушки работ – 1 шт. 9. Гончарный круг – 3 шт. 10. Стеки, инструменты для работы с глиной и пластилином. Методы работы: Обучения: -словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы); - практический; -объяснительно-иллюстративный; -проблемный; - игровой; - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений). - демонстрация наглядных пособий, позволяющих конкретизировать учебный материал; - организация выставок детских работ через интернет-ресурсы. Воспитания: -мотивация; - упражнение; -поощрение; -убеждение; -стимулирование. Методическое и дидактическое обеспечение. Содержание программы "Керамика земли " моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых особенно значимы: Системно - деятельностный подход . Деятельность в данной программе представлена включением учащихся в активную художественно-творческую деятельность, которая обязательно завершается наглядным результатом и занимает свое место в интерьере учреждения дополнительного образования. Что развивает интерес к различным пространственным, пластическим, декоративным и другим видам деятельности, и ориентирует ее на положительный результат; Личностно-ориентированный подход . Изобразительное искусство – культурное пространство для формирования и развития личности учащегося. Программа "Керамика земли " построена с учетом интересов учащихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности личности к саморазвитию, потребности в самообразовании, способности адаптироваться в быстро меняющемся мире, ориентации в современном информационном пространстве культуры и искусства; Освоение учебной программы "Керамика земли "проходит в форме практических занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ изобразительной грамоты. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром керамических изделий в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу педагогом приёмов и порядка ведения работы. На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение содержания каждой задачи и практических приёмов её решения, что обеспечит грамотное выполнение практической работы. Отводится время на осмысление задания, в этом случае роль педагога – направляющая и корректирующая. Одним из действенных и результативных методов в освоении программы является проведение педагогом мастер-классов, которые дают возможность учащимся увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты мастерства. Каждое задание предполагает решение определённых учебно-творческих задач, которые сообщаются педагогом перед началом выполнения задания. Поэтому степень законченности изделия будет определяться степенью решения поставленных задач. По мере усвоения программы от учащихся требуется не только отработка технических приёмов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе. Дифференцированный подход в работе педагога предполагает наличие в методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному освоению программы учащимися. Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы, справочники, словари, альбомы, интернет источники; материалы для углубленного изучения. Всё это позволяет педагогу обеспечить эффективное руководство работой учащихся. Формы аттестации учащихся Отслеживание и оценивание результатов обучения по предмету «Керамика земли» проводится в форме итоговых работ и просмотров. Вариантом аттестации учащегося может быть участие в выставке, конкурсе, фестивале. Критерии оценки работ учащихся: Тематическая и промежуточная аттестация: - композиционный замысел; - знание стилистики народных промыслов; - соблюдение технологических особенностей работы; - единство формы и декора; - завершенность и выразительность работы; - отношение ребенка к своей работе. Критерии оценивания Оценка «3» ставится при соответствии работы критериям оценки. Оценка «2» ставится при наличии в работе некоторых недочетов в технологии изготовления, выборе техники выполнения и средств художественной выразительности, незначительно влияющих на общее впечатление от работы. Оценка «1» ставится при наличии в работе технологических ошибок, в неудачном выборе технических средств и способов изготовления, влияющих на слабое раскрытие темы или образа, недостаточной завершенности работы. Также при выставлении оценок учитываются: возраст учащегося, индивидуальные, гендерные и личностные особенности учащегося. Программа предусматривает занятия по росписи керамики и работу по предварительному эскизу. Основной формой проведения занятий по программе является урок. Методическая позиция обучения по предмету: от восприятия как основного вида познания окружающего мира – через анализ формы, изучение законов прикладной композиции, технологии работы с глиной - к интеллектуально-эмоциональному и аналитическиэмоциональному творческому подходу в дальнейшем воплощении замыслов учащихся. В основу программы положен принцип «воспитывающего обучения», реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом. Важнейшей образовательной стратегией программы является личностно-ориентированный подход в обучении. Контроль успеваемости Отслеживание и оценивание результатов обучения по предмету «Керамика земли» проводится в форме итоговых работ и просмотров. Вариантом аттестации учащегося может быть участие в выставке, конкурсе, фестивале. Критерии оценки работ учащихся: Тематическая и промежуточная аттестация: - композиционный замысел; - знание стилистики народных промыслов; - соблюдение технологических особенностей работы; - единство формы и декора; - завершенность и выразительность работы; - отношение ребенка к своей работе. Оценка «3» ставится при соответствии работы критериям оценки. Оценка «2» ставится при наличии в работе некоторых недочетов в технологии изготовления, выборе техники выполнения и средств художественной выразительности, незначительно влияющих на общее впечатление от работы. Оценка «1» ставится при наличии в работе технологических ошибок, в неудачном выборе технических средств и способов изготовления, влияющих на слабое раскрытие темы или образа, недостаточной завершенности работы. Также при выставлении оценок учитываются: возраст учащегося, индивидуальные, гендерные и личностные особенности учащегося. Информационная карта освоения учащимся раздела . Название темы ,количество Часов ____________________________________ Ф.И.О.учащегося________________________________________________ № Параметры результативности освоения Оценка результативности раздела ,темы . Высокий Средний Низкий уровень 3 уровень 2 уровень 1 балла балла балл 1 Теоретические знания 2 Практические умения и навыки 3 Самостоятельность в познавательной деятельности 4 Потребность в саморазвитии самообразовании и 5 Применение знаний и умений социально-значимой деятельности. в Общая сумма баллов Формы аттестации учащихся Вид Цель Время проведения Содержание Форма проведения 1 Тематический контроль. Определение На уроке. уровня усвоения темы, этапа работы над темой. Работы Просмотр учащихся по учащихся. теме задания. 2 Промежуточная аттестация учащихся за триместр. Определение Конец Работы уровня обучения триместра. По триместр. за триместр. плану работы отделения. 3 Промежуточная аттестация учащихся за год. Определение Конец 3 Работы за уровня обучения триместра. триместр. за год. По плану работы отделения. 3 Просмотр учащихся триместр. 4 Итоговая аттестация учащихся. Выявление качества обучения выпускников. 3 Просмотр учащихся . Конец 3 Работы за триместра. триместр По плану учащихся . работы отделения. за Просмотр учащихся. Кто проводит Результат работ Преподаватель на Анализ работ уроке. учащихся. Выставление оценки за работу на уроке, этап работы по теме, завершение работы. работ Комиссия Анализ работ преподавателей учащихся. отделения во Выставление оценок главе с за триместр. заместителем Анализ результатов директора по обучения за триместр. учебной части. работ Комиссия Анализ работ за 3 преподавателей учащихся. отделения во Выставление оценок главе с за 3 триместр, заместителем годовых оценок. директора по Анализ результатов учебной части. обучения за триместр и год. Перевод учащихся в следующий класс. работ Комиссия Выставление оценок, преподавателей занесение их в отделения во свидетельство об главе с окончании детской заместителем школы искусств. директора по Анализ качества учебной части. обучения выпускников. Список литературы для педагогов. 1.Авторская программа «Мир глиняной игрушки» по керамике относится к образовательной области «Искусство». Л. А. Пегальс и И. В. Ханько. М., Эксмо,2004. 2.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М., издательский центр «Академия», 1999. 3.Федотов Г. Глина и керамика. М., Эксмо,2004. 4.Величкина Г.А. Шпикалова Т.Я. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства; М., Мозаика-Синтез, 2004. 5.Каргопольская игрушка. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства; М., Мозаика-Синтез, 2007. 6. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства; М., Мозаика-Синтез, 2007. 7.Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения.-2-е изд., испр. /Глав. Ред. М.Д.Аксенова.- М.: Аванта+, 2000. 8.Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXвеков. Глав. Ред. М.Д.Аксенова.- М.: Аванта+, 2001. 9.Колпинский Ю. Д. Памятники мирового искусства. Искусство Эгейского мира и Древней Греции; - М./ Изд. «Искусство»; 1970. 10.Шапошникова Л. П. Государственный Русский музей. Скульптура XVIII - начало XX века. Каталог.; - Лен./ Изд. «Искусство»; 1988. 11.Артамонов М. И. Древнее искусство; - Лен./ Изд. «Аврора»; 1974. 12. Бадян В.Е., Денисенко В.И., Основы композиции: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Трикста, 2011. 13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М., издательский центр «Академия», 1999. 14. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика: Учебное пособие.- Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та. 1992. 15.Атлас Республики Коми./ Научный редактор доктор исторических наук Э. А. Савельева. – М.: Изд. «Дизайн. Информация. Картография», 2001. Список литературы для обучающихся 1.Грибова Л.С., Савельева Э.А. народное искусство Коми; М/ Московская типография №5, 1992. 2.Некрасова М. народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. Альбом. – М/ Советская Россия,1983. 3. «Юный художник», ежемесячный журнал по изобразительному искусству для детей и юношества, - М.: 1995 - 2013. 4.Чаварра Х., Уроки керамики. Ручная лепка. – М/ Изд. Астрель.АКТ; 2003. 5.Соловьева Л. Н., Игрушка. – М/ Изд. «Интербук-бизнес»; 2002. 6.Боголюбов Н. С., Скульптура на занятиях в школьном кружке. – М/ Изд. «Просвещение»; 1986. 7.Раделов С. Ю., Все самые популярные нэцке. Персонажи. Сюжеты. Символика - СанктПетербург/ Изд. СЗКЭО КРИСТАЛ; 2005. Интернет – ресурсы по керамике и изобразительному искусству. 1. Интернет ресурсы ИЗО - http://www.zic–gcro.ru/ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР Рабочая программа на 2024-2025 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе «Керамика земли» Срок реализации; 1год Адресат программы; 9-11 лет Форма обучения; очная Автор; Тасымова Мария Юрьевна педагог дополнительного образования г. п. Залукокоаже 2024 год Цель данной программы : дать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал, развить творческие способности. Достижению этой цели способствует решение следующих задач. Личностные задачи: - формировать представление об искусстве керамики и народной игрушке; - формировать навыки работы с глиной; - научить различать и лепить простые геометрические формы; - научить владеть способами лепки; - формировать понимание об образцах народной игрушки; - научить выполнять основные элементы росписи игрушек; - научить выполнять простое сувенирное изделие; - формировать знания о стилистических особенностях прикладного искусства родного края. - научить использовать стилистику родного края при изготовлении сувенира. - научить выполнять сюжетную композицию, знать и использовать этапы работы над композицией; - научить выполнять сувенирное изделие, с использованием ранее изученного материала; - формировать общее представление о фольклоре, сказках и преданиях родного края. Предметные задачи : - уметь решать композиционные задачи; - уметь соблюсти технологические особенности в работе; -формировать единство формы и декора; - уметь видеть завершенность и выразительность работы; - формировать самоконтроль в отношении ребенка к своей работе. Метапредметные задачи: - владеть основами самоконтроля , самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Планируемые результаты: По окончании одного года обучения обучающиеся: - сформировать представление об искусстве керамики и народной игрушке; - сформировать навыки работы с глиной; - научить различать и лепить простые геометрические формы; - научить владеть способами лепки; - сформировать понимание об образцах народной игрушки; - научить выполнять основные элементы росписи игрушек; - научить выполнять простое сувенирное изделие; - сформировать знания о стилистических особенностях прикладного искусства родного края. - научить использовать стилистику родного края при изготовлении сувенира. - научить выполнять сюжетную композицию, знать и использовать этапы работы над композицией; - научить выполнять сувенирное изделие, с использованием ранее изученного материала; - сформировать общее представление о фольклоре, сказках и преданиях родного края. Календарно-тематический план № Дата занятия Наименование темы По По плану факту Раздел 1. История керамики и разновидности техники лепки. 1.1 КолСодержание деятельности во часов Теоретическая часть занятия Форма аттестации Практическая часть занятия 26 Беседа о керамике. 2 История и разновидности керамики. Правила техники безопасности. Урок-ознакомление. Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка простых форм. Познакомить учащихся с предметом «Керамика», его историей, техникой безопасности и подготовкой своего рабочего места, материалами и инструментами Научить начальным навыкам работы с глиной. «Керамика как вид декоративно-прикладного искусства. История керамики». Инструменты и материалы. Технология замешивания глины и подготовка рабочего места к работе Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки.. Упражнения лепка простейших форм. Устный опрос . Контроль практических умений и навыков. 1.2 Лепка простых геометрических тел. Бусы – обереги. 3 1.3 Декоративные пластины. 3 1.4 Лепка домашних животных. 4 Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка простых форм. Познакомить учащихся с разнообразием, историей, значением бус-оберегов. Закрепить навык лепки простых геометрических форм. Научить выполнять декоративный оттиск на форме. Развивать навыки работы с глиной. «Разнообразие бус, формы древних и современных бус, символика и значения знаков орнамента (солярные знаки)». Оттиск, как элемент декорирования. Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры, декоративная нить. Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка пластины. Познакомить учащихся с видами, историей керамических пластин. Научить учащихся новой форме лепки – раскатывание пластины, наложение рисунка и лепка способом наложения. «Декоративная пластина в керамике. Основы декоративной композиции». Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, скалка, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Анализ эскизов. Раскатывание пластины. Перенесение эскиза. Значение цвета в керамике. Особенности кистевой росписи. Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. формы. Лепка бусин. Декорирование. Контроль практических умений и навыков. Выполнение эскиза. Лепка способом наложения. Декорирование пластины цветом. Завершение работы. Устный опрос.Контроль практических умений и навыков. Короткие зарисовки Контроль практических Пластический способ лепки. 1.5 Лепка декоративного сосуда. Жгутиковый способ лепки. 5 1.6 Лепка декоративной 4 Познакомить учащихся с новым способом лепки – пластическим. Ознакомить с понятием стилизация формы. Развивать умение лепить форму по представлению. Закрепить навык работы с глиной. «Стилизация формы». Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Пластический способ лепки. Формообразование. домашних животных и стилизация формы. Лепка пластическим способом. умений и навыков. Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка формы. Познакомить учащихся с понятием – керамический сосуд. Ознакомить с одним из древних способов лепки сосудов – жгутиковым. Развивать культуру исполнения и аккуратность. «Гармоничность формы. Взаимосвязь формы сосуда и декора». Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Жгутиковый способ лепки. Формообразование. Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. формы. Познакомить учащихся с новым способом лепки –в Выполнение эскиза. Лепка жгутиковым способом. Устный опрос. Контроль практических умений и навыков. Быстрый эскиз .Лепка вазы.Роспись. Контроль практических умений и технике пласт. Ознакомить с понятием стилизация формы. Развивать умение лепить форму по представлению. Закрепить навык работы с глиной. «Стилизация формы». Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые или гуашевые краски, объемные контуры. Пластический способ лепки. Формообразование. вазы в технике пласта. Образ рыбы. 1.7 Подсвечник сувенир. Конструктивный способ лепки. 5 Раздел 2. 30 Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка формы. Познакомить учащихся с понятием – игрушкасувенир. Ознакомить с конструктивным способом лепки. Научить вести последовательный поиск формы с помощью эскиза или пробника. «Значение игрушки-сувенира в жизни человека». Конструктивный способ лепки. Формообразование. Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. навыков. Выполнение эскиза или пробника. Лепка конструктивным способом. Контроль практических умений и навыков. 2.1 Дымковский промысел. Знакомство с образами животного мира дымковской игрушки. 4 Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка формы. Познакомить с понятием – народная игрушка. Воспитывать любовь к истории родной страны, уважение к корням и культурному наследию. Ознакомить с комбинированным способом лепки. Познакомить с Дымковской игрушкой, ее характерными особенностями. Закрепить навык работы с глиной. «Образы животного мира в дымковской игрушке». Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски. Комбинированный способ лепки. Сюжетная композиция. Анализ выполненных работ. Составление в одну общую сюжетную композицию. Цвет и орнамент в дымковской игрушке. Передача стилистических особенностей промысла. Выполнение эскиза или пробника Лепка комбинированным способом. Продолжение работы. Завершение лепки. Подготовка работы к сушке. Роспись игрушек. Контроль практических умений и навыков. 2.2 Филимоновский промысел. Знакомство с образами животного 4 Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка формы. Познакомить с понятием – народная игрушка. Воспитывать любовь к истории родной страны, уважение к корням и культурному наследию. Познакомить с Филимоновской игрушкой, ее характерными особенностями. Закрепить навык работы с глиной и освоить характерную кистевую роспись игрушки. «Образы животного мира в Филимоновской игрушке». Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Особенности пластики Филимоновской игрушки. Сюжетная композиция. Анализ выполненных работ. Составление в одну общую сюжетную композицию. Цвет и орнамент в Филимоновской игрушке. Передача стилистических особенностей промысла. Анализ выполненных работ. Выполнение эскиза или пробника Лепка комбинированным способом. Продолжение работы. Завершение лепки. Подготовка работы к сушке. Роспись игрушек. Завершение работы. Контроль практических умений и навыков. 2.3 Каргопольский промысел. Знакомство с образами животного мира каргопольской игрушки. 2.4 Сувенир –игрушка 6 «Сказочный персонаж». 4 Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка формы. Познакомить с понятием – народная игрушка. Воспитывать любовь к истории родной страны, уважение к корням и культурному наследию. Познакомить с Каргопольской игрушкой, ее характерными особенностями. Закрепить навык работы с глиной и освоить характерную кистевую роспись. «Образы животного мира в Каргопольской игрушке». Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Особенности пластики Каргопольской игрушки. Сюжетная композиция. Анализ выполненных работ. Составление в одну общую сюжетную композицию. Цвет и орнамент в Каргопольской игрушке. Передача стилистических особенностей промысла. Анализ выполненных работ. Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка формы. Познакомить учащихся с декоративно-прикладным Выполнение эскиза или пробника Лепка комбинированным способом. Продолжение работы. Завершение лепки. Подготовка работы к сушке. Роспись игрушек. Завершение работы. Контроль практических умений и навыков. Выполнения эскиза или пробника. Контроль практических умений и Комбинированный способ лепки. 2.5 Лепка 3 декоративной тарелки. Гжель. Декорирование .Роспись . искусством родного края. Воспитывать интерес и уважение к истории. Познакомить с характерными особенностями лепки и росписи игрушек .Обобщить знания учащихся о способах лепки и основах формообразования. Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры, дополнительная фурнитура (мех, кожа, шнур, бисер). Повторение материала и анализ выполненных работ. Единство формы и декора. Особенности декора и передача стилистических особенностей росписи народных сувениров. Анализ работ. Беседа, рассматривание репродукций и образцов. Познакомить учащихся с видами и приемами росписи Гжель. Повторить форму лепки – раскатывание пластины, наложение рисунка и лепка способом наложения. «Декоративная пластина в керамике. Основы декоративной композиции». Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, скалка, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска Лепка навыков комбинированным способом. Продолжение работы. Завершение лепки. Подготовка работы к сушке. Роспись и декорирование сувенира. Завершение работы. Создание эскиза. Лепка тарелки в технике пласт. Роспись синим цветом Гжель. Контроль практических умений и навыков для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Анализ эскизов. Раскатывание пластины. Перенесение эскиза. Значение цвета в керамике. Особенности кистевой росписи Гжель. 2.6 Лепка барельефа. Изразец. Лепка рельефа «Цветы и птицы». 4 Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка пластины. Формирование знаний и представления об анималистическом жанре, развитие и воспитание любви к природе. Познакомить учащихся с видами, историей керамических изразцов . Повторить с учащимися форму лепки – раскатывание пластины, наложение рисунка и лепка способом наложения. Познакомить учащихся с техникой контррельефа – выборкой глины .Разработка композиции на тему Цветы и птицы. Декоративная пластина в керамике. Основы декоративной композиции. Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, скалка, кисть, емкость для воды и шликера , ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Анализ эскизов. Раскатывание пластины. Перенесение эскиза. Значение цвета в керамике. Особенности кистевой росписи. Выполнение эскиза. Лепка способом наложения. Декорирование пластины рельефом. Роспись готового изделия. Контроль практических умений и навыков 2.7 Лепка кнтррельефа. Изразец.Лепка 5 Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка пластины. Познакомить учащихся с видами, историей Короткие зарисовки Контроль домашних животных практических и стилизация формы. умений и рельефа «Животный мир». Раздел 3. Удивительны й мир гончарного дела. керамических пластин. Научить учащихся новой форме лепки – раскатывание пластины, наложение рисунка и лепка способом наложения. «Декоративная пластина в керамике. Основы декоративной композиции». Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, скалка, кисть, емкость для воды и шликера , ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Анализ эскизов. Раскатывание пластины. Перенесение эскиза. Значение цвета в керамике. Особенности кистевой росписи. 16 Лепка пластическим способом. Лепка изразца. Декорирование рельефом. Роспись готового изделия. навыков 3.1 Знакомство с работой на гончарном круге. 2 Рассматривание иллюстраций, репродукций кувшинов, Организация инструментов и приемов для работы на гончарном рабочего места. круге. Урок-ознакомление. Комбинированная: беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка простых форм. Познакомить учащихся с методом работы за гончарным кругом , его историей, техникой безопасности и подготовкой своего рабочего места, материалами и инструментами . Научить начальным навыкам работы с глиной на гончарном круге. Технология замешивания глины и подготовка рабочего места к работе Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера , ткань, доска для лепки. Контроль практических умений и навыков 3.2 .Работа за 6 гончарным кругом ,основы техники ,лепка простой формы (чашка,тарелка, кружка) Беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка формы. Ознакомить учащихся с понятием – керамический сосуд. Ознакомить с одним из способов лепки сосудов – на гончарном круге .Развивать культуру исполнения и аккуратность. Отработать навыки работы с материалом(глиной).Закрепить навык соединения деталей при помощи насечек и воды. Научить заглаживать поверхность рукой или губкой ,объединять объемы в цельную форму. Использовать стеки и другие инструменты в работе. Гармоничность формы. Взаимосвязь формы сосуда и декора. развитие объемно-пространственного мышления при анализе округлой формы предмета. Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Освоить жгутиковый способ лепки. Формообразование. Работа за гончарным кругом. Лепка простой формы(чашка, тарелка, кружка).Роспись готового изделия. Контроль практических умений и навыков 3.3 Лепка композиции из трех предметов. Комбинирован ная техника. 8 ИТОГО 72 Беседа, рассматривание репродукций и образцов. Лепка геометрической или плоской формы. Закрепить навык работы с одним из способов лепки сосудов – на гончарном круге, способом жгута или способом пласта .Развивать культуру исполнения и аккуратность. Отработать навыки работы с материалом(глиной).Закрепить навык соединения деталей при помощи насечек и воды. Отработать навык заглаживания поверхности рукой или губкой ,объединять объемы в цельную форму. Использовать стеки и другие инструменты в работе. Гармоничность формы. Взаимосвязь формы сосуда и декора. развитие объемно-пространственного мышления при анализе округлой формы предмета. Иллюстративный материал, образцы работ, глина, бумага и карандаш, набор стек, кисть, емкость для воды и шликера, ткань, доска для лепки. Акриловые краски, объемные контуры. Освоить жгутиковый способ лепки. Формообразование. Разработка эскиза. Выбор композиции и содержания будущей работы. Лепка любым изученным способом(пластина, жгут ,лепка за гончарным кругом)Декорирован ие изделий :барельефом, контррельефом. Роспись изделий акриловыми, гуашевыми или акварельными красками. Контроль практических умений и навыков Методическое обеспечение программы Главная задача обучения - научить учащихся владеть пластичным природным материалом – глиной и лепить из нее простые керамические изделия. В процессе обучения копируются произведения народного творчества. На занятиях в первом классе происходит знакомство учащихся с историей керамики, ее многообразием и распространенностью, материалами и технологиями изготовления изделий. Основное внимание уделяется ручной лепке, подготовке глины к работе, последовательности выполнения работ. Изучается жгутиковый, пластический, конструктивный и комбинированный способ лепки. При росписи и декорировании изделий происходит обучение законам цветоведения, композиции, стилизации , цельности формы и декора. В первом классе происходит знакомство учащихся с каргопольской, филимоновской, дымковской игрушкой, историей и традициями промыслов, образами, стилистическими и технологическими особенностями, цветом и орнаментом. Учащиеся выполняют фигурки животных в стилистике традиционной народной игрушки, изделия – сувениры. Итоговое задание – изготовление сувенира с применением национально-региональных традиций и сюжетов. Большое значение имеет образная выразительность работы. Необходимо направлять учащихся на создание интересных, эмоционально ярких и запоминающихся работ. В процессе работы используются знания учащихся и их личный опыт, объяснение ведется с использованием терминологии изобразительного искусства. На первом году обучения формируется коллектив группы, происходит объединение детей на принципах сотрудничества и сотворчества в единый увлеченный коллектив с сохранением индивидуальности в творческой деятельности, происходит активное взаимодействие новых характеров и личностей. Учащиеся первого класса отличаются открытостью к восприятию нового. Это период формирования искреннего и заинтересованного отношения ребенка к действительности и окружающему его пространству, период изучения главных правил композиционного и перспективного построения и основ светотеневой моделировки. Изучение ручной лепки происходит более углубленно. Ученики знакомятся с особенностями выполнения рельефа его видами (горельеф, барельеф), изучают способ «наложения» формы и способ выбирания «формы». При изучении скопинской, каргопольской, филимоновской, дымковской игрушки основное внимание уделяется образам человека, соответствию формы и росписи фигурок стилистике традиционной народной игрушки. При выполнении изделий – сувениров и предметов практического назначения с применением национально-региональных традиций и сюжетов повышаются требования к соблюдению учащимися технологии работы с глиной, равновесию формы и декора изделий. Важно развивать у учащихся стремление к наилучшему выполнению задания, к выразительности и законченности работ. На втором году обучения происходит дальнейшее развитие у начинающих художников особого мировосприятия – чувственно-логического постижения реальности. На данном этапе расширяется кругозор учащихся, развивается их открытость, внимание, зрительная память, чувство формы, расширяется спектр восприимчивости, определяется собственный вкус и почерк в искусстве, развивается художественное мышление. Продолжается изучение способов и приемов ручной лепки, усложняется задание по выполнению рельефа и традиционных народных промыслов. Учащиеся выполняют задания, более сложные по композиции и технологии изготовления. Большое внимание уделяется самостоятельной и индивидуальной работе учащихся. Поиск образов сюжетов, характера и манеры выполнения. Наибольшее внимание уделяется качеству исполнения, росписи, декорирования, что требует развитого образного и творческого мышления. Учащиеся выполняют сюжетные композиции из двух и более фигур в стилистике традиционной народной игрушки, изделия – сувениры. При выполнении предметов практического назначения особое внимание уделяется национально-региональным традициям и сюжетам, происходит стимулирование учащихся к самостоятельному творчеству. У учащихся формируется стремление к реалистическому изображению и профессиональному овладению техникой, происходит осознание необходимости постоянного тренинга для достижения поставленной цели, развивается осознанное, художественнотворческое мышление. Происходит комплексное осмысление и понимание художественной ценности практической работы. Задания выполняются учащимися через призму собственного мировосприятия, которое определяет мировоззрение и стилевую направленность творческой личности. На данном этапе обучения формируется определенное умение самостоятельно анализировать, и отстаивать свою точку зрения в ходе работы над заданием. Основное внимание уделяется комбинированному способу ручной лепки. Продолжается тематика рельефа, сувениров и сюжетных композиций, но изменяется степень сложности лепки. Изделия могут увеличиваться в размере, обогащаться пластикой лепки, в эскизах и пробниках ведется активный поиск образа, изделия конструктивно более сложные. Меняется форма занятий. Используются исследовательские и эвристические методы, дающие возможность глубже раскрыть образ. Основное внимание уделяется свободному выбору способа лепки. Активно работают над индивидуальными проектами. Учащиеся выполняют декоративные сосуды, сюжетные композиции в различной стилистике. Во втором полугодии ученики подходят к самой серьезной работе в - выполнению итоговой работы или дипломного проекта. На основе итоговой работы происходит закрепление теоретических положений и практических навыков, развиваются творческие способности, воображение и фантазия. Выбор темы зависит от склонностей и привязанностей учащегося и часто служит серьезной заявкой в дальнейшей творческой деятельности. Выпускник может реализовать выбранную идею в любой технике прикладного искусства, здесь максимально выявляются индивидуальные особенности каждой творческой личности - степень ее подготовки к самостоятельной работе и уровень качества этой работы. Выполнение дипломной работы способствует расширению кругозора учащихся, развитие мышления, интеллекта, работоспособности. Дается активный творческий заряд на будущее. МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР Программа воспитания обучающихся на 2024-2025 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе «Керамика земли» Уровень программы: стартовый Адресат:9-11 лет Год обучения: 1 год Автор: Тасымова Мария Юрьевна педагог дополнительного образования г. п. Залукокоаже, 2024 год Характеристика объединения «Керамика земли » • • • • • • • • Деятельность объединения «Керамика земли» имеет культурно- художественную направленность. составляет __ человек. Из них мальчиков – ___, девочек – ___ Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от9 до 11 лет. Формы работы: индивидуальные и групповые. Направления работы Гражданско-патриотическое воспитание. Идеологическое воспитание. Духовно-нравственное воспитание. Работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизма Эстетическое воспитание. Воспитание культуры здорового образа жизни. Трудовое и профессиональное воспитание. Экологическое воспитание. Цель: помочь осознать учащимся значимость развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром. Задачи и ожидаемые результаты: Общеинтеллектуальное направление Задачи воспитания: 1. Способствовать становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы; 2. Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами. 3. Проводить диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения. Ожидаемые результаты: - Учащиеся научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами; - Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта. Спортивно-оздоровительное направление Задачи: 1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. 2. Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом. 3. Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Ожидаемые результаты: - У учащихся формируются умения и навыки санитарно- гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни. Общекультурное направление Задачи: 1. Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное; 2. Развитие художественных способностей; 3. Воспитание чувства любви к прекрасному. Ожидаемые результаты: - Учащиеся знакомятся основными направлениями эстетической культуры. - Получат возможность для развития художественных способностей и эстетического вкуса. Духовно-нравственное направление Задачи: 1. Создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции — «становиться лучше»; 2. Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности учащегося формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; 3. Способствовать осознанию основ морали — осознанной учащимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; 4. Развивать у учащегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; 5. Создать условия для воспитания волевых качеств учащегося, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. Ожидаемые результаты: - Учащиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка. Социальная деятельность Задачи: - способствовать тому, чтобы каждый учащийся понимал значимость трудовой деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями; 3 Ожидаемые результат: - Приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни. № 1. 2. 3. Календарный план воспитательной работы Направление Наименование Срок Ответствен воспитательной мероприятия выполнения ный работы 1.Общеинтелле Беседа "День сентябрь Тасымова ктуальное знаний" М.Ю. направление и "День (становление, государственност развитие и и КБР" совершенствова ние интеллектуальн ых возможностей учащихся средствами воспитательной 2Общекультур "Золотая осень ное красотой направление пленила" (гражданскоОрганизация патриотическо выставки работ е учащихся. воспитание, приобщение детей к культурному наследию,эколог ическое воспитание) 1.Гражданско1.Акция ко Дню октябрь Тасымова патриотическое пожилого М.Ю. воспитание человека 2.Проектная 2.Всемирный день деятельность животных 3.Спортивнооздаровительно е направление 3.Экскурсия в осенний парк. 1.Нравственноэстетическое 1.Всемирный день приветствий ноябрь Тасымова М.Ю. Планируемый результат Сформировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. Формирование ценностного отношения к пожилым людям, здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание ценностного отношения к животным. Стимулировать интерес у учащихся к исследовательско й деятельности, научной работе Формирование ценностного воспитание 4. 2.День домашних животных 3.Акция «С 2.Работа по праздником вас, профилактике мамы!» День терроризма, матери экстремизма и 4. Мероприятия в этносепаратизма рамках международного Дня толерантности 1.Нравственно- 1. Участие в эстетическое районном воспитание творческом 2 Экологическое конкурсе"Моя воспитание игрушка на 3.Социальное музейной деятельность ёлке 2.Международный день инвалидов 3. Операция «Кормушка» 4. Работа "В мастерской ёлочных игрушек" 5. 1.Экологическое воспитание 2. Гражданскопатриотическое воспитание 3.Спортивнооздаровительно е направление 4.Социальное деятельность 6. 1.Гражданскопатриотическое воспитание 2. Нравственноэстетическое воспитание 1. «День заповедников и национальных парков» 2.Международный день памяти жертв Холокоста 3.Поход в зимний парк. 4.Генеральная уборка в мастерской. 1.День защитника Отечества Всероссийский тематический урок, посвященный 350летию Петра 1 «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» 2.День Российской науки отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Уважения к правам, свободам и обязанностям человека. декабрь Тасымова М.Ю. Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания. январь Тасымова М.Ю.и учащиеся. Формировать правильное отношение к окружающей среде. Воспитание нравственных чувств февраль Тасымова М.Ю. Воспитание гражданственност и, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, у важения к правам, свободам и обязанностям человека. 7. 1.Экологическое воспитание 2. Работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизма 3.Общеинтеллек туальное направление 8. 1. Нравственноэстетическое воспитание 9. 1. Нравственноэстетическое воспитание 2.Гражданскопатриотическое воспитание 10. 1.Гражданскопатриотическое воспитание 2. Нравственноэстетическое воспитание 2.Участие в конкурсе «Природа и традиционная культура» 2. Всемирный день Земли 3. Выставкавернисаж "Образ пленительный, образ прекрасный"к Международному Женскому Дню 8 марта 1.Всемирный день Земли. 2.Всемирный день здоровья. 3.Фестиваль «Мы - выбираем жизнь!" 1. Участие воспитанников объединения в спортивных мероприятиях посвящённых Празднику Победы. 2. Акция «Георгиевская ленточка» 1.Международный день защиты детей 2.День здорового питания март Тасымова М.Ю. Изучение учащимися природы и истории родного края. Формировать правильное отношение к окружающей среде. Воспитание гражданственност и, патриотизма, социальной ответственности апрель Тасымова М.Ю. май Тасымова М.Ю. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствовани я собственного здоровья. Популяризация занятий физической культурой и спортом. Пропаганда здорового образа жизни Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества. Пропаганда здорового образа жизни июнь Тасымова М.Ю. Создание условий для развития у учащихся творческих способностей. Пропаганда здорового образа жизни. Система воспитательной работы. Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана Мероприятия, Массовые мероприятия Конкурсные организованные для различного уровня, в мероприятия обучающихся и их родителей которых обучающиеся могут принять участие -Тематическая беседа, - Всероссийский день - внутри школьная посвященная Дню бега «Кросс нации»; выставка Эко Юннат»; солидарности в борьбе с муниципальный сентябрь терроризмом; конкурс Беседа «Безопасный экологического маршрут в учреждение»; творчества «Наш дом природа»; Тематические беседы, Мероприятия, -Республиканский посвященные Дню Памяти посвященные Дню конкурс жертв политических пожилых людей; экологического октябрь репрессий - КВН; творчества «Наш дом природа»; ноябрь Тематические беседы, посвященные Дню народного единства и согласия; -Игровая программа «Под маминым крылом»; Праздничная программа с подведением итогов конкурса сочинений «Семейное счастье»; муниципальный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» Всероссийский географический диктант; декабрь январь Беседы по правилам -Новогодние поведения в зимний период и представления; профилактике травматизма; Беседы, посвященные дню памяти неизвестного солдата; -Конкурсные и игровые программы, проводимые в каникулярное время Мероприятие, посвященное «Дню Защитника Отечества» февраль Мероприятие «Для милых дам» март апрель - Мероприятие, беседы по информационной безопасности; - Беседы, посвященные Дню памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах; - Массовые мероприятия, посвященные празднованию прихода весны; - Всемирная акция «Час Земли»; -Областная профилактическая акция «Областная зарядка», приуроченная к Всемирному Дню здоровья; - Всемирная акция по проверке грамотности «Тотальный диктант»; -Региональный заочный юниорский лесной конкурс Подрост»; Республиканский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» Республиканский экологический форум «Зеленая планета»; -Областной заочный юниорский лесной конкурс Подрост»; Республиканский экологический форум «Зеленая планета»; заочная акция «Летопись добрых дел»; - муниципальный конкурс, посвященный международному Дню птиц; - муниципальный экологический форум «Зеленая планета»; - муниципальный конкурс рисунков «Чистая вода»; - муниципальный конкурс социальных плакатов, листовок и рисунков по пропаганде здорового образа жизни «Быть здоровым – это модно!»; - Международный экологический фестиваль «Сохраним нашу Землю; май июнь -Беседы по правилам поведения в летний период; Акция «Георгиевская ленточка»; - Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием - Мероприятия, посвященные Дню защиты детей; мероприятия, посвященные празднованию Дня России (12 июня)