ДОП Отчий дом. Кармова А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета
МКУ ДО «РЦДО»
Протокол от «25» июня 2024 г. №4

Дополнительная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«ОТЧИЙ ДОМ»

Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированная
Адресат: обучающиеся 10-14 лет
Срок реализации: 1 год, 72 часа
Форма обучения: очная
Автор – составитель:
Кармова Арина Хусеновна,
педагог дополнительного образования

п. Залукокоаже
2024г.

1.

Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка

Направленность программы: туристско-краеведческая
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Нормативную правовую основу настоящей дополнительной общеразвивающей
программы «Отчий дом» составляют следующие документы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»;
- Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте Российской
Федерации;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019 г. № 170 «Об
утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля детей
в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования
детей»;
- Федеральный закон от 13.07.2020г. № 189-ФЗ «О государственном и(муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении
информации» от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от26.08.2010г. №761н «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования»;
- Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени
(нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников
и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»
- Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача от28.01.2021г. №2 «Об
утверждении санитарных правил инорм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды
обитания»;
-Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее
приказ № 629);
- Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций;
- Приказ Минпросвещения РФ от 05.08.2020г. №552/391 «Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО»;
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций»;
- Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании»;
- Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2015 г. № 778 «Об
утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных
образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской
Республике»;
- Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2020 г. № 242-рп
«Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного
образования детей в КБР»;
- Приказ Минпросвещения Кабардино-Балкарской Республики от 18.09.2023г. № 22/1061 «Об
утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в КБР».
- Постановление от 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о
персонифицированном дополнительном образовании детей в муниципальном Зольском
районе».
-Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района;
В настоящее время большое внимание уделяется краеведческому образованию
учащихся. На первом месте стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека,
знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного
края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но
и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков.
В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам
истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной
истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является
приоритетным. К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на
народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народа». Это справедливо, так
как опора на нравственно-патриотическое воспитание – залог успешного воспитания
подрастающего поколения. Истинным идеалом воспитания в России испокон веков является
традиционное духовное мировоззрение, основанное на понятиях долга и чести, нравственности
и морали. Сегодня слово «патриотизм» многими воспринимается как устаревшее. Но жить без

уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и жертвам значит нарушить
собственное будущее. Воспитать гражданина-патриота – значит формировать человека,
которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная
гражданская позиция. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания
учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей
страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой
Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма,
толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в
решении важных образовательных и воспитательных задач.
Актуальность программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного
образования, с другой - необходимостью формирования у детей четкого понятия
географической, исторической, культурологической характеристики родного края, повышением
интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в
развитии интересов, учащихся к родному краю определена социальным заказом общества.
Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной
земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Краеведческие знания служат звеном,
способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены
базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на
актуализации и систематизации имеющегося у детей практического жизненного опыта
взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию
информационно-познавательных, практико- созидательных видов компетенций и способствует
формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя,
пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.
Новизна программы заключается в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные
с непосредственным окружением учащихся, жизнью Кабардино-Балкарской Республики и
Зольского района. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу
комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение и так
далее. Реализация программного материала способствует ознакомлению обучающихся с
организацией коллективного и индивидуального исследования, позволяет чередовать
коллективную
и
индивидуальную
деятельность.
Основу
составляет
проектноисследовательская деятельность учащихся.
Отличительная особенность программы заключается в том, что данная программа
осуществляет организацию свободного досуга детей и играет роль благоприятной сферы в
решении ряда задач нравственного, интеллектуального и эстетического формирования
личности ребёнка. В условиях дополнительного образования она позволяет учащимся
расширить знания об истории своего края.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что ее реализация дает
возможность детям расширить и укрепить знания о родном крае и его исторических
достопримечательностях. Программа учитывает развитие эстетического вкуса через
ознакомление с мероприятиями, проводимыми в родном крае, развивающими внутреннюю
красоту ребенка. На сознание детей воздействуют исторические события, огромнейшая
историческая, природная и культурная значимость родного края и собственное

образовательное, культурное и физическое развитие, что способствует уверенности ребенка в
том, что он растет достойным гражданином своей страны. В ходе реализации программы у
обучающихся формируется логическое мышление, память, навыки работы в группах, навыки
публичного выступления перед аудиторией.
Адресат программы: учащиеся в возрасте 10-14 лет
Срок реализации: 1 год, 72часа
Режим занятий: 2 часа в неделю (1 раз по 2 часа); академический час – 40 минут
Наполняемость группы:17-19 человек
Форма обучения: очная
Форма занятий: комбинированная; занятия состоят из теоретической части (лекции,
дискуссии, презентации) и практической части (наблюдение, исследования и описания
Цель программы
Основной целью программы является всестороннее развитие личности учащегося на основе
личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.
Задачи программы
Личностные:
- сформировать навыки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром;
- обучить приемам конструктивного общения и поведения в социуме;
- выработать понимание о необходимости бережного и уважительного отношения к
своемуродному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;
- развить умение работать в группе, участвовать в групповых дискуссиях.
Метапредметные:
- стимулировать стремление обучающихся к самостоятельной деятельности;
- развить наблюдательность, умение строить предположения на основе полученных знаний;
- развить умение анализировать полученные результаты, выделять главное;
- развить умение организовывать свой труд, научить пользоваться различными источниками
для получения дополнительной информации, оценивать полученную информацию;
- сформировать положительную мотивацию и интерес к проектной деятельности с
помощью
исследований.
Предметные:
- обучить различным методам проведения генеалогических исследований;
- сформировать навыки планирования исследовательской деятельности;
- сформировать навыки работы с библиотечным и музейным фондом;
- сформировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами

Учебный план
№

1.

Название раздела,
темы
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
Ознакомление с
работой детского
объединения.
Проведение
анкетирования
«Мои увлечения» и
викторины
«Что ты знаешь о
родном крае».

Количество часов
всего

теория

2

1

практика
1

2.

Мой край родной.
КБР сегодня.

20

10

10

2.1.

Что такое
«краеведение»?

10

6

4

2.2.

Известные люди
нашего села

10

4

6

3.

Природа нашего
края

14

6

8

3.1.

Природные ресурсы
нашего края.
Знакомство
с
животными
и
растениями
Зольского района и
КБР (в том числе и
редкими,
исчезающими)

6

2

4

8

4

4

Музейное дело.
Что такое музей?
Понятия:
экспозиция,
экспонат, выставка.
Кто работает в
музее?

14

7

7

10

5

5

Музей Зольского

4

2

2

3.2.

4
4.1

4.2

Формыаттестац
ии / контрол я
Анкетирование,
собеседование,
Индивидуальный
опрос

Выполнение
тестовых заданий,
решение проблемных
задач.
Устныйопрос.

Тестирование.
Исследовательская
работа.
Практические
работы. Устный опрос.

Тестовые
работы,
исследовательские
работы, решение
проблемных
задач. Устный
опрос.

района.
5

Моя семья и моя
родословная

20

8

12

5.1

Генеалогия как наука

8

4

4

5.2

Историческое
прошлое семьи.
Итоговые
занятия «Я в
этом селе
живу, я это
село знаю».

12

4

8

Коллективный
анализ

2

-

2

Защита проектных
и
исследовательских
работ.

Итого

72

32

40

6.

Тестирование.
Исследовательская
работа.

Содержание учебного плана
Раздел 1. Входная диагностика. Вводный инструктаж – 2часа
Теория. Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Техника
безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях. Правила
поведения во время поездок по районам и городу. Знакомство с детьми, их интересами –
1ч.
Практика. Игры на знакомство («Имя в движении», «Извините, обознался…», «Вам
письмо»). Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки учащихся:
проведение анкетирования «Мои увлечения» и викторины «Что ты знаешь о родном крае» 1ч.
Раздел 2. Мой край родной. КБР сегодня – 20 часов
Тема 2.1. Что такое «краеведение»? – 10 часов
Теория. Что изучает краеведение. Какое бывает краеведение (географическое,
историческое, экономическое, этнографическое и т.д.). Источники краеведческих знаний:
карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад
выдающихся ученых в исследования родного края - 6 часов.
Практика. Что такое карта? Отличительные особенности и условные знаки географической
и исторической карты. Как «читать» историческую карту - 4 часа.
Тема 2.2. Известные люди нашего села - 10 часов
Теория. Почетные граждане нашего села. Трудовые династии. Творчество выдающихся людей
нашего села – писателей, поэтов, художников. Известные артисты нашего села – 4 часа.
Практика. Сбор и оформление информации «Люди, прославившие Зольский район» - 6 часов.
Раздел 3. Природа нашего края – 14 часов
Тема 3.1. Природные ресурсы нашего края - 6 часов
Теория. Знакомство с водными объектами, расположенными на территории Зольского района:
река Малка, Кичмалка, пруды. Растительный и животный мир водоемов. Значение и охрана
водоемов - 2 часа.

Практика. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Составление рассказа о водоеме.
Составление правил поведения на водоемах. Экскурсия на водоем (реку или пруд в зависимости
от погодных условий) - 4 часа.
Тема 3.2. Животные и растения нашего края - 8 часов
Теория. Знакомство с растениями (в том числе и редкими, исчезающими) Зольского района и
КБР, особенностями их произрастания, практической значимостью. Знакомство с животными
Зольского района и КБР (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их
проживания, практической значимостью – 4 часа.
Практика. Работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет, работа с картой
республики и выяснение места произрастания данного растения, отличительные особенности
данного растения, полезные свойства растения; выполнение практических заданий
(раскрашивание, решение задач, кроссвордов, составление рецептов и т.д.) . Работа с
энциклопедией или поиск информации в сети Интернет; работа с картой КБР и выяснение
места обитания данного животного; отличительные особенности данного животного;
практическая значимость животного; выполнение практических заданий (раскрашивание,
решение задач, кроссвордов, отгадывание загадок и т.д.) – 4 часа.
Раздел 4 . Музейное дело – 14 часов
Тема 4.1.Что такое музей? Понятия - экспозиция, экспонат,
выставка.Кто работает в музее - 10 часов
Теория. Знакомство с понятием «музей». Что хранится в музее, знакомство с понятиями
«экспозиция», «экспонат», «выставка». Основные задачи, стоящие перед музеем. Музейные
профессии. Чем занимаются работники музея и что они должны знать - 5 часов
Практика. Конкурс рисунка «Мы в музее». Придумать название своему музею- 5 часов.
Тема 4. 2. Музей Зольского района – 4 часов
Теория. Районный краеведческий музей: история создания, структура музея, основные
экспозиции – 2 часа.
Практика.
Экскурсия в районный краеведческий музей. Знакомство с
основными экспозициями. Знакомство с работниками музея. Обзорная экскурсия по музею – 2
часа.
Раздел 5. Моя семья и моя родословная – 20 часов
Тема 5.1. Генеалогия как наука – 8часов
Теория. Генеалогия (греч. genealogia – родословная) – как наука. Понятие семья, род,
родословная. Состав семьи. Полное имя (имя, отчество) членов семьи. Распределение
обязанностей в семье - 4 часа.
Практика. Создание карточки с именем, рисунок времени года, когда родился. Заполнение
таблиц «Моя семья», «Распределение обязанностей». Выставка фотографий «Это мы» - 4 часа.
Тема 5.2. Историческое прошлое семьи – 12 часов
Теория. История

рода. Род, родня, родные. Понятия «поколение»,

«потомки», «предки». Кто кому как приходится. Роль отца и роль матери в семье. О бабушках и
дедушках. Смена поколений. Преемственность в семье - 4 часов

Практика. Составление поколенной росписи. Мини - проект «Мое родословное древо».
Родословие семьи. Родословное древо. Практическое значение родословных в прошлом.
Как составить родословную. Варианты оформления генеалогического древа:
кругообразное, горизонтальное, вертикальное. Мини – проект «Мое родословное древо».
Составление родословных, их графическое представление. Работа над презентацией своей
семьи, семейных традиций. Публичные выступления. Защита проектов - 8 часов.
Раздел 6. «Я в этом селе живу, я знаю это село» – 2 часа
Итоговое занятие «Я в этом селе живу, я знаю это село». Проектная работа.
Практика. Подведение итогов деятельности творческого объединения «Отчий
дом».
Награждение учащихся за активное участие в жизни творческого объединения – 2 часа.
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будут/ будет:
- сформированы навыки жить в гармонии с самим собой и
окружающим миром; - сформированы навыки конструктивного
общения и поведения всоциуме;
- сформировано понимание о необходимости бережного и уважительного отношения к
своемуродному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;
- развиты умения работать в группе и участвовать в групповых дискуссиях.
Метапредметные:
У обучающихся будет развито/развита:
- стремление к самостоятельной деятельности;
- наблюдательность, умение строить предположения на основе полученных знаний;
- умение анализировать полученные результаты, выделять главное;
- умение организовывать свой труд, научиться пользоваться различными источниками
дляполучения дополнительной информации;
- мотивация и интерес к проектной деятельности с помощью исследований.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
- различным методам проведения генеалогических исследований;
- планировать исследовательскую деятельность;
- работать с библиотечным и музейным фондом;
-использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами.

Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий реализациипрограммы
Календарный учебный график
Год
обучения

1 год
(стартовый
уровень)

Дата
начала
учебного
года
01.09

Дата
окончания
учебного

Количество
учебных
недель

Количество
учебных часов
в год

Режим
занятий

года
31.05

36

72

1 раз в
неделю по2
часа

Условия реализации программы
Программа реализуется на базе МКОУ СОШ №2 с.п.Каменномостское. Занятия
проводятся в оборудованном кабинете в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования (Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»).
Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами, имеющими: высшее
или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины, опыт дистанционной , а также прошедших курсы повышения квалификации по
профилю деятельности
Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы необходимо иметь:
Компьютер – 1
шт. Столы для
учащихся;
Стулья;
Стол – тумба;
Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, материалов;
Дидактический материал:
иллюстрации, фотографии, карты таблицы, схемы,
книги,видеопрезентации по темам;
Оборудование к игровым занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросники.
Мультимедийный проектор.

Формы аттестации
Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе
«Отчий дом»
предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:
1. Входной контроль (диагностика), проводится перед началом обучения и предназначена для
выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы.
Формы контроля: беседа, опрос, тестирование.
2. Итоговый контроль (диагностика) проводится после завершения всей учебной программы.
Формы контроля: презентация проекта, защита проекта, научно-исследовательской
работы.
Для отслеживания результативности реализации образовательной программы разработана
система мониторингового сопровождения (текущий контроль: практические задания (работа),
исследовательская работа, формулировка идей, презентация идей) образовательного процесса
для определения основных формируемых у детей посредством реализации программы
компетентностей: предметных, социальных и коммуникативных. Способ оценки, как правило,
устный. Отмечаются недостатки выполненных работ в лёгкой форме. Основной акцент делается
на её достоинства, чтобы не отбить у ребёнка желание обучаться и нацелить на исправление
недостатков.
Итоговая оценка развития личностных качеств обучающегося производится по трём
уровням: «высокий», «средний» и «низкий».
Итоговая аттестация обучающихся проводится по результатам тестирования, семинара,
подготовки и защиты проекта, исследовательской работы (в разных формах), публичного
выступления, выставки-презентации, анализа посещаемости занятий, активности участия в
программе по формированию общекультурных компетенций, результатам участия в конкурсах,
соревнованиях и т.д.
В ходе работы используются следующие методы, приемы, средства
и формы
организации и контроля:
№ Формы
организации

Методы и приемы

Возможный дидактический
материал

Формы
контроля

1.

Беседа

- эвристический метод;
-метод устного изложения,
позволяющий в доступной
форме донести до обучающихся сложный материал

Презентация,
плакат,
карточки, видео

Фронтальный и
индивидуальный устный
опрос

2

Игра

- практический метод;
- игровые методы;

Правила игры
Карточки с
описанием
ролей или
заданий,
Атрибутика игры

Рефлексивный
самоанализ;
контроль и самооценка обучающихся

- репродуктивный;
- частично-поисковый

Видео,
презентация,
плакаты,

Взаимооценка
обучающимися
работ друг

3
Практическая
работа

карточки с
описанием хода
работы, схемы
сборки

друга

4

Проект

- исследовательский метод;
- частично-поисковый (в зависимости от уровня подготовки детей)

Презентация,
видео,
памятка работы
над
проектом

Защита
проекта,
участие в научной выставке

5

Исследование

-исследовательский метод

Презентация,
видео,
описание хода
исследования

Конференция

Оценочные материалы
Тесты, контрольные вопросы, презентации, маршрутные листы для проведения практических
работ, технологические карты, анкеты, листы наблюдения .
Критерии оценки отчетов по практическим работам :
1. Формулировка цели и задач практической работы (0-1 балл)
2. Описание методики исследования. (0-1 балл)
3. Наличие анализа данных, полученных в ходе практической работы. (0-1 балл)
4. Выводы и их обоснование. (0-1 балл)
5. Качество оформления отчета. (0-1 балл)
6. ИТОГО: 5 баллов
Критерии оценки проекта и исследовательской работы:
1. Обоснование актуальности – 1 балл
2. Постановка цели и задач– 1 балл
3. Глубина проработанности– 1 балл
4. Практическая значимость– 1 балл
5. Обоснованность выводов– 1 балл
6. Качество оформления– 1 балл
7. Структура доклада при защите проекта или исследовательской работы – 1 балл
8. Убедительность рассуждений– 1 балл
9. Ответы на вопросы– 1 балл
10. Использование наглядных материалов– 1балл
ИТОГО – 10 баллов
Уровни оценивания: От 12 до 15 баллов – высокий уровень освоения программы. От 8 до 12
баллов – средний уровень освоения программы
До 8 баллов – низкий уровень освоения программ Информационная карта освоения учащимися
разделов программы.

Название раздела, кол-во часов

№

Параметры
результативности
освоения раздела

1
2

Теоретические знания
Практические умения и
навыки
Самостоятельность в
познавательной
деятельности
Потребность в
самообразовании и
саморазвитии
Применение знаний и
умений в социальнозначимой деятельности
Общая сумма баллов

3

4

5

Ф.И.О. учащегося

Оценка результативности освоения раздела
5 -8 балл
8 -12 балла
12-15 балла
(низкий
(средний
(высокий
уровень)
уровень)
уровень)

Методическое и дидактическое обеспечение
Методы обучения:
Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,
частично-поисковый, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и
др;активные и интерактивные методы обучения, социоигровые методы.
Методы воспитания:
Убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии, индивидуального обучения, группового обучения,
коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, разноуровнего обучения,
проблемного обучения, триз, игровой деятельности, коллективной творческой деятельности,
технология критического мышления.
Формы организации учебного занятия:
Беседа, встреча с интересными людьми, диспут, защита проектов, игра, конференция, круглый
стол, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие,
практическое занятие, презентация, семинар, тренинг, турнир, экскурсия, экспедиция,

Список литературы для педагога
1. Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся:
Пособие для учителя. – Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1996. – 122 с.
2. Бураев Р.А Экономическая и социальная география Кабардино-Балкарской республики.9 кл.М.: Поматур,2003
3. Гичев Ю.П. Здоровье человека и окружающая среда. Серия «Экологическая политика». – М.:
ООО «Реклайн», 2007. – 184 с. Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по
экологии. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003 . 56 с.
4. Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике: Учебное пособие
для студентов пед.ин-тов. – М.: Просвещение,2010. – 175 с.
5. Емузова Л.З. География Кабардино-Балкарской республики., издательство «Эльбрус»,
г.Нальчик 2017 г.
6. Зубанова С.Г; В.Ю. Щербаков. Занимательная география. ООО «Глобус»2009 г.
7. Игры и загадки на уроках природоведения. Методическое пособие / Сост. А.С.Малыгина. –
Саратов: Аквариус, 2000. – 30 с.
8. Карсонов В.А. Педагогические технологии в образовании в вопросах и ответах: Учебнометодическое пособие/ Под ред. Ф.С.Замиловой, В.А.Ширяевой. – Саратов: ООО «Ризоп»,
2005. – 100 с.
9. Кобзева Т.В., Царева Н.М. Экологические аспекты здоровья детей. –Саратов: Изд-во
Саратовского ун-та, 2002. – 24 с.
10. Магазов О.А, Магазова Л.Н. Правила оформления результатов исследовательской работы
по экологии. Методическое пособие. – М.:Экосистема, 1996. – 17с.
11. Малыгина А.С., Решетникова Т.Б., Буланая М.В., Старичкова Н.И. Экскурсия как одна из
форм эколого-краеведческой работы со школьниками. Совершенствование
экологообразовательной деятельности в Саратовской области: Межвуз. сборник научн.
трудов. – Саратов: ИЦ «Наука», 2013. - Вып.10. – С.121-129. (197 с.)
12. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно- методическое пособие. – М.:
ЦГЛ, 2005. – 128с.
13. Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г. Экологический дневник
школьника. Учебно-методическое пособие. Саратов: Научная книга, 2006. – 36 с.
14. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителей. – М.:
Устойчивый мир, 2000. – 272с.
15. Новиков Ю.В.. Природа и человек. Москва «Просвещение» 1991
16. Патапенко Ю.Я.. Геологические маршруты в Карачаево-Черкесии и в Приэльбрусье.
Карачаевск 2014
Список литературы для обучающихся
1. Абраменков Е.Г. Любителям грибной охоты. Саратов: Регион. изд-во«Детская книга»,
1994. – 120 с.
2. Антончиков А.Н., Варламов А.Г. Птицы вокруг нас. Определитель птиц для начинающих.
Птицы Европейской части России. Саратов: ООО «Диалл Альянс», 2010. – 36 с.
3. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. Л.: Детская литература,2010г.347 с.
( нов. Изд)
4. Места заповедные: Сб. очерков / Ред.сост. Л.А. Розанова. Саратов: Приволжское кн. изд-во,
1991. 79 с.

5. Руденко И.Н. География Кабардино-Балкарии . Нальчик.Нарт,1994. 4.Р.А.Бураев Р.А..
6. Робертс Ч. Царь зверей. – М.: ООО «АВЛАД», 1993. – 223
Интернет-ресурсы
1. http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content/
2. https://www.bioword.narod.ru//
3. https://faunaflora.ru/39/
4. http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал)
5. http://ru.wikipedia.org (Википедия. Свободная энциклопедия).
6. http://www.virtan.ru(Природа России).
7. http://www.mycicerone.ru(сайт по краеведению России).
7. http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html(сайт
виртуальных
экскурсий)

Приложение №1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

Рабочая программа на 2024-2025 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе
«Отчий дом»

Уровень программы: стартовый
Адресат : обучающиеся от 10 до14 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор-составитель: Кармова Арина Хусеновна,
педагог дополнительного образования

г.п. Залукокоаже
2024 год

Цель программы
Основной целью программы является всестороннее развитие личности учащегося на
основе личностно-ориентированной, краеведческой деятельности.
Задачи программы
Личностные:
сформировать навыки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром;
обучить приемам конструктивного общения и поведения в социуме;
выработать понимание о необходимости бережного и уважительного отношения к
своемуродному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;
развить умение работать в группе, участвовать в групповых дискуссиях.
Метапредметные:
стимулировать стремление обучающихся к самостоятельной деятельности;
развить наблюдательность, умение строить предположения на основе полученных
знаний;
развить умение анализировать полученные результаты, выделять главное;
развить умение организовывать свой труд, научить пользоваться различными
источниками для получения дополнительной информации, оценивать полученную
информацию;
сформировать положительную мотивацию и интерес к проектной деятельности с
помощью исследований.
Предметные:
обучить различным методам проведения генеалогических исследований;
сформировать навыки планирования исследовательской деятельности;
сформировать навыки работы с библиотечным и музейным фондом;
сформировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках
и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами
Планируемые результаты
Личностные:
У обучающихся будут/ будет:
сформированы навыки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром;
- сформированы навыки конструктивного общения и поведения в социуме;
сформировано понимание о необходимости бережного и уважительного отношения
к своемуродному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;
развиты умения работать в группе и участвовать в групповых дискуссиях.
Метапредметные:
У обучающихся будет развито/развита:
- стремление к самостоятельной деятельности;
наблюдательность, умение строить предположения на основе полученных знаний;

умение анализировать полученные результаты, выделять главное;
умение организовывать свой труд, научиться пользоваться различными источниками для
получения дополнительной информации;
мотивация и интерес к проектной деятельности с помощью исследований.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
различным методам проведения генеалогических исследований;
планировать исследовательскую деятельность;
работать с библиотечным и музейным фондом;
-использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными
задачам

Календарно-тематический план
№ Дата занятия
По
факту
1

2

По
плану

Наименова Кол
ние раздела ичес
тво
часо
в
Раздел 1.
2
Входная
диагности
ка.

Содержание деятельности
Теоретическая часть

Раздел

Что
изучает
краеведение.
Какое
бывает
краеведение
(географическое,
историческое,
экономическое, этнографическое и т.д.)

Тесты,решение
проблемных
задач

2

Источники краеведческих знаний: карта
источник информации и другие источники.

как

Практическая
работа,тесты

2

История изучения края. Вклад выдающихся ученых
в исследования родного края.

Устный опрос

2. 2
Мой край
родной.
КБР
сегодня.
Тема
2.1.
Что такое
«краеведен
ие»?

Практическая часть

Знакомство с содержанием программы, с
предметом изучения.Техника безопасности работы
с инструментами, правилами поведения на
занятиях. Правила поведения во время поездок по
районам и городу. Знакомство с детьми, их
интересами

Форма
аттестации

Игры на знакомство («Имя в движении»,
Опрос,анкетиров
«Извините, обознался…», «Вам письмо»). ание
Практическая работа на выявление уровня
начальной подготовки учащихся:
проведение анкетирования «Мои
увлечения» и викторины «Что ты знаешь о
родном крае»

2

Что такое карта? Отличительные
особенности и условные знаки
географической и исторической карты.

Практическая
работа

2

Как «читать» историческую карту

Практическая
работа
Проблемная
лекция
применением

Тема
2.2. 2
Известные
люди
нашего

Почетные граждане нашего села. Трудовые
династии.

19

с

села

2

Творчество выдающихся людей нашего села –
писателей, поэтов, художников. Известные
артисты нашего села

2

Сбор и оформление информации «Люди,
прославившие Зольский район»

2

Сбор и оформление информации
«Люди, прославившие Зольский
район»
Сбор и оформление информации
«Люди, прославившие Зольский
район»

2

3

техники
обратной связи
Коллективная
рефлексия

Раздел
3. 2
Природа
нашего
края.
Тема 3.1.
Природные
ресурсы
нашего
края

Знакомство
с
водными
объектами,
расположенными на территории Зольского района:
река Малка, Кичмалка, пруды. Растительный и
животный мир водоемов. Значение и охрана
водоемов

Защита
исследовательск
ого проекта
Защита
исследовательск
ого проекта
Защита
исследовательск
ого проекта
Презентация.
Проблемная
лекция

2

Фронтальная и индивидуальная работа с
картой. Составление рассказа о водоеме.
Составление правил поведения на
водоемах.

Практическая
работа

2

Экскурсия на водоем (реку или пруд в
зависимости от погодных условий)

Практическая
работа
Презентация,
практическая
работа

Тема
3.2. 2
Животные
и растения
нашего
края.

Знакомство с растениями (в том числе и редкими,
исчезающими) Зольского района и КБР,
особенностями их произрастания, практической
значимостью.

2

Знакомство с животными Зольского района и
КБР (в том числе и редкими, исчезающими),
особенностями их проживания, практической
20

Презентация,
защита
творческих

значимостью
Работа с энциклопедией или поиск
информации в сети Интернет, работа с
картой республики и выяснение места
произрастания данного растения,
отличительные особенности данного
растения, полезные свойства растения.
Выполнение практических заданий
(раскрашивание, решение задач,
кроссвордов, составление рецептов и
т.д.)

2

2

4

Раздел 4 . 2
Музейное
дело.
Тема
4.1.Что
такое
музей?
2
2

Тема 4. 2. 2
Музей
Зольского
района

Практическая
работа

Знакомство с понятием «музей».

Тестовые работы

Что хранится в музее, знакомство с понятиями
«экспозиция», «экспонат», «выставка».
Основные задачи, стоящие перед музеем.

Презентация,уст
ный опрос
Презентация,
устный опрос
Творческая
мастерская

2

2

работ
Практическая
работа

Музейные профессии.

Чем занимаются работники музея и
что они должны знать Конкурс рисунка «Мы в музее».
Придумать название своему музею.
Творческая работа
Конкурс рисунка «Мы в музее».
Придумать название своему музею.
Творческая работа

Защита
исследовательск
их работ

Районный краеведческий музей: история
создания, структура музея, основные
экспозиции.
Экскурсия в районный краеведческий
музей. Знакомство с основными
экспозициями. Знакомство с

2

21

Творческая
мастерская

Практическая
работа,
наблюдение

работниками
музея. Обзорная
экскурсия по музею
5

Раздел
5. 2
Моя семья
и
моя
родословна
я Тема 5.1.
Генеалогия
как наука

2

Генеалогия (греч.genealogia – родословная) –
как наука. Понятие семья, род, родословная.

Коллективный
анализ

Состав семьи. Полное имя (имя, отчество)
членов семьи. Распределение обязанностей в
семь

Коллективный
анализ
Создание карточки с именем, рисунок
времени года, когда родился.
Заполнение таблиц «Моя семья»,
«Распределение обязанностей».
Выставка фотографий «Это мы»

2
2
Тема
5.2. 2
Историческ
ое прошлое
семьи

2

Коллективный
анализ
Коллективный
анализ

История рода. Род, родня, родные.
Понятия «поколение»,
«потомки», «предки». Кто кому как
приходится.

Устный опрос

Роль отца и роль матери в семье. О бабушках и
дедушках. Смена поколений. Преемственность
в семье

Устный опрос
Составление поколенной росписи.
Мини - проект «Мое родословное
древо». Родословие семьи.
Родословное древо. Составление
родословных, их графическое
представление.
Практическое значение родословных в
прошлом. Как составить родословную.
Варианты оформления
генеалогического древа:
кругообразное, горизонтальное,

2

2

22

Практическая
работа

Практическая
работа

вертикальное. Мини – проект «Мое
родословное древо».
Работа над презентацией своей семьи,
семейных традиций. Публичные
выступления. Защита проектов
Исследование истории происхождения
своего имени и фамилии учащимися.
Составление листа с описанием
значения своего имени.

2

2

6

Раздел
6. 2
«Я в этом
селе живу,
я знаю это
село».

Итого:

Итоговое занятие «Я в этом селе живу,
я знаю это село».
Подведение итогов
деятельности творческого
объединения
«Мой край».
Награждение учащихся
за
активное
участие
в
жизни творческого
объединения.

72

23

Презентация
творческих
работ
Тесты,работа
над
исслед.работами
Защита
проектных
и
исследовательск
их работ

Приложение №2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

Рабочая программа воспитания обучающихся
на 2024-2025 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе
«Отчий дом»

Адресат : обучающиеся от 10 до 14 лет
Год обучения: 1-ый год обучения
Автор-составитель: Кармова Арина Хусеновна,
педагог дополнительного образования

г.п. Залукокоаже
2024 год

•
•
•
•
•
•
•
•

Характеристика объединения «Отчий дом»
Деятельность объединения «Отчий дом» имеет туристско-краеведческую направленность.
Количество обучающихся объединения «Отчий дом» составляет __ человек.
Из них мальчиков – ___, девочек – ___
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 10 до 14 лет.
Формы работы: индивидуальные и групповые.
Направления работы
Гражданско-патриотическое воспитание.
Идеологическое воспитание.
Духовно-нравственное воспитание.
Работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизма
Эстетическое воспитание.
Воспитание культуры здорового образа жизни.
Трудовое и профессиональное воспитание.
Экологическое воспитание.
Цель воспитания: Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных,
творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе
принципов самоуправления.
Задачи воспитания:
- сформировать мировоззрения и система базовых ценностей личности;
- организовать инновационные работы в области воспитания и дополнительного образования;
- приобщить детей к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям
образовательного учреждения;
- сформировать личностные качества, необходимые для жизни;
- воспитать внутренние потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного
отношения к природной и социокультурной среде обитания;
-развивать воспитательный потенциал семьи;
- создать «ситуацию успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в
среде сверстников социально адекватным способом;
- достигнуть оптимального уровня воспитанности учащихся;
- выявить и раскрыть природные способности каждого учащегося.
Планируемый результат воспитания
- у учащихся будут сформированы мировоззрения и система базовых ценностей личности;
будет организована инновационная работа в области воспитания и дополнительного
образования;
- учащиеся будут приобщены к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и
традициям образовательного учреждения;
- у учащихся будут сформированы личностные качества, необходимые для жизни;
- у учащихся воспитаны внутренние потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственное отношение к природной и социокультурной среде обитания;

-у учащихся развит воспитательный потенциал семьи;
- будет создана «ситуация успеха» для каждого учащихся, чтобы научить самоутверждаться в
среде сверстников социально адекватным способом;
- будет достигнут оптимальный уровень воспитанности учащихся;
- будут выявлены и раскрыты природные способности каждого учащегося.

•
•

Работа с коллективом обучающихся.
формирование практических умений по организации органов самоуправления, этике и
психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формирование
ответственности за себя и других;
развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в
совместной общественно – полезной деятельности;
содействие формированию активной гражданской позиции;
воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему краю.

•
•
•
•
•
•
•
•

Работа с родителями учащихся объединения «Отчий дом»
Цель – вовлечение родителей в совместную деятельность по изучению истории, культуры,
природы родного края.
Задачи:
✓
обучить родителей основам туристской и экскурсионной работы;
✓
сформировать умение и навыки в области создания образовательных проектов;
✓
развивать навыки сотрудничества и взаимодействия в процессе творческой работы.
Система работы с семьями учащихся предполагает следующие виды деятельности:
Помощь в получении знаний.
Оценка результатов совместной деятельности.
Консультации
Родительские собрания.
Выставки работ.
Презентации.
Участие в походах.
Организация и проведение совместных акций, экскурсий и праздников.

•
•
•

Тематика родительских собраний:
❖
❖
❖
❖

Как научить ребёнка любить родной край.
Почему нам надо посещать памятные места и памятники родного края.
Роль семьи в формировании бережного отношения к природе родного края.
Родословное древо семьи.
Как помочь ребёнку стать исследователем истории родного края.

Календарный план воспитательной работы
№

1.

Направление
воспитательной
работы
Гражданскопатриотическое
воспитание

Наименование
мероприятия

Срок
выполнен
ия

Ответственный

Планируемый
результат

1.Тренировочное
занятие «Действия
учащихся при угрозе и
возникновении
пожара»

сентябрь

Кармова А.Х.

Сформировать
у учащихся
такие качества,
как долг,
ответственност
ь, честь,
достоинство,
личность.

2. День солидарности в
борьбе с терроризмом

2.

1.Гражданскопатриотическое
воспитание
2.Проектная
деятельность

1.Акция ко Дню
пожилого человека

октябрь

Кармова А.Х.

2.Всемирный день
животных

Формирование
ценностного
отношения к
пожилым
людям,
здоровью и
здоровому
образу жизни.
Воспитание
ценностного
отношения к
животным.
Стимулировать
интерес у
учащихся
к исследовател
ьской
деятельности,
научной работе

3.

1.Нравственноэстетическое
воспитание

1.Всемирный день
приветствий
2.День домашних
животных
3.Акция «С
праздником вас,
мамы!» День матери

ноябрь

Кармова А.Х.

Формирование
ценностного
отношения к
семье,
здоровью и
здоровому
образу жизни.
Уважения к

4.

2.Работа по
профилактике
терроризма,
экстремизма и
этносепаратизма

4. Мероприятия в
рамках
международного Дня
толерантности

1.Нравственноэстетическое
воспитание

1. «Всемирный день
борьбы против
СПИДА»
2.Международный
день инвалидов
3. Операция
«Кормушка»

декабрь

Кармова А.Х.

Воспитание
нравственных
чувств,
убеждений и
этического
сознания.

1. «День заповедников
и национальных
парков»

январь

Кармова А.Х.

Формировать
правильное
отношение к
окружающей
среде.
Воспитание
нравственных
чувств

февраль

Кармова А.Х.

Воспитание
гражданственн
ости,
патриотизма,
социальной
ответственност
ии
компетентност
и, уважения к
правам,
свободам и
обязанностям
человека.

март

Кармова А.Х.

Изучение
учащимися
природы и
истории
родного края.

2 Экологическое
воспитание

5.

1.Экологическое
воспитание
2. Гражданскопатриотическое
воспитание

6.

1.Гражданскопатриотическое
воспитание
2. Нравственноэстетическое
воспитание

правам,
свободам и
обязанностям
человека.

2.Международный
день памяти жертв
Холокоста

1.День защитника
Отечества
Всероссийский
тематический урок,
посвященный 350летию Петра 1 «То
академик, то герой, то
мореплаватель, то
плотник»
2.День Российской
науки
3. Всемирный день
борьбы против рака

7.

1.Экологическое
воспитание
2. Работа по
профилактике
терроризма,

2.Участие в конкурсе
«Природа и
традиционная
культура»
2. Всемирный день

Формировать

8.

экстремизма и
этносепаратизма

Земли

1. Нравственноэстетическое

1.Всемирный день
Земли.

воспитание

2.Всемирный день
здоровья.

правильное
отношение к
окружающей
среде.
Воспитание
гражданственн
ости,
патриотизма,
социальной
ответственност
и

2. Международный
день борьбы с
наркоманией и
наркобизнесом

апрель

Кармова А.Х.

3.Фестиваль «Мы выбираем жизнь!"

Формировать у
учащихся
культуру
сохранения и
совершенствов
ания
собственного
здоровья.
Популяризаци
я занятий
физической
культурой и
спортом.
Пропаганда
здорового
образа жизни

9.

1. Нравственноэстетическое

1.Всемирный день без
табака.

воспитание

2. Акция
«Георгиевская
ленточка»

2.Гражданскопатриотическое
воспитание
10.

1.Гражданскопатриотическое
воспитание
2. Нравственноэстетическое

1.Международный
день защиты детей
2.День здорового
питания

май

Кармова А.Х.

Воспитывать
любовь и
уважение к
традициям
Отечества.
Пропаганда
здорового
образа жизни

июнь

Кармова А.Х.

Создание
условий для
развития у
учащихся
творческих
способностей.

воспитание

❖

Пропаганда
здорового
образа жизни.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».