прктич биолог

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Практическая биология»

Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 14-16 лет
Срок реализации: 1 год, 72 часа
Форма обучения: очная
Автор – составитель: Кармова Арина Хусеновна,
педагог дополнительного образования

п. Залукокоаже
2025г.

Раздел l. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Нормативную правовую основу настоящей дополнительной общеразвивающей
программы «Практическая биология» составляют следующие документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2.
Национальный проект «Образование».
3.
Конвенция ООН о правах ребенка.
4.
Приоритетный проект от 30.11.2016г. №11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019г. №170
«Об утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля
детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием».
6.
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
7.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей» (с изменениями и дополнениями).
9.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023г. №АБ3935/06 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование
функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской
Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для
реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития
страны».
10.
Протокол заочного заседания Рабочей группы по дополнительному образованию
детей Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам
дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха от 22.03.2023г.
№Д06-23/06пр.
11.
Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в
социальной сфере».
12.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О
направлении
информации» (вместе
с
«Методическими
рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы).
13.
Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
14.
Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
2

обитания».
15.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования».
16.
Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2023г. №1105-р «Об утверждении
Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации».
17.
Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г.
№882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
18.
Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по
независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»).
19.
Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017г. №ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
20.
Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении
Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной
организации».
21.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
04.08.2023г. №1493 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
формату представления информации».
22.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об
образовании» (с изменениями и дополнениями).
23.
Приказ Минобрнауки КБР от 15.08.2025г. №22/749 «Об утверждении
Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных
учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
24.
Постановление
Правительства
КБР
от
22.04.2020г.
№85-ПП
«О
межведомственном совете по внедрению и реализации в Кабардино-Балкарской Республике
целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
25.
Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении
Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в
КБР».
26.
Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
27.
Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и
реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и
модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских
дополнительных общеразвивающих программ»).
28.
Постановление от 07.09.2023г. №748 «Об утверждении Положения о
персонифицированном дополнительном образовании детей в Зольском муниципальном районе
29.
Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района.

3

Актуальность программы «Практическая биология» Программа дает возможность
учащимся выбрать свой путь, активно включаться в поиск новых знаний. В этом возрасте
подростки осознано участвуют в исследовательской деятельности, создают и осуществляют
свои проекты. Выступление на конкурсах, участие в олимпиадах разного уровня, является
проверкой не только полученных теоретических знаний, но и их практического осмысления.
Новизна программы заключается в интеграции естественно-научных и некоторых
социально-гуманитарных знаний которые могут быть успешно (в полном соответствии с
возрастными особенностями) решаться задачи биоэкологического образования и воспитания,
формирования системы позитивных ценностей, идеалов взаимного уважения. Таким образом,
создаѐтся прочный фундамент для дальнейшего развития личности. Программа обладает
широкими возможностями для формирования у детей фундамента экологической и
биологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить
исследование в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила
здорового образа жизни.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих в этой
области заключается в том, что она является практико – ориентированной, знакомит с
топографией, с основами ориентирования на местности, с основами почвоведения, учащиеся
учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Все образовательные
разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование
практических навыков. Практические занятия предусматривают проведение в лабораторных и в
полевых условиях. Теоретические занятия учат слушать, размышлять, анализировать
услышанное и увиденное. Практические занятия – работать с простейшими приборами,
реактивами, ставить определенные цели и планировать свою деятельность.
Педагогическая
целесообразность
программы
связана
с
направлением
образовательного процесса на развитие природных способностей учащихся, на применение
полученных навыков в практической деятельности. Это имеет большое воспитательное
значение, непосредственно воздействуя на чувства учащегося, формирует его личностные
качества, активизирует умственные способности. Применяемые на занятиях методы
обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным
особенностям детей.
Адресат программы: учащиеся в возрасте от 14 до 16 лет.
Срок реализации: 1 год, 72ч.
Режим занятий: 2 часа в неделю (1 раз по 2 часа). Академический час –40 минут.
Наполняемость группы:17-19 человек.
Форма обучения: очная.
Форма занятий: комбинированная. Занятия состоят из теоретической части
(дискуссии, презентации) и практической части (наблюдение, исследования,
лабораторные и практические работы).
Цель программы: формирование информационных и коммуникационных компетенций
учащихся в области биологии, экологии и топографии.
Задачи
Личностные:
-выработать понимание о необходимости бережного и уважительного отношения к
своему родному краю.
-развить умение работать в группе, участвовать в групповых дискуссиях.
4

Метапредметные:
-стимулировать стремление обучающихся к самостоятельной деятельности;
-развить наблюдательность, умение строить предположения на основе полученных знаний;
-развить умение анализировать полученные результаты, выделять главное;
-развить умение организовывать свой труд, научить пользоваться различными
источниками для получения дополнительной информации, оценивать полученную информацию;
-сформировать положительную мотивацию и интерес к проектной деятельности.
-обучить приемам конструктивного общения и поведения в социуме;
Предметные:
-обучить различным методам проведения биологических исследований;
-сформировать навыки планирования проектной деятельности;
-сформировать навыки работы с библиотечным фондом;
-расширить знания детей в образовательных областях биологии,
топографии и экологии.

геологии,

5

Учебный план
№

1.
2.
3.

Количество часов

Название раздела

Введение
программу
Иерархическая лестница
Растительного мира
Лаборатория Роберта
Гука

практика

Всего

теория

2

2

4

3

1

Тестирование, опрос.

12

4

8

Лабораторная работа.
Практическая работа.
Тестирование. Опрос.
Лабораторная
работа.
Тестирование
Тест. Практическая работа.

Анкетирование, анализ.

4.

Биопрактикум

14

4

10

5.

Почвоведение

14

6

8

6.

Основы
топографии

10

4

6

7.
8.

Полевая
практика
Конкурсы
конференции
Итого:

10
и

Формы аттестации
контроля

10

6

2

4

72

25

47

Тест
Практическая работа.
Практическая работа.
Практическая работа.
Опрос. Конференция.
Подведение итогов

Содержание учебного плана
1. Теория - инструктаж по охране труда и технике безопасности. Биологические
дисциплины .Определение биосферы, границы биосферы, особенности антропогенного влияния
на развитие биосферы. Современное её состояние. Взаимное влияние организмов, создание и
изменение среды обитания. Определение и классификация среда обитания. Особенности
приспособления организмов к среде обитания.
2. Иерархическая лестница растительного мира ( 4 часа)
Теория. Основные принципы современной систематики растений. Признаки отдельных
систематических группировок. Определение таксонов низших и высших растений- 3 часа.
Практика. Тестирование по теме занятия -1 час.
3. Лаборатория Роберта Гука (12 часов)
Теория. Наука цитология, как раздел биологии. История возникновения, основные методы
научного познания. Увеличительные приборы. Микроскоп как прибор для изучения строения
клеток растений, животных, бактерий и грибов. Клетка как пример живого организма- 4 часа.
Практика. Лабораторная работа: «Строение клеток растений, грибов и животных».
Приготовление и рассматривание растительных препаратов. Лабораторная работа: «Отличия
клеток растений от клеток других организмов», тестовые задания - 8 часов.

6

4.
Биопрактикум (14 часов)
Теория. Жизненные формы живых организмов. Разнообразие бактерий. Клубеньковые
бактерии и их значение для плодородия почвы. Лишайники – пример симбиотических
организмов-4 часа Практика. Лабораторная работа «Типы внешнего строения организмов как
приспособление к экологическим условиям обитания». Практическая работа
«Выращивание бактерии сенной палочки». Исследовательский проект
«Изучение микрофлоры денежных знаков». Лабораторная работа
«Плесневые грибы». Приготовление микропрепарата дрожжевых грибов. Значение
бактерий и грибов в природе и жизни человека. Лишайники – пример симбиотических
организмов. Практическая работа «Определение чистоты воздуха при помощи лишайников»- 10
часов.
5.
Почвоведение ( 14 часов).
Теория. Внутреннее строение Земли. Геологические процессы. Процесс образования почв,
выветривание, эрозия почв. Охрана почв. Описание почв КБР. Общая характеристика типов
почв КБР: горной, предгорной и равнинной части республики – 6 часов.
Практика. Практическая работа: «Определение почвенной зоны»; лабораторная
работа
«Проведение почвенной вытяжки ( солевой и водной) ; лабораторная работа «Описание
почвенного разреза» - 8 часов.
6.
Основы топографии (10 часов).
Теория. Определение топографической карты. Основные свойства топографической
карты. Содержание топографической карты. Устройство компаса, работа с компасом – 4 часа.
Практика. Практическая работа «Распознавание условных топографических знаков на
карте»; решение задач на определение азимута – 6 часов.
7.
Полевая практика (10 часов)
Практика. Практические работы: «Глазомерная съёмка». «Маршрутная съёмка».
«Глазомерная съемка предложенного участка местности».
«Маршрутная съемка предложенного участка пути». «Обработка составленных планов
местности». Работа с определителем по определению насекомых и растений. Решение
топографических тестовых задач, решение карточек с заданиями по топографии, систематики и
почвоведения- 10 часов
8.
Конкурсы и конференции (6 ч).
Теория (2 ч): Экологические конкурсы в интернет пространстве. Работа с электронными
сайтами, размещение информации о деятельности объединения. Создание папки по
экологической безопасности.
Практика (4ч): Подготовка к слёту юных экологов
Планируемые результаты
Личностные
У обучающихся будут/ будет:
- сформировано понимание о необходимости бережного и уважительного отношения к
своему родному краю.
- развиты умения работать в группе, участвовать в групповых дискуссиях.
Метапредметные
У обучающихся будет развито/развита:
- стремление к самостоятельной деятельности;
- наблюдательность, умение строить предположения на основе полученных знаний;
- умение анализировать полученные результаты, выделять главное;

7

- умение организовывать свой труд, научиться пользоваться различными источниками
для получения дополнительной информации, оценивать полученную информацию;
- мотивация и интерес к проектной деятельности.
- приемы конструктивного общения и поведения в социуме;
Предметные
Обучающиеся научатся:
- различным методам проведения биологических исследований;
- планировать проектную деятельность;
- работать с библиотечным и музейным фондом;
- использовать знания в таких областях как биология, геология, топография и экология.

8

Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий
реализации программы
Год
обучения
1 год
(стартовый
уровень)

Календарный учебный график.

Дата
начала
учебного
года

Дата
окончания
учебного года

Количество учебных
недель

Количество
учебных
часов в год

01.09

31.05

36

72

Режим
занятий
1 раз в
неделю по
2 часа

Условия реализации программы.
Программа реализуется на базе МКОУ СОШ №2 с.п. Каменномостское в оборудованном
кабинете в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»)
Кадровое обеспечение.
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области,
соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения
без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы
(приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №761н «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых»)
Наличие дополнительного профессионального образования по профилю педагогической
деятельности (курсы повышения квалификации) не реже чем 1 раз в 3 года.
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации данной программы необходимо иметь:
- Компьютер – 1 шт.
- Столы для учащихся;
- Стулья;
- Стол – тумба;
- Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, материалов;
- Оборудование к игровым занятиям.
- Мультимедийный проектор.
- Лупы, микроскопы.

9

Формы аттестации/контроля.
Входной контроль. В начале обучения по программе проводится анкетирование
обучающихся. Текущий контроль.
Осуществляется
после
изучения
основных
разделов программы и проводится в виде теста и устного опроса. Промежуточная аттестация
проводится как оценка результатов обучения за полугодие в виде отчетов по практическим
работам.
Итоговый контроль. По окончании обучения проводится в виде защиты
исследовательской или проектной работы. Умения и навыки учащихся могут быть отслежены в
системе практической деятельности учащихся по результатам выполнения исследовательских и
проектных работ, отчётов по результатам практических работ. Выполнение намеченных
образовательных результатов фиксируется по полноте и правильности выполнения заданий в
представленных работах, выходу на более высокий уровень социальной активности и
познавательной самостоятельности при их выполнении, по становлению экологической
культуры обучающихся.
В ходе работы используются следующие методы, приемы, средства и формы организации
и контроля:
№

Формы
организации

1.

Беседа

2

Лаборат
орная
(практич
еская
работа)

3

Проект

4

Исследование

Методы и приемы
- эвристический метод;
-метод устного изложения,
позволяющий в доступной форме
донести до обучающихся сложный
материал
- репродуктивный;
- частично-поисковый

Возможный
дидактический
материал
Презентация,
плакат, карточки,
видео

Видео,
презентация,
плакаты,
карточки с
описанием хода
работы, схемы
сборки
- исследовательский метод;
Презентация,
- частично-поисковый
(в видео, памятка
зависимости от уровня подготовки работы над
детей)
проектом

-исследовательский метод

Презентация,
видео, описание
хода
исследования

Формы
контроля
Фронтальный
и
индивидуальн
ый устный
опрос
Практическая
работа

Защита
проекта,
участие в
научной
выставке

Конференция

10

Критерии оценки отчетов по практическим работам:
1.
Формулировка цели и задач практической работы (0-1 балл)
2.
Описание методики исследования. (0-1 балл)
3.
Наличие анализа данных, полученных в ходе практической работы. (0-1 балл)
4. Выводы и их обоснование. (0-1 балл)
5.
Качество оформления отчета. (0-1 балл)
ИТОГО: 5 баллов
Критерии оценки экологического проекта и исследовательской работы:
1.
Обоснование актуальности – 1 балл
2.
Постановка цели и задач– 1 балл
3.
Глубина проработанности– 1 балл
4. Практическая значимость– 1 балл
5. Обоснованность выводов– 1 балл
6.
Качество оформления– 1 балл
7.
Структура доклада при защите проекта или исследовательской работы – 1 балл
8.
Убедительность рассуждений– 1 балл
9.
Ответы на вопросы– 1 балл
10.
Использование наглядных материалов– 1 балл ИТОГО – 10 баллов
Уровни оценивания: От 12 до 15 баллов – высокий уровень освоения
программы От 8 до 12 баллов – средний уровень освоения программы
До 8 баллов – низкий уровень освоения программ
Информационная карта освоения учащимися модуля.
Информационная карта

№
1
2
3
4
5

Параметры
результативности
освоения материала

Теоретические знания
Практические умения и
навыки
Самостоятельность
в
познавательной
деятельности
Потребность
в
самообразовании
и
саморазвитии
Применение знаний и
умений в социальнозначимой деятельности
Общая сумма баллов
Название модуля,

Оценка результативности освоения раздела
5-8 балл
8-12 балла
12-15
балла
(низкий
(средний
(высокий
уровень)
уровень)
уровень)

Ф.И.О. учащегося

Информационная карта освоения раздела заполняется на основе результатов
педагогического наблюдения, бесед, выполнения учащимися заданий на занятиях.
Применение данной методики в долгосрочном периоде позволяет определить динамику
личностного развития каждого подростка.
11

Оценочные материалы: тесты, маршрутные листы для проведения практических работ,
технологические карты, анкеты, листы наблюдения для экспериментов. Виды учебной
деятельности
Все виды учебной и практической деятельности в программе направлены на освоение
различных комбинаций технологий работы с информацией, компьютером, лабораторным
оборудованием, программным обеспечением, сопутствующей документацией и методическими
материалами:
- решение поставленных задач;
- просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов;
- объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений;
- анализ проблемных учебных ситуаций;
- построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных;
- проведение исследовательского эксперимента;
- поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;
- выполнение лабораторных, исследовательских и практических работ;
- подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников
информации.
Построение учебного занятия осуществляется с учетом создания и поддержания высокого
уровня познавательного интереса и активности обучающихся, целесообразного расходования
времени занятия; применения разнообразных педагогических средств обучения; личностноориентированного взаимодействия педагога с ребенком; практической значимости полученных
знаний и умений.
Для обучающихся по данной программе используется: лабораторное оборудование и
инструментарий, демонстрационный материал (презентации), электронные образовательные
ресурсы, а также раздаточный материал, наглядные пособия.
Методическое и дидактическое обеспечение
 методы обучения:
словесный,
наглядный,
практический;
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный; частично-поисковый, исследовательский; проблемный, игровой,
дискуссионный, проектный и др.; активные и интерактивные методы обучения;
социоигровые методы;
 методы воспитания:
убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация;
 педагогические технологии:
здоровьесберегающие технологии; индивидуального обучения, группового обучения,
коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, разноуровнего обучения,
проблемного обучения, ТРИЗ, игровой деятельности, коллективной творческой
деятельности, технология критического мышления.
 формы организации учебного занятия:
беседа, встреча с интересными людьми, диспут, защита проектов, игра, конференция,
круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм»,
наблюдение, олимпиада, открытое занятие, практическое занятие, презентация, семинар,
тренинг, турнир, экскурсия, экспедиция, эксперимент.

12

Список литературы для педагога.

1. Бауэр Э.С. Теоретическая биология / Э.С. Бауэр; Сост. и прим. Ю.П. Голикова; Вступ.
ст. М.Э. Бауэр. — СПБ.: Росток, 2017. — 352 c.
2. Жегунов Г.Ф., Леонтьев Д.В., Щербак Е.В. Биология клетки. Физико- химические,
структурно-функциональные и информационные основы. — М.: Ленанд, 2018. — 544 c.
3. Захваткин Ю. А. Биология насекомых. — М.: Либроком, 2021. — 392 c. 4.Камышева
К.С. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие / К.С. Камышева.
— Рн/Д: Феникс, 2018. — 281 c.
5. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной
деятельности / Е.И. Тупикин. — М.: Academia, 2017. — 16 c.
6. Шустанова Т. А. Биология в схемах, таблицах и рисунках. Учебное пособие. — М.:
Феникс, 2020. — 142 c.
Список литературы для обучающихся:
1. Бухар М.И. Популярно о биологии. – М.: Альпина нон-фикшн, 2012. – 214с.
2. Жданов В. М. Занимательная биология. - М.: Медиа, 2017. – 194 с. 3.Кривинский
А.С., Смородинцев А.А. Мир микробов. – М.: Медиа, 2018. –162 с.
4.Многообразие живой природы. Животные /сост. В.И. Сивоглазов. – М.:Дрофа, 2018. –
528 с.
4.Многообразие живой природы. Растения /сост. В.И. Сивоглазов. -2-е изд., стереотип.
– М.: Дрофа, 2008. – 316 с.
Интернет-ресурсы.
1.
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm - биологическое разнообразие России
2.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF). Genetiku.ru:
Библиотека о генетике.
3.
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы
России
4.
PaleontologyLib.ru : Палеонтология.
5.
AnFiz.ru: Анатомия и физиология человека.

13

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ
АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

Рабочая программа на 2025-2026 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе
«Практическая биология»

Уровень программы: стартовый
Адресат: 14-16 лет
Год обучения: 1 год
Автор: Кармова Арина Хусеновна,
педагог дополнительного образования

г.п. Залукокоаже,
2025 год
14

Цель программы: формирование информационных и коммуникационных компетенций
учащихся в области биологии, экологии и топографии.
Задачи
Личностные:
- выработать понимание о необходимости бережного и уважительного отношения к
своему родному краю.
- развить умение работать в группе, участвовать в групповых дискуссиях.
Метапредметные:
- стимулировать стремление обучающихся к самостоятельной деятельности;
- развить наблюдательность, умение строить предположения на основе полученных
знаний;
- развить умение анализировать полученные результаты, выделять главное;
- развить умение организовывать свой труд, научить пользоваться различными
источниками для получения дополнительной информации, оценивать полученную информацию;
- сформировать положительную мотивацию и интерес к проектной деятельности.
- обучить приемам конструктивного общения и поведения в социуме;
Предметные:
-обучить различным методам проведения биологических исследований;
-сформировать навыки планирования проектной деятельности;
-сформировать навыки работы с библиотечным фондом;
-расширить знания детей в образовательных областях биологии,
топографии и экологии.

геологии,

Планируемые результаты

Личностные
- выработать понимание о необходимости бережного и уважительного отношения к
своему родному краю.
- развить умение работать в группе, участвовать в групповых дискуссиях.
Метапредметные:
- стимулировать стремление обучающихся к самостоятельной деятельности;
- развить наблюдательность, умение строить предположения на основе полученных
знаний;
- развить умение анализировать полученные результаты, выделять главное;
- развить умение организовывать свой труд, научить пользоваться различными
источниками для получения дополнительной информации, оценивать полученную информацию;
- сформировать положительную мотивацию и интерес к проектной деятельности.
- обучить приемам конструктивного общения и поведения в социуме;
Предметные:
- обучить различным методам проведения биологических исследований;
- сформировать навыки планирования проектной деятельности;
- сформировать навыки работы с библиотечным фондом;
- расширить знания детей в образовательных областях биологии, геологии,
топографии и экологии.

15

Календарный план
№ Дата занятия
По
факту
1

2

По
план
у

Наименование
раздела

Количес
тво
часов

Содержание деятельности
Теоретическая часть
Практическая часть

Форма аттестации

Раздел 1.
Входная
диагностика.

2

Теория - инструктаж по охране
труда и технике безопасности.
Биологические дисциплины.
Определение биосферы,
границы биосферы, особенности
антропогенного влияния на развитие
биосферы. Современное её
состояние. Взаимное влияние
организмов, создание и изменение
среды обитания. Определение и
классификация среда обитания.
Особенности приспособления
организмов к среде обитания.

Анкетирование,
анализ.

Раздел 2

2

Основные
принципы
современной
систематики
растений.
Признаки
отдельных
систематических группировок.

Тестирование,
опрос.

1+1

Определение
таксонов низших
и высших растений

Иерархическая
лестница
растительного
мира
(4 часа)

Тестирование по теме занятия

Практическая работа

16

3

Раздел3

Биопрактикум
(12 часов)

2

Наука цитология, как раздел
биологии.
История
возникновения,
основные
методы научного познания.

Опрос

2

«Строение клеток растений,
грибов и животных».

Опрос

2
2
2
4

Раздел 4

Лаборатория
Роберта Гука
(14 часов)

2
2

2

2

2

2

Жизненные формы живых
организмов. Разнообразие
бактерий.
Клубеньковые бактерии и их
значение для плодородия
почвы. Лишайники – пример
симбиотических организмов

«Строение клеток растений, грибов и
животных»..
Приготовление и рассматривание
растительных препаратов.
«Отличия клеток растений от клеток
других организмов»
Строение клетки

Практическая работа
Лабораторная работа
Лабораторная работа
Тестовые задания
Тест

Лабораторная работа

Лабораторная работа «Типы внешнего Лабораторная работа
строения организмов как
приспособление к экологическим
условиям обитания».
Практическая работа
Лабораторная работа
«Выращивание бактерии сенной
палочки». Исследовательский проект
«Изучение микрофлоры денежных
знаков».
Лабораторная работа
Лабораторная работа
«Плесневые грибы». Приготовление

17

2
2
5

Раздел 5
Почвоведение
(14 часов)

2
2
2
2

Внутреннее строение
Земли. Геологические
процессы.
Процесс образования почв,
выветривание, эрозия почв
Охрана почв. Описание почв
КБР.

2
2
2
6

Раздел
6 2
Основы
топографии
(10 часов)
2

2

Определение
топографической карты.
Основные свойства
топографической карты.
Содержание
топографической карты.
Устройство компаса, работа
с компасом

микропрепарата дрожжевых грибов.
Значение бактерий и грибов в природе и Лабораторная работа
жизни человека. Лишайники – пример
симбиотических организмов.
Практическая работа «Определение
Лабораторная работа
чистоты воздуха при помощи
лишайников»
тест
лекция с применением
обратной связи
тест
Общая характеристика типов почв КБР:
горной, предгорной и равнинной части
республики
Практическая работа: «Определение
почвенной зоны»
Лабораторная работа «Проведение
почвенной вытяжки ( солевой и водной)
Лабораторная работа «Описание
почвенного разреза»

тест
Практическая работа,
наблюдение
Практическая работа,
наблюдение
Практическая работа,
наблюдение
Практическая работа,
наблюдение. Тест.

Тестирование

Практическая работа «Распознавание
условных топографических знаков на
карте»

Практическая работа,
наблюдение.
18

7

Раздел 7
Полевая
практика
(10 часов)

2

Решение задач на определение азимута

2

Решение задач на определение азимута

2

Практические работы: «Глазомерная
съемка». «Маршрутная съемка». «

Практическая работа,
наблюдение.
Практическая работа,
наблюдение.
Практическая работа,
наблюдение.

2

«Глазомерная съемка предложенного
участка местности».

Практическая работа,
наблюдение.

«Маршрутная съемка предложенного
участка пути».
«Обработка составленных планов
местности».
Работа с определителем по
определению насекомых и растений.
Решение топографических тестовых
задач, решение карточек с заданиями по
топографии, систематики и
почвоведения

Практическая работа,
наблюдение.
Практическая работа,
наблюдение.
Практическая работа,
наблюдение.

Подготовка к слёту юных экологов.

Практическая работа

Подготовка к слёту юных экологов.

Подведение
итогов.Конференция

2
2
2

8

Раздел 8
Конкурсы и
конференции
(6 часов).

2

Экологические конкурсы в
интернет
пространстве.
Работа с электронными
сайтами,
размещение
информации о деятельности
объединения.
Создание
папки по экологической
безопасности.

2
2
Итого:

72

25

47

Опрос

19

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

Рабочая программа воспитания
обучающихся на 2025-2026 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе
«Практическая биология»
Уровень программы: стартовый
Адресат: 14-16 лет
Год обучения: 1 год
Автор: Кармова Арина Хусеновна,
педагог дополнительного образования

г.п. Залукокоаже,
2025 год
20

Характеристика объединения «Практическая биология»
Деятельность объединения «Практическая биология» имеет естественнонаучную
направленность.
Количество обучающихся объединения «Практическая биология» составляет
человек. Из них мальчиков –
,
девочек –
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 14 до 16 лет.
Формы работы: индивидуальные и групповые.
Направления работы
 Гражданско-патриотическое воспитание.
 Духовно-нравственное воспитание.
 Работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизма
 Нравственно-эстетическое воспитание.
 Воспитание культуры здорового образа жизни.
 Трудовое и профессиональное воспитание.
 Экологическое воспитание.
Цель воспитания: Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных,
творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе
принципов самоуправления.
Задачи воспитания:
- формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
- организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного
образования;
- приобщение детей к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и
традициям образовательного учреждения;
- формирование личностных качеств, необходимых для жизни;
- воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания;
-развитие воспитательного потенциала семьи;
- создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить
самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
- достижение оптимального уровня воспитанности учащихся;
- выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика.
Планируемый результат воспитания
- у учащихся будут сформированы мировоззрения и система базовых ценностей личности;
- будет
организована
инновационная
работа
в
области
воспитания
и
дополнительного образования;
- учащиеся будут приобщены к общечеловеческим нормам морали, национальным
устоям и традициям образовательного учреждения;
- у учащихся будут сформированы личностные качества, необходимые для жизни;
- у учащихся воспитаны внутренние потребности личности в здоровом образе
жизни, ответственное отношение к природной и социокультурной среде обитания;
-у учащихся развит воспитательный потенциал семьи;
- будет создана «ситуация успеха» для каждого учащихся, чтобы научить
самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
- будет достигнут оптимальный уровень воспитанности учащихся;
- будут выявлены и раскрыты природные способности каждого ученика.

21

Работа с коллективом обучающихся.
 формирование практических умений по организации органов самоуправления, этике и
психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
 обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формирование ответственности за себя и других;
 развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе
участия в совместной общественно – полезной деятельности;
 содействие формированию активной гражданской позиции;
 воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему краю.
Работа с родителями учащихся объединения «Практическая биология»
Система работы с семьями учащихся предполагает следующие виды деятельности:
 Помощь в получении знаний.
 Оценка результатов совместной деятельности.
 Консультации
 Родительские собрания.
 Выставки работ.
 Презентации.
 Участие в походах.
 Организация и проведение совместных акций, экскурсий и праздников.
Тематика родительских собраний:

Как научить ребёнка любить родной край.

Почему нам надо посещать памятные места и памятники родного края.

Роль семьи в формировании бережного отношения к природе родного края.

Родословное древо семьи.
Как помочь ребёнку стать исследователем истории родного края.

22

Календарный план воспитательной работы
№

Направление
воспитательной
работы

Наименование
мероприятия

1.

Гражданскопатриотическое

День
государственности
КБР

2.

3.

2.Работа по
профилактике
терроризма,
экстремизма и
этносепаратизма

Ответственный
Срок
выполнения
сентябрь

Кармова А.Х.

1. День

солидарности в
борьбе с
терроризмом

1. Духовно-

1. Акция ко Дню

2.Экологическо
е

2. Всемирный день

октябрь

Кармова А.Х.

Планируемый
результат
Сформировать у
учащихся такие
качества, как долг,
ответственность,
честь, достоинство,
личность.

животных

Формирование
ценностного
отношения к
пожилым людям,
здоровью и
здоровому образу
жизни. Воспитание
ценностного
отношения к
животным.

1.Нравственноэстетическое

1. Всемирный день

2.
2.Экологи
ческое

2. День домашних

Стимулировать
интерес у учащихся
к исследовательской
деятельности,
научной работе
Формирование
ценностного
отношения к семье,
здоровью и
здоровому образу
жизни.

нравственное

3.Духовнонравственное

4. 1. Воспитание
культуры
здорового образа
жизни.

пожилого
человека

приветствий

ноябрь

Кармова А.Х.

животных

3. Акция «С

праздником вас,
мамы!» День
матери
1. «Всемирный
день борьбы
против СПИДА»

2. Операция
2.Экологическое «Кормушка»

декабрь

Кармова А.Х.

Уважения к
правам, свободам и
обязанностям
человека.

Воспитание
нравственных
чувств, убеждений и
этического сознания.

23

5.

1. Экологическое

1. «День
заповедников и
национальных
парков»

2. Гражданско-

2.Международный
день памяти жертв
Холокоста
1. День защитника
Отечества
Всероссийский
тематический урок,
посвященный 350летию Петра 1
«То академик, то
герой, то
мореплаватель, то
плотник»
2. Всемирный
день борьбы
против рака

патриотическое
6.

1. Гражданско-

7.

2.Воспитание
культуры
здорового образа
жизни.
1. Экологическое 2.Участие в
конкурсе
«Природа и
традиционная
культура»

патриотическое

2. Работа по

2.Международный
день борьбы с
наркоманией и
наркобизнесом

1. Экологическое

1.Всемирный день
Земли

2. Воспитание
культуры
здорового образа
жизни.

2. Всемирный день

1. Гражданско-

1. Всемирный день

2. Нравственно-

2. Акция

профилактике
терроризма,
экстремизма и
этносепаратизма
8.

январь

Кармова А.Х.

Формировать
правильное
отношение к
окружающей
среде. Воспитание
нравственных чувств

февраль

Кармова А.Х.

Воспитание
гражданственности,
патриотизма,
социальной
ответственности и
компетентности,
уважения к правам,
свободам и
обязанностям
человека.

март

Кармова А.Х.

Изучение учащимися
природы и истории
родного края.

апрель

Кармова А.Х.

здоровья.

3. Фестиваль «Мы

Популяризация
занятий физической
культурой и спортом

- выбираем жизнь!"
4. Акция по
3. Трудовое и
профессионально озеленению
пришкольного
е воспитание.
участка с.п.
3.
Каменномостское
9.

патриотическое
эстетическое

без табака.

«Георгиевская

Формировать
правильное
отношение к
окружающей
среде. Воспитание
гражданственности,
патриотизма,
социальной
ответственности
Формировать у
учащихся культуру
сохранения и
совершенствования
собственного
здоровья.

май

Кармова А.Х.

Воспитывать любовь
и уважение к
традициям
Отечества.
Пропаганда

24

ленточка»

10.

1.Гражданскопатриотическое
2 Трудовое и
профессиональное
воспитание.
.

1. Международный

день защиты детей
2. День здорового
питания
3. Экскурсия на
сельхоз.
предприятия района

здорового образа
жизни
июнь

Кармова А.Х.

Создание условий
для развития у
учащихся
творческих
способностей.
Пропаганда
здорового образа
жизни.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».