Намыс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Намыс»
Направленность: социально-гуманитарной
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1год, 72 часа
Адресат программы:5-10 лет
Форма обучения: очная.
Автор: Бабугоева Эмма Сарабиевнапедагог дополнительного образования

г.п. Залукокоаже,
2025 год

l. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка
Без памяти нет традиций, без воспитания
нет духовности, без духовности нет личности,
без личности нет народа как исторической общности.
Г.Н. Волков.
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями).
2.

Национальный проект «Образование».

3.

Конвенция ООН о правах ребенка.

4.
Приоритетный проект от 30.11.2016г. №11 «Доступное дополнительное образование
для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019г. №170 «Об
утверждении методики расчёта показателя национального проекта «Образование» «Доля детей в
возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием».
6.
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года».
7.
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей»
(с изменениями и дополнениями).
9.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023г. №АБ3935/06 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе
дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного
образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование
функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации
в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных
направлений научно-технологического и культурного развития страны».
10. Протокол заочного заседания Рабочей группы по дополнительному образованию детей
Экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам
дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха от 22.03.2023г.
№Д06-23/06пр.

11. Федеральный закон от 13.07.2020г. №189-ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
13. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
14. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
15. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г.
№761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования».
16. Приказ Министерства просвещения РФ от 04.04.2025г. №269 «О продолжительности
рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по
основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным
программам, основным программам профессионального обучения, и о Порядке определения
учебной нагрузки указанных педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре,
основаниях ее изменения и случаях установления верхнего предела указанной учебной нагрузки».
17. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021г. №652н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
18. Приказ Минобрнауки РФ от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
19. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»).
20. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2023г. №1105-р «Об утверждении Концепции
информационной безопасности детей в Российской Федерации».
21. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020г. №882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
22. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015г. №АП-512/02 «О направлении методических
рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими рекомендациями по независимой оценке
качества
образования
образовательной
деятельности
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность»).

23. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017г. №ВК-1232/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей»).
24. Постановление Правительства РФ от 20.10.2021г. №1802 «Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной
организации».
25. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.08.2023г.
№1493 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной
организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления
информации».
26. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об образовании» (с
изменениями и дополнениями).
27. Приказ Минобрнауки КБР от 15.08.2025г. №22/749 «Об утверждении Региональных
требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений
дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
28. Постановление Правительства КБР от 22.04.2020г. №85-ПП «О межведомственном
совете по внедрению и реализации в Кабардино-Балкарской Республике целевой модели развития
региональной системы дополнительного образования детей».
29. Распоряжение Правительства КБР от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении
Концепции внедрения модели персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
30. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023г. №22/1061 «Об утверждении Правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в КабардиноБалкарской Республике».
31. Письмо Минпросвещения КБР от 20.06.2024г. №22-16-17/5456 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и
реализации дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные),
«Методическими рекомендациями по разработке и экспертизе качества авторских дополнительных
общеразвивающих программ»).
32. Постановление от 07.09.2023г. №723 «Об утверждении Положения
персонифицированном дополнительном образовании детей в Зольском муниципальном районе

о

33. Учебный план МКУ ДО «РЦДО» Зольского муниципального района.
Актуальность и социальная значимость программы состоит в том, что она призвана
помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать
путь самовоспитания, саморазвития. Программа предполагает активное включение в
творческий процесс учащихся, родителей, учителей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей
действительности формируется в совместной деятельности педагога и учащихся, а нормы
нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Новизна
Новизна программы состоит в получении результатов нового качества, которая дает
возможность поэтапного накопления нравственных знаний для выработки убеждений,

формирования устойчивых мотивов нравственного поведения. В возникновении потребностей в
нравственном самосовершенствовании. Развитие этнического сознания. Создание социально
открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют
ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основу
данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.
Отличительные особенности содержания программы.
Программа «Намыс» содержит обширный комплекс знаний о правилах хорошего тона, о
нормах поведения в разных ситуациях, о традициях и обычаях не только наших предков, но и
других народов.
Организация
проектно-исследовательской
работы,
разностороннего
общения,
взаимодействия обучающихся, в основе которого педагогом определена нравственная
перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для
этической рефлексии (участие в мероприятиях).
Педагогическая целесообразность
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.
В работе с младшими школьниками преобладают следующие методы работы: ролевые игры,
театрализованные представления, игровые приемы и упражнения, пословиц и поговорок и т.д.
Занятия по адыгскому этикету становятся своеобразным аккумулятором накопленных
нравственных представлений в жизненном опыте. Программа позволяет выстроить
действенный воспитывающий диалог, пробуждающий желание самосовершенствоваться;
развивает коммуникабельность и толерантность. Углубление обучающихся в нравственный
выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным
опытом, задуматься о нравственной ценности совершённого поступка, подводя каждого к
осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.
Занятия по программе «Намыс с элементами театральной деятельности » создают
благоприятную обстановку для формирования этно-культурно ориентированной личности как
субъекта деятельности и отношений.
Адресат программы:
учащиеся в возрасте 5-10 лет.
Особенности набора детей-свободная.
Срок реализации: 1 год , 72ч.
Режим занятий: 2 часа в неделю ( 1 раз по 2 часа).
Наполняемость группы: 15-20 человек.
Форма обучения:
Очная.
Форма занятий: комбинированная. Занятия состоят из теоретической части
( лекции, дискуссии, презентации) и практической части ( исследования и театрализация).
Организационные формы деятельности обучающихся на занятии:

групповая;

индивидуальная.

Цель программы:
Выработать у обучающихся ценностные ориентаций, основанные на
традициях и требованиях адыгского этикета, создать условия для осознания учащимися
важности сохранения культуры народа, всех ценностей этой культуры, без которых народ не
может считаться народом.
Задачи:
Предметные:

















познакомить учащихся с этикетными правилами и нормами поведения в различных
ситуациях;
o донести до каждого ребёнка пять постоянств адыгской этики:
человечность (ц1ыхугъэ)
почтительность (нэмыс)
разум (акъыл.)
мужество (л1ыгъэ)
честь (напэ)
научить, правильно использовать речевые этикетные формулы, умело вести общение в
разных ситуациях;
строить сообщения в устной и письменной форме;
Метапредметные:
активизировать интеллектуальную и творческую деятельность учащихся;
умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных
ролей, представлять себя, вести дискуссию, умение оценивать с позиции адыгского
этикета собственные поступки и поступки других.
Вступать в речевое общение, аргументировать свою точку зрения, адекватно
воспринимать иные мнения и идеи.
Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
научить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
Личностные:
Формировать характер и мировосприятие детей на основе национального самосознания
(знание и уважение своего народа, основ национальной культуры, ее традиции);
формировать общую культуру поведения и общения;
формировать культуру межличностных отношений, уважительное и
тактичное
отношение к личности другого человека.
воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания;
Любить свою Родину, помнить, откуда ты родом, беречь и преумножать традиции своего
народа, страны и школы.
Повседневными поступками укреплять и доказывать свое человеческое достоинство.




Быть милосердным ко всем, кто нуждается в помощи.
Почитать старших, следовать их советам и примеру.
Учебно-тематический план

№
п\п

I

1

2
II
1
2
3

III
1
2
3
4
5
6

Наименование тем
Вводное занятие

Всего
часов

Часы
теории

2

Знакомство с программой
кружка, правилами поведения
на кружке, с инструкциями по
охране
труда.
Противопожарный
инструктаж.
История развития КБР. (Флаг,
герб, гимн). Мероприятие ко
дню адыгов.

Часы
практ
ики

Форма
аттестации

-

1

-

1

Нартский эпос

3

2

Нарт эпосым
къызэщ1иубыдэр.
Нарт л1ыхъужьхэр
Нарт эпосым
къыщыгъэлъэгъуа ц1ыхубз
обрэзхэр.
Адыгство; (человечность,
почтительность, мудрость,
мужество, честь.)
Ц1ыхугъэр, напэр,акъылыр,
л1ыгъэр, нэмысыр эпосым
къызэрыгъэлъэгъуар.
Ц1ыхум пщ1э хуэзымыщ1ым
пщ1э и1энукъым
Шынэ – ук1ытэ.
Нэхъыжьыр бгъэлъап1эмэ, уи
щхьэ лъап1э хъунщ.
Бзылъхугъэм теухуа хабзэхэр.
«Емык1у – ек1у. Щомахуэ
1эмырхъан «Напэ»

1

1

Опрос/тестирование

Викторина
1
Опрос\дискуссия

1
1

1

1

25

15

10

1

1

Дискуссия

1

1

Диспут

1

1

Опрос

1

1

Импровизация

Мероприятие

1

1

Викторина

1

1

Инсценировка

7
8
9
10
11
12

13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
IV

Нэмысыр лъэ1ук1э
къахьыркъым.
Дэтхэнэ ц1ыхуми пщ1э хуэщ1.
Щомахуэ А. «Ф1ыщ1э»
Тэмакъ к1ыхьагъэ –
(толерантность). «Щэным я
нэхъ 1эф1ыр тэмакъ к1ыхьщ».
Хахуагъэ. «Псэр тыи напэр
къащтэ».
«Уи щхьэ ущымытхъуж –
уф1мэ укъалъэгъунщ».
Акъылыр сыт 1уэхуми и
лъабжьэщ. «Къуийц1ык1урэ
Иныжьрэ»
Ц1ыху 1ущ, джэгуак1уэ
Къэзэнокъуэ Жэбагъы.
«Жэбагъы и хъуахъу» жыхуи1эр постановкаэу
гъэувын.
Постановкэм телэжьыхьын
«Ф1эхъусыр сытми и
щыпэщ.»
Ф1эхъус зэмыл1эужьыгъуэхэр
Къэмыланджэ. «Адыгэл1рэ
л1ы бэшэчрэ».
«Л1ыгъэм ц1ыхугъэр игъусэу»
Адыгэ алфавитмрэ тхыбзэмрэ
къак1уа гъуэгур.
«Псэу гъагъэ си бзэ дахэ!»
Адыгэ тхыпхъэхэр
Адыгэ щ1ак1уэ
Адыгэхэм щ1ым елэжьык1эу
я1ахэр.
Лъэпкъ 1ей щы1экъым…
Адыгэ хабзэм, адыгагъэм
къемык1ухэр.
Обычаи и традиции
адыгского народа

1

1

Дискуссия

1

1

Выполнение
творческих заданий

1

1

Выполнение
творческих заданий

1

1

Диспут

1

1

Диспут

1

1

Дискуссия

1

Театрализованные
представление.

1

Театрализованные
представление.

1

-

Опрос

-

1

Тестовая работа

1

Реферат

1

1
1

1
1

1

Дискуссия

1

Опрос

1
1
1

1

1

1

1

1

1
20

9

1
1

Мероприятие
Сообщения
Устные ответы на
вопросы
Устные ответы на
вопросы
Диспут

1

Деловая игра

11

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Маф1эщхьэтыхь. Зэхьэзэхуэм
зыхуэгъэхьэзырын.
Егъэк1уэк1ын.
Унагъуэмрэ хабзэмрэ.
«Бынунагъуэ зэгуры1уэм
нэсып къыхуок1уэ».
Адыгагъэк1э бзылъхугъэм
зэрихьэн хуей хабзэр.
Адыгагъэк1э ц1ыхухъухэм
хэлъын хуей хабзэр
Адыгагъэк1э бзылъхугъэмрэ
ц1ыхухъумрэ я
зэхущытык1эхр.
Адыгэ ирыскъыгъуэхэр
Адыгэ 1энэм и хабзэхэр.
Хьэщ1эми бысымыми
зэрахьэн хуей хабзэр.
Адыгэхэм сабийм
к1элъызэрахьэ хабзэхэр
«Лъэтеувэ»
Лъэтеувэ постановкэм
елэжьын
Лъэтеувэ постановкэм
елэжьын
Лъэтеувэ постановкэм
елэжьын
Тхьэлъэ1у те1уахэмрэ
темы1уахэмрэ.
Адыгэ къэфэк1эхэр, абыхэм
ехьэл1а хабзэхэр.
Адыгэ джэгум щызэрахьэ
хабзэхэр
«Утыку гуащэм и хъыбар».
(Постановкэ).
Постановкэм елэжьын
Адыгэ зэщ1ыгъук1эхэр.
Гъуэгум щызэрахьэ хабзэр.
Адыгэхэм зауэм л1ыгъэрэ
хабзэу зэрахьар

1
1

1
1

Мероприятие
Ситуативная форма

1

1

Анкетирование

1

1

Анкетирование

1

1

Анкетирование

1

1

1

1

1

Дискуссия
Устный ответ
вопросы
1

Анкетирование

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1

1
1

1

1

Театрализованная
постановка
Театрализованная
постановка
Реферат

1

1

Проектная работа

1

1

Тестирование

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

Театрализованное
представление
Театрализованное
представление
Дискуссия
Делова игра
Опрос

на

V
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
VI
1
2
4
5
6
7
8
9
10
VI1
1
2

Одежда.
Оружие. Орудие
труда
Мэкъамэ 1эмэпсымэхэр.
Адыгэ къэфэк1эхэр, абыхэм
ехьэл1а хабзэхэр.
Ц1ыхухъу фащэм и
зэхэлъык1эр.
Ц1ыхубз фащэм и
зэхэлъык1эр.
Проектнэ-исследовательскэ
лэжьыгъэ «Адыгэ фащэ»
Зэрызауэ 1эщэхэр.
Зауэм л1ыгъэрэ хабзэу
зэрахьар
«Редадэ и хъыбар»
Зэрылажьэ 1эщэхэр.
«Вак1уэдэк1»
«Адыгэш». Шыф1ыр л1ыгъэм
и ныкъуэщ.
Работа над постановками,
показ
Псынщ1эрыпсалъэ
бзэзыгъэужьхэр къэпщытэжын
Пьесэхэм къахуеджэн.
Обрэзхэм я хьэл-щэнхэм
тепсэлъыхьын.
Псалъэхэр зэгъэщ1эн.
Фащэхэм тепсэлъыхьын.
Макъамэхэр щ1эгъэувэн.
Сценическэ джэгук1эхэр
телэжьыхьын. (мимикэ,
пластикэ)
Декорацияхэр зэгъэпэщын
Обрэзхэм телэжьыхьын
Заключительное занятие
Яджар къызэщ1экъуэжын
«Творческий отчёт»
Итог

10

7

1

1

1

3

1

Викторина
Демонстрационно/на
глядная

1

1

Викторина

1

1

Викторина

1

1

Проектная работа

1

1

Опрос

1

1

Опрос

1

1

Инсценировка

1

1

Мероприятие

1

1

Диспут

10

6

4

1

Деловая игра

1

1

Дискуссия

1

1

Вопрос ответ

1
1
1

1
1
1

-

1
1
2
1
1
72ч

1
41

1

-

1
1

-

1
31

Творческий отчёт

Содержание учебного плана.
1. (2 часа) Вводные занятия . (2 часа)

Теория Знакомство с программой кружка, правилами поведения на занятии, с
инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся. Решение
организационных вопросов.
Тема1.1: История образования КБР. Рассказать детям о переименованиях, о государственной
символике
2. «Нартский эпос» (3 часов)
Теория: Знакомство с героями Нартского эпоса; с особенностями их характера и
взаимоотношений.
Практика: инсценировка мифических рассказов «Ашэмэз и хъыбар», «Малэчыпхъу»
3. Адыгство (25 часов)
Теория: Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим
себе. Этнос и личность. Что такое личность. Адыги как этнос. Этноним «адыгагъэ» и моральнонравственный кодекс «адыгагъэ».
Дать понятия о том, что- вежливость, скромность (ук1ытэ), хорошее поведение (щытык1э),
уважительное отношение (пщ1э),
человечность (ц1ыхугъэ), почтительность (нэмыс),
сопереживание (хуэгузэвэн), взаимопомощь (дэ1эпыкъун)– самая необходимая черта человека.
Приветствие и речевые формулы. Невербальные формы приветствия: жесты, мимика.
Приглашение. Адыгское «къеблагъэ». Формы прощания. Поведенческие нормы,
регламентирующие двигательные процессы: манеру стоять, садиться, ходить. Речевой этикет в
условиях бытового и учебного общения.
Практика:
Приветствие- тестовая работа
Почитание старших-мероприятие: «Жьым фымыщ1 ижагъуэ».
Инсценировка Щомахуэ А. «Напэ».
Театральное представление: «Жэбагъы и хъуэхъу».
Мероприятие: «Псэу гъагъэ си бзэ дахэ».
4. Обычаи и традиции адыгского народа (20 часов)
Теория: расширение представлений о традициях и обычаях нашего народа: почтительное
отношение к старшим, взаимоотношения между младшими
и старшими, отношение к
женщине, к детям.
Конструктивные особенности «1анэ»
и количественная
регламентированность
сотрапезников. Этикетные нормы и адыгский стол. Гостеприимство, правила этикета за
столом, большие и малые мероприятия связанные с торжествами в семье.
Практика:
Гостеприимство-анкетирование.
Этикет за столом-анкетирование.
Правила поведения девочки-тестовая работа.
Правила поведения мальчика-тестовая работа.
«Соблюдение этикета в танце»-проектная работа.
«Лъэтеувэ»-театральное представление.
«Утыку гуащэ»- театральное представление.
5. Одежда. Музыкальные инструменты. Оружие. Орудие труда. (10 часов)

Теория: изучение быта, особенности одежды, музыкальных инструментов, боевого оружия и
орудия труда.
Практика:
Национальная одежда- проектная работа.
«Редадэ и хъыбар»-инсценировка.
Музыкальные инструменты-викторина.
Праздник первой борозды (вак1уэдэк1)-мероприятие.
6. Работа над постановками содержащими национальный
колорит для закрепления
изученных тем базируется на авторских пьесах, нартском эпосе, мифах и легендах и включает
в себя знакомство с легендой, былью, сказкой.
Теория:
. Работа над постановкой включает следующее:
выбор пьесы и обсуждение её с детьми;
 деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ с детьми;
 работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
 поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;
 создание совместно с детьми декораций и костюмов;
 переход к тексту пьесы: работа над эпизодами, уточнение предлагаемых обстоятельств и
мотивов поведения отдельных персонажей;
 работа над выразительностью речи;
 репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита с
музыкальным оформлением;
 репетиция всей пьесы целиком в костюмах;
 назначение ответственных за смену декораций и реквизит;
Практика: Показ постановки: премьера; повторные показы.
Раздел 7. (2 часа) Заключительное занятие:
Теория: Подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого
воспитанника;
Практика: «Творческий отчёт»; награждения.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать этикетные правила и нормы поведения в различных ситуациях;
пять постоянств адыгской этики:
человечность (ц1ыхугъэ)
почтительность (нэмыс)
разум (акъыл.)
мужество (л1ыгъэ)
честь (напэ)
 правильно использовать речевые этикетные формулы, умело вести общение в разных
ситуациях;
 строить сообщения в устной и письменной форме;
Метапредметные:









будет активизирована интеллектуальная и творческая деятельность учащихся;
уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных
ролей, представлять себя, вести дискуссию, умение оценивать с позиции адыгского этикета
собственные поступки и поступки других.
Вступать в речевое общение, аргументировать свою точку зрения, адекватно воспринимать
иные мнения и идеи.
Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;

Личностные:
 сформированный
характер и мировосприятие детей на основе национального
самосознания (знание и уважение своего народа, основ национальной культуры, ее
традиции);
 сформированную общую культуру поведения и общения;
 сформированную культуру межличностных отношений, уважительное и
тактичное
отношение к личности другого человека.
 Развивающееся чувство патриотизма у учащихся через краеведческие знания;
 Любовь к своей Родине, бережное отношение к традициям и обычаям своего народа,
страны и школы.
 укрепление понятия:
доказывать свое человеческое достоинство повседневными
поступками.
 Проявление милосердия ко всем, кто нуждается в помощи.
 Почитание старших, следовать их советам и примеру.
Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий.
Календарный учебный график.
Год
обучения
2025-2026

Дата начала
учебного
года

Стартовый

01.09

Дата
окончания
учебного
года
31.05

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
часов в год

Режим занятий

36

72

1 раз в неделю
по 2 часа.

Условия реализации программы.

Реализация программы т/о «Намыс» осуществляется на базе МКОУ СОШ №1 (ш/о №2) п.
Залукокоаже в кабинете Адыгского этикета. Режим организации занятий по данной
дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным
графиком и соответствует нормам, утверждённым постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020г.№28.
Кадровое обеспечение.
Реализация программы осуществляется педагогическими кадрами , имеющими высшее или
среднее профессиональное образование, а также прошедших курсы повышения квалификации
по профилю деятельности.
Материально-техническое обеспечение.
Помещение:
- Музыкальный зал, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий (наличие
сценического пространства обязательно).
- Столы и стулья для педагога и учащихся,
- шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий, реквизита,
декораций и костюмов.
На занятиях необходимо использование компьютера, музыкальной аппаратуры, сценического
освещения и реквизита.
Формы аттестации/контроля
 тестирование;
 театральные представления;
 анкетирование.
Для определения результативности освоение программы используются следующие виды
аттестации:
Входящий (собеседование);
Текущий контроль: проводится по завершению разделов(викторины, анкетирование, опросы)
текущий контроль помогает выявить пробелы в знаниях учащихся, увидеть в динамике
развитие обучающихся
Промежуточный: проводится 1 раз в полугодие. (анкетирование, выступления перед
публикой).
Итоговый контроль: Творческий отчёт.
Оценочные материалы представлены в виде:
 анкет;
 тестов;
 фото и видео роликов.
Критерии оценки теоретической и практической подготовки обучающегося
Высокий- учащийся освоил практический весь объём знаний, предусмотренной программой.
Средний уровень-объём усвоенных знаний составляет более ½.
Низкий уровень- объём усвоенных знаний составляет менее ½.
Учебно-методическое и информационное обеспечение.
Методы работы
Обучения:














словесный;
иллюстративный;
проектно-исследовательский;
дискуссионный;
проблемно- ситуативный;
игровой;
частично-поисковой.
Воспитания
мотивация;
поощрение;
убеждение;
стимулирование.

Пособие для педагога:
1. Бгажноков Б.Х. «адыгская этика» «ЭЛЬ-ФА» Нальчик, 1999 гъ.
2. Гутов А.М. этюды о кавказском этикете 1998г.
3. Гишев Н.Т. Всё об адыгах. Майкоп, 2002.
4. Дугужев К. «адыгэм папщ1э». Нальчик, 1999 гъ
5. Жыляев Н.Х. Щэнгьасэ. Нальчик. “Эльбрус”. 1995.
6. Жиляев Н. Х. «Адыгэ хабзэмк1э дерсхэр» Нальчик, 1995 г.
7. Загазежев М.Г. очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик,1996г.
8. Кармоков Х. Нарты . Нальчик. “Эльбрус”1995г.
9. Мэшбэш Исхьэкъ «Черкеска». ООО «Полиграф-Юг» Майкоп 2015г.
10. Мэшбэш Исхьэкъ «Редад». ООО «Полиграф-Юг» Майкоп 2016г.
11. Машбаш Исхак «Адыги». ООО «Полиграф-Юг» Майкоп. 2003.
12. Мамхегова Р. А. «Очерки об адыгском этикете» «Эльбрус», 1993г.
13. Ногмов Ш. Б. «Адыгэ народым и тхыдэ». Налшык, 1999 г.
14. Нало З. «Повестхэмрэ псысэхэмрэ». Налчик 2006г.
15. Нало З. Щэнгъасэ. Ет1уанэ тхылъ. Налчик2007г.
16. Уэрзей Афлик «Адыгэ бэракъ». Нальчик. “Эльбрус”. 2013г.
17. Хакунов Исуф «Адыгэ фащэ». Нальчик, 1995 гъ
18. Черкесов А.И. Черкесы и черкесский этикет 1996г.
19. Мафедзов С.Х. Адыги. Обычаи, традиции (Адыгэ хабзэ). Нальчик, 2000.
Литература для детей:
1. Кармоков Х. «Бажэ пшынэ». Нальчик, 1995г
2. Кармоков Х. Нарты. Нальчик,1995г.
3. Мизов М.Л. Адыгэ сабий литературэ Нальчик,1994г.
4. Нало З. Таурыхъищэ.Адыгэ таурыхъхэр, “Эльбрус”. 1992
5. Сабий щэнгъасэ.Япэ тхылъ, “Эльбрус”. 1998

Интернет - ресурсы
1. Центр национальных культур www.kubanetnos.ru
2. Газета «Адыгэ псалъэ» http://adyghepsale.ru/
3. Журнал «Ошхомахо» http://pressa.smikbr.ru/oshhamaho
4. Журнал для детей «Нур» http://nurkbr.ru/
Технические средства
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Компьютер с принтером.
4. Проектор.
5. Фотокамера.
6. Интерактивная доска.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

Рабочая программа на 2025-2026 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе
«Намыс»

Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1год, 72 часа
Адресат программы:5-10 лет
Форма обучения: очная,
Автор: Бабугоева Эмма Сарабиевнапедагог дополнительного образования

Залукокоаже, 2025г
Характеристика объединения «Намыс»
Деятельность объединения «Намыс» имеет социально педагогическую направленность.
Количество обучающихся объединения «Намыс» составляет 135 человек.
Из них мальчиков-75, девочек -60.
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 5 до 10 лет
Формы работы индивидуальные и групповые
Цель программы:
Выработать у обучающихся ценностные ориентаций, основанные на
традициях и требованиях адыгского этикета, создать условия для осознания учащимися
важности сохранения культуры народа, всех ценностей этой культуры, без которых народ не
может считаться народом.
Задачи:
Предметные:










познакомить учащихся с этикетными правилами и нормами поведения в различных
ситуациях;
o донести до каждого ребёнка пять постоянств адыгской этики:
человечность (ц1ыхугъэ)
почтительность (нэмыс)
разум (акъыл.)
мужество (л1ыгъэ)
честь (напэ)
научить, правильно использовать речевые этикетные формулы, умело вести общение в
разных ситуациях;
строить сообщения в устной и письменной форме;
Метапредметные:
активизировать интеллектуальную и творческую деятельность учащихся;
умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных
ролей, представлять себя, вести дискуссию, умение оценивать с позиции адыгского
этикета собственные поступки и поступки других.
Вступать в речевое общение, аргументировать свою точку зрения, адекватно
воспринимать иные мнения и идеи.
Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
научить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая










электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
Личностные:
Формировать характер и мировосприятие детей на основе национального самосознания
(знание и уважение своего народа, основ национальной культуры, ее традиции);
формировать общую культуру поведения и общения;
формировать культуру межличностных отношений, уважительное и
тактичное
отношение к личности другого человека.
воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания;
Любить свою Родину, помнить, откуда ты родом, беречь и преумножать традиции своего
народа, страны и школы.
Повседневными поступками укреплять и доказывать свое человеческое достоинство.
Быть милосердным ко всем, кто нуждается в помощи.
Почитать старших, следовать их советам и примеру.

Календарно тематический план
№
I

Наименование тем
Вводное занятие

Всего
часов

Часы
теории

2

Знакомство
с
программой
кружка,
правилами
поведения
1
на кружке, с инструкциями по
охране труда.
2
Противопожарный инструктаж.
II Моя малая родина
7
Образование КБР. Символика
1.
(Флаг, герб, гимн).
Кто
такие
адыги,
их
2.
происхождение
3.История развития КБР.
Илъсищэм къызэк1уэц1ырык1а
4.
си къуажэ дахэ
Зыплъыхьак1уэ
Абыкъу
5.
садыжьым
История
празднования
дня
6.
Адыгов.
Экскурсия в краеведческий
7.
музей
III Нартский эпос
6
1
Нарт эпосым къызэщ1иубыдэр.
2
Нарт л1ыхъужьхэр

Часы
практи
ки
-

1

-

1
5

2

1
1
1
1

1
1
3
1
1

1
3

Дата занятия
По плану

По факту

Нарт эпосым къыщыгъэлъэгъуа
ц1ыхубз обрэзхэр.
Ц1ыхугъэр, напэр,акъылыр,
л1ыгъэр, нэмысыр эпосым
4
къызэрыгъэлъэгъуар.
5
«Тхьэгъэлэдж и мэш»
«Бэдынокъуэ нартхэм
6
къахилъхьа хабзэф1ыр»
Адыгство; (человечность,
IV почтительность, мудрость,
16
мужество, честь.)
Нэхъыжьым пщ1э хуэщ1ыныр
1
адыгэм и къэлэн нэхъыщхьэщ
Ц1ыхум пщ1э хуэзымыщ1ым
2
пщ1э и1энукъым
3
Шынэ – ук1ытэ.
«Емык1у – ек1у. Щомахуэ
4
1эмырхъан «Напэ»
Нэмысыр лъэ1ук1э
5
къахьыркъым.
Дэтхэнэ ц1ыхуми пщ1э хуэщ1.
6
Щомахуэ А. «Ф1ыщ1э»
Тэмакъ к1ыхьагъэ –
7
(толерантность). «Щэным я
нэхъ 1эф1ыр тэмакъ к1ыхьщ».
Хахуагъэ. «Псэр тыи напэр
8
къащтэ».
«Уи щхьэ ущымытхъуж – уф1мэ
9
укъалъэгъунщ».
Акъылыр сыт 1уэхуми и
10 лъабжьэщ. «Къуийц1ык1урэ
Иныжьмрэ»
Къэмыланджэ. «Адыгэл1рэ л1ы
11
бэшэчрэ».
12 «Л1ыгъэм ц1ыхугъэр игъусэу»
13 Лъэпкъ 1ей щы1экъым…
Адыгэ хабзэм, адыгагъэм
14
къемык1ухэр.
15 «Псэу гъагъэ си бзэ дахэ!»
Адыгэ алфавитмрэ тхыбзэмрэ
16
къак1уа гъуэгур.
Обычаи и традиции
V
19
адыгского народа
Унагъуэмрэ хабзэмрэ.
1. «Бынунагъуэ зэгуры1уэм нэсып
къыхуок1уэ».
Адыгагъэк1э бзылъхугъэм
2.
зэрихьэн хуей хабзэр.
Адыгагъэк1э ц1ыхухъухэм
3.
хэлъын хуей хабзэр
4. Адыгагъэк1э бзылъхугъэмрэ
3

1
1
1
1
14

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1

1
4

5.
6.
7.
8.
9.

10
.
11
.
12
.
13
.
14
.
15
.
16
.
17
.
18
.

ц1ыхухъумрэ я зэхущытык1эхр.
Адыгэхэм сабийм
к1элъызэрахьэ хабзэхэр
«Гущэхэпхэ» постановкэ
«Лъэтеувэ» постановкэ
Тхьэлъэ1у те1уахэмрэ
темы1уахэмрэ.
«Адыгэм и хьэщ1эр быдап1э
исщ».
Хьэщ1эми бысымыми зэрахьэн
хуей хабзэр.
Хьэщ1эщ.

1

1
1
1
1

Адыгэ ирыскъыгъуэхэр

1

Адыгэ 1энэм и хабзэхэр.

1

Хъыджэбз хьэщ1э.

1

Щ1алэ хьэщ1э.

1

Ц1ыху 1ущ, джэгуак1уэ
Къэзэнокъуэ Жэбагъы.
«Жэбагъы и хъуахъу» жыхуи1эр постановкаэу
гъэувын.
Адыгэм я илъэсыщ1эр.

Маф1эщхьэтыхь. Зэхьэзэхуэм
зыхуэгъэхьэзырын.
Егъэк1уэк1ын.
Одежда.
VI
Национальные танцы.
Адыгэ къэфэк1эхэр, абыхэм
1
ехьэл1а хабзэхэр.
2Адыгэ джэгум и ек1уэк1ык1эр.
3Мэкъамэ 1эмэпсымэхэр.
4Адыгэ тхыпхъэхэр
Ц1ыхухъу фащэм и
5
зэхэлъык1эр.
6Ц1ыхубз фащэм и зэхэлъык1эр.
7Адыгэ щ1ак1уэ
«Утыку гуащэм и хъыбар».
8
(Постановкэ).
VI Оружие. Орудие труда
I
1.Адыгэ
1
зэщ1ыгъук1эхэр.
2.Гъуэгум
2
щызэрахьэ хабзэр.
3.Зэрызауэ
6
1эщэхэр.
4.Зауэм
7 л1ыгъэрэ хабзэу зэрахьар
1эщэхэр.
5.Зэрылажьэ
9

1
1

1
1
1

19
.

1
8

3
1
1
1

5
1
1
1
1
1

7

6

1
1
1
1

1

1

«Вак1уэдэк1»
Адыгэхэм щ1ым елэжьык1эу
6.
я1ахэр.
7.«Адыгэш».
1
Шыф1ыр л1ыгъэм и
ныкъуэщ.
0
VI Помним, чтим. (разные эпохи
5
II воин).
Адыгэхэм
зауэм
л1ыгъэрэ
1.
хабзэу зэрахьар
2.«Редадэ и хъыбар»
3. Илъсищэ
1
Урысей-Кавказ зауэ
4.Къэнжал
2
зауэ.
5.ВОВ
5 «Щремы1э зы зауэ лыгъэ!»
IX Заключительное занятие
2
1
Яджар къызэщ1экъуэжын
2
«Творческий отчёт»
Итог
72ч

1
1
3
1
1
1
1
1
52

2
1
1
1
1
20

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ» МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА КБР

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Районный центр дополнительного образования»
Зольского муниципального района КБР

Программа воспитания обучающихся
на 2025-2026 учебный год
к дополнительной общеразвивающей программе
«Намыс»

Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: стартовый
Вид программы: модифицированный
Срок реализации: 1год, 72 часа
Адресат программы:5-10 лет
Форма обучения: очная.
Автор: Бабугоева Эмма Сарабиевнапедагог дополнительного образования

г.п. Залукокоаже
2025 год.
Воспитание – это социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на
сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально
значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.

Цель программы: создание условий для формирования социально-активной,
творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор
жизненной позиции, а так же кдуховному и физическому самосовершенствованию,
саморазвитию в социуме, создание условий для развития у обучающихся мотивации к
познанию, обучению, самоуправлению, ведению ЗОЖ, формирование гражданской
позициии профориентации.
Основные задачи воспитательной работы:

- формированиемировоззренияисистемыбазовыхценностейличности;
- организацияинновационнойработывобластивоспитанияидополнительногообразования;
- организационно-

правовыемерыпоразвитиювоспитанияидополнительногообразованияобучающихся;
приобщениеобучающихсякобщечеловеческимнормамморали,национальнымустоямитрадици
ям образовательного учреждения;
обеспечениеразвитияличностииеёсоциальнопсихологическойподдержки,формированиеличностных качеств,необходимых для жизни;
воспитание внутренней потребности личности в
здоровом
образе
жизни,ответственногоотношенияк природнойисоциокультурнойсредеобитания;
развитиевоспитательногопотенциаласемьи;
поддержкасоциальныхинициативидостиженийобучающихся.

Практические задачи:
- Выстраивание системы воспитательной работы согласно основным положениям Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года;
- Формировать у детей уважение к своей семье, обществу, государству, к духовнонравственным ценностям, к национальному, культурному и историческому наследию;
- Организовать работу, направленную на популяризацию традиционных российских
нравственных и семейных ценностей; создать условия для сохранения и поддержки этнических
культурных традиций, народного творчества;
- Формировать у учащихся ответственное отношение к своему здоровью и потребность в
здоровом образе жизни;
- Вести работу, направленную на профилактику правонарушений, социально-опасных явлений
на основе развития сотрудничества с социальными партнерами;

- Воспитывать у детей уважение к труду; содействовать профессиональному самоопределению
учащихся;
Методологическую базу воспитательной системы составляют следующие подходы:
Системный подход. Сущность подхода заключается в системном видении педагогических
явлений и процессов, в различении отдельных компонентов системы и установлении между
ними связей, в оценке результатов их взаимодействия и построении связей с другими
внешними системами.
Личностно-ориентированный подход. Сущность подхода заключается в методологической
ориентации педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему
взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы
самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой
индивидуальности. Этот подход связан с устремлением педагога содействовать развитию
индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств.
Средовой подход предполагает использование окружающей социальной среды, ее культурных и
социальных объектов для гармоничного развития личности ребенка и воспитания
гражданственности.
Рефлексивный подход позволяет использовать приемы рефлексии для формирования у ребенка
потребности осуществлять самооценку своих отношений, результатов деятельности путем
сравнения этих оценок с оценками окружающих людей, а также для дальнейшего
корректирования собственной позиции.
Основные принципы организации воспитания
Принцип гуманизма предполагает отношение к личности ученика как к само ценности и
гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной личности,
способной к саморазвитию и успешной реализации своих интересов и целей в жизни.
Принцип духовности проявляется в формировании у школьника смысл жизненных духовных
ориентаций, интеллигентности и образа мысли российского гражданина, потребностей к
освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм
гуманистической морали.
Принцип субъектности заключается в том, что педагог активизирует, стимулирует стремление
обучаемого к саморазвитию, самосовершенствованию, содействует развитию его способности
осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои
действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы.
Принцип патриотизма предполагает формирование национального сознания у молодежи как
одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения, обеспечивающего
целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной
культуры во всех ее проявлениях.
Принцип демократизма основан на взаимодействии, на педагогике сотрудничества педагога и
ученика, общей заботы друг о друге.
Принцип конкурентоспособности выступает как специфическая особенность в условиях
демократического общества, предполагающая формирование соответствующего типа личности,
способного к динамичному развитию, смене деятельности, нахождению эффективных решений
в сложных условиях конкурентной борьбы во всех сферах жизнедеятельности.
Принцип толерантности предполагает наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению
других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения, не

укладывающихся в рамки повседневного опыта, но не выходящих за нормативные требования
законов.
Принцип вариативности включает различные варианты технологий и содержания воспитания,
нацеленность системы воспитания на формирование вариативности мышления, умение
Направление
Задачи:
воспитательной
работы

Мероприятия воспитательноразвивающего характера

Гражданско1. « День рождения Республики».
Формирование
Патриотическое гражданско2. «День народного единства», «Я –
патриотического
гражданин России»
сознания, чувство
любви к родному краю,
своей малой родине на
.3. «Адыги на Земле моей живут»
основе приобщения к познавательно – развлекательное
родной природе,
мероприятие ко Дню Адыгов.
культуре и традициям;
День национального адыгского
Воспитание
костюма: «Адыгэ фащэ- это стиль ,
стремления
вкус, красота.
чувствовать и
осознавать себя частью
большого этноса,
выражать свою
собственную
субкультуру;
уважительное
отношение к
наследиям других
народов;
патриотизм, уважение
к культурному
прошлому России,
Малой родины;

4.»День защитника Отечества» соревновательное мероприятие
5. «Этот День Победы» - участие в
акциях и в общешкольном
праздничном концерте.
6.изучение государственной
символики России и КБР.

Духовнонравственное

Срок
выполнен ответственны
ия
й
сентябрь Бабугоева
Э.С.
ноябрь

сентябрь
сентябрь
февраль
май

сентябрьапрель

Формировать основы 1. «Культура поведения у адыгов» октябрь Бабугоева
викторина 3-4кл.
Э.С.
нравственного
самосознания личности
2. «Жьым фымыщ1 и жагъуэ».
– способности
октябрь
Мероприятие с приглашением
формулировать
анализировать и предполагать желаемый результат своей деятельности.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают
развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Календарно-тематический план
воспитательной работы

Эстетическое

собственные
нравственные
обязательства,
осуществлять
нравственный
самоконтроль,
требовать от себя
выполнения
моральных норм,
давать нравственную
оценку своим и чужим
поступкам;

бабушек.

4. «День матери» - участие в
общешкольном концерте
посвященному Дню матери.

ноябрь

воспитывать
способность
восприятия и
правильного
понимания
прекрасного в
действительности и в
искусстве, воспитание
эстетических чувств,
суждений, вкусов, а
также способности и
потребности
участвовать в создании
прекрасного в
искусстве и в жизни;
развивать их
творческое мышление
и способности.

1. Происхождение и символика
адыгского орнамента.

В течение Бабугоева
Э.С.
года

3. Конкурс «украсим нашу ёлку»

декабрь

Экологическое формировать у детей
воспитание
бережное отношение к
природе; воспитывать
нравственную
культуру;
обогащать
представление о добре
и зле, положительном
и отрицательном
воздействии человека
на природу;
формировать опыт
разумного и гуманного
поведения в природе;
формировать новые
знания об оказании
помощи природе.

3.«Добро в адыгских сказаниях».
Викторина

февраль

4.«Концерт для бабушек и мам» - март
праздничное мероприятие
посвящённое 8 марта.

1 «Экологическая неделя»

2 «Красная книга КБР» читательская конференция.

Каждые
три
месяца
март

3. Месячник охраны окружающей
среды.

октябрь

4.«Помоги птицам». Акция

Апрель

Бабугоева
Э.С.

ОБЖ и
здоровосберега
щее
напрвление

Формировать основы
здорового образа
жизни; правильное
питание, занятие
физическими
упражнениями,
закаливание,
соблюдение режима
дня, соблюдение норм
гигиены. отказ от
вредных привычек.
Систематизировать
знания детей о
здоровье, способах его
укрепления и
сохранения;

1.Инструктаж по технике
безопасности.

сентябрь Бабугоева
Э.С.

2. Разучивание физминуток и
комплекса релаксационных
упражнений.

В течение
года

3. «Здоровое питание» - беседа с
презентацией

В течение
года

4.Игровы, состязания на открытой В течение
года
площадке.

Туристическокраеведческая
деятельность
совместно с
краеведческим
музеем

Краеведческая экскурсия, поход В течение
выходного дня,
года
соревнования,
викторина,
встреча с интересным человеком,
посещение мероприятий в
библиотеке, музее
путевые заметки, обрядовые
танцы и т.п.

Массовые
мероприятия

1..Отчётный концерт за первое февраль
полугодие.
май
2.Творческий отчёт.
3. Театрализованное
представление для дошколят.

Бабугоева
Э.С.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».