Комбинатор

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
"Комбинатор "

Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированная
Адресат: 10-14 лет
Срок реализации:1 год, 72 часа
Форма обучения: очная
Автор – составитель:
Медведева Наталья Павловна
Должность: педагог дополнительного образования

г.п. Залукокоаже.
2025 г.
2

Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Никто не пожалеет о времени, отданном шахматам,
ибо они помогут в любой профессии»
Тигран Петросян
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание
шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный
целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной
школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную
направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Направленность: Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик,
особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали
профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят физкультурноспортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через
шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и
требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение,
способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно
принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также
элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем
другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в
шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка
сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая
база,
регламентирующая
деятельность
дополнительного
образования:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2.
Национальный проект «Образование».
3.
Конвенция ООН о правах ребенка.
4.
Приоритетный проект от 30.11.2016г. №11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019г. №170
«Об утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля
детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием».
6.
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
7.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
3

8.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование» (новые места в дополнительном образовании).
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей» (с изменениями и дополнениями).
10. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023г. №АБ3935/06 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование
функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской
Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для
реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития
страны».
11. Протокол заочного заседания Рабочей группы по дополнительному образованию
детей Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам
дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха от 22.03.2023г.
№Д06-23/06пр.
12. Федеральный
закон
от
13.07.2020г.
№189-ФЗ
«О
государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в
социальной сфере».
13. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
14. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
15. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
16. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г.
№761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования».
17. Приказ
Министерства
просвещения
РФ
от
04.04.2025г.
№269
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку
заработной
платы)
педагогических
работников
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным
программам, образовательным программам среднего профессионального образования и
4

соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам
профессионального обучения, и о Порядке определения учебной нагрузки указанных
педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и
случаях установления верхнего предела указанной учебной нагрузки».
18. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
19. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
20. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
21. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2023г. №1105-р «Об утверждении
Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации».
22. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
23. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по
независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»).
24. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017г. №ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
25. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной
организации».
26. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
04.08.2023г. №1493 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
формату представления информации».
27. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об
образовании» (с изменениями и дополнениями).
28. Приказ Минобрнауки КБР от 15.08.2025г.
№22/749 «Об утверждении
Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных
учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
5

29. Постановление Правительства КБР от 22.04.2020г. №85-ПП «О межведомственном
совете по внедрению и реализации в Кабардино-Балкарской Республике целевой модели
развития региональной системы дополнительного образования детей».
30. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении
Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в
КБР».
31. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
32. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и
реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и
модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских
дополнительных общеразвивающих программ»).
33. Постановление 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о
персонифицированном дополнительном образовании детей в муниципальном Зольском
районе».
34.
Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района;
Актуальность программы: Программа «Комбинатор» позволяет реализовать многие
позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Игра в шахматы развивает нагляднообразное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает
усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в
развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность.
Новизна
программы
заключается
в
том,
что
стержневым
моментом
занятий
становится
деятельность
самих
учащихся,
когда
они
наблюдают,
сравнивают,
классифицируют,
группируют,
делают
выводы,
выясняют
закономерности.
При
этом
предусматривается
широкое
использование
занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций.
Отличительные особенности программы: индивидуальный подход к обучению
ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Вопервых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом
личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого, что важно
в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребенка, с
включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
6

Педагогическая целесообразность: Введение занятий по обучению игре в шахматы
позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым
моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают,
сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При
этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в
занятия игровых ситуаций. Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. О социальной
значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым
аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и
пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных
международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного
количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя
гармоничному развитию личности. Шахматы - это не только игра, доставляющая ученикам
много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного
развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Адресат программы: данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-14 лет.
Особенности набора детей – свободный.
Срок реализации: 1 год, 72 часа.
Режим занятий: Программа рассчитана на 1 год обучения из расчета 2 часа в неделю.
Всего: 72 часа в год.
Наполняемость группы: 20 человек
Форма обучения: очная с применением дистанционных форм обучения.
На период реализации программы, в течение которого федеральными и/или региональными
и/или местными правовыми актами устанавливается запрет и/или ограничение на реализацию
дополнительных общеобразовательных программ очно, по месту нахождения организации,
реализация соответствующего указанному периоду учебного плана программы осуществляется
с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
При использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
осуществляются следующие виды учебной деятельности: самостоятельное изучение учебного
материала; учебные занятия (лекционные и практические); консультации; текущий контроль;
промежуточная аттестация.
Педагог осуществляет сопровождение программы в следующих режимах: тестирование
онлайн; консультации онлайн; предоставление методических материалов на официальном сайте
учреждения или другой платформе с использованием различных электронных образовательных
ресурсов; сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные виды
текущегоконтроля и промежуточной аттестации).
При использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
используются следующие технические средства обучения: компьютер; веб-камера; микрофон;
стабильное интернет-соединение.
7

Для проведения онлайн занятий и видеозвонков используются следующие ресурсы: Lichess.org;
Для осуществления обратной связи с учащимися и родителями используются социальныесети;
электронная почта; MAX
Формы занятий: практикум, сеанс одновременной игры, турнир, лекция, анализ партий,
беседа, семинар, онлайн-турнир.
Организационные формы деятельности обучающихся на занятии:
- индивидуальная;
- групповая.
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей учащихся, их личностных
качеств через вовлечение в шахматную игру и участие в конкурсах и турнирах.
Задачи программы:
Личностные:
сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы с информацией;
развивать решительность и чувства ответственности за принятое решение;
сформировать умение управлять своими эмоциями.
Предметные:
познакомить с основными шахматными терминами и учить применять их на занятиях;
обучить правильно осуществлять ходы и взятие всеми шахматными фигурами;
сформировать знания о шахматной игре, изучить ее историю, правила и законы;
научить учащихся тактическим приемам, составлению стратегического плана в игре.
Метапредметные:
улучшить сосредоточенность и внимание;
тренировать память, воображение, творческое мышление, логику, математические способности;
подготовить учащихся к участию в соревнованиях;
воспитать инициативность и упорство в достижении цели.
Учебный план программы
Общее количество часов

№
п/п

Наименование тем

1
2

Вводное занятие
Шахматы – спорт, наука,
искусство
Правила игры
Первоначальные понятия
Тактика игры
Ценность фигур
Легкие и тяжелые фигуры
Основное тактические приемы
Стратегия игры
Определение стратегии.

3
4
5
5.1
5.2
5.3
6
6.1

Всего
1
2

Теория Практика
1
1
1

2
2
6

1
1
3
1
1
1
2
1

4

8

1
1
3
1
1
1
2
1

Формы аттестации /
контроля
Наблюдение
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос/наблюдение
Опрос
Опрос
Опрос/наблюдение
Опрос/наблюдение

6.2

7
7.1
7.2
7.3
7.4

Целесообразное развитие
фигур, выбор плана,
централизация
Дебют
Дебют. Основные цели дебюта
Классификация дебютов.
Распространенные ошибки в
дебюте
Дебютные катастрофы

7.5 Проектная работа по дебютам
8
Миттельшпиль
8.1 Комбинации в миттельшпиле
8.2
Атака на нерокированного
короля
8.3
Атака при односторонних
рокировках
8.4
Атака при разносторонних
рокировках
8.5
Контратака. Контрудары

9
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
10
11
11.1
11.2
12

Эндшпиль
Оппозиция. Золотое правило
оппозиции
Пешечные слабости
Двадцать правил в эндшпиле
Позиционная ничья. Патовые
комбинации.
Ферзевые окончания
Достоинство и недостатки коня
и слона
Решение задач, этюдов
Соревнования
Онлайн соревнования
Турнир
Социальные практики

9

9

1

1

Опрос/наблюдение

4
1
1
1

5
1
1
1

Опрос/тестирование
Опрос/тестирование
Опрос/тестирование

1

1

5
1
1

1
4
1
1

1

1

тест/опрос

1

1

тест

1

11

опрос

5
1

опрос

1
1
1

1
1
1

тест
опрос
Опрос/наблюдение

1

опрос
Опрос/наблюдение

7
9
2
7
5

Наблюдение/опрос
турнир
турнир
турнир
турнир

2
1
1
9

опрос
опрос

6
1

1
1
9
10

Опрос/наблюдение/
тестирование
наблюдение

13

Итоговое занятие
Всего:

1
72

27

1
45

Тестирование/Турнир

Содержание учебного плана.
1. Вводное занятие. (1 час)
Теория: Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенда о возникновении шахмат. Шахматные
фигуры и их обозначения. Позиция, запись позиции.
2. Шахматы – спорт, наука, искусство. (2 часа)
Теория: Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований.
Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не».
Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и
взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей.
Ограничение подвижности фигур. Рокировка, правила ее выполнения.
Практика: упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов;
дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей на ограничение
подвижности фигур.
3. Правила игры. (2 часа)
Теория: Правила турнирного поведения. Правило «тронул - ходи». Понятие «шах». Способы
защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в
один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятий «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды
ничьей.
Практика: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.
4. Первоначальные понятия. (2 часа)
Теория: Запись партий. Мат, ничья.
Практика: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным
набором фигур, простейшие этюды.
5. Понятие о тактике и комбинации. (6 часов).
Тема 5.1: Ценность фигур (2 часа)
Теория: Ценность фигур.Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в
зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес.
Практика: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач («типа
«Какая фигура ценнее?»)
Тема 5.2: Легкие и тяжелые фигуры. (2 часа)
Теория: Легкие и тяжелые фигуры, их качество.
Практика: игра со всеми фигурами на доске
Тема 5.3: Основные тактические приемы. (2 часа)
Теория: знакомство с тактическими приемами: «связка», «крест», «завлечение, «отвлечение»,
«двойной удар», «вертел», «блокировка», «рентген», «оскрытй шах», «двойной шах»,
«перегрузка» «промежуточный ход», «десперадо».
«Связка» - нападение на фигуру противника, за которой по вертикали (горизонтали, диагонали)
10

расположена более ценная фигура. Виды связок: полная и неполная. Разбор примеров на
демонстрационной доске. Открытое нападение - создание угрозы противнику путём вскрытия
собственной фигуры. Двойной шах как особый вид открытого нападения. Разбор примеров на
демонстрационной доске. Завлечение как вспомогательный приём для нанесения одного из
базовых тактических. Построение «капканов» для вражеских фигур как один из способов
достижения материального преимущества
Практика: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.
6. Стратегия игры. (4 часов)
Тема 6.1: Определение стратегии.(2 часа)
Теория: Безопасность короля. Наличие проходной пешки. Пешечная цепь. Слабости.
Материальный перевес. Владение открытыми линями (вертикали, горизонтали, диагонали).
Преимущество 2 слонов.
Практика: Просмотр видеоролика. Игра со всеми фигурами.
Тема 6.2: Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация.(2 часа)
Теория: Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Активность и
взаимодейтвие фигур. Владение центром. Владение пространством.
Практика: разбор и разыгрывание с партнером позиций.
7. Дебют. (9 часов)
Тема 7.1: Дебют. Основные цели дебюта (2 часа)
Теория: Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Правила игры в
дебюте. Борьба за центр. Важность борьбы за центр. Развитие фигур. Дебютный принцип "один
ход - одна фигура", правильная последовательность развития фигур - сначала кони, затем
слоны, затем все остальные фигуры. Безопасность короля. Важность скорейшего осуществления
рокировки под угрозой быстрого поражения. Разбор примеров на демонстрационной доске.
Практика: Учебные партии между учащимися с отработкой на практике изученного
материала. Решение специально подобранных задач.
Тема 7.2: Классификация дебютов.
Теория: Гамбиты. Общие идеи и принципы гамбитов: принцип жертвы материала ради
скорейшего раз вития фигур. Открытые дебюты. Разбор открытых начал шахматной партии.
Полуоткрытые дебюты. Применение полуоткрытых начал в практической партии на занятии.
Закрытые дебюты.
Практика: Просмотр видеоурока, игра.
Тема 7.3: Распространенные ошибки в дебюте
Теория: Что нельзя делать в дебюте. Ранний вывод ферзя. Объяснение причины ошибочной
стратегии игры ферзём на ранней стадии партии - частое попадание ферзя под удары менее
ценных фигур. Бесцельные ходы одной фигурой. Важность быстрейшей мобилизации сил.
Выгодно ли повторять ходы за соперником? Объяснение, кому выгодно повторение ходов с
самого начала партии. Белые обладают преимуществом за счёт права первого хода и
возможностипервыми создавать угрозы.
Практика: учебные партии между преподавателем и учениками с намеренным нарушением
изученного принципа.
11

Тема 7.4: Дебютные катастрофы (2 часа)
Теория: Примеры дебютных катастроф. Способы защиты.
Практика: закрепление на практике изученного материала
Тема 7.5: Проектная работа. (1 час)
Практика: Защита проекта
8. Миттельшпиль. (9 часов)
Тема 8.1: Комбинации в миттельшпиле (2 часа)
Теория: Любая комбинация должна иметь мотив. После определения мотива найти тактическое
решение (идею комбинации). Четко оценить цель и выгоду комбинации.
Практика: Для тренировки комбинационного зрения решение задач и этюдов
Тема 8.2: Атака на нерокированного короля (2 часа)
Теория: Понимание необходимости рокировки на примере возможных атак нерокированного
короля. Нерокированный король подвергается атакам. Стремление не позволить сделать
рокировку сопернику, если это возможно, не в ущерб собственному развитию.
Практика: Просмотр презентации.
Тема 8.3: Атака при односторонних рокировках (2 часа)
Теория: Атака при односторонних рокировках, в основном лучше осуществлять с помощью
фигур, чтоб не разрушить прикрытие собственного короля (в отдельных случаях возможны и
пешечные марши)
Как правило, для успешного завершения атаки необходимо разрушить пешечное прикрытие
или выманить короля из укрытия.
Практика: Просмотр видеоурока, решение задач
Тема 8.4: Атака при разносторонних рокировках (2 часа)
Теория: При разносторонних рокировках эффективным средством является пешечный штурм,
который легче всего реализовать если от позиции короля выдвинуты пешки. Если же пешки от
позиции короля не выдвинуты, то часто требуется пожертвовать легкую фигуру для развития
атаки.
Практика: Просмотр презентации, решение задач, игра со всеми фигурами.
Тема 8.5: Контратака. Контрудары (1 час)
Теория: Контрудар в центре. Контратака, основанная на отрыве фигур от короля. Уничтожение
опасных атакующих фигур путем размена или жертвы.
9. Эндшпиль. (11 часов)
Тема 9.1: Оппозиция. Золотое правило оппозиции (2 часа)
Теория: Оппозиция в шахматах — это расположение королей друг от друга через нечетное
число полей по горизонтали (вертикали) или диагонали. «Золотое» правило оппозиции: «Если
короли находятся на одной линии и число полей между ними нечетное (одно, три или пять), то
оппозицией владеет тот из партнёров, кто ходил последним.
Практика: Разыгрывание эндшпилей среди учащихся
Тема 9.2: Пешечные слабости (2 часа)
Теория: Сдвоенные пешки, изолированные пешки, отсталые пешки. Стараемся не допускть
пешечных слабостей у себя в лагере и стремимся к созданию пешечных слабостей в лагере
12

противника.
Практика: Решение заданий и тестов
Тема 9.3: Двадцать правил в эндшпиле (2 часа)
Теория: В эндшпиле король – атакующая фигура. Ценность пешки возрастает. Получив
преимущество, желательно сохранить пешки на обоих флангах. Создание проходной пешки,
движение вперед этой пешки. Ладью желательно поставить позади своей проходной пешки.
Неприятельскую пешку проще всего задерживать сзади. При невозможности уничтожить
неприятельскую проходную пешку, необходимо ее блокировать, лучше всего королем. В
ладейном эндшпиле активность короля и ладьи дороже пешки. Отсечение короля противника на
краю доски или от проходных пешек. Конь сильнее слона в позициях с блокированными
пешками (особенно если слон тупой). Слон сильнее коня в открытых позициях особенно с
пешками на разных флангах. В эндшпиле, 2 слона, как правило, сильнее двух коней. Ладья и
Слон могут действовать издалека. Короля, ферзя и коня лучше централизовать.
Практика: Просмотр видеоурока, игра со всеми фигурами.
Тема 9.4: Позиционная ничья. Патовые комбинации. (2 часа)
Теория: Позиционная ничья – положение, при котором имея материальное преимущество,
соперник не сможет выиграть даже при правильной игре. Патовая комбинация- комбинация,
цель которой патовая позиция. Поскольку патовые комбинации, как и позиционная ничья
связаны с жертвой материала, просчитывать эти комбинации необходимо с особой
тщательностью.
Практика: игра со всеми фигурами
Тема 9.5: Ферзевые окончания (1 час)
Теория: Когда и кому выгоден размен ферзей в эндшпиле.
Тема 9.5: Достоинство и недостатки коня и слона (2 часа)
Теория: Слон против коня в эндшпиле.
Практика: Отработка на практике изученного материала.
10. Решение задач, этюдов. (9 часов)
Теория (2 часа): Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Мат в 3 и более ходов. Вскрытый (открытый) шах.
Двойной удар. Рентген.
Практика (7 часов): Решение задач и учебных примеров.
11. Соревнования (10 часов)
Практика (10часов): турнир, 2 часа онлайн турниры, 8 часов турниры очные.
12. Социальные практики (5 часов)
Практика (5часов): Показательные выступления наиболее успешных учащихся. Презентация
успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Открытые шахматные
турниры, организованные ребятами для других коллективов, друзей, родителей: «Шахматные
товарищеские турниры», которые, как правило, посвящаются различным праздничным датам
(«День науки» «День защитника отечества» «9 мая», и др.).
13. Итоговое занятие. (2 часа)
Теория: Подведение итогов года.
Практика: Турнир.
13

Планируемые результаты.
По окончании обучения у учащихся будут:
Личностные:
сформированы навыки самостоятельной работы с информацией;
развиты решительность и чувства ответственности за принятое решение;
формироваться умение управлять своими эмоциями.
По окончании обучения у учащихся будут:
Предметные:
 развиты знания по основным шахматным терминам и учащиеся начнут применять их на
занятиях;
выработаны умения правильно осуществлять ходы и взятие всеми шахматными фигурами;
знания о шахматной игре, ее истории, правила и законы;
навыки применения тактических приемов в шахматной партии, и навыки составления
стратегического плана в игре.
По окончании обучения у учащихся будут:
Метапредметные:
улучшены сосредоточенность и внимание;
натренированы память, воображение, творческое мышление, логика, математические
способности;
наработаны навыки для участия в соревнованиях;
проявляться инициативность и упорство в достижении цели

Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной
программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам,
утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (пункт 3.6).
Начало занятий – 1 сентября.
Окончание занятий – 31 мая
14

Год обучения
2025-2026
стартовый

Дата
начала
учебного
года
01.09.25

Дата
Количество Количество Режим
окончания
учебных
учебных
занятий
учебного года недель
часов в год
31.05.26

36

72

1 раз в неделю
по 2 ч.

Условия реализации
Занятия проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. No 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Кадровое обеспечение
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими: высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области,
соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения
без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы
(приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. No 761н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования»).
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по
профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета, с учетом соблюдения правил
безопасности и СанПин.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации
программы:
Помещение для проведения занятий должно отвечать санитарным нормам.
Рабочие места для 20 обучающихся (10 столов и 20 табуреток).
Рабочее место педагога оборудовано персональным ноутбуком.
Шкаф для хранения шахмат, учебно-наглядных и методических материалов.
Для социальных практик: проектор, атрибутика.
Шахматные доски с набором шахматных фигур (10 шт)
Демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
Шахматные часы. (10 шт.)
Информационное обеспечение:
Видеоролики.
15

Мультимедийные презентации.











Рекомендованные компьютерные обучающие программы
самостоятельной работы:
«Обучение шахматам от простого к сложному»;
«Шахматы для начинающих»;
«Шахматная школа для шахматистов IV – II разрядов»;
«Шахматная тактика»;
«Шахматные дебюты»;
«Шахматная стратегия для начинающих»;
«Шахматные комбинации»;
«Практикум по эндшпилю».

для

детей

для

Учебно-методическое и информационное обеспечение
Методы обучения:
Словесный - беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.
Наглядный - показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной
доске, просмотр презентации.
Практический - турниры, блицтурниры, решение комбинаций и шахматных задач,
тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.
Объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую
информацию.
Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в шахматных
турнирах, соревнованиях.
Исследовательский –
овладение
учащимися
методами
научного
познания,
самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий
гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.
Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов
решения задач.
Частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе
решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.
Методы воспитания: мотивация; поощрение; убеждение; стимулирование.
Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового обучения,
коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, проблемного обучения,
дистанционного обучения, педагогической мастерской, ТРИЗ, игровой деятельности,
критического мышления.
Использование идей ТРИЗ в шахматах выглядит естественным, поскольку суть шахмат
заключается в изобретении плана игры, а также хода или серии ходов (варианта), направленных на
осуществление этого плана. В этом аспекте игра в шахматы сродни решению изобретательской задачи.
Настоящая работа не претендует на полноту изложения возможностей многочисленных методик ТРИЗ
применительно к шахматам, а лишь иллюстрирует открывающуюся на этом направлении перспективу.
Идеальный конечный результат (ИКР). В изобретательском творчестве ИКР является маяком, по
степени приближения к которому судят об идеальности полученного результата. Таким результатом
фрагмента игры может быть достижение позиций мата, пата или динамического равновесия, получение
16

материального преимущества, захват территории, центра, открытой линии, выключение из игры фигуры
противника, образование отдаленной или защищенной проходной пешки и мн. др. Здесь специфика
заключается в умении увидеть ИКР и оценить реальность его достижения шахматными средствами.

На учебных занятиях особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности,
санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности. Предусмотрены физкультурные
минутки. При реализации программы используются здоровьесберегающие, игровые и
информационно-коммуникационные технологии. Они дают возможность обучающимся
работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность,
приносят радость, формируют у ребёнка желание узнавать что-то новое для себя.
Учебное занятие как основная форма организации образовательной деятельности
содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению изученного материала.
Условно можно выделить следующие части организации занятия:
1. Организация начала занятия, постановка личностных, предметных и метапредметных задач,
подведение детей к пониманию и озвучиванию ими темы занятия.
2. Проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовности к изучению новой темы.
3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их
применение в сходных ситуациях, проведение практических работ.
5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
Дидактическое обеспечение программы:
- учебные пособия по шахматам;
- дидактические материалы;
Формы аттестации/ контроля
При реализации программы «Комбинатор» используются следующие формы контроля
обучающихся:
- тестирование;
- опрос;
- наблюдение;
- турнир.
Для определения результативности освоения программы используются следующие виды
аттестации:
входящий контроль (для входного контроля используются следующие формы: беседа,
собеседование, практическое задание на определение умений и навыков.);
текущий контроль проводится по завершении разделов и тем. Формами текущего
контроля являются: наблюдение, решение задач, устные опросы, итоги турниров (в течение
всего срока реализации программы) текущий контроль, помогает выявить пробелы в знаниях,
умениях, навыках учащихся, своевременно спланировать коррекционную работу, увидеть в
динамике развитие обучающихся;
промежуточный контроль проводится 1 раз в полугодие. Формами промежуточного
контроля являются контрольные вопросы, турнирные таблицы за истекший период (результаты
17

турниров);
итоговый контроль проводится в конце обучения по программе. Формой итогового
контроля являются контрольные вопросы, турнирные таблицы за истекший период
(результаты турниров).
Аттестация позволяет определить, достигнуты ли обучающимися планируемые результаты,
освоена ли ими программа.
Оценочные материалы представлены в виде:
- тестов;
- опросников;
- турнирных таблиц.
Для оценки эффективности реализации образовательной программы выбраны
критерии.
Критерии оценки теоретической и практической подготовки обучающегося
Оцениваемые
параметры

Критерии

1.Теоретические
знания (а рамках
пройденной
программы)

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

2. Владение
специальной
терминологией

Показатели

Степень выраженности
оцениваемого качества

Знает правила техники
безопасности во время
шахматной партии.

Высокий уровень (61%100%):
учащийся освоил
практически весьобъем
Знает о происхождении
знаний, предусмотренной
шахмат.
программой.
Знает чемпионов мира.
Средний уровень (31%Знает
об
основных
60%): объем усвоенных
правилах.
знаний составляетболее 1/2.
Низкий уровень(0%-30%):
объем усвоенных знаний
составляетменее 1/2.
Осмысленностьи Знает названия и
Высокий уровень (61%правильность
назначение
100%):
использования
шахматных фигур
Учащийся
знает
специальной
специальные
термины
Знает основные понятия
терминологии
употребляет осознанно и в
и термины. Тактические
полном соответствии с их
приемы
содержанием.
Умеет
читать
Средний
уровень(31%простейшие задачи и
60%):
сочетает
партии.
специальную терминологию
с бытовой.
Низкий уровень(0%-30%):
18

как

правило,

избегает

употреблять
термины.
3.Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой

Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям

Осуществляет
целесообразное развитее
фигур во время партии
Владеет тактическими
приёмами во время
шахматной партии
Выполняет посильные
действиядля решения во
время
шахматной
партии и при решении
шахматных задач.

специальные

Высокий уровень (61%100%):
учащийся
овладел
практически
всеми
умениями и навыками,
предусмотренными
программой.
Средний
уровень(31%60%):
объем усвоенных умений и
навыков составляет более
1/2.
Низкий уровень(0%-30%):

учащийся овладел менее 1/2
предусмотренных умений и
навыков.
4.Творческие
навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

Использует
приобретённые знания и
умения
во
время
шахматной партии и
при
решении
шахматных задач.

Высокий уровень (61%100%):
творческий
уровень
учащийся
выполняет
практические задания с
элементами творчества.
Средний
уровень(31%60%):
репродуктивный
уровень
- выполняет в основном
задания на основе образца.
Низкий уровень(0%-30%):
начальный
уровень
выполняет лишьпростейшие
практические
задания
педагога.

Критерии оценки личностного развития
Оцениваемые
Критерии
параметры
1. Организационно-волевые качества:

Степень выраженности
оцениваемого качества

19

Терпение

Способность выдерживать
нагрузки в течение
определенного времени,
преодолевать трудности

Самоконтроль

Умение контролировать свои
поступки (приводить к
должномусвои действия)

2. Ориентационные качества:
Самооценка
Способность оцениватьсебя
адекватно реальным
достижениям
Интерес к
занятиямв
детском
объединении

3. Поведенческие
Конфликтность
(отношение
учащегося к
столкновению
интересов
(спору) в
процессе
взаимодействия)
Тип

Осознанное участие
учащегося в освоении
образовательной программы

качества:
Способность занять
определенную позицию в
конфликтной ситуации

Умение воспринимать общие
20

Высокий уровень:
терпения хватает на все занятие.
Средний уровень:
терпения хватает больше чем на 1/2
занятия.
Низкий уровень:
терпения хватает меньше чем на 1/2
занятия.
Высокий уровень (61%-100%):
постоянно контролирует себя сам.
Средний уровень:
периодически контролирует себя
сам.
Низкий уровень:
постоянно находится под
воздействием контроля извне.
Высокий уровень: нормальная.
Средний уровень: заниженная.
Низкий уровень: завышенная.
Высокий уровень:
интерес постоянно поддерживается
учащимсясамостоятельно.
Средний уровень:
интерес периодически
поддерживается самим учащимся.
Низкий уровень:
интерес к занятиям продиктован
учащемуся извне.
Высокий уровень:
пытается самостоятельно уладить
возникающие конфликты.
Средний уровень:
сам в конфликтах не участвует,
старается их избежать.
Низкий уровень:
периодически провоцирует
конфликты.
Высокий уровень: инициативен в

сотрудничества
(отношение
учащегося к
общимделам
детского
объединения)

дела, как свои собственные

общих делах.
Средний уровень: участвует при
побуждении извне.
Низкий уровень: избегает участия
в общих делах.

Список литературы для педагогов:
1. Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С. П.
Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.
2. «Дебютный репертуар
позиционного
шахматиста» Калиниченко Н. Издательство
«RUSSIAN CHESS HOUSE», 2005 г., 240 стр. Из серии «Шахматный университет».
3. Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М
Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.
4. Карпов А., Подгаец М. , «Защита Каро-Канн. Закрытая и гамбитная системы», 2006 г.
5. Каспаров Г.К. «Мои великие предшественники», т.5 «Карпов и Корчной». РИПОЛ Классик,
Москва 2007
6. .«Комбинации в миттельшпиле» Бондаревский Игорь 3ахарович, Ростов на Дону.
«Феникс», 2001 г., 128 стр.
7. .«Комбинационные мотивы. Учебное пособие». Блох М.В. Издание: «ЭКОС», Москва,
2003 г., 304 стр.
8.
Костров В., – Магнус, берегись! Решебник по партиям чемпиона мира по шахматам М.: 2021г. 64с.
9. Костров В., – Приемы борьбы в пешечных окончаниях - М.: 2022г. 64с.
10.
Костров В., – Шахматный решебник. Комбинации. - Спб.: 2018г. 64с.
11.
Костров В., – Ян Непомнящий учит тактике. Решебник по партиям выдающегося
21

шахматиста - М.: 2022г. 96с.
12.
Костров В., Рожков П. – 1000 Шахматных задач. Решебник 2 год - М.: 2019г. 95с.
13.
Костров В., Рожков П. – 1000 Шахматных задач. Решебник 3 год - М.: 2019г. 125с.
14.
Костров В., Федоров С. Шахматных решебник. .Книга Е. Сборник задач и
комбинаций.–М.: 2018г.- 128с.
15.
Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И. Г. Сухин. – М.:
Новая школа, 2018.
16.
Сухин И.Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. – Испания: Изд. центр
Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 2015.
17.
Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.:
Поматур, 2000. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель,
АСТ, 2000.
18.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны:
учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г. Сухин. – Обнинск:
Духовное возрождение, 2013.
19.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. –
Обнинск: Духовное возрождение, 2008.

Список литературы для обучающихся:
1.
Костров В.В. , Давлетов Д.А. «Шахматный учебник для детей и родителей». 18еизд.-М.: «Русский шахматный дом», 2018-128 с..
2.
Костров В.В. «Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей» - СПб:
Литера, 2013 г.
3.
Костров В. Рожков П. «Знакомьтесь: шахматы. Учимся играть». Пособие для детей
и родителей - СПб.: Литера, 2002
4.
Костров В. Белявский Б. «Рабочая тетрадь. Пособие для детей и родителей». Кн. 1,2. СПб.: Литера, 2002
5.
Муромцев А. «Я - родитель шахматиста». Третье издание. Новые рекомендации.
Саратов: 2018
Интернет-ресурсы
1.
2.
3.
4.
5.

Игры в шахматы // сайт Lichess.Org URL: http://lichess.org
Играть в шахматы онлайн // сайт CHESSKING URL: http://Chessking.com
Играть в шахматы онлайн // Бесплатные игры URL: https://www.chess.com
МетаШкола - Интернет-кружки и олимпиады для школьников http://metaschool.ru
Шахматная планета // сайт URL: http://ChessPlanet.ru
22

6. Шахматный портал XChess.ru Советы начинающему шахматисту: http://xchess.ru

Атака на короля

Приложение1

Задание #1
Вопрос:
В каком случае чаще всего для атаки используют пешечный штурм?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) При атаке на нерокированного короля
2) При односторонних рокировках
3) При разносторонних рокировках
Задание #2
Вопрос:
Какой вид контратаки, как правило, лучше всего применять, если соперник
атакует вас по флангу?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Контрудар в центре
2) Контратака на другом фланге
3) Уничтожение опасных атакующих фигур
23

Задание #3
Вопрос:
Что из перечисленного полезно сделать как при атаке при односторонних
рокировках, так и при разносторонних рокировках?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Разрушение пешечного прикрытия короля соперника
2) Вскрытие вертикали рядом с королём соперника
3) Пешечный штурм
4) Захватить центр

Задание #4
Вопрос:
Найдите лучший ход за белых
Изображение:

Выберите один из 3 вариантов ответа:

24

1) Ф:b6
2) Фd3
3) Лd3
Задание #5
Вопрос:
Сила двойного шаха в том, что...
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Он дает возможность сразу двух фигурам атаковать короля
2) От него соперник может только уйти
3) Вскрывается какая-либо линия (вертикаль, горизонталь или диагональ)
Задание #6
Вопрос:
Найдите лучший ход за белых в предложенной позиции
Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Kf7+
2) Ф:g8+
3) Kg6+
4) С:h7
Задание #7
Вопрос:
Атака на какой пункт чаще всего ведётся в начале партии?
Выберите один из 3 вариантов ответа:

25

1) Пункт g7 (g2)
2) Пункт f7 (f2)
3) Пункт h7 (h2)
Задание #8
Вопрос:
Корректна ли жертва лёгкой фигуры за разрушение пешечного прикрытия короля
соперника?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Некорректна
2) Корректна
3) Ответ можно дать только для конкретной позиции

Задание #9
Вопрос:
Выберете наилучшую оборонительную пешечную конфигурацию после короткой
рокировки
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) f2,g2,h3
2) f2,g3,h2
3) f2,g2,h2
4) f3,g2,h2
Задание #10
Вопрос:
Найдите лучший ход за белых
Изображение:

26

Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Cf6
2) Лh3
3) С:h6
4) d5

1) (1 б.) Верные ответы: 3;
2) (1 б.) Верные ответы: 1;
3) (1 б.) Верные ответы: 1; 2;
4) (1 б.) Верные ответы: 1;
5) (1 б.) Верные ответы: 2;
6) (1 б.) Верные ответы: 3;
7) (1 б.) Верные ответы: 2;
8) (1 б.) Верные ответы: 3;
9) (1 б.) Верные ответы: 3;
10) (1 б.) Верные ответы: 1;

Ответы:

Конец
27

Тест.
Ошибки в дебюте, комбинации в миттельшпиле

Задание #1
Вопрос:
Две лёгкие фигуры по силе превосходят ладью и пешку в дебюте и миттельшпиле
потому что...
Выберите несколько из 3 вариантов ответа:
1) Потому что в дебюте и миттельшпиле они гораздо маневреннее
2) Потому что ладья носит характер резервной фигуры, и её сила возрастает по
мере приближения партии к эндшпилю
3) Потому что пешка значительно слабее любой фигуры, а ладья не намного
сильнее лёгкой фигуры
Задание #2
28

Вопрос:
Выберете верные утверждения
Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
__ Нужно ставить ловушки в дебюте, и чем больше, тем лучше
__ Жертва пешки почти всегда приводит к скорейшему развитию ваших фигур
__ Вы должны всегда быть готовы к тому, что подставленная под бой пешка или
фигура - это, возможно, не невнимательность, а ловушка соперника
__ Не нужно ставить такие ловушки, которые приводят к ухудшению собственной
позиции
Задание #3
Вопрос:
Может ли ошибочный ход соперника послужить мотивом комбинации?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Да
2) Нет
3) На вопрос нет однозначного ответа
Задание #4
Вопрос:
Что из перечисленного не является тактическим ударом?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) Блокирование поля
2) Связка
3) Угроза
4) Вскрытый шах
5) Жертва фигуры
Задание #5
Вопрос:
Что всегда должно быть в комбинации?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Форсированный вариант
2) Матовая атака
3) Выигрыш материала
Задание #6
Вопрос:
Выберете дебюты, которые относятся к полуоткрытому типу
29

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Ферзевый гамбит
2) Защита Каро-Канн
3) Французская защита
4) Сицилианская защита
Задание #7
Вопрос:
Чем плохо слепое копирование ходов белых при игре чёрными?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Это фактически раскрывает то, каким будет ваш следующий ход
2) Это неуважение к сопернику
3) С такой игрой можно рассчитывать только на ничью
4) Поскольку белые ходят первыми, они первыми могут начать бить фигуры или
объявить важный шах, после чего позиция чёрных станет проигранной
Задание #8
Вопрос:
Что из перечисленного выявляет дефекты позиции соперника?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Тактический удар
2) Матовая комбинация
3) Вилка
4) Его бегающий взгляд
Задание #9
Вопрос:
Как из приведённых дебютных ловушек включает в себя жертву ферзя?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Дурацкий мат
2) Детский мат
3) Мат Легаля
Задание #10
Вопрос:
Что такое мотив комбинации?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Это обстоятельства, вынуждающие вас пойти на материальные жертвы, ради
достижения позиционного преимущества
30

2) Это отрицательные особенности позиции соперника
3) Это открытая позиция короля соперника
4) Это позиция, требующая незамедлительных действий
1) (1 б.) Верные ответы: 1; 2;
2) (1 б.) Верные ответы:
Нет;
Нет;
Да;
Да;
3) (1 б.) Верные ответы: 1;
4) (1 б.) Верные ответы: 3; 5;
5) (1 б.) Верные ответы: 1;
6) (1 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;
7) (1 б.) Верные ответы: 1; 4;
8) (1 б.) Верные ответы: 1;
9) (1 б.) Верные ответы: 3;
10) (1 б.) Верные ответы: 2;

Ответы:

Конец

Пешечные слабости, четырёхладейные окончания, активность ладьи и
короля
Задание #1
Вопрос:
В приведённой позиции лучшим ходом для белых является ход...
Изображение:

31

Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Kc6+
2) Ka6+
3) Kph2
4) Л:е3
Задание #2
Вопрос:
Что такое пешечные островки?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Это изолированные пешки на неприятельской половине доски
2) Это пешки одного цвета на соседних вертикалях
3) Это несколько пешек, за которыми может прятаться король
Задание #3
Вопрос:
Какой из сторон выгодно разменять одну из ладей в предложенной позиции?
Изображение:

32

Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Чёрным
2) Позиция примерно равная, и размен не принесёт явной выгоды ни одной из
сторон
3) Белым
Задание #4
Вопрос:
Есть ли у белых в предложенной позиции такие пешечные слабости, которых нет
у чёрных?
Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:
33

1) Да, это изолированная пешка
2) Нет
3) Да, это сдвоенные пешки
4) Да, это отсталая пешка
Задание #5
Вопрос:
В предложенной позиции
Изображение:

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Белый король активен
2) Чёрный король активен
3) Белая ладья пассивна
4) Чёрная ладья активна
Задание #6
Вопрос:
В предложенной позиции...
Изображение:

34

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Чёрные могут добиться победы, независимо от очереди хода
2) Белые могут добиться ничьей, независимо от очереди хода
3) Белые могут форсировать ничью при своём ходе
4) Белые могут форсированно выиграть при своём ходе
Задание #7
Вопрос:
Какая пешка называется изолированной?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Пешка, от которой оттеснён король
2) Ни одно из предоставленных определений не является правильным
3) Пешка, находящаяся на вертикали, на соседних вертикалях с которой нет
пешек того же цвета
4) Пешка, которой не дают ходить неприятельские фигуры или пешки
Задание #8
Вопрос:
Какая из сторон владеет позиционным преимуществом?
Изображение:

35

Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Каждая из сторон имеет свои позиционные достижения, поэтому, позиция
примерно равная
2) Чёрные, так как их ладьи сдвоены на предпоследней горизонтали
3) Белые, так как их ладьи сдвоены на открытой вертикали
Задание #9
Вопрос:
Что лучше: две связанные пешки или три изолированные?
Выберите один из 3 вариантов ответа:
1) Как правило, три изолированные
2) Как правило, две связанные
3) Ответ применим только к конкретно взятой позиции
Задание #10
Вопрос:
Активность ладьи и короля в эндшпиле...
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Никогда не компенсирует отсутствующую пешку
2) Всегда дороже пешки
3) Как правило, является недостаточной компенсацией за пешку
4) Как правило, дороже пешки

1) (1 б.) Верные ответы: 1;

Ответы:
36

2) (1 б.) Верные ответы: 2;
3) (1 б.) Верные ответы: 1;
4) (1 б.) Верные ответы: 4;
5) (1 б.) Верные ответы: 3; 4;
6) (1 б.) Верные ответы: 3; 4;
7) (1 б.) Верные ответы: 3;
8) (1 б.) Верные ответы: 2;
9) (1 б.) Верные ответы: 3;
10) (1 б.) Верные ответы: 4;
Конец

37

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД К
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «
КОМБИНАТОР»

Уровень программы: стартовый
Адресат: обучающиеся от 10 до 14 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор-составитель: Медведева Н.П.

г.п.Залукокоаже, 2025
38

Направленность: Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик,
особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали
профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят физкультурноспортивную направленность.
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей учащихся, их личностных
качеств через вовлечение в шахматную игру и участие в конкурсах и турнирах.
Задачи программы:
Личностные:
сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы с информацией;
развивать решительность и чувства ответственности за принятое решение;
сформировать умение управлять своими эмоциями.
Предметные:
познакомить с основными шахматными терминами и учить применять их на занятиях;
обучить правильно осуществлять ходы и взятие всеми шахматными фигурами;
сформировать знания о шахматной игре, изучить ее историю, правила и законы;
научить учащихся тактическим приемам, составлению стратегического плана в игре.
Метапредметные:
улучшить сосредоточенность и внимание;
тренировать память, воображение, творческое мышление, логику, математические способности;
подготовить учащихся к участию в соревнованиях;
воспитать инициативность и упорство в достижении цели.
Планируемые результаты.
По окончании обучения у учащихся будут:
Личностные:
сформированы навыки самостоятельной работы с информацией;
развиты решительность и чувства ответственности за принятое решение;
формироваться умение управлять своими эмоциями.
По окончании обучения у учащихся будут:
Предметные:
 развиты знания по основным шахматным терминам и учащиеся начнут применять их на
занятиях;
выработаны умения правильно осуществлять ходы и взятие всеми шахматными фигурами;
знания о шахматной игре, ее истории, правила и законы;
навыки применения тактических приемов в шахматной партии, и навыки составления
стратегического плана в игре.
По окончании обучения у учащихся будут:
Метапредметные:
улучшены сосредоточенность и внимание;
натренированы память, воображение, творческое мышление, логика, математические
способности;
39

наработаны навыки для участия в соревнованиях;

проявляться инициативность и упорство в достижении цели

40

Календарно-тематический план.
№

Дата занятия
по плану по факту

Наименование
тем

Колво
часов

Содержание деятельности
теоретическая часть занятия

практическая часть занятия

Формы аттестации /
контроля

1

Постановка задач на год. Правила
техники безопасности.
Шахматная доска. Поля, линии, их
обозначения. Легенда о возникновении
шахмат. Шахматные фигуры и их
обозначения. Позиция, запись позиции.

Шахматы – спорт,
наука, искусство

2

Краткая история шахмат. Различные
системы
проведения
шахматных
соревнований. Ходы и взятие ладьи,
слона, ферзя, короля, коня и пешки.
Ударность и подвижность фигур в
зависимости от положения на доске.
Превращение пешки и взятие на
проходе пешкой. Угроза, нападение,
защита, двойной удар. Контроль полей.
Ограничение подвижности фигур.
Рокировка, правила ее выполнения.

Упражнения по выполнению
ходов отдельными фигурами
и
на
запись
ходов;
дидактические
игры
на
маршруты фигур и их взятие с
учетом контроля полей на
ограничение подвиж ности
фигур.

Опрос

Правила игры

2

Правила
турнирного
поведения.
Правило «тронул - ходи». Понятие
«шах». Способы защиты от шаха.
Открытый и двойной шах. Понятие
«мат». Обучение алгоритму матования
в один ход. Понятие «пат». Сходства и
различия понятий «мат» и «пат».

Решение
упражнений
на
постановку мата и пата в
различное количество ходов

Опрос

1

Вводное занятие

2

3

2

Наблюдение

Выигрыш, ничья, виды ничьей.
4

Первоначальные
понятия

2

Запись партий. Мат, ничья.

5
5.1

Тактика игры
Ценность фигур

6
2

3
Ценность фигур. Единица измерения
ценности. Виды ценности. Изменение
ценности в зависимости от ситуации на
доске. Защита. Размен. Виды размена.
Материальный перевес.

5.2

Легкие и тяжелые
фигуры

2

Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

5.3

Основное
тактические
приемы

2

Знакомство с тактическими приемами:
«связка»,
«крест»,
«завлечение,
«отвлечение»,
«двойной
удар»,
«вертел», «блокировка», «рентген»,
«открытый шах»,
«двойной шах»,
«перегрузка» «промежуточный ход»,
«десперадо».

Разбор специально
подобранных позиций,
решение тематических
этюдов

6
6.1

Стратегия игры
Определение
стратегии.

4
2

2
Безопасность
короля.
Наличие
проходной пешки. Пешечная цепь.
Слабости. Материальный перевес.
Владение
открытыми
линями
(вертикали, горизонтали, диагонали).
Преимущество 2 слонов.

2
Просмотр видеоролика. Игра
со всеми фигурами.

3

Упражнения на запоминание
правил шахматной нотации,
игры с
ограниченным
набором фигур, простейшие
этюды.
3
Решение
арифметических
задач
(типа
«У
кого
больше?») и логических задач
(«типа
«Какая
фигура
ценнее?»)
Игра со всеми фигурами на
доске

Опрос

Опрос/наблюдение
Опрос

Опрос
Опрос/наблюдение

Опрос/наблюдение

6.2

Целесообразное
развитие фигур,
выбор плана,
централизация

2

Целесообразное развитие фигур, выбор
плана, централизация. Активность и
взаимодейтвие
фигур.
Владение
центром. Владение пространством.

Разбор и разыгрывание
партнером позиций.

с

Опрос/наблюдение

7
7.1

Дебют
Дебют. Основные
цели дебюта

9
2

4
Определение дебюта. Задачи дебюта и
принципы его разыгрывания. Правила
игры в дебюте. Борьба за центр.
Важность борьбы за центр. Развитие
фигур. Дебютный принцип "один ход одна
фигура",
правильная
последовательность развития фигур сначала кони, затем слоны, затем все
остальные
фигуры.
Безопасность
короля.
Важность
скорейшего
осуществления рокировки под угрозой
быстрого поражения. Разбор примеров
на демонстрационной доске.

5
Учебные
партии
между
учащимися с отработкой на
практике.

7.2

Классификация
дебютов.

2

Гамбиты. Общие идеи и принципы
гамбитов: принцип жертвы материала
ради скорейшего раз вития фигур.
Открытые дебюты. Разбор открытых
начал
шахматной
партии.
Полуоткрытые дебюты. Применение
полуоткрытых начал в практической
партии на занятии. Закрытые дебюты.

Просмотр видеоурока, игра.

Опрос/тестирование

7.3

Распространенные
ошибки в дебюте

2

Что нельзя делать в дебюте. Ранний Учебные
партии
между
вывод ферзя. Объяснение причины преподавателем и учениками с
намеренным
нарушением

Опрос/тестирование

4

Опрос/тестирование

ошибочной стратегии игры ферзём на изученного принципа.
ранней стадии партии - частое попадание
ферзя под удары менее ценных фигур.
Бесцельные ходы одной фигурой.
Важность быстрейшей мобилизации сил.
Выгодно ли повторять ходы за
соперником? Объяснение, кому выгодно
повторение ходов с самого начала
партии. Белые обладают преимуществом
за счёт права первого хода и
возможностипервыми создавать угрозы.
Примеры
дебютных
катастроф.
закрепление на практике
Способы защиты.
изученного материала

7.4

Дебютные
катастрофы

2

7.5

Проектная работа
по дебютам
Миттельшпиль
Комбинации в
мительшпиле

1
9
2

5
Любая комбинация должна иметь
мотив. После определения мотива
найти тактическое решение (идею
комбинации). Четко оценить цель и
выгоду комбинации.

4
Для тренировки
комбинационного зрения
решение задач и этюдов

Атака на
нерокированного
короля

2

Понимание необходимости рокировки
на
примере
возможных
атак
нерокированного
короля.
Нерокированный король подвергается
атакам. Стремление
не позволить
сделать рокировку сопернику, если это
возможно, не в ущерб собственному
развитию.

Просмотр презентации.

8
8.1

8.2

Защита проекта по дебютам

5

Опрос/наблюдение/
тестирование
наблюдение

опрос

опрос

8.3

Атака при
односторонних
рокировках

2

Атака при односторонних рокировках, в
основном
лучше
осуществлять
с
помощью фигур, чтоб не разрушить
прикрытие собственного короля (в
отдельных
случаях
возможны
и
пешечные марши)
Как правило, для успешного завершения
атаки необходимо разрушить пешечное
прикрытие или выманить короля из
укрытия.
При
разносторонних
рокировках
эффективным
средством
является
пешечный штурм, который легче всего
реализовать если от позиции короля
выдвинуты пешки. Если же пешки от
позиции короля не выдвинуты, то часто
требуется пожертвовать легкую фигуру
для развития атаки.

8.4

Атака при
разносторонних
рокировках

2

8.5

Контратака.
Контрудары

1

Контрудар в центре. Контратака
основанная на отрыве фигур от короля.
Уничтожение опасных атакующих
фигур путем размена или жертвы.

9
9.1

Эндшпиль
Оппозиция.
Золотое правило
оппозиции

11
2

6
Оппозиция в шахматах — это
расположение королей друг от друга
через нечетное число полей по
горизонтали
(вертикали)
или
диагонали. «Золотое»
правило
оппозиции: «Если короли находятся на
одной линии и число полей между
ними нечетное (одно, три или пять), то
6

Просмотр
решение задач

видеоурока,

Просмотр
презентации,
решение задач, игра со всеми
фигурами.

тест/опрос

тест

опрос

5

Разыгрывание
среди учащихся

эндшпилей

опрос

9.2

Пешечные
слабости

2

9.3

Двадцать правил в
эндшпиле

2

оппозицией владеет тот из партнёров,
кто ходил последним.
Сдвоенные
пешки,
изолированные
Решение заданий и тестов
пешки, отсталые пешки. Стараемся не
допускть пешечных пешечных слабостей
у себя в лагере, и стремимся к созданию
пешечных
слабостей
в
лагере
противника.
В эндшпиле король – атакующая
Просмотр видеоурока, игра со
фигура. Ценность пешки возрастает.
всеми фигурами.
Получив преимущество желательно
сохранить пешки на обоих флангах.
Создание проходной пешки, движение
вперед этой пешки. Ладью желательно
поставить позади своей проходной
пешки. Неприятельскую пешку проще
всего
задерживать
сзади.
При
невозможности
уничтожить
неприятельскую проходную пешку,
необходимо ее блокировать, лучше
всего королем. В ладейном эндшпиле
активность короля и ладьи дороже
пешки. Отсечение короля противника
на краю доски или от проходных
пешек. Конь сильнее слона в позициях
с блокированными пешками (особенно
если слон тупой). Слон сильнее коня в
открытых
позициях
особенно
с
пешками на разных флангах. В
7

тест

опрос

2

эндшпиле, 2 слона, как правило
сильнее двух коней. Ладья и Слон
могут действовать издалека. Короля,
ферзя и коня лучше централизовать.
Позиционная ничья – положение, при
котором
имея
материальное
преимущество, соперник не сможет
выиграть даже при правильной игре.
Патовая комбинация- комбинация цель
которой патовая позиция. Поскольку
патовые
комбинации,
как
и
позиционная ничья связаны с жертвой
материала,
просчитывать
эти
комбинации необходимо с особой
тщательностью.
Когда и кому выгоден размен ферзей в
эндшпиле.
Слон против коня в эндшпиле.

9

2

9.4

Позиционная
ничья. Патовые
комбинации.

2

9.5

Ферзевые
окончания
Достоинство и
недостатки коня и
слона
Решение задач,
этюдов
Решение задач,
этюдов

1

Соревнования
Онлайн
соревнования
Турнир
Социальные
практики

10
2

9.6

10
10.1

11
11.1
11.2
12

Мат в 1 ход. Мат в 2 хода. Мат в 3 и
более ходов. Вскрытый (открытый)
шах. Двойной удар. Рентген. (2 часа)
1

8
5
8

Игра со всеми фигурами

Опрос/наблюдение

опрос
Отработка на практике
изученного материала.

Опрос/наблюдение

7

Наблюдение/опрос

Решение задач и учебных
примеров. (7 часов)
9
онлайн турниры

турнир
турнир

турниры очные.
Показательные выступления
наиболее
успешных

турнир
турнир, наблюдение

13

Итоговое занятие
Всего:

2
72

Подведение итогов года
27

9

учащихся.
Презентация
успехов юных шахматистов с
приглашением
родителей
учащихся.
Открытые
шахматные
турниры,
организованные ребятами для
других коллективов, друзей,
родителей:
«Шахматные
товарищеские
турниры»,
которые,
как
правило,
посвящаются
различным
праздничным датам («Новый
год», «
«День защитника
отечества» «9 мая» и др.).
Турнир.
45

Тестирование/Турнир

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЕ « КОМБИНАТОР»

Адресат: обучающиеся от 10 до 14 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор-составитель: Медведева Н.П.

г.п.Залукокоаже, 2025
10

Направленность: Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик,
особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали
профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят физкультурноспортивную направленность.
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Цель воспитания – создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор
жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме.
Задачи воспитания:
способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе,
способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его
субъективной позиции.
развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной
социальной деятельности;
способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать
накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе
жизнедеятельности;
сформировать стремление к здоровому образу жизни.
Важным обстоятельством является коллективное планирование, разработка, проведение
мероприятий и совместный анализ достижений и результатов. В связи с этим одним из
направлений воспитательной работы в объединении является создание системы коллективных
дел, обеспечивающих включённость в них большинство детей коллектива и их родителей.
Пути достижения поставленной цели: это те проблемы организации конкретных видов и
форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания.







Формы работы: встречи, турниры, праздники, игровые программы и иные мероприятия.
Методы воспитания:

метод убеждения выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущностисоциальных и
духовных отношении, норм и правил поведения;
метод организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение,
педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
метод поощрения выражается в стимулировании деятельности обучающихся. Поощрение
вызывает положительные эмоции, способствующие возникновению чувства уверенности
ребёнка в своих силах;
метод упражнения предполагает такую организацию деятельности, которая позволяет
обучающимся накапливать привычки и опыт правильного поведения, связывать слово с делом,
убеждение с поведением;

11



метод контроля заключается в наблюдении за деятельностью и поведением
обучающихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил, а
также к выполнению определенных заданий.
Планируемые результаты:
Развитая личность обучающегося с позитивным отношением к себе, способного
вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной
позиции.
Система отношений в коллективе через разнообразные формы активной
социальной деятельности;
Умение самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый
опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
Укрепление стремления к здоровому образу жизни.

2

№
1.

2.

Направление
воспитательной
работы

Медведева
Н.П.

Медведева
Н.П.

Турнир
ко
рождения
Чигорина

Духовно-

Социальная акция
по вовлечению в
деятельность
общественных
объединений,
«Твори добро»

Октябрь

Турнир
приуроченный
Дню матери

ноябрь

нравственное,

направление
Духовнонравственное,
социальное

дню
М.И.

Сентябрь,
по плану.

Культурологическое
направление

социальное

3.

Календарно-тематический план по воспитательной работе
Наименование
Срок
Организатор /
Планируемый результат
мероприятия
реализации ответственный

ко

Конструктивное,
эффективное взаимодействие
и сотрудничество с разными
партнерами
Воспитание
обучающихся,
способных
к
принятию
ответственных решений и к
Проявлению добропорядочного
поведения в любых жизненных
ситуациях, обществе

Медведева
Н.П.
Родители

направление

2

Формирование ценностного
отношения к семье, здоровью и
здоровому образу жизни.

Примечания

4.

Гражданскопатриотическое
направление

Шахматный турнир
«Мыроссияне!»,
посвященный
Дню Конституции

декабрь

Медведева
Н.П.

Воспитание любви и уважения к
традициям
Отечества,
школы,
семьи.
Воспитание уважения к правам,
свободе и
обязанностям человека

5.

Культурологическое
направление

Турниры

Сентябрь
—
Май

Медведева
Н.П.

3

Формирование вербальных и
невербальных
способов
коммуникации;
умение интегрироваться в группу
сверстников
и
строить
продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками
и взрослыми.
Появление результативности
в
выбранном
профиле
деятельности
Конструктивное, эффективное
взаимодействие
и
сотрудничество
с
разными
партнерами

6.

Гражданскопатриотическое

Встречи с лучшими
игроками района и
республики

В течение
учебного
года

Медведева
Н.П.

7.

Гражданско-

Международный
день
памяти
жертв
Холокоста

январь

Медведева
Н.П.

День науки

февраль

Медведева
Н.П.

патриотическое
направление

8.

Культурологическое
направление

Знакомство
с
шахматной
историей, традициями, КБР
Знакомство с представителями
спорта.
Проявление
результативности
в
выбранном
профиле
деятельности
Воспитание
обучающихся,
способных
к
принятию
ответственных решений и к
проявлению сострадания

Воспитание чувства патриотизма,
гражданственности,гордости
за
достиженияотечественных учёных.

9.

Гражданскопатриотическое

Разговоры о важном

Сентябрьмай

Медведева
Н.П.

Формирование гражданскопатриотического сознания

10.

Трудовое,
социальное
направление

Субботник
территории.

Сентябрьмай

Медведева
Н.П.

Уважение
к
труду
творчеству
старших
сверстников.

на

4

и
и

11.

Гражданскопатриотическое

12

Работа с родителями

13

Культурологическое
направление

Турнир
посвященный
Дню Победы.

Профилактика
правонарушений,
детского
травматизма и
удовлетворение
досуговых
потребностейдетей в
летний период.
Турнир к юбилею
А.Карпова

Май

Медведева
Н.П.

май

Медведева
Н.П.

май

Медведева
Н.П.

5

Воспитание у обучающихся
таких
качеств как чувство долга,
ответственность,
честь,
достоинство,
уважения
к
традициям Отечества
Формирование у родителей
знаний и представлений о
необходимости контроля
за
детьми в летний период,
способах
их
развития
и
удовлетворения
досуговых
потребностей.
Воспитание у обучающихся
чувства уважения и гордости за
свое Отечество.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».