МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МКУ ДО «РЦДО» Протокол от «25» июня 2024 г. №4 Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Ритмы Кавказа» Уровень программы: базовый Вид программы: модифицированный Адресат: 11-17 лет Срок реализации: 1 год, 144 часа Форма обучения: очная Автор – составитель: Гатажоков Константин Константинович, педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже 2024 год 1 Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы: Пояснительная записка Направленность программы: художественная Уровень программы: базовый Вид программы: модифицированный Нормативную правовую основу настоящей дополнительной общеразвивающей программы «Ритмы Кавказа» составляют следующие документы: • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» • Национальный проект «Образование». • Конвенция ООН о правах ребенка. • Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». • Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». • Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». • Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания при этом необходимой помощи». • Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей». • Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». • Приказ Минпросвещения России от 16.09.2020 г. № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительным общеобразовательным программам». • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». • Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»). • Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). • Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально2 психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»). • Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). • Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». • Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании». • Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике». • Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020 г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». • Приказ Минпросвещения КБР от 14.09.2022 г. №22/756 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР». • Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022 г. №22-01-32/4896 «Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные)». • Письмо Минпросвещения КБР от 26.12.2022 г. №22-01-32/11324 «Методические рекомендации по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ». • Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района; Актуальность программы: Хореография народов Северного Кавказа отличается от хореографии других регионов нашей страны. Яркое национальное своеобразие, формы и одновременно, интернациональность содержания отличают ее. Движение – естественная потребность человека с момента его развития. Дети не скрывают своих эмоций, для них народный танец – естественное состояние души и тела. Он помогает обучающимся раскрепостить внутренние силы, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность. Хореография, как искусство коллективное, способствует развитию с ранних лет чувства коллективизма, стойкости, мужества, требовательности друг к другу, доброты, принципиальности, что оказывает большое влияние на исполнительскую деятельность обучающихся, ведь в танцах проявляются характер и духовные качества личности. Хореографическое искусство народов Северного Кавказа имеет многовековую историю. Во все исторические периоды танец занимал конкретное место и играл определенную роль в общественной жизни кавказских горцев. 3 Новизна. Данная программа опирается на этнопедагогику, краеведение, этикет. Особое внимание уделено изучению нартского эпоса адыгов и балкарцев. В программу включено изучению основ хореографии, народного танца, кабардинских и балкарских игр. Также в основе организации и проведения занятий по программе заложены принципы обучения по личностно-ориентированным технологиям. Задача педагога - обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности обучающегося, реализации её природных потенциалов. В ходе реализации программы проводятся групповые и индивидуальные консультации. Отличительные особенности программы: Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является модифицированной, построена на опыте работы первого педагога ансамбля «Нальчанка» - заслуженного артиста РФ и КБР Х.Х.Дашуева, с использованием его книги «Кабардинские народные танцы». На занятиях используются видеопоказы танцев ансамбля «Кабардинка», «Нальчанка». Педагогическая целесообразность: Изучение хореографии народов Кавказа играют все возрастающую роль в идейно-нравственном и этническом воспитании, всестороннем и гармоничном развитии обучающихся. Народная хореография учит красоте и выразительности движений, формирует фигуру, развивает физическую силу и выносливость. Адресат программы: программа рассчитана на обучение детей 11 – 17 лет и предусматривает дифференцированный подход к возрасту и способностям обучающихся, уровню их подготовки. В ансамбль принимаются все желающие , не имеющие ограничения по здоровью. Добор обучающихся возможен как на первом году обучения, так и на последующих, но с учетом возможностей обучающихся. Срок реализации : 1 год обучения – 144 часа; Режим занятий: 4,5 часа в неделю ( 1 раз - 2часа , 1раз - 2,5часа ) Наполняемость группы: 18-20 человек: Форма обучения: очная. Формы занятий: Групповые и индивидуальные занятия включают в себя: -учебное занятие; - задания в малых группах, парно и индивидуально; - беседы индивидуальные и групповые; - национальные игры; - тренинги, упражнения, этюды, импровизации; - открытые занятия; - экскурсии, поездки, посещение выставок и музеев, концертов; - просмотр и обсуждение видеозаписей концертных выступлений государственных ансамблей «Кабардинка», «Балкария», «Вайнах», «Алания», «Нальмэс», «Сухишвили», «Эрисиони», «Лезгинка», ансамблем терских казаков и др., аудиозаписей. Цель программы: Приобщение к искусству хореографии, развитие у обучающихся художественного вкуса, потребностей и интересов, помощь в профессиональной ориентации и подготовка к творческому самосохранению в реалиях современной жизни. 4 Задачи программы. Личностные: - научить преодолевать сценическое волнение. - воспитывать личности, способной к сознательному, систематическому труду, к самостоятельной работе в любой, выбранной в дальнейшем, профессиональной деятельности. Предметные: - формировать музыкальную память; -ознакомить с графическими схемами, хореографическими картинками, композициями танцев народов Кавказа; - научить танцевальным движениям со сложным рисунком; - обучить приемам актерского мастерства; - расширить знания о народных традициях и фольклоре народов КБР и Северного Кавказа; Метапредметные: - развить творческое внимание; - ознакомить с новыми дополнительными комбинациями и сочетаниями основных движений и положений танцевальных ходов. - формировать навыки активной самостоятельной и коллективной деятельности; - формировать целенаправленное и ответственное отношение к практической деятельности 5 УЧЕБНЫЙ ПЛАН № пп Название раздела 1 Введение в программу. 2 Основы танцевального искусства народов Северного Кавказа: 2.1 Основные элементы и своеобразие танцев народов Северного Кавказа; 2.2 новые дополнительные комбинации и сочетания основных движений и положений танцевальных ходов; Количество часов Всего Теория часов 2 2 Практика Беседа, тестирование, выполнение заданий 36 1 5 6 взаимоотношения партнеров в танце; нравственно-этическое содержание в парном диалоге; 1 5 1 5 2.5 роль синхронности во взаимоотношениях партнеров; 1 5 2.6 танцевальные рисунки хаотического и организационного порядка. 3 Основы актерского мастерства 2.3 2.4 Формы аттестации по разделу Выполнение упражнений и заданий. Анализ выполненных контрольных заданий. 6 6 2 4 Анализ выполненных контрольных заданий. 6 4 Постановочная работа: 4.1 хореографические картинки, композиции танцев народов Кавказа (графические схемы танцев: «Кафа»); 2 10 4.2 хореографические картинки, композиции танцев народов Кавказа. (графические схемы танцев: «Исламей»); 2 8 4.3 4.4 4.5 4.6 64 Выполнение упражнений и заданий. хореографические картинки, композиции танцев народов Кавказа. ( Графические схемы танцев: «Удж»); 2 хореографические картинки, композиции танцев народов Кавказа. (графические схемы танцев: «Убыхский танец»); 8 2 10 хореографические картинки, композиции танцев народов Кавказа. (графические схемы танцев: «Кривая Кафа»); 2 8 хореографические картинки, композиции танцев народов Кавказа. (Графические схемы танцев: «Бжедыгъу Исламей»). 2 8 5 Подготовка и участие в концертах и конкурсах. 24 - 24 6 7 Посещение концертов Техника танцев 4 8 - 4 8 8 Итоговое занятие. 2 - 2 Итого: 144 20 Анализ выполненных контрольных заданий. Анализ выполненных контрольных заданий. Анализ выполненных контрольных заданий. Наблюдение. Взаимообсуждение, взаимооценка выступлений коллектива. 124 7 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА Раздел I. Введение в программу (2 часа) Тема 1.1. Вводное занятие. Теория: Организация учебного процесса: цели и задачи обучения, этапы обучения, организация обучения (форма репетиционной одежды, знакомство с расписанием занятий). Инструктаж по ТБ, правила поведения в помещении и на занятиях. Входящая диагностика. Практика. Классический/национальный тренаж. Цикл упражнений и заданий на диагностику: уровень развития физических данных, степень свободы и импровизационности в публичных условиях, уровень внимания и функций памяти. Формы контроля: Беседа, тестирование, выполнение упражнений и заданий. Раздел II. Основы танцевального искусства народов Северного Кавказа (36 часов) Тема 2.1. Основные элементы и своеобразие танцев народов Северного Кавказа. Теория: Классический/национальный тренаж Практика: . Отработка различных упражнений, танцевальных ходов на основе уже выявленных позиций и положений рук и ног. Усложнение предложенных положений и движений рук и ног, танцевальных ходов на выявление новых дополнительных их комбинаций и сочетаний. Формы контроля: Анализ выполненных заданий. Тема 2.2. Новые дополнительные комбинации и сочетания основных движений и положений танцевальных ходов. Практика: Классический/национальный тренаж. Отработка различных упражнений, танцевальных ходов на основе уже выявленных позиций и положений рук и ног. Усложнение предложенных положений и движений рук и ног, танцевальных ходов на выявление новых дополнительных их комбинаций и сочетаний. Формы контроля: Анализ выполненных заданий. Тема 2.3. Взаимоотношения партнеров в танце. Теория: Классический/национальный тренаж Практика:. Отработка кругового композиционного приема в парных танцах («Кафа», «Исламей», «Удж» и др.). Отработка композиционной структуры в парномассовых танцах с приемом «поддерживать друг друга под локоть (руку)». Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий. Тема 2.4. Нравственно-этическое содержание в парном диалоге. Теория: Классический/национальный тренаж Практика: Отработка кругового композиционного приема в парных танцах («Кафа», «Исламей», «Удж» и др.). Отработка композиционной структуры в парномассовых танцах с приемом «поддерживать друг друга под локоть (руку)». Формы контроля: Анализ выполненных заданий. Тема 2.5. Роль синхронности во взаимоотношениях партнеров Теория: Классический/национальный тренаж Практика: Отработка кругового композиционного приема в парных танцах («Кафа», «Исламей», «Удж» и др.). Отработка композиционной структуры в парномассовых танцах с приемом «поддерживать друг друга под локоть (руку)». Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий. Тема 2.6. Танцевальные рисунки хаотического и организационного порядка. Практика: Классический/национальный тренаж. Отработка кругового композиционного приема в парных танцах («Кафа», «Исламей», «Удж» и др.). Отработка композиционной структуры в парномассовых танцах с приемом «поддерживать друг друга под локоть (руку)». Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий. 8 Раздел III. Основы актерского мастерства ( 6 часов). Тема 3.1. Сценический грим. Практика: Классический/национальный тренаж. Техника нанесения сценического грима. Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий. Тема 3.2. Пантомима. Пластичность и подвижность тела. Практика: Классический/национальный тренаж. Замедленное/скоростное движение. Пантомимические жесты и наборы движений. Пантомимические этюды. Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий. Тема 3.3. Игровые задания. Практика: Классический/национальный тренаж. Упражнения на развитие наблюдательности; яркого воображения; чувства темпо-ритма; концентрированного и многоплоскостного внимания; чувства пространства и композиции; образной, эмоциональной памяти и памяти тела. Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий. Раздел IV. Постановочная работа:(64 часа). Тема 4.1. Хореографические картинки, композиции танцев народов Кавказа. Графические схемы танцев: «Кафа» Теория: постановка танцев Практика: Классический/национальный тренаж. Постановка и разучивание танцев: - «Кафа» - основной ход танца. Музыкальный размер 2\4. Исходное положение ног – VI позиция, руки в первой. I – приглашение. II – определение пар. III – начало танца, смена партнеров. IV – «волна». V – возврат в пары. VI – танец в парах, разделение, приглашение солистов. VII – танец солистов и уход. Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий. Тема 4.2. Хореографические картинки, композиции танцев народов Кавказа. Графические схемы танцев: «Исламей». Теория: постановка танцев Практика: Классический/национальный тренаж. Постановка и разучивание танцев: - «Исламей» - танец-соревнование, изобилующий искрометной техникой мужского танца, разработкой разнообразных движений, поз, прыжков на пальцах. Вступление: «Танец юноши», «Приглашение». «Танец девушки». «Танец вдвоем». «Танец - состязание». «Танец-согласие». «Танец достойных соперников, равных в мастерстве». Окончание состязания. Музыкальный размер 2\4. Тема 4.3. Хореографические картинки, композиции танцев народов Кавказа. Графические схемы танцев: «Удж». Теория: постановка танцев Практика: Классический/национальный тренаж. Постановка и разучивание танцев: - «Удж» - древний адыгский массовый танец. Выход. Приглашение к танцу. Выход девушек и юношей из противоположных кулис. В танце участвует четное количество пар. Соединяясь, юноша берет девушку под руку. Построение в общую линию. Девушки и юноши расходятся, образуя две линии. Образование двух кругов. Переход в большой полукруг. Выход на большую диагональ. Прочес. Вертушка. Переход из горизонтальных линий в вертикальные. Образование пар и уход за кулисы. Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий. Тема 4.4. Хореографические картинки, композиции танцев народов Кавказа. Графические схемы танцев: «Убыхский танец». Теория: постановка танцев Практика: Классический/национальный тренаж. Постановка и разучивание танцев: - «Убыхский танец» - используется хореография адыгской диаспоры. Основной ход – «убых». Исполняется коллективом ансамбля и солистами. Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий. 9 Тема 4.5. Хореографические картинки, композиции танцев народов Кавказа. Графические схемы танцев: «Кривая Кафа». Теория: постановка танцев Практика: Классический/национальный тренаж. Постановка и разучивание танцев: - «Кривая Кафа» - сольный танец на две пары. Танец сохранен адыгской диаспорой в Турции. «Нальчанка» использует свою композицию, сохраняя основную идею. Основной ход «Кафа». В основу заложен круговой композиционный прием. Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий. Тема 4.6. Хореографические картинки, композиции танцев народов Кавказа. Графические схемы танцев: «Бжедыгъу Исламей». Теория: постановка танцев Практика: Классический/национальный тренаж. Постановка и разучивание танцев: - «Бжедыгъу Исламей» - сольный парный танец – признания в любви. Юноша использует ход «Удж-хеш», девушка двигается ходом «Исламей». Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий. Раздел V. Подготовка и участие в концертах и конкурсах. Тема 5.1. Программы показательных выступлений. Практика: Классический/национальный тренаж. Формы контроля: Анализ выполненных заданий. Тема 5.2. Прогон танцев. Практика: Классический/национальный тренаж. Подведение итогов этапа обучения. Подведение итогов рейтинга. Обсуждение и анализ успехов каждого обучающегося. Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий. Раздел VI. Посещение концертов. Практика: Концерты известных хореографических коллективов республики и России. Формы контроля: Беседа, обратная связь. Раздел VII. Техника танцев. Тема 7.1. Повышение уровня хореографического образования и профессиональной ориентации обучающихся. Практика: Отработка манеры и характера исполнения танцев, с целью повышения уровня хореографического образования и профессиональной ориентации обучающихся. Формы контроля: Анализ выполненных контрольных заданий. Раздел VIII. Итоговое занятие. Практика: Показ номеров на свободную тему. Участие в отчетном концерте с последующим обсуждением и анализом показательного выступления. Исходящая диагностика. Формы контроля: Наблюдение. Взаимообсуждение, взаимооценка выступлений коллектива. Планируемые результаты обучения Предметные: - обучающийся умеет преодолевать сценическое волнение; - владеет навыками публичных выступлений; - владеет навыками музыкальности и пластичности; - умеет уверенно держаться на сцене; Личностные : - учащийся проявляет самостоятельность и инициативу в обучении; - творчески относится к занятиям; 10 - контролирует и оценивает свои действия самостоятельно и вносит коррективы в их выполнение; - владеет навыкам поддержки собственной физической формы; - владеет навыками музыкально-ритмической деятельности и понятиями классической и народной хореографии (общие сведения); - принимает участие в постановочной работе и концертной деятельности ансамбля (участие в мероприятиях, конкурсах и фестивалях); Метапредметные: -у обучающихся улучшится музыкальный слух; - улучшится чувство ритма и такта; - знает основные движения и положения танцев народов Северного Кавказа; - усвоил знания о народных традициях и фольклоре народов КБР и Северного Кавказа. 11 2. Комплекс организационно- педагогических условий. Календарный учебный график. Год обучения Дата начала учебного года Первый год обучения 01.09 Дата окончания учебного года 31.05 Количество учебных недель 36 Количество учебных часов в год 144 Режим занятий 4,5 часа в неделю ( 1 раз - 2часа , 1раз - 2,5часа ) Условия реализации программы. Занятия проводятся на базе МКОУ «СОШ» с.п. Шордаково. Кабинет соответствует санитарноэпидемиологическим требованиям прописанным в постановлении Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. за №2. Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогическими кадрами, имеющими высшее или средне-специальное образование в области искусства и прошедших курсы повышения квалификации по данному направлению. Материально-техническое обеспечение: - оборудованный кабинет и хореографический класс; перечень оборудования учебного кабинета: - столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов; в хореографическом классе: - зеркала, декорации, костюмы и т.п.; в наличии подсобные помещения: - костюмерные, раздевалки; перечень оборудования, необходимого для проведения занятий: - специальные приспособления, микрофоны и т.п.; перечень технических средств обучения: - компьютер, мультимедиа-проекторы, телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVDпроигрыватель и т.п.; - перечень музыкальных инструментов: гармоника, доул, пхачич (пхъэцlыч); - требования к специальной одежде учащихся: одежда для занятий хореографией. - площадь класса, освещение и количество занимающихся должно соответствовать санитарноэпидеологическим нормам; Методы работы: • метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды; • метод повторения; • метод объяснения; • метод заучивания; 12 • метод многократного повторения движений; • метод расклада, обусловливающийся следующими задачами: - проработка и закрепление пройденного материала; - раскрытие индивидуальности обучающихся, через творческое самовыражение; - воспитание художественного вкуса; - выявление и развитие способностей обучающихся. Программа построена на основе следующих принципов: • доступность (соответствие возрастным, индивидуальным, умственным физиологическим, особенностям детей возраста 7 – 11лет); • наглядность (наличие дидактических материалов); • последовательность; • учет индивидуальных способностей обучающихся; • возможность внесения изменений в программу; • системность. и Учебно- методическое и информационное обеспечение. Программа обеспечена методическими видами продукции: Тематическая папка: -сборник материалов для бесед и лекций по программе; - дидактический и теоретический материалы. Методическое сопровождение учебной работы педагога: -методики проведения занятия по конкретной теме; - методика контроля усвоения обучающимися учебного материала; Методическое сопровождение массовых работ согласно планам : -методика организации и проведения массового мероприятия (праздника, концерта); -план проведения мероприятия. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: -обучение в сотрудничестве; -метод обратной связи между педагогом и обучающимся; -личностно ориентированный подход к обучению; -организация комфортной творческой атмосферы. На занятиях преимущественно используются групповые методы работы, но некоторые упражнения выполняются индивидуально. Выполнение упражнения проходит под контролем педагога, обеспечивается максимальное использование полученного опыта в ходе выполнения упражнения. Формы аттестации. Формы аттестации по программе: творческая работа, конкурс, фестиваль, отчетные концерты, открытые занятия, и т.д.: разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и задачи программы. Формы аттестации по теме — анализ выполненных контрольных заданий. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, готовая работа, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзывы обучающихся и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.; Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения диагностики, аналитическая справка, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, концерт, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др. 13 Виды контроля: • педагогическое наблюдение, • анализ и изучение результатов продуктивной деятельности, • опрос (индивидуальный опрос, взаимоопрос, фронтальный, выборочный) • конкурсы • контрольные зада • Самопроверка и самооценка знаний (педагог должен сообщить уровневые критерии оценки, обучающийся сам должен объяснить, почему сделал такие выводы). • Тестирование Оценочные материалы: В системе оценивания используется критериальная база оценки достижений обучающихся. Критерии отслеживания результатов: (при поступлении в объединение) 1. Концентрация внимания на объяснениях и действиях педагога, на начале/прекращении аккомпанемента под который выполняются движения. ( 5 баллов) 2. Двигательные навыки, координация. ( 5 баллов) 3.Профессиональные физические данные: 3.1. осанка, ( 5 баллов) 3.2. выворотность ног, ( 5 баллов) 3.3. гибкость тела, ( 5 баллов) 3.4. прыжок, ( 5 баллов) 3.5. устойчивость, ( 5 баллов) 3.6. артистичность и эмоциональность. ( 5 баллов) 4. Выполнение простых танцевальных шагов и фигур. ( 5 баллов) 5. Коммуникативность. ( 5 баллов) Отлично - 45-50 баллов, средний - 35-40 баллов, низкий - до 30баллов 14 Список литературы для педагога 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Базарова П., Мэй В. Азбука классического танца. Переиз.-5-е, М., 2003. Барышникова Т.К. Азбука хореографии – сборник, 2009. Бекина С.И. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 5-7 лет. М., 2008. Богданов К. Хореографическое образование. М., 2001. Дошуев Х. Кабардинские народные танцы – Нальчик, 1983. Кудаев М. Древние танцы балкарцев и карачаевцев – Нальчик, 2003. Нагайцева А. Народные танцы адыгов – Нальчик, 2000. Руднева С., Фиш Э. Ритмика, музыкальное движение. Издан. 3-е, М., 2002. Список литературы для обучающихся. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Базарова П., Мэй В. Азбука классического танца. Переиз.-5-е, М., 2003. Барышникова Т.К. Азбука хореографии – сборник, 2009. Бекина С.И. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 5-7 лет. М., 2008. Дошуев Х. Кабардинские народные танцы – Нальчик, 1983. Кудаев М. Древние танцы балкарцев и карачаевцев – Нальчик, 2003. Нагайцева А. Народные танцы адыгов – Нальчик, 2000. Руднева С., Фиш Э. Ритмика, музыкальное движение. Издан. 3-е, М., 2002. 15 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района Рабочая программа на 2024-2025 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмы Кавказа» Уровень программы: базовый Адресат: 11-17 лет Год обучения: 1 год. 144ч Автор: Гатажоков Константин Константинович педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже 2024 год 16 Цель программы: Приобщение к искусству хореографии, развитие у обучающихся художественного вкуса, потребностей и интересов, помощь в профессиональной ориентации и подготовка к творческому самосохранению в реалиях современной жизни. Задачи программы. Личностные: - научить преодолевать сценическое волнение. - воспитывать личности, способной к сознательному, систематическому труду, к самостоятельной работе в любой, выбранной в дальнейшем, профессиональной деятельности. Предметные: - формировать музыкальную память; -ознакомить с графическими схемами, хореографическими картинками, композициями танцев народов Кавказа; - научить танцевальным движениям со сложным рисунком; - обучить приемам актерского мастерства; - расширить знания о народных традициях и фольклоре народов КБР и Северного Кавказа; Метапредметные: - развить творческое внимание; - ознакомить с новыми дополнительными комбинациями и сочетаниями основных движений и положений танцевальных ходов. - формировать навыки активной самостоятельной и коллективной деятельности; - формировать целенаправленное и ответственное отношение к практической деятельности Планируемые результаты обучения Предметные: - обучающийся умеет преодолевать сценическое волнение; - владеет навыками публичных выступлений; - владеет навыками музыкальности и пластичности; - умеет уверенно держаться на сцене; Личностные : - учащийся проявляет самостоятельность и инициативу в обучении; - творчески относится к занятиям; - контролирует и оценивает свои действия самостоятельно и вносит коррективы в их выполнение; - владеет навыкам поддержки собственной физической формы; - владеет навыками музыкально-ритмической деятельности и понятиями классической и народной хореографии (общие сведения); - принимает участие в постановочной работе и концертной деятельности ансамбля (участие в мероприятиях, конкурсах и фестивалях); Метапредметные: -у обучающихся улучшится музыкальный слух; - улучшится чувство ритма и такта; - знает основные движения и положения танцев народов Северного Кавказа; - усвоил знания о народных традициях и фольклоре народов КБР и Северного Кавказа. 17 Календарно-тематический план № Дата занятия Наименование раздела Количес тво часов Содержание деятельности Теоретическая часть Раздел 1. 2 Вводное занятие. Практическая часть Форма аттестации По По факту плану 1 Установочная лекция. Анкетирование, анализ. Анализ выполненных контрольных заданий. Техника безопасности 2 Раздел 2 Основы танцевального искусства народов Северного Кавказа (36ч.) 2.1 1+5 2.2 6 Основные элементы и своеобразие танцев народов Северного Кавказа; Основные элементы и своеобразие танцев народов Северного Кавказа; Анализ выполненных контрольных заданий. новые дополнительные комбинации и сочетания основных движений и положений танцевальных ходов; Анализ выполненных контрольных заданий. 18 2.3 1+5 взаимоотношения партнеров в танце; положений танцевальных ходов Анализ выполненных контрольных заданий. 2.4 1+5 нравственно-этическое содержание в парном диалоге; положения танцевальных ходов Анализ выполненных контрольных заданий. 2.5 1+5 роль синхронности во взаимоотношениях партнеров; комбинации и сочетания основных движений, роль синхронности во взаимоотношениях партнеров; Анализ выполненных контрольных заданий. 2.6 6 танцевальные рисунки хаотического и организационного порядка. Анализ выполненных контрольных заданий. Раздел 3. Основы актерского мастерства ( 6 часов). Анализ выполненных контрольных заданий. 3.1 2 Классический/национальный тренаж. Техника нанесения сценического грима. Анализ выполненных контрольных заданий. 3.2 2 Замедленное/скоростное движение. Пантомимические жесты и наборы Анализ выполненных 19 3.3 2 движений. Пантомимические этюды. контрольных заданий. Упражнения на развитие наблюдательности; яркого воображения; чувства темпо-ритма; концентрированного и многоплоскостного внимания; чувства пространства и композиции; образной, эмоциональной памяти и памяти тела. Анализ выполненных контрольных заданий. Раздел 4. Постановочная работа (64ч.) 4.1 2+10 хореографические картинки, композиции танцев народов Кавказа Анализ (графические схемы танцев: выполненных «Кафа»); контрольных заданий. 4.2 2+8 хореографические картинки композиции танцев народов Кавказа. (графические схемы танцев: «Исламей»); Анализ выполненных контрольных заданий. 4.3 2+8 хореографические картинки композиции танцев народов Кавказа. ( Графические схемы танцев: «Удж»); Анализ выполненных контрольных заданий. 20 4.4 2+10 хореографические картинки композиции танцев народов Кавказа. (графические схемы танцев: «Убыхский танец»); Анализ выполненных контрольных заданий. 4.5 2+8 хореографические картинки композиции танцев народов Кавказа. (графические схемы танцев: «Кривая Кафа»); Анализ выполненных контрольных заданий. 4.6 2+8 хореографические картинки композиции танцев народов Кавказа. (Графические схемы танцев: «Бжедыгъу Исламей»). Анализ выполненных контрольных заданий. Раздел 5. Подготовка и участие в концертах и конкурсах(24ч) 5.1 12 Программы показательных выступлений. Классический/национальный тренаж. Анализ выполненных контрольных заданий. 5.2 12 Прогон танцев. Классический/национальный тренаж. Подведение итогов этапа обучения. Подведение итогов рейтинга. Обсуждение и анализ успехов каждого обучающегося. Анализ выполненных контрольных заданий.Беседа, обратная связь. Раздел6. Посещение 21 концертов(4ч) 4 Концерты известных хореографических коллективов республики и России. Беседа, обратная связь. 7.1 4 Повышение уровня хореографического образования и профессиональной ориентации обучающихся. Анализ выполненных контрольных заданий.Беседа, обратная связь. 7.2 4 Отработка манеры и характера исполнения танцев, с целью повышения уровня хореографического образования и профессиональной ориентации обучающихся. Анализ выполненных контрольных заданий. Показ номеров на свободную тему. Участие в отчетном концерте с последующим обсуждением и анализом показательного выступления. Исходящая диагностика. Наблюдение. Взаимообсужден ие, взаимооценка выступлений коллектива. 6.1 Раздел 7. Техника танцев.(8ч) Тема Практика: Формы контроля: 7.1. Раздел 8. Итоговое занятие. Итого: 144ч 20ч 124ч 22 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР Рабочая программа воспитания обучающихся на 2024-2025 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмы Кавказа» Уровень программы: базовый Адресат : 11-17лет Год обучения: 1 год Автор: Гатажоков К.К педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже, 2024 год 23 Деятельность объединения «Ритмы Кавказа » имеет художественную направленность. Количество обучающихся объединения составляет___ человек. Из них мальчиков___, девочек___. Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 11 до 17 лет. Формы работы: индивидуальные, групповые, работы в малых группах. Направления работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, нравственно-эстетическое воспитание, экологическое, работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизма,физическое и трудовое. Цель: Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления. Задачи воспитательной работы: - формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности; - организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования; - Организационно-правовые меры по развитию воспитания и дополнительного образования детей и обучающейся молодежи; - приобщение детей к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения; - обеспечение развития личности и её социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни; - воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания; жизни, -развитие воспитательного потенциала семьи; - поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся. - создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом; научить - достижение оптимального уровня воспитанности учащихся; - гармоническое развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов; - выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика; Планируемый результат: - формируется система базовых ценностей личности; - приобщаются к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения; - формируются личностные качества, необходимые для жизни; - воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания; жизни, - поддерживаются социальные инициативы и достижения у обучающихся; - создается «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом; научить 24 - продолжается гармоническое развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов; - выявляются и раскрываются природные способности каждого ученика; Основными формами работы с учащимися являются игры, конкурсы, беседы, интеллектуальные игры, ребусы и кроссворды, презентации. Системообразующие виды деятельности: коллективная творческая (организация КВН, , бесед, встреч с интересными людьми); -учебно-просветительская (организация экскурсий, лекций, бесед на экологическом материале для учащихся школы); -информационная (оформление информационного стенда). Главными деталями механизма являются формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагога и учащихся. От их правильного выбора во многом зависит успешность педагогического влияния на процесс социального становления учащихся. Работа с родительским составом. Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в учреждении построены на основе свободы выбора. И, как правило, большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Задачи сотрудничества с родителями: 1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося. 2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания. 3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки. 4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. 25 Календарный план воспитательной работы № Направление воспитательно й работы 1 Гражданскопатриотическо е воспитание Наименование мероприятия Срок Ответствен выполне ный ния сентябрь Гатажоков К.К Планируемый результат октябрь Гатажоков К.К Формирование ценностного отношения к пожилым людям, здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание ценностного отношения к животным. Стимулировать интерес у учащихся к исследовательской деятельности, научной работе 1.Всемирный ноябрь день приветствий 2.День домашних Работа по животных профилакти 3.Акция « С ке терроризма, праздником экстремизма и вас, мамы!» этносепаратиз День матери ма 4. Мероприятия в рамках международног о Дня толерантности Нравствено1.«Всемирный декабрь эстетическое день борьбы Гатажоков К.К Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Гатажоков К.К Воспитание нравственных чувств, 1.Тренировочн ое занятие «Действия учащихся при угрозе и возникновении пожара» 2. День солидарности в борьбе с терроризмом 2 Гражданско1.Акция ко патриотическо Дню пожилого е воспитание человека 2.Всемирный день животных 3 Нравственноэстетическое воспитание 4. Примеча ние Сформировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. 26 воспитание Экологическо е воспитание 5 6 7. 8. против СПИДА» 2.Международ ный день инвалидов Экологическо е воспитание Гражданскопатриотическо е воспитание убеждений и этического сознания. 1.«День заповедников и национальных парков» 2.Международ ный день памяти жертв Холокоста Гражданско1.День патриотическо защитника е воспитание Отечества Нравственно- Всероссийский эстетическое тематический воспитание урок, посвященный 350-летию Петра 1 «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» 2.День Российской науки 3. Всемирный день борьбы против рака Экологическо 2.Участие в е воспитание конкурсе Работа по «Природа и профилактике традиционная терроризма, культура» экстремизма и 2. Всемирный этносепаратиз день Земли ма 2. Международн ый день борьбы с наркоманией и наркобизнесом январь Гатажоков К.К Формировать правильное отношение к окружающей среде. Воспитание нравственных чувств февраль Гатажоков К.К Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, ува жения к правам, свободам и обязанностям человека. март Гатажоков К.К Изучение учащимися природы и истории родного края. Нравственноэстетическое Воспитание Физическое воспитание апрель 1.День космонавтики 2.Всемирный день здоровья. Формировать правильное отношение к окружающей среде. Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности Гатажоков К.К Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного 27 3.Фестиваль «Мы выбираем жизнь!" здоровья. Популяризация занятий физической культурой и спортом. Нравственноэстетическое воспитание Гражданскопатриотическо е воспитание 1.Всемирный день без табака. 2. Акция «Георгиевская ленточка» май Гатажоков К.К 10 Гражданско. патриотическо е воспитание Нравственноэстетическое воспитание 1.Международ ный день защиты детей 2.День здорового питания июнь Гатажоков К.К 9 Пропаганда здорового образа жизни Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества. Пропаганда здорового образа жизни Создание условий для развития у учащихся творческих способностей. Пропаганда здорового образа жизни 28