МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
"Стратег "
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированная
Адресат: 10-14 лет
Срок реализации:1 год, 36 часа
Форма обучения: очная
Автор – составитель:
Медведева Наталья Павловна
Должность: педагог дополнительного образования
г.п. Залукокоаже.
2025 г.
Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность дополнительного
образования
1.
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2.
Национальный проект «Образование».
3.
Конвенция ООН о правах ребенка.
4.
Приоритетный проект от 30.11.2016г. №11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при
Президенте РФ.
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019г.
№170 «Об утверждении методики расчёта показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным
образованием».
6.
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
7.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
8.
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование» (новые места в дополнительном образовании).
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей» (с изменениями и дополнениями).
10. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023г.
№АБ-3935/06 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества
дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов,
обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей,
связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран
мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений
научно-технологического и культурного развития страны».
11. Протокол заочного заседания Рабочей группы по дополнительному
образованию детей Экспертного совета Министерства просвещения Российской
Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и
детского отдыха от 22.03.2023г. №Д06-23/06пр.
12. Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных)
услуг в социальной сфере».
13. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О
направлении
информации» (вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы).
14. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
15. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г.
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
16. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования».
17. Приказ Министерства просвещения РФ от 04.04.2025г. №269
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку
заработной платы) педагогических работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным
программам, образовательным программам среднего профессионального образования и
соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным
программам профессионального обучения, и о Порядке определения учебной нагрузки
указанных педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основаниях
ее изменения и случаях установления верхнего предела указанной учебной нагрузки».
18. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
19. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
20. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
21. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2023г. №1105-р «Об утверждении
Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации».
22. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г.
№882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
23. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по
независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»).
24. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017г. №ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
25. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении
Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об
образовательной организации».
26. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
04.08.2023г. №1493 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
и формату представления информации».
27. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об
образовании» (с изменениями и дополнениями).
28. Приказ Минобрнауки КБР от 15.08.2025г. №22/749 «Об утверждении
Региональных
требований
к
регламентации
деятельности
государственных
образовательных учреждений дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
29. Постановление Правительства КБР от 22.04.2020г. №85-ПП «О
межведомственном совете по внедрению и реализации в Кабардино-Балкарской
Республике целевой модели развития региональной системы дополнительного
образования детей».
30. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении
Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования
детей в КБР».
31. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении
Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Кабардино-Балкарской Республике».
32. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые и модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и
экспертизе качества авторских дополнительных общеразвивающих программ»).
33. Постановление 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о
персонифицированном дополнительном образовании детей в муниципальном Зольском
районе».
34.
Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района;
Изучение шахмат в нынешнее время остаётся актуальным по нескольким причинам:
1. Развитие интеллекта:
- Шахматы тренируют логическое мышление, память и способность быстро принимать
решения. Это отличная интеллектуальная гимнастика для ума.
2. Доступность:
- Играть в шахматы можно где угодно: дома, в кафе, на работе или даже в дороге
благодаря мобильным приложениям и онлайн-платформам.
- Многие ресурсы предлагают бесплатные уроки и тренировки, что делает обучение
доступным для всех.
3. Популярность и разнообразие форматов:
- Шахматы переживают новый виток популярности благодаря разнообразным форматам
игры: классические, рапид, блиц и буллет-шахматы («пуля»).
- Онлайн-платформы, такие как Chess.com и Lichess, сделали игру более динамичной и
увлекательной.
4. Социальные аспекты:
- Шахматы сближают людей, позволяя устраивать шахматные встречи и турниры.
- Турниры и стримы делают игру зрелищной и увлекательной для зрителей.
5. Связь с технологиями:
- Развитие искусственного интеллекта и компьютерных шахмат показывает, как
технологии могут обогащать и развивать игру.
- Это создаёт новые возможности для анализа и улучшения стратегий.
6. Универсальность:
- Шахматы подходят для людей любого возраста и уровня подготовки. Они могут быть
как развлечением, так и серьёзным хобби с возможностью участия в профессиональных
турнирах.
Таким образом, шахматы остаются актуальным и востребованным занятием,
которое развивает умственные способности, предоставляет множество возможностей для
практики и общения, а также остаётся в тренде благодаря современным технологиям и
форматам игры.
Новизна программы по шахматам заключается в следующих инновационных подходах:
Исследовательский метод. Включение в программу написание рефератов и докладов по
истории шахмат, что развивает исследовательские навыки учащихся.
Индивидуальный подход. Программа позволяет:
работать с детьми разного уровня подготовки
выявлять талантливых детей
способствовать их дальнейшему развитию
Игровая деятельность. Особое внимание уделяется:
созданию игровых ситуаций
включению занимательного материала
проведению дидактических игр
организации турниров разного уровня
Системный подход в организации работы с детьми через принципы:
развивающей деятельности
активной включенности каждого ребенка
психологической комфортности
предоставления выбора
Педагогическая целесообразность программы по шахматам заключается в системном
подходе
- Программа структурирована таким образом, чтобы постепенно усложнять материал,
учитывая возраст и уровень подготовки учащихся.
- Включает как теоретические занятия, так и практическую игровую деятельность.
Программа включает в себя воспитательные аспекты:
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Воспитание нравственных качеств и культурных ценностей.
- Формирование устойчивой мотивации к занятиям шахматами.
Такой подход обеспечивает гармоничное развитие интеллектуальных и личностных
качеств учащихся, делая программу по шахматам не только полезной, но и педагогически
обоснованной.
Адресат: Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 1-4 классов (7-10
лет).
Особенности набора детей – свободный.
Срок реализации: 1 год, 36 часов.
Режим занятий: Программа рассчитана на 1 год обучения из расчета 1 час в
неделю. Всего: 36 часов в год.
Наполняемость группы: 20 человек
Форма обучения: очная
Формы занятий: в каждом конкретном случае и на различных этапах обучения
определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем общего развития
обучающихся, образовательной целью и многими другими факторами, включая
эмоциональный настрой: беседа; практическое занятие; задания, направленные на поиск
решения шахматных задач; анализ ошибок и поиск путей их устранения; турниры.
Цель программы:
Подготовка юных шахматистов, владеющих базовыми навыками стратегии, тактики и
техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры.
Личностные задачи:
-
Формировать установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Развить мотивации к творческому труду и работе на результат.
Воспитать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Предметные задачи:
- Ознакомить с шахматными терминами и определениями.
- Обучить игре каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
- Формировать умения ставить мат с разных позиций.
- Формировать навыки записывать шахматную партию.
Метапредметные задачи:
- Освоить способы решения проблем творческого характера.
- Развить способности ставить цель и планировать её достижение.
- Формировать навыки построения логической цепи рассуждений
- Формировать умения обосновывать свою точку зрения.
№
п/п
1
2
Учебный план программы
Название раздела, темы
Количество часов
Вводный
инструктаж.
Организационное занятие.
Формы
аттестации/
Всего Теория Практика
контроля
Введение (2 часа)
1
1
Контрольные
вопросы
Легенда о происхождении шахмат.
Шахматная доска.
1
1
Опрос
3
Основные понятия (12 час)
Изучение фигур: пешка, ладья,
2
1
слон, ферзь, конь.
1
Наблюдение
4
Король и понятие шаха
2
1
1
Наблюдение
5
Мат. Пат. Ничья.
2
1
1
Наблюдение
6
Рокировка. Рокировка и ее
последствия: понятия форточки.
2
1
1
Наблюдение
Превращение пешки в ферзи 1(8)
горизонтали. Взятие на проходе.
2
1
1
Наблюдение
Правила
проведения
Турнир в объединении.
2
1
1
Турнирные
таблицы
7
8
турниров
Тактика и стратегия (10 часов)
9
2
1
1
Опрос,
наблюдение
10
Двойной удар, вскрытый шах.
Решение задач на двойной удар и
скрытый шах.
Связка. Решение задач на связку
2
1
1
11
Турнир в группе.
4
Опрос,
наблюдение
12
Дебют.
2
4
1
Эндшпиль. Постановка мата (12 часа)
1
13
Эндшпиль. Пешечные окончания.
2
1
1
14
Мат Королем и ферзем.
2
1
1
15
Линейный мат. Мат двумя ладьями.
2
1
1
17
Турнир
4
Итого
36
16
Мат королем и ладьей.
2
1
1
4
15
Содержание учебного плана
21
Турнирные
таблицы
Контрольные
вопросы
Контрольные
вопросы
Контрольные
вопросы
Наблюдение
Контрольные
вопросы
Турнирные
таблицы
Введение (2 часа)
Вводный инструктаж. Организационное занятие.
Теория: инструктаж по технике безопасности.
Правила шахматной игры. Сроки проведения соревнований и турниров.
Легенда о происхождении шахмат.
Теория: знакомство с шахматной игрой: когда появилась шахматная игра, как
изменились правила и название фигур. Знакомство с шахматной доской. Понятия
линий - горизонталь, вертикаль, диагональ.
Основные понятия (12 часов)
Изучение фигур: пешка, ладья, слон, ферзь, конь. (2 часа)
Теория: расстановка шахматных фигур на шахматной доске. Ходы шахматных фигур,
кромекороля. (1 час)
Практика: игры пешки против пешек, пешки против ладей, пешки против слонов,
пешки противферзя, пешки против коней. (1 час)
Король и понятия шаха. (2 часа)
Теория: знакомство с главной шахматной фигурой — королем. Понятие «шах».
Способы защитыот шаха.
Практика: шахматные партии с королем.
Мат. Пат. Ничья. (2 часа)
Теория: понятие «мат». Различия понятий «шах» и «мат», «пат» и «ничья»
Практика: игры с королем до мата.
Определение результатов партий самостоятельно без помощи педагога.
Рокировка. Рокировка и ее последствия: понятие форточки. (2 часа)
Теория:
знакомство с
понятием
«рокировка». Условия
проведении
рокировки. Понятие «форточка». Для чего нужна «форточка». Освоение «форточки» в
игре.
Практика: применение рокировки в партиях.
Превращение пешки в ферзи на 1 (8) горизонтали. Взятие на проходе. ( 2 часа)
Теория: Провод пешки к 1 (8) горизонтали. Понятие «взятие на проходе».
Практика: Отработка на практике навыков проведения пешки во ферзи
Турнир в группе. (2 часа)
Теория: правила турнирного поведения.
Практика: мини-турниры на выявление победителя внутри одной группы. Изучение и
приобретение навыков турнирной борьбы.
Тактика и стратегия (10 часов).
Двойной удар, вскрытый шах. (2 часа)
Теория: понятие «двойной удар» и «вскрытого шаха». Условия применение
двойного удара и вскрытого шаха. Научиться применять тактические приемы в партии
с соперниками.
Практика: решение задач по сборнику комбинаций.
Связка. (2 часа)
Теория: понятие «связка». Условия применение связки. Защита от связки. Научить
применять впартии с соперниками.
Практика: применение тактических приемов в партии.
Турнир (4часа)
Практика: мини-турниры на выявление победителя среди учащихся. Контрольные
вопросы. Изучение и приобретение навыков турнирной борьбы.
Дебют. (2 часа)
Теория: начальная стадия партии. Изучение принципов дебюта.
Практика: применение принципов дебюта в партии.
Эндшпиль. Постановка мата (12 часов)
Эндшпиль. Пешечные окончания. (2 часа)
Теория: заключительная часть партии.
Практика: типичные позиционные окончания. Решение задач и сюжетов из сборника и
другихизданий.
Мат Королем и ферзем.(2 часа)
Теория: постановка мата ферзем и королем.
Практика: тренировки постановки мата в пределах десяти ходов.
Линейный мат. Мат двумя ладьями. (2часа)
Теория: постановка линейного мата. Оппозиция королей. Приемы постановки мата
двумя ладьями.
Практика: тренировки постановки мата в пределах десяти ходов.
Мат Королем и ладьей. (2 часа)
Теория: координированные действия ладьей и королем.
Практика: разыгрывание позиций по постановке мата ладьей и королем.
Турнир в объединении. (4 часа)
Практика: Подведение итогов года. Выявление сильнейших. Анализ результатов.
Дальнейшие планы. Вручение грамот по итогам года.
У обучающихся будут/будет:
Личностные:
Планируемые результаты:
- Сформированы установки на безопасный и здоровый образ жизни.
- Развиты мотивации к творческому труду и работе на результат.
- Привито воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
- Сформированы базовые качества самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки.
У обучающихся будут/будет:
Предметные:
- Ознакомлены с шахматными терминами и определениями.
- Обучены игре каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
- Сформированы умения ставить мат с разных позиций.
- Сформирован навык записывать шахматную партию.
Метапредметные :
- Освоены способы решения проблем творческого характера.
- Развита способность ставить цель и планировать её достижение.
- Сформирован навык построения логической цепи рассуждений
- Сформированы умения обосновывать свою точку зрения.
Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе
определяется календарным учебным графиком.
Год обучения Дата
Дата
Количество
Количество
Режим
2025-2026
начала
окончания
учебных
учебных
занятий
учебного
учебного года недель
часов в год
года
стартовый
01.09.25
31.05.26
36
36
1 раз
в
неделю по
1ч.
Условия реализации
Занятия проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования (Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. No 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами, имеющими
высшее или среднее профессиональное образование соответствующей направленности, а
также педагогами, прошедшими курсы повышения квалификации по профилю
деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Помещение для проведения занятий должно отвечать санитарным нормам.
Рабочие места для 20 обучающихся (10 столов и 20 табуреток ).
Шахматные доски с набором шахматных фигур (10 шт.)
Рабочее место педагога оборудовано демонстрационной шахматной доской с
набором магнитных фигур.
Шкаф для хранения шахмат, учебно-наглядных и методических материалов.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Методы работы
Словесный-беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.
Наглядный - показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на
демонстрационной доске, просмотр презентации.
Практический - турниры, блицтурниры, решение комбинаций и шахматных задач,
тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.
Объяснительно-иллюстративные - учащиеся воспринимают и усваивают готовую
информацию.
Репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие учащихся в
шахматных турнирах, соревнованиях.
Исследовательский – овладение учащимися методами научного познания,
самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий
гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.
Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и
конкурсов решения задач.
Частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе
решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.
Методы воспитания: мотивация; поощрение; убеждение; стимулирование.
Формы аттестации/ контроля
Для определения результативности освоения программы используются следующие
видыаттестации:
входной контроль – оценка исходного уровня знаний перед началом
образовательного процесса, проводится с целью определения уровня развития детей;
итоговый контроль – оценка уровня достижений учащимися по
завершении освоения программы с целью определения изменения уровня развития детей,
их творческихспособностей.
Для входного контроля используются следующие формы: беседа, собеседование,
практическое задание на определение умений и навыков.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе. Формой итогового
контроля являются контрольные вопросы, результаты шахматных партии.
При реализации программы «Стратег» используются следующие формы контроля
обучающихся:
тестирование;
опрос;
наблюдение;
Оценочные материалы представлены в виде тестов, опросников.
Критерии оценки теоретической и практической подготовки обучающегося
Критерии уровней развития детей
Диагностика освоения учащимися дополнительной общеоразвивающей программы
«Стратег» проводится в конце учебного года по двум показателям: теоретическая
подготовка учащегося и практические умения разыгрывания элементов шахматной партии,
а также практическая сила игры в шахматы.
Теоретическая подготовка учащегося оценивается по трех бальной шкале по
результатам решения 12 контрольных заданий в конце учебного года после изучения
теоретического материала всех разделов программы. Контрольные задания
разрабатываются в соответствии с оцениваемыми параметрами разделов программы.
Решение 0-5 заданий соответствует низкому уровню освоения программы (объем
усвоенных знаний составляет менее ½ объема знаний, предусмотренных программой).
Решение 6-9 заданий соответствует среднему уровню освоения программы (объем
усвоенных знаний составляет более ½). Решение 10-12 контрольных заданий соответствует
высокому уровню освоения программы (учащийся освоил практически весь объем знаний,
предусмотренных программой за конкретный период). Варианты контрольных заданий
представлены в учебно-методическом пособии к дополнительной общеобразовательной
программе «Стратег».
Практическая сила игры в шахматы оценивается по трех бальной шкале по результатам
учебно-тренировочного турнира, участия детей в соревнованиях различного уровня.
Уровень освоения дополнительной общеоразовательная программы оценивается по
среднеарифметическому баллу показателей теоретической подготовки учащегося и его
практической силы игры в шахматы.
Показатели и критерии для определения уровня освоения программы
Показатели
Критерии
Уровень
Кол-во Форм
освоения
баллов ы
прове
дения
1.Теоретическая подготовка учащегося: Соответствие Низкий;
1
Контр
- знание истории возникновения теоретически средний;
2
ольны
шахмат; - знание основных правил х
знаний высокий.
3
е
шахматной игры; - знание шахматной программным
задан
нотации; - знание сравнительной требованиям
ия
ценности фигур; - знание метода
постановки линейного мата, мата
ферзем, мата ладьей;
- знание принципов игры в дебюте; знание принципов игры в эндшпиле; знание правила квадрата; - знание
ключевой позиции при проведении
пешки в ферзи;
- знание типовых тактических приемов:
связка,
двойной
удар,
вскрытое
нападение, двойной шах.
Практическая сила игры в шахматы
Практическая Низкий:
1
Учебн
сила игры в результат
в 2
ошахматы
учебно
- 3
трени
тренировочно
ровоч
м
турнире
ный
ниже
40%;
турни
средний:
р,
результат
в
учебнотренировочно
м
турнире
40–60%;
высокий:
выполнение 3
юношеского
разряда
Уровень освоения программы 1 года Вычисление
Низкий
1
обучения
среднеарифме Средний
1,5-2,5
тического
Высокий
3
балла
показателей
сорев
нован
ий
Требования к уровню подготовки воспитанников
Должны знать:
Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
Правила хода, взятие каждой фигуры.
Должны уметь:
Ориентироваться на шахматной доске;
Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушения шахматных правил;
Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
Правильно располагать фигуры перед игрой;
Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
Решать простые шахматные задачи.
Дидактическое обеспечение программы:
- учебные пособия по шахматам;
- дидактические материалы;
Список литературы для педагога:
1.
Абрамов С.П. Барский В. П. Шахматы первый год обучения. Методика
проведениязанятий. 2015.
2.
Владимир Барский. Учебник шахмат для младших школьников Карвин в
Шахматномлесу- I . 2015.
3.
Владимир Барский. Учебник шахмат для младших школьников Карвин в
Шахматномлесу- II . 2015.
4.
Гершунский Б. Костьев А., Шахматы – школе, Педагогика, 2001.
5.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука.- М.: Детская литература, 2005.
6.
Дерябина С.Е. Учебник шахматы. Первый год обучения, Ижевск, 2006
7.
Карпов А., Гик Е. Шахматные сюжеты - Знание. Москва, 1991.
8.
Касаткина Шахматная тетрадь. 2015.
9.
Ройзман Шахматные миниатюры. 2009.
10.
Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок . 2004.
11.
Слуцкий П.М. Шерешевский Контуры эндшпиля. 2003.
Список литературы для обучающихся:
Теория дебютов.
1. Дворецкий М.И., Юсупов А.М. Секреты дебютной подготовки. – Харьков: Факт,
2008. – 288 с. 2. Калиниченко Н.М. Шахматные дебюты. Практическое руководство.
Все открытые начала. – М.: Астрель; АСТ, 2008. – 240 с.
3. Калиниченко Н.М. Шахматные дебюты. Практическое руководство. Все
полуоткрытые начала. – М.: Астрель; АСТ, 2008. – 304 с.
4. Калиниченко Н.М., Эстрин Я.Б. Шахматные дебюты. Полный курс. – М.: ФАИРПРЕСС, 2003. – 704 с. Основы шахматной игры.
Элементы шахматной партии.
1. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: Тера-Спорт, 2001. – 344 с. 29
2. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. -7-е изд.- М.: Тера-Спорт, 2001. - 416 с.
3. Лисицын Г.М. Стратегия и тактика шахматного искусства. – Л.: Ленинградское
газетножурнальное и книжное издательство, 1952. – 590 с.
Управление процессом совершенствования шахматиста.
1. Дворецкий М.И. Искусство анализа. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 192 с.
Теория эндшпиля.
1. Авербах Ю.Л. Что надо знать об эндшпиле. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 79
с.
2. Макаров М.А. Библиотечка практика. Окончания. – СПб.: Издательство Соловьев
Сергей Николаевич, 2007. – 176 с.
3. Портиш Л., Шаркози Б. 600 окончаний. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 237 с.
1.
Интернет-ресурсы
Российская шахматная федерация https://www.ruchess.ru/
2.
Музей шахмат http://m.youtube.com
3.
Игры в шахматы // сайт Lichess.Org URL: http://lichess.org
4.
Играть в шахматы онлайн // сайт CHESSKING URL: http://Chessking.com
5.
Шахматный портал XChess.ru Советы начинающему шахматисту:
http://xchess.ru/
Приложение 1
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ
И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Задание 1.
Задание 3.
Задание 5.
Задание 7.
Задание 9.
Белые сыграли е2е4. Могут ли
черные пойти
d4xe3?
а) да;
б) нет.
Материальный
пере- вес:
а) у
белых; б)
у черных;
в) на доске
материаль- ное
равновесие.
В дебюте правильно
играют:
а) белые;
б) черные;
в) оба игрока.
Сильнейший ход
чер- ных:
а) Крf5f4;
б)
Крf5-e4;
в) e5-e4.
Задание 2.
Задание 4.
Задание 6.
Задание 8.
Задание 10.
Могут ли белые
сде- лать
рокировку?
а) да;
б) нет.
Ход белых. На
доске: а) мат;
б) шах;
в) пат.
Какое утверждение
правильно:
а) В начале партии
нужно захватывать
центр и выводить
легкие фигуры.
б) В начале партии
нужно быстрее
выводить ферзя, чтобы
поставить мат.
Ход белых. Сможет
ли белый король
догнать черную
пешку.
а) да;
б) нет.
Белые сыграли
Сg2- c6+.
Какой
тактический
прием они
приме- нили:
а) двойной
удар; б)
двойной шах;
в) вскрытый
шах;
г) связка.
Задание 11.
Ход белых.
Выиг- рыш
ферзя с помощью
тактического
приема двойной
шах.
1.
Белые начинают
и дают мат в два
хода с помощью
тактиче- ского
приема вскрытый шах.
Запишите
решение.
1.
2.
Задание 12.
Ход белых.
Выиг- рыш
ферзя с помощью
тактического
приема связка.
1.
Ответы на контрольные
задания
1. а; 2. б; 3. в; 4. в; 5. а;
11. 1. Cf8 ++;
12. 1. Cc4.
6. а;
7. б;
8. а;
9. a3; 10. 1. Кg4+ Крg8 2. Kh6#;
Викторина по шахматам
Приложение №2
Когда отмечается Международный день шахмат? а) 22
июня;
б) 20 июля;
в) 10 ноября;
г) 12 декабря.
Что можно сказать о шахматисте? а)
Ходит сидя;
б) Бежит лёжа;
в) Ползает стоя;
г) Плывёт летая.
Какой из этих спортивных терминов не относится к шахматам? а) Дебют;
б) Рашпиль (это напильник);
в) Гамбит;
г) Эндшпиль.
Как говорят о шахматисте, который стал чемпионом мира, обыграв предыдущего
чемпиона?
а) Отобрал корону;
б) Свергнул с трона;
в) Вырвал мантию;
г) Выхватил скипетр.
Назовите настоящую «шахматную» фамилию писателя Алексея Максимовича Горького.
а) Конев;
б) Слонов;
в) Пешков;
г) Королёв.
Кто из российских поэтов жил в Шахматово? а)
Лермонтов;
б) Есенин;
в) Блок;
г) Некрасов.
(С 1981 года Государственный историко-литературный и природный музейзаповедник А.
А. Блока.)
Какая «шахматная» английская музыкальная группа была чрезвычайно популярна в 19721991 годах? а) «Пешка»;
б) «Ферзь»;
в) «Королева»;
г) «Ладья».
(«Куин»/Queen – «Королева».)
Из скольких клеток состоит шахматная доска?
а) 32;
б) 64;
в) 81;
г) 100.
Какой шахматной фигуры не существует? а)
Пешка;
б) Король;
в) Конь;
г) Дама.
Сколько раз во время шахматной партии чёрные фигуры могут сделать рокировку? а)
Один;
б) Два;
в) Три;
г) Четыре.
(Так же, как и белые.)
Какая фигура стоит на клетке f1 перед началом шахматной партии? а) Чёрный
король;
б) Чёрная пешка;
в) Белый ферзь;
г) Белый слон.
Какая шахматная фигура может перепрыгивать через свои и чужие фигуры? а) Конь;
б) Ферзь;
в) Пешка;
г) Слон.
Какая фигура, кроме пешки, может начать шахматную партию? а) Слон;
б) Ладья;
в) Конь;
г) Ферзь.
Какое из этих названий предметов столового прибора является также шахматным
термином?
а) Лопатка;
б) Вилка;
в) Ложка;
г) Нож.
В какую шахматную фигуру не может превратиться пешка? а) Ферзь;
б) Король;
в) Конь;
г) Слон.
Как в шахматах называется пешка, получившая перспективу стать ферзём? а)
Проходная;
б) Пробивная;
в) Пронырливая;
г) Козырная.
Как называется середина шахматной партии? а)
Миттельшпиль;
б) Гамбит;
в) Цугцванг;
в) Мидлтайм.
Какой рукой, согласно правилам, игроки должны переключать шахматные часы?
а) Правой;
б) Левой;
в) Любой;
г) Той, которой сделали ход.
(Чтобы не нажать на часы прежде, чем сделан ход.)
Назовите самую шахматную республику в составе России. а)
Калмыкия;
б) Татария;
в) Карелия;
г) Мордовия.
Какую фразу избрала свои девизом Международная шахматная федерация – ФИДЕ?
а) «Мы одна семья»;
б) «Весь мир в шахматном порядке»;
в) «Мы все свои в доску»;
г) «Сильнее, хитрее, умнее».
Как называется шахматный гроссмейстер, который борется за звание чемпиона мира?
а) Экс-чемпион;
б) Претендент;
в) Делегат;
г) Кандидат.
К какому виду программ относятся компьютерные шахматы? а) Шутеры;
б) Квесты;
в) Стратегии;
г) Симуляторы.
Кто победил первого чемпиона мира по шахматам? а) Э.
Ласкер;
б) А. Алёхин;
в) Х.Р. Капабланка;
г) М. Эйве.
Кто был первым российским чемпионом мира по шахматам? а) Алёхин;
б) Карпов;
в) Крамник;
г) Смыслов.
Кто из этих шахматистов стал чемпионом мира позже других из перечисленных?
а) Михаил Таль;
б) Василий Смыслов;
в) Борис Спасский;
г) Александр Алёхин.
(Чемпион мира номер десять, 1969 год.)
Кто из этих спортсменов не является шахматным гроссмейстером? а) Гарри
Каспаров;
б) Марат Сафин;
в) Владимир Крамник;
г) Руслан Пономарёв.
Кому Бобби Фишер без боя отдал мировую шахматную корону? а) Борису
Спасскому;
б) Тиграну Петросяну;
в) Василию Смыслову;
г) Анатолию Карпову.
Приложение 3.
Оценочная карта «Формирование элементарных шахматных представлений»
Педагог __________________________________________________
Группа:___________________________________________________
Фамилия, имя, возраст
обучающегося
Примечание
Показатели развития
1
Знания, представления
Количество
Знание шахматной доски
Знание шахматных фигур
Запоминание 15 предметов за 15
секунд (логические игры)
Форма
Знание всех ходов фигурами
5 правил невозможности сделать
рокировку
Умение отличать шах от мата
Умение отличать мат от шаха
6 правил ничейных позиций
Знание записи шахматных ходов
Ориентировка в пространстве
Знание всех шахматных линий
(диагонали, вертикали,
горизонтали)
Оценка показателей
2
3
Ориентировка во времени
Запоминание расставленных
шахматных фигур на доске
(логические игры)
Умения, навыки
Количество
Умения применять правила
квадрата
Умения применять понятия
«связка» и применения на
практике
Умения применять понятия
«вилка» и применения на
практике
Умения применять понятия
«двойной удар» и применения на
практике
Умения применять понятия мат
и виды мата и применения на
практике
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД К
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
« Стратег»
Уровень программы: стартовый
Адресат: обучающиеся от 7 до 10 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор-составитель: Медведева Н.П.
г.п. Залукокоаже, 2025
Образовательная программа «Стратег» имеет физкультурно-спортивную
направленность, является модифицированной, разработана в соответствии и на
основании основных действующих нормативных и программных документов РФ, с
учётом приоритетов развития системы дополнительного образования и существующего
опыта реализации дополнительных образовательных программ, Программа
предназначена для шахматного объединения в системе образовательного учреждения
дополнительного образования детей МКУ ДО «РЦДО» г. п. Залукокоаже.
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 1-4 классов (7-10
лет).
Особенности набора детей – свободный.
Срок реализации: 1 год, 36 часов.
Режим занятий: Программа рассчитана на 1 год обучения из расчета 1 час в
неделю. Всего: 36 часа в год.
Наполняемость группы: 20 человек
Форма обучения: очная
Цель программы:
Подготовка юных шахматистов, владеющих базовыми навыками стратегии, тактики и
техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры.
Личностные задачи:
- Формировать установки на безопасный и здоровый образ жизни.
- Развить мотивации к творческому труду и работе на результат.
- Воспитать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
- Развить самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Предметные задачи:
- Ознакомить с шахматными терминами и определениями.
- Обучить игре каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
- Формировать умения ставить мат с разных позиций.
- Формировать навыки записывать шахматную партию.
Метапредметные задачи:
- Освоить способы решения проблем творческого характера.
- Развить способности ставить цель и планировать её достижение.
- Формировать навыки построения логической цепи рассуждений
- Формировать умения обосновывать свою точку зрения.
У обучающихся будут/будет:
Личностные:
Планируемые результаты:
- Сформированы установки на безопасный и здоровый образ жизни.
- Развиты мотивации к творческому труду и работе на результат.
- Привито воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
- Сформированы базовые качества самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки.
У обучающихся будут/будет:
Предметные:
- Ознакомлены с шахматными терминами и определениями.
- Обучены игре каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
- Сформированы умения ставить мат с разных позиций.
- Сформирован навык записывать шахматную партию.
Метапредметные :
- Освоены способы решения проблем творческого характера.
- Развита способность ставить цель и планировать её достижение.
- Сформирован навык построения логической цепи рассуждений
- Сформированы умения обосновывать свою точку зрения.
Календарно-тематический план.
№
п/п
1
Дата занятия
по
плану
по
факту
Название раздела, темы
Кол-во
часов
Всего
Вводный
инструктаж.
Организационное занятие.
1
2
Легенда о происхождении
шахмат. Шахматная доска.
1
3
Изучение фигур: пешка,
ладья,слон, ферзь, конь.
2
Содержание деятельности
Теория
Знакомство
с
содержанием программы.
План работы на год.
Инструктаж по технике
безопасности.
Правила
поведения в кабинете, на
улице.
История происхождения
шахмат, когда появилась
шахматная игра, как
изменились правила и
название
фигур.
Знакомство с шахматной
доской. Понятия линий горизонталь, вертикаль,
диагональ.
Расстановка шахматных
фигур на шахматной
доске. Ходы шахматных
фигур, кромекороля.
Формы
аттестации/
контроля
Практика
Контрольные
вопросы
Опрос
Игры
пешек,
ладей,
слонов,
ферзя,
коней
пешки
пешки
пешки
пешки
пешки
против
против
против
против
против
Наблюдение
4
Король и понятие шаха
2
5
Мат. Пат. Ничья.
2
6
Рокировка. Рокировка и ее
последствия:
понятия
форточки.
2
7
Превращение пешки в
ферзи 1(8) горизонтали.
Взятие на проходе.
2
8
Правила проведения турниров
Турнир в объединении.
2
Знакомство с главной
шахматной фигурой —
королем. Понятие «шах».
Способы защиты от шаха
Понятие «мат». Различия
понятий «шах» и «мат».
Знакомство с понятием
«пат». Положение, при
котором бывает пат.
Различия между шахом,
матом и патом. Понятие
Шахматные
королем
с
Наблюдение
Игры с королем до мата.
Шахматная
партия.
Определение результатов
партий самостоятельно
без помощи педагога.
Наблюдение
Знакомство с понятием
«рокировка».
Условия
проведении рокировки.
Понятие «форточка». Для
чего нужна «форточка».
Освоение «форточки» в
игре.
Применение рокировки в
партиях.
Наблюдение
Провод пешки к 1 (8)
горизонтали.
Понятие
«взятие на проходе».
Отработка на практике
навыков
проведения
пешки во ферзи
Наблюдение
Правила
поведения
Мини-турниры
на
выявление
победителя
внутри одной группы.
Изучение и приобретение
Турнирные
таблицы
«ничья».
При
каких
условиях бывает ничья.
турнирного
партии
9
Двойной удар, вскрытый шах.
Решение задач на двойной
удар искрытый шах.
2
10
Связка.
2
11
Турнир в группе.
2
12
Дебют.
2
13
Эндшпиль.
окончания.
Пешечные
2
Понятие «двойной удар»
и «вскрытого шаха».
Условия
применение
двойного
удара
и
вскрытого
шаха.
Научиться
применять
тактические приемы в
партии с соперниками.
Понятие
«связка».
Условия
применение
связки.
Защита
от
связки.
Научить
применять в партии с
соперниками.
Начальная стадия партии.
Изучение
принципов
дебюта.
Заключительная
часть
партии.
навыков
турнирной
борьбы.
Применение тактических
приемов
в
партии.
Решение
задач
по
сборнику комбинаций.
Применение тактических
приемов в партии.
Опрос,
наблюдение
Наблюдение
Мини-турниры
на Турнирные
выявление
победителя таблицы
среди
учащихся.
Контрольные
вопросы.
Изучение и приобретение
навыков
турнирной
борьбы.
Применение принципов Контрольные
дебюта в партии
вопросы
Типичные позиционные
окончания.
Решение
Контрольные
вопросы
14
Мат Королем и ферзем.
2
Постановка мата ферзем
и королем.
15
Линейный мат. Мат двумя
ладьями.
2
16
Мат ладьей и королем
2
17
Турнир
4
Постановка
линейного
мата. Оппозиция королей.
Приемы постановки мата
двумя ладьями.
Координированные
действия
ладьей
и
королем.
Итого:
36
15
задач и сюжетов из
сборника
и
других
изданий.
Тренировки постановки
мата в пределах десяти
ходов.
Тренировки постановки
мата в пределах десяти
ходов.
Разыгрывание позиций по
постановке мата ладьей и
королем.
Подведение итогов года.
Выявление сильнейших.
Проведение
турнира.
Анализ
результатов.
Дальнейшие
планы.
Вручение
грамот
по
итогам года.
21
Контрольные
вопросы
Наблюдение
Контрольные
вопросы
Турнирные
таблицы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЕ « СТРАТЕГ»
Адресат: обучающиеся от 7 до 10 лет
Год обучения: 1 год обучения
Автор-составитель: Медведева Н.П.
г.п.Залукокоаже, 2025
Программа направлена не только на обучение шахматной игре, но и на воспитание у
учащихся дисциплинированности, уважения к сопернику, умения работать в команде и
развивать лидерские качества.
Цель воспитательной работы: создание условий для достижения учащимися
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой
обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и
социализации каждого учащегося.
Задачи:
Сформировать у детей гражданско-патриотического сознания.
Выявить и развить творческих способностей, обучающихся путем создания
творческой атмосферы через организацию кружков, секций; совместной
творческой деятельности педагогов, учащихся и родителей.
Сформировать у детей уважение к своей семье, обществу, государству, к духовнонравственным ценностям, к национальному, культурному и историческому
наследию;
Организовать работу, направленную на популяризацию традиционных российских
нравственных и семейных ценностей; создать условия для сохранения и поддержки
этнических культурных традиций, народного творчества;
Сформировать у учащихся ответственное отношение к своему здоровью и
потребность в здоровом образе жизни; прививать культуру безопасной
жизнедеятельности, организовать работу по профилактике вредных привычек;
Планируемые результаты:
Начнет формироваться у обучающихся гражданско-патриотического сознание.
Будут выявлены и развиты творческие способности, обучающихся путем создания
творческой атмосферы через организацию кружков, секций; совместной
творческой деятельности педагогов, учащихся и родителей.
Формироваться у детей уважение к своей семье, обществу, государству, к духовнонравственным ценностям, к национальному, культурному и историческому
наследию;
Будет организована работа, направленная на популяризацию традиционных
российских нравственных и семейных ценностей; создать условия для сохранения
и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества;
Сформировано у учащихся ответственное отношение к своему здоровью и
потребность в здоровом образе жизни; прививать культуру безопасной
жизнедеятельности, организовать работу по профилактике вредных привычек;
Формы работы: встречи, турниры, праздники, игровые программы и иные
мероприятия.
Календарно-тематический план по воспитательной работе
№
1
2
3
Направление
Наименование
воспитательн
мероприятия
ой работы
Общекультурн Социальная
ое направление акция по
вовлечению в
деятельность
детских
объединений
учащихся района
«Мир детства
доступен
каждому»
ДуховноЕдиный урок
нравственное
информационной
направление
безопасности.
Всероссийский
урок
безопасности в
сети Интернет.
Общекультурн Мероприятие,
ое направление посвященное
Дню народного
единства.
Срок
Ответственный
выполнения
Планируемый
результат
Сентябрь
2025
Медведева Н.П.
гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию
Октябрь
2025
Медведева Н.П.
нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание
Ноябрь 2025
Медведева Н.П.
гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию
физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности
гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию.
4
Здоровьесберег Беседа на тему:
ающее
«Мы за
направление
здоровый образ
жизни»
Декабрь
2025
Медведева Н.П.
5
Гражданскопатриотическо
е
Единый урок
«Мы –
Россияне!»,
посвященный
Дню
Конституции
РФ.
Здоровьесберег Пожарная
ающее
безопасность
направление
«Правила
поведения при
пожаре».
Январь 2026
Медведева Н.П.
Февраль
2026
Медведева Н.П.
физическое воспитание
и формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности
7
Социальное
направление
Март 2026
Медведева Н.П.
приобщение детей к
культурному наследию
8
Социальное
направление
Апрель 2026
Медведева Н.П.
воспитание
трудолюбия,
сознательного,
6
Праздник мам,
бабушек
«Встреча
поколений».
«Сто дорог –
одна моя»
Единый урок по
теме: «Мир
профессий»
9
Гражданскопатриотическо
е
Турнир
приуроченный
ко «Дню
победы»
Май 2026
Медведева Н.П.
творческого отношения
к образованию, труду в
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии
гражданскопатриотическое
воспитание, приобщение
детей к культурному
наследию