agLgTonWCiyQkiSqjsCWKDANNUu-ORC_

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Вселенная рядом »

Направленность программы: естественнонаучная
Уровень программы:стартовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 15-17 лет
Срок реализации: 1 год, 36 часов
Форма обучения: очная
Автор: Шогенова Марьяна Анатольевна - педагог дополнительного
образования

г.п. Залукокоаже
2025г.

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность: естественнонаучная
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Нормативную правовую основу настоящей дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Вселенная рядом» составляют следующие документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями).
2.

Национальный проект «Образование».

3.

Конвенция ООН о правах ребенка.

4.
Приоритетный проект от 30.11.2016 г. №11 «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019 г. №170 «Об
утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля детей
в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием».
6.
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»
(новые места в дополнительном образовании).
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования
детей» (с изменениями и дополнениями).
10. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023г. №АБ-3935/06
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование
функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской
Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для
реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития
страны».
11. Протокол заочного заседания Рабочей группы по дополнительному образованию детей
Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам
2

дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха от 22.03.2023г.
№Д06-23/06пр.
12. Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
13. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
14. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
15. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
16. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г.
№761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования».
17. Приказ Министерства просвещения РФ от 04.04.2025г. №269 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным
программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным
профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, и
о Порядке определения учебной нагрузки указанных педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и случаях установления
верхнего предела указанной учебной нагрузки» (вступает в силу с 1 сентября 2025г).
18. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
19. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
20. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
21. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2023г. №1105-р «Об утверждении Концепции
информационной безопасности детей в Российской Федерации».
22. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
3

23. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических
рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке
качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»).
24. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей»).
25. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной
организации».
26. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.08.2023г.
№1493 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату
представления информации».
27. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об образовании» (с
изменениями и дополнениями).
28. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении Региональных
требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
29. Постановление Правительства КБР от 22.04.2020г. №85-ПП «О межведомственном
совете по внедрению и реализации в Кабардино-Балкарской Республике целевой модели
развития региональной системы дополнительного образования детей».
30. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении Концепции
внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
31. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
32. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и
реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и
модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества
авторских дополнительных общеразвивающих программ»).
33. Постановление
от
7.09.2023г
№748
«Об
утверждении
Положения
о
персонифицированном дополнительном образовании детей в Зольском муниципальном
районе».
34.

Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района.

Актуальность программы.
Программа реализуется в рамках национального проекта «Образование» и входящих в него
федеральных проектов «Современная школа» и «Успех каждого ребенка». Актуальностью и
целесообразностью данной программы выступает ее способность
стимулировать высокую
активность самих обучающихся, мотивировать их сознательную деятельность исходя из принципа
4

осознанной перспективы , позволяющего задействовать личностно-смысловую (рефлексивную)
позицию обучающегося путем включения механизмов познания (самоанализ, самопроектирование
и самоуправление).
Необходимость создания дополнительной общеразвивающей программы «Вселенная рядом»
обусловлена потребностью формирования и укрепления осознанного отношения учащихся к
объектам на звездном небе .
Новизна программы. В мире происходит быстрое развитие прикладной астрономии и
астрофизики. В космических исследованиях, в астрономических наблюдениях участвуют все
технически развитые страны. Реализуются международные проекты создания приборов,
открывающих новые возможности изучения Вселенной. Ученые получают за открытия в области
астрофизики Нобелевские премии. А наши современные выпускники путают астрономию с
астрологией. И это происходит, потому что свои знания об устройстве Вселенной они черпают из
фантастических фильмов и компьютерных игр. Без знакомства с астрономией современный
цивилизованный человек оказывается незащищенным от потока пугающей лживой информации, он
не знает, как устроена Вселенная и как она влияет на планету Земля.
Отличительной особенностью данной программы от ранее существующих ,является ее
способность по новому организовывать образовательный процесс с использованием
современного цифрового оборудования .Возможность создания опытно-исследовательской среды
позволяет сформировать научный тип мышления, естественнонаучную
картину мира обучающихся на основе инноваций в области современных технологий и
достижений в сфере естественных наук. Образовательная программа «Вселенная рядом»
предназначена для более глубокого изучения факторов влияющих на процессы
жизнедеятельности планеты Земля в условиях современной жизни.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что обучающийся приобретает
опыт коллективной или индивидуальной работы над проектом, учится проявлять терпение и
самостоятельность при решении практических задач, а так же творчески относиться к проектной
деятельности. Кроме того, это формирование личностных универсальных учебных действий.
Адресат: учащиеся в возрасте 15-17 лет, проявляющие интерес к таким наукам как астрономия и
физика.
Срок реализации: 1 год , 36 ч.
Режим занятий : 1 час в неделю
Наполняемость группы: 15 человек
Форма обучения: очная
Формы занятий:
-групповая ;
-организация парной работы;
-фронтальная (обучающиеся синхронно работают под управлением педагога)
-индивидуальная;
-опрос ,собеседование ,тестирование ,метод прогнозирования,
- работа в парах ,в малых группах, творческие работы,
- вовлечение обучающихся в работу в роли консультантов;
5

Цель программы:
Изучение основ астрономии для формирования общей культуры обучающихся и развития
космического сознания.
Задачи программы :
Личностные:
- мотивировать познавательную активность;
- развивать творческие способности;
- расширение сознания ребѐнка до космического, развитие чувства своей сопричастности к
Космосу.
- формирование научного типа мышления;
- формирование навыков жить в гармонии с самим собой и окружающим миром;
Предметные:
- формирование базового минимума астрономических знаний и умений;
- обучение основным навыкам наблюдений небесных объектов;
- формирование основ естественнонаучного мировоззрения, целостного представления о строении
Вселенной и месте в ней человека;
- приобщить навыки самообразования;
- приобщить к культурным ценностям человечества через предмет астрономии.
Метапредметные:
- воспитывать качества, необходимые в научно-исследовательской работе: наблюдательность,
аккуратность, сосредоточенность, усидчивость;
- формировать эмоционально-эстетические чувства при изучении Космоса.
-сформировать мировоззрение ,соответствующее современному уровню развития науки;
- сформирование системных знаний астрономии, навыков работы с приборами ( телескопами )
,подвижной картой звездного неба .
- совершенствовать умения самостоятельно проводить наблюдения, измерения , зарисовки
,моделирование и грамотно оформлять полученные результаты

6

Учебный план

№ Название раздела
1

2
3
4

Введение .Техника
безопасности на
занятиях
Основные навыки
наблюдения
Вечернее
наблюдение Луны
Вечернее
наблюдение планет

всего
2

Количество часов
теория
практика
2

Формы контроля
Индивидуальный
опрос

Раздел 1.Основы астрономических наблюдений ( 6 часов)
2
2
Входная викторина
2

-

2

Практическая работа

2

-

2

Практическая работа

Раздел 2. Развитие представлений о Вселенной (6 часов)
1

2

3

1
2

1
2

1
2

1
2

Развитие
2
1
1
представлений о
Земле.
Простейшие
2
2
астрономические
инструменты
Галилео-Галилей и 2
2
его открытия
Раздел 3. Планета Земля ( 4 часа)
Уникальность Земли 2
2

Лекция, контрольные
вопросы
Практическая работа

Практическая работа

Лекция, контрольные
вопросы
Происхождение
2
2
Лекция, контрольные
жизни на Земле
вопросы
Раздел 4 Солнечная система (4 часа)
Строение
2
2
контрольные
Солнечной системы
вопросы
Планеты земной
2
2
Лекция, контрольные
группы
вопросы
Раздел 5. Луна - спутник Земли (4 часа)
Общие сведения о
2
2
Лекция, контрольные
Луне
вопросы
Движение Луны по 2
2
семинар
небу
Раздел 6. Солнце - наша звезда (4 часа)
Общие сведения о
2
2
Лекция,контрольные
Солнце
вопросы
Движение Солнца
2
2
контрольные
по небу
вопросы
Раздел 7 . Космическая эра человечества ( 2 часа)
7

1 Они были первыми

1 Викторина по
пройденным темам
2 Итоговое занятие
Итого:

2

2

-

Раздел 8 .Итоговый раздел ( 4 часа)
2
2
2
36

2
15

21

лекция контрольные
вопросы
Практическая работа
семинар

Содержание программы
Вводный раздел.
Характеристика содержания и задач образовательной программы. Перспективы занятий по
программе и требования к занятиям (необходимая литература, тетради для занятий и
наблюдений, канцелярские принадлежности). Что изучает астрономия, основные разделы
астрономии, методы изучения. Обзор тем для выступлений обучающихся с докладами на
занятиях в течение всего учебного года. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 1. Основы астрономических наблюдений (6 ч)
Тема 1.1. Основные навыки наблюдателя.
Что можно увидеть на ночном небе невооружённым глазом: звёзды и созвездия, Луна и
планеты. В телескоп – детали на поверхности Юпитера, спутники Юпитера, кольца Сатурна,
рассеянные и шаровые звёздные скопления, туманности, галактики. На дневном небе в телескоп
– солнечные пятна. Необыкновенные небесные явления: метеорные потоки, кометы, солнечные
и лунные затмения, появление сверхновой звезды, полярные сияния, серебристые облака.
Что необходимо знать, чтобы проводить наблюдения. Где лучше наблюдать. Когда проводить
наблюдения. Предосторожности при наблюдении Солнца. Оборудование: бинокль, подзорная
труба, телескоп. Основные части телескопа. Снаряжение для юных наблюдателей: тёплая
одежда, фонарь с красной лампочкой, карта звёздного неба, компас, тетрадь и карандаш. Каким
должен быть «Журнал наблюдений». Знакомство с телескопом.
Тема 1.2. Вечернее наблюдение Луны.
Практическое занятие. Наблюдение в телескоп полной фазы Луны и зарисовка в «Журнал
наблюдений» крупных деталей лунной поверхности. Оформление «Журнала наблюдений».
Сравнение своих наблюдений с картой Луны.
Тема 1.3. Вечернее наблюдение планет.
Практическое занятие. Наблюдение в телескоп и зарисовка в «Журнал наблюдений» планет:
Венера (вечерняя видимость), Юпитер, Сатурн. Наблюдение и зарисовка подробностей планет:
фазы Венеры, полосы и спутники Юпитера, кольца Сатурна. Оформление «Журнала
наблюдений». (Данные наблюдения проводятся в зависимости от условий видимости планет.
Может быть проведена только часть данных наблюдений).
Тема 1.4. Вечернее наблюдение созвездий.
Практическое занятие. Нахождение на небе созвездий Большая Медведица, Малая Медведица,
Кассиопея. Нахождение звёзд – Полярной и Мицара. Ориентирование по Полярной звезде.
Проверка правильности ориентирования с помощью компаса. Зарисовка результатов
наблюдений (общий вид созвездий, Мицара с Алькором) в «Журнал наблюдений». Оформление
Раздел 2. Развитие представлений о Вселенной. ( 6 ч)
Тема 2.1. Развитие представлений о Земле.
Представление древних народов о плоской Земле. Древнегреческие представления о
шарообразной Земле (Пифагор, Аристотель). Земля – центр Мироздания. Система Мира
Аристотеля и Птолемея. Гелиоцентрическая система Мира Коперника и её развитие. Идеи
Джордано Бруно о бесконечности Космоса. Открытия Галилео Галилея.
8

Тема 2.2. Простейшие астрономические инструменты.
Практическое занятие. Изготовление простейшего старинного астрономического прибора
угломера.
Тема 2.3. Галилео Галилей и его открытия.
Практическое занятие. Работа с литературой.
Раздел 3. Планета Земля. (4 ч)
Тема 3.1. Уникальность Земли.
Оптимальное расстояние от Солнца. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, кора.
Тема 3.2. Происхождение жизни на Земле.
Раздел 4. Солнечная система. ( 4ч)
Тема 4.1. Строение Солнечной системы.
Общие сведения о Солнечной системе. Состав: Солнце, восемь планет, астероиды, кометы,
карликовые планеты. Сравнительные размеры Солнца и планет. Планеты земной группы и
планеты-гиганты. Различная природа Солнца и планет. Измерение расстояний в Солнечной
системе. Астрономическая единица. Вращение и обращение планет. Орбитальные скорости
планет. Краткая теория образования Солнечной системы.
Тема 4.2. Планеты земной группы.
Общая характеристики планет земной группы: размеры, строение, плотность, атмосферы,
спутники. Подробная характеристика каждой из планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс.
Мифология планет.
Раздел 5. Луна – спутник Земли. ( 4 ч)
Тема 5.1. Общие сведения о Луне.
Лунная мифология. Расстояние до Луны, размер, масса, состав пород, внутреннее строение.
Рельеф Луны: низменности и равнины, кратеры. Карта Луны.
Тема 5.2. Движение Луны по небу.
Почему меняется вид Луны. Понятие лунных фаз. Синодический и сидерический лунный
месяц. Солнечные и лунные затмения. Условия для наступления затмений. Повторяемость
затмений, Сарос. Отношение к затмениям в прошлом. Схема солнечного затмения. Виды
солнечных затмений: частное, полное, кольцеобразное. Длительность полной фазы солнечного
затмения. Схема лунного затмения. Частное и полное лунное затмение. Длительность полной
фазы.
Раздел 6. Солнце – наша звезда. ( 4 ч)
Тема 6.1. Общие сведения о Солнце.
Форма, размеры, масса. Вращение Солнца. Температура. Фотосфера и наблюдаемые на ней
явления: гранулы, пятна, факелы. Солнечная активность. Верхняя атмосфера: хромосфера,
спикулы, протуберанцы. Солнечная корона. Недра Солнца. Источники энергии Солнца.
Использование солнечной энергии. Солнечно-земные связи. А.Л. Чижевский.
Тема 6.2. Движение Солнца по небу.
Суточный путь Солнца по небу. Восход, кульминация, заход. Годичный путь Солнца по небу.
Эклиптика. Солнце на фоне зодиакальных созвездий. Точки равноденствий, солнцестояний.
Высота Солнца над горизонтом в различные сезоны года. Древняя астрономическая
обсерватория Стоунхендж.
Раздел 7. Космическая эра человечества.(2 ч)
Тема 7.1. Они были первыми.
Первый искусственный спутник Земли (ИСЗ), первые животные в космосе, первый космонавт
Земли, первая женщина-космонавт, первый выход человека в открытый Космос, первые люди
на Луне.
Раздел 8. Итоговый раздел.( 4 ч)
Тема 8.1. Викторина по пройденным темам.
Викторина по пройденным темам как этап окончательной аттестации обучающихся первого
года занятий. В викторину включены вопросы по всем девяти разделам программы.
Тема 8.2. Итоговое занятие.
9

Подведение итогов года, выступления обучающихся с лучшими рефератами, обсуждение
планов на следующий год и на лето, вручение свидетельств о пройденном этапе обучения.
Планируемые результаты.
Личностные.
У обучающихся будет :
-развита устойчивая познавательная активность;
- будет сформирована устойчивая потребность в развитии своих творческих способностей;
- сформировано чувство своей сопричастности к Космосу;
- сформируется научный тип мышления;
- стремление жить в гармонии с самим собой и окружающим миром;
- приобщатся к культурным ценностям человечества через предмет астрономии.
Метапредметные.
У учащихся будут развиты навыки :
- необходимые в научно-исследовательской работе: наблюдательность, аккуратность,
сосредоточенность, усидчивость;
- сформированы системные знания по астрономии;
- развиты навыки работы с приборами ( телескопами ) ,подвижной картой звездного неба
- совершенствуются умения самостоятельно проводить наблюдения, измерения , зарисовки
,моделирование и грамотно оформлять полученные результаты.
- сформируют основы естественнонаучного мировоззрения, целостного представления о
строении Вселенной и месте в ней человека;
Предметные.
Обучающиеся научатся:
- основным навыкам наблюдений небесных объектов;
- будут иметь базовый минимум астрономических знаний и умений;
-работать согласно методики исследования;
- научаться обращаться с астрономическими приборами инструментами;
-обрабатывать и рассчитывать полученные результаты исследования;
-оформлять и представлять исследовательский проект согласно требованиям.

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
Календарный учебный график
Год
обучения
Первый
год
обучения
(

Дата
занятий

начала Дата
окончания
занятий
01.09.2025
31.05.2026

Количество
учебных
недель
36

Количество
учебных
часов
36

Режим
занятий
1 час в
неделю

10

стартовый)
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение.
Реализация осуществляется педагогическими кадрами имеющими высшее или среднее
профессиональное образование в области естественных наук, а также прошедших курсы
повышения квалификации по профилю деятельности.
Материально- техническое обеспечение.
Реализация
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
осуществляется на базе кабинета астрономии МКУ ДО «РЦДО».с.п. Залукокоаже. Перечень
оборудования ,инструментов и материалов ,необходимых
для реализации программы ( в
расчете на количество обучающихся)
оборудование:
1. Авторская компьютерная презентация.
2. Реальное звёздное небо.
3. Звёздное небо планетария.
4. Рабочая тетрадь и журнал для наблюдений.
5. Видеофильмы:
- Астрономия – 1, 2 (комплект, 2 шт);
- Вселенная и Земля;
-Этюды о русских учёных;
- Москва-Кассиопея (художественный фильм); - Отроки во Вселенной (художественный
фильм).
6. Фильмы на СD-дисках:
- Открытая астрономия 2,5 CD;
- Увлекательный мир астрономии 2,5 CD;
- Энциклопедия по астрономии Redshift 4 CD;
- Космос BBС CD;
- Большое космическое путешествие (художественный фильм); - Мифы Древней Греции
(художественный фильм).
7. Глобусы:
- глобус Земли;
- глобус Луны;
- глобус Марса;
- глобус Звёздного неба;
- теллурий (Модель Солнце-Земля-Луна).
8. Демонстрационные карты и таблицы:
- карта звёздного неба;
- таблицы Земля и Солнце – 4 шт.;
- таблицы «От Большого Взрыва до наших дней» – 10 шт
9. Раздаточные карты и таблицы:
- таблица раздаточная «Астрономия
- -таблица раздаточная «Астрономия о Солнце»;
- движение Солнца

11

Методическое и дидактическое обеспечение
Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и обучающихся. Метод обучения
является главным инструментом педагогической деятельности
- Беседа с использованием компьютерной презентации.
- Астрономические наблюдения.
- Работа с книгой.
- Учебная дискуссия.
- Познавательные игры.
Методы воспитания:
-мотивация
-поощрение
-стимулирование
-убеждение.
Реализация программы основываясь на личностно ориентированном подходе к
естественнонаучному образованию ,предусматривает применение разнообразных технологий и
методик в образовательном процессе. В учреждениях дополнительного образования
образовательный процесс по своей специфики имеет развивающий характер, то есть
направлен на развитие природных задатков учащихся, реализацию их интересов и
способностей. В связи с чем особое внимание при освоении данной программы уделяется
технологиям развивающего обучения .При этом подростку отводится роль самостоятельного
субъекта , взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все
этапы деятельности , каждый из которых вносит свой вклад в развитие личности. Важным
является мотивационный этап, по способу организации которого выделяют технологии
развивающего обучения, опирающиеся на: познавательный интерес, индивидуальный опыт
личности ,творческие потребности, потребности самосовершенствования.
Использование технологии развития критического мышления на занятиях объединения будет
способствовать формированию у учащихся умений и навыков самостоятельной постановки
задач, гипотез и планов решений ,критериев оценки полученных результатов,тем самым
развивая у них способность к саморегуляции и самообразованию. Возможность освоения
новых способов практической и исследовательской деятельности
учащимися в рамках
данной программы предоставляет технология проектной
деятельности ,которая
ориентирована не на интеграцию фактических знаний ,а на их применение и приобретение
новых.
Метод проектов позволяет организовать работу с различными группами учащихся ,что в
определенной степени обозначает пути продвижения каждого ребенка от низкого к более
высокому уровню, от репродуктивного к творческому. Наиболее эффективным средством
развития познавательного интереса подростка в практике дополнительного образования
является исследовательская деятельность. Применение в образовательном процессе технологии
исследовательской деятельности способствует раскрытию у учащихся способностей к ведению
научных исследований ,формированию значимых для них способов самостоятельного
мышления: анализ, обобщения, сравнения ,овладения методами самообразования.
12

В работе используется:
-учебно-методическая и справочная литература
-обучающие программы по астрономии, физики Космоса
-Слайд -фильмы по темам занятий.
Формы контроля
Входной контроль проводится с целью определения уровня знаний учащегося (входная
викторина).
Текущий контроль - с целью определения степени усвоения учебного материала (по окончании
изучения темы). Проверочные работы.
Полученные знания и навыки проверяются системой контрольных вопросов.
Важную роль здесь играет и система семинарских занятий.
-Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития
детей, их творческих способностей (портфолио учащихся).
Оценочные материалы.
1) Проверочная работа(контрольные работв): 3 балла - правильное выполнение от 87 до 100%
работы,
(максимум 3 балла)2 балла -правильное выполнение от 67 до 86% работы,
1 балл - правильное выполнение от 45 до 66% работы.
2) Участие в накопительной олимпиаде по астрономии (максимум 3 балла):
3 балла –призовое место в рейтинге участников,
2 балла – с 4 по 6 место в рейтинге,
1 балл–остальные места в рейтинге участников.
3). Участие в проектной, исследовательской деятельности – 5 (+3) баллов (
4). Участие в олимпиадах, конкурсах по астрономии – 5 (+3) баллов (участие
в очных олимпиадах, заочных олимпиадах различного уровня – 3 балла; участие в
очных олимпиадах регионального (или выше) уровня – 4 - 5 баллов.
Литература для педагога
1. Андрианов Н.К., Марленский А.Д. Астрономические наблюдения в
школе. – М.: Просвещение, 1987
2. Гришин Ю.А. Внеклассная и учебная работа по астрономии. - М.:
Просвещение, 1990
3. Засов А.Э., Кононович Э.В., «Астрономия. 11 класс», М.:
«Просвещение», «Московский учебник», 2001 г.
4.Левитан Е.П. Астрономия. 11 класс. - М.: Просвещение, 1994
13

5.Преподавание астрономии в школе. Сборник статей под ред.
Воронцова-Вельяминова Б.А. – М.: Издательство Академии
педагогических наук, 1959
6. Пшеничнер Б.Г., Войнов С.С. Внеурочная работа по астрономии. - М.:
Просвещение, 1989
7. Сурдин В.Г. Астрономические олимпиады: Задачи с решениями. - М.:
Учебно-научный центр довузовского образования МГУ им. М. В.
Ломоносова, 1995
8. Современная астрономия и методика ее преподавания. Материалы IV
Всероссийской научно-практической конференции. РГПУ им. А.И.
Герцена. Под ред. Л.В. Жукова. – СПб, 2004
Литература для учащихся
2. Гаврилов М.Г. Звездный мир: Сборник задач по астрономии и
космической физике. Олимпиады ННЦ. - Черноголовка, 1998. - 100с.
3. Засов А.В., Кононович Э.В. Астрономия: учеб. для 11 кл шк. и
классов с углуб. изуч. физики и астрономии. - М.: Просвещение, 210 - 160с.
4. Звездное небо/Вед. ред. Е. Ананьева, отв. ред С. Миронова. - М.:
Аванта +, 2004. - 96с. (Иллюстрированный атлас школьника)
5. Климишин И.А. Элементарная астрономия. - М.: Наука. Гл. ред. физ.мат. лит., 1991. - 464с.
6. Субботин Г.П. Сборник задач по астрономии: задания, упражнения,
тесты. М.: Аквариум, 1997. - 224с.
7. Сурдин В.Г. Астрономические олимпиады. Задачи с решениями. М.,
1995,320с
8. Сурдин В.Г. Астрономические задачи с решениями: Учебное пособие.
- М.: Едиториал УРСС, 2002. - 240с.
9. Школьный астрономический календарь на ... учебный год. Учеб.
пособие для учащихся 7-11 кл. /авт.-сост. М.Ю. Шевченко, О.С.
Угольников.
- М.: Дрофа, 20... г. (разные годы выпуска)
Интернет-ресурсы
«Астрономия — это здорово! Форма доступа http://menobr.ru/files/astronom2.pptx
«Знаешь ли ты астрономию? Форма доступа http://menobr.ru/files/astronom1.pptx
Новости космоса, астрономии и космонавтики. Форма доступа: http://www.astronews.ru/
Общероссийский астрономический портал. Астрономия Р Форма доступа: http://xn-80aqldeblhj0l.xn--p1ai/
Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс Форма
доступа: http://www.astronet.ru
Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет».
Форма доступа: http://www.krugosvet.ru

14

Приложение №1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

Рабочая программа на 2025-2026 учебный год
к дополнительной
общеразвивающей программе
«Вселенная рядом »

Уровень программы: стартовый
Адресат : 15-17 лет
Год обучения: 1 год, 36 часов
Автор – Шогенова Марьяна Анатольевна - педагог дополнительного образования

г.п. Залукокоаже
2025 год
15

Цель программы:
Изучение основ астрономии для формирования общей культуры обучающихся и развития
космического сознания.
Задачи программы :
Личностные:
- мотивировать познавательную активность;
- развивать творческие способности;
- расширение сознания ребѐнка до космического, развитие чувства своей сопричастности к
Космосу.
- формирование научного типа мышления;
- формирование навыков жить в гармонии с самим собой и окружающим миром;
Предметные:
- формирование базового минимума астрономических знаний и умений;
- обучение основным навыкам наблюдений небесных объектов;
- формирование основ естественнонаучного мировоззрения, целостного представления о
строении Вселенной и месте в ней человека;
- приобщить навыки самообразования;
- приобщить к культурным ценностям человечества через предмет астрономии.
Метапредметные:
- воспитывать качества, необходимые в научно-исследовательской работе: наблюдательность,
аккуратность, сосредоточенность, усидчивость;
- формировать эмоционально-эстетические чувства при изучении Космоса.
-сформировать мировоззрение ,соответствующее современному уровню развития науки;
- сформирование системных знаний астрономии, навыков работы с приборами ( телескопами )
,подвижной картой звездного неба .
- совершенствовать умения самостоятельно проводить наблюдения, измерения , зарисовки
,моделирование и грамотно оформлять полученные результаты
Планируемые результаты.
Личностные.
У обучающихся будет :
-развита устойчивая познавательная активность;
- будет сформирована устойчивая потребность в развитии своих творческих способностей;
- сформировано чувство своей сопричастности к Космосу;
- сформируется научный тип мышления;
- стремление жить в гармонии с самим собой и окружающим миром;
- приобщатся к культурным ценностям человечества через предмет астрономии.
Метапредметные.
У учащихся будут развиты навыки :
- необходимые в научно-исследовательской работе: наблюдательность, аккуратность,
сосредоточенность, усидчивость;
- сформированы системные знания по астрономии;
- развиты навыки работы с приборами ( телескопами ) ,подвижной картой звездного неба
16

- совершенствуются умения самостоятельно проводить наблюдения, измерения , зарисовки
,моделирование и грамотно оформлять полученные результаты.
- сформируют основы естественнонаучного мировоззрения, целостного представления о
строении Вселенной и месте в ней человека;
Предметные.
Обучающиеся научатся:
- основным навыкам наблюдений небесных объектов;
- будут иметь базовый минимум астрономических знаний и умений;
-работать согласно методики исследования;
- научаться обращаться с астрономическими приборами инструментами;
-обрабатывать и рассчитывать полученные результаты исследования;
-оформлять и представлять исследовательский проект согласно требованиям.

17

Календарное планирование
№

Дата занятия
по
плану

1.

Наименование раздела

Количество
часов

Содержание деятельности
Теоретическая часть занятия
Практическая часть занятия

по
факту
Введение. Техника безопасности
на занятиях.

2

Форма
аттестации
Установочная
лекция

2

Индивидуальный
опрос собеседование,
тестирование

2.

3.

Раздел 1.Основы
астрономических наблюдений

Раздел 2. Развитие
представлений о Вселенной

6

2

2

Основные навыки наблюдателя

4

2

Вечернее наблюдение Луны

2

Вечернее наблюдение звезд и
созвездий

6

3

2

Развитие представлений о Земле

Проблемная
лекция с
применением
техники обратной
связи
Практическая
работа
Практическая
работа

3
Развитие представлений о
Земле

Проблемная
лекция с
применением
18

Раздел 3. Планета Земля

2

Простейшие астрономические
инструменты

2

Галилео Галилей и его открытия

Простейшие
астрономические
инструменты
Галилео Галилей и его
открытия

техники обратной
связи
Практическая
работа
Практическая
работа

4
Уникальность Земли

2

Проблемная
лекция с
применением
техники обратной
связи
Практическая
работа

Происхождение жизни на
Земле

2

Раздел 4. Солнечная система.

Проблемная
лекция с
применением
техники обратной
связи
Практическая
работа

4
2

Строение Солнечной системы

2

Планеты земной группы

Проблемная
лекция с
применением
техники обратной
связи
Проблемная
лекция с
19

применением
техники обратной
связи
4
Раздел 5. Луна - спутник
Земли
2

Раздел 6. Солнце - наша
звезда

Раздел 7 . Космическая
человечества

эра

Раздел 8 .Итоговый раздел

итого

Общие сведения о Луне

Движение Луны по небу

2
4
2

Общие сведения о Солнце

1+1

Движение Солнца по небу

Движение Солнца по небу

Проблемная
лекция с
применением
техники обратной
связи
семинар
Проблемная
лекция с
применением
техники обратной
связи
Проблемная
лекция,
лабораторная
работа.

2
2
4
2

Они были первыми

2

Итоговое занятие

36

15

семинар
Викторина по пройденным
темам

Тестовые задания
Подведение
итогов

21

20

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

«Вселенная рядом»

Адресат: 15-17 лет
Срок реализации: 1 год,36 часов
Автор: Шогенва Марьяна Анатольвена - педагог дополнительного образования

Залукокоаже,
2025 год

1

Деятельность объединения «Вселенная рядом» имеет естественнонаучную направленность.
Количество обучающихся объединения составляет __ человек.
Из них мальчиков – ___, девочек – ___
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 9до 11 лет.
Формы работы: индивидуальные и групповые.
Направления работы









Гражданско-патриотическое воспитание.
Идеологическое воспитание.
Духовно-нравственное воспитание.
Работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизма
Эстетическое воспитание.
Воспитание культуры здорового образа жизни.
Трудовое и профессиональное воспитание.
Экологическое воспитание.
Цель воспитательной работы: Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей,
мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки
на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе. Воспитание и развитие свободной
жизнелюбивой талантливой духовно-нравственной личности, обогащенной научными знаниями о
природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному
поведению.
Задачи воспитательной работы: Использование различных форм массовой воспитательной
работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в
разных социальных ролях.
Направленность: естественнонаучная
Формы работы: очная, дистанционная (общение в родительских чатах).
Планируемые результаты
Приоритетные направления в организации воспитательной работы
Гражданско-патриотическое
формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам
Российской Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о ценностях
культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и
культурным представлениям российского народа.
Духовно – нравственное
Духовно-нравственное воспитание формирует ценностные представления о морали, об основных
понятиях этики, о духовных ценностях народов России, об уважительном отношении к традициям,
культуре и языку своего народа и др. народов России.
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и
нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении.
2

Спортивно-оздоровительное
Физическое воспитание содействует здоровому образу жизни.
Трудовое
Трудовое и профориентационное воспитание формирует знания, выявляет творческие способности
и профессиональные направления обучающихся.
Воспитание познавательных интересов
Воспитание познавательных интересов формирует потребность в приобретении новых знаний,
интерес к творческой деятельности.

Календарный план
воспитательной работы
творческого объединения «Вселенная рядом» на 2025-2026 учебный год
№

Направление
воспитательной
работы

Наименование
мероприятия

Срок
выполнени
я

ответственны
й

Планируемый
результат

1

Гражданскопатриотическое
воспитание

1. «Моя
КабардиноБалкария» - ко
Дню
государственност
и КБР и Дню
знаний.

сентябрь

Шогенова
М.А.

Воспитание
сознательной
любви к Родине, к
истории
становления
КабардиноБалкарии.
Экскурсия в музей

2. Ко Дню адыгов
«Адыги. История
и современность».

Сформировать у
учащихся такие
качества, как долг,
ответственность,
честь, достоинство,
личность.

3. День
солидарности в
борьбе с
терроризмом

2

3.

Духовнонравственное

Литературный
монтаж
«Учителям
посвящается».

Экологическое

1.«Чистый мир» акция.
2. Акция

Шогенова М.А.

Воспитание
уважения к
личности учителя и
понимания
значимости этой
профессии.

Шогенова М.А.

Развитие чувства
ответственности за
природосбережени

октябрь

ноябрь

3

«Покорми птиц
зимой!»
Международный
День синиц.
4.

Духовнонравственное

е
ноябрьапрель
Шогенова М.А.

Воспитание
уважения к
старшему
поколению.

декабрь

Шогенова М.А.

Воспитание
сострадания и
ответственности.

декабрь

Шогенова М.А.

Воспитание
добропорядочных
чувств детей.

1.«Славим возраст декабрь
золотой» -подарки
своими руками.
2.«Мамочка
любимая моя!»акция. Ко Дню
матери
«Мы вместе!» чтения, ко Дню
людей
ограниченными
возможностями.
«Письмо Деду
Морозу» - акция

5.

Духовнонравственное

6.

Эстетическое

7.

Здоровьесберега
ющие программы

Турнир эрудитов
«Будь здоров!».

январь

Шогенова М.А.

Понимание
здорового образа
жизни.

8.

Гражданскопатриотическое
воспитание.

февраль

Шогенова М.А.

Воспитание
патриотизма,
Значимость
праздника.

9.

Эстетическое

«Подвигом
славны твои
земляки». Беседа
ко Дню
защитников
Отечества.
«Весенний букет»
- праздничная
выставка к 8
марта.

март

Шогенова М.А.

Воспитание
уважения к
женщинам.

10

Исследовательск
ое

«Звездный час» ко Дню
Космонавтики

апрель

Шогенова М.А.

11

Гражданскопатриотическое
воспитание

«Их подвиг
бессмертен!» - ко
Дню Победы.

май

Шогенова М.А.

12

Экологическое

«День Солнца» акция

май

Шогенова М.А.

Воспитание
чувства гордости
за успехи страны и
науки.
Воспитание
патриотизма,
Значимость
праздника.
Воспитание
нравственности и
понимания
красоты.
Программа
Каникулы.

13. Здоровьесберега
ющие програмы

«Лето, солнце, сто май-июнь
фантазий». -

Шогенова М.А.

4

игровая
программа.

Здоровье и красота.

Работа с родителями
Приоритетными направлениями в работе с родителями учащихся творческого объединения стали
следующие:
-формирование у учащихся интереса к жизни, культуре, человеку как сложному, уникальному,
неповторимому созданию;
-поддержка физического здоровья учащихся;
-познавательная сфера жизни учащихся;
-семейное воспитание;
-психолого-педагогическое просвещение;
-повышение психолого-педагогических знаний родителей;
-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
-укрепление связей между педагогическим коллективом и семьей;
-привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.
Календарный план
работы с родителями
творческого объединения «Вселенная рядом» на 2025-2026 учебный год
№

Направление
воспитательной
работы
Гражданскопатриотическое
воспитание.

Наименование
мероприятия

2.

Организация
совместной
деятельности.

3.

Консультации
для родителей.

1

Срок
выполнени
я
Сентябрь

ответственны
й

Планируемый
результат

Шогенова М.А.

Понимание
необходимости
совместного
воспитание у детей
сознательной
любви к Родине, к
истории.

Помощь при
организации и
проведении
мероприятий.

В течении
учебного
года.

Шогенова М.А.

Родители должны
стать активными и
равноправными
участниками
воспитательнообразовательного
процесса.

«Педагог –
ребёнок родители».
Беседа.

Май

Шогенова М.А.

Подведение итогов
и ознакомление
родителей с
итогами
обучения по
программе.

Установочное
родительское
собрание
совместно со
школой.

5

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».