плетение лозы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Плетение лозы»

Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1год, 72 часа
Адресат программы: 8-14 лет
Форма обучения: очная
Автор: Татарканова Мадина Мухамедовна педагог дополнительного образования

г.п. Залукокоаже
2025

l. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность программы:художественная
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Нормативную правовую основу настоящей дополнительной общеразвивающей программы
составляют следующие документы:

 Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями).
 Национальный проект «Образование».
 Конвенция ООН о правах ребенка.
 Приоритетный проект от 30.11.2016г. №11 «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019г. №170 «Об
утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в
возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием».
 Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года».
 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей» (с
изменениями и дополнениями).
 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023г. №АБ-3935/06 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию механизмов
обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей,
направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей,
связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых
для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего
образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного
развития страны».
 Протокол заочного заседания Рабочей группы по дополнительному образованию детей
Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного
образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха от 22.03.2023г. №Д06-23/06пр.
 Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
 Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
2

 Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. №761н «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
 Приказ Министерства просвещения РФ от 04.04.2025г. №269 «О продолжительности рабочего
времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального
образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным
программам профессионального обучения, и о Порядке определения учебной нагрузки указанных
педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и случаях
установления верхнего предела указанной учебной нагрузки».
 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
 Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
 Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»).
 Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2023г. №1105-р «Об утверждении Концепции
информационной безопасности детей в Российской Федерации».
 Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
 Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015г. №АП-512/02 «О направлении методических
рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке качества
образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную
деятельность»).
 Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017г. №ВК-1232/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей»).
 Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил размещения
на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и обновления информации об образовательной организации».
 Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.08.2023г. №1493
«Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации».
 Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об образовании» (с
изменениями и дополнениями).

3

 Приказ Минобрнауки КБР от 15.08.2025г.
№22/749 «Об утверждении Региональных
требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
 Постановление Правительства КБР от 22.04.2020г. №85-ПП «О межведомственном совете по
внедрению и реализации в Кабардино-Балкарской Республике целевой модели развития региональной
системы дополнительного образования детей».
 Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении Концепции
внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
 Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской
Республике».
 Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные),
«Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных
общеразвивающих программ»).
 Постановление от 07.09.2023г. №748 «Об утверждении Положения о персонифицированном
дополнительном образовании детей в Зольском муниципальном районе


Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района;

Актуальность программы Программа «Плетение лозы», являясь прикладной, носит практикоориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и
техникой плетения. Программа познакомит обучащихся с историей лозоплетения и основами
плетения. Украшения и отделка из бумажной лозы не только достойно украсят любой
интерьер, но и позволят использовать изделия в быту и иметь возможность делать своим
родным знакомым, оригинальные подарки.
Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно
меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в
современном мире, профессиональному самоопределению.
Новизна программы состоит в том, что данная программа создает для обучающих
перспективу их творческого роста, личностного развития. Расширение и углубление
содержания по основам декоративно-прикладного искусства, а также широко и многосторонне
раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь
народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно
осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной
художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в
себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных,
художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой
индивидуальности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность
каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества,
выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
- опора на личностно-ориентированный подход в образовании и игровые технологии;
- концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития
каждого ребенка;

4

- личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих
технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья
воспитанника;
- учёт особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а
также особенностей местной региональной культуры.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она пробуждает интерес
к декоративно-прикладному искусству и к истории родного края, способствует овладению
теоретическим знаниям и практическим навыкам работы с различными материалами в
различных техниках рукоделия и направлена на воспитание художественно-эстетического
вкуса, развивает творческую активную деятельность, содействует формированию
всестороннего развития личности. Для реализации программы используются различные формы
и методы обучения: это рассказ, беседа, практические упражнения. В обучении используются
разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождается
учебной демонстрацией, а целью практических упражнений является применение
теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют
трудовому, эстетическому воспитанию, творческой активности, развивает художественный
вкус и формирует интерес к декоративно- прикладному творчеству. Занятия декоративноприкладным искусством позволяют более активно использовать возможность создавать своими
руками уникальные произведения, которые подчеркнут индивидуальность и помогут с пользой
реализовать свой творческий потенциал.В рамках данной программы реализуются
следующие педагогические идеи:
- формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония
культуры знания, чувств и творческого действия, обогащение внутренней культуры
(духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, и одежде
Адресат: программа рассчитана на разновозрастной состав. В объединении могут заниматься
дети с 8 до 14 лет, желающие научиться декоративно-прикладному мастерству. Программа
составлена с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Срок реализации: 1 год, 72ч.
Режим занятий: 2 часа в неделю (1 раз по 2 часа).
Наполняемость группы: 13-15 человек.
Форма обучения: очная
Организационная форма деятельности обучающихся: занятия кружка состоят из
теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии декоративно-прикладного
искусства, цикл познавательных бесед о творчестве, мастеров рукоделия, беседы о красоте
вокруг нас, профессиональной ориентации воспитанников.
Практическая часть работы направлена на получение навыков декоративно-прикладного
мастерства
Цель программы: нравственно-эстетическое воспитание детей в процессе обучения основам
плетения лозы из газетных трубочек, создание условий для развития личности, способной к
художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое
воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы:
Личностные задачи:
- создать условия для самореализации в самостоятельной творческой деятельности;
- активизировать познавательный интерес;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

5

- воспитывать в ребенке готовность к творчеству.
- дать возможность полноценно реализовать свои способности и самовыразится в своих
творческих работах;
- формировать эстетический вкус.
Предметные задачи:
- познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного
творчества;
- формировать положительную мотивацию к декоративно-прикладному искусству;
- раскрыть истоки народного творчества;
- развить воображение;
- способствовать овладению навыков ручного труда;
- развить мелкую моторику рук;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над изделием;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощь
эскиза, объемных форм;
- формировать и закреплять интерес к декоративно-прикладному искусству, используя
различные виды декоративно прикладного творчества.
познакомить с различными техниками декоративно- прикладного искусства;
- развить художественно- творческую активность;
-совершенствовать
полученные
умения
и
навыки
в
процессе
творческой
деятельности.
Метапредметные задачи:
- научить понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного
искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- научить понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- приобретение навыков учебно- исследовательской работы;
- научить работать в группе, учитывая мнение окружающих;
- научить обращаться за помощью и формулировать свои затруднения;
- научить осуществлять взаимный контроль;
- научить адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- научить включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность.

Учебный план
№

п/п
1.
2.

Тема
Вводное занятие.
Основы материаловедения.

кол-во часов
всего
В том
числе: Т
1
1
2
2

6

П
-

Формы
аттестации/контроля

беседа
творческие задания,
демонстрация
моделей, опрос,
готовое изделие

3.

Простые приёмы работы с газетой.
Скручивание газетных трубочек

6

2

4

презентации,
творческие задания

4.

Покраска, грунтовка .
Основы цветоведения

4

1

3

беседа,

5.

Основные приемы плетения
Короба с картонным дном

6

-

6

беседа,

6.

Плетение по кругу.
Изготовление подставок под
горячее, салфеток

10

1

9

демонстрация моделей,
готовое изделие

7.

Изготовление игрушек и сувениров .
Косое плетение.

10

1

9

беседа,

8.

Плетение карандашниц с круглым
дном

10

1

9

презентации,

Плетение корзин .

10

1

9

творческие задания

10.

Плетение изделий с готовым дном

10

1

9

демонстрация моделей

11.

Экскурсии на выставки, в музей

1

1

-

творческая работа

12.

Итоговое занятие. Выставка работ
учащихся.

2

2

-

творческая работа

Всего

72

14

58

9.

ТЕМА 1
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

7

Теория. Знакомство педагога с детьми. Рассказ о ЦДОД, объединение «плетение лозы». Цели и
задачи первого года обучения. Информация по организации работы творческого объединения,
рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Мероприятия по сплочению коллектива.
ТЕМА 2
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
Теория. Введение в курс. Сообщение педагога о различных видах декоративно-прикладного
искусства. Ознакомительная лекция по истории плетения. Рассказ о значении плетения в
современной жизни. Общие сведения о бумаге. Виды бумаги. Сведения о свойствах бумаги,
применяемой для плетения.
Практика. Составление коллекции бумаги с подписями под ними (вид и сырье, из которого она
изготовлена).
ТЕМА 3
Простые приёмы работы с газетой. Скручивание газетных трубочек.
Теория. Сведения о бумаге. Сведения о применяемых инструментах. Информация о подручных
средствах. Знакомство с покраской и грунтовкой различными материалами.
Практика. Изготовление газетных трубочек: складывание листа газеты, нарезка полос газеты,
скрутка трубочек. Разная величина трубочек в зависимости от номера спиц. Покраска трубочек
водной морилкой и др. Грунтовка трубочек перед работой.
ТЕМА 4
Покраска, грунтовка трубочек
ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
Теория Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность.
Теплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр.
Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Символическое значение цвета.
Покраска трубочек водной морилкой и др. Грунтовка трубочек перед работой.
Практика. Изображение колориметрического круга с обозначением основных, двойных
(составных) цветов. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний.
ТЕМА 5
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ПЛЕТЕНИЯ. КОРОБА С КАРТОННЫМ ДНОМ.
Теория.Общие сведения о плетении. Сведения об инструментах. Положение рук во время
работы. Основные приемы плетения: верёвочка одной трубочкой, двумя и тремя трубочками.
Практика. Изготовление картонного дна. Стойки, их количество.наращивание стоек. Отработка
приемов плетения: веревочка. Завершение изделия, простая загибка
ТЕМА 6
ПЛЕТЕНИЕ ПО КРУГУ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДСТАВОК ПОД ГОРЯЧЕЕ, САЛФЕТОК.
Теория. История возникновения подставок,салфеток. Плетение по принципу «плетение по
кругу» Зарисовка схемы для выполнения круга.
Практика. Плетение круга по схеме. Плетение и оформление подставок, салфеток.
ТЕМА 7
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШЕК И СУВЕНИРОВ. Косое плетение

8

Теория. История возникновения плетеной игрушки . Знакомство с косым плетением. Выбор
толщины трубочек и цвета для игрушек. Правила плетения игрушек. Зарисовка схем плетения
различных типов конечностей, деталей для оформления мордочки. Составление эскизов.
Последовательность выполнения игрушек.
Практика. Плетение образца, расчёт стоек. Плетение основы и деталей игрушки. Плетение по
словесному описанию. Сборка и оформление изделий.
ТЕМА 8
ПЛЕТЕНИЕ КАРАНДАШНИЦ С КРУГЛЫМ ДНОМ.
Теория. История сувенира и его назначение. Анализ моделей. Зарисовка схем выполнения
карандашниц. Подбор.толщины трубочек и цвета для изделия
Практика. Расчет стоек.Прибавление стоек. Плетение по словесному описанию. Сборка
карандашниц. Оформление готовыхкарандашниц.
ТЕМА 9
ПЛЕТЕНИЕ КОРЗИН
Теория.Толщина трубочек и цвет для плетения корзинки. Плотные и ажурные корзинки.
Различные формы дна: круглая, овальная, квадратная, прямоугольная. Анализ моделей.
Зарисовка схем для выполнения корзинки. Понятия «раппорт». Правила плетения корзинки.
Практика. Расчет стоек, кратного раппорту плетения. Плетение и оформление плотной и
ажурной корзинки.
ТЕМА 10
ПЛЕТЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ С ГОТОВЫМ ДНОМ
Теория. Толщина трубочек и цвет для плетения изделия. Плотные и ажурные изделия.
Различные формы дна: круглая, овальная, квадратная, прямоугольная. Анализ моделей.
Зарисовка схем для выполнения изделия. Понятия «раппорт». Правила плетения.изделия Узоры
«ситец», «гусиные лапки», ажур. Способы ВТО готовых изделий: грунтовка, покрытие лаком.
Практика. Расчет стоек, кратного раппорту плетения. Плетение и оформление плотного и
ажурного изделия.
ТЕМА 11
Экскурсия на выставки, в музей.
ТЕМА 12
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Организация выставки лучших работ обучающихся. Обсуждение результатов выставки,
подведение итогов, награждение

Планируемые результаты
Личностные:
- созданы условия для самореализации воспитанников в самостоятельной творческой
деятельности;
9

- активизирован познавательный интерес;
- воспитаны доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- развито умение употребить свои способности и самовыразится в своих творческих работах;
- сформирован эстетический вкус.
Предметные:
- ознакомлены с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного
творчества;
- сформирована положительная мотивация к декоративно-прикладному искусству;
- раскрыты истоки народного творчества;
- развито воображение;
- умение навыкам ручного труда;
- развита мелкая моторика рук;
- сформировано образное, пространственное мышление и умение выражать свою мысль с
помощь эскиза, объемных форм;
- сформирован и закреплен интерес к декоративно-прикладному искусству, используя
различные виды декоративно-прикладного творчества.
- ознакомленыс различными техниками декоративно- прикладного искусства;
- развита художественно- творческая активность;
-умение совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой
деятельности.
Метапредметные:
- понимать и разбирать учебные задачи, сформулированные педагогом;
- понимание и умение применять полученную информацию при выполнении заданий;
- приобретут навыки учебно- исследовательской работы;
- уметь работать в группе, учитывая мнение окружающих;
- уметь обращаться за помощью и формулировать свои затруднения;
- уметь осуществлять взаимный контроль;
- уметь включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность.
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения

Дата начала Дата
учебного
окончания
года
учебного
года
Первый
год 01.09.
31.05.
обучения(стартовый)

Количество Количество
учебных
учебных
недель
часов в год

Режим
занятий

36

2 часа
неделю
раз по
часа).

72

в
(1
2

Условия реализации программы
Программа реализуется на базе МКОУ «СОШ» № 1 с.п. Малка Кабинет, соответствуюет
требованиям СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования

10

детей» (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, мебель,
соответствующая возрастным особенностям детей);

Кадровое обеспечение
Педагоги, организующие образовательный процесс по дополнительной общеразвивающей
программе «Плетение лозы» должны иметь среднее профессиональное или высшее
образование. Требования к квалификации и стажу работы не предъявляются.
Материально-техническое обеспечение
Перечень материалов, необходимых для реализации программы:
бумага (белая и цветная), бумага различных видов (гофрированная и т.д.), бумажные салфетки,
картон, вискозные салфетки, атласные ленты, пуговки, бисер, бусинки, стеклярус (разных
размеров), пайетки, природный материал, проволока, вата, синтепон, краски, карандаши,
дополнительный материал.
Инструменты и приспособления, необходимых для работы: ножницы, спицы, иглы, булавки
портновские, линейка, сантиметровая лента, простые карандаши, мел, деревянные палочки,
кусачки, шило.
Учебно-методическое и дидактическое обеспечение
Пути и методы изучения дополнительной общеразвивающей программы «Плетение лозы»
разнообразны. Комплекс используемых педагогом и учащимися приёмов и методов зависит,
естественно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой
работы.
Методы работы по видам деятельности:
- объяснительно-иллюстративный - применяется устное слово, а также наблюдаемые предметы,
явления, наглядные пособия, направлен на получение новых знаний;
- репродуктивный - применяется на практической части занятия - педагог показывает,
обучающийся старается повторить, направлен на развитие практических навыков;
- методпроблемногоизложенияприменяетсяпривыполнениимини-творческих проектов;
По источникам информации:
- словесный - объяснение, инструкция, беседа;
- демонстрационный – применяются рисунки, простые схемы, рисунки, иллюстрации,
демонстрация дидактических и наглядных пособий, фотографии с описанием выполнения
работы того или иного вида прикладного творчества, образцы сувениров;
- практический - основан на практической деятельности учащихся, формирует практические
умения и навыки.
Техническое оснащение занятий, дидактический материал:
- инструкционные карты и схемы технологических приемов лепки;
- образцы изделий;
- альбом фоторабот;
- шаблоны;
- репродукции;
- карточки;
- открытки;
- книжные иллюстрации;
11

- диски с музыкой;
- наглядное пособие - «Фотографии работ»
- схемы, иллюстрации книг, фотографии и др.
Интернет ресурсы:
- http://stranamasterov.ru
- www.dop-obrazowanie.narod.ru
Методические разработки:
- игровые методики;
- методики педагогической диагностики детского коллектива.
Компьютерные презентации:
- презентация «Творческие работы».
Формы аттестации/контроля
Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной
общеразвивающей программе «Плетение лозы» применяются разные виды контроля:
Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по
следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и
работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности.
Итоговый контроль – проводится в конце учебного года (май) в виде итоговой выставки.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами
контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего
контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей
каждого ребенка, является выставка.
Оценочные материалы представлены в виде:
иллюстративный и демонстрационный материал:
- карточки с упражнениями
- вспомогательные таблицы;
- схемы плетения.;
Формы контроля для проверки освоения программы:творческие задания, кроссворды,
викторины, конкурс, зачет, демонстрация моделей, опрос, готовое изделие, выставка и др.
Критерии оценки теоретической и практической подготовки обучающегося
Формой отчётности по педагогической диагностике является диагностическая карта. На
протяжении процесса обучения отслеживается эффективность работы обучающихся по
результатам выполнения практических заданий по каждой теме, способность детей
самостоятельно выполнить практические задания. Работы воспитанников оцениваются
педагогом по соответственно поставленной задаче, технической и эстетической стороне
выполнения
Показателем результативности освоения программы выступает динамика продвижения ребенка
в личностном развитии, овладении ЗУН и творческом самовыражении, которые фиксируются
педагогом:
- взаимоконтроль, самоконтроль;
- наблюдение;
- тестирование;
- выставка творческих работ.
Мониторинг образовательных результатов
Для изучения результативности реализации программы предлагается систематическое
отслеживание результатов деятельности ребенка.
12







Показатели критериев определяются тремя уровнями:
высокий (В) - 3 балла;
средний (С) - 2 балла;
низкий (Н) - 1 балл.
1. Сформированность умений и навыков
Высокий (3 балла): владеет техническими умениями и навыками, умеет правильно
использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
Средний (2 балла): выполняет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно
использовать инструменты.
Низкий (1 балл): слабо сформированы технические умения, при использовании инструментов
испытывает затруднения.
2. Глубина и широта знаний по содержанию программы
Высокий (3 балла): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет
определенными понятиями (название, определения…), свободно использует технические
обороты, пользуется дополнительным материалом.
Средний (2 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными
терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий (1 балл): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.
3. Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности
Высокий (3 балла): проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной
творческой активности.
Средний (2 балла): проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет
активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
Низкий (1 балл): присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким
инструкциям, указаниям педагога.
4. Разнообразие творческих достижений
Высокий (3 балла): регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района,
города.
Средний (2 балла): участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
Низкий (1 балл): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.
5. Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики.
Высокий (3 балла): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие
мелкой моторики рук; обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на
поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
Средний (2 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита
мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; знает ответы на
вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
Низкий (1 балл): не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита
слаба, воображение репродуктивное.

13

Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.:
«Просвещение», 1985.
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения//
Педагогика. 1997. №7.
3. Егорова И. В. Плетение из газет ,-М.; ИП Крылова О. А., 2014
4. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 1993.
5. Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-на-Дону, 1997.
6. Технология: Учебник для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы (вариант
для девочек). Под ред. Симоненко В.Д.- М.,2000.
7. Технология: Учебник для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. Под ред.
Симоненко В.Д.- М.,1999.
Список сайтов используемых при работе:
1. «Страна мастеров» - сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых;
2. Сайт «Умелые ручки»

14

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

ПРИНЯТА
на заседании педагогического совета
МКУ ДО «РЦДО»
Протокол от «25» июня 2025 г. №4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Плетение лозы»

Уровень программы: стартовый
Срок реализации: 1год, 72 часа
Адресат программы: 8-14 лет
Форма обучения: очная
Автор: Татарканова Мадина Мухамедовна педагог дополнительного образования

15

г.п.Залукокоаже
2025г.
Цель программы: нравственно-эстетическое воспитание детей в процессе обучения основам
плетения лозы из газетных трубочек,создание условий для развития личности, способной к
художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое
воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы:
Личностные задачи:
- создать условия для самореализации в самостоятельной творческой деятельности;
- активизировать познавательный интерес;
- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- воспитывать в ребенке готовность к творчеству.
- дать возможность полноценно реализовать свои способности и самовыразится в своих
творческих работах;
- формировать эстетический вкус.
Предметные задачи:
- познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного
творчества;
- формировать положительную мотивацию к декоративно-прикладному искусству;
- раскрыть истоки народного творчества;
- развить воображение;
- способствовать овладению навыков ручного труда;
- развить мелкую моторику рук;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над изделием;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощь
эскиза, объемных форм;
- формировать и закреплять интерес к декоративно-прикладному искусству, используя
различные виды декоративно прикладного творчества.
познакомить с различными техниками декоративно- прикладного искусства;
- развить художественно- творческую активность;
-совершенствовать
полученные
умения
и
навыки
в
процессе
творческой
деятельности.
Метапредметные задачи:
- научить понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного
искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- научить понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- приобретение навыков учебно- исследовательской работы;
- научить работать в группе, учитывая мнение окружающих;
- научить обращаться за помощью и формулировать свои затруднения;
- научить осуществлять взаимный контроль;
- научить адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- научить включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность.

16

Планируемые результаты
Личностные:
- созданы условия для самореализации воспитанников в самостоятельной творческой
деятельности;
- активизирован познавательный интерес;
- воспитаны доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- развито умение употребить свои способности и самовыразится в своих творческих работах;
- сформирован эстетический вкус.
Предметные:
- ознакомлены с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного
творчества;
- сформирована положительная мотивация к декоративно-прикладному искусству;
- раскрыты истоки народного творчества;
- развито воображение;
- умение навыкам ручного труда;
- развита мелкая моторика рук;
- сформировано образное, пространственное мышление и умение выражать свою мысль с
помощь эскиза, объемных форм;
- сформирован и закреплен интерес к декоративно-прикладному искусству, используя
различные виды декоративно-прикладного творчества.
- ознакомленыс различными техниками декоративно- прикладного искусства;
- развита художественно- творческая активность;
-умение совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой
деятельности.
Метапредметные:
- понимать и разбирать учебные задачи, сформулированные педагогом;
- понимание и умение применять полученную информацию при выполнении заданий;
- приобретут навыки учебно- исследовательской работы;
- уметь работать в группе, учитывая мнение окружающих;
- уметь обращаться за помощью и формулировать свои затруднения;
- уметь осуществлять взаимный контроль;
- уметь включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность.

17

18

Календарно-тематическое планиро0вание
Дата занятия
№ п/п
1

по
плану

по
факту

Названия раздела, темы
Вводное занятие.
Т.Б. н
а занятиях

Кол-во
часов

Содержание деятельности
Практика

Всего Теория
1

Знакомство педагога с детьми.
Рассказ о ЦДОД, объединение
«Бумажная лоза». Цели и задачи
первого года обучения.
Информация по организации
работы творческого
объединения, рабочего места.
Инструктаж по технике
безопасности. Мероприятия по
сплочению коллектива.

19

Формы
аттестации
беседа

2

Основы
материаловедения.

3

Простые приёмы
работы с газетой.
Скручивание газетных
трубочек

3.1

Простые приёмы работы
с газетой.

3.2

Скручивание газетных
трубочек

2

Введение в курс. Сообщение
педагога о различных видах
декоративно-прикладного
искусства. Ознакомительная
лекция по истории плетения.
Рассказ о значении плетения в
современной жизни. Общие
сведения о бумаге. Виды бумаги.
Сведения о свойствах бумаги,
применяемой для плетения.

6

2

2

творческие
задания,
демонстрация
моделей, опрос,
готовое
изделие

4

Сведения о бумаге. Сведения о
применяемых инструментах.
Информация о подручных
средствах. Знакомство с
покраской и грунтовкой
различными материалами.

4

беседа,
презентации,
творческие
задания

Изготовление газетных
трубочек: складывание листа
газеты, нарезка полос
газеты, скрутка трубочек

20

демонстрация
моделей,
готовое
изделие

4

Покраска, грунтовка
трубочек
Основы цветоведения.

4

1

4.1.

Основы цветоведения

1

4.2

Покраска, грунтовка
трубочек

3

Понятие о цвете. Свойства
цвета: тон (светосила), цветовой
оттенок, насыщенность. Теплые
и
холодные
цвета,
ахроматические
и
хроматические.
Цветовой
спектр.
Колориметрический
круг.
Основные
и
дополнительные
цвета.
Символическое значение цвета.
Покраска
трубочек
водной
морилкой и др. Грунтовка
трубочек перед работой.

21

Разная величина трубочек в
зависимости от номера спиц.
Покраска трубочек водной
морилкой и др.
3

Закрепление навыков работ
с
основными
и
вспомогательными
материалами,
инструментами
и
материалами. Практическая
работа.

беседа,
презентации,
творческие
задания

Изображение
творческая
колориметрического круга с работа
обозначением основных,
двойных (составных) цветов.
Определение наиболее
удачных цветовых
сочетаний.

5

Основные приёмы
плетения. Короба с
картонным дном.

6

1

5.1

Основный приемы
плетения

1

5.2

Коробка с квадратным
дном.

5

6

Плетение по кругу.
Изготовление подставок
под горячее, салфеток

10

1

6.1.

Способ плетения по
кругу.

1

История
возникновения
подставок,салфеток.

Общие сведения о плетении. .
Сведения об инструментах.
Положение рук во время работы.
Основные приемы плетения:
верёвочка одной трубочкой,
двумя и тремя трубочками.

22

5

беседа,
презентации,
творческие
задания
Изготовление картонного
дна. Стойки, их
количество.наращивание
стоек. Отработка приемов
плетения: веревочка.
Завершение изделия,
простая загибка

творческая
работа

9

беседа,
презентации,
творческие
задания

6.2.

Изготовление подставок
под горячее, салфеток

9

7

Изготовление игрушек
и сувениров. Косое
плетение

10

7.1

Знакомство с методом
косого плетения.

1

7.2

Выбор и изготовление
игрушки методом косого
плетения

9

Плетение по принципу
«плетение по кругу»
Зарисовка схемы для
выполнения круга.
Плетение круга по схеме.
Плетение и оформление
подставок, салфеток.

1

История возникновения
плетеной игрушки. Знакомство
с косым плетением .Выбор
толщины трубочек и цвета для
игрушек.

23

творческая
работа,
демонстрация
моделей

9

беседа,
презентации,
творческие
задания
Правила плетения игрушек.
Зарисовка схем плетения
различных типов
конечностей, деталей.
Составление эскизов.
Последовательность
выполнения игрушек.

творческая
работа

Плетение образца, расчёт
стоек. Плетение основы и
деталей игрушки. Плетение
по словесному описанию.
Сборка и оформление
изделий.
8

Плетение карандашниц
с круглым дном.

10

1

8.1

Знакомство с историей
сувенира. Зарисовка схем.

1

История сувенира и его
назначение. Анализ моделей.
Зарисовка схем выполнения
карандашниц . Подбор толщины
трубочек и цвета для изделия

8.2

Плетение карандашниц с
круглым дном

9

9

Плетение корзин.

10

9

беседа,
презентации,
творческие
задания

Расчет стоек. Прибавление
стоек. Плетение по
словесному описанию.
Сборка карандашниц.
Оформление готовых
карандашниц.
1

24

9

творческая
работа,
демонстрация
моделей

9.1

Выбор метода и
подготовка схем к работе.

1

Толщина трубочек и цвет для
плетения корзинки. Плотные и
ажурные корзинки. Различные
формы дна: круглая, овальная,
квадратная, прямоугольная.
Анализ моделей. Зарисовка схем
для выполнения корзинки.
Понятия «раппорт». Правила
плетения корзинки. Способы
ВТО готовых изделий:
грунтовка, покрытие лаком.

9.2

Плетение корзины

9

10

Плетение изделий с
готовым дном.

10

1

10.1

Выбор изделия и методов
работы. Подготовка
материалов и
инструментов к работе

1

Толщина трубочек и цвет для
плетения изделия. Плотные и
ажурные изделия. Различные
формы дна: круглая, овальная,
квадратная, прямоугольная.
Анализ моделей. Зарисовка схем

беседа,
презентации,
творческие
задания

Расчет стоек, кратного
раппорту плетения.
Плетение и оформление
плотной и ажурной
корзинки.

25

творческая
работа,
демонстрация
моделей

9
беседа,
презентации,
творческие
задания

для выполнения изделия.
Понятия «раппорт». Правила
плетения.изделия Узоры
«ситец», «гусиные лапки», ажур.
Способы ВТО готовых изделий:
грунтовка, покрытие лаком.
10.2

Плетения изделия (по
выбору)

9

11

Экскурсия на выставки,
в музей.

1

12

Итоговое занятие

2

72

Расчет стоек, кратного
раппорту плетения.
Плетение и оформление
плотного и ажурного
изделия.

Организация выставки
лучших работ обучающихся.
Обсуждение результатов
выставки, подведение итогов,
награждение
14

26

58

творческая
работа,
демонстрация
моделей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

27

ПРИНЯТА
на
заседании педагогического совета МКУ ДО
«РЦДО»
Протокол от
«25» июня 2025г. №4

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Плетение лозы»

Уровень программы: стартовый
Адресат: 8-14 лет
Год обучения:1 год обучения,72 час
Автор-составитель: Татарканова Мадина Мухъамедовна.педагог дополнительного образования

28

г.п.Залукококаже
2025 год

Деятельность объединения «Плетение лозы» имеет художественную направленность.
Количество обучающихся объединения составляет __ человек.
Из них мальчиков – ___, девочек – ___

Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 8 до 14лет.

Формы работы: индивидуальные и групповые.
Направления работы
 Гражданско-патриотическое воспитание.
 Идеологическое воспитание.
 Духовно-нравственное воспитание.
 Работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизма
 Эстетическое воспитание.
 Воспитание культуры здорового образа жизни.
 Трудовое и профессиональное воспитание.
 Экологическое воспитание.

29

Цель воспитательной работы: Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей, мировоззренческой ориентации, глобального
мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе. Воспитание и развитие
свободной жизнелюбивой талантливой духовно-нравственной личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к
созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Задачи воспитательной работы: Использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся
мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях.
Направленность: естественно-научная
Формы работы: очная, дистанционная (общение в родительских чатах).
Планируемые результаты
Приоритетные направления в организации воспитательной работы
Гражданско-патриотическое
формирование патриотических, ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской Федерации, к своей малой родине,
формирование представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и
культурным представлениям российского народа.
Духовно – нравственное
Духовно-нравственное воспитание формирует ценностные представления о морали, об основных понятиях этики, о духовных ценностях
народов России, об уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и др. народов России.
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии
хорошего вкуса и в поведении.
Спортивно-оздоровительное
Физическое воспитание содействует здоровому образу жизни.
Трудовое
Трудовое и профориентационное воспитание формирует знания, выявляет творческие способности и профессиональные направления
обучающихся.
Воспитание познавательных интересов
Воспитание познавательных интересов формирует потребность в приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности
Календарно-тематический план
воспитательной работы
творческого объединения «Плетение лозы» на 2025-2026 учебный год

30

№

Направление
воспитательной
работы
Гражданскопатриотическое
воспитание

Наименование
мероприятия

Срок
выполнения

Ответственный

Планируемый
результат

1. «Моя КабардиноБалкария» - ко Дню
государственности
КБР и Дню знаний.
2. Ко Дню адыгов
«Адыги. История и
современность».
3. День солидарности
в борьбе с
терроризмом

сентябрь

Татарканова
М.М

2

Духовнонравственное

Литературный монтаж
«Учителям
октябрь
посвящается».

Татарканова
М.М

Воспитание
сознательной
любви к Родине, к
истории
становления
КабардиноБалкарии.
Экскурсия в музей
Сформировать у
учащихся такие
качества, как долг,
ответственность,
честь, достоинство,
личность.
Воспитание
уважения к
личности учителя и
понимания
значимости этой
профессии.

3.

Экологическое

1.«Чистый мир» акция.
2. Акция «Покорми
птиц зимой!»
Международный День

Татарканова
М.М

1

ноябрь
ноябрь-апрель

31

Развитие чувства
ответственности за
природосбережени
е

синиц.
4.

Духовнонравственное

1.«Славим возраст
золотой» -подарки
своими руками.
2.«Мамочка любимая
моя!»-акция. Ко Дню
матери
«Мы вместе!» чтения, ко Дню людей
ограниченными
возможностями.
«Письмо Деду
Морозу» - акция

декабрь

Татарканова
М.М

Воспитание
уважения к
старшему
поколению.

декабрь

Татарканова
М.М

Воспитание
сострадания и
ответственности.

декабрь

Татарканова
М.М

Воспитание
добропорядочных
чувств детей.

5.

Духовнонравственное

6.

Эстетическое

7.

Здоровьесберега
ющие
программы

Турнир эрудитов
«Будь здоров!».

январь

Татарканова
М.М

Понимание
здорового образа
жизни.

8.

Гражданскопатриотическое
воспитание.

февраль

Татарканова
М.М

9.

Эстетическое

«Подвигом славны
твои земляки». Беседа
ко Дню защитников
Отечества.
«Весенний букет» праздничная выставка
к 8 марта.

март

Татарканова
М.М

Воспитание
патриотизма,
Значимость
праздника.
Воспитание
уважения к
женщинам.

10

Исследовательск
ое

«Звездный час» -ко
Дню Космонавтики

апрель

Татарканова
М.М

32

Воспитание
чувства гордости за
успехи страны и

11

Гражданскопатриотическое
воспитание

«Их подвиг
май
бессмертен!» - ко Дню
Победы.

Татарканова
М.М

12

Экологическое

«День Солнца» акция

май

Татарканова
М.М

13.

Здоровьесберега
ющие програмы

«Лето, солнце, сто
фантазий». - игровая
программа.

май-июнь

Татарканова
М.М

науки.
Воспитание
патриотизма,
Значимость
праздника.
Воспитание
нравственности и
понимания
красоты.
Программа
Каникулы.
Здоровье и красота.

Работа с родителями
Приоритетными направлениями в работе с родителями учащихся творческого объединения стали следующие:
-формирование у учащихся интереса к жизни, культуре, человеку как сложному, уникальному, неповторимому созданию;
-поддержка физического здоровья учащихся;
-познавательная сфера жизни учащихся;
-семейное воспитание;
-психолого-педагогическое просвещение;
-повышение психолого-педагогических знаний родителей;
-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
-укрепление связей между педагогическим коллективом и семьей;
-привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

Календарно-тематический план
работы с родителями

33

творческого объединения «Плетение лозы» на 2025-2026 учебный год
№

Направление
воспитательной
работы
Гражданскопатриотическое
воспитание.

Наименование
мероприятия

2.

Организация
совместной
деятельности.

Помощь при
организации и
проведении
мероприятий.

В течении
учебного
года.

Родители должны
стать активными и
равноправными
участниками
воспитательнообразовательного
процесса.

3.

Консультации
для родителей.

«Педагог –
ребёнок родители».
Беседа.

Май

Подведение итогов
и ознакомление
родителей с
итогами
обучения по
программе.

1

Установочное
родительское
собрание
совместно со
школой.

Срок
выполнени
я
Сентябрь

ответственны
й

Планируемый
результат

Татарканова
М.М

Понимание
необходимости
совместного
воспитание у детей
сознательной
любви к Родине, к
истории.

34

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».