МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета МКУ ДО «РЦДО» Протокол от «25» июня 2024 г. №4 Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «МИР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ» Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Адресат: 11-15 лет Срок реализации: 1год, 72 часа Форма обучения: очная Автор – составитель: Пономарева Татьяна Ивановна - педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже 2024 год Раздел 1: Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Направленность программы: естественнонаучная Уровень программы: стартовый Вид программы: модифицированный Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). 2. Национальный проект «Образование». 3. Конвенция ООН о правах ребенка. 4. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. №11 «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ. 5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». 6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями). 8. Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). 10. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 11. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 13. Приказ Минобразования РФ от 22.12.2014г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 2 15. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 16. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»). 17. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 18. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. №АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями, по независимой оценке, качества образования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»). 19. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. №ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»). 20. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации». 21. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020г. №831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации». 22. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об образовании». 23. Приказ Минобрнауки КБР от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике». 24. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР». 25. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике». 26. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные), «Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных общеразвивающих программ»). 27. Постановление от 7 сентября 2023 г. № 748 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей в муниципальном Зольском районе». 28. Устав ОУ. Актуальность программы 3 «Мир экологических знаний» заключается в том, что в условиях обновления образования она позволяет обеспечить широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения и является новой формой преподавания экологии. Новизна данной программы в том, что она не только формирует знания по экологии через участие в полевых практикумах, исследовательской работе, пропаганде экологических знаний, но и предлагает свой вариант применения пакета компьютерных программ MS Office для оформления результатов экологической работы. Внедрение средств информационных технологий в процесс изучения экологи, определяется такими факторами, как незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами информационных технологий, компьютерная визуализация учебной информации, упрощение информационно-поисковой деятельности, более эффективный контроль результатов учебной деятельности. Отличительная особенность программы -программа рассчитана не только на развитие эрудиции, но также и закладывает основы экологического воспитания; - повышение уровня экологической культуры обучающихся, состоящей в умении компетентно анализировать экологическую ситуацию вокруг себя, в осознании личной ответственности за сохранность окружающего мира во всей его ценности и гармонии, понимании механизмов взаимодействия организма человека с окружающей средой. Это приводит к повышению познавательной активности обучающихся, выработке интереса к знаниям, развитию творческой инициативы и позволяет повысить интенсивность процесса обучения; -это позволяет учащимся развивать свой творческий потенциал в ходе участия в творческих конкурсах. Педагогическая целесообразность состоит в том, что обучающиеся данного творческого объединения не только получают знания и навыки в области общей и практической экологии, начальных компьютерных знаний, но и переосмысливают мировоззренческие, ценностные ориентиры, что приводит к становлению целостной гармонически развитой личности. Адресат: Программа рассчитана на детей 11-15 лет. Срок реализации: 1 год, 72ч. Режим занятий: 2 часа в неделю (1 раз по 2 часа). Наполняемость группы:15 человек. Форма обучения: очная. Формы занятий: - групповая, организация парной работы; -фронтальная (обучающиеся синхронно работают под управлением педагога); - индивидуальная -комбинированная. Занятия состоят из теоретической части (лекции, дискуссии, презентации) и практической части (наблюдение, опыты, исследования и эксперименты). -полевые практикумы, экскурсии, дни здоровья, которые оптимизируют процесс обучения, позволяют эмоционально раскрепоститься при общении с природой. Цель программы: 4 - расширение и углубление экологических знаний; - формирование представлений об исследовательской деятельности; - овладение методами исследовательской деятельности; -воспитание бережного отношения к природе, формирование экологической культуры подрастающего поколения, активной гражданской позиции по сохранению среды обитания и здоровья человека, вовлечение подрастающего поколения в творческую природоохранную деятельность. Задачи программы: Личностные: формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычки их соблюдения в своей жизнедеятельности; Предметные: -формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека; -формировать понятия здоровьесберегающих технологий и здоровьесберегающего использования технических средств; Метапредметные: -удовлетворять потребности учащегося в неформальном общении и собственной полезной значимости; -формировать потребность в содержательном досуге, здоровом образе жизни; -формировать навыки гражданского участия в общественной жизни. -сформировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации. Учебный план № п/п 1 Наименование раздела, темы Раздел 1. Введение. Количество часов всего теория практика 4 2 Тема: «Мир вокруг нас». Теория: Влияние техногенного общества на природу. Роль технических средств в изучении экологии. 2 Входное тестирование. 2 Практика: Сбор фотоматериалов. Альбом «Мир вокруг нас». Беседа. Викторина. 2 5 Формы аттестации / контроля 2 Раздел 2. Закон на страже природы. 4 2 Понятие экологического права. Роль компьютерных сетей в освещении вопросов экологии. Раздел 3.Условия существования живых организмов. 2 6 4 1.Биотические факторы среды. Пищевые цепи. Экологическая пирамида. 2.Просмотр видеофильмов. Обсуждение. 4 Беседа. Устный опрос Беседа. Обсуждение Лекция. 2 Знакомство с работой поисковых систем. Поиск сайтов общественных экологических организаций. 3 2 Педагогический контроль 2 Визуальное наблюдение. Беседа 2 2 - Оформление рефератов, отчетов. - Участие в конкурсах исследовательских работ и т.д. - Выполнение тестовых заданий. Раздел 4.С чего 12 начинается Родина? 2 6 1.История и традиции родного края. Виртуальная экскурсия: «Моя малая родина»рефераты. Прогулки по значимым местам поселения. 2.Физико-географические особенности природы родного края. Состояние окружающей среды и экологические проблемы родного края. Визуальное наблюдение. 6 2 Промежуточное тестирование 2 6 Беседа. Обсуждение материала. 5 3.Визуализация экологической информации как средство повышения экологического культуры. Слайд-фильмы и презентации. Практика. 1.- Экскурсия в краеведческий музей. - Ориентирование на местности. Игра «В поисках клада». - Полевой практикум: Изучения типичных ландшафтов местности и взаимосвязей компонентов ландшафта. 2. - Видео и фото отчет: «Путешествие тропами родного края». 3.- Работа над учебным проектом: «Мой край– моя гордость». - Выполнение тестовых заданий, работа с карточками-заданиями, участие в викторинах. Раздел 5. Мир растений. Флора родного края. Промежуточная аттестация 2 По результатам деятельности. Обсуждение рефератов. 2 2 По результатам участия. Демонстрация выставочного материала. Обсуждение Педагогический контроль 14 8 1.Роль растений в природе 2 и жизни человека. Основные растительные сообщества. Охрана растений. 2.Просмотр видеофильмов «Природа горной местности». Зеленые насаждения в городе, их роль в улучшении экологической обстановки. 3.Пищевые и декоративные растения. 4.Ядовитые растения, первая помощь при отравлениях. Видео-фото-ресурсы. _______________________ 2 Викторина. 6 Показ проектов Просмотр видеофильмов. Обсуждениеопрос. 2 Оценка участия в агитационной и социальной деятельности. 2 2 7 6 Практика: Использование ПК для прикладных целей в экологии. 1.- Работа над учебным проектом: «Зеленый оазис». 2.- Геоботанические исследования: «Видовой состав флоры местности». 3- Участие в конкурсах и акциях: «Посади дерево». «Милосердие». «Зеленая аптека». «Первоцвет». «День воды». «Галерея комнатных растений». «Вместо елки – букет» и др. Раздел 6. 14 2 2 2 8 6 Мир животных. Фауна родного края. 1.Подбор материалов для презентаций Разнообразие животного мира. Фауна родного края. 2.Роль животных в жизни человека. Просмотр видеофильмов. Влияние хозяйственной деятельности человека на изменения условий жизни животных и видового состава фауны. 3.Охрана редких и исчезающих представителей фауны КБР и РФ. 4.Животные в городе, гуманное отношение к животным. Проблема бездомных животных. 1.Заготовка кормов для зимней подкормки птиц. Подкормка птиц, изготовление кормушек. 2.Участие в акции «Синица», «Покорми птиц Беседы. Викторины. Выставки. Рефераты. 2 2 2 2 2 8 Оценка участия в агитационной и социальной деятельности. зимой», в празднике «День зимующих птиц». Изготовление искусственных гнездовий, участие в празднике «День встречи птиц». 3.Работа над учебным проектом: «Мы в ответе за тех, кого приручили». 7 Раздел 7. Экология дома. 2 2 6 4 Экология жилья. 1.Эстетическое оформление и санитарногигиеническая оценка материалов. Источники энергии. Вода. 2.Осторожно! Бытовая химия. Бытовые отходы. 8 1.Работа над учебным проектом: «Экономия начинается с меня». Раздел 8.Экология и здоровье. 2 Педагогический контроль 2 2 2 10 6 1. Здоровье и красота человека. Влияние экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека. 2.Что мы едим. Правила здорового питания. Вкусно, полезно, красиво. Уроки бабушки Медуницы. Лекарственные растения. Просмотр видеофильмов по тематике. 3.Компьютер и здоровье человека. 4 2 Обсуждение проектноисследовательских работ. Миниконференции. Педагогический контроль. Лекции. Обсуждения 2 Мини-проекты 2 1.Экскурсии в парк, к реке. 2 9 Педагогический контроль 9 2. Проведение Дня здоровья. Раздел 9. Итоговое 2 занятие. - Итоговая игра «Экологический марафон» презентация творческих работ учащихся. 72 2 2 40 активности Итоговая аттестация по результатам творческих работ учащихся или тестов 32 Содержание учебного плана Раздел 1: Введение. 4 часа. «Мир вокруг нас». 2ч. Теория: Понятие об экологии. Просмотр видеофильма: «Экология – это...», «Чему учит экология». Влияние техногенного общества на природу. Роль технических средств в изучении экологии. Строение ПК. Интернет ресурсы по экологии. Практика: 2 ч Сбор фото-материалов. Альбом «Мир вокруг нас». - Экскурсия: Парковая зона: «Природа и человек, единство и гармония». Беседа. Викторина. Раздел 2: Закон на страже природы.4 ч Теория 2 ч. Почему возникла необходимость экологического образования. Законы экологии. Понятие экологического права. Поиск информации в сети Интернет, поисковые серверы. Красная книга, заповедники, заказники и другие охранные территории. Просмотр видеофильмов: «Заповедными тропами», «Кабардино-Балкарский государственный высокогорный природный заповедник». Практика 2 ч - Знакомство с работой поисковых систем. Поиск сайтов общественных экологических организаций. Работа по индивидуальным заданиям педагога. - Создание картотеки экологических общественных организаций. - Выполнение тестовых заданий, работа с карточками-заданиями, участие в викторинах. Раздел 3: Условия существования организмов. (6 часов): Теория 4 ч Абиотические экологические факторы. Вода - колыбель жизни. Свет, тепло, воздух, почва в жизни живых организмов. Просмотр видеофильма: «Вода». Биотические факторы среды. Пищевые цепи. Экологическая пирамида. Просмотр видеофильма: «Биотические отношения в природе». Антропогенные факторы. Негативное влияние человека на окружающую среду. Просмотр видеофильма: «Загрязнение природы. Задумайтесь». Практика 2ч - Оформление рефератов, отчетов. - Участие в конкурсах исследовательских работ и т.д. - Выполнение тестовых заданий, работа с карточками-заданиями, участие в викторинах. 10 Раздел 4. С чего начинается Родина. (12 часов): Теория 6ч История и традиции родного края. Виртуальная экскурсия: «Моя малая родина»- рефераты. Прогулки по значимым местам поселения. Физико-географические особенности природы родного края. Состояние окружающей среды и экологические проблемы родного края. Визуализация экологической информации как средство повышения экологического культуры. Слайд-фильмы и презентации. Характеристика программ для создания презентаций. Программа MS Power Point. Практика: 6 ч - Экскурсия в краеведческий музей. - Ориентирование на местности. Игра «В поисках клада». - Полевой практикум: Изучения типичных ландшафтов местности и взаимосвязей компонентов ландшафта. - Видео и фото отчет: «Путешествие тропами родного края». - Работа над учебным проектом: «Мой край– моя гордость». - Выполнение тестовых заданий, работа с карточками-заданиями, участие в викторинах. Раздел 5. Флора родного края. (14 часов): Теория 8 ч Роль растений в природе и жизни человека. Основные растительные сообщества. Охрана растений. Просмотр видеофильмов «Природа горной местности». Зеленые насаждения в городе, их роль в улучшении экологической обстановки. Пищевые и декоративные растения. Ядовитые растения, первая помощь при отравлениях. Практика 6 ч Использование ПК для прикладных целей в экологии. - Работа над учебным проектом: «Зеленый оазис». - Геоботанические исследования: «Видовой состав флоры местности». - Участие в конкурсах и акциях: «Посади дерево». «Милосердие». «Зеленая аптека». «Первоцвет». «День воды». «Галерея комнатных растений». «Вместо елки – букет» и др. - Создание баз данных: Охраняемые растения нашего региона. Древеснокустарниковая флора города. Лекарственные, пищевые и декоративные растения нашей местности. - Выполнение тестовых заданий, работа с карточками-заданиями, участие в викторинах. Раздел 6. Фауна родного края. (14 часов): Теория 8ч Подбор материалов для презентаций Разнообразие животного мира. Фауна родного края. Роль животных в жизни человека. Просмотр видеофильмов. Влияние хозяйственной деятельности человека на изменения условий жизни животных и видового состава фауны. Охрана редких и исчезающих представителей фауны КБР и РФ. Животные в городе, гуманное отношение к животным. Проблема бездомных животных. Практика 6 ч - Заготовка кормов для зимней подкормки птиц. Подкормка птиц, изготовление кормушек. Участие в акции «Синица», «Покорми птиц зимой», в празднике «День зимующих птиц». - Изготовление искусственных гнездовий, участие в празднике «День встречи птиц». - Создание базы данных животных. - Работа над учебным проектом: «Мы в ответе за тех, кого приручили». - Экскурсии в парк, на водоемы. 11 - Выполнение тестовых заданий, работа с карточками-заданиями, участие в викторинах. Раздел 7. Экология дома. (6 часа): Теория:4ч Экология жилья. Эстетическое оформление и санитарно-гигиеническая оценка материалов, используемых в современной квартире. Растения - «живые фильтры». Роль растений в квартире. Осторожно! Бытовая химия Общая классификация бытовых отходов. Способы избавления от отходов. Основные направления решения проблемы бытовых отходов: сбор компонентов бытового мусора, рециклинг (повторное использование). Источники энергии. Общее понятие о возобновляемых источниках энергии. Основы энергоэффективности. Энергия и способы ее сбережения. Просмотр видеофильмов: «История электричества», «Энергетика – чудеса рядом». Вода в нашем доме. Методы очистки воды в домашних условиях. Просмотр видеофильма: «Экология - это экономия». Практика:2 ч. - Исследовательская работа «Изучение качественных и количественных характеристик бытовых отходов в моей семье». - Изготовление изделий из бросовых материала, оформление выставки «Вторая жизнь ненужным вещам». - Природоохранная акция «Чистый дом, чистый двор, чистая планета», Конкурс плакатов «Планета без отходов». - Игра «Давайте посчитаем. Экология и экономия в собственном кошельке». - Работа над учебным проектом: «Экономия начинается с меня». - Выполнение тестовых заданий, работа с карточками-заданиями, участие в викторинах. Раздел 8. Экология и здоровье. (10 часов): Теория 6ч. Здоровье и красота человека. Влияние экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Роль физических нагрузок в сохранении здоровья. О настроении, или что написано на твоём лице. Что мы едим. Правила здорового питания. Вкусно, полезно, красиво. Уроки бабушки Медуницы. Лекарственные растения, их значение и использование. Просмотр видеофильмов по тематике. Компьютер и здоровье человека. Профилактика близорукости, дальнозоркости. Комплекс упражнений для глаз. Профилактика нарушений осанки. Как уберечься от компьютерной зависимости. Практика 4. - Практикум: «Я среди других». - Лабораторная работа: «Самоанализ своего здоровья». - Лабораторная работа: «Анализ своих росто-весовых показателей и примерного дневного рациона питания». - Практикум: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!». - Игра-конкурс: «Кулинарная идея со вкусом». - Проведение Дня здоровья. Игра-квест «Витаминка и её друзья». Раздел 9. Итоговое занятие. (2часа): Практика 2. 12 - Итоговая игра «Экологический марафон», защита творческих и исследовательских работ, презентация индивидуального портфолио. Планируемые результаты: Личностные: По окончании курса программы у обучающихся будут сформировано осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычки их соблюдения в своей жизнедеятельности. Предметные: - будут сформированы и расширены знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека; -будут сформированы понятия здоровьесберегающих технологий и здоровьесберегающего использования технических средств. Метапредметные: - будут удовлетворены потребности ребенка в неформальном общении и собственной полезной значимости; -будет сформирована потребность в содержательном досуге, здоровом образе жизни; - будут сформированы навыки гражданского участия в общественной жизни; -учащиеся приобретут умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации. 13 Раздел II: Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Год обучения стартовый Дата начала учебного года 01.09. Дата окончания учебного года Количество учебных недель Количество учебных часов в год Режим занятий 31.05. 36 72 2 часа 1 раз в неделю Условия реализации Кадровое обеспечение. Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами, имеющими высшее или среднее профессиональное образование в области естественных наук, а также прошедших курсы повышения квалификации по профилю деятельности. Материально-техническое обеспечение Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется на базе МКОУ «СОШ№1» г.п.Залукокоаже и МКОУ «СОШ» с.Белокаменское. Имеется отдельное помещение (класс с посадочными местами и столами) и соответствует нормам СанПиНа. 1.Наглядные пособия: изобразительные наглядные пособия – «Растения», «Звери», «Птицы», «Насекомые», «Рыбы», муляжи. Литература по тематике. 2.Экранно-звуковые пособия: Презентации, аудиозаписи, видеофильмы, видеоролики. 3.Учебно-практические пособия: альбом, цветной картон, ножницы, цветная бумага, цветные карандаши, краски, гуашь, стаканчики, пластилин, палитра. 4.Технические средства обучения: классная доска, мультимедийный проектор, компьютер, принтер. Формы аттестации / контроля • Входное тестирование с помощью беседы и опроса. Игры. Загадки. Викторины. • Выставка творческих и исследовательских проектных работ. По результатам участия. Визуальный контроль. • Промежуточное и итоговое тестирование. • Педагогический контроль активности. Формы отслеживания результатов: Оценочный материал: тест • Входное тестирование с помощью беседы и опроса определяет: - уровень базовых знаний по предмету, общее развитие; - умеет ли ученик передавать эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; -определяет осознанность стремления к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих и познавательных результатов. 14 • Выставка творческих и исследовательских проектных работ. По результатам участия. Визуальный контроль. -соответствие заданной теме; -качество выполнения практического задания; - степень самостоятельности. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или грамота. • Промежуточное и итоговое тестирование. Промежуточная аттестация I полугодия показывает насколько хорошо ученик усвоил пройденное и готов ли изучать новые темы, предусмотренные дополнительной общеразвивающей программой. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Оценка промежуточной и итоговой аттестаций идет в процентном соотношении правильных ответов к заданному количеству вопросов: Низкий результат: до 30% Средний результат: 40%- 60% Высокий результат:70% -100% Критерии оценки тестирования: выявляется процентное соотношение правильных ответов к невыполненным. Низкие результаты – до 35% Средние результаты -40-65% Высокие результаты – 70%-100% 70-100 баллов (%)- правильные ответы на заданные вопросы, знание теории, наличие начальных навыков анализа произведения искусства, интерес к изучаемому предмету и современному техническому и творческому процессу. 40-65 баллов (%)- грамотные ответы на заданные вопросы с небольшими недочетами, регулярное выполнение домашних заданий, интерес к предмету. До 35 баллов (%)- слабая теоретическая подготовка, присутствие лишь нескольких элементов освоенного материала, отсутствие творческой инициативы. • Педагогический контроль активности: -развитость практических навыков работы с программными материалами; - осмысленность и свобода использования специальной терминологии; - активность во время занятий; - участие в мероприятиях и проектных работах объединения; - достижения в конкурсах, фестивалях, олимпиадах разного уровня-районных, республиканских и других. • Итоговая оценка достижений учащихся – вручение грамот. • Критерии оценки: •Опрос. Викторина. Загадки. Турнир знатоков. -полнота и правильность ответа; -степень осознанности, понимания изученного; 15 -языковое оформление ответа. • Критерии оценки. Выставка творческих и исследовательских проектных работ. -На первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания. -Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем? Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: -вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам; -текущий - проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме; -рубежный - проводится после завершения изучения каждого раздела и необходим для закрепления знаний и умений; -итоговый - проводится после завершения всей учебной программы. Результативность: Результативность полученных знаний определяется при выполнении практических и исследовательских работ определенного уровня сложности по темам программы. Учебные результаты: Текущие результаты обучения отслеживаются по следующим направлениям: -Усвоение теоретической части программы; -Наработка практических навыков и умений; -Эколого-просветительская деятельность; -Исследовательская работа. Отслеживание ведется формами: собеседование, тестирование, наблюдение, индивидуальная и групповая работа. Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам: -приобретение практических навыков поведения в природе; -активная жизненная позиция детей; -экологическая грамотность, ответственность за свои действия; -разумное отношение к своему здоровью; -сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями; -способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию; -направленность личности в профессиональном выборе; -сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе; -выбор личных, жизненных приоритетов. Методическое и дидактическое обеспечение Методы работы Методы работы Обучения: -словесный; -объяснительно-иллюстративный; -частично-поисковый; 16 -исследовательско-проблемный; - использование мультимедийных средств и ИКТ; - ролевая игра; - экскурсия; - зачет по темам; - защита проектов и т.д. Воспитания: -мотивация; -поощрение; -убеждение; -стимулирование. Педагогические технологии: 1. 2. 3. 4. 5. Репродуктивный Метод проблемного изложения Частично-поисковая работа Поисковый метод Эвристический Оценочные материалы. Таблица. (Приложение) Формы аттестации / контроля 1.Круглые столы. Дискуссии. Деловые игры. - активно участвует в подготовке и проведении мероприятия; - подбор необходимого материала; - логически выстроенное, четкое изложение материала; - умение внимательно слушать, работать в коллективе; - умение сформулировать интересные вопросы к прослушанному материалу собеседников (оппонентов); - умение тактично и грамотно задавать вопросы собеседнику (оппоненту) 2.Представление и защита авторских проектов, использование интернет-ресурсов при подготовке проектов; -умение связно и интересно представляет материал, используя ссылки на авторитетные источники; - умение делать вывод (обобщение) по вопросу (теме). 3. Викторины. -полнота и правильность ответов задания; 4. Фотовыставки. Создание коллажей. -оригинальность исполнения; -подбор материалов в соответствии тематике; - полнота раскрытия темы; - качественное техническое и художественное исполнение. 5. Тестирование. Итоговое тестирование по пройденному материалу. Общие критерии контроля - учащийся самостоятельно выполнил все этапы подготовки; - работа выполнена полностью и получено требуемое представление результата работы; - стремление к личностному росту. 17 1.Собеседование. -определить уровень подготовки. 2.Оценка творческих способностей. - по результатам деятельности. 3. Психолого-педагогическое тестирование. -активность учащихся; -способность усваивать новый материал; -стремление к новым знаниям и компетенциям; -стремление участвовать в общественной жизни. Форма организации учебного занятия. • соревнования и игры: КВН, викторина, турнир; • напоминающие по форме публичные выступления: конференция, дискуссия, диспут. • в форме мероприятий: выставки, акции, экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры, наблюдение, экспериментальная и практическая деятельность. Дидактический и технологический материал: -раздаточный материал: карточки, тесты; технологические карты; -наглядный материал: презентации, видео- уроки, обучающие игры, рисунки, книжные альбомы с иллюстрациями: - цветная и белая бумага, клей карандаш, ножницы, набор цветных карандашей и фломастеров, линейка, картон, шаблоны. Список литературы для педагогов Задачи и вопросы по экологии для 5-8 классов, Пособие для учителей, Часть 1, Задачи, Ердаков Л.Н., Чернышова О.И., Задачи и вопросы по экологии для 5-8 классов, Пособие для учителей, Часть 2, Ответы, Ердаков Л.Н., Чернышова О.И., 500 экологических задач, Бабакова Т.А., Момотова А.П. Мы изучаем лес / сост. В.А. Самкова; под ред. И.Т. Суравегиной. М.: Экология и образование, 2013 Сафонов Н.Н. Полный атлас лекарственных растений. М.: ЭКСМО, 2016 Фёдорова М.З., Кумченко В.С., Воронина Г.А. Экология. М.: Просвещение. 2012. Список литературы для обучающихся 1.Адамсон Д. Рожденная свободной / Д. Адамсон ; пер. с англ. Л. Жданова - Москва: Бертельсманн Медиа Москау, 2015. 12+ 2. Астафьев В. П. Царь-рыба: повествование в рассказах / В. П. Астафьев ; 6+ 3.Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц / -6+ 4.Брин Д. Красный свет / /Научная фантастика. Ренессанс : антология / пер. с англ. В. Двининой -16+ 5. Брэдбери Р. Д. И грянул гром // Рассказы / Р. Д. Брэдбери 16+ 6. Васильев Б. Л. Не стреляйте в белых лебедей (Школьная библиотека).-12+ 7. Елинек Э. Дикость: О! Дикая природа! Берегись! 16+ 8. Калугин А. Сеющие ветер / 16+ 9. Риэль Й. Мальчик, который хотел стать человеком.16+ 18 Интернет-ресурсы Практические задания для учащихся. 1.http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России. 2.Источник: https://konspektum.ru/ 1. https://cyberpedia.su/17x1432f.html Информационный ресурс Электронно-образовательные ресурсы Справочник.ру: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/innovacionnye_metody_obucheniya/ Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/page/poisk-po-saitu Международный образовательный портал http://www.maam.ru Сайт для воспитателей http://dohcolonoc.ru Портал 1sept.ru. Журнал "1 сентября" (ISSN 2713-1416) на сайте www.1-sept.ru Презентации. Подборки по темам. https://prezentacii.org/prezentacii/dlya-nachalnoy-shkoly/ 19 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К дополнительной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «МИР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ» Адресат: 11-15 лет Срок реализации: 1год, 72 часа Форма обучения: очная Автор – составитель: Пономарева Т.И.- педагог дополнительного образования г.п. Залукокоаже 2024 год 20 Цель программы: - расширение и углубление экологических знаний; - формирование представлений об исследовательской деятельности; - овладение методами исследовательской деятельности; -воспитание бережного отношения к природе, формирование экологической культуры подрастающего поколения, активной гражданской позиции по сохранению среды обитания и здоровья человека, вовлечение подрастающего поколения в творческую природоохранную деятельность. Задачи программы: Личностные: формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычки их соблюдения в своей жизнедеятельности; Предметные: -формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека; -формировать понятия здоровьесберегающих технологий и здоровьесберегающего использования технических средств; Метапредметные: -удовлетворять потребности ребенка в неформальном общении и собственной полезной значимости; -формировать потребность в содержательном досуге, здоровом образе жизни; -формировать навыки гражданского участия в общественной жизни. -сформировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации; Планируемые результаты: Личностные: По окончании курса программы у обучающихся будут сформировано осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычки их соблюдения в своей жизнедеятельности. Предметные: - будут сформированы и расширены знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека; -будут сформированы понятия здоровьесберегающих технологий и здоровьесберегающего использования технических средств. Метапредметные: - будут удовлетворены потребности ребенка в неформальном общении и собственной полезной значимости; -будет сформирована потребность в содержательном досуге, здоровом образе жизни; - будут сформированы навыки гражданского участия в общественной жизни. 21 -учащиеся приобретут умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации. 22 Календарно-тематический план № 1 Дата занятия по по факту плану Наименование раздела, темы Раздел 1. Введение. Кол-во часов 4 2 Содержание деятельности теоретическая часть практическая часть занятия занятия 2 2 Тема: «Мир вокруг нас». Теория: Влияние техногенного общества на природу. Роль технических средств в изучении экологии. Раздел 2. Закон на страже природы. 4 2 Понятие экологического права. Роль компьютерных сетей в освещении вопросов экологии. 2 Раздел 3.Условия существования 6 Входное тестирование Практика: Сбор Беседа. Устный опрос фото-материалов. Альбом «Мир вокруг нас». Беседа. Викторина. Беседа. Обсуждение 2 2 Форма аттестации / контроля 4 Лекция. Педагогический контроль Знакомство с работой поисковых систем. Поиск сайтов общественных экоорганизаций. 2 Визуальное наблюдение. живых организмов. 2 1.Биотические факторы среды. Пищевые цепи. Экологическая пирамида. 2.Просмотр видеофильмов. Беседа. Обсуждение материала. 2 - Оформление рефератов, отчетов. - Участие в конкурсах исследовательских работ и т.д. - Выполнение тестовых заданий. 6 2 Раздел 4.С чего начинается Родина? 12 6 2 1.История и традиции родного края. Виртуальная экскурсия: «Моя малая родина»рефераты. Прогулки по значимым местам поселения. 2.Физикогеографические 24 Промежуточная аттестация По результатам деятельности. Обсуждение рефератов. По результатам участия. 2 особенности природы родного края. Состояние окружающей среды и экологические проблемы родного края. 3.Визуализация экологической информации как средство повышения экологического культуры. Слайдфильмы и презентации. Демонстрация выставочного материала.Обсуждение 2 Практика. 1.- Экскурсия в краеведческий музей. - Ориентирование на местности. 2. - Видео и фото отчет «Путешествие тропами 2 2 25 Педагогический контроль родного края». 3.Экскурсия. Работа над учебным проектом: «Мой край – моя гордость». Викторина 2 Викторина. Педагогический контроль активности. Показ проектов Раздел 5. Мир растений. Флора родного края. 14 2 2 8 6 1.Роль растений в природе и жизни человека. Охрана растений. 2.Просмотр видеофильмов «Природа горной местности». Зеленые насаждения в городе. 3.Пищевые и декоративные растения. 4.Ядовитые растения, Видео-фото-ресурсы. 26 Просмотр видеофильмов. Обсуждение-опрос. 2 2 Практика Использование ПК для прикладных целей в экологии. 1.- Работа над учебным проектом: «Зеленый оазис». 2.- Геоботанические исследования: «Видовой состав флоры местности». 3- Участие в конкурсах и акциях: «Посади дерево». . 6 2 2 2 Раздел 6. Мир животных. Фауна родного края. 14 8 2 1.Подбор материалов для презентаций Разнообразие животного мира. Фауна родного 27 Оценка участия в агитационной и социальной деятельности. Беседы. Викторины. Выставки. Рефераты. 2 края. 2.Роль животных в жизни человека. Просмотр видеофильмов. 3.Охрана редких и исчезающих представителей фауны КБР и РФ. 4. Проблема бездомных животных. 2 2 1.Заготовка кормов для зимней подкормки птиц. Подкормка птиц, изготовление кормушек. 2.Участие в акции «Синица», «Покорми птиц зимой», 3.Работа над учебным проектом: «Мы в ответе за тех, кого приручили». 2 2 2 28 Оценка социальнаядеятельности. Педагогический контроль. Раздел 7. Экология дома. 6 tanyapon970 2 4 2 Экология жилья. 1.Эстетическое оформление и санитарногигиеническая оценка материалов. Источники энергии. Вода. 2.Осторожно! Бытовая химия. Бытовые отходы. Обсуждение проектноисследовательских работ. Мини-конференции. 2 1.Работа над учебным проектом: «Экономия начинается с меня». 4 2 Раздел 8.Экология 10 и здоровье. 2 6 1. Здоровье и красота человека. Влияние экологических факторов на здоровье человека. 2.Что мы едим. Правила здорового питания. Лекарственные растения. Просмотр видеофильмов 3.Компьютер и здоровье 29 Педагогический контроль. 2 человека. 2 2 1.Экскурсии в парк, к реке. 2. Проведение Дня здоровья. Итоговая игра «Экологический марафон» презентация творческих работ учащихся. 32 2 Раздел 9. Итоговое занятие. 2 Итого: 72 40 30 Педагогический контроль активности. Итоговая аттестация по результатам творческих работ учащихся или тестов. МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Зольского муниципального района КБР ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД к дополнительной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «МИР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ» Срок реализации:1 год, 72 часа Форма обучения: очная Автор – составитель: Пономарева Т.И. - педагог дополнительного образования г.п.Залукокоаже 2024год Цель воспитательной работы: -Воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой духовно-нравственной личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. -Создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме. Задачи воспитательной работы: -использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях; -создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности. -развивать доброжелательную систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности; Формирование и пропаганда патриотических чувств и здорового образа жизни. Планируемые результаты: • Создание сплоченного коллектива. • Проявление инициативы и ответственности за порученное дело. • Наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности ребенка. • Участие в конкурсах, олимпиадах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях и других общественных мероприятиях. • Посещение исторических и культурных мест по интересам. • Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью творческого объединения. Формы работы: Словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические. 32 Календарно-тематический план творческого объединения «Мир экологических знаний» на 2024-2025 учебный год № Направление воспитательной работы Наименование мероприятия Срок выполнени я ответственны й Планируемый результат 1 Гражданскопатриотическое воспитание 1. «Моя КабардиноБалкария» - ко Дню государственност и КБР и Дню знаний. сентябрь Пономарева Т.И. Воспитание сознательной любви к Родине, к истории становления КабардиноБалкарии. Пономарева Т.И. Экскурсия в музей Пономарева Т.И. Сформировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. Пономарева Т.И. Воспитание уважения к личности учителя и понимания значимости этой профессии. Пономарева Т.И. Развитие чувства ответственности за природосбережени е Пономарева Т.И. Воспитание уважения к старшему поколению. 2. Ко Дню адыгов «Обычаи и традиции адыгов мудрость народа» 3. День солидарности в борьбе с терроризмом. 2 3. 4. Духовнонравственное Выставка фотосюжетов «Нашим дорогим учителям посвящается». Экологическое 1.«Чистый мир» акция . 2. Акция «Покорми птиц зимой!» Международный День синиц. Духовнонравственное октябрь ноябрь ноябрьапрель 1.«Славим возраст декабрь золотой» лит.композиция. 33 5. Духовнонравственное 6. Эстетическое 7. Здоровьесберега ющие програмы 8. Гражданскопатриотическое воспитание. 9. Эстетическое 10 2.«Мамочка моя»акция. Ко Дню матери «Мы вместе!» чтения, ко Дню людей ограниченными возможностями. «Письмо Деду Морозу» - акция декабрь Пономарева Т.И. Воспитание сострадания и ответственности. декабрь Пономарева Т.И. Воспитание добропорядочных чувств детей. Фотоконкурс и состязания «Экоассорти». январь Пономарева Т.И. Воспитание нравственности и понимания красоты. Понимание здорового образа жизни. «Родины славные сыны» беседа ко Дню защитников Отечества. «Весенние подарки» праздничная выставка к 8 марта. февраль Пономарева Т.И. март Пономарева Т.И. Воспитание патриотизма, Значимость праздника. Воспитание уважения к женщинам. Исследовательск ое «Звездный час» ко Дню Космонавтики апрель Пономарева Т.И. 11 Гражданскопатриотическое воспитание «Их подвиг бессмертен!» - ко Дню Победы. май Пономарева Т.И. 12 Экологическое «День Земли» акция май Пономарева Т.И. Мероприятия совместно со структурами МВД и ПЧ-9. «Краски лета». – итоговая программа. Мероприятия по планам В течении года. Пономарева Т.И. май-июнь Пономарева Т.И. В течении Пономарева 13. Программа «Содействие» 14. Здоровьесберега ющие програмы 15. Экологическое, исследовательско 34 Воспитание чувства гордости за успехи страны и науки. Воспитание патриотизма, Значимость праздника. Воспитание нравственности и понимания красоты. Основы жизненной безопасности. Закон и порядок. Программа Каникулы. Здоровье и красота. Создание ситуации успеха, творческая е вышестоящих структур в образовании. года. Т.И. реализация. Работа с родителями Приоритетными направлениями в работе с родителями учащихся творческого объединения стали следующие: -формирование у учащихся интереса к жизни, культуре, человеку как сложному, уникальному, неповторимому созданию; -поддержка физического здоровья учащихся; -познавательная сфера жизни учащихся; -семейное воспитание; -психолого-педагогическое просвещение; -повышение психолого-педагогических знаний родителей; -вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; -укрепление связей между педагогическим коллективом и семьей; -привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. Календарно-тематический план работы с родителями творческого объединения «Мир экологических знаний» на 2024-2025 учебный год № Направление воспитательной работы Гражданскопатриотическое воспитание. Наименование мероприятия 2. Организация совместной деятельности. 3. Консультации для родителей. 1 Срок выполнени я Сентябрь ответственны й Планируемый результат Пономарева Т.И. Классные руководители. Понимание необходимости совместного воспитание у детей сознательной любви к Родине, к истории. Помощь при организации и проведении мероприятий. В течении учебного года. Пономарева Т.И. Родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательнообразовательного процесса. «Педагог – ребёнок родители». Беседа. Май Пономарева Т.И. Подведение итогов и ознакомление родителей с итогами обучения по программе. Установочное родительское собрание совместно со школой. 35 ПРИЛОЖЕНИЕ Оценочные материалы: № п/ п Фамилия, имя учащегося Промежуточная(или итоговая) аттестация Форма аттестации Тестирование Оценка уровня выполнения Вопросы викторины (образец) «Моя малая родина КБР» 1. Назвать озера КБР. 2. Назвать реки КБР. 3. Назвать города Кабардино-Балкарии. 4. Назовите цвета флага Кабардино-Балкарии. 5. Назовите горы Кабардино-Балкарии. 6. Назовите достопримечательности Кабардино-Балкарии. 7. Назовите представителей флоры и фауны, внесенных в Красную книгу КБР. 1.Тест «Экологическая безопасность» 1. Что не является источником загрязнения окружающей среды? 1) промышленные предприятия 2) растения 3) транспорт 2. На что влияют продукты, содержащие загрязняющие вещества? 1) на настроение человека 2) на здоровье человека 3) на аппетит человека 3. Укажи, что не загрязняет воздух. 1) продукты, выделяемые растениями в процессе фотосинтеза 2) курящий человек 3) выхлопные газы машин 4. Отметь вещество, которое добавляют в воду на станциях очистки. 1) бром 2) азот 3) хлор 5. Какой продукт не опасен для здоровья? 1) рыба, выловленная в грязной реке 2) съедобные грибы, собранные в лесу 3) немытые овощи, собранные в огороде 2.Тест «Наука экология» К чему привело уничтожение комаров ядохимикатами? К появлению большого количества крыс К исчезновению птиц 2. Почему погибли кошки? 36 На них нападали размножившиеся крысы Они ели отравленных ящериц 3. Каким образом удалось справится с крысами? С помощью ядохимикатов Перестали травить комаров ядохимикатами и завезли новых кошек С помощью ловушек 4. Что изучает экология? Отношения между животными в природе Экологические связи в природе 5. Что такое окружающая среда? Погода в среду Все, что окружает живое существо Все, до чего можно дотянуться, проведя вокруг себя круг 6. Что обозначает греческое слово «экос»? Дом Природа Погода 7. Как называется наука о связях между живыми существами и окружающей их средой? Этология Экология Биология 8. Как называется ученый, изучающий экологию? Эколог Этнолог Биолог 37