МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета МКУ ДО «РЦДО» Протокол от «25» июня 2024 г. №4 Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «ЮНЫЙ КРАЕВЕД» Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Адресат: 7-11 лет Срок реализации: 1 год,72 часа Форма обучения: очная Автор: Зухова Фатима Султановна педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже 2024г. Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Направленность программы: туристско-краеведческая Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированная Нормативную правовую основу настоящей дополнительной общеразвивающей программы «Юный краевед» составляют следующие документы: 1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; 2. Национальный проект «Образование»; 3. Конвенция ООН о правах ребенка; 4. Распоряжение Правительства РФот 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»; 6. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте Российской Федерации; 7. Паспорт Федерального проекта от 07.12.2018 г. № 3 «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019 г. № 170 «Об утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»; 10. Федеральный закон от 13.07.2020г. № 189-ФЗ «О государственном и(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; 11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении информации» от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от26.08.2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; 13. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»; 14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 15. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 2 16. Постановление Главного государственного санитарного врача от28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил инорм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»; 17. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее приказ № 629); 18. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций; 19. Приказ Минпросвещения РФ от 05.08.2020г. №552/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; 20. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 03.04.2015 г. № АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО»; 21. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций»; 22. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об образовании»; 23. Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2015 г. № 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике»; 24. Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2020 г. № 242рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР»; 25. Приказ Минпросвещения Кабардино-Балкарской Республики от 18.09.2023г. № 22/1061 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КБР». 26. Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района; В настоящее время большое внимание уделяется краеведческому образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетным. К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народа». Это справедливо, так как опора на нравственно-патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения. Истинным идеалом воспитания в России испокон веков является традиционное духовное мировоззрение, основанное на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Сегодня слово «патриотизм» многими воспринимается как устаревшее. Но жить без уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и жертвам значит нарушить собственное будущее. Воспитать гражданина-патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач. 3 Актуальность и практическая значимость данной программы в том, что работа по изучению малой родины привлекает внимание к проблемам села, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Программа реализует личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества. Изучаемый материал актуален и своевременен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни. Почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относиться друг к другу гуманно. Новизна программы состоит в интеграции природоведческих и социальных знаний, которые формируют целостный взгляд на общество, семью, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Отличительные особенности. Данная программа является практико-ориентированной, знакомит с основами туризма и ориентирования на местности, предполагает работу по краеведению и оказанию первой медицинской помощи. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе, малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь педагогу расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлой и настоящей страны. Данная программа является наиболее актуальной, так как изменения последних лет в социальноэкономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе. Туризм в КБР находится в стадии развития, он нуждается в системности и организованности. Вопросы сохранения самобытной культуры, исторических памятников, традиций, обрядов, остаются актуальными. Без решения вопросов культуры невозможно решать другие задачи - задачи развития, экономического роста, повышения уровня жизни населения. Без знания исторического прошлого своей Родины, без бережного отношения к истории своего народа не построить будущего, не воспитать гражданина. Именно поэтому проблема развития детско-юношеского туризма, приобщение подрастающего поколения к культуре походной жизни, усвоение принципов безопасности и здорового образа жизни, привитие чувств гордости и любви к своей Родине через изучение своей малой родины, воспитание патриотов и достойных граждан нашего Отечества – первостепенная педагогическая задача. Адресат программы: учащиеся в возрасте 7-11 лет, для обучения принимаются все желающие, имеющие интерес к изучению окружающего мира (не имеющие медицинских противопоказаний). Срок реализации: 1 год, 72 часа. Периодичность занятий - два раза в неделю по 1академическому часу или 1 раз в неделю по 2 часа. Состав группы – постоянный, но допускается зачисление новых обучающихся на основании собеседования. Наполняемость группы:15 человек. Форма обучения: очная. 4 Форма занятий: комбинированная. Занятия состоят из теоретической части (лекции, дискуссии, презентации) и практической части (наблюдение, опыты, исследования и эксперименты). Цель программы: ознакомление учащихся с родным краем на примере ближнего природного и социального окружения, приобщение к культуре своего народа, духовнонравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности. Задачи программы: личностные: - развитие интереса к исследованиям, творческому труду, навыкам общения; - привитие любви и уважения к истории и культуре своей страны; -воспитание патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию; - формирование ценностного отношения к культурно-историческому и природному наследию родного края. предметные: - формирование у учащихся краеведческих знаний, умений и навыков, представлений о семье и семейных ценностях, о природном и социальном окружении; метапредметные: - создание оптимальных условий для социализации, - развитие любознательности, инициативы, познавательной активности и реализации способностей учащихся; - развитие наблюдательности, исследовательских навыков. 5 Учебный план № п/п Наименование раздела, темы Количество часов всего 1. Организационное занятие. Правила техники безопасности. Выборы актива, распределение обязанностей. «Визитная карточка». 1 теория практи ка Формы аттестации / контроля Беседа 1 Раздел 1. «Моя семья» (15) 2. История семьи в истории родного края. 1 1 Устный опрос 3 Великая Отечественная война в моей семье. 1 1 Устный опрос 4-5 Я и моё имя. Значение имени. Моя родословная. 2 1 1 Педагогический контроль 6-7 Детство родителей, бабушек, дедушек. Национальные игры кабардинцев. 2 1 1 Устный опрос 8-9 Составление древа семьи. 2 2 Практическая работа 10-11 Жилище адыгов. Детали жилища. Составление рассказа «Кем я стану, когда вырасту». 2 1 Устный опрос 12-13 Изготовление поделок из природного материала 2 2 Практическая работа 14-15 Профессии родителей. Все профессии важны – все профессии нужны. Составление рассказов, рисунки на тему «Дом, в котором я живу». 2 1 Устный опрос, текстовая работа 16 Сочинение: «Семейная реликвия». 1 1 Сочинение 17-18 Семья и семейные традиции. Игра: «Моя семья-мое богатство» 2 1 Устный опрос, игра 1 1 1 Раздел 2. «Наше село. Наш район» (14) 19-20 История образования аула Бабуковых. Сочинение на тему: «Фотография в альбоме». 2 1 1 Устный опрос, сочинение 6 21-22 Сельские поселения Зольского района. Брей-ринг «Моё село, мой район». 2 1 1 Проблемная лекция с применением техники обратной связи, игра 23-24 Фамилии села Сармаково. Проектная работа: «Мое Сармаково». 2 1 1 Устный опрос, проект 25-26 Исследовательская работа: «Топонимика сел Зольского района». 2 2 Исследование 27-28 Герб, флаг, гимн района. Сочинение: «Известные люди моего села». 2 1 Устный опрос Практическая работа 29-30 Достопримечательности Зольского района. Презентация: «Моя малая Родина». 2 1 1 Устный опрос, презентация 31-32 Промышленность нашего района. Виртуальная экскурсия в Залукокоажский историкоэтнографический музей. 2 1 1 Проблемная лекция с применением техники обратной связи, презентация 1 Раздел 3. «Природа родного края» (16) 33-34 Живая и неживая природа. Охрана природы. Красная книга. 2 2 Наблюдения, беседа 35-36 Природа и человек. Деревья, кустарники, грибы, ягоды. 2 2 Наблюдения, беседа 37-38 Этажи леса. Растения. Дидактическая игра «Что растет в лесу?». 2 1 1 Дидактическая игра 39-40 Полезные и вредные насекомые. Поле чудес «Шестиногие малыши». 2 1 1 Игра 41-42 Птицы. Викторина «Знаешь ли ты птиц?». 2 1 1 Викторина 43-44 Изготовление кормушек для птиц. Игра – соревнование «Знатоки природы». 2 1 1 Практическая работа, играсоревнование 45-46 Дикие и домашние животные. Дидактическая игра «Кто, где живет?» 2 2 Дидактическая игра 47-48 Экскурсия в лес: «Наблюдение за явлениями природы, 2 2 Наблюдения, беседа 7 растениями, животными, птицами». Раздел 4. Введение в поисково- исследовательскую деятельность (12) 47-48 Что такое краеведческий поиск Видеоролик: Моя малая родина-Кабардино-Балкария. 2 1 1 Проблемная лекция с применением техники обратной связи, видеоролик 49-50 Интересное – рядом. Презентация: «Река Малкажемчужина КБР». Поисковая работа по письмамзапросам о судьбах, пропавших без вести. Экскурсия к Вечному огню. 2 1 1 Беседа, показ презентации 2 1 1 Поисковая работа 53-54 Исследовательская работа в военных архивах и музеях. Шефская помощь ветеранам и труженикам тыла. 2 1 1 Исследование, практическая работа 55-56 Шефская помощь ветеранам и труженикам тыла. 2 2 Практическая работа 57-58 Встречи с интересными людьми села, экскурсии по памятным местам села Сармаково. 2 2 Практическая работа 51-52 Раздел 5. Культурное наследие КБР (12) 59-60 Легенды и предания о заселении деревень и сел Зольского района. 2 61-62 Достопримечательности и памятники культуры родного края. Показ презентации. 2 63-64 Писатели и поэты КБР их произведения. Конкурс чтецов стихотворений о родном крае. 2 65-66 Памятники истории и архитектуры. Возложение венков и цветов к памятнику, погибшим в ВОВ. 67-68 69-70 Работа в интернете, опрос старожилов 2 2 Показ презентации 1 1 Конкурс 2 1 1 Экскурсия Памятники монументального искусства. Экскурсия к памятнику Марии Темрюковны в г. Нальчике. 2 1 1 Экскурсия Памятники природы. Экскурсия к озеру «Шадхурей». 2 2 Экскурсия 8 Итоговое занятие (2) 71-72 Отчёт о работе объединения за год. Оформление творческих работ, проектов. Тестирование. 2 Всего часов Оформление работ, проектов 2 72 29 43 Содержание учебного плана Вводное занятие (1час) Теория. Правила техники безопасности на занятиях, экскурсиях, походах, соревнованиях, в спортзале и на природе. Выборы актива, распределение обязанностей. «Визитная карточка». Раздел 1. «Моя семья» (15 час.) Теория. Я и мое имя. Значение имени. Моя родословная. «В дому и на миру». Семья и семейные традиции. Имена и фамилии членов семьи. История семьи в истории родного края. Взаимоотношения в семье. Все профессии важны – все профессии нужны. Профессии родителей. Экспонат музея. Дом, в котором я живу. Жилище адыгов. Детали жилища. Украшения жилища. Великая Отечественная война в моей семье. Занятие по теме «Моя семья». Практика. Национальные игры адыгов. Составление рассказов, рисунки на тему: «Дом, в котором я живу». Составление рассказа «Кем я стану, когда вырасту». Изготовление поделок из природного материала. Раздел 2. «Наше село. Наш район» (14 час.) Теория. История образования аула Бабуковых. Фамилии села Сармаково. Сельские поселения Зольского района. Герб, флаг, гимн КБР. Достопримечательности Зольского района. Промышленность нашего района. Практика. Брей-ринг «Моё село, мой район». Сочинение: «Известные люди моего села». Презентация: «Моя малая Родина». Сочинение на тему: «Фотография в альбоме». Проектная работа: «Мое Сармаково». Исследовательская работа: «Топонимика сел Зольского района». Виртуальная экскурсия в Залукокоажский историко-этнографический музей. Раздел 3. «Природа родного края» (16 часов) Теория. Живая и неживая природа. Охрана природы. Природа и человек. Этажи леса. Растения. Полезные и вредные насекомые. Птицы. Дикие и домашние животные. Деревья, кустарники, грибы, ягоды. Практика. Экскурсия в лес: «Наблюдение за явлениями природы, растениями, животными, птицами». Видеоролик: «Моя малая родина-Кабардино-Балкария» Изготовление кормушек для птиц. Викторина «Знаешь ли ты птиц»? Поле чудес «Шестиногие малыши». Дидактическая игра «Кто, где живет? Игра – соревнование «Знатоки природы». Раздел 4. «Введение в поисково- исследовательскую деятельность» (12часов) Теория. Что такое краеведческий поиск. Моя малая родина-Кабардино-Балкария. Интересное – рядом. Поисковая работа по письмам-запросам о судьбах, пропавших без вести. Исследовательская работа в военных архивах и музеях. 9 Практика. Презентация: «Река Малка-жемчужина КБР». Экскурсия к Вечному огню. Практическая работа: Шефская помощь ветеранам и труженикам тыла. Раздел 5. Культурное наследие КБР (12) Теория. Легенды и предания о заселении деревень и сел Зольского района. Достопримечательности и памятники культуры родного края. Писатели и поэты КБР, их произведения. Памятники истории и архитектуры. Памятники монументального искусства. Памятники природы. Практика. Показ презентации: «Памятники республики». Конкурс чтецов стихотворений о родном крае. Возложение венков и цветов к памятнику, погибшим в ВОВ. Экскурсия к памятнику Марии Темрюковны в г. Нальчике. Экскурсия к озеру «Шадхурей». Итоговое занятие. Отчёт о работе объединения за год. Оформление творческих работ, проектов. Тестирование. Планируемые результаты Личностные: У обучающихся будут развиты: интерес к исследованиям, творческому труду, навыкам общения. -У обучающихся будут воспитаны: патриотизм, любовь и уважение к своей семье, дому, селу, республике. Обучающиеся будут уважать: труд, толерантность, здоровый образ жизни; волевые качества, чувства товарищества и взаимопомощи. У обучающихся будет сформировано ценностное отношение к культурно-историческому и природному наследию родного края. предметные: Обучающиеся будут знать историю своей семьи; культурные традиции родного края; - экологическую ситуацию в своем селе; правила поведения в природе. У обучающихся будут сформированы краеведческие знания, умения и навыки, представления о семье и семейных ценностях, о природном и социальном окружении; метапредметные: Обучающиеся будут уметь работать со справочной литературой, с интернет ресурсами; оформлять результаты своей деятельности. У обучающихся будут развиты наблюдательность, исследовательские навыки. Раздел 2: Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график 10 Год обучения первый (стартовый) Дата начала Дата учебного окончания года учебного года 01.09 31.05 Количество Количество Режим занятий учебных учебных недель часов в год 36 72 2 раза в неделю по 1 часу или 1 раз в неделю по 2 часа. Условия реализации программы Реализация дополнительной общеразвивающей программы осуществляется на базе МКОУ «СОШ №1 с.п. Сармаково». Кабинет соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, прописанным в постановлении Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. за №2. Кадровое обеспечение. Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами, имеющими высшее или среднее профессиональное образование, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности. Материально-техническое обеспечение. В процессе освоения содержания программы используются тематические папки с информационными и практическими материалами к разделам и темам программы: • иллюстративный материал: схемы, графики, таблицы, рисунки; • раздаточный материал: карточки с описанием заданий, игр и т.п.; • папки с разработками мероприятий; • специальные и дополнительные литературные издания (книги, печатные издания, журналы); • возможности социальных сетей Интернета (электронные библиотеки, тематические фильмы, лекции, видео-уроки и т.п. по темам программы). • Класс (для теоретических занятий); • Компьютер с доступом к сети Интернет и библиотечным фондам (во время самостоятельной подготовки). Формы аттестации Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Юный краевед» предусматривает следующие формы диагностики и аттестации: 1. Входной контроль (диагностика), проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: беседа, опрос, тестирование. 2. Итоговый контроль (диагностика) проводится после завершения всей учебной программы. Формы контроля: презентация проекта, защита проекта, научно-исследовательской работы. Для отслеживания результативности реализации образовательной программы разработана система мониторингового сопровождения (текущий контроль: практические задания (работа), исследовательская работа, формулировка идей, презентация идей) образовательного процесса для определения основных формируемых у детей посредством 11 реализации программы компетентностей: предметных, социальных и коммуникативных. Способ оценки, как правило, устный. Отмечаются недостатки выполненных работ в лёгкой форме. Основной акцент делается на её достоинства, чтобы не отбить у ребёнка желание обучаться и нацелить на исправление недостатков. Итоговая оценка развития личностных качеств обучающегося производится по трём уровням: «высокий», «средний» и «низкий». Оценочные материалы Для оценки результативности дополнительной общеразвивающей программы «Юный краевед» применяются входной, промежуточный и итоговый виды контроля. Входной контроль- собеседование. Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины), взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки. Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: итоговое тестирование «Моя Кабардино-Балкария». Критерии оценки: защита и презентация мини – проекта «Мое родословное древо», итоговое тестовое задание «Я в этом районе живу, я этот район знаю» и др. Тесты: «Что берем с собой в поход?», «На выживание для юных туристов», «Тест-загадка по топографии»; Викторины: «Карта», «Медицина», «Питание», «Снаряжение». Анкетирование, диагностирующее развитие личностных учащимися исследовательских и поисковых работ; участие в конференциях и творческих конкурсах. качеств, выполнение научно-практических Методическое и дидактическое обеспечение Для проведения занятий в объединении «Юный краевед» необходимы: - оборудование для практических работ: глобус, микроскоп; - оборудование для просмотра видео; канцелярские принадлежности для выпуска стенгазет, природные материалы для изготовления поделок и макетов; - необходимые расходные материалы для проведения экскурсий и походов; - стенды, плакаты, фотографии, схемы, атлас КБР, книги, журналы, альбомы, рабочие тетради; -познавательные задания, проверочные тесты; -ребусы с растениями, встречающиеся на территории района; -памятка «Поведение туриста в походе»; - конспекты учебных занятий; - иллюстрации и рисунки; - сценарии викторин по разделам; -сценарии праздников, посиделок; - картотеки игр и др. Методы обучения - Словесные методы обучения. - Метод наблюдения. - Исследовательские методы. - Проектно-конструкторские методы. - Метод игры. - Наглядный метод обучения. 12 -Использование на занятиях: активных форм познавательной деятельности; психологических и социологических методов и приемов. Практические занятия составляют большую часть программы Методы воспитания -убеждение; -упражнения; -мотивация; -стимулирование; -поощрение. Педагогические технологии В процессе работы используются различные педагогические технологии: - здоровьесберегающие технологии; -технология индивидуального обучения; -технология взаимного обучения; - технология развивающего обучения; -технология дистанционного обучения; -технология коллективной творческой деятельности; -технология исследовательской деятельности: -технология проектной деятельности; -игровые технологии и др. Формы организации образовательного процесса Диспут, тренинг, встреча с интересными людьми, конкурс, наблюдения, посиделки, праздник, практическое занятие, экскурсия, поход, защита проектов, исследовательская деятельность, акция, викторина, игра, презентация. Название раздела Методы обучения Моя семья Словесно-наглядный, игровой, проблемный Наше село. Наш район. Словесно-наглядный, практический Природа родного края Введение в поисковоисследовательскую деятельность Культурное наследие КБР Формы организации занятий Беседа, игра, соревнование Педагогические технологии Групповое обучение, базовое обучение Экскурсия, игра, проект, целевые прогулки, исследовательская работа Групповое обучение, проблемное обучение, информационные технологии Поход, наблюдение, практикум Объяснительноиллюстративный, практический Словесно-наглядный, практический, Проблемное обучение, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии Беседа, игра, Работа в парах, проектноРабота в группах, исследовательская информационные работа технологии Рассказ, Проблемное викторина, обучение, работа в 13 заочное путешествие, круглый стол парах, работа в микрогруппах Список литературы для педагога 1. Антонова Л.В. Удивительное вокруг. Москва 2014 г. 14 2. Байрамукова У.З. Этимология некоторых топонимов и этнонимов народов КабардиноБалкарии. Карачаевск, 2010 г. 3. Бураев Р.А. Экономическая и социальная география Кабардино-Балкарской республики.9 кл. -М.: Поматур,2003г. 4. Гниловский. В.Г. Занимательное краеведение. Ставропольское книжное издательство, 1974г. 5. Емузова Л.З. География Кабардино-Балкарской республики, издательство «Эльбрус», г. Нальчик, 2017 г. 6. Зубанова С.Г. В.Ю. Щербаков. Занимательная география. ООО «Глобус», 2009 г. Новиков Ю.В. Природа и человек. Москва «Просвещение», 1991г. 7. Романенко В. Легенды гор. Черкесск, 2007 г. 8. Руденко И.Н. География Кабардино-Балкарии. -Нальчик. Нарт, 1994г.Фотоальбом «В горах Кабардино-Балкарии». Издательство «Плата», Москва, 1986 г. Список литературы для обучающихся 1. Бураев, Кабардино-Балкария: что? где? когда? – Нальчик: Эльбрус,1997. – 199с. 2. Жаркова, Е. Любовью к родине дыша Е. Жаркова.// Библиотека -2000.№1.- с.59- 60. 3. Ильина, И. Здесь Родины моей начало И. Ильина –2001. – №8. – с.48 – 49.4. 4. Сомова, Деятельность детской библиотеки; Учебно-практическое пособие, М: Либерия Бибинформ,2006. – 88с. – (Серия «Библиотекарь и время, XXI век»). 5. Томашева, Е.Н Заняться краеведением еще не поздно! – 2007– №3. – с.47– 54. Интернет-ресурсы http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал) http://ru.wikipedia.org (Википедия. Свободная энциклопедия). http://www.virtan.ru (Природа России). http://www.mycicerone.ru(сайт по краеведению России). http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html(сайт виртуальных экскурсий) http://culttourism.ru/ (Справочник культурно-исторических достопримечательностей России: музеи, архитектура, усадьбы, памятники). http://www.ru-regions.ru/(Информационный портал «Знакомство с Россией»). http://russiakarta.ru (Электронная карта России). http://azbukivedi-istoria.ru/ http://www.biografija.ru (Биографическая энциклопедия) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441b270d163899c/? sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623ЦОР «Живая родословная» http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyuposhagovayainstruktsiya/ Как составить родословную? Приложение № 1 15 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «ЮНЫЙ КРАЕВЕД» Уровень программы: стартовый Адресат: 7-11 лет Год обучения: первый Автор: Зухова Ф.С.– Педагог дополнительного образования г.п.Залукокоаже, 2024г. Цель программы: ознакомление учащихся с родным краем на примере ближнего природного и социального окружения, приобщение к культуре своего народа, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности. 2 Задачи программы: личностные: - развитие интереса к исследованиям, творческому труду, навыков общения; - привитие любви и уважения к истории и культуре своей страны; -воспитание патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому наследию; - сформировать ценностное отношение к культурно-историческому и природному наследию родного края. предметные: - сформировать у учащихся краеведческие знания, умения и навыки, представления о семье и семейных ценностях, о природном и социальном окружении; метапредметные: - создать оптимальные условия для социализации, развития любознательности; инициативы, познавательной активности и реализации способностей учащихся; - развивать наблюдательность, исследовательские навыки. Планируемые результаты: Личностные: У обучающихся будут развиты: - интерес к исследованиям, творческому труду, навыкам общения; -волевые качества, чувства товарищества и взаимопомощи. У обучающихся будут воспитаны: - патриотизм, любовь и уважение к своей семье, дому, селу, республике. Обучающиеся будут уважать: труд, толерантность, здоровый образ жизни. У обучающихся будет сформировано ценностное отношение к культурно-историческому и природному наследию родного края. предметные: Обучающиеся будут знать историю своей семьи; культурные традиции родного края; - экологическую ситуацию в своем селе; правила поведения в природе. У обучающихся будут сформированы краеведческие знания, умения и навыки, представления о семье и семейных ценностях, о природном и социальном окружении; метапредметные: Обучающиеся будут уметь работать со справочной литературой, с интернет ресурсами; оформлять результаты своей деятельности. У обучающихся будут развиты наблюдательность, исследовательские навыки. Календарно-тематический план № Дата занятия по по плану факту Наименова ние раздела Кол-во часов Содержание деятельности теоретическая практическая часть занятия часть занятия Форма аттестации / контроля 3 1 Организац ионное занятие. Правила техники безопаснос ти. Раздел 1. « Моя семья» (15) 1 Выборы актива, распределение обязанностей. «Визитная карточка». Наблюдение, беседа 1 История семьи в истории родного края. Устный опрос, беседа 1 Великая Отечественная война в моей семье. 2 Я и моё имя. Моя Значение имени. родословная. 2 Детство родителей, бабушек, дедушек. 2 2 Жилище адыгов. Детали жилища. 2 2 Профессии родителей. Все профессии важны – все профессии нужны. 1 2 Семья и семейные традиции. . Устный опрос Беседа, сочинение Национальны е игры кабардинцев. Устный опрос Составление древа семьи. Практическая работа Составление рассказа «Кем я стану, когда вырасту». Устный опрос, рассказ Изготовление поделок из природного материала Практическая работа Составление рассказов, рисунки на тему «Дом, в котором я живу». Устный опрос, текстовая работа Сочинение: «Семейная реликвия». Сочинение Игра: «Моя семья-мое богатство» Устный опрос, игра 4 2 Раздел 2. « Наше село. Наш райо н» (14) 2 История образования аула Бабуковых. Сочинение на тему: «Фотография в альбоме». Устный опрос. сочинение 2 Сельские поселения Зольского района. Брей-ринг «Моё село, мой район». Проблемная лекция с применением техники обратной связи, игра 2 Фамилии села Сармаково. 2 3 Раздел 3. Природа родного края (15) Проектная работа: «Мое Сармаково». Устный опрос, проект Исследовател ьская работа: «Топонимика сел Зольского района». Исследование 2 Герб, флаг, гимн Сочинение: района. «Известные люди моего села». Устный опрос, текстовая работа 2 Достопримечате льности Зольского района. Презентация: «Моя малая Родина». Устный опрос, презентация 2 Промышленнос ть нашего района. Виртуальная экскурсия в Залукокоажск ий историкоэтнографичес кий музей. Проблемная лекция с применением техники обратной связи, презентация 2 Живая и неживая природа. Охрана природы. Красная книга. Наблюдение, беседа 2 Природа и человек. Деревья, кустарники, грибы, ягоды. Наблюдение, беседа 2 Этажи леса. Растения. Дидактическа я игра «Что растет в Дидактическая игра 5 лесу?». 4 Раздел 4. Введение в поисковоисследова тельскую деятельно сть (12) 2 Полезные и вредные насекомые. Поле чудес: «Шестиногие малыши». 2 Птицы. Викторина «Знаешь ли ты птиц?». Игра Викторина 2 Изготовление кормушек для птиц. Игра – соревнование «Знатоки природы». Практическая работа, игра 2 Дикие и домашние животные. Дидактическа я игра «Кто, где живет?» Дидактическая игра 2 Экскурсия в лес: «Наблюдение за явлениями природы, растениями, животными, птицами». Наблюдение, беседа 2 Что такое краеведческий поиск? Видеоролик: «Моя малая родинаКабардиноБалкария» Проблемная лекция с применением техники обратной связи, видеоролик 2 Интересное – рядом. Беседа, показ презентации 2 Поисковая работа по письмамзапросам о судьбах, пропавших без вести. Презентация: «Река Малкажемчужина КБР». Экскурсия к Вечному огню. Исследовател ьская работа Исследование. 2 Поисковая работа Практическая 6 2 5 Раздел 5. Культурн ое наследие КБР (12) 2 работа Встречи с интересными людьми села, экскурсии по памятным местам села Сармаково. Практическая работа Легенды и предания о заселении деревень и сел Зольского района. 2 . в военных архивах и музеях. Шефская помощь ветеранам и труженикам тыла. Работа в интернете, опрос старожилов Достопримеч ательности и памятники культуры родного края. Показ презентации. Показ презентации Конкурс 2 Писатели и поэты КБР их произведения. Конкурс стихотворени й о родном крае. 2 Памятники истории и архитектуры Возложение венков и цветов к памятнику, погибшим в ВОВ. 2 Памятники Экскурсия к монументальног памятнику о искусства. Марии Темрюковны в г. Нальчике. 2 Памятники природы. Экскурсия к озеру Шадхурей. Экскурсия Экскурсия Экскурсия 7 Итоговое занятие Всего часов 2 72 29 Круглый стол Отчёт о работе объединения за год. Оформление творческих работ, проектов. Тестирование . 43 Оформление творческих работ, проектов Приложение №2 8 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР Программа воспитания обучающихся на 2024-2025 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе «Юный краевед» Адресат: 7-11 лет Год обучения: 1 год Автор: Зухова Фатима Султановна педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже, 2024 год Характеристика объединения «Юный краевед» Деятельность объединения «Юный краевед» имеет туристско-краеведческую направленность. 9 Количество обучающихся объединения «Юный краевед» составляет __ человек. Из них мальчиков – ___, девочек – ___ Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 7 до 11 лет. Формы работы: индивидуальные и групповые. Направления работы • • • • • • • • Гражданско-патриотическое воспитание. Идеологическое воспитание. Духовно-нравственное воспитание. Работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизма Эстетическое воспитание. Воспитание культуры здорового образа жизни. Трудовое и профессиональное воспитание. Экологическое воспитание. Цель воспитания: Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления. Задачи воспитания: - формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности; - организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования; - приобщение детей к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения; - формирование личностных качеств, необходимых для жизни; - воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания; -развитие воспитательного потенциала семьи; - создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом; - достижение оптимального уровня воспитанности учащихся; - выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика. Планируемый результат воспитания - у учащихся будут сформированы мировоззрения и система базовых ценностей личности; будет организована инновационная работа в области воспитания и дополнительного образования; - учащиеся будут приобщены к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения; - у учащихся будут сформированы личностные качества, необходимые для жизни; - у учащихся воспитаны внутренние потребности личности в здоровом образе жизни, ответственное отношение к природной и социокультурной среде обитания; -у учащихся развит воспитательный потенциал семьи; - будет создана «ситуация успеха» для каждого учащихся, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом; - будет достигнут оптимальный уровень воспитанности учащихся; 10 - будут выявлены и раскрыты природные способности каждого ученика. Работа с коллективом обучающихся. • • • • формирование практических умений по организации органов самоуправления, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования; • обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формирование ответственности за себя и других; развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности; содействие формированию активной гражданской позиции; воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему краю. Работа с родителями учащихся объединения «Юный краевед» Цель – вовлечение родителей в совместную деятельность по изучению истории, культуры, природы родного края. • • • • • • • • Задачи: педагогическое просвещение родителей; обучение родителей основам туристской и экскурсионной работы; формирование умений и навыков в области создания образовательных проектов; развитие навыков сотрудничества и взаимодействия в процессе творческой работы. Система работы с семьями учащихся предполагает следующие виды деятельности: Помощь в получении знаний. Оценка результатов совместной деятельности. Консультации Родительские собрания. Выставки работ. Презентации. Участие в походах. Организация и проведение совместных акций, экскурсий и праздников. ❖ ❖ ❖ ❖ ❖ Тематика родительских собраний: Как научить ребёнка любить родной край. Почему нам надо посещать памятные места и памятники родного края. Роль семьи в формировании бережного отношения к природе родного края. Родословное древо семьи. Как помочь ребёнку стать исследователем истории родного края. ✓ ✓ ✓ ✓ Календарный план воспитательной работы № Направление Наименование Срок Ответственный Планируемый 11 1. 2. 3. воспитательной мероприятия работы Гражданско1.Тренировочное патриотическое занятие «Действия воспитание учащихся при угрозе и возникновении пожара» 2. День солидарности в борьбе с терроризмом 1.Гражданско1.Акция ко Дню патриотическое пожилого человека воспитание 2.Всемирный день 2.Проектная животных деятельность 1.Нравственноэстетическое воспитание 2.Работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизм а 4. 1.Нравственноэстетическое воспитание 2 Экологическое воспитание 5. 1.Экологическо е воспитание 2. Гражданскопатриотическое воспитание 1.Всемирный день приветствий 2.День домашних животных 3.Акция «С праздником вас, мамы!» День матери 4. Мероприятия в рамках международного Дня толерантности 1. «Всемирный день борьбы против СПИДА» 2.Международный день инвалидов 3. Операция «Кормушка» 1. «День заповедников и национальных парков» 2.Международный день памяти жертв Холокоста выполне -ния сентябрь результат Зухова Ф.С. Сформировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. октябрь Зухова Ф.С. ноябрь Зухова Ф.С. Формирование ценностного отношения к пожилым людям, здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание ценностного отношения к животным. Стимулировать интерес у учащихся к исследовательской деятельности, научной работе Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Уважения к правам, свободам и обязанностям человека. декабрь Зухова Ф.С. Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания. январь Зухова Ф.С. Формировать правильное отношение к окружающей среде. Воспитание нравственных чувств 12 6. 1.Гражданскопатриотическое воспитание 2. Нравственноэстетическое воспитание 7. 1.Экологическо е воспитание 2. Работа по профилактике терроризма, экстремизма и этносепаратизм а 8. 1. Нравственно- 1.Всемирный день эстетическое Земли. воспитание 2.Всемирный день здоровья. 3.Фестиваль «Мы выбираем жизнь!" 9. 1. Нравственноэстетическое воспитание 2.Гражданскопатриотическое воспитание 1.Гражданскопатриотическое воспитание 2. Нравственноэстетическое воспитание 10 . 1.День защитника Отечества Всероссийский тематический урок, посвященный 350летию Петра 1 «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» 2.День Российской науки 3. Всемирный день борьбы против рака 2.Участие в конкурсе «Природа и традиционная культура» 2. Всемирный день Земли 2. Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом февраль Зухова Ф.С. Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уваж ения к правам, свободам и обязанностям человека. март Зухова Ф.С. апрель Зухова Ф.С. 1.Всемирный день без табака. 2. Акция «Георгиевская ленточка» май Зухова Ф.С. Изучение учащимися природы и истории родного края. Формировать правильное отношение к окружающей среде. Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. Популяризация занятий физической культурой и спортом. Пропаганда здорового образа жизни Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества. Пропаганда здорового образа жизни 1.Международный день защиты детей 2.День здорового питания июнь Зухова Ф.С. Создание условий для развития у учащихся творческих способностей. Пропаганда здорового образа жизни. 13