МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«Умелец»
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 11-14 лет
Срок реализации:1 год, 72 часа
Форма обучения: очная
Автор: Джандаров Арсен Османович
- педагог дополнительного образования
г.п. Залукокоаже
2025г
Раздел l: Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди,
способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой
организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения школьников, а также творческой
познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в
рамках новых стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых
условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию и
моделированию.
Предназначена для получения учащимися дополнительного образования в области технологии:
работа с деревом.
Направленность программы: техническая
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база,
регламентирующая деятельность дополнительного образования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»(с изменениями и дополнениями).
2. Национальный проект «Образование».
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Приоритетный проект от 30.11.2016г. №11 «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019г. №170 «Об
утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля детей
в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием».
6. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года».
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования
детей» (с изменениями и дополнениями).
9. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023г. №АБ3935/06 «О направлении информации» (вместе с«Методическими рекомендациями по
формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование
функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской
Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для
реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития
страны».
10. Протоколзаочного заседания Рабочей группы по дополнительному образованию
детей Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам
дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха от 22.03.2023г.
№Д06-23/06пр.
11. Федеральный
закон
от
13.07.2020г.
№189-ФЗ
«О
государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в
социальной сфере».
12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
13. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28
«Об утверждении санитарных правилСП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
14. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
15. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г.
№761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования».
16. Приказ
Министерства
просвещения
РФ
от
04.04.2025г.
№269
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку
заработной платы) педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам,
образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим
дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального
обучения, и о Порядке определения учебной нагрузки указанных педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и случаях установления верхнего
предела указанной учебной нагрузки».
17. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
18. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
19. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей»).
20. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2023г. №1105-р «Об утверждении
Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации».
21. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
22. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по
независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»).
23. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017г. №ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
24. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной
организации».
25. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
04.08.2023г. №1493 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
формату представления информации».
26. Закон Кабардино-Балкарской Республики
образовании»(с изменениями и дополнениями).
от
24.04.2014г.
№23-РЗ
«Об
27. Приказ Минобрнауки КБР от 15.08.2025г.
№22/749 «Об утверждении
Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных
учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
28. Постановление Правительства КБР от 22.04.2020г. №85-ПП «О межведомственном
совете по внедрению и реализации в Кабардино-Балкарской Республике целевой модели
развития региональной системы дополнительного образования детей».
29. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении
Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в
КБР».
30. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
31. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456«О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и
реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и
модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских
дополнительных общеразвивающих программ»).
32. Постановление от 07.09.2023г. №723 «Об утверждении Положения о
персонифицированном дополнительном образовании детей в Зольском муниципальном районе
34.Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время огромное количество
молодых людей школьного возраста увлекаются компьютерными играми и проводит много
времени за компьютерами. Это сказывается, на их общем всестороннем развитии они
становятся более замкнутыми им тяжело находить общий язык со своими сверстниками, они
более раздражительны, зачастую живут в каком-то своем выдуманном мире при этом, не зная,
как себя вести в реальном мире и ничего не умея делать руками.
Другая категория современных детей предоставлена сама себе, уходит на улицы,
в подъезды и основное их занятие направлено на разрушение, а не на созидание. На своём
кружке я пытаюсь расширить их интересы переключить их внимание на другие сферы
деятельности создаю условия, для развития увлекая его различными видами деятельности при
изготовлении изделий декоративно - прикладного назначения. Тем самым появляется
мотивация к познанию и творчеству, обеспечивается приобщение учащихся к
общечеловеческим ценностям, создаются условия для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации. Решение этих задач
относится к числу наиболее актуальных проблем в современном обществе.
Новизна программы
заключается в том, что позволяет учащимся в форме
познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность резьбы по дереву,
развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Программа
нацелена не столько на обучение учащихся сложным способам художественной обработки
древесины, сколько на создание условий для самовыражения личности учащихся. Каждый
учащийся любит и хочет творить, но готовые изделия, приобретенные в магазине, лишают
ребенка возможности творить самому. "Юные мастера" открывает учащемуся новый мир в
познании природы, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие
социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность,
взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через
осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного
напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами,
формируется логическое, проектное мышление. В ходе образовательной деятельности
учащиеся становятся строителями, архитекторами и творцами, моделируя и конструируя из
дерева, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Отличительная особенность программы состоит в том, что в ней отражается специфика
стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству
назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному
образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного
образования.
В таком диапазоне, что они изучают, техники выполнения различных видов резьбы
начиная, с простой и в дальнейшем приобретённые ими навыки и умения помогают легче
освоить более сложные виды резьбы, пробовать их комбинировать , используя всё большее
количества инструмента. Учащиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой
творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений учащиеся смогут
создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен.
Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и
стилизована или превращена в фантастические образы. При изготовлении деталей изделий,
используются токарные виды обработки, выходящие за рамки изучения школьной программы.
Каждый учащийся может выбрать себе занятие по своему вкусу и способностям. Основной
формой организации деятельности учащихся является выполнение практических работ, ведь
при выполнении именно практических заданий достигаете максимальное усвоение
необходимых практических знаний и умений. Этим программа отличается от всех
существующих аналогичных программ.
Педагогическая целесообразность.
Программа позволяет решить проблему свободного времени учащихся, пробуждает у них
интерес, к новым видам деятельности расширяя их жизненный кругозор. Обучение поводится
индивидуально или в малых группах в зависимости от возраста и возможностей учащихся.
Также индивидуально определяется сложность изготовления. Учащиеся могут в максимально
возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных
упражнений учащиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир
которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к
природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы.
Основой, позволяющей поддерживать длительный интерес учащихся к работе секции и дающей
возможность проводить качественное обучение, является нацеленность творческой мастерской
на "конечный продукт". Таковым "конечным продуктом" является поделка из дерева, которая
не только должна вызывать у учащегося чувство эстетического удовлетворения, но и
применяться в быту. Она должна иметь прикладное назначение или служить для украшения
интерьера. По мере приобретения знаний и опыта учащимся, перед ним ставятся новые, более
сложные задачи, требующие усилия, необходимого для дальнейшего развития учащегося.
Самоактуализация, согласно пирамиде Маслоу, одна из важнейших жизненных ценностей
личности. Каждое занятие в кружке для учащегося становится формой движения к более
глубокому пониманию современной культуры, решением проблемы включения себя в культуру
и выявлением способов участия в ее дальнейшем изменении. На протяжении всего процесса
обучения проводится контроль за выполнением заданий. Для успешного усвоения программы
имеется необходимое оборудование инструменты, литература.
Адресат: учащиеся в возрасте 11 - 14 лет. В творческое объединение "Юные мастера"
принимаются учащиеся на свободной основе, (в данном возрастном диапазоне) при наличии у
них достаточно выраженных творческих способностей к декоративно-прикладному искусству,
Срок реализации: 1 год, 72 часа
Режим занятий: 2 часа в неделю (1 раз по 2 часа).
Наполняемость группы: 18 - 20 учащихся.
Форма обучения: очная.
Форма занятий:
- групповая, организация парной работы;
- фронтальная (обучающиеся синхронно работают под управлением педагога);
- индивидуальная.
Комбинированная: занятия состоят из теоретической части (лекции, дискуссии, презентации,
мастер-классы) и практической части (наблюдение, выполнение чертежей, эскизов и
зарисовок).
Цель программы.
Сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью
обучения учащихся творческой, вдумчивой работе с деревом.
Задачи программы.
Личностные задачи:
- повышать уровень мотивации учебной и творческой деятельности;
- формировать навыки безопасной работы при художественной обработке древесины;
- развивать навыки сотрудничества и сотворчества к традиционному художественному
ремеслу;
- бережное отношение к духовным ценностям;
- учить самостоятельной и личной ответственности за принятое решение, умению создавать
собственные творческие композиции.
Предметные задачи:
- ознакомить учащихся с наследием художественной обработки древесины;
- формировать представление о различных видах резьбы по дереву;
- знать технологию обработки резного изделия;
- знать правила техники безопасности на занятиях.
Метапредметные задачи:
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями
ее
реализации;
- определять наиболее эффективные способы решения деятельности, в том числе в ситуации
столкновения
интересов;
- развивать умения адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой
деятельности;
- формировать умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный
контроль; конструктивно разрешать конфликты.
Учебный план
№
Наименование модуля
1
Вводное занятие.
Возможности резьбы по дереву, её
связь с направлениями современного
развития общества.
Рабочее место резчика.
Правила ТБ при выполнении резьбы.
Основные сведения о древесине и её
свойствах.
2
1
1
2
1
1
Классификация видов резьбы по
дереву.
Приёмы удержания лобзика, ножа и
стамески.
Декоративные и технологические
4
1
3
4
1
3
2
3
4
Общее количество часов
всего
теория
практика
Формы
аттестации
/контроля
Устный опрос
Устный опрос,
контроль
готовности к
практической
деятельности.
Контроль
практических
умений и
навыков
Контроль
особенности геометрической резьбы
5
Исходные элементы геометрической
резьбы. Порядок разметки и
последовательность выполнения.
10
1
9
6
18
1
17
8
1
7
8
Возможные композиционные
сочетания резных элементов.
Выполнение геометрической резьбы
по образцу.
Последовательность разработки
резной композиции. Способы
деления окружностей на равные
части.
Выполнение геометрической резьбы.
20
1
19
9
Отделка изделия из древесины.
2
1
1
10
Заключительное занятие.
2
1
1
72
10
62
7
Всего:
практических
умений и
навыков
Контроль
практических
умений и
навыков
Контроль
практических
умений и
навыков
Контроль
практических
умений и
навыков
Контроль
практических
умений и
навыков
Контроль
практических
умений и
навыков
Организация
выставки
изделий
обучающихся
Содержание учебного плана.
Тема 1. Водное занятие. Возможности резьбы по дереву, её связь с направлениями
современного развития общества. (2 часа)
Теория. Краткие сведения из истории резьбы по дереву. Возможности резьбы по дереву, её
связь с направлениями современного развития общества. Классификация видов резьбы по
дереву. Материалы, применяемые для резьбы по дереву. Знакомство с инструментами и
принадлежностями по обработке древесины. Ознакомление с программой и режимом работы
объединения.
Тема 2. Рабочее место резчика. Правила ТБ при выполнении резьбы.
Основные сведения о древесине и её свойствах. (2 часа)
Теория. Ознакомление с правилами безопасной работы в мастерской. Макроскопические
признаки различных древесных пород, применяемых в рельефной резьбе. Влажность, удельный
вес. Прочность, раскалываемость, твёрдость древесины. Рисунок волокон в зависимости от
направления среза. Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твёрдости. Недостатки
древесины. Зависимость рельефа в резьбе от текстуры древесины.
Практика. Подготовка рабочего места и инструментов к работе.
Тема 3. Классификация видов резьбы по дереву. Приёмы удержания лобзика, ножа и
стамески. (4 часа)
Теория. Виды резьбы по дереву: ажурная прорезная резьба (пропильная); плосковыемчатая
резьба (контурная и геометрическая); рельефная резьба (плоскорельефная и кудринская, или
абрамцево-кудринская); скульптурная резьба (лесная резьба).
Практика. Положение инструмента при выполнении резьбы: а — одной рукой: 6 — двумя
руками.
Тема 4. Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы. (4 часа)
Теория. Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы.
Примеры резных композиций из истории народного декоративно-прикладного искусства.
Исходные элементы геометрической резьбы.
Практика. Подготовка и работа на пробной основе.
Тема 5. Исходные элементы геометрической резьбы. Порядок разметки и
последовательность выполнения. (10 часов)
Теория. Орнамент геометрического характера из «азбучных» элементов. Работа по образцам.
Использование учебной доски с «азбукой» в качестве справочного материала при сочинении
композиции. Возможные композиционные сочетания резных элементов. Приемы
использования одного, нескольких элементов в узоре. Зависимость выразительности от
глубины вырезания элементов. Ритм в работе над геометрической резьбой.
Практика. Исполнение по образцу несложной декоративной резной композиции (разделочная
доска).
Тема 6. Возможные композиционные сочетания резных элементов. Выполнение
геометрической резьбы по образцу. (18 часов)
Теория. Проект изделия. Учёт функционального назначения предмета и его связь с декором.
Учёт эргономических требований. Пропорции предмета. Их художественного значения.
Практика. Изготовление изделия под художественную отделку. Создание проекта.
Изготовление (столярным способом) изделия под резьбу согласно проекту.
Тема 7. Способы деления окружностей на равные части. Последовательность
разработки резной композиции. Разметка резного поля, перенос рисунка. (8 часов)
Теория. Способы деления окружностей на равные части.
Практика. Разработка орнамента геометрической резьбы. Подготовка деревянной основы под
композицию из изученных элементов геометрического орнамента. Разработка резного поля на
бумаге. Перенос готового рисунка на поверхность подготовленной деревянной основы.
Тема 8. Выполненеи геометрической резьбы. (20 часов)
Практика. Исполнение геометрической резьбы с учётом правил ТБ.
Тема 9. Отделка изделия из древесины. (2 часа)
Теория. Назначение, правила и приёмы отделки изделий из древесины.
Практика. Отделка готового изделия лакокрасочными материалами.
Тема 10. Заключительное занятие. (2 часа)
Итоги деятельности учащихся за первый год занятий. Организация выставки изделий
обучающихся.
Планируемые результаты.
Личностные:
У учащихся будет:
- развит повышенный уровень мотивации учебной и творческой деятельности;
- сформирован навык безопасной работы при художественной обработке древесины;
- развит навык сотрудничества и сотворчества к традиционному художественному ремеслу;
- сформировано бережное отношение к духовным ценностям;
- развита самостоятельная и личная ответственность за принятое решение, умение создавать
собственные творческие композиции.
Предметные:
Учащиеся научатся:
- понимать наследие художественной обработки древесины;
- различать различные виды резьбы по дереву;
- применять технологии обработки резного изделия;
- соблюдать правила техники безопасности на занятиях.
Метапредметные:
У учащихся будут развиты навыки:
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
- определения наиболее эффективных способы решения деятельности, в том числе и в ситуации
столкновения интересов;
- адекватного оценивания свой роли в коллективной (парной) творческой деятельности;
- договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль; конструктивно
разрешать конфликты.
Раздел 2: Комплекс организационно - педагогических условий.
Календарный учебный график.
Год обучения
Дата начала
учебного
года
1 год обучения
01.09
Дата
окончания
учебного
года
31.05
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных
часов в
месяц
72
Режим
занятий
2 часа в
неделю
(1 раз по 2
часа)
Условия реализации программы.
Реализация
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
осуществляется на базе МКОУ «СОШ» с.п. Светловодское в кабинете технологии отвечающей
требованиям СаНПиН.
Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г.
No 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
при реализации образовательных программ».Информационно-правовое еспечение
Кадровое обеспечение.
Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами , имеющими высшее или
среднее профессиональное образование в области декоративно-прикладного творчества, а
также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности.
Материально-техническое обеспечение.
Для успешной реализации данной программы и более качественного усвоения учащимися
учебного материала необходимы следующие условия:
Оборудование:
1. материально-техническое обеспечение должно соответствовать следующим требованиям:
- светлый, просторный, хорошо освещенный кабинет, (соответствующий нормам и требованиям
СанПиН);- учебные мастерские;
2. перечень оборудования, инструментов и материалов - столярные верстаки, стулья, шкафы
для хранения работ учащихся, инструментов и материалов;
- классная доска, чертежные принадлежности;
- настольные осветительные приборы;
- библиотека резчика по дереву;
- технические средства обучения, ИКТ;
- раздаточный демонстрационный материал, выставочные образцы;
- средства доврачебной медицинской помощи.
3. Необходимые инструменты и материалы:
- линейки, циркули, карандаши, бумага для эскизов;
- ножовки по дереву, лобзики с пилками, рубанки, молотки, стамески, отвертки;
- резцы по дереву различной формы;
- ручной столярный инструмент;
- заточной ручной инструмент;
- ручной электроинструмент, для обработки древесины;
- деревянные пластины и бруски мягких пород дерева (хвойных и лиственных пород деревьев);
- шлифовальный станок;
- расходные материалы;
- отделочные материалы (лаки, олифа, растворитель, шлифовальные шкурки, клей, морилка).
4.
информационное обеспечение (компьютер для оформления проектной деятельности
учащихся, интерактивная доска, медиапроектор, фотографии, видеофильмы).
Методы работы .
Обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы);
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемный;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Воспитания:
- мотивация;
- упражнение;
- поощрение;
- убеждение;
- стимулирование.
Методическое и дидактическое обеспечение.
Программа "Юные мастера" базируется на основных принципах дополнительного
образования:
выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и
профессиональное самоопределение учащихся;
вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
адаптивность к возникающим изменениям.
Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому
учащемуся. Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление персональных
способов развития возможностей учащегося, формирование его личности и возраст учащихся.
Индивидуальный подход помогает отстающему учащемуся наиболее успешно усвоить
материал и стимулирует его творческие способности, а для учащихся, чей уровень подготовки
превышает средний показатель по группе, позволяет построить индивидуальный
образовательный маршрут.
В ходе реализации программы образовательный процесс организуется в очной и очнодистанционной форме с применением электронно-информационных ресурсов.
Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Дерево - одно из самых удивительных материалов, который человек научился
обрабатывать. Работая с древесиной, учащиеся одновременно изучают ее разнообразные
свойства, каждый раз открывая все новые и новые возможности этого материала. Овладение
ремеслом резьбы по дереву начинается с простых технических элементов геометрической
резьбы (сколыш, бусина, витейка, косая, змейка, соты, лесенка, звездочка, розетка, сияние,
глазки и т.д). Постепенное усложнение практических заданий в сочетании с развитием
творческой фантазии учащихся необходимо для создания самостоятельных художественных
композиций. Изучение техники резьбы по дереву начинается с ознакомления учащихся с
необходимыми для работы инструментами и материалами (ножи – резаки, стамески, киянки,
лобзики, струбцины, древесина).
Полный набор учебно-методического комплекса включает следующие материалы:
-методическая
литература
и
дидактические
материалы;
- разработки для обеспечения образовательного процесса (планы, конспекты, сценарии);
- разработки для проведения занятий (схемы, таблицы, раздаточный материал);
- разработки для организации контроля и определения результативности обучения (тесты,
анкеты,
контрольные
срезы);
- сборники с фотографиями, эскизами, чертежами изделий из древесины и инструкциями по их
изготовлению;
сборники
с
описанием
различных
технологий
обработки
древесины;
пособия
и
альбомы
по
резьбе
по
дереву;
энциклопедии,
справочники
по
художественной
обработке
древесины;
компьютер
обеспечивающий
просмотр
видеоматериалов,
презентаций;
- наглядные пособия и образцы резных изделий.
Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы специфического педагогического средства организации и управления самостоятельной
деятельностью учащихся. С одной стороны – это учебные задания, которые должен выполнить
учащийся, это объект его деятельности. С другой стороны – это форма проявления
соответствующей мыслительной деятельности, в том числе, памяти, творческого воображения
при выполнении учащимся учебного задания, которое приводит его либо к получению
совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к расширению и углублению сферы
действий уже полученных знаний. И в том, и в другом случае самостоятельная работа
способствует развитию творческих способностей и закреплению практических навыков
учащегося, знаний и умственных сил. Использование различных видов самостоятельной работы
помогает педагогу повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную
активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и
закреплении уже изученного. Используемые виды самостоятельной работы: воспроизводящие,
тренировочные, проверочные работы. К формам самостоятельной работы также относятся:
домашние задания (сбор информации по теме); экскурсии, участие учащихся в творческих
мероприятиях (городских, областных и межрегиональных).
Формы аттестации.
Управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и
навыков учащихся: посредством контрольных мероприятий осуществляется проверочная,
воспитательная и корректирующая функции.
Эффективными формами подведения итогов и аттестации учащихся по реализации
программы "Юные мастера"
являются конкурсы, выставки, с помощью которых
определяются уровни усвоения учащимися теоретических знаний, практических умений и
навыков традиционной художественной резьбы по дереву.
При оценке выполненного изделия учитываются технологические и художественные
достоинства
резьбы.
Технологические:
– сложность рисунка;
– качество материала;
– качество исполнения;
– сроки исполнения (размер, объем работы).
Художественные:
– общее художественное впечатление;
– особенности изобразительных средств (характер линий, пятен, цвета);
– композиция (ритм, пропорции, масштаб, статика, динамика орнаментов).
Основными графическими мотивами работ учащихся могут быть натурные зарисовки,
обобщенные растительные орнаменты, декоративные символы и образы.
Оценочные материалы
Для оценки усвоения учащимися содержания образовательной программы предложена
следующая система оценивания:
- контрольные вопросы, опросники;
- контроль практических умений и навыков;
- выстовочные работы обучающихся;
- контрольные вопросы;
- опросники;
-тесты;
- выстовочные работы обучающихся;
- таблицы для фиксации результатов;
- листы наблюдения.
В лист наблюдений педагога за проявлением и развитием способностей учащихся
объединения входят: самостоятельность, любознательность, наблюдательность, активность,
доброжелательность, работоспособность, инициативность.
Критерии оценивания:
1 балл низкий уровень;
2 балла средний уровень;
3 балла высокий уровень.
Для промежуточного и итогового контроля используются различные формы диагностики.
Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами
художественной обработки древесины, умение анализировать и решать творческие задачи,
сформированность интереса учащихся к занятиям.
1. Тестовые материалы
Для
промежуточного контрольного опроса учащихся на выявление уровня знаний
теоретического материала.
2. Отслеживание личностного развития учащихся "Диагностика структуры учебной мотивации
учащегося".
3. Тест на креативность
4. Диагностика уровня воспитанности
5. Опрос на знание терминов по разделу программы "Юные мастера"
6. Контроль владения практическими навыками резьбы по дереву техническими приемами
геометрической резьбы, умения создавать собственные композиции в традициях
художественного промысла во время итоговых просмотров творческих работ учащихся
7. Таблицы для фиксации результатов.
Информационная карта освоения учащимися раздела. Название темы, количество
часов_______________________________________________Ф.И.О.
учащегося____________________________________________________________
№
Параметры
результативности
освоения раздела, темы
1 Теоретические знания
2 Практические умения и
навыки
3 Самостоятельность в
познавательной
деятельности
4 Потребность в
самообразовании и
саморазвитии
5 Применение знаний и
умений в социальнозначимой деятельности
Общая сумма баллов
Оценка результативности освоения раздела, темы
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
3 балла
2 балла
1 балл
Учебно-методическая и справочная литература для педагога
Список литературы для педагогов:
1. Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву / А.Ф Афанасьев. – 2-е изд. испр. – М.: Моск. рабочий,
2012. – 256 с.
2. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба / А.Ф Афанасьев. – М.: Белый город, 2017. – 680 с.
3. Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия: предметы домашнего,
хозяйственного и отчасти церковного обихода / А.А. Бобринский – М.: В. Шевчук, 2014 – 264 с.
4. Ильяев М. Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей, посуду, статуэтки /
М. Ильяев – М.: Издательство Центрполиграф, 2013. – 345 с.
5. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли / Л.Э. Калмыкова – Тверь. Изд-во “РИФ
ЛТД”, 2019. – 384 с.
6. Колчин Б.А. Новгородские древности. Резное дерево / Б.А. Колчин – М. Изд-во “Наука”, 2013.
– 121 с.
7. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву / Н.Н. Соболев – М. Изд-во “Academia”,
2014. – 480 с.
Список литературы для учащихся:
1. Бабурова Г.А. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Вып. 6 / Г.А. Бабурова – М.:
Издательство “Народное творчество”, 2018. – 40 с.
2. Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия: предметы домашнего,
хозяйственного и отчасти церковного обихода / А.А. Бобринский – М.: В. Шевчук, 2017 – 264 с.
3. Ильяев М. Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей, посуду, статуэтки /
М. Ильяев – М.: Издательство Центрполиграф, 2013. – 345 с.
4. Логачева Л.А., Нилова И.В. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Вып. 1 / Л.А. Логачева,
И.В. Нилова – М.: Издательство “Народное творчество”, 2012. – 40 с.
5. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба. Альбом орнаментов. Вып. 2 / А.В.
Манжулин, М.В. Сафронов – М.: Издательство “Народное творчество”, 2018. – 40 с.
6. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба. Альбом орнаментов. Вып. 3 / А.В.
Манжулин, М.В. Сафронов – М.: Издательство “Народное творчество”, 2014. – 40 с.
7. Нилова И.В. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Вып. 4 / И.В. Нилова – М.:
Издательство “Народное творчество”, 2016. – 40 с.
Сайты интернет ресурсов:
1. Задание творческого характера на уроках трудового обучения. Практическая работа
учащихся, создание изделия определенного функционального назначения.
http://www.yspu.yar.ru:8101/vestnik/pedagogicheskiy_opyt/6_1/
2. Домовая резьба по дереву Среднего Поволжья. Возрождение культуры Среднего Поволжья.
Проект по возрождению домовой резьбы по дереву. Элементы домовой резьбы. Схема декора
деревянного дома. Дидактическое пособие: история домовой резьбы, каталог техник,
инструмент,
материалы,
словарь
терминов,
готовые
лекала. http://domrezba.narod.ru/templates.html
3. История ремесел. На сайте можно познакомится с историей возникновения и развития
ремесел (ковки, гальванопластики, резьбы по дереву и т.д.). Здесь можно познакомиться с
электронными вариантами книг по декоративно-прикладному искусству.
http://remesla.ru/
4. В материале описывается приспособление для точения древесины на токарно-винторезном
станке. Данное приспособление, по мнению автора, позволяет учащимся с большим успехом
осваивать приемы работы на токарном станке по обработке металла.
http://som.fio.ru/RESOURCES/GLOZMANAE/2003/11/RVG.HTM
5. Волшебный мир древесины: из опыта работы учителей технологии. Материалы учителей
технологии, работающих в системе дополнительного образования по направлениям "столярное
дело" и "художественная обработка древесины". Методика обучения. Выставка работ.
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1051/index.htm
6. Геометрическая резьба по дереву: историческая справка, инструмент и материалы.
Информация о кружковой работе в школе. Галерея работ.
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1131/index.htm
7. Статья «Обработка материалов резанием». Основные понятия, иллюстрированные 17
рисунками. http://www.engineer.bmstu.ru/res/RL6/book1/book/metod/doc/rezan.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
"ЮНЫЕ МАСТЕРА"
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 11-14 лет
Срок реализации:1 год, 72 часа
Форма обучения: очная
Автор: Джандаров Арсен Османович
- педагог дополнительного образования
г.п. Залукокоаже
2025г
Цель программы.
Сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью
обучения учащихся творческой, вдумчивой работе с деревом.
Задачи программы.
Личностные задачи:
повышать
уровень
мотивации
учебной
и
творческой
деятельности;
- формировать навыки безопасной работы при художественной обработке древесины;
- развивать навыки сотрудничества и сотворчества к традиционному художественному
ремеслу;
бережное
отношение
к
духовным
ценностям;
- учить самостоятельной и личной ответственности за принятое решение, умению создавать
собственные творческие композиции.
Предметные задачи:
ознакомить
учащихся
с
наследием
художественной
обработки
древесины;
формировать
представление
о
различных
видах
резьбы
по
дереву;
знать
технологию
обработки
резного
изделия;
- знать правила техники безопасности на занятиях.
Метапредметные задачи:
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями
ее
реализации;
- определять наиболее эффективные способы решения деятельности, в том числе в ситуации
столкновения
интересов;
- развивать умения адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой
деятельности;
- формировать умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный
контроль; конструктивно разрешать конфликты.
Планируемые результаты.
Личностные:
У
учащихся
будет:
повышенный
уровень мотивации к
учебной
и творческой деятельности;
- навык безопасной работы при художественной обработке древесины;
- навык сотрудничества и сотворчества к традиционному художественному ремеслу;
сформировано
бережное
отношение
к
духовным
ценностям;
- самостоятельная и личная ответственность за принятое решение, умение создавать
собственные творческие композиции.
Предметные:
Учащиеся
- понимать наследие художественной обработки древесины;
- различать различные виды резьбы по дереву;
- технологиям обработки резного изделия;
- соблюдать правила техники безопасности на занятиях.
Метапредметные:
научатся:
У
учащихся
будут
развиты
навыки:
- планирования, контролирования и оценивания учебных действий в соответствии с
поставленной
задачей
и
условиями
ее
реализации;
- определения наиболее эффективных способов решения деятельности, в том числе и в
ситуации
столкновения
интересов;
- адекватного оценивания свой роли в коллективной (парной) творческой деятельности;
- договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль; конструктивно
разрешать конфликты.
Календарно-тематический план
№
Дата занятия
попла пофак
ну
ту
Наименование
раздела, темы
Колво
часов
2
1
Вводное занятие.
Возможности
резьбы по дереву,
её связь с
направлениями
современного
развития общества.
2
Рабочее место
резчика.
Правила техники
безопасности при
выполнении
резьбы.
Основные сведения
о древесине и её
свойствах.
2
3
Классификация
видов резьбы по
дереву.
Приёмы удержания
лобзика, ножа и
стамески.
4
4
Декоративные и
технологические
особенности
4
Содержание деятельности
теоретическая часть занятия
практическая часть
занятия
Краткие сведения из истории резьбы по
дереву. Возможности резьбы по дереву, её
связь с направлениями современного развития
общества. Классификация видов резьбы по
дереву. Материалы, применяемые для резьбы
по дереву. Знакомство с инструментами и
принадлежности по обработке древесины.
Ознакомление с программой и режимом
работы объединения.
Ознакомление с правилами безопасной работы Подготовка рабочего
в мастерской. Макроскопические признаки
места и инструментов
различных древесных пород, применяемых в
к работе.
рельефной резьбе. Влажность, удельный вес.
Прочность, раскалываемость, твёрдость
древесины. Рисунок волокон в зависимости от
направления среза. Свойства хвойных и
лиственных пород древесины по твёрдости.
Недостатки древесины. Зависимость рельефа в
резьбе от текстуры древесины.
Виды резьбы по дереву: ажурная прорезная
Положение
резьба (пропильная); плосковыемчатая резьба
инструментов при
(контурная и геометрическая); рельефная
выполнении резьбы:
резьба (плоскорельефная и кудринская, или
а - одной рукой;
абрамцево-кудринская); скульптурная резьба
б - двумя руками.
(лесная резьба).
Форма
аттестации /
контроля
Устный опрос
Декоративные и технологические особенности
геометрической резьбы. Примеры резных
композиций из истории народного
Контроль
практических
умений и
Подготовка и работа
на пробной основе.
Устный
опрос,
контроль
готовности к
практической
деятельности.
Контроль
практических
умений и
навыков
геометрической
резьбы
декоративно-прикладного искусства.
Исходные элементы геометрической резьбы.
5
Исходные
элементы
геометрической
резьбы.
Порядок разметки
и
последовательност
ь выполнения.
10
6
Возможные
композиционные
сочетания резных
элементов.
Выполнение
геометрической
резьбы по образцу.
18
7
Способы деления
окружностей на
равные части.
Последовательност
ь разработки
резной
композиции.
Разметка резного
поля
8
Орнамент геометрического характера из
"азбучных" элементов. Работа по образцам.
Использование учебной доски с "азбукой" в
качестве справочного материала при
сочинении композиции. Возможные
композиции сочетания резных элементов.
Приёмы использования одного, нескольких
элементов в узоре. Зависимость
выразительности от глубины вырезания
элементов. Ритм в работе над геометрической
резьбой.
Проект изделия. Учёт функционального
назначения предмета и его связи с декором.
Учёт эргономических требований. Пропорции
предмета. Их художественного назначения.
навыков
Исполнение по
образцу несложной
декоративной резной
композиции
(разделочная доска).
Изготовление изделия
под художественную
отделку. Создание
проекта.
Изготовление
(столярным способом)
изделия под резьбу
согласно проекту.
Способы деления окружности на равные части. Подготовка
Разработка орнамента геометрической резьбы. деревянной основы
под композицию из
изученных элементов
геометрического
орнамента. Разработка
резного поля на
бумаге. Перенос
готового рисунка на
поверхность
подготовленной
деревянной основы.
Контроль
практических
умений и
навыков
Контроль
практических
умений и
навыков
Контроль
практических
умений и
навыков
8
Выполнение
геометрической
резьбы.
20
9
Отделка изделия из
древесины.
2
10
Заключительное
занятие.
2
Назначение, правила и приёмы отделки
изделий из древесины.
Исполнение
геометрической
резьбы с учётом
правил ТБ.
Отделка готового
изделия
лакокрасочными
материалами.
Организация выставки
изделий
обучающихся.
Контроль
практических
умений и
навыков
Контроль
практических
умений и
навыков
Заполнение
итогового
протокола
аттестации
обучающихся.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР
\
Рабочая программа воспитания на 2025-2026 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе
«ЮНЫЕ МАСТЕРА»
Уровень программы: стартовый
Адресат: 11-14 лет
Год обучения: 1 год обучения
Составитель: Джандаров Арсен Османович
педагог дополнительного образования
г.п. Залукокоаже
2025 год.
Деятельность объединения «Юные мастера» имеет техническую направленность.
Количество обучающихся объединения «Юные мастера» составляет______ человек.
Из них мальчиков______, девочек______.
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 11 до 14 лет.
Формы работы: индивидуальные, групповые, работы в малых группах.
Направления работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное,
нравственно-эстетическое воспитание, экологическое, работа по профилактике терроризма,
экстремизма и этносепаратизма, физическое и трудовое.
Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись
одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А так как
этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная ответственность за его
успешную реализацию возлагается на школу, организации дополнительного образования
учителей и педагогов.
Основные направления воспитательной работы:
·
Общеинтеллектуальное
·
Спортивно-оздоровительное
·
Общекультурное
·
Духовно-нравственное
·
Социальная деятельность
Цель: помочь осознать учащимся значимость развитого интеллекта для будущего личностного
самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи и ожидаемые результаты:
Общеинтеллектуальное направление
Задачи воспитания:
1. Способствовать становлению, развитию и совершенствованию
возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
интеллектуальных
2. Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и
за ее пределами.
3. Проводить диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор
учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами;
- Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.
Спортивно-оздоровительное направление
Задачи:
1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
2. Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного
стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам
физической культуры и занятиям спортом.
3. Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Ожидаемые результаты:
- У учащихся формируются умения и навыки санитарно- гигиенической культуры, приучаются
к здоровому образу жизни.
Общекультурное направление
Задачи:
1. Воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное;
2. Развитие художественных способностей;
3. Воспитание чувства любви к прекрасному.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся знакомятся основными направлениями эстетической культуры.
- Получат возможность для развития художественных способностей и эстетического вкуса.
Духовно-нравственное направление
Задачи:
1. Создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации
творческого
потенциала
в
учебно-игровой,
предметно-продуктивной,
социально
ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм,
непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной
компетенции — «становиться лучше»;
2. Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) —
способности учащегося формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять
нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать
нравственную оценку своим и чужим поступкам;
3. Способствовать осознанию основ морали — осознанной обучающимся необходимости
определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,
должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки,
самоуважения и жизненного оптимизма;
4. Развивать у учащегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого
отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость;
5. Создать условия для воспитания волевых качеств учащегося, способности к критическому
осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность,
правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
Социальная деятельность
Задачи:
- способствовать тому, чтобы каждый учащийся понимал значимость трудовой деятельности, даже
будни труд может сделать праздничными днями;
Ожидаемые результат:
- Приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим
обязанностям, формирование трудового образа жизни.
Общие воспитательные цели и задачи МКУ ДО "РЦДО"
Чтобы
воспитать
человека
во
всех
надо знать его во всех отношениях.
К.Д.Ушинский
Цель: создание условий для развития личности учащегося в МКУ ДО "РЦДО"
- свободной, то есть способной к самореализации;
- гуманной, то есть способной на милосердие, доброту, сострадание;
- духовной (испытывающей потребность в познании и самопознании;
стремящейся к красоте и поиску смысла жизни);
отношениях,
- творческой, то есть развивающая способности, интеллект; испытывающая потребность в
знаниях;
- практической (трудолюбивой, знающей народные обычаи и др).
Задачи:
1. Создание и поддержание условий для формирования личностных структур,
обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в
будущем.
2. Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в
управлении образовательном учреждением, в деятельности творческих и общественных идей.
3. Укрепление здоровья учащегося средствами физической культуры и спорта.
4. Вовлечение учащегося МКУ ДО "РЦДО" в различные конкурсы, фестивали, олимпиады с
целью обеспечения самореализации личности.
5. Воспитание учащегося в духе демократии, свободы, личностного достоиства, уважения прав
человека, гражданственности, патриотизма.
6. Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, привлечение родителей к
участию в самоуправлении МКУ ДО "РЦДО"
Календарный план воспитательной работы на 2025-2026 учебный год
№
Направление
воспитательной
работы
1
Общеинтеллектуальн
ое направление
(становление, развитие
и совершенствование
интеллектуальных
возможностей
учащихся средствами
воспитательной
работы)
Спортивнооздаровительное
направление(физическ
ое воспитание и
формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)
Общекультурное
направление
(гражданскопатриотическое
воспитание, приобщени
е детей к культурному
наследию,экологическое
воспитание)
Духовнонравственное
направление
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)
Социальная
деятельность
(воспитание
трудолюбия,
сознательного,
творческого
отношения к
образованию, труду в
жизни, подготовка к
сознательному выбору
профессии)
2
3
4
5
1
Общеинтеллектуальное
направление
Наименование
мероприятия
Срок
выполнения
СЕНТЯБРЬ
Беседа "День
государственнос
ти КБР"
Ответствен
ный
Педагог:
Джандаров
А.О.
Выпуск
стенгазеты
"Золотая осень"
Педагог и
обучающиес
я
объединения
Конкурс
творческих работ
"День адыгского
костюма"
Учащиеся
творческого
объединения
Конурс рисунков
"Мы против
терроризма!"
Учащиеся
творческого
объединения
ОКТЯБРЬ
Участие в Едином
Уроке
Мужества,посвящ
Педагог:
ДжандаровА
.О.
Планируемы
е результаты
2
3
Спортивнооздаровительное
направление
Общекультурное
направление
4
Духовно-нравственное
направление
5
Социальное
деятельность
1
Общеинтеллектуальное
направление
2
Спортивнооздаровительное
направление
3
Общекультурное
направление
4
Духовно-нравственное
ённой годовщине
трагических
событий в
Нальчике 13
октября 2005
года. "И город
был в слезах по
сыновьям своим
погибшим…"
Экскурсия в
осенний парк
Конкурс
творческих работ
к Дню пожилого
человека
"Старость нужно
уважать"
Благотворительна
я акция по сбору
макулатуры
"Спаси дерево"
Сбор древесных
материалов для
работы
(корнепластики)
по
программе"Худо
жественная
обработка
древесины"
НОЯБРЬ
Конкурс
творческих работ
"Спасательпрофессия
героическая!"
Участие
воспитанников
объединения в
общешкольных
спортивных
соревнованиях
"Весёлые
старты"
Участие в
школьных
мероприятиях"4
ноября- День
народного
единства"
Конкурс
Педагог:
Джандаров
А.О.
Педагог и
обучающиес
я
объединения
Учащиеся
творческого
объединения
Педагог и
обучающиес
я
объединения
Педагог и
обучающиес
я
объединения
Педагог:
Джандаров
А.О.
Педагог:
Джандаров
А.О.
Педагог и
направление
5
Социальное
деятельность
1
Общеинтеллектуальное
направление
2
Спортивнооздаровительное
направление
3
Общекультурное
направление
4
Духовно-нравственное
направление
5
Социальное
деятельность
1
Общеинтеллектуальное
направление
2
Спортивнооздаровительное
направление
Общекультурное
направление
3
творческих
работ"Моя мама
лучшая на
свете"(День
Матери в России)
Конкурс рисунков
и плакатов к
международному
дню
толерантности
"Пусть всегда
будет Мир!"
ДЕКАБРЬ
Участие в
районном
творческом
конкурсе"Моя
игрушка на
музейной ёлке"
Беседа
"Пиротехника и
последствия
шалости с
пиротехникой"
обучающиес
я
объединения
Участие
воспитанников
объединения в
общешкольных
мероприятиях
"12 декабря День
конституции"
Конкурс рисунков
к "Дню
Неизвестного
Солдата"
Педагог и
обучающиес
я
объединения
Работа "В
мастерской у
Деда Мороза"
Педагог и
обучающиес
я
объединения
ЯНВАРЬ
Выставка
творческих работ
"Зимняя сказка"
Поход в зимний
парк
Конкурс рисунков
"Безопасное
колесо"
Педагог и
обучающиес
я
объединения
Педагог:
Джандаров
А.О.
Педагог и
обучающиес
я
объединения
Педагог и
обучающиес
я
объединения
Педагог:
Джандаров
А.О.
Педагог и
обучающиес
я
4
Духовно-нравственное
направление
Родительское
собрание:
1."Современная
семья:
возможности и
проблемы ее
уклада"
2.
"Необходимость
семейных
традиций в жизни
ребенок"
5
Социальное
деятельность
Генеральная
уборка в
мастерской
1
Общеинтеллектуальное
направление
2
Спортивнооздаровительное
направление
3
Общекультурное
направление
4
Духовно-нравственное
направление
5
Социальное
деятельность
ФЕВРАЛЬ
День науки в
школе. Участи в
конкурсе
творческих
проектов по
изготовлению
дизайнерских
изделий из
бросового
материала.
Участие
воспитанников
объединения в
общешкольных
спортивных
мероприятиях
"А ну-ка,
мальчики!"
Акция "Покорми
птиц зимой".
Вывешивание
кормушек в
сквере.
Конкурс
творческих работ
к"Дню
защитника
Отечества"
"Международны
й день родного
языка"
Конкурс
иллюстраций по
произведениям
объединения
Педагог:
Джандаров
А.О.
Педагог и
обучающиес
я
объединения
Педагог и
обучающиес
я
объединения
Учащиеся
объединения
Педагог и
обучающиес
я
объединения
Педагог и
обучающиес
я
объединения
Педагог и
обучающиес
я
объединения
1
Общеинтеллектуальное
направление
2
Спортивнооздаровительное
направление
3
Общекультурное
направление
4
Духовно-нравственное
направление
5
Социальное
деятельность
писателей КБР
МАРТ
Конкурс выставка
творческих работ
"Праздник
весны и
красоты!" к 8
марта
Участие
воспитанниц
объединения в
общешкольных
мероприятиях"А
ну-ка, девочки!"
"Всероссийская
неделя детской и
юношеской
книги".
Конкурс
иллюстраций к
любимому
произведению.
Акция "Подарок
маме своими
руками"
Генеральная
уборка в
мастерской
Педагог и
обучающиес
я
объединения
Педагог и
обучающиес
я
объединения
Педагог и
обучающиес
я
объединения
Учащиеся
объединения
Педагог и
обучающиес
я
объединения
АПРЕЛЬ
1
Общеинтеллектуальное
направление
Конкурс выставка
рисунков и
поделок
"Загадочная
Вселенная"
Урок здоровья,
посвящённый
"Всемирному
Дню здоровья".
Игры на
спортивной
площадке
Учащиеся
объединения
2
Спортивнооздаровительное
направление
3
Общекультурное
направление
Эколгическая
выставка
рисунков
"Берегите нашу
природу".
Учащиеся
объединения
4
Духовно-нравственное
направление
Родительское
собрание "Как
Педагог:
Джандаров
Педагог и
обучающиес
я
объединения
5
Социальное
деятельность
1
Общеинтеллектуальное
направление
2
Спортивнооздаровительное
направление
3
Общекультурное
направление
4
Духовно-нравственное
направление
5
Социальное
деятельность
помочь родителям
раскрыть талант у
ребенка"
Участие
воспитанников
объединения в
общешкольном
субботнике по
благоустройству
территории
школы.
МАЙ
Конкурс рисунков
и плакатов "Мы с
тобой
наследники
Победы!"
Участие
воспитанников
объединения в
общешкольных
спортивных
мероприятиях
посвящённых
Празднику
Победы.
Урок Мужества
"Памяти павших
будьте
достойны!"
9 мая-День
Победы. Участие
в
акциях"Бессмерт
ный
полк","Георгиев
ская лента",
"Подарок
ветерану".
Участие
родителей в
праздновании
Дня Победы.
Организация
итоговой
выставки работ
объединения.
А.О.
Педагог и
обучающиес
я
объединения
Учащиеся
объединения
Учащиеся
объединения
Педагог:
Джандаров
А.О.
Педагог и
обучающиес
я
объединения
Родители
обучающихс
я.
Педагог и
обучающиес
я
объединения