ДОП Волшебная нитка Ташилова А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

ПРИНЯТА
на заседании Педагогического совета
МКУ ДО «РЦДО»
Протокол от «25» июня 2024 г. №4

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности

«ВОЛШЕБНАЯ НИТКА»

Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 12-15 лет
Срок реализации: 1 год,72 часа
Форма обучения: очная
Автор: Ташилова Асият Мухамедовна - педагог дополнительного образования

г.п. Залукокоаже
2024г.

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями).
2. Национальный проект «Образование».
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. №11 «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года».
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования
детей» (с изменениями и дополнениями).
8. Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
10. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
11. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания».
12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. №761н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования».
13. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности рабочего времени
(нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и
о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом
договоре».
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
15. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
16. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
2

дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»).
17. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических
рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке
качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»).
19. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей»).
20. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной
организации».
21. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020г. №831
«Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления
информации».
22. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об образовании».
23. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении Региональных требований
к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного
образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
24. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении Концепции
внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
25. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
26. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные),
«Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских
дополнительных общеразвивающих программ»).
27. Постановление от 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о
персонифицированном дополнительном образовании детей в Зольском муниципальном
районе».
28. Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района;
Актуальность программы. Через приобщение детей к инновационным видам
рукоделия оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего
простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.
Процесс изготовления красивых и нужных вещей, умение их создавать своими руками имеют
большое значение для воспитания у детей здорового нравственного начала, уважения к своему
труду и людям труда. Работы по шитью, вышиванию привлекают детей своими результатами.
Сколько радости получает ребёнок от сделанной своими руками салфетки, закладки, игрушки!
Изготовление поделки является средством воспитания у обучающихся высокого вкуса,
бережного отношения к материалу, а также стремления учиться делать ещё более красивые
вещи.
Программа разработана с учетом требований федерального государственного
образовательного стандарта, осуществляет реализацию компентентностного подхода в
образовании, и на каждой ступени результаты достижения детьми диагностируется.
3

Новизна программы в том, что она позволяет осваивать смежные направления
декоративно-прикладного творчества, что представляет больше возможностей для творческой
самореализации обучающихся и основывается на применении современных педагогических
технологий. Декоративно-прикладное творчество играет большую роль в художественном
образовании детей.
Воздействие народного и декоративно-прикладного искусства на
растущего ребёнка многопланово, оно выступает как школа воспитания чувства прекрасного,
стимулирует творческий потенциал, способствует взаимопониманию.
Отличительная особенность программы состоит в том, что шире реализует
комплексный подход к обучению разным видам рукоделия и объединяет их в единую,
целостную, поэтапную систему. В этом одна из главных отличительных особенностей
программы. Работая руками, дети развивают мышление, мелкую моторику, фантазию. Таким
образом, воспитанники знакомиться с новыми видами творчества, получают основу для
будущих знаний и навыков.
Педагогическая целесообразность, заключается в концентричности построения
материала. В течение
года обучения закладываются основные знания, развиваются
элементарные умения и навыки. В ходе реализации программы у обучающихся формируется
усидчивость, терпение. Также способствует развитию мелкой моторики, мышление, навыки
работы в группах. Практические работы, связанные с обработкой текстильных материалов,
развивают глазомер, что является важнейшим элементом технической подготовки. При
составлении выкроек, разметки, резании, сшивании и других операциях формируется точность
и аккуратность детей.
Адресат: учащиеся в возрасте 12-15 лет, Запись на обучение, по желанию родителей и детей.
Срок реализации: 1 год , 72ч.
Режим занятий: 2 часа в неделю (1 раз по 2 часа).
Наполняемость группы:13-15 человек.
Форма обучения: очная
Форма занятий:
- групповая, организация парной работы;
-фронтальная (обучающиеся синхронно работают под управлением педагога);
- индивидуальная комбинированная.
Занятия состоят из теоретической части (введение, ознакомление, презентации) и практической
части (наблюдение, создание изделий, выставки ).
Цель программы. Создание условий для развития личности, способной к
художественному творчеству и самореализации
ребёнка через творческое воплощение в
работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Также развитие посредством
занятий рукоделием (швейное искусство, ручная вышивка, лоскутное шитьё, аппликация из
ткани).
Задачи программы.
Личностные задачи:
- сформировать положительную мотивацию и интерес к творческой деятельности;
- воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность;
4

-- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
- развить образные мышления и воображения;
- создать условия для саморазвития учащихся.
Метапредметные задачи:
- формировать чувства коллективизма;
- развивать умение анализировать полученные результаты, выделять главное;
- развивать умение организовывать свой труд, научить пользоваться различными материалами;
- развивать умение работать в группе.
Предметные задачи:
- знакомить с основами знаний в области шитья, вышивки.
- совершенствовать умения и формировать навыки работы
приспособлениями при обработке ткани и других материалов;

с

инструментами

- формировать умение и навыки в области шитья, соблюдая технику безопасности.

5

и

Учебный план
№
1

Наименование раздела

Количество часов
всего
теория
Раздел 1. Вводная часть. (12ч.)

1.Виды
декоративноприкладного творчества.
2. История развития ткани и
основы.
3. Организация рабочего
места. Правила работы.
4. Рассказ о традиционных
видах творчества.
Техника
использования
ткани.

2

2

Форма аттестации
практика

2

2

Входной
Опрос.

контроль.

2
Практическая работа

2
4

Раздел 2 . Швейное искусство (12 ч)
1.Виды
тканей
и
их
применение.
2.
Ознакомление
с
устройством
швейной
машины.
Правила
безопасной работы при
работе.
3. Виды швов. Сочетание
цветов.
4. Выполнение швейных
работ по пошиву.
5 . Поэтапное сшивание
деталей.

2
Практическая работа.
2
Творческая работа.
2

2

4

6

3

Раздел 3. Ручная вышивка. (12ч)
1. История вышивания.
2.Виды швов. Схемы.
3. Перевод рисунка на
бумагу и ткань.
4.Обромление и крепление.
Обработка
сделанной
работы.

4

Практическая работа.
4

2

2
2

Творческая работа.

Раздел 4.Пэтчворк—лоскутное шитье.(12ч.)
1.
Основные
техники
лоскутного шитья.
2. Стежка. Декоративная
отделка изделия.
3. Поэтапное сшивание
деталей.
Коллективная
творческая
работа

5

2

2
4

Практическая работа
Выставка

2

4

Раздел 5.Аппликация из ткани.(12ч.)
1.Виды
аппликации.
Подготовка основы для
выполнения
накладной
классической аппликации.
2.Прорезная
и
теневая
аппликация.
3.Изготовление
шаблона.
Перевод
на
ткань.
4.Изготовление выбранных

2
2

Практическая работа.
Творческая работа.
4
4

7

Раздел 6. Итоговое занятие.(12 ч.)

6.

1.Творческая работа.
2.Выставка -показ изделий.
3.Подведение итогов за год.

2
4
4
2

Итого

72

24

8

48

Содержание учебного плана.
Раздел 1. Вводное занятие.
Знакомство с содержанием. Виды декоративно-прикладного творчества.(12ч.)
Цель: Ознакомление с видами искусства. Углубление знаний по декоративно-прикладному
искусству.
Развитие
творческого
потенциала
учащихся.
Задачи:- изучение видов декоративно-прикладного искусства.
Теория(4ч.)
Знакомство с техникой безопасности в рабочем кабинете. Организационные вопросы.
Практика(8ч.)
Организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Знакомства с
материалами
и
инструментами.
Рассказ о традиционных видах декоративно-прикладного творчества.
Раздел 2. Швейное искусство.(12ч.)
Цель: формирование у обучающихся специальных знаний, умений и практических навыков
при
изготовлении
различных
швейных
изделий.
Задачи:
формирование навыков кройки и шитья простых изделий. Обучение работе на швейной
машине.
Развитие
индивидуальных
способностей
обучающихся:
фантазию,
наблюдательность, творчество.
Теория(4ч.)
История зарождения швейного искусства. Инструменты и принадлежности. Техника
безопасности с режущими и колющими инструментами. Повторение устройства швейной
машины и работа на ней. Техника безопасности при работе на швейной машинке. Техника
безопасности при работе с электрическим утюгом. Виды тканей и их применение. Виды швов.
Сочетание цветов. Пропорции. Снятие мерок, изготовление выкройки. Декоративные
игольницы. Стильные штучки для дома.
Практика(8ч.)
Выполнение швейных работ по пошиву: декоративной игольницы, стильные штучки для дома
(скатерть, абажур для люстры, грелка на чайник, диванная подушка), изделия на выбор.
Поэтапное сшивание деталей. Оформление изделий. Материалы: нитки, ткань, синтепон,
картон, ватман, сантиметр, мел, иглы швейные, ленточки, швейная машина, электроутюг.

9

Раздел 3.Ручная вышивка.(12 ч.)
Цель: Организация деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и
компетенцией в области декоративно – прикладного творчества, приобретению опыта при
ручной вышивки.
Задачи:
- Ознакомление с видами вышивки. Формирование специальных знаний, умений, навыков в
области ручной художественной вышивки. Развитие эстетического восприятия изделий,
оформленных вышивкой. Привитие аккуратности, опрятности, умения ценить красоту.
Теория (4ч.)
История вышивания. Материалы и инструменты. Техника безопасности с ручными
инструментами для вышивания. Ткани. Нитки. Схемы. Виды швов. Технология качественной
вышивки крестом.
Практика (8ч.)
Выполнение работы в технике вышивка крестом. Работа над выбранным изделием (картина,
цветы, животные). Перевод рисунка на бумагу и ткань. Подбор ниток, иголок, материала.
Обработка сделанной работы. Обрамление и крепление изделия. Материалы: нитки мулине,
канва, ткань, иглы, пяльцы, ножницы, рамки.
Раздел 4. Пэтчворк – лоскутное шитье.(12 ч.)
Цель: Ознакомление с лоскутным шитьем. Изготовление изделий в технике лоскутного шитья.
Задачи:
- Обучение
традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута.
Формирование
технологической культуры. Обучение искусству гармоничного подбора цветов . Обучение
технологии сборки изделий из лоскутов.
Теория(4ч.)
История развития лоскутного шитья. Техника безопасности при работе с ручными швейными
инструментами. Техника безопасности при работе со швейной машиной.
Техника безопасности при работе с электроутюгом. Материалы, инструменты, ткань. Сочетание
цвета. Подготовка ткани к работе. Изготовление лекал. Основные техники лоскутного шитья.
Виды и способы техники готового изделия. Стежка. Декоративная отделка изделия.
Практика(8ч.)
Выполнение различных видов образцов лоскутного шитья. Изготовление изделий в технике
лоскутного шитья: поздравительная открытка, диванная подушка, коврик. Выполнение работ,
поэтапное сшивание деталей. Материалы: Ткань, нитки, картон, лоскутки, иголки, булавки,
синтепон, ватман, рамка, швейная машина, электроутюг.

10

Раздел 5. Аппликация из ткани.(12 ч.)
Цель: Ознакомление учащихся с видами декоративно-прикладного творчества, с культурными
традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и
толерантности через познание народных традиций.
Задачи:
- формирование знаний о ткани на уровне применения в различных видах декора;
- расширение знаний о свойствах ткани.
Теория (4ч.)
Аппликация как декоративное лоскутное шитье. Техника безопасности при работе с ручными
инструментами. Техника безопасности при работе. Техника безопасности при работе с
электроутюгом. Приспособления и инструменты. Виды аппликаций. Подготовка основы для
выполнения накладной классической аппликации. Прорезная и теневая аппликации. Деление
картины на условные слои. Обрамление и крепление картины и панно.
Практика (8ч.)
Подбор рисунка для картины и панно. Изготовление шаблона. Перевод на ткань. Выполнение
выбранных изделий: «Цветы», «Животные», «Пейзажи». Материалы: ткань, картон, нитки,
холстина, рамка.
Раздел 6.Итоговое занятие.(12ч.)
Цель: Анализ и оценивание конструктивных и декоративно художественных возможностей
Выставка-показ изготовленных изделий. Подведение итогов за год учебы.
Задачи:
- Ознакомление с материалом для работы, изучение его декоративно художественных свойств.
Формирование устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности.
Теория (4ч.)
Выставка-показ изготовленных изделий. Подведение итогов за год учебы.
Необходимые материалы и инструменты для работы.

анализ образцов.

Практика (8ч.)
Подведение итогов за год. Творческая работа.
Планируемые результаты.
Личностные.
У обучающихся будет сформировано:
- положительное отношение к творческой деятельности;
- основа личностных и нравственных качеств: трудолюбие, терпение, добросовестное
отношение к делу;
- бережное отношение к окружающей среде.

11

Метапредметные.
У обучающихся будут развиты навыки:
- работать самостоятельно;
- работать с тканью, лоскутами;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки
работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли искусства в жизни человека.
Предметные.
Обучающиеся научатся:
- с основами эскизов, форм, видами ткани ;
- работать с тканью, иглами и ножницами;
- обращаться с колющими и режущими предметами;
- оформлять и представлять свои творческие работы.

12

Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий.
Календарный учебный график.

Год обучения
1 год

Дата начала Дата
учебного года окончания
учебного года
01.09
31.05

Количество
учебных
недель
36

Количество
учебных
часов в год
72

Режим
занятий
2 часа
неделю (
раз
по
часа)..

в
1
2

Условия реализации программы.
Реализация
дополнительной
общеобразовательной
осуществляется на базе МКОУ «СОШ №3 с.п. Малка».

общеразвивающей

программы

Кабинет соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям прописанным
постановлении главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 года за №2.

в

Кадровое обеспечение.
Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами, имеющими высшее или
среднее профессиональное образование, а также прошедших курсы повышения квалификации
по профилю деятельности.
Материально-техническое обеспечение.
1. Кабинет для занятий.
2. Парта -7-8 шт.
3. Стулья 14-16 шт.
-иллюстрации изделий;
-готовые изделия;
-схемы изготовления изделий;
-технологические карточки;
-ПК с подключением к сети интернет;
- учебно-методическая и справочная литература.
- Помещение для занятий оснащено оборудованием для занятий швейным делом: швейные
машины,
настольные
лампы,
ножницы,
иглы,
нитки.
- Принадлежности для изготовления эскизов поделок и чертежей: бумагу, лекала, шаблоны,
рисунки,
ручки,
карандаши.
- Наглядные пособия (готовые изделия, технологические карты, рисунки, схемы из журналов и
книг по декоративно-прикладному творчеству).
Формы аттестации.
Входной контроль. В начале обучения по программе проводится анкетирование
обучающихся.
Текущий контроль. Осуществляется после изучения основных разделов программы и
проводится в виде устного опроса. Промежуточная аттестация проводится как оценка
13

результатов обучения за полугодие в виде отчетов, индивидуальной творческой работы,
выставки.
Итоговый контроль. По окончании обучения проводится в виде выставки творческих
работ. Умения и навыки учащихся могут быть отслежены в системе практической деятельности
учащихся по результатам выполнения своих творческих работ. Результаты фиксируется по
полноте и правильности выполнения заданий в представленных работах.
Оценочные материалы.
Критерии оценки творческой работы:
1. Качество оформления – 1 балл
2. Аккуратность – 1 балл
3. Выбор цветовой композиции– 1 балл
4. Знание теоретической части– 1 балл
5. Техника исполнения – 2 балл
6. Качество оформления– 3 балл
7. Структура работы – 2 балл
8. Ответы на вопросы– 1 балл

Уровни оценивания: От 12 до 15 баллов – высокий уровень освоения программы
От 8 до 12 баллов – средний уровень освоения программы
До 8 баллов – низкий уровень освоения программ
Информационная карта освоения учащимися раздела.
Название раздела, кол-во часов____________________________________________
Ф.И.О. учащегося______________________________________________________
№

Параметры
результативности
освоения раздела

1
2

Теоретические знания
Практические умения и
навыки
Самостоятельность
в
познавательной
деятельности
Потребность
в
самообразовании
и
саморазвитии
Применение знаний и
умений в социальнозначимой деятельности

3

4

5

Оценка результативности освоения раздела
5
-8
балл 8 -12 балла 12-15
балла
(низкий
(средний
(высокий
уровень)
уровень)
уровень)

14

Общая сумма баллов

Учебно-методическое и дидактическое обеспечение.
- методы обучения:
словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный;
частично-поисковый, исследовательский; проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и
др.; активные и интерактивные методы обучения; социоигровые методы;
- методы воспитания:
убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация;
- педагогические технологии:
индивидуального обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения,
дифференцированного обучения, разноуровнего обучения, проблемного обучения, ТРИЗ,
игровой деятельности, коллективной творческой деятельности.
- формы организации учебного занятия:
беседа, встреча с интересными людьми, выставка, игра, лекция, мастер-класс, творческая
работа, практическое занятие, презентация.

Список литературы для педагога.
1. Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2009.
2.Бурда, - изд. Энне Бурда, журналы, 2004-2011.
3.Волкова Н., Новоселова Т. Азбука кройки и шитья. – Феникс, 2004.
4. «Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной
дятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов
и др.] под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2010),Белякова О. В. Большая книга поделок
/ О. В. Белякова. — М., 2009.
5.Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. «Учитель», Волгоград 2010
6.Левицкая, Л. В. Занятия по трудовому обучению / Л. В. Левицкая [и др.]. – М. : Просвещение,
2002.
7.Маркуцкая С.Э. Тесты по технологии. «Обслуживающий труд» 5-7классы
Мерсиянова, Г. Н. Швейное дело. 5–6 классы / Г. Н. Мерсиянова [и др.]. – М. : Просвещение,
2008.
8. Межуева Ю.В. Рабочая тетрадь по технологии 6 класс / Саратов : «Лицей», 2006.
9. Мозговая, Г. Г. Швейное дело. 7–8 классы / Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. – М. :
Просвещение, 2009.
10. Ханус, С. Как шить / С. Ханус. – М. : Легпромбытиздат, 1988.
11.Хуравская, В. М. Десять творческих проектов для учащихся 6–9 классов / В. М. Хуравская,
В. Д. Симоненко. – Брянск : НИЦ «Октид», 2000.
12.Червякова В.Н. Технология обработки ткани. – М.: Просвещение, 1999.
13.Энциклопедия. Шитье и рукоделие. М.:Большая Российская энциклопедия, 1998.

15

Список литературы для обучающихся.
1. Гурбина Е.А. «Обучение мастерству рукоделия» Волгоград. «Учитель» 2008 г.
2. Егорова Р.И., Монастырная В.Р. «Учусь шить». Москва. «Просвещение» 1989 г
3. Журнал «Лена рукоделие» 2014 – 2016 г.
4. Журнал «Дарья» 2014 – 2016 г
5. Журнал «Делаем сами» 2014 – 2016 г.
6. Каминская Е.А. «Лоскутное шитье». Ростов н/Д : Владис, 2010 г.
7. Мерсиянова Г.Н. «Швейное дело» Москва « Просвещение» 1993 г.
8. Николкина Т.А., Гуляева Т.С., Попова Г.П. «Уроки труда» Волгоград: Учитель, 2007 г.
9. Мерилин Уиб «Чудеса из лоскутков» Москва. « Мир книги» 2008 г.
10. Морган, Анна «Стильные мелочи для домашнего уюта» Москва. «Мир книги» 2007 г.
11. Наниашвили И.Н. «Вышивка крестом» Белгород. «Книжный клуб» 2010 г.
12.«Уютный дом своими руками». Белгород. «Клуб семейного досуга» 2010
13.Чеймберз. Ш. «Азбука лоскутного шитья» Москва: Никола-пресс, 2006 г....
Интернет-ресурсы:
1. http://www.krestom.ru/
2. http://www.rukodelie.ru/
3. http://www.liveinternet.ru/users/lidiaaa/tags
4. http://www.mirvyazaniya.ru/ssylki.html
5. http://www.r-info.ru/catalog-12-0.html
6. http://www.goodhouse.ru/home/DIY/349189/
7. http://masterclassy.ru/rukodelie/ayris-folding/1237-ayris-folding-shemy.html
8. http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uroki-tvorchestva/airis-folding-master-klas.html
9. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1170024

16

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

Рабочая программа на 2024-2025 учебный год к дополнительной
общеразвивающей программе
«ВОЛШЕБНАЯ НИТКА»

Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Адресат: 12-15 лет
Срок реализации: 1 год, 72 часа
Форма обучения: очная
Автор: Ташилова Асият Мухамедовна - педагог дополнительного образования

г.п. Залукокоаже
2024г.
17

Цель программы. Создание условий для развития личности, способной к художественному
творчеству и самореализации ребёнка через творческое воплощение в работе собственных
неповторимых черт и индивидуальности. Также развитие посредством занятий рукоделием
(швейное искусство, ручная вышивка, лоскутное шитьё, аппликация из ткани).
Задачи программы.
Личностные задачи:
- сформировать положительную мотивацию и интерес к творческой деятельности; воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность;
- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
- развить образные мышления и воображения;
- создать условия для саморазвития учащихся;
- развивать у воспитанников эстетические восприятия окружающего мира.
Метапредметные задачи:
- формировать чувства коллективизма;
- развивать умение анализировать полученные результаты, выделять главное;
- развивать умение организовывать свой труд, научить пользоваться различными материалами;
- развивать умение работать в группе.
Предметные задачи:
- знакомить с основами знаний в области композиции,;
- формировать образное, пространственное мышление и умение
выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы с инструментами и приспособлениями
при обработке бумаги и других материалов;
- формировать умение и навыки в бумагопластики, соблюдая технику безопасности
Планируемые результаты.
Личностные.
У обучающихся будет сформировано:
- положительное отношение к творческой деятельности;
- основа личностных и нравственных качеств: трудолюбие, терпение, добросовестное
отношение к делу;
- бережное отношение к окружающей среде.
Метапредметные.
18

У обучающихся будут развиты навыки:
- работать самостоятельно;
- работать с тканью, лоскутами;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли искусства в жизни человека.
Предметные.
Обучающиеся научатся:
- с основами эскизов, форм, видами ткани ;
- работать с тканью, иглами и ножницами;
- обращаться с колющими и режущими предметами;
- оформлять и представлять свои творческие работы.

19

Календарно-тематический план
№ Дата занятия
Наименование раздела
По факту По плану
1

Количество часов

Раздел 1. Вводная часть.

Краткое содержание
Теоритическая
Практическая
часть
часть
4
8

Форма аттестации

Виды декоративноприкладного
творчества.
Ознакомление с
основными видами.
История развития
ткани. Основные
виды ткани: шёлк,
лён, хлопок и т.д.

Входной опрос.

12

2

2

4

4

Организация
Коллективная
рабочего
работа.
места. Правила
безопасной
работы.
Рассказ о
Творческая работа.
традиционных
видах
творчества.
Техника
использования
ткани.

2

12

4

8

Раздел 2. Швейное
искусство.
2

Виды ткани и их
применения.

2

Ознакомление с
устройствами швейной
машины. Правила
безопасной работы.

2

2

4

Опрос.

Виды швов
(прямая,
строчная).
Сочетание
цветов.
Выполнение
Практическая
швейных работ работа.
по пошиву.
Ознакомление.
Поэтапное
Творческая работа.
сшивание
деталей.

3

4

Раздел 3. Ручная
вышивка.

Раздел 4. Пэтчворк лоскутное шитьё.

12

4

2

История вышивания.
Ознакомление с
основными видами
вышивания.

2

Виды швов. Схемы.
Основные швы.

8

4

Перевод
рисунка на
бумагу и
ткань.

Практическая
работа.

4

Обрамление и
крепление.
Обработка
сделанной
работы.

Творческая работа.

12

4

2

4

8

Основные техники
лоскутного шитья.
Ознакомление.

Опрос.

Стёжка.
Ознакомление
с основными
видами.

Практическая
работа.

2

4

5

Раздел 5. Аппликация из
ткани.

12

4

4

4

2
Раздел 6. Итоговое
занятие.

12

4

Коллективная
творческая работа.

Виды аппликации.
Подготовка основы
для выполнения
накладной
классической
аппликации.

2

6

Декоративная
отделка
изделия.
Поэтапное
сшивание
деталей.
8

4
Индивидуальная
творческая работа.

Прорезная и
Практическая
теневая
работа.
аппликация.
Основные
виды
аппликации на
ткань.
Изготовление Творческая работа.
шаблонов.
Перевод на
ткань.
Изготовление
выбранных
изделий.
8

Итого:

72

4

Показ изделий. Выставка.

4

Подведение
итогов за год.

Теории - 24

Практики - 48

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

Рабочая программа воспитания обучающихся
на 2024-2025 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе
«ВОЛШЕБНАЯ НИТКА»

Адресат: 12-15 лет;
Год обучения: 1 год обучения;
Автор-составитель: Ташилова Асият Мухамедовнапедагог дополнительного образования.

г.п. Залукокоаже,
2024 год

Деятельность объединения «Волшебная нитка» имеет художественную направленность.
Количество обучающихся объединения «Волшебная нитка» составляет___ человек.
Из них мальчиков___, девочек___.
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 12 до 15 лет.
Формы работы: индивидуальные, групповые, работы в малых группах.
Направления работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное,
нравственно-эстетическое воспитание, экологическое, работа по профилактике терроризма,
физическое и трудовое.
Цель воспитательной работы: создание условий для достижения учащимися необходимого
для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого
учащегося.
Основные задачи:
•
Развитие общей культуры учащихся через традиционные мероприятия
объединения, выявление и работа с одаренными детьми.
•
Формирование у детей гражданско-патриотического сознания.
•
Выявление и развитие творческих способностей, обучающихся путем создания
творческой атмосферы через организацию кружков, секций; совместной творческой
деятельности педагогов, учащихся и родителей.
•
Создание условий, направленных на формирование нравственной культуры,
расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного
материала.
•
Пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений,
социально-опасных явлений.
•
Создание условий для активного и полезного взаимодействия МКУ ДО
«РЦДО» и семьи по вопросам воспитания учащихся.
•
Вести работу, направленную на профилактику правонарушений, социальноопасных явлений на основе развития сотрудничества с социальными партнерами;
•
Воспитывать у детей уважение к труду; содействовать профессиональному
самоопределению учащихся;
Планируемые результаты:
•
У учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях
российского общества;
•
Организация занятий в объединениях дополнительного образования
направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
•
Повышено профессиональное мастерство педагогов дополнительного
образования и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась
эффективность воспитательной работы в кружках.
•
Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует
раскрытию творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного
воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.
Основными формами работы с учащимися являются игры, беседы, творческие
конкурсы, выставки, мастер - классы презентации.
Системообразующие виды деятельности:
коллективная творческая (организация КВН, творческие работы, выставки, бесед,
встреч с интересными людьми);
- учебно-просветительская (организация экскурсий, мастер-классы, бесед на
экологическом материале для учащихся школы);

-информационная (оформление информационного стенда).
Главными деталями механизма являются формы, методы и приемы воспитательного
взаимодействия педагога и учащихся. От их правильного выбора во многом зависит
успешность педагогического влияния на процесс социального становления учащихся.
Работа с родительским составом.
Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы
имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в
учреждении построены на основе свободы выбора. И, как правило, большинство родителей
не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с
педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с
семьей ребенка. В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при
объединении усилий семьи и других социальных институтов. Педагогов дополнительного
образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание
атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год
Направление
воспитательной

Наименование

Срок

Ответственные

Планируемый результат

мероприятия

работы

выполнени
я

Общекультурное
направление:

Сентябрь

Праздничное
мероприятие,
посвященное Дню
(гражданскогосударственности КБР и
патриотическое
Дню знаний (нравственно
воспитание, приобщени - патриотическое
е детей к культурному воспитание).
наследию)
День Конституции.
Единый урок «Мы –
Россияне!», посвященный
Дню Конституции РФ.

Формировать правильное
отношение к
окружающей среде.
Воспитание
гражданственности,
патриотизма, социальной
ответственности

«День защитника
отечества».

Участие в районном
митинге посвященном
Дню Победы.

Февраль

Районный конкурс
рисунков «Правнуки
ветеранов рисуют
Победу».
Мероприятия,
посвященные Дню

Изучение учащимися
истории родного края.

Май

Примечание.

возрождения балкарского
народа.

Духовно-нравственное
направление:
(нравственноэстетическое
воспитание, семейное
воспитание)

Участие в общешкольном
празднике для детей с
ограниченными
возможностями здоровья.
Выставка

март

Формирование
ценностного отношения к
семье, здоровью и
здоровому образу жизни.
Декабрь

Профилактическая беседа
с детьми «Пиротехника и
последствия шалости с
пиротехникой».

Здоровьесберегающее
направление:
(физическое
воспитание и
формирование
культуры здоровья,
безопасность
жизнедеятельности)

Месячник здоровья:

Сентябрь

БДД
1) Вручение Памяток
водителям.

Антитеррористическая
безопасность 1)
Профилактическая беседа
«Терроризм – зло против

Март

Уважения к правам,
свободам и обязанностям
человека.

Формирование
ценностного отношения
к, здоровью и здоровому
образу жизни.
Воспитание ценностного
отношения к
безопасности здоровья и
жизни человека.

человечества»

декабрь
Экологическое
воспитание

Акция мы за здоровый
образ жизни (1 марта
Международный день
борьбы с наркоманией).

апрель

Месячник охраны
окружающей среды
март

Формировать у учащихся
культуру сохранения и
совершенствования
собственного здоровья.
Популяризация занятий
физической культурой и
спортом.
Пропаганда здорового
образа жизни


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».