МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
"Голос"
Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1 год, 54 часа
Адресат: 9-15 лет
Форма обучения: очная,
Составитель: Хамизов Алим Мухамедович,
педагог дополнительного образования
Г.п.Залукокоаже
2025 год
l. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Нормативную правовую основу настоящей дополнительной общеразвивающей
программы «Голос» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(с
изменениями и дополнениями).
Национальный проект «Образование».
Конвенция ООН о правах ребенка.
Приоритетный проект от 30.11.2016г. №11 «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019г. №170 «Об
утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля
детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием».
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года».
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей» (с изменениями и дополнениями).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023г. №АБ-3935/06
«О направлении информации» (вместе с«Методическими рекомендациями по
формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих
формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых
для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического
и культурного развития страны».
Протоколзаочного заседания Рабочей группы по дополнительному образованию детей
Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам
дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха от
22.03.2023г. №Д06-23/06пр.
Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правилСП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. №761н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования».
Приказ Министерства просвещения РФ от 04.04.2025г. №269 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным
программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным
профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, и
о Порядке определения учебной нагрузки указанных педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и случаях установления
верхнего предела указанной учебной нагрузки».
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2023г. №1105-р «Об утверждении Концепции
информационной безопасности детей в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015г. №АП-512/02 «О направлении методических
рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой
оценке качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»).
Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017г. №ВК-1232/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой
оценки качества дополнительного образования детей»).
Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной
организации».
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.08.2023г. №1493
«Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату
представления информации».
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об образовании»(с
изменениями и дополнениями).
Приказ Минобрнауки КБР от 15.08.2025г. №22/749 «Об утверждении Региональных
требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
Постановление Правительства КБР от 22.04.2020г. №85-ПП «О межведомственном совете
по внедрению и реализации в Кабардино-Балкарской Республике целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей».
Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении Концепции
внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456«О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и
реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и
модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества
авторских дополнительных общеразвивающих программ»).
Постановление от 07.09.2023г. №723 «Об утверждении Положения о персонифицированном
дополнительном образовании детей в Зольском муниципальном районе
33.Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района;
Актуальность. Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического
наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и
мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства.
Голос – это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться
певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и
голосового аппарата. С раннего детства дети чувствуют потребность в эмоциональном
общении, испытывают тягу к творчеству. Таким образом, пение способствует формированию
общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности,
эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение,
проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать
музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости,
доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они
видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей. Большую
роль в этом играют:
- концертная деятельность;
- участие в фестивалях, конкурсах.
Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура
индивидуального певческого развития по формированию певческих навыков обучающихся
последовательности сопровождая систему практических знаний.
Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся, которые сами
стремятся научиться правильно и красиво петь. При этом дети не только разного возраста, но и
имеют разные стартовые способности .
В данных условиях программа – это механизм, который определяет содержание обучения
вокалу детей, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и
навыков, приемы воспитания вокалистов.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом
развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают
физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Об исключительных возможностях
воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все
времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости
слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько
близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует
воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных
потребностей детей.
Адресат программы - программа «Голос» предназначена для детей 9-15 лет. В творческое
объединение «Голос» принимаются дети на свободной основе, (в данном возрастном
диапазоне) при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха,
музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься сольным и вокальным пением.
Сроки реализации: 1 год, 54 часа.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1,5 часа.
Наполняемость группы: 10-12 человек.
Форма обучения: очная.
Форма занятий:
- групповая
-фронтальная ( обучающиеся синхронно работают под управлением педагога);
- индивидуальная
Цель программы : через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у
обучающихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить
их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи программы.
Личностные:
- формировать музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
-приобщить к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание
через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в
произведении искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
Предметные :
- расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусства вокала различных жанрах
и стилевом многообразии вокального искусства выразительных средствах, особенностях
музыкального языка;
- воспитать музыкальность, художественный вкус и потребность общения с искусством;
- воспитать уважение и любовь к песне, как значительной области музыкальной культуры,
приобщение детей к искусству на примерах лучших образов отечественной и зарубежной
песни;
- воспитать интерес и любовь к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства
музыки как основы музыкальной грамотности;
Метапредметные:
- овладеть практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой
деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись),
инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации,
драматизации исполняемых произведений;
По итогам освоения программы, обучающиеся должны знать/понимать:
- строение артикуляционного и голосового аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
-основы музыкальной грамоты;
-место дикции в исполнительской деятельности;
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
-соблюдать певческую установку;
- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива;
-использовать элементы ритмики и движения под музыку;
-принимать активное участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Учебный план
№
Название раздела, темы
п/п
I.
Пение как вид музыкальной
деятельности.
1
Понятие о сольном и
ансамблевом пении.
2
Диагностика. Прослушивание
детских голосов.
3
Строение голосового аппарата.
4
Правила охраны детского
голоса.
5
Вокально-певческая
установка.
6
Упражнения на дыхание по
методике А.Н. Стрельниковой.
II. Формирование детского
голоса.
1
Звукообразование.
2
Певческое дыхание.
3
Дикция и артикуляция.
4
Речевые игры и упражнения.
5
Вокальные упражнения.
Совершенствование
III. вокальных навыков
1
Пение с сопровождением и без
сопровождения музыкального
инструмента.
2
Вокальные упражнения.
3
Артикуляционный аппарат.
4
Дыхание, опора дыхания.
IV. Концертноисполнительская деятельность.
Количество часов
Всего Теория Практика
10
16
12
16
Формы аттестации/
контроля
6
4
1
-
Практическое занятие
1
1
Наблюдение
1
1
-
Практическое занятие
Круглый стол
1
2
Занятие-постановка
1
1
Зачёт
8
8
Практическое занятие
2
2
2
2
5
1
1
2
2
2
7
Наблюдение
Практическое занятие
Устный опрос
Занятие-постановка
Открытое занятие
1,5
1,5
Игра
1,5
1
1
1,5
2
2
Письменный опрос
Проект
Зачёт
6
10
Занятие-постановка
1
Певческая установка в
различных ситуациях
сценического действия.
3
4
Наблюдение
2.
3.
Репетиции.
Выступления, концерты.
1,5
1,5
3
3
Зачёт
Тематический концерт
Итого:
Содержание программы
54
25
29
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской
деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете,
квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и
вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом
пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический,
тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с
голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии.
Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику
перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования:
дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование
звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы.
Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение
голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные
особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный
и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил
охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и
завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов,
недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая
продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в
неподходящих помещениях.
1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение
корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении.
Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и
постоянного контроля за ней.
1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани,
диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки»,
«Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой
маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая,
придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование.
Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой
контроль за звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный
(косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха,
выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры
звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные
упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при
пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений
голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой
форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и
согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла
Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с
музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его
выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии,
доставление радости и удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод
обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны
звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf
для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание
различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с
ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с
сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном
выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата;
естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.-Упражнения первого уровня
Тема III. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
5.1.
Прослушивание
аудиои
видеозаписей. индивидуальное
собственное
исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и
видеозаписей.-Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать
достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как
профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также
5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих
впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для
архива студии.
Тема IV. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером
творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может
видоизменяться.
Планируемые результаты.
Предметные:
- учащиеся расширят свои знания о музыкальной грамоте и искусства вокала;
– будут разбираться различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства
выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
- в детях будет развита музыкальность, художественный вкус и потребность общения с
искусством; любовь к песне, как значительной области музыкальной культуры, приобщить
детей к искусству на примерах лучших образов отечественной и зарубежной песни;
Личностные:
-у учащихся будут развиты:
- способность формулировать собственное мнение и позицию;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-уважительное отношение к иному мнению,
-учащиеся будут знать историю и культуру своего и других народов
Метапредметные:
- учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в различных видах музыкальнотворческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную
запись),
инструментальном
музицировании,
музыкально-пластическом
движении,
импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- учащиеся смогут сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры;
устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по
определё ному признаку; — определять существенный признак для классификации,
классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы
музыкального языка,
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий.
Календарный учебный график.
Год
обучения
Дата начала
учебного
года
1 год
обучения
01.09
Дата
окончания
учебного
года
31.05
Количество
учебных
недель
Количество
учебных
часов в год
36
54
Режим
занятий
1 раз в
неделю по
1,5 часа.
.
Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение.
Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами , имеющими высшее или
среднее музыкальное образование, а также прошедших курсы повышения квалификации по
профилю деятельности.
Материально-техническое обеспечение.
Программа реализуется на базе МКУ ДО «РЦДО» г.п. Залукокоаже Зольского
муниципального района, в соответствии с санитарно-эпедимиологическими требованиямик
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организации
дополнительного образования (Постановление Главного государственного санитарного врача
от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».)
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетициального зала (сцена).
3. Музыкальный центр, компьютер.
4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
5. Электроаппаратура.
6. Зеркало.
7. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового
материала).
8. Нотный материал, подборка репертуара.
9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
10. Записи выступлений, концертов.
Формы контроля
Вид контроля
1.Вводный
контроль(первичная
диагностика)
2.Промежуточный контроль
3.Итоговый контроль (аттестация)
Форма контроля
Тестирование (определение типа детского
голоса, примерный и общий диапазон).
Открытые занятия для родителей,
музыкальные викторины
Итоговые занятия, участие в
итоговых
и
тематических
праздниках, творческие отчеты,
концерты.
Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих: внешней и
внутренней деятельности коллектива.
Концерт, конкурс, фестиваль является формой диагностики музыкальных способностей и
развития личности ребенка. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях и т.д. можно отнести к
внешней деятельности коллектива, а результаты участия – как своеобразный критерий оценки
их деятельности.
Все дети принимают участие в концертной деятельности, но на разных уровнях, поэтому
каждый найдет возможность проявить себя.
Внутренняя деятельность – это музыкальное и личностное развитие каждого учащегося.
Для подведения итогов реализации образовательной программы ежегодно используется
мониторинг результатов освоения программы и результатов личностного развития.
Тесты и анкетирование используются для выявления уровня теоретической подготовки,
самооценки и специфики образовательных потребностей учащихся, а также экспертной оценки
педагога.
Оценочные материалы
Диагностика развития вокальных навыков осуществляется с помощью диагностических
контрольных заданий по следующим критериям: звуковысотный слух, вокальная техника
(способ звукообразования, тембр голоса, диапазон, дикция, дыхание), эмоциональность.( 5
баллов)
Критерии определения уровня развития слуховых навыков: ладовое чувство, чувство ритма,
мелодический слух, гармонический слух. .( 5 баллов)
Выявление способностей к исполнительской деятельности: интонация, ритм, память, диапазон,
качество певческого голоса, эмоциональность, музыкальность, особенность характера. .( 5
баллов)
Система контроля результативности обучения:13 - 15 баллов- отлично;
10-12- удовлетворительно;
Учебно-методическое и дидактическое обеспечение.
Методы обучения : словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, стимулирования
и мотивации.
Словесные: объяснение, рассказ, сравнение, замечание, анализ. Например, объяснение
вокально-технических приѐмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся
исполнителей и т.д. В работе этот метод должен быть доступен для детского восприятия.
Наглядные: показ иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани,
работы диафрагмы; использование аудио и видео материалов при демонстрации образца
исполнения, исполнение педагогом музыкального материала.
Практические: тренинги, вокальные упражнения. Их можно разделить на две группы. К первой
относятся те, которые применяются вне связи к каким-либо конкретным произведением. Они
способствуют последовательному овладению техникой эстрадного пения. Упражнения второй
группы направленны на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен.
Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и
развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.
Частично-поисковые: индивидуальный и коллективный поиск исполнительских средств
(вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного
произведения
Стимулирования и мотивации: создание ситуации успешности, возможности самовыражения,
самореализации, поощрение, творческие задания.
Используются педагогические технологии:
- технология развивающего обучения;
- технология игровой деятельности;
-технология группового обучения;
-коммуникативная технология обучения;
- здоровьесберегающая технология.
Интернет-образовательные ресурсы:
-Музыкальный форум. http://www.mp3sort.com
- Песни для детей. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
- Виталий Алексеев. Песни и музыка. http://alekseev.numi.ru/
- В помощь учителю СОМ. http://www.Som.fio
- Международный образовательный портал. http://www.maam.ru
-Страница на сайте ДЮТЦ «Васильевский остров» http://www.dutcvo.edusit.ru
Список литературы для педагога
1.Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г.
2.Бернстайн Л. Мир джаза. – М., 1983.
3.Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991
4.«Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния
исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие
диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г..
5.Далецкий О. Н. «О пении»
6.Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»
7.Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.
8.Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»
9.Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г.
10.Кампус Э. О мюзикле. – М., 1983.
11.Коллиер Дж.Л. Становление джаза. –М., 1984.
12.Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ
классик», 2006
13.Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в
общеобразовательной школе» - М. 1964.
14.Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.
15.Мархасев Л. В легком жанре. – Л., 1984.
Список литературы для учащихся.
1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство - М.: Музыка, 1974.
2. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
3. Клѐнов А. Там, где музыка живѐт. – М., 1986.
4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. - Л.,1986.
5. Макуорт Л. Самоучитель по пению. - М., 2009.
6. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Искусство, 1967
7. Никитина А., Я вхожу в мир искусств, №5, 6 – М.: Театр – студия «Дали», 1997
8. Светличная Л., Сказка о музыке – М.: Творческий центр, 2003.
9. Цой В. Музыка волн, музыка ветра. – М., ЭКСМО, 2006.
10. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 20
Информационные интернет–ресурсы
1. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
2. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
3. Федеральный портал Российское образование. www.edu.ru
4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. www.fcior.edu.ru
5. Завуч. инфо http://www.zavuch.ru
6. Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.pedsovet
7. Международный образовательный портал. http://www.maam.ru
8. Музыкальный форум. http://www.mp3sort.com
9. Песни для детей. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
"Голос"
Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1 год, 144 часа
Адресат: 9-15 лет
Форма обучения: очная,
Составитель: Хамизов Алим Мухамедович педагог дополнительного образования
Залукокоаже
2025 год
Цель программы : через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у
обучающихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить
их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи программы.
Личностные:
- формировать музыкальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
-приобщить к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание
через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в
произведении искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
Предметные :
- расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусства вокала различных жанрах
и стилевом многообразии вокального искусства выразительных средствах, особенностях
музыкального языка;
- воспитать музыкальность, художественный вкус и потребность общения с искусством;
- воспитать уважение и любовь к песне, как значительной области музыкальной культуры,
приобщение детей к искусству на примерах лучших образов отечественной и зарубежной
песни;
- воспитать интерес и любовь к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства
музыки как основы музыкальной грамотности;
Метапредметные:
- овладеть практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой
деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись),
инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации,
драматизации исполняемых произведений;
По итогам освоения программы, обучающиеся должны знать/понимать:
- строение артикуляционного и голосового аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
-основы музыкальной грамоты;
-место дикции в исполнительской деятельности;
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
-соблюдать певческую установку;
- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива;
-использовать элементы ритмики и движения под музыку;
-принимать активное участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
№
п/п
Дата
занятия
факт
1,
Наименование раздела,
темы
план
Содержание деятельности
Теоретическая часть
занятия
Раздел 1. Пение, как вид музыкальной деятельности(10ч)
1
Понятие
о
сольном
ансамблевом пении.
2.
всего
и
Диагностика. Прослушивание
детских голосов.
2
Диагностика.
Прослушивание детских
голосов. Предварительное
Практическая часть
занятия
Форма
аттестац
ии/контр
оля
. Понятие о сольном и
ансамблевом пении. Пение
как
вид
музыкальноисполнительской
деятельности.
Общее
понятие
о
солистах,
вокальных
ансамблях
(дуэте,
трио,
квартете,
квинтете, сикстете, октете),
хоровом
пении.
Организация занятий с
Практическо
певцами-солистами
и
е занятие
вокальным
ансамблем.
Правила набора голосов в
партии ансамбля. Понятие
об ансамблевом пении.
Разновидности
ансамбля
как музыкальной категории
(общий,
частный,
динамический, тембровый,
дикционный). Ансамбль в
одноголосном
и
многоголосном изложении.
Строение голосового
Наблюдение
аппарата,
техника
безопасности,
3.
1
Строение
аппарата.
голосового
5
1
Правила
голоса.
охраны
детского
ознакомление
с
голосовыми
и
музыкальными данными
учеников..
Объяснение
целей и задач вокальной
студии.
.
Строение
голосового
аппарата. Основные
компоненты
системы
голосообразования:
дыхательный аппарат, гортань
и
голосовые
связки,
артикуляционный
аппарат.
Формирование звуков речи и
пения – гласных и согласных.
Функционирование
гортани,
работа диафрагмы. Работа
артикуляционного
аппарата.
Верхние и нижние резонаторы.
Регистровое строение голоса.
. Правила охраны детского
голоса. Характеристика
детских голосов и возрастные
особенности
состояния
голосового аппарата. Мутация
голоса.
Предмутационный,
мутационный
и
постмутационный
периоды
развития голоса у девочек и
мальчиков. Нарушения правил
охраны
детского
голоса:
включающая в себя
профилактику
перегрузки
и
заболевания
голосовых связок.
Практическо
е занятие
Круглый
стол
форсированное
пение;
несоблюдение
возрастного
диапазона
и
завышенный
вокальный
репертуар;
неправильная техника пения
(использование
приёмов,
недоступных
по
физиологическим
возможностям
детям
определённого
возраста),
большая
продолжительность
занятий, ускоренные сроки
разучивания
новых
произведений,
пение
в
неподходящих помещениях.
6
3
Вокально-певческая
установка.
7
Упражнения на дыхание по
методике А.Н. Стрельниковой
2
Вокально-певческая
установка. Понятие о
певческой установке.
Упражнения
на
дыхание по методике
А.Н.
Стрельниковой.
Правильное
положение корпуса,
шеи и головы. Пение
в положении «стоя»
и «сидя». Мимика
лица при пении.
Положение рук и ног
в процессе пения.
Система в выработке
навыка
певческой
установки
и
постоянного
контроля за ней
Упражнения:
«Ладошки»,
«Погончики»,
Занятиепостановка
Зачёт
8
9
10
11
Тренировка
легочной
ткани,
диафрагмы
(«дыхательный
мускул»), мышц гортани
и носоглотки.
Раздел 2. Формирование детского голоса(16ч)
3
Звукообразование.
Образование голоса в
гортани; атака звука
(твёрдая,
мягкая,
придыхательная);
движение
звучащей
Звукообразование.
струи
воздуха;
образование
тембра.
Интонирование. Типы
звуковедения: 1еgаtо и
non 1еgаtо. Понятие
кантиленного пения.
34
Певческое
дыхание. Основные
типы
дыхания:
ключичный,
брюшной, грудной,
смешанный (костоабдоминальный).
Певческое дыхание.
Координация
дыхания
и
звукообразования.
Правила дыхания –
вдоха,
выдоха,
удерживания
дыхания.
Дикция и артикуляция.
4
Дикция и артикуляция.
«Маленький
маятник»,
«Кошечка», «Насос»,
«Обними
плечи»,
«Большой маятник».
Наблюдение
Пение
staccato.
Слуховой контроль
за
звукообразованием.
Вдыхательная
установка, «зевок».
Воспитание чувства
«опоры звука» на
дыхании.
Пение
упражнений:
на
crescendo
и
diminuendo
с
паузами;
специальные
упражнения,
формирующие
певческое дыхание.
Формирование
Практическо
е занятие
Устный
Понятие о дикции и
артикуляции. Положение
языка и челюстей при
пении; раскрытие рта.
Соотношение положения
гортани
и
артикуляционных
движений
голосового
аппарата. Развитие навыка
резонирования звука.
12
4
Речевые игры и упражнения.
13
2
Вокальные упражнения.
Речевые
игры
и
упражнения (по принципу
педагогической концепции
Карла Орфа). Развитие
чувства ритма, дикции,
артикуляцию,
динамических оттенков.
Знакомство
с
музыкальными формами.
высокой певческой
форманты.
Соотношение
дикционной
чёткости
с
качеством
звучания.
Формирование
гласных
и
согласных звуков.
Правила орфоэпии.
Учить детей при
исполнении
упражнения
сопровождать его
выразительностью,
мимикой, жестами.
Раскрытие в детях
творческого
воображения
фантазии,
доставление
радости
и
удовольствия.
Комплекс
вокальных
упражнений
для
развития
певческого голоса.
Концентрический
метод
обучения
пению.
Его
основные
опрос
Занятиепостановка
Открытое
занятие
23
24
Раздел 3. Совершенствование вокальных навыков(12ч)
25
4
Пение с сопровождением и без
сопровождения музыкального
инструмента.
26
3
Вокальные упражнения.
27
3
Артикуляционный аппарат.
положения.
Упражнения
на
укрепление
примарной
зоны
звучания детского
голоса;
выравнивание
звуков в сторону их
«округления»;
пение в нюансе mf
для
избежания
форсирования
звука.
Формирование
вокального
слуха
учащихся,
их
Прослушивание
аудиои способности
слышать достоинства
видеозаписей.
недостатки
индивидуальное собственное и
звучания голоса.
исполнение).
Анализировать
Обсуждение,
анализ
и качество пения, как
умозаключение
в
ходе профессиональных
прослушивания
аудиои исполнителей, так и
видеозаписей.
своей группы
Обсуждение своих
впечатлений,
Посещение
театров,
подготовка альбомов,
концертов,
музеев
и
стендов
с
выставочных залов.
фотографиями,
Игра
Письменный
опрос
Проект
29
афишами.
Сбор
материалов для архива
студии
Обсуждение своих
впечатлений,
подготовка
альбомов, стендов с
фотографиями,
афишами.
Сбор
материалов
для
архива студии
2
Дыхание, опора дыхания.
35
Посещение
театров,
концертов,
музеев
и
выставочных залов.
Раздел 4. Концертно-исполнительская деятельность.(46ч)
Пение как вид музыкальной 6
В связи с целями и задачами, поставленными на
деятельности.
данный учебный год, а также с характером творческих
мероприятий и конкурсов, содержание тематического
Репетиции.
6
планирования может видоизменяться.
Выступления, концерты.
4
36
Итого
30
31
34
54
25
29
Зачёт
Занятиепостановка
Практическо
е занятие
Наблюдение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Голос»
Срок реализации: 1 год, 144 часа
Форма обучения: очная
Автор – составитель: Хамизов Алим Мухамедович, педагог
дополнительного образования
г.п. Залукокоаже,
2025 год
Цель воспитания-создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный
выбор
жизненной
позиции,
а
так
же
кдуховному
и
физическому
самосовершенствованию, саморазвитию в социуме, создание условий для развития у
обучающихся мотивации к познанию, обучению, самоуправлению, ведению ЗОЖ,
формирование гражданской позициии профориентации.
Основные задачи воспитательной работы:
- формированиемировоззренияисистемыбазовыхценностейличности;
- организацияинновационнойработывобластивоспитанияидополнительногообразования;
- организационно-
правовыемерыпоразвитиювоспитанияидополнительногообразованияобучающихся;
приобщениеобучающихсякобщечеловеческимнормамморали,национальнымустоямитр
адициям образовательного учреждения;
обеспечениеразвитияличностииеёсоциальнопсихологическойподдержки,формированиеличностных
качеств,необходимых
для
жизни;
воспитание внутренней потребности личности в
здоровом
образе
жизни,ответственногоотношенияк природнойисоциокультурнойсредеобитания;
развитиевоспитательногопотенциаласемьи;
поддержкасоциальныхинициативидостиженийобучающихся.
Практические задачи:
- Выстраивание системы воспитательной работы согласно основным положениям
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года;
- Формировать у детей уважение к своей семье, обществу, государству, к духовнонравственным ценностям, к национальному, культурному и историческому наследию;
- Организовать работу, направленную на популяризацию традиционных российских
нравственных и семейных ценностей; создать условия для сохранения и поддержки
этнических культурных традиций, народного творчества;
- Формировать у учащихся ответственное отношение к своему здоровью и потребность в
здоровом образе жизни;
- Вести работу, направленную на профилактику правонарушений, социально-опасных
явлений на основе развития сотрудничества с социальными партнерами;
- Воспитывать у детей уважение к труду; содействовать профессиональному
самоопределению учащихся;
Методологическую базу воспитательной системы составляют следующие подходы:
Системный подход. Сущность подхода заключается в системном видении педагогических
явлений и процессов, в различении отдельных компонентов системы и установлении
между ними связей, в оценке результатов их взаимодействия и построении связей с
другими внешними системами.
Личностно-ориентированный
подход. Сущность
подхода
заключается
в
методологической ориентации педагогической деятельности, которая позволяет
посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий
обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности
ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Этот подход связан с
устремлением педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося,
проявлению его субъективных качеств.
Средовой подход предполагает использование окружающей социальной среды, ее
культурных и социальных объектов для гармоничного развития личности ребенка и
воспитания гражданственности.
Рефлексивный подход позволяет использовать приемы рефлексии для формирования у
ребенка потребности осуществлять самооценку своих отношений, результатов
деятельности путем сравнения этих оценок с оценками окружающих людей, а также для
дальнейшего корректирования собственной позиции.
Основные принципы организации воспитания
Принцип гуманизма предполагает отношение к личности ученика как к само ценности и
гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной
личности, способной к саморазвитию и успешной реализации своих интересов и целей в
жизни.
Принцип духовности проявляется в формировании у школьника смысл жизненных
духовных ориентаций, интеллигентности и образа мысли российского гражданина,
потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению
общечеловеческих норм гуманистической морали.
Принцип субъектности заключается в том, что педагог активизирует, стимулирует
стремление обучаемого к саморазвитию, самосовершенствованию, содействует развитию
его способности осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его
разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так
и для собственной судьбы.
Принцип патриотизма предполагает формирование национального сознания у молодежи
как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения,
обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и
приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях.
Принцип демократизма основан на взаимодействии, на педагогике сотрудничества
педагога и ученика, общей заботы друг о друге.
Принцип конкурентоспособности выступает как специфическая особенность в условиях
демократического общества, предполагающая формирование соответствующего типа
личности, способного к динамичному развитию, смене деятельности, нахождению
эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы во всех сферах
жизнедеятельности.
Принцип толерантности предполагает наличие плюрализма мнений, терпимости к
мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения, не
укладывающихся в рамки повседневного опыта, но не выходящих за нормативные
требования законов.
Принцип вариативности включает различные варианты технологий и содержания
воспитания, нацеленность системы воспитания на формирование вариативности
мышления, умение анализировать и предполагать желаемый результат своей
деятельности.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и
обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и
культурных традиций.
Календарный план воспитательной работы
№ Направлени
е
воспитатель
ной работы
1 Гражданско
патриотичес
кое
воспитание
Наименовани Срок
е
выполне
мероприятия ния
ответстве
нный
1.Тренировоч сентябрь
ное занятие
«Действия
учащихся при
угрозе
и
возникновени
и пожара»
2.
День
солидарности
в борьбе с
терроризмом
Хамизов
А.М.
Сформировать у
учащихся такие
качества,
как
долг,
ответственность,
честь,
достоинство,
личность.
2
1.Гражданс
копатриотичес
кое
воспитание
2.Проектная
деятельност
ь
1.Акция
ко октябрь
Дню
пожилого
человека
2.Всемирный
день
животных
Хамизов
А.М.
Формирование
ценностного
отношения
к
пожилым
людям,
здоровью
и
здоровому образу
жизни. Воспитание
ценностного
отношения
к
животным.
Стимулировать
интерес у учащихся
к исследовательско
й
деятельности,
научной работе
3
1.Нравствен
ноэстетическо
е
воспитание
1.Всемирный ноябрь
день
приветствий
2.Акция « С
праздником
вас, мамы!»
День матери
4.
Мероприятия
в
рамках
международн
ого
Дня
толерантност
и
Хамизов
А.М.
Формирование
ценностного
отношения к семье,
здоровью
и
здоровому образу
жизни.
Уважения к правам,
свободам
и
обязанностям
человека.
2.Работа по
профилакти
ке
терроризма,
экстремизм
а
и
этносепарат
Планируемый
результат
Примеча
ние
4.
изма
1.Нравствен
ноэстетическо
е
воспитание
1.«Всемирны декабрь
й
день
борьбы
против
СПИДА»
2.Междунаро
дный
день
инвалидов
Хамизов
А.М.
Воспитание
нравственных
чувств, убеждений и
этического
сознания.
5
1.
Гражданско
патриотичес
кое
воспитание
1.Междунаро январь
дный
день
памяти жертв
Холокоста
Хамизов
А.М.
Воспитание
нравственных
чувств
6
1.Гражданс
копатриотичес
кое
воспитание
2.
Нравственн
оэстетическо
е
воспитание
Хамизов
А.М.
Воспитание
гражданственности,
патриотизма,
социальной
ответственности и
компетентности, ува
жения к правам,
свободам
и
обязанностям
человека.
7.
1. Работа по
профилакти
ке
терроризма,
экстремизм
а
и
этносепарат
изма
1.День
февраль
защитника
Отечества
Всероссийски
й
тематический
урок,
посвященный
350-летию
Петра 1 «То
академик, то
герой,
то
мореплавател
ь,
то
плотник»
2.День
Российской
науки
3. Всемирный
день борьбы
против рака
1. Всемирный март
день Земли
2.
Международ
ный
день
борьбы
с
наркоманией
и
наркобизнесо
м
Хамизов
А.М.
Изучение
учащимися природы
и истории родного
края.
Формировать
правильное
отношение
к
окружающей среде.
Воспитание
гражданственности,
патриотизма,
социальной
ответственности
8.
9
1
0.
1.
Нравственн
оэстетическо
е
воспитание
1.
Нравственн
оэстетическо
е
воспитание
2.Гражданс
копатриотичес
кое
воспитание
1.Гражданс
копатриотичес
кое
воспитание
2.
Нравственн
оэстетическо
е
воспитание
1.Всемирный апрель
день Земли.
2.Всемирный
день
здоровья.
Хамизов
А.М..
3.Фестиваль
«Мы
выбираем
жизнь!"
Формировать
у
учащихся культуру
сохранения
и
совершенствования
собственного
здоровья.
Популяризация
занятий физической
культурой
и
спортом.
1.Всемирный май
день
без
табака.
2.
Акция
«Георгиевска
я ленточка»
Хамизов
А.М..
1.Междунаро июнь
дный
день
защиты детей
2.День
здорового
питания
Хамизов
А.М.
Пропаганда
здорового
образа
жизни
Воспитывать
любовь и уважение
к
традициям
Отечества.
Пропаганда
здорового
образа
жизни
Создание условий
для
развития
у
учащихся
творческих
способностей.
Пропаганда
здорового
образа
жизни